Рабочая программа учитывает требования федерального государственного образовательного стандарта общего образования по предметной области «Мировая художественная культура»





Скачать 147.56 Kb.
НазваниеРабочая программа учитывает требования федерального государственного образовательного стандарта общего образования по предметной области «Мировая художественная культура»
Дата публикации05.03.2015
Размер147.56 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
Пояснительная записка

Мировая художественная культура 11 класс
Рабочая программа составлена на основе программы курса: Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. 5-9, 10-11 класс. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010.

Допущено Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования и науки РФ. Программа разработана с учетом Государственного стандарта.

Рабочая программа учитывает требования федерального государственного образовательного стандарта общего образования по предметной области «Мировая художественная культура», а также современные процессы обновления содержания общего художественного образования в Российской Фе­дерации, опирается на положения правительственных документов к вопросам воспитания у граждан нашей страны любви к Отечеству, национального достоинства, интереса к культурно-историческим традициям русского и других народов.

В содержании стандартов нового поколения значительное место отводится воспитанию патриотизма, толерантности, духовности и нравственности будущих выпускников.

Цель курса - сформировать у учащихся целостные представления об исторических традициях и ценностях художественной культуры народов мира, на основе соотнесения ценностей зарубежного и русского художественного творчества сформировать у учащихся целостное представление о роли, месте, значении русской художественной культуры в контексте мирового культурного процесса; систематизировать знания о культуре и искусстве, полученные на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории. Формирование целостного представления о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека позволяет более ярко определить значение и специфику отечественного культурного наследия, выявить региональные культурно-исторические, эстетические традиции.

В планировании представлены разделы: «Художественная культура первобытного мира», «Художественная культура Древнего мира», «Художественная культура Средних веков», «Художественная культура Ренессанса», «Художественная культура Нового времени» позволяющие учащимся на конкретных примерах, понять многообразие эстетических принципов и форм творческого выражения, которые во многом связаны с особенностями природы, культуры и цивилизации, с одной стороны, и исторического, с другой.

Задачи:

  • повышение уровня знаний и эрудиции в области отечественной культуры и искусства с учетом диалога культур народов мира;

  • воспитание эстетического отношения к действительности и формирование мировосприятия обучающихся средствами искусства;

  • раскрытие художественно-образного языка изображения окру­жающей действительности в различных видах и жанрах изобра­зительного искусства;

  • развитие умений и навыков обучающихся работать в разных видах поисково-исследовательской, исследовательско-творческой деятельности;

  • развитие воображения и ассоциативного мышления обучающихся на основе межпредметных связей и демонстрации произведений разных художников или различных видов искусства.

На уроках МХК запланировано использование учебно-методического комплекта Л.А. Рапацкой. Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю) в каждом классе.

Запланированы как традиционные, так и нетрадиционные формы организации учебного процесса.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Тема 1. Романтизм в художественной культуре Европы 19 века; открытие внутреннего мира человека.(3) Романтизм в художественной культуре Франции 19 века. Образный мир испанского художника Ф. Гойи.
Тема 2. Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма.(2) Великие композиторы 19 века восточных земель Европы.
Тема3. Импрессионизм: поиск ускользающей красоты.(2) Сообщение о творчестве Э. Мане, К. Моне, Э. Дега, О. Ренуара.
Тема 4. Экспрессионизм . Действительность сквозь призму страха.(2) Сообщение о творчестве Э. Мунка, Г. Тракля, А. Шенберга. Экспрессионизм в музыкальном искусстве.
Тема 5. Мир реальности и «мир новой реальности»: Традиционные и нетрадиционные течения в искусстве 19 -20 веков. (4) Сообщение о творчестве П. Верлена, С. Малларме. Сообщение о творчестве Э.Золя, Мопассана, Конан-Дойла. Эстетика символизма Эстетика постимпрессионизма. Новые направления в живописи и скульптуре.
Тема 6. Фундамент национальной классики: шедевры русской художественной культуры первой половины 19 века.(2) Сообщение о творчестве М. Глинки, А. Иванова, К. Брюллова, А. Воронихина, П. Федотова, Д. Захарова, И. Мартоса, П. Клода. Сообщение о творчестве П. Чайковского, М. Мусорского, Бородина, Н. Римского-Корсакова.
Тема 7. Русская художественная культура пореформенной эпохи: вера в высокую миссию русского народа.(2) Сообщение о творчестве В. Перова, И. Крамского, В. Сурикова, Шишкина, Васнецова
Тема 8. Переоценка ценностей в художественной культуре «серебряного века»: открытие символизма.(2) Сообщение о творчестве М. Врубеля, А. Скрябина, В. Брюсова, А. Блока, К. Бальмонта.
Тема 9.Эстетика эксперимента и ранний русский авангард. «Русский футуризм». Сообщение о творчестве И. Северянина, А. Маяковского, A. Ахматовой
Тема 10. В поисках утраченных идеалов: неоклассицизм и поздний романтизм. Сообщение о творчестве В. Серова, Ф. Стравинского. Художественное объединение «Мир искусств».
Тема 11. Художественная литература 20 века. Полюсы добра и зла. Творчество Ф. Кафки. Экзистенциализм. Жанр «интеллектуальный роман». Постмодернизм.
Тема12. Музыкальное искусство в нотах и без нот. «Музыкальный авангард» 20 века.
Тема 13. Театр и киноискусство 20 века; культурная дополняемость. Рождение и первые шаги кинематографа. Великий немой. Ч. С. Чаплин — выдающийся комик мирового экрана и его лучшие роли. Рождение звукового кино. Рождение национального кинематографа.
Тема14. . Художественная культура Америки: обаяние молодости. Творчество Марка Твена, Т. Драйзера, Д. Стайнбека, Э. Хеменгуэя. Американская музыка.
Искусство Латинской Америки. Творчество Р. Кента и А. Сиккейроса.
Тема15. Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры 20-30 гг. Творчество К. С. Петрова-Водкина, А. А. Дейнеки, И. И. Машкова, М. В. Нестерова.
Тема16. Смысл высокой трагедии, образы искусства военных лет и образы войны в искусстве второй половины 20 века. Творчество А. А.Пластова, П. Д. Корина, И. Грабаря, Н. Крымова.
Тема17.Общечеловеческие ценности и « русская тема» в советском искусстве периода «оттепели».(2) Развитие живописи и музыки в 60-е годы. Творчество В. Попкова. Д. Жилинского, П. Оссовского.
Тема18. Противоречия в отечественной художественной культуре последних десятилетий 20 века.(2) Развитие живописи и архитектуры на пороге нового тысячелетия. Музыкальное искусство и театр.
Требования к уровню подготовки учащихся соответствуют требованиям, сформулированным в федеральном государственном стандарте общего образования и примерной (типовой) учебной программе (Закон РФ «Об образовании» ст. 12, 13, 15, 32).

Современные тенденции развития художественного образования направлены на динамику развития полихудожественного образования, обеспечивающего формирование общей культуры личности.

В результате изучения курса «Мировая художественная культура» учащиеся должны знать:

- основные эпохи в художественном развитии человечества;

-основные стили и направления в мировой художественной культуре;

-роль и место классического художественного наследия в художественной культуре современности;

- выдающиеся памятники и произведения искусства различных эпох;

- основные художественные музеи России и мира.

- шедевры мировой художественной культуры;

Уметь:

-отличать произведения искусства различных стилей;

- показывать на конкретных примерах место и роль художественной культуры России в мировой художественной культуре;

-сформулировать свое оценочное суждение о произведениях и жанрах искусства;

- сравнивать художественные стили и соотносить их с определённой исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей;

- пользоваться искусствоведческими терминами;

- осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;

- аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;

- выполнять учебные и творческие задания (доклады, рефераты, сочинения, рецензии).

- использовать приобретённые знания и умения в жизни.

Результатом преподавания учебного предмета «Мировая художественная культура» должен явиться эстетический рост учеников, постигающих мировую художественную культуру: от восприятия школьниками конкретных художественных произведений через постижение ими целостной художественной картины мира к самостоятельной эстетической деятельности, к собственному творчеству, возвышению духовности на основе мирового, отечественного, регионального культурного наследия.

Формы и средства контроля

Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания МХК в соответствии с учебным планом и учебно-методическим комплектом Л. А. Рапацкой. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатом обучения – умения, навыки и результатом воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности. В практике педагогического контроля возможно выделение следующих его видов: стартового, текущего, тематического, рубежного, итогового и заключительного. К формам контроля можно отнести устный, письменный, программированный. Стартовый контроль определяет исходный уровень обученности, подготовленность к усвоению дальнейшего материала. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за полугодие, год после прохождения, например, больших тем, крупных разделов программы. В рубежном контроле учитываются и данные текущего контроля. Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса, обычно накануне перевода в следующий класс. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и обучающихся. Результаты заключительного контроля должны соответствовать уровню стандартов II поколения.

Аттестация обучающихся различна по форме: устная, письменная, программированная, в виде тестового контроля, а также контрольных творческих заданий. В качестве методов диагностики результатов обучения могут служить: диспуты, семинары, олимпиады, викторины, фестивали, экскурсии и др.

Календарно-тематическое планирование по МХК

«Художественные культуры мира XIX – XX века: взгляд из России»

для 11 класса (34 часа, 1 час в неделю)

Планирование составлено на основе:

Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. Программа курса: 10-11 класс. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010

Учебник: Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. 11 класс.

М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010


№ п/п

Дата факт

Название тем и уроков






Тема 1: Основные течения в европейской художественной культуре XIX – нач. XX века.




1




Романтизм: открытие «внутреннего человека»




2




Импрессионизм: поиск ускользающей красоты.




3




Экспрессионизм: действительность сквозь призму страха и пессимизма




4




Символизм как философская «сверхидея»




5




Развитие скульптуры. О.Роден.




6




Эстетические и инженерные новации в архитектуре.




7




Постимпрессионизм. П. Сезанн; В. Ван Гог; А.Тулуз-Лотрек; П.Гоген




8




Фовизм. Творчество А. Матисса.




9




Кубизм как принципиально новое направление в живописи.




10




Абстракционизм.










Тема 2: Художественная культура России XIX – нач.XX века.




11




Фундамент национальной классики (первая пол. XIX впека.)




12




Расцвет русского классического романса.




13




Сочетание классицистских и романтических образов в изобразительном искусстве.




14




Русская художественная культура пореформенной эпохи: вера в высокую миссию русского народа.




15




Русское музыкальное искусство




16




Псевдорусский стиль зодчества.




17




Художественная культура «серебряного века»




18




Символизм в живописи




19




Эстетика эксперимента и ранний русский авангард.




20




Неоклассицизм и поздний русский романтизм.




21




«Русские сезоны» в Париже.










Тема 3: Европа и Америка: художественная культура XX века.




22




Полюсы добра и зла: литературная классика XX века.




23




Музыкальное искусство в нотах и без нот.




24




Театр и киноискусство XX века: культурная дополняемость.




25




Художественная культура Америки: обаяние молодости.




26




Своеобразие культуры стран Латинской Америки.










Тема 4: Художественная культура России XX века: от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам.




27




Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры.




28




Смысл высокой трагедии: образы искусства военных лет и образы войны в искусстве второй половины XX века.




29




«Русская тема» в советском искусстве.




30




Противоречия в отечественной художественной культуре последних десятилетий XX века.




31




Диссидентские движения в период «отката оттепели»




32




Массовые музыкальные жанры.




33




Интеграция русской художественной культуры в мировую традицию: достижения и издержки на этом пути.




34




Возвращение к истокам традиционных духовно-нравственных ценностей. Итоги года




Темы для рефератов и проектов.

  1. Расцвет русского классического романса.

  2. «Русские сезоны» в Париже.

  3. Псевдорусский стиль зодчества.

  4. Художественная культура «серебряного века» (по выбору)

  5. Своеобразие культуры стран Латинской Америки. (по выбору)

  6. Символ новой России - Храм Христа Спасителя.

  7. Оперное наследие М.И.Глинки.

  8. Русский ампир.

  9. Гуманистические идеалы П.И.Чайковского

  10. Просветительский характер живописи передвижников. (по выбору)

  11. Символизм в живописи. М.А.Врубель.

  12. Творческое объединение «Бубновый валет»

  13. Творчество А.Ахматовой, Н.Гумилева, О.Мандельштама (по выбору)

  14. Образный мир Н.К.Рериха

  15. Авторская песня поэтов-шестидесятников (Б.Окуджава, В.Высоцкий) (по выбору)

  16. Музыкальная классика XX века: Творчество С.С.Прокофьева, Д.Д.Шостаковича, С.В.Свиридова (по выбору)

  17. Нравственные идеи А.Д.Сахарова

  18. Новая волна эмиграции (А.И.Солженицын, И.А.Бродский, М.Л.Ростропович) (по выбору)

  19. Киноискусство: творчество А.А.Тарковского, Т.Е.Абдулаева, Э.А.Рязанова, М.А.Захарова

  20. Рок-ансамбли.

  21. Музыка «черной Америки»: блюз, спиричуэл, рег-тайм, буги-вуги, диксиленд (по выбору)

  22. Джаз

  23. Праздники, карнавалы, танцевальные марафоны, фестивали (самба в Бразилии, танго в Аргентине, фламенко в Чили) как явление художественной культуры (по выбору)

  24. Модернизм. (модерн, авангардизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, абстракционизм, конструктивизм, сюрреализм, дадаизм, поп-арт и др.) (по выбору)

  25. Мир кино. (Голливуд, комедии, приключенческое кино, мелодрамы, мюзикл, фантастическое кино, вестерн, исторические фильмы, криминальные фильмы, детективы, боевики, триллеры, мультипликация.) (по выбору)



Перечень учебно-методических средств обучения

  1. Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. М., 1990.

  2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Кн. 1- М., 1996.

  3. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. М., 1998.

  4. Зезена Н.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.Р. История русской культуры. М. 1993.

  5. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М., 1993.

  6. Ильина Т.В. История искусств. Русское и советское искусство. М., 1989.

  7. Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия. М., 1998.

  8. История русского и советского искусства. Под ред. Д.В. Сарабьянова. М., 1979.

  9. История современной отечественной музыки. Под ред. М.Е. Тараканова. М., 1995.

  10. История русского искусства. В 3т. Под ред. М.М. Раковой и И.В. Рязанцева. М., 1991.

  11. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до 17 века.

  12. Мировая художественная культура. От истоков до 17 века. В лекциях, беседах, рассказах. М., Новая школа,1996.

  13. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. 10,11 классы. Тематическое и поурочное планирование. М., Дрофа, 2004.

  14. Химик И.А. Как преподавать мировую художественную культуру. Книга для учителя. М., Просвещение, 1992.

  15. Каратавцева М.И., Чернышева И.С. Уроки МХК. ТЦ. – Учитель, Воронеж, 2003.

  16. Энциклопедия для детей. «Аванта+» Искусство, 1999.

  17. РапацкаяЛ.А.Мировая художественная культура; 10 класс: в 2 ч.: Ч.1: Учебник – Л.А.Рапацкая.-М.:»Владос»,2008.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учитывает требования федерального государственного образовательного стандарта общего образования по предметной области «Мировая художественная культура» iconПояснительная записка рабочая программа «Мировая художественная культура...
«Мировая художественная культура составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования...
Рабочая программа учитывает требования федерального государственного образовательного стандарта общего образования по предметной области «Мировая художественная культура» iconРабочая программа по предмету «Мировая художественная культура» для...
Г. И. Даниловой Мировая художественная культура: программы для общеобразоват. Учреждений. 5-11 кл. (6-е изд., перераб. – М.: Дрофа,...
Рабочая программа учитывает требования федерального государственного образовательного стандарта общего образования по предметной области «Мировая художественная культура» iconРабочая программа Мировая художественная культура для основного общего образования 8-9 классов
Рабочая учебная программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования по...
Рабочая программа учитывает требования федерального государственного образовательного стандарта общего образования по предметной области «Мировая художественная культура» iconПояснительная записка программа «Мировая художественная культура. 10-11 классы»
«Мировая художественная культура. 6—9 классы» Ю. А. Солодовникова и Л. М. Предтеченской. Программа составлена на основе Федерального...
Рабочая программа учитывает требования федерального государственного образовательного стандарта общего образования по предметной области «Мировая художественная культура» iconРабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного...
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования и ориентирована...
Рабочая программа учитывает требования федерального государственного образовательного стандарта общего образования по предметной области «Мировая художественная культура» iconТематическое планирование курса «Мировая художественная культура»...
Рабочая программа для 10 класса(базовый уровень) составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений Г. И....
Рабочая программа учитывает требования федерального государственного образовательного стандарта общего образования по предметной области «Мировая художественная культура» iconРабочая программа по базовому курсу «Мировая художественная культура»
Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ мо...
Рабочая программа учитывает требования федерального государственного образовательного стандарта общего образования по предметной области «Мировая художественная культура» iconПрограмма учебного предмета «Мировая художественная культура»
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования...
Рабочая программа учитывает требования федерального государственного образовательного стандарта общего образования по предметной области «Мировая художественная культура» iconРабочая программа Мировая художественная культура для основного общего...
Мировая художественная культура 5-11 кл. Составитель Данилова Г. И. М.: Дрофа, 2010
Рабочая программа учитывает требования федерального государственного образовательного стандарта общего образования по предметной области «Мировая художественная культура» iconРабочая программа Мировая художественная культура для основного общего образования 10 класс
Мировая художественная культура 5-11 кл. Составитель Данилова Г. И м.: Дрофа, 2009
Рабочая программа учитывает требования федерального государственного образовательного стандарта общего образования по предметной области «Мировая художественная культура» iconДаниловой Г. И. «Мировая художественная культура: от 17 века до современности»
Государственного образовательного стандарта общего образования по мировой художественной культуре
Рабочая программа учитывает требования федерального государственного образовательного стандарта общего образования по предметной области «Мировая художественная культура» iconРабочая программа Мировая художественная культура для основного общего образования 11 класс
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа учитывает требования федерального государственного образовательного стандарта общего образования по предметной области «Мировая художественная культура» iconРабочая программа Мировая художественная культура для основного общего образования 10 класс
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа учитывает требования федерального государственного образовательного стандарта общего образования по предметной области «Мировая художественная культура» iconПрограмма по мхк (Мировая художественная культура) разработана на...
Данный учебный предмет включает содержание раздела «Синтез искусств» из федерального компонента государственного образовательного...
Рабочая программа учитывает требования федерального государственного образовательного стандарта общего образования по предметной области «Мировая художественная культура» iconРабочая программа составлена на основе Федерального Государственного...
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, и на основе авторской программы «Мировая художественная...
Рабочая программа учитывает требования федерального государственного образовательного стандарта общего образования по предметной области «Мировая художественная культура» iconПрограмма данного курса построена и разработана в соответствии с...
«Мировая художественная культура» на базовом уровне входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступени среднего...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск