Программа учебного предмета «Мировая художественная культура»





НазваниеПрограмма учебного предмета «Мировая художественная культура»
страница1/9
Дата публикации23.10.2014
Размер1.27 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9




Программа учебного предмета

«Мировая художественная культура»

ступени основного общего образования


  1. Пояснительная записка.

Настоящая программа составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 года (с последующими изменениями);

  • Примерной программы по искусству для основной школы;

  • Программа по основам искусствознания. Составитель А.М. Вачьянц, учитель-методист изобразительного искусства и мировой художественной культуры, г.Москва., Г. И. Дробот - методист по изобразительному искусству департамента по народному образованию, г.Москва;

  • Программа для образовательных школ, гимназий, лицеев по мировой художественной культуре» Авторский коллектив: Н.И.Киященко, Л.А.Рапацкая, Н.М.Сокольникова, Е.Н.Шапинская.


Главная цель изучения мировой художественной культуры в Лицее № 15 – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления культурного опыта своей страны и человечества в целом, активного и творчески применяющего знания по кукльтуре в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой эстетической подготовке и социализации учащихся.

Лицей имеет кабинет «Мировая художественная культура», оборудованный современными техническими средствами. Лицей № 15 имеет структурное подразделение - ДШИ, имеет музей народного быта.
Задачи изучения мировой художественной культуры в основной школе:

- формирование у молодого поколения ориентиров для художественной, эстетической, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в художественной, эстетической, духовной и нравственной сферах;

- развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о художественных событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

- формирование у школьников умений применять знания по истории искусства для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
2. Общая характеристика учебного предмета
Место и роль знания мировой художественной культуры в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции знания истории искуства осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней. История искусства, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет «Мировая художественная культура» играет значимую роль в подготовке обучающихся 5–9 классов к жизни в современном обществе, дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.

История искусства представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей.

Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления;

Изучение мировой художественной культуры предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем и т. д.

Межпредметные связи.

Реализация программы образования в области мировой художественной культуры на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей.

– Использование потенциала межпредметных связей курсов мировой художественной культуры, истории и географии расширяет знания обучающихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом.

– Формирование системы интегративных связей мировой художественной культуры и предметов образовательной области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет обучающимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков.

– Знание обучающимися эстетического и художественного контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство».

Поликультурный аспект отслеживается на каждом из этапов мировой художественной культуры и содействует реализации задач, связанных с воспитанием уважительного отношения к истории и культуре народов России и мира, развитии эстетических, нравственных и художественных сторон обучающихся.
3. Место учебного предмета «Мировая художественная культура» в учебном плане.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Мировая художественная культура» с 5-го по 9-й класс не изучается.

Для реализации уставных целей Лицея № 15 из части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса, в 5-х классах выделяется часы по 1 часу во II полугодии, в 6-9-х классах по часу.

Общее количество часов, отводимых на изучение предмета, составит 158 часов.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

«Мировая художественная культура» в основной школе.
Предполагается, что результатом изучения мировой художественной культуры в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной, эстетической.

К важнейшим личностным результатам изучения мировой художественной культуры в основной школе относятся следующие убеждения и качества:

-осмысление художественно-эстетического опыта предшествующих поколений, способность к определению своей эстетической позиции в современном обществе;

-понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

В соответствии с Программой воспитания и социализации обучающихся Лицея № 15, обучающиеся участвуют в научно-практических конференциях, олимпиадах по предмету. Лицеисты посещают художественные выставки и художественные музеи города Вышний Волочек и городов России. В

Метапредметные результаты изучения мировой художественной культуры в основной школе выражаются в следующих качествах:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

- владение умениями работать с учебной и внешней информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в Лицее и социальном окружении и др.

В соответствии с Программой воспитания и социализации обучающиеся участвуют в диспутах, дискуссиях, круглых столах, проведение социологических опросов, ролевых игр, готовят презентации и рефераты.
Предметные результаты изучения мировой художественной культуры учащимися 5-9 классов включают:

- овладение целостными представлениями о художественно-эстетическом пути народов своей страны и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;

- способность применять понятийный аппарат эстетического знания и приемы эстетического анализа для раскрытия сущности и значения художественных событий и явлений прошлого и современности;

- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее художественную и познавательную ценность;

- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в художественной истории своей страны и человечества в целом;

- готовность применять знания по мировой художественной культуре для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

В соответствии с Программой воспитания и социализации обучающихся Лицея № 15, используя потенциал ДШИ, коллективов дополнительного образования, учреждений - социальных партнеров Лицея № 15, музея народного быта, созданным творческой группой «Лучинушка», в Лицее проходят викторины, олимпиады, тестирования, конкурсы исследовательских работ, рефератов. Это помогает решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.). Лицеисты готовятся к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоению основ межкультурного взаимодействия в лицее и социальном окружении и др.

Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур художественно-эстетического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5-9 классов по мировой художественной культуре в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов.
5. Содержание учебного предмета «Мировая художественная культура».
Предполагается, что в результате изучения мировой художественной культурой в основной школе учащиеся должны владеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

1.Знание хронологии, работа с хронологией:

- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий мировой художественной культуры.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий в истории искусства;

-группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

3. Работа с историческими источниками:

-проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

-сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

4. Описание (реконструкция):

-рассказывать (устно или письменно) о событиях из истории искусства, их участниках;

-характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

-на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т.п. составлять описание произведений искусства.

5. Анализ, объяснение:

-называть характерные, существенные признаки произведений искусства;

-раскрывать смысл, значение важнейших произведений искусства;

-сравнивать произведения искусства, определять в них общее и различия;

-излагать суждения о произведениях искусства.

6. Работа с версиями, оценками:

-приводить оценки произведений искусства, изложенные в учебной литературе;

-определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным произведениям искусства и их оценку.

7. Применение знаний в общении, социальной среде:

-использовать знания о художественной культуре своего и других народов в общении с людьми в Лицее № 15 и внелицейской жизни как основу диалога в поликультурной среде;

-способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников культуры).
Характеристика содержания образования по мировой художественной культуре

Отбор учебного материала для программы по мировой художественной культуре для основной школы осуществляется с учетом целей предмета, его места в системе лицейского образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5-9 классов, особенностей данного этапа их социализации (расширение дееспособности, получение паспорта и др.), ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
Структура предмета и последовательность предъявления материала.

Программа учебного предмета «Мировая художественная культура» на ступени основного общего образования предусматривает изучение в 5-9 классах истории развития культуры с древности до наших дней.

Основу предмета «Мировая художественная культура» составляют следующие содержательные линии:

1. Историческое время и культура – хронология и периодизация событий и процессов в мировой культуре.

2. Историческое движение:

-история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; развитие научного знания и образования; развитие духовной и художественной культуры; многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру.

3. Человек в истории создания объектов культуры:

-характеристика условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи;

-их потребности, интересы, мотивы действий;

-восприятие мира, ценностей.
5.1. Содержание учебной программы.
5 класс (18 часов)




урока в теме


Тема


Основное содержание

Введение в предмет (11 часов)

1

МХК - как учебная дисциплина.

  1. Понятие «Мировая художественная культура».

  2. Место предмета МХК в школьном курсе, его связь с другими предметами.

  3. МХК как совокупность множества культур народов мира.

  4. Культура народов мира – общее достояние человечества.

2

Основные виды искусства.

  1. Античный бог Аполлон – покровитель искусства.

  2. Семья муз Аполлона.

  3. Возможности искусства отражать нравственные ценности различных исторических эпох. Трансляционная функция искусства.

  4. Современные классификации видов искусства.

3-5

Искусство – зеркало жизни. Виды искусства.

  1. Виды искусства. Разделение искусств на пространственные, или пластические (архитектура, живопись, графика, фотография, скульптура, декоративно-прикладное искусство), временные (музыка) и пространственно-временные, или синтетические (литература, театр, опера, балет, телевидение, кино, цирк).

  2. Подвижность и гибкость границ между искусствами.

  3. Живопись. Виды живописи. Монументальная живопись: мозаика, фреска, витраж, панно. Станковая живопись. Жанры: анималистический, пор­третный, бытовой, исторический, батальный. Жанр натюрморта, ка­рикатуры.

  4. Графика. Виды графики: непосредственный рисунок на бумаге и печатная графика. Классификация графики. Книжная графика-иллюстрация, экслибрис. Станковая графика-эстамп, офорт, ксилография, линогравюра, «сухая игла».

  5. Архитектура. АрхитектуВиды архитектуры. Общественные здания. Градостроительство. Ландшафтная архитектура. Реставрация

  6. Скульптура. Классификация скульптуры. Рельефная скульптра:барельеф,горельеф,контррельеф. Монументальная скульптура. Скульптура малых форм

6

«Семь чудес света»

  1. Символическое значение числа «семь».

  2. Названия чудес света, местонахождение, имя автора и время создания.

  3. Этимология слов «колоссальный», «мавзолей», «фара».

7

Единственное из чудес света, дошедшее до нас – египетские пирамиды.

  1. Пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина – выдающиеся памятники мирового зодчества.

  2. История возведения пирамид, свидетельства греческого историка Геродота.

  3. Назначение, внешний облик и внутреннее строение пирамид.

  4. Саркофаг – «жилище вечности» фараона (обобщение ранее изученного).

  5. Просмотр фильма «Египетские пирамиды»

8

Декоративно-прикладное искусство.

  1. Декоративно-прикладное искусство.

  2. Как и почему возник орнамент, его отличие от живописи.

  3. Элементы-мотивы древнейших орнаментов: круг, квадрат, ромб, волнистые линии и др.

  4. Русский народный орнамент – наследие наших предков.

9-11

Художественные промыслы России.

  1. Народные промыслы России. Росписи: хохломская, гжельская, городецкая, палехская и др.

  2. Гончарное искусство Гжели.

  3. Лаковая миниатюра Палеха, Федоскино, их основные образы и сюжеты.

  4. Русская народная игрушка как отражение народных представлений о мире, добре и красоте.

  5. Каргопольская игрушка народных мастеров Севера. Дымковская и Филимоновская игрушки.

  6. Кружевоплетение.

  7. Резьба по дереву.

  8. Художественная обработка металла

  9. Народные промыслы Тверского края. Торжокское золотное шитьё. Торжокская глиняная игрушка. Тверская вышивка. Тверская матрёшка. Калязинские кружева. Лихославльская керамика. Конаковский фаянс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебного предмета «Мировая художественная культура» iconРабочая программа Учебного предмета «Мировая художественная культура»
Г. И. Даниловой к учебнику «Мировая художественная культура. От истоков до XVII века». 10 класс, автор Г. И. Данилова
Программа учебного предмета «Мировая художественная культура» iconРабочая программа Учебного предмета «Мировая художественная культура»
Г. И. Даниловой к учебнику «Мировая художественная культура. От XVII века до современности». 11 класс, автор Г. И. Данилова
Программа учебного предмета «Мировая художественная культура» iconМетодическое письмо «О преподавании учебного предмета «Мировая художественная культура»
«О преподавании учебного предмета «Мировая художественная культура» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области
Программа учебного предмета «Мировая художественная культура» iconДанилова Г. И. Программы для общеобразовательных школ, гимназий,...
Программа учебного предмета «Мировая художественная культура» составлена на основе авторской программы Даниловой Г. И
Программа учебного предмета «Мировая художественная культура» iconРабочая программа учебного курса «мировая художественная культура/музыка»
В 5-7-х классах предмет «Мировая художественная культура» изучается интегрировано с предметом «Музыка», поэтому блок музыки представлен...
Программа учебного предмета «Мировая художественная культура» iconРабочая программа учебного курса «мировая художественная культура/музыка»
Возрождения. 6—8 классы», М.:, «Владос», 2001 г., В 5-7-х классах предмет «Мировая художественная культура» изучается интегрировано...
Программа учебного предмета «Мировая художественная культура» iconРабочая программа учебного курса «мировая художественная культура»
«Художественная культура Древнего мира, Средних веков и эпохи Возрождения. 6—8 классы», изданной в 1994 г. (М.: Просвещение) и в...
Программа учебного предмета «Мировая художественная культура» iconРабочая программа учебного курса «Мировая художественная культура»
...
Программа учебного предмета «Мировая художественная культура» iconТематическое планирование по предмету «Мировая художественная культура»...
Программа “Мировая художественная культура разработана на основе программы “Мировая художественная культура 5-11 класс” Автор Г....
Программа учебного предмета «Мировая художественная культура» iconПояснительная записка программа «Мировая художественная культура. 10-11 классы»
«Мировая художественная культура. 6—9 классы» Ю. А. Солодовникова и Л. М. Предтеченской. Программа составлена на основе Федерального...
Программа учебного предмета «Мировая художественная культура» iconТематическое планирование уроков курса «мировая художественная культура»...
Курс предполагает обучение по 1 часу в неделю в течение двух лет (по 34 (35) часа в год, 68 (69) часов – за два года) по учебнику...
Программа учебного предмета «Мировая художественная культура» iconУтверждено
Программа учебного предмета «Мировая художественная культура» составлена на основе авторской программы Даниловой Г. И
Программа учебного предмета «Мировая художественная культура» iconУтверждено
Программа учебного предмета «Мировая художественная культура» составлена на основе авторской программы Даниловой Г. И
Программа учебного предмета «Мировая художественная культура» iconУтверждено
Программа учебного предмета «Мировая художественная культура» составлена на основе авторской программы Даниловой Г. И
Программа учебного предмета «Мировая художественная культура» iconУтверждено
...
Программа учебного предмета «Мировая художественная культура» iconРабочая программа Мировая художественная культура для основного общего образования 10 класс
Мировая художественная культура 5-11 кл. Составитель Данилова Г. И м.: Дрофа, 2009


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск