Рабочая программа учебного курса «мировая художественная культура/музыка»





Скачать 294.81 Kb.
НазваниеРабочая программа учебного курса «мировая художественная культура/музыка»
страница1/2
Дата публикации25.01.2015
Размер294.81 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
  1   2







Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное

учреждение города Москвы

ГИМНАЗИЯ № 1558

имени Росалии де Кастро





Рассмотрено на заседании кафедры историко-эстетического цикла

«28» августа 2013г.

Согласовано заместителем директора по учебной работе

С. И. Левиной

Утверждаю

Приказ № 119/382 «02» 09. 2013г.

Директор гимназии №1558

Г.И. Юсуповой



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА

«МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА/МУЗЫКА»

(базовый, гимназический, профильный уровень)

5 КЛАСС

(1 час в неделю, за год-34 часа)

типовая, модифицированная, авторская программа

Составлена на основе ФГОС

Составитель: Добрынина Галина Васильевна

Учебный год 2013-2014

«МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА/МУЗЫКА»
5 класс



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная рабочая программа по курсу «Мировая художественная культура/Музыка» для 5-7 классов составлена на основе программы Солодовникова Ю. А.«Художественная культура Древнего мира, Средних веков и эпохи Возрождения. 6—8 классы», М.:, «Владос», 2001 г., и авторской программы Рапацкой Л.А. «Мировая художественная культура» для 5-9 классов (программа Рапацкой Л.А разработана с учетом государственного стандарта). В 5-7-х классах предмет «Мировая художественная культура» изучается интегрировано с предметом «Музыка», поэтому блок музыки представлен как часть уроков в течение всего учебного периода по соответствующим темам курса «Мировая художественная культура» и дается более углубленно.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (количество часов в неделю – 1 час).

По программе Рапацкой Л.А. «Художественная культура вокруг нас (Введение в предмет «Мировая художественная культура»)» учащиеся 5 класса знакомятся с основными понятиями курса, получают первичные знания о системе искусств как «ядре» художественной культуры, представления о взаимодействии искусств и их специфике. Материал программы во многом обобщает знания, полученные на уроках литературного чтения, изобразительного искусства и музыки в начальной школе. Введение в предмет «Мировая художественная культура» происходит в 1-ом полугодии и включает в се­бя 2раздела:

  1. Художественная культура в жизни человека.

На уроках происходит знакомство с основными видами искусства - изобразительным, театральным, музыкальным, киноискусством и многообразием религий.

  1. На каких языках говорит искусство.

Темы уроков этого раздела раскрывают разнообразие видов искусств и их взаимодействие между собой.

Со 2-ого полугодия происходит переход на программу Солодовникова Ю. А.., изучается Художественная культура древнейших цивилизаций; обучение в этом классе строится через познание единства художественной и утилитарной функций произведений искусства. Обучающиеся усваивают, что произведения искусства - это и есть художественная культура, которая передаёт настроения, чувства, мысли из поколения в поколение. Вникая в образный язык достаточно разных произведений искусства, учащиеся от урока к уроку учатся мыслить на языке данного искусства.

В 6-ом классе изучается Художественная культура античного мира (Древняя Греция и Древний мир) и Художественная культура Древнего и средневекового Востока, в 7-ом классе - Художественная культура стран Арабского халифата и Художественная культура средневековой Европы и Древней Руси.

При создании рабочей программы учитывалась специфика предмета и возможность подбирать материал для наиболее полного раскрытия содержания темы уроков. Для успешной реализации программы при планировании учитывались следующие условия:

  • сохранение в качестве содержательного основания предмета эстетической триады «слово - звук - цвет», что означает существование в его образовательном пространстве литературы, музыки, изобразительного искусства;

  • выделение в качестве дидактической организации знания данного типа культуры не только его «главной идеи», но и «главного артефакта эпохи» (изобразительное искусство, литература, музыка), в котором эти идеи нашли адекватное отражение;

  • выявление взаимосвязей артефактов художественной культуры, участвующих в создании художественной картины мира (синтез искусств), как в родственной им социокультурной среде, так и в последующих культурах (вечные темы, идеи, сюжеты).

Цели и задачи курса:

  • развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

  • воспитание художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры;

  • освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре; их характерных особенностях;

  • овладение обучающимися умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение.

В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируется формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков. Тематическое планирование построено таким образом, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействие искусства с жизнью. При раскрытии темы урока предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к произведениям искусства должно служить источником развития образного мышления.

