Скачать 1.27 Mb.
|
Программа учебного предмета «Мировая художественная культура» ступени основного общего образования
Настоящая программа составлена на основе:
Главная цель изучения мировой художественной культуры в Лицее № 15 – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления культурного опыта своей страны и человечества в целом, активного и творчески применяющего знания по кукльтуре в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой эстетической подготовке и социализации учащихся. Лицей имеет кабинет «Мировая художественная культура», оборудованный современными техническими средствами. Лицей № 15 имеет структурное подразделение - ДШИ, имеет музей народного быта. Задачи изучения мировой художественной культуры в основной школе: - формирование у молодого поколения ориентиров для художественной, эстетической, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире; - овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в художественной, эстетической, духовной и нравственной сферах; - развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о художественных событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности; - формирование у школьников умений применять знания по истории искусства для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе. 2. Общая характеристика учебного предмета Место и роль знания мировой художественной культуры в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции знания истории искуства осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней. История искусства, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет «Мировая художественная культура» играет значимую роль в подготовке обучающихся 5–9 классов к жизни в современном обществе, дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества. История искусства представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления; Изучение мировой художественной культуры предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем и т. д. Межпредметные связи. Реализация программы образования в области мировой художественной культуры на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. – Использование потенциала межпредметных связей курсов мировой художественной культуры, истории и географии расширяет знания обучающихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. – Формирование системы интегративных связей мировой художественной культуры и предметов образовательной области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет обучающимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. – Знание обучающимися эстетического и художественного контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство». Поликультурный аспект отслеживается на каждом из этапов мировой художественной культуры и содействует реализации задач, связанных с воспитанием уважительного отношения к истории и культуре народов России и мира, развитии эстетических, нравственных и художественных сторон обучающихся. 3. Место учебного предмета «Мировая художественная культура» в учебном плане. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Мировая художественная культура» с 5-го по 9-й класс не изучается. Для реализации уставных целей Лицея № 15 из части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса, в 5-х классах выделяется часы по 1 часу во II полугодии, в 6-9-х классах по часу. Общее количество часов, отводимых на изучение предмета, составит 158 часов. 4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Мировая художественная культура» в основной школе. Предполагается, что результатом изучения мировой художественной культуры в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной, эстетической. К важнейшим личностным результатам изучения мировой художественной культуры в основной школе относятся следующие убеждения и качества: -осмысление художественно-эстетического опыта предшествующих поколений, способность к определению своей эстетической позиции в современном обществе; -понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. В соответствии с Программой воспитания и социализации обучающихся Лицея № 15, обучающиеся участвуют в научно-практических конференциях, олимпиадах по предмету. Лицеисты посещают художественные выставки и художественные музеи города Вышний Волочек и городов России. В Метапредметные результаты изучения мировой художественной культуры в основной школе выражаются в следующих качествах: - способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.; - владение умениями работать с учебной и внешней информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; - способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); - готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в Лицее и социальном окружении и др. В соответствии с Программой воспитания и социализации обучающиеся участвуют в диспутах, дискуссиях, круглых столах, проведение социологических опросов, ролевых игр, готовят презентации и рефераты. Предметные результаты изучения мировой художественной культуры учащимися 5-9 классов включают: - овладение целостными представлениями о художественно-эстетическом пути народов своей страны и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества; - способность применять понятийный аппарат эстетического знания и приемы эстетического анализа для раскрытия сущности и значения художественных событий и явлений прошлого и современности; - умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее художественную и познавательную ценность; - расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в художественной истории своей страны и человечества в целом; - готовность применять знания по мировой художественной культуре для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира. В соответствии с Программой воспитания и социализации обучающихся Лицея № 15, используя потенциал ДШИ, коллективов дополнительного образования, учреждений - социальных партнеров Лицея № 15, музея народного быта, созданным творческой группой «Лучинушка», в Лицее проходят викторины, олимпиады, тестирования, конкурсы исследовательских работ, рефератов. Это помогает решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.). Лицеисты готовятся к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоению основ межкультурного взаимодействия в лицее и социальном окружении и др. Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур художественно-эстетического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5-9 классов по мировой художественной культуре в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. 5. Содержание учебного предмета «Мировая художественная культура». Предполагается, что в результате изучения мировой художественной культурой в основной школе учащиеся должны владеть следующими знаниями, представлениями, умениями: 1.Знание хронологии, работа с хронологией: - указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий мировой художественной культуры. 2. Знание исторических фактов, работа с фактами: - характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий в истории искусства; -группировать (классифицировать) факты по различным признакам. 3. Работа с историческими источниками: -проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.); -сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия. 4. Описание (реконструкция): -рассказывать (устно или письменно) о событиях из истории искусства, их участниках; -характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи; -на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т.п. составлять описание произведений искусства. 5. Анализ, объяснение: -называть характерные, существенные признаки произведений искусства; -раскрывать смысл, значение важнейших произведений искусства; -сравнивать произведения искусства, определять в них общее и различия; -излагать суждения о произведениях искусства. 6. Работа с версиями, оценками: -приводить оценки произведений искусства, изложенные в учебной литературе; -определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным произведениям искусства и их оценку. 7. Применение знаний в общении, социальной среде: -использовать знания о художественной культуре своего и других народов в общении с людьми в Лицее № 15 и внелицейской жизни как основу диалога в поликультурной среде; -способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников культуры). Характеристика содержания образования по мировой художественной культуре Отбор учебного материала для программы по мировой художественной культуре для основной школы осуществляется с учетом целей предмета, его места в системе лицейского образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5-9 классов, особенностей данного этапа их социализации (расширение дееспособности, получение паспорта и др.), ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета. Структура предмета и последовательность предъявления материала. Программа учебного предмета «Мировая художественная культура» на ступени основного общего образования предусматривает изучение в 5-9 классах истории развития культуры с древности до наших дней. Основу предмета «Мировая художественная культура» составляют следующие содержательные линии: 1. Историческое время и культура – хронология и периодизация событий и процессов в мировой культуре. 2. Историческое движение: -история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; развитие научного знания и образования; развитие духовной и художественной культуры; многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру. 3. Человек в истории создания объектов культуры: -характеристика условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи; -их потребности, интересы, мотивы действий; -восприятие мира, ценностей. 5.1. Содержание учебной программы. 5 класс (18 часов)
|
Рабочая программа Учебного предмета «Мировая художественная культура» Г. И. Даниловой к учебнику «Мировая художественная культура. От истоков до XVII века». 10 класс, автор Г. И. Данилова | Рабочая программа Учебного предмета «Мировая художественная культура» Г. И. Даниловой к учебнику «Мировая художественная культура. От XVII века до современности». 11 класс, автор Г. И. Данилова | ||
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Мировая художественная культура» «О преподавании учебного предмета «Мировая художественная культура» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области | Данилова Г. И. Программы для общеобразовательных школ, гимназий,... Программа учебного предмета «Мировая художественная культура» составлена на основе авторской программы Даниловой Г. И | ||
Рабочая программа учебного курса «мировая художественная культура/музыка» В 5-7-х классах предмет «Мировая художественная культура» изучается интегрировано с предметом «Музыка», поэтому блок музыки представлен... | Рабочая программа учебного курса «мировая художественная культура/музыка» Возрождения. 6—8 классы», М.:, «Владос», 2001 г., В 5-7-х классах предмет «Мировая художественная культура» изучается интегрировано... | ||
Рабочая программа учебного курса «мировая художественная культура» «Художественная культура Древнего мира, Средних веков и эпохи Возрождения. 6—8 классы», изданной в 1994 г. (М.: Просвещение) и в... | Рабочая программа учебного курса «Мировая художественная культура» ... | ||
Тематическое планирование по предмету «Мировая художественная культура»... Программа “Мировая художественная культура разработана на основе программы “Мировая художественная культура 5-11 класс” Автор Г.... | Пояснительная записка программа «Мировая художественная культура. 10-11 классы» «Мировая художественная культура. 6—9 классы» Ю. А. Солодовникова и Л. М. Предтеченской. Программа составлена на основе Федерального... | ||
Тематическое планирование уроков курса «мировая художественная культура»... Курс предполагает обучение по 1 часу в неделю в течение двух лет (по 34 (35) часа в год, 68 (69) часов – за два года) по учебнику... | Утверждено Программа учебного предмета «Мировая художественная культура» составлена на основе авторской программы Даниловой Г. И | ||
Утверждено Программа учебного предмета «Мировая художественная культура» составлена на основе авторской программы Даниловой Г. И | Утверждено Программа учебного предмета «Мировая художественная культура» составлена на основе авторской программы Даниловой Г. И | ||
Утверждено ... | Рабочая программа Мировая художественная культура для основного общего образования 10 класс Мировая художественная культура 5-11 кл. Составитель Данилова Г. И м.: Дрофа, 2009 |