Раздел
| Тема и количество часов на ее изучение
|
I. Художественная культура XVII-XV111 вв.
13 часов
| Стилевое многообразие искусства XVII-XVIII вв. 2
Архитектура барокко. 1
|
| Изобразительное искусство барокко. 1
|
| Классицизм в архитектуре Западной Европы. 1
|
| Шедевры классицизма в архитектуре России. 2
|
| Изобразительное искусство классицизма и рококо. 1
|
| Реалистическая живопись Голландии. 1
|
| Русский портрет XVI11 в. 1
|
| Музыкальная культура барокко. 1
|
| Композиторы Венской классической школы. 1
|
| Театральное искусство XVII— XV111 вв. 1
|
II. Художественная культура XIX в.
9 часов
| Романтизм. 1
Изобразительное искусство романтизма. 1
|
| Реализм — художественный стиль эпохи. 1
|
| Изобразительное искусство реализма. 1
|
| «Живописцы счастья» (художники импрессионизма). 1
|
| Многообразие стилей зарубежной музыки. 1
|
| Русская музыкальная культура. 1
|
| Пути развития западноевропейского театра.1
|
| Русский драматический театр. 1
|
Ш. Художественная
| Искусство символизма. 1
|
культура XX в.
12 часов
| Триумф модернизма. 1
Архитектура: от модерна до конструктивизма. 1
|
| Стили и направления зарубежного изобразительного искусства. 1
|
| Мастера русского авангарда. 1
|
| Зарубежная музыка XX в. 1
|
| Русская музыка XX столетия. 1
|
| Зарубежный театр. 1
|
| Русский театр XX в. 1
|
| Становление и расцвет мирового кинематографа. 2
|
| Обобщение по темам курса. 1
|
Урок
| Тема
| Содержание материала
| Кол-во часов
| Сроки
| Тип урока
| Компетенции
|
1,2
| Стилевое многообразие искусства XVII-XVIII вв.
| Стили и художественные направления в искусстве. Разграничение понятий «стиль» и «историческая эпоха» в искусстве.
Человек и новая картина мира. Возникновение новых стилей и Возрождение. От «трагического гуманизма» Возрождения к барокко и классицизму. Эстетика и главные темы искусства барокко и классицизма. Понятие 0 рококо. Реалистические тенденции в развитии искусства XVII— XVIII вв.
Взаимопроникновение и обогащение художественных стилей
| 2
|
| комбинированный
|
|
3
| Архитектура барокко
| Характерные черты архитектуры барокко. Шедевры итальянского барокко. Творчество Лоренцо Бернини. Оформление площади перед собором Святого Петра в Риме. Архитектурные творения Ф. Б. Растрелли в Санкт-Петербурге и его окрестностях. «Дивное узорочье» московского барокко
| 1
|
| комбинированный
|
|
4
| Изобразительное
искусство
барокко
| Скульптура и живопись барокко, основная тематика и се художественное воплощение.
П. П. Рубенс — «король живописи». Судьба художника, основные этапы его творческой биографии. Характерные особенносги живописной манеры. Мифологические и библейские сюжеты и образы в произведениях Рубенса (по выбору, с обобщением ранее изученного)
| 1
|
| комбинированный
|
|
5
| Классицизм в архитектуре Западной Европы
| Идея величия и могущесгва империи, нашедшая образное воплощение в архитектурных сооружениях классицизма и ампира. Xapaктерныe черты архитектуры классицизма. Создание нового типа грандиозного дворцового ансамбля (ансамбли Парижа). Прогулка по Версалю — зримому воплощению парадно-официальной архитектуры классицизма. Развитие понятия 0 регулярных (французских) парках (обобщение ранее изученного). Архитектурные творения К. Рена. Собор Святого Павла — главное творение архитектора
| 1
|
| комбинированный
|
|
6,7
| Шедевры классицизма в архитектуре России
| «Архитектурный театр» Москвы (В. И. Баженов и М. Ф. Казаков). Дом Пашкова, дворцовый ансамбль в Царицыно — лучшие творения В. И. Баженова (по выбору).
| 2
|
| комбинированный
|
|
|
| Классический облик Москвы в творчестве М. Ф. Казакова. Проект здания Сената в Кремле, строгость и простота внешнего облика «русского Пантеона» (по выбору). «Строгий, стройный вид» Петербурга. Архитектурный облик Северной Пальмиры и его блистательные зодчие (по выбору). Архитектурные пригороды Санкт-Петербурга. Здание Двенадцати коллегий Д.Трезини, Адмиралтейство А. Д. Захарова, Казанский собор л. И. Воронихина (по выбору)
|
|
|
|
|
8
| Изобразительное
искусство классицизма и рококо
| От классицизма к академизму в живописи. Пуссен как основоположник классицизма. Характерные черты его живописи. Мифологические, исторические, религиозные и пейзажные темы его произведений (с обобщением ранее изученного). Творчество Ж. Л. Давида. Мастера «галантного жанра» (рококо): А. Ватто, Ф. Буше (по выбору)
| 1
|
| комбинированный
|
|
9
| Реалистическая живопись Голландии
| Многообразие жанров голландской живописи и ее знаменитые мастера. Творчество Рембрандта — вершина реализма. Судьба художника, основные вехи его творческой биографии. Своеобразие художественной манеры, богатство и разнообразие тематики произведений. Мифологические и библейские сюжеты и образы (обобщение ранее изученного). Рембрандт — блестящий мастер портретной живописи (по выбору)
| 1
|
| комбинированный
|
|
10
| Русский портрет XVIII в.
| У истоков портретного искусства. Шедевры русских портретистов: Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского. Мастера скульптурного портрета: Б. К. Растрелли, Ф. И. Шубин, М. И. Козловский (по выбору, с обобщением ранее изученного)
| 1
|
| комбинированный
|
|
11
| Музыкальная
культура
барокко
| Расцвет гомофонно-гармонического стиля в опере барокко. Создание оперных школ в Италии и их выдающиеся мастера.
Высший расцвет свободной полифонии в творчестве И. С. Баха. Многогранность и разнообразие творческого наследия композитора. Русская музыка барокко
| 1
|
| комбинированный
|
|
12
| Композиторы Венской классической школы
| Музыка Венской классической школы — высшее выражение эстетики классицизма. Формирование классических жанров и принципов симфонизма. Музыкальный мир В. А. Моцарта. Судьба композитора и основные этапы его творческой биографии. Оперные шедевры Моцарта (по выбору). Л. ван Бетховен: путь от классицизма к романтизму, его смелые эксперименты и творческие поиски. Разнообразие музыкального наследия композитора (по выбору, с обобщением ранее изученного)
| 1
|
| комбинированный
|
|
13
| Театральное искусство XVII-XVIII вв.
| Западноевропейский театр барокко, его особенности, цели и задачи. Золотой век французского театра классицизма, его основные драматурги и художественные принципы. Мольер — создатель классической комедии, бытописатель нравов современного общества (с обобщением ранее изученного). Пути развития русского драматического театра (с обобщением ранее изученного)
| 1
|
| комбинированный
|
|
14
| Романтизм
| Романтизм как художественный стиль эпохи конца XVIП — начала XIX в. «Путь к свободе через красоту» (эстетика романтизма). Национальное своеобразие романтизма в искусстве различных стран (по выбору). Значение романтизма для дальнейшего развития мировой художественной культуры
| 1
|
| комбинированный
|
|
15
| Изобразительное искусство романтизма
| Герой романтической эпохи в творчестве Ф. Гойи, Э. Делакруа, 0. А. Кипренского и К. П. Брюллова. Пейзажная живопись. История глазами романтиков
| 1
|
| комбинированный
|
|
16
| Реализм — художественный стиль эпохи
| «Правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах» (художественные принципы реалистического искусства). Реализм и романтизм, их связь и отличие
| 1
|
| комбинированный
|
|
17
| Изобразительное искусство реализма
| Интерес к жизни человека простого сословия и бытовые картины жизни в творчестве Г. Курбе, О. Домье, художников-передвижников: И. Е. Репина, В. И. Сурикова. Мастера реалистического пейзажа. История и реальность
| 1
|
| комбинированный
|
|
18
| «Живописцы счастья» (художники импрессионизма)
| Художественные искания импрессионистов. Пейзажи впечатления К. Моне. Жизнь и Человек в произведениях Э. Дега, 0. Ренуара. Постимпрессионизм В. ван Гога, П. Сезанна, П. Гогена
| 1
|
| комбинированный
|
|
19
| Многообразие
стилей
зарубежной
музыки
| Западноевропейская музыка романтизма.
Романтический идеал и его отображение в музыке Р. Вагнера и Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Г. Берлиоза (по выбору).
Музыка импрессионизма. Творчество К. Дебюсси и М. Равеля (по выбору)
| 1
|
| комбинированный
|
|
20
| Русская
музыкальная
культура
| Русская музыка романтизма. Зарождение русской классической музыкальной школы. М. И. Глинка как основоположник русской музыкальной классики.
Композиторы «Могучей кучки»; М. А. Балакирев, А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков (по выбору, с обобщением ранее изученного).
Многообразие творческого наследия П. И. Чайковского (с обобщением ранее изученного)
| 1
|
| комбинированный
|
|
21
| Пути развития западноевропейского театра
| «Порывы духа и страсти души» в театре романтизма. В. Гюго как теоретик и реформатор театральной сцены. «Торжество правды и истины» в реалистическом театре. Э. Золя как теоретик западноевропейского театра реализма. Реализм и символизм в национальном драматическом театре
| 1
|
| комбинированный
|
|
22
| Русский
драматический
театр
| Русский театр романтизма и его знаменитые актеры (П. С. Мочалов и В. А. Каратыгин). Русский реалистический театр и его драматурги (по выбору, с обобщением ранее изученного). М. С. Щепкин — выдающийся актер и реформатор русской театральной сцены. «Русский национальный театр» А. Н. Островского. Особенности театра А. П. Чехова (обобщение ранее изученного). Рождение МХТ
| 1
|
| комбинированный
|
|
23
| Искусство символизма
| Художественные принципы символизма и его известные мастера. Символ и аллегория в искусстве. Символ и миф в живописи. Символизм в творчестве М. А. Врубеля и В. Э. Борисова-Мусатова
| 1
|
| комбинированный
|
|
24
| Триумф модернизма
| Модерн — «последняя фаза искусства прошлого века». Создание новых художественных форм и образов, выработка единого интернационального стиля в искусстве. Особенности модерна в различных видах искусства (по выбору)
| 1
|
| комбинированный
|
|
25
| Архитектура: от модерна до конструктивизма
| Идеи и принципы архитектуры начала XX в.
Мастера и шедевры зарубежной архитектуры: А. Гауди, В. Орта, Ш. Э. Jle Корбюзье, Ф. Л. Райт, 0. Нимейер (по выбору). Архитектурные достижения России. Творчество Ф. О. Шехтеля. Модерн как основа для формирования и развития архитектуры конструктивизма
| 1
|
| комбинированный
|
|
26
| Стили
и направления зарубежного изобразительного искусства
| Разнообразие художественных направлений и стилей изобразительного искусства. Фовизм А. Матисса. Кубизм П. Пикассо. Сюрреализм С. Дали
| 1
|
| комбинированный
|
|
27
| Мастера русского авангарда
| Абстракционизм В. Кандинского. Супрематизм К. Малевича. «Аналитическое искусство» П. Филонова. В. Татлин — основоположник живописного конструктивизма
| 1
|
| комбинированный
|
|
28
| Зарубежная музыка XX в.
| Музыкальный мир XX в., разнородность его стилей и направлений. Новые принципы организации музыки. Мастера музыкальной классики. Искусство джаза и его истоки. Рок-музыка. Мюзиклы Э. Ллойда Уэббера (по выбору)
| 1
|
| комбинированный
|
|
29
| Русская музыка XX столетия
| Традиции символизма и романтизм в творчестве А. Н. Скрябина. Многообразие творческого наследия С. В. Рахманинова и И. Ф. Стравинского (по выбору). Творчество С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича и/1. Г. Шнитке
| 1
|
| комбинированный
|
|
30
| Зарубежный театр XX в.
| Основные пути развития зарубежного театра. Интеллектуальный театр Б. Шоу. Экспрессионизм и сюрреализм на театральной сцене. Театр абсурда. Эпический театр Б. Брехта. Творческие эксперименты П. Брука. Зарубежный театр последних лет
| 1
|
| комбинированный
|
|
31
| Русский театр XX в.
| К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко как основоположники русского театрального искусства. Понятие о «системе Станиславского» (обобщение ранее изученного). Театральный авангард В. Э. Мейерхольда и А. Я. Таирова (по выбору, с обобщением ранее изученного). Мастера современного отечественного театра
| 1
|
| комбинированный
|
|
32,33
| Становление и расцвет мирового кинематографа
| Рождение и первые шаги кинематографа. Великий немой. Ч. С. Чаплин — выдающийся комик мирового экрана и его лучшие роли. Рождение звукового кино.
Киноавангард XX в. Рождение национального кинематографа. Шедевры отечественного кино, его режиссеры и исполнители
| 2
|
| комбинированный
|
|
34,35
| Заключительные уроки
| Проведение семинарского занятия, выполнение учебных и творческих заданий (эссе, докладов, рефератов, отзывов, сочинений, рецензий) и их защита по изученной теме курса
| 2
|
| Урок закрепления знаний
|
|