|
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное
учреждение города Москвы
ГИМНАЗИЯ № 1558
имени Росалии де Кастро
|
| Рассмотрено на заседании кафедры историко-эстетического цикла
«28» августа 2013г.
Согласовано заместителем директора по учебной работе
С. И. Левиной
Утверждаю
Приказ № 119/382 «02» 09. 2013г.
Директор гимназии №1558
Г.И. Юсуповой
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА
«МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА/МУЗЫКА»
6 -7 КЛАССЫ
(базовый, гимназический, профильный уровень) (1 час в неделю, за год-34 часа)
типовая, модифицированная, авторская программа
Составлена на основе ФГОС
Составитель: Добрынина Галина Васильевна
Учебный год 2013-2014 МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА\/МУЗЫКА
6 -7 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа «Мировая художественная культура/Музыка для 6-7 классов» создана на основе программы Солодовникова Ю. А.«Художественная культура Древнего мира, Средних веков и эпохи Возрождения. 6—8 классы», М.:, «Владос», 2001 г., В 5-7-х классах предмет «Мировая художественная культура» изучается интегрировано с предметом «Музыка», поэтому блок музыки представлен как часть уроков в течении всего года по соответствующим темам курса «Мировая художественная культура».
Общим дидактическим принципом построения программы стал принцип историко-типологического единства, в котором осуществляется последовательность изложения разделов и тем в соответствии с количеством учебных часов, отведенных в учебных планах. Программа рассчитана на первичное знакомство учащихся 5—9 классов с высокохудожественными образцами мировой художественной культуры. Основным искусством для создания эмоциональной среды урока стало изобразительное искусство (архитектура, скульптура, живопись), дополненное чтением фрагментов произведений литературы и прослушиванием музыки. Вместе с тем программа рассчитана на активное использование знаний, полученных учащимися на уроках в области гуманитарного знания.
В 6-ом классе изучается Художественная культура античного мира (Древняя Греция и Древний мир) и Художественная культура Древнего и средневекового Востока, в 7-ом классе - Художественная культура стран Арабского халифата и Художественная культура средневековой Европы и Древней Руси.
При создании рабочей программы учитывалась специфика предмета и возможность подбирать материал для наиболее полного раскрытия содержания темы уроков. Для успешной реализации программы при планировании учитывались следующие условия:
сохранение в качестве содержательного основания предмета эстетической триады «слово - звук - цвет», что означает существование в его образовательном пространстве литературы, музыки, изобразительного искусства;
выделение в качестве дидактической организации знания данного типа культуры не только его «главной идеи», но и «главного артефакта эпохи» (изобразительное искусство, литература, музыка), в котором эти идеи нашли адекватное отражение;
выявление взаимосвязей артефактов художественной культуры, участвующих в создании художественной картины мира (синтез искусств), как в родственной им социокультурной среде, так и в последующих культурах (вечные темы, идеи, сюжеты).
Цели курса:
развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
воспитание художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры;
освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре; их характерных особенностях;
овладение обучающимися умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение.
Задачи: • дать представление об общих закономерностях возникновения и развития древних цивилизаций (причины распада и ухода с мировой арены), их сходстве и различиях и характерных особенностях типов культур, возникших в эпоху Древнего мира; • познакомить с памятниками архитектуры, скульптуры, живописи и литературы, созданными народами Древнего мира; • раскрыть особенности художественной культуры Древней Греции и Древнего Рима; • показать на примере памятников художественной культуры народов Древнего мира, что определяющей формой мышления в эту эпоху была мифология, поэтически переосмысленная и переработанная древними авторами античного мира; • выявить на примере памятников архитектуры, скульптуры, живописи и литературы главные проблемы эпохи: законы происхождения мира, (мифологические системы), отражение в художественных памятниках модели мироздания (пирамида и храм), участие человека в миротворении и поддержании существующего миропорядка (обряды и жертвоприношения), решение проблемы бессмертия; • показать, что ответ на главный вопрос эпохи «Что есть мир?», в художественной культуре был дан в мифопоэтической форме мышления на основе изучения человеком Древнего мира и Античности объективных явлений природы; • развивать художественный вкус, аналитические способности и эстетическую мотивацию учащихся в процессе просмотра и обсуждения произведений искусства народов мира и при выполнении творческих заданий.
В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируется формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков. Тематическое планирование построено таким образом, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействие искусства с жизнью. При раскрытии темы урока предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к произведениям искусства должно служить источником развития образного мышления.
В тематическом планировании определены виды и приемы деятельности школьников на уроках мировой художественной культуры с использованием разнообразных форм выражения:
- восприятие произведений искусства;
- изучение художественного наследия;
- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
-прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Темы и задания уроков предполагают умение организовывать уроки-диспуты, уроки-экскурсии и уроки-праздники. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует интерес учащихся к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
Промежуточная аттестация учащихся осуществляется в форме тестирования, анализа художественных произведений; итоговая аттестация - в форме защиты рефератов, проектов, обобщающих уроков.
Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.
Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования. Для реализации программного содержания используются учебники:
Мировая художественная культура: от наскальных рисунков до киноискусства [Электронный ресурс] : мультимедийное учеб. пособие для общеобразоват. учреждений гуманитарного профиля. - М. :Новый Диск, 2004. - 2 электрон, опт. диска (CD-ROM).
Вачъянц,А. М. Семь чудес Древнего мира-М.: Айрис-Пресс, 2010.
Солодовников Ю.А. Человек в мировой художественной культуре: Учебник для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.А.Солодовников. – М.: Просвещение, 2007г.
Солодовников Ю.А. Человек в мировой художественной культуре: Учебник для 7 кл. общеобразоват. учреждений / Науч.ред. Н.И.Киященко. – М.: Просвещение, 2007 г.
Литература
Алпатов, М. В. Древнерусская иконопись / М. В. Алпатов. - М. : Изобразительное искусство, 1978.
Алпатов, М. В. Немеркнущее наследие / М. В. Алпатов. - М. : Просвещение, 1990.
Большой путеводитель по Библии : [пер. с нем.]. - М., 1993.
Барская, Н. А. Сюжеты и образы древнерусской живописи / Н. А. Барская. - М. : Просвещение, 1993.
Вагнер, Г. К. Искусство Древней Руси / Г. К. Вагнер, Т. Ф. Владышевская. - М. : Просвещение, 1993.
Гумилев, Л. Н. Древняя Русь и Великая степь / Л. Н. Гумилев. - М. : ACT, 2004.
Дмитриева, Н. А. Краткая история искусств : в 2 кн. / Н. А. Дмитриева. - М. : Галарт, 2008.
Зотов, А. И. Русское искусство с древних времен до начала XVII века / А. И. Зотов. - М., 1983.
Ильина, Т. В. История искусств. Русское и советское искусство / Т. В. Ильина. - М. : Высшая школа, 1989.
История русского искусства : в 3 т. / под ред. М. М. Раковой и И. В. Рязанцева. - М., 1991.
Круглов, Ю. Г. Русские обрядовые песни / Ю. Г. Круглов. - М., 1991.
Любимов, Л. Д. Искусство Древней Руси / Л. Д. Любимов. - М. : Просвещение, 1996.
Рапацкая, Л. А. Русская художественная культура / Л. А. Рапацкая. - М. : ВЛАДОС, 2006.
Рапацкая, Л. А. История русской музыки / Л. А. Рапацкая. - М. : ВЛАДОС, 2001.
Рыбаков, Б. А. Язычество Древней Руси / Б. А. Рыбаков. - М., 1987.
Соколов, А. С. Музыка вокруг нас / А. С. Соколов. - М., 1996.
Трубецкой, Е. Н. Три очерка о русской иконе / Е. Н. Трубецкой. - Новосибирск, 1991.
Успенский, Л. А. Богословие иконы Православной Церкви / Л. А. Успенский. - М., 1989.
Филатов, В. В. Краткий иконописный словарь / В. В. Филатов. - М., 1996.
Христианство : энциклопедический словарь. Т. 1-3. - М., 1993-1995.
Дополнительные пособия для учащихся:
Барская, Н. А. Сюжеты и образы древнерусской живописи / Н. А. Барская. - М. : Просвещение, 1993.
Гуревич, Е. Л. Западноевропейская музыка в лицах и звуках / Е. Л. Гуревич. - М. : ТОО «Пассим», 1994.
Круглов, Ю. Г. Русские обрядовые песни / Ю. Г. Круглов. - М. : Высшая школа, 1982.
Любимов, Л. Д. Искусство Древней Руси / Л. Д. Любимов. - М. : Просвещение, 1996.
Мифы народов мира : энциклопедия. Т. 1-2. - М. : Советская энциклопедия, 1980-1982.
Холл, Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве / Дж. Холл. - М. : Крон-пресс, 1996.
Энциклопедический словарь юного музыканта. - М. : Педагогика. 1985.
Энциклопедический словарь юного зрителя. - М. : Педагогика, 1989.
Энциклопедический словарь юного художника. - М. : Педагогика, 1983.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 6 класса.
Обучающиеся должны знать /понимать:
шедевры мировой художественной культуры (выдающиеся памятники мировой художественной культуры Древней Греции и Древнего Рима, Индии, Китая, Японии);
имена архитекторов, скульпторов Древней Греции и Древнего Рима, а также античных писателей и их наиболее известные произведения;
особенности проявления синтеза искусств Древней Греции и Древнего Рима, античного театра;
основные сюжеты и образы мифов народов Древнего мира;
характерные признаки художественной культуры Древней Греции и Древнего Рима, Индии, Китая, Японии ;
общие закономерности возникновения и становления художественной культуры Древнего мира и значение ее достижений для последующего развития мировой художественной культуры; уметь:
узнавать изученные произведения и соотносить их с определённой эпохой;
оценивать эстетическую, духовную и художественную ценность и своеобразие памятников художественной культуры Древнего мира;
пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
различать памятники художественной культуры разных народов;
анализировать содержание, образный язык произведений различных видов искусства, созданных народами Древнего мира, и выражать собственное отношение к воспринятому художественному образу;
сравнивать произведения разных видов искусств и памятники художественной культуры народов мира, выявляя их сходство и различия;
ориентироваться в потоке информации по проблемам искусства и культуры Древнего мира и отбирать и анализировать ее с целью написания творческих работ и участия в дискуссиях; применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эстетической оценки явлений окружающего мира и организации собственного досуга и участия в культурной жизни на основе развития кругозора и интереса к искусству.
выражения собственного суждения о произведениях искусства, эстетической оценки явлений окружающего мира;
самостоятельного художественного творчества.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
6 класс 34 часа (учебных недель) Раздел 1 ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО И СРЕДНЕВЕКОВОГО ВОСТОКА Индия, Китай, Япония
|