Рабочая программа по базовому курсу «Мировая художественная культура»





Скачать 164.88 Kb.
НазваниеРабочая программа по базовому курсу «Мировая художественная культура»
Дата публикации11.08.2015
Размер164.88 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Малодубенская средняя общеобразовательная школа

Орехово-Зуевского муниципального района Московской области


Утверждаю
Директор школы_____________
Приказ № _____ от ___________201__ г.




Рабочая программа





по базовому курсу

«Мировая художественная культура»







Класс

11




Составитель программы




Щербакова Светлана Алексеевна, учитель музыки высшей категории















2014 год








1.Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке составлена на основе:

  • Закона об образовании в РФ № 273-ФЗ, принятого 21.12.2012г.,

  • Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089),

  • Основной образовательной программы СОО МБОУ «Малодубенская СОШ»,

  • Примерной программы среднего общего образования по Мировой художественной культуре,

  • Авторской программы по Мировой художественной культуре 10-11 классы Г.И. Даниловой.- М.: Дрофа, 2009г.

  • Положения о рабочей программе МБОУ «Малодубенская СОШ»,

  • Учебного плана МБОУ «Малодубенская СОШ» на 2014-2015 учебный год.


Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекта обусловлен с преемственностью целей образования, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся и направлен на формирование целостного представления о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека.

Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В связи с этим в программе в рубриках «опыт творческой деятельности» приводится примерный перечень возможных творческих заданий по соответствующим темам.

Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
2. Основное содержание программы.
Тема года: «От XVII века до современности»

«Художественная культура Нового времени» (20 часов)
Урок 1. Художественная культура барокко.

Изменение мировосприятия в эпоху барокко. Человек и новая картина мира. Роль научных открытий. Изменение представлений человека о строении Вселенной. Возможность познания законов природы на основе разума и опыта. Революционный переворот в сознании человека (крушение идеалов Возрождения, усиление трагических противоречий жизни). Перемены в духовной жизни общества.

Эстетика барокко. Художественный стиль, отразивший новое мировосприятие жизни.

Происхождение термина «барокко». Стремление удивить, вызвать изумление — главная цель произведений барокко. Человек как многоплановая личность со сложным миром чувств и переживаний.

Урок 2. Архитектура барокко

Характерные черты архитектуры барокко. Шедевры итальянского барокко. Творчество Лоренцо Бернини. Оформление площади перед собором святого Петра в Риме. Архитектурные творения Ф.Б.Растрелли в Санкт – Петербурге и его окрестностях.
Урок 3. Изобразительное искусство барокко

Живопись барокко. Творчество Рубенса. Монументально-декоративная живопись, ее праздничный блеск и бурный накал страстей, неукротимая энергия и динамика. Главные темы живописи барокко: торжество Божественной справедливости и прославление на небесах Христа, Богоматери и святых. Обращение к античным аллегорическим сюжетам и темам.

П.П. Рубенс – «Король живописи». Судьба художника, основные этапы его творческой биографии. Характерные особенности живописной манеры. Мифологические и библейские сюжеты и образы в произведении Рубенса.
Урок 4. Реалистические тенденции в живописи Голландии

Многообразие жанров голландской живописи и её знаменитые мастера. Творчество Рембрандта – вершина реализма. Судьба художника. Своеобразие художественной манеры, богатство и разнообразие тематики произведений. Рембрандт — блестящий мастер автопортрета. Автопортреты художника — биография души и исповедь великого мастера. «Автопортрет с Саскией на коленях». Портретные шедевры Рембрандта, переданная в них динамика чувств и переживаний человека («Портрет Яна Сикса», «Портрет старушки»).Графическое наследие художника, работа в технике

офорта
Урок 5. Музыкальная культура барокко

Опера барокко. Создание оперных школ в Италии и их выдающиеся мастера. Высший расцвет свободной полифонии в творчестве И.С.Баха. Многогранность разнообразие творческого наследия композитора.
Урок 6. Художественная культура классицизма и рококо

Эстетика классицизма. Обращение к античному наследию и гуманистическим идеалам Возрождения. Выработка собственной эстетической программы. Главное содержание искусства классицизма: понимание мира как разумно устроенного механизма, в котором человеку отводилась существенная организующая роль. Творческий метод классицизма

(стремление к разумной ясности, гармонии и строгой простоте, объективному отражению окружающего мира, соблюдение правильности и порядка, подчинение частного главному). Черты классицизма в различных видах искусства. Формирование стилевой системы классицизма во Франции (эпоха короля Людовика XIV) и ее влияние на развитие художественной культуры западноевропейских стран. Идеалы наполеоновской империи и

их художественное воплощение в стиле ампир.Рококо- стиль аристократии. Сентиментализм. Социальная и художественная значимость стилей
Урок 7. Классицизм в архитектуре Западной Европы

Идеи величия и могущества империи, нашедшая образное воплощение в архитектурных сооружениях классицизма и ампира. Характерные черты архитектуры классицизма. Создание нового типа грандиозного дворцового ансамбля. Прогулка по Версалю.