В тематическом планировании определены виды и приемы деятельности школьников на уроках мировой художественной культуры с использованием разнообразных форм выражения:

- восприятие произведений искусства;

- изучение художественного наследия;

- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

-прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Темы и задания уроков предполагают умение организовывать уроки-диспуты, уроки-экс­курсии и уроки-праздники. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует интерес учащихся к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

Промежуточная аттестация учащихся осуществляется в форме тестирования, анализа художественных произведений; итоговая аттестация - в форме защиты рефератов, проектов, обобщающих уроков.

Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.

Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования.
Для реализации программного содержания используются учебники:

  1. Рапацкая, Л. А. Мировая художественная культура. Программы курса. 5-9 классы. М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2010.

  2. Мировая художественная культура: от наскальных рисунков до киноискусства [Электронный ресурс] : мультимедийное учеб. пособие для общеобразоват. учреждений гуманитарного профиля. - М. :Новый Диск, 2004. - 2 электрон, опт. диска (CD-ROM).

  3. Вачъянц,А. М. Введение в мировую художественную культуру. Вариации прекрасного-М.: Айрис-Пресс, 2010.

  4. Солодовников Ю.А. Человек в мировой художественной культуре: Учебник для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.А.Солодовников. – М.: Просвещение, 2007г.

  5. Солодовников Ю.А. Человек в мировой художественной культуре: Учебник для 7 кл. общеобразоват. учреждений / Науч.ред. Н.И.Киященко. – М.: Просвещение, 2007 г.

Литература

  1. Алпатов, М. В. Древнерусская иконопись / М. В. Алпатов. - М. : Изобразительное искусст­во, 1978.

  2. Алпатов, М. В. Немеркнущее наследие / М. В. Алпатов. - М. : Просвещение, 1990.

  3. Большой путеводитель по Библии : [пер. с нем.]. - М., 1993.

  4. Барская, Н. А. Сюжеты и образы древнерусской живописи / Н. А. Барская. - М. : Просве­щение, 1993.

  5. Вагнер, Г. К. Искусство Древней Руси / Г. К. Вагнер, Т. Ф. Владышевская. - М. : Просвещение, 1993.

  6. Гумилев, Л. Н. Древняя Русь и Великая степь / Л. Н. Гумилев. - М. : ACT, 2004.

  7. Дмитриева, Н. А. Краткая история искусств : в 2 кн. / Н. А. Дмитриева. - М. : Галарт, 2008.

  8. Зотов, А. И. Русское искусство с древних времен до начала XVII века / А. И. Зотов. - М., 1983.

  9. Ильина, Т. В. История искусств. Русское и советское искусство / Т. В. Ильина. - М. : Выс­шая школа, 1989.

  10. История русского искусства : в 3 т. / под ред. М. М. Раковой и И. В. Рязанцева. - М., 1991.

  11. Круглов, Ю. Г. Русские обрядовые песни / Ю. Г. Круглов. - М., 1991.

  12. Любимов, Л. Д. Искусство Древней Руси / Л. Д. Любимов. - М. : Просвещение, 1996.

  13. Рапацкая, Л. А. Русская художественная культура / Л. А. Рапацкая. - М. : ВЛАДОС, 2006.

  14. Рапацкая, Л. А. История русской музыки / Л. А. Рапацкая. - М. : ВЛАДОС, 2001.

  15. Рыбаков, Б. А. Язычество Древней Руси / Б. А. Рыбаков. - М., 1987.

  16. Соколов, А. С. Музыка вокруг нас / А. С. Соколов. - М., 1996.

  17. Трубецкой, Е. Н. Три очерка о русской иконе / Е. Н. Трубецкой. - Новосибирск, 1991.

  18. Успенский, Л. А. Богословие иконы Православной Церкви / Л. А. Успенский. - М., 1989.

  19. Филатов, В. В. Краткий иконописный словарь / В. В. Филатов. - М., 1996.

  20. Христианство : энциклопедический словарь. Т. 1-3. - М., 1993-1995.

Дополнительные пособия для учащихся:

  1. Барская, Н. А. Сюжеты и образы древнерусской живописи / Н. А. Барская. - М. : Просвещение, 1993.

  2. Гуревич, Е. Л. Западноевропейская музыка в лицах и звуках / Е. Л. Гуревич. - М. : ТОО «Пассим», 1994.

  3. Круглов, Ю. Г. Русские обрядовые песни / Ю. Г. Круглов. - М. : Высшая школа, 1982.

  4. Любимов, Л. Д. Искусство Древней Руси / Л. Д. Любимов. - М. : Просвещение, 1996.

  5. Мифы народов мира : энциклопедия. Т. 1-2. - М. : Советская энциклопедия, 1980-1982.

  6. Холл, Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве / Дж. Холл. - М. : Крон-пресс, 1996.

  7. Энциклопедический словарь юного музыканта. - М. : Педагогика. 1985.

  8. Энциклопедический словарь юного зрителя. - М. : Педагогика, 1989.

  9. Энциклопедический словарь юного художника. - М. : Педагогика, 1983.


Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся

к концу 5 класса
Обучающиеся должны знать /понимать:

  • основные жанры и виды искусства.

  • особенности языка различных видов искусств;

  • шедевры мировой художественной культуры (выдающиеся памятники мировой художественной культуры первобытного общества, Древнего Египта, Месопотамии, Ирана, Мезоамерики)

  • имена архитекторов, скульпторов Древнего Египта;

  • особенности проявления синтеза искусств на примере синкретических форм первобытного искусства, годовых народных праздников Древнего Египта, Мезоамерики;

  • основные сюжеты и образы мифов народов Древнего мира;

  • характерные признаки художественной культуры Древнего Египта, Месопотамии, Ирана, Мезоамерики;

  • общие закономерности возникновения и становления художественной культуры Древнего мира и значение ее достижений для последующего развития мировой художественной культуры;



Обучающиеся должны уметь:

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определённой эпохой;

  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

  • оценивать эстетическую, духовную и художественную ценность и своеобразие памятников художественной культуры Древнего мира;

  • различать памятники художественной культуры разных народов;

  • анализировать содержание, образный язык произведений различных видов искусства, созданных народами Древнего мира, и выражать собственное отношение к воспринятому художественному образу;

  • сравнивать произведения разных видов искусств и памятники художественной культуры народов мира, выявляя их сходство и различия;

  • ориентироваться в потоке информации по проблемам искусства и культуры Древнего мира и отбирать и анализировать ее с целью написания творческих работ и участия в дискуссиях;
    Применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:



  • для организации личного и коллективного досуга и участия в культурной жизни на основе развития кругозора и интереса к искусству;

  • выражения собственного суждения о произведениях искусства, эстетической оценки явлений окружающего мира;

  • самостоятельного художественного творчества.


Календарно-тематическое планирование

5 класс

№ урока п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Раздел

Тема

Раздел 1. Художественная культура в жизни человека

10




1

В музее изобразительных искусств.




1

2

Виды и жанры живописи (портрет, пейзаж, натюрморт).




1

3

В театре.




1

4

Профессия театрального режиссера.




1

5

В концертном зале.




1

6

Инструменты симфонического оркестра.




1

7

Смотрим кино.




1

8

Великие режиссеры и актеры России.




1

9

Духовная художественная культура: войдем в храм!




1

10

Храмы России.




1




Раздел 2. На каких языках говорит искусство.

6




11

У каждого искусства свой язык




1

12

Декоративное искусство, его прикладное и самостоятельное значение




1

13

Звуки как краски.




1

14

Опера




1

15

Искусство балета




1

16

Виды искусства - единая семья




1




Раздел 3
Художественная культура древнейших цивилизаций

16




17

«Что есть мир ?», или О том, как был поставлен первый главный вопрос эпохи... Жизнь вместе с природой.




1

18

Священные камни Стоунхенджа




1

19

«Земля Возлюбленная», или О том, как возникла цивилизация Древнего Египта… Египет – дар Нила.




1

20

Гелиопольская девятка.




1

21

«Храм и космос», или О том, как строилось жилище для древнеегипетского бога. Образ мира в древнеегипетско м храме.




1

22

Реформатор из Эль-Амарны.




1

23

Подготовка к вечности, или О том , как древний египтянин готовился к жизни после смерти....Дом после смерти.




1

24

«Песня арфиста»




1

25

«Суд Осириса» или О том, что ждет египтянина в подземном мире....




1

26

«Исповедь египтянина»




1

27

Воюющие царства, или О том, как возникали и разрушались города Месопотамии... Между Тигром и Евфратом.




1

28

«О все видавшем…»




1

29

«Вселенная Ахурамазды», или О том, чему учил древних иранцев пророк Заратуштра... Персепольские развалины.




1

30

Так говорил Заратуштра




1

31

«Восхождение к солнцу», или О том, как погибли древние цивилизации Центральной Америки... «Солнечный камень» древних ацтеков.




1

32

Возвращение белого бога.




1




Итоговое занятие по разделу 3.

2




33-34

Древнейшие цивилизации Востока и Центральной Америки и их место в художественной культуре человечества




2




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

5 класс (34 часа)
Раздел 1-2.


Художественная культура в жизни человека. На каких языках говорит искусство.

Что такое Мировая художественная культура. Истоки художественной культуры.
Понятия: Культура, искусство, художественная культура, виды искусства (архитектура, скульптура, живопись, графика. музыка, танец, театр. кино, фото, дизайн), изобразительные виды искусства.

Виды искусства (архитектура, скульптура, живопись, графика, музыка, танец, театр. кино, фото, дизайн), изобразительные виды искусства.
Жанры в искусстве: (портрет, пейзаж, натюрморт). Средства выразительности.










Раздел 3
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙШИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Древний Египет. Месопотамия. Иран. Мезоамерика


  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебного курса «мировая художественная культура/музыка» iconРабочая программа учебного курса «мировая художественная культура/музыка»
Возрождения. 6—8 классы», М.:, «Владос», 2001 г., В 5-7-х классах предмет «Мировая художественная культура» изучается интегрировано...
Рабочая программа учебного курса «мировая художественная культура/музыка» iconРабочая программа учебного курса «мировая художественная культура»
«Художественная культура Древнего мира, Средних веков и эпохи Возрождения. 6—8 классы», изданной в 1994 г. (М.: Просвещение) и в...
Рабочая программа учебного курса «мировая художественная культура/музыка» iconРабочая программа учебного курса «Мировая художественная культура»
...
Рабочая программа учебного курса «мировая художественная культура/музыка» iconРабочая программа учебного курса «Музыка»
В результате введения данного курса преподавание образовательной области «Искусство» становится непрерывным и преемственным: данный...
Рабочая программа учебного курса «мировая художественная культура/музыка» iconРабочая программа Учебного предмета «Мировая художественная культура»
Г. И. Даниловой к учебнику «Мировая художественная культура. От XVII века до современности». 11 класс, автор Г. И. Данилова
Рабочая программа учебного курса «мировая художественная культура/музыка» iconРабочая программа Учебного предмета «Мировая художественная культура»
Г. И. Даниловой к учебнику «Мировая художественная культура. От истоков до XVII века». 10 класс, автор Г. И. Данилова
Рабочая программа учебного курса «мировая художественная культура/музыка» iconТематическое планирование уроков курса «мировая художественная культура»...
Курс предполагает обучение по 1 часу в неделю в течение двух лет (по 34 (35) часа в год, 68 (69) часов – за два года) по учебнику...
Рабочая программа учебного курса «мировая художественная культура/музыка» iconРабочая программа учитывает требования федерального государственного...
Рабочая программа составлена на основе программы курса: Рапацкая Л. А. Мировая художественная культура. 5-9, 10-11 класс. М.: Гуманитарный...
Рабочая программа учебного курса «мировая художественная культура/музыка» iconРабочая программа Якушевой Любови Ивановны по учебному курсу «Мировая художественная культура»
Г. И. Даниловой «Мировая художественная культура. Программы курса. 10 – 11 классы», М. Дрофа. 2011 г и Положения о рабочей программе...
Рабочая программа учебного курса «мировая художественная культура/музыка» iconТематическое планирование по предмету «Мировая художественная культура»...
Программа “Мировая художественная культура разработана на основе программы “Мировая художественная культура 5-11 класс” Автор Г....
Рабочая программа учебного курса «мировая художественная культура/музыка» iconРабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России»
Данная рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» для 11 класса разработана на основе...
Рабочая программа учебного курса «мировая художественная культура/музыка» iconРабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России»
Данная рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» для 11 класса разработана на основе...
Рабочая программа учебного курса «мировая художественная культура/музыка» iconРабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России»
Данная рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» для 10 класса разработана на основе...
Рабочая программа учебного курса «мировая художественная культура/музыка» iconРабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России»
Данная рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» для 10-11 классов разработана на...
Рабочая программа учебного курса «мировая художественная культура/музыка» iconРабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России»
Данная рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» для 11 класса разработана на основе...
Рабочая программа учебного курса «мировая художественная культура/музыка» iconДанилова Г. И. Программы для общеобразовательных школ, гимназий,...
Программа учебного предмета «Мировая художественная культура» составлена на основе авторской программы Даниловой Г. И


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск