Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
| Объем часов
| Уровень освоения
|
1
| 2
| 3
| 4
|
Раздел 1. Обеспечение безопасности жизнедеятельности
|
| 4
|
|
| Содержание учебного материала
|
|
|
Введение
| 1
| Основные цели и задачи учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) . Основные термины и определения: среда обитания, природные и техногенные факторы окружающей среды, производственная среда, опасные зоны и рабочее место, безопасность, стихийные бедствия и чрезвычайные ситуации, экологическая безопасность на водном транспорте. Роль дисциплины в процессе освоения основной профессиональной деятельности.
| 1
| 1
|
Тема 1.1. Научно-технический прогресс и среда обитания современного человека
| 1
| Современное состояние и негативные факторы среды обитания. Принципы обеспечения безопасного взаимодействия человека со средой обитания. Системы восприятия человеком состояния среды обитания. Классификация основных форм деятельности человека. Работоспособность и пути ее повышения. Особенности труда женщин и подростков. Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности. Микроклимат и рациональная организация рабочего места. Рациональные условия жизнедеятельности. Охрана окружающей природной среды. Ответственность за загрязнение окружающей природной среды.
| 1
| 2
|
2
| Понятие о производственной санитарии. Классификация условий труда. Опасные и вредные производственные факторы. Общие санитарно-технические требования к производственным помещениям и рабочим местам. Эргономика и техническая эстетика. Защита при эксплуатации ПЭВМ. Воздействие вредных производственных факторов на здоровье человека. Методы и средства защиты от вредных и опасных производственных факторов.
|
Лабораторные работы:
| 2
|
|
Определение загрязнений воздушной среды и эффективности средств контроля
|
Выбор и расчет средств очистки выбросов в атмосферу.
|
Выбор методов и средств защиты от тепловых излучений.
|
| Самостоятельная работа обучающихся
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленными преподавателем).
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
1. Основные понятия безопасности жизнедеятельности (БЖД).
2. Зависимость транспортной безопасности от природных факторов в нормативных условиях эксплуатации и при ЧС.
| 2
|
Раздел 2. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях
|
| 7
|
|
Тема 1.2. Чрезвычайные ситуации мирного времени
| Содержание учебного материала
| 2
| 1
|
1
| Понятия и общая классификация чрезвычайных ситуаций (ЧС). Характерные признаки ЧС: по природе возникновения, по масштабам распространения последствий, по причине возникновения, по возможности предотвращения ЧС.
|
2
| Чрезвычайные ситуации природного происхождения: геологические, метеорологические, гидрологические, природные пожары, биологические, космические.
| 2
|
3
| Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения. Общая характеристика и классификация. Аварии на водном транспорте. Аварии на гидротехнических сооружениях. Аварии на пожаро-взрывоопасных объектах. Действия населения при техногенных ЧС.
Индивидуальная защитная одежда и снаряжение. Действия, которые должны предприниматься при получении команды следовать к местонахождению спасательных шлюпок и плотов. Действия, которые должны предприниматься при оставлении судна, нахождении в воде. Действия, которые должны предприниматься на спасательной шлюпке и плоту. Основные опасности, угрожающие терпящим бедствие. Противопожарное оборудование и его расположение на судне. Инструкции о: стационарных установках, снаряжении пожарного, личном оборудовании, противопожарных устройствах и оборудовании, методах борьбы с пожаром, огнетушащих веществах, процедурах борьбы с пожаром, использовании дыхательного аппарата в ходе борьбы с пожаром и действий по спасению.
Выживание в море в случае оставления судна и борьбу с пожаром.
|
4
| Чрезвычайные ситуации социального происхождения: терроризм, шантаж, мошенничество, разбой, бандитизм, инфекционные заболевания.
|
5
| Защита и жизнеобеспечение населения в условиях чрезвычайной ситуации. Принцип защиты. Основные способы защиты. Основные мероприятия защиты в условиях ЧС.
|
6
| Организационная структура обеспечения электробезопасности на предприятиях (судах). Средства коллективной и индивидуальной защиты от поражения электрическим током. Основные требования безопасности при проведении ремонтных работ и обслуживании электротехнических устройств. Основные требования безопасности при использовании радионавигационных приборов. Организация работы по обеспечению пожарной безопасности на предприятиях (судах). Требования и правила пожарной безопасности. Средства тушения пожаров и пожарная сигнализация.
|
|
Практические занятия
| 5
|
|
Организационная структура обеспечения электробезопасности на предприятиях (судах).
|
Пожарное оборудование и системы контроля и пожарной сигнализации на судне.
|
Тактика тушения пожара. Спасание и эвакуация пострадавших.
|
Выбор средств обеспечения электробезопасности.
|
Определение эффективности методов и средств защиты от ионизирующих излучений.
|
| Самостоятельная работа обучающихся
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленными преподавателем).
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Зависимость транспортной безопасности от природных факторов в нормативных условиях эксплуатации и при ЧС.
Организация работы по обеспечению пожарной безопасности на предприятиях (судах).
| 2
|
|
Раздел 3. Чрезвычайные ситуации военного времени
|
| 5
| 2
|
Тема 3.1. Организация защиты от оружия массового поражения
| Содержание учебного материала
| 1
|
1
| Характеристика оружия массового поражения: ядерное, химическое, бактериологическое и его поражающие факторы. Защита судна и экипажа после применения противником оружия массового поражения (ОМП). Специальная обработка судна после выхода из зоны заражения.
|
2
| Защита при радиоактивном загрязнении. Защита при химическом загрязнении. Обеспечение населения и формирований средствами индивидуальной защиты. Укрытие населения в защитных сооружениях.
Средства защиты органов дыхания. Средства защиты кожи.
|
3
| Назначение и задачи гражданской обороны. Основные задачи ГО. Формирование ГО. Режимы функционирования ГО. Руководство ГО.
|
| Практические занятия
| 4
|
|
Поражающие факторы ОМП.
|
Специальная обработка судна после выхода из зоны заражения ОМП.