Архитектурные ансамбли Парижа. Ампир. Начало работ по перепланировке Парижа (создание центральной оси, композиция открытых пространств, система архитектурно оформленных улиц и площадей). Новое понимание города и его отражение в создании архитектурных ансамблей. Неоклассицизм — новый этап развития классицизма и его распространение в странах Европы.Стиль ампир как олицетворение политического могущества и военной славы Наполеона Бонапарта.Характерные черты стиля: парадный пафос императорского величия, монументальность, обращение к искусству императорского Рима и Древнего Египта, использование атрибутов римской военной истории.Ж. Ж. Суффло. Церковь Святой Женевьевы (Пантеон)
Урок 8. Изобразительное искусство классицизма и рококо

Характерные черты живописи: Уравновешенность композиций, четкий рисунок. Главные темы живописи рококо: изысканная жизнь придворной аристократии, празднества. Галантный жанр. Н. Пуссен – основоположник классицизма. Мифологические, исторические, религиозные и пейзажные темы живописных полотен Пуссена.
Урок 9. Композиторы Венской классической школы

Музыка Венской классической школы – высшее выражение эстетики классицизма. Формирование классических жанров и принципов симфонизма. Классический симфонизм Гайдна. Заслуги композитора в создании инструментальной музыки и формировании устойчивого состава симфонического оркестра.

Музыкальный мир Моцарта. Судьба композитора и основные этапы его творческой биографии. Л.В.Бетховен: путь от классицизма к романтизму
Урок 10. Шедевры классицизма в архитектуре России

Архитектурный облик Петербурга. Архитектурный облик Северной Пальмиры и его блистательные зодчие: Ж. Б. Леблон, Д. Трезини, А. Ринальди, И. Е. Старов, Д. Кваренги, К. И. Росси и О. Монферран. Архитектурные пригороды Санкт!Петербурга, сооружения Н. А. Львова и Ч. Камерона. Таврический дворец И. Е. Старова — наиболее известное произведение эпохи зрелого классицизма. Адмиралтейство А. Д. Захарова — визитная карточка Санкт!Петербурга. Оригинальность композиции и внешнего оформления архитектурного комплекса. Символические скульптурные украшения Ф. Ф. Щедрина. Казанский собор А. Н. Воронихина, оригинальность замысла и смелость его творческого

воплощения, Исакиевский собор О. Монферрана. Монументальные творения К. И. Росси:

дворцово-парковый комплекс на Елагином острове, ансамбль площади со зданием Михайловского дворца, ансамбли Дворцовой и Театральной площадей, здания Сената и Синода.
Урок 11. Искусство русского портрета.

Шедевры русских композиторов портретистов: Ф.С.Рокотова, Д.Г.Левицкого, В.Л. Боровиковского. Мастера скульптурного портрета: Б.К.Растрелли, Ф.И.Шубин, М.И.Козловский
Урок 12. Неоклассицизм и академизм в живописи

Ж. Л. Давид — основоположник неоклассицизма. Отражение античных традиций и революционных настроений современной эпохи в творчестве художника. «Клятва Горациев» — подлинный манифест живописи неоклассицизма (обращение к историческому жанру, аллегоричность и назидательность сюжета, использование античной атрибутики, лаконизм стиля, логически ясное построение композиции). Творчество К. П. Брюллова — крупнейшего представителя русской академической школы живописи. Художественный язык картины «Последний день Помпеи» (новизна трактовки исторического сюжета, мастерство психологической характеристики героев, особенности построения композиции, эффект двойного освещения, напряженность колорита). Многогранность дарования художника. Художественные открытия А. А. Иванова. Картина «Явление Христа народу»— главный итог творческой биографии художника. Особенности изображения персонажей, выражение общечеловеческой мечты об обретении истины. Сюжетный и композиционный замысел и его художественное воплощение. Роль пейзажа — важнейшего смыслового элемента в решении евангельской темы.
Урок 13. Художественная культура романтизма

Романтизм как художественный стиль эпохи конца 18 – начала 19 в. «Путь к свободе через красоту» Национальное своеобразие романтизма в искусстве различных стран. Значение романтизма для дальнейшего развития мировой художественной культуры.

Герой романтической эпохи в творчестве Ф.Гойи, Э.Делакруа, О.А.Кипренского и К.П. Брюллова. Пейзажная живопись. История глазами романтиков.
Урок 14. Романтический идеал и его отражение в музыке

Романтизм в западноевропейской музыке. Общность и различие музыки романтизма и

классицизма. Выбор тематики, использование специфических музыкальных средств ее выражения. Новый философский взгляд на окружающий мир и человека. Герой романтической музыки — человек, способный выразить «мировую скорбь». Передача

богатства внутреннего мира человека, внимание композиторов к сфере его чувств и переживаний. Идея синтеза искусств и особая, универсальная роль музыки. Создание программной музыки. Р. Вагнер – реформатор оперного жанра. Музыка как выражение эмоциональной сущности бытия.
Урок 15. Зарождение русской классической музыкальной школы М.И.Глинка

М.И. Глинка – основоположник русской музыкальной классики. Наследие русских композиторов в области симфонической и оперной музыки. Творческое воплощение лучших традиций народного искусства. Обращение к героическим страницам исторического прошлого России в операх.
Урок 16. Контрольный срез по теме «Художественная культура XVII – XVIII в.в.»
Урок 17. Реализм – направление в искусстве второй половины XIX века.

Особенности толкования понятия. Изменчивость и неопределенность границ реализма в сфере художественной деятельности. Демократичность. Разграничение реализма и натурализма. Э. Золя.
Урок 18. Социальная тематика в западноевропейской живописи реализма.

Картины жизни в творчестве Г.Курбе. История и реальность в творчестве О.Домье. Цели и задачи исторической живописи.
Урок 19. Русские художники – передвижники

Общество передвижных выставок. И. Крамской, Н.Ярошенко, В.Перов, И Шишкин, И. Левитан. Реалистическая живопись И. Репина и В Сурикова.
Урок 20. Развитие русской музыки во второй половине XIX в.

Композиторы «Могучей кучки».М. Балакирев, А Бородин, М Мусоргский, Н Римский – Корсаков, П. Чайковский.
«Художественная культура конца XIX- XX в.» (14 часов)
Урок 21. Импрессионизм и постимпрессионизм в живописи

Художественные искания импрессионистов. Клод Моне. Работа на пленэре. Пейзажи впечатления. Интерес к повседневной жизни человека. Постимрессионизм. Поиск новых композиционных решений. П. Сезанн, В. Ван Гог, П. Гоген и А. Тулуз -Лотрек.
Урок 22. Формирование стиля модерн в европейском искусстве

Художественные принципы модерна и идея синтеза искусств. Создание новых художественных форм и образов, выработка единого интернационального стиля в искусстве. Особенности модерна в различных видах искусства. Модерн в изобразительном искусстве.

В.Орта, А Гауди, Ф. Шехтель
Урок 23. Контрольный срез по теме «Художественная культура XIX в.»

Урок 24. Символ и миф в живописи и музыке

Основные принципы символизма. Идея двойственности мира. Художник как посредник между миром видимым и невидимым. М Врубель, А. Скрябин
Урок 25. Художественные течения модернизма в живописи

Разнообразие художественных направлений изобразительного искусства. Мастера зарубежной живописи. Противопоставление природы машинной цивилизации.

У истоков кубизма. П. Пикассо. Творчество С. Дали. Сюрреализм.
Урок 26. Русское изобразительное искусство XX в.

Абстракционизм В. Кандинского, творчество К. Малевича, П. Филонова. Искусство советского периода.

Урок 27. Архитектура XX в.

Конструктивизм. Идеи и принципы архитектуры начала XX в. Мастера и шедевры зарубежной архитектуры: Ш.Э. Ле Корбюзье, Ф.Л. Райт, О.Нимейер. Национальное своеобразие русского модерна.
Урок 28. Театральная культура XX в.

Основные пути развития зарубежного театра. Интеллектуальный театр Б.Шоу. Символизм в театре ( М.Метерлинк). Экспрессионизм и сюрреализм на театральной сцене. Театр абсурда. Эпический театр Б.Брехта. Творческие эксперименты П.Брука. Зарубежный театр последних лет. Символизм в театре. К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко как основоположники русского театрального искусства. Понятие о «системе Станиславского» Театральный авангард В.Э. Мейерхольда и А.Я. Таирова. Мастера современного отечественного театра.
Урок 29. Шедевры мирового кинематографа

Рождение и первые шаги кинематографа. Великий немой . Ч.С. Чаплин – выдающийся комик мирового экрана и его лучшие роли. Рождение звукового кино. Киноавангард ХХ в. Шедевры отечественного кино, его режиссеры и исполнители.
Урок 30. Музыкальная культура России XX в.

Дух новаторства в творчестве С. Прокофьева. Творческие искания Д. Шостаковича. Музыкальный авангард А. Шнитке
Урок 31. Стилистическое многообразие западноевропейской музыки

Музыкальный мир XX века, стили и направления. Рок - и поп- музыка – явление культуры XX века. Рок-н-ролл. Э. Пресли. «Битлз». Творчество Ж. М. Жарра — основоположника электронной музыки
Урок 32. Контрольный срез по теме «Художественная культура XX в.»
Урок 33. Защита рефератов, проектов по теме «Художественная культура XIX - XX в.в.»
Урок 34. «От XVII века до современности». Обобщающий урок по курсу 11 класса


3. Планируемые результаты изучения учебного предмета

По итогам освоения программы 11 класса обучающиеся должны:
Знать/понимать

• основные виды и жанры искусства;

• изученные направления и стили мировой художественной культуры;

• шедевры мировой художественной культуры;

• особенности языка различных видов искусства.
уметь

• узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;

• устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

• пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

• выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• выбора путей своего культурного развития;

• организации личного и коллективного досуга;

• выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

• самостоятельного художественного творчества.

5. Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения

Рабочая программа ориентирована на использование учебно - методического комплекта:

1. Мировая художественная культура. 11 класс, базовый уровень: учебник. Рекомендовано министерством образования и науки российской Федерации. / Г. И. Данилова - Изд. 9-е., стереотипное – М.: Дрофа, 2013г.

2. Тематическое и поурочное планирование к учебникам: « Мировая художественная культура. От истоков до XVII века» 10 класс, « Мировая художественная культура. От XVII века до современности» 11 класс. / Г. И. Данилова - Изд. 7-е., стереотипное – М.: Дрофа, 2013г.

3. Мировая художественная культура. Библиотека электронных наглядных пособий для учащихся 10 – 11 классов общеобразовательных учебных заведений. [Электронный ресурс] / Министерство образования российской Федерации – М. : ЗАО «ИНФОСТУДИЯ ЭКОН», 2003. –электрон. опт. диск (CD-ROM).

4. Мировая художественная культура 10-11 классы. Программы для общеобразовательных учреждений. / Г. И. Данилова - М.: Дрофа, 2009.

Согласовано

на заседании ШМО

учителей гуманитарного цикла

МБОУ « Малодубенская СОШ»

Руководитель ШМО

________________

протокол от «____» ________ 2014 г

№ __________


Согласовано

заместитель директора по УВР

________________

«____» _____________ 2014 г.


4. Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема урока

Планируемая дата

Фактическая дата

«Художественная культура Нового времени» (20 часов)


1.

Художественная культура барокко


01.09. - 05.09




2.

Архитектура барокко


08.09. - 12.09




3.

Изобразительное искусство барокко


15.09. - 19.09




4.

Реалистические тенденции в живописи Голландии


22.09. - 26.09




5.

Музыкальная культура барокко


29.09. - 03.10




6.

Художественная культура классицизма и рококо


06.10. - 10.10




7.

Классицизм в архитектуре Западной Европы


13.10. - 17.10




8.

Изобразительное искусство классицизма и рококо


20.10. - 24.10




9.

Композиторы Венской классической школы


27.10. - 31.10




10.

Шедевры классицизма в архитектуре России


10.11. - 14.11




11.

Искусство русского портрета.


17.11. - 21.11




12.

Неоклассицизм и академизм в живописи


24.11. - 28.11




13.

Художественная культура романтизма


01.12. - 05.12




14.

Романтический идеал и его отражение в музыке


08.12. - 12.12




15.

Зарождение русской классической музыкальной школы М.И.Глинка

15.12. - 19.12




16.

Контрольный срез по теме «Художественная культура XVII – XVIII в.в.»

22.12. - 26.12




17.

Реализм – направление в искусстве второй половины XIX века.

12.01. - 16.01




18.

Социальная тематика в западноевропейской живописи реализма.

19.01. - 23.01




19.

Русские художники - передвижники


26.01. - 30.01




20.

Развитие русской музыки во второй половине

XIX в.

02.02. - 06.02




«Художественная культура конца XIX- XX в.» (14 часов)


21.

Импрессионизм и постимпрессионизм в живописи


09.02. - 13.02




22.

Формирование стиля модерн в европейском искусстве

16.02. - 20.02




23.

Контрольный срез по теме «Художественная культура XIX в.»

24.02. - 27.02




24.

Символ и миф в живописи и музыке


02.03. - 06.03




25.

Художественные течения модернизма в живописи


09.03. - 13.03




26.

Русское изобразительное искусство XX в.


16.03. - 20.03




27.

Архитектура XX в.


01.04. - 03.04




28.

Театральная культура XX в.


06.04. - 10.04




29.

Шедевры мирового кинематографа


27.04. - 01.05




30.

Музыкальная культура России XX в.


20.04. - 24.04




31.

Стилистическое многообразие западноевропейской музыки

27.04. - 01.05




32.

Контрольный срез по теме «Художественная культура XX в.»

04.05. - 08.05




33.

Защита рефератов, проектов по теме «Художественная культура XIX - XX в.в.»

11.05. - 15.05




34.

«От XVII века до современности»

Обобщающий урок по курсу 11 класса

18.05. - 28.05




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по базовому курсу «Мировая художественная культура» iconРабочая программа по курсу «Мировая художественная культура»
...
Рабочая программа по базовому курсу «Мировая художественная культура» iconРабочая программа пояснительная записка данная рабочая программа...
Данная рабочая программа по курсу «Мировая художественная культура» для 11 класса составлена на основе авторской программы ji. А....
Рабочая программа по базовому курсу «Мировая художественная культура» iconРабочая программа учебного курса «мировая художественная культура/музыка»
Возрождения. 6—8 классы», М.:, «Владос», 2001 г., В 5-7-х классах предмет «Мировая художественная культура» изучается интегрировано...
Рабочая программа по базовому курсу «Мировая художественная культура» iconРабочая программа Якушевой Любови Ивановны по учебному курсу «Мировая художественная культура»
Г. И. Даниловой «Мировая художественная культура. Программы курса. 10 – 11 классы», М. Дрофа. 2011 г и Положения о рабочей программе...
Рабочая программа по базовому курсу «Мировая художественная культура» iconРабочая программа учебного курса «мировая художественная культура/музыка»
В 5-7-х классах предмет «Мировая художественная культура» изучается интегрировано с предметом «Музыка», поэтому блок музыки представлен...
Рабочая программа по базовому курсу «Мировая художественная культура» iconРабочая программа по курсу мировая художественная культура Для учащихся
Курс «Мировая художественная культура» предназначен для изучения в 10-11-х классах социально-гуманитароного и универсального профиля....
Рабочая программа по базовому курсу «Мировая художественная культура» iconРабочая программа учебного курса «мировая художественная культура»
«Художественная культура Древнего мира, Средних веков и эпохи Возрождения. 6—8 классы», изданной в 1994 г. (М.: Просвещение) и в...
Рабочая программа по базовому курсу «Мировая художественная культура» iconТематическое планирование по предмету «Мировая художественная культура»...
Программа “Мировая художественная культура разработана на основе программы “Мировая художественная культура 5-11 класс” Автор Г....
Рабочая программа по базовому курсу «Мировая художественная культура» iconПояснительная записка программа «Мировая художественная культура. 10-11 классы»
«Мировая художественная культура. 6—9 классы» Ю. А. Солодовникова и Л. М. Предтеченской. Программа составлена на основе Федерального...
Рабочая программа по базовому курсу «Мировая художественная культура» iconРабочая программа Мировая художественная культура для основного общего...
Мировая художественная культура 5-11 кл. Составитель Данилова Г. И. М.: Дрофа, 2010
Рабочая программа по базовому курсу «Мировая художественная культура» iconРабочая программа Мировая художественная культура для основного общего образования 10 класс
Мировая художественная культура 5-11 кл. Составитель Данилова Г. И м.: Дрофа, 2009
Рабочая программа по базовому курсу «Мировая художественная культура» iconРабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных...
Мировая художественная культура 5-11 кл. Составитель Данилова Г. И м.: Дрофа, 2009
Рабочая программа по базовому курсу «Мировая художественная культура» iconРабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных...
Мировая художественная культура 5-11 кл. Составитель Данилова Г. И м.: Дрофа, 2009
Рабочая программа по базовому курсу «Мировая художественная культура» iconРабочая программа Учебного предмета «Мировая художественная культура»
Г. И. Даниловой к учебнику «Мировая художественная культура. От XVII века до современности». 11 класс, автор Г. И. Данилова
Рабочая программа по базовому курсу «Мировая художественная культура» iconРабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных...
Мировая художественная культура 5-11 кл. Составитель Данилова Г. И м.: Дрофа, 2009
Рабочая программа по базовому курсу «Мировая художественная культура» iconРабочая программа Учебного предмета «Мировая художественная культура»
Г. И. Даниловой к учебнику «Мировая художественная культура. От истоков до XVII века». 10 класс, автор Г. И. Данилова


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск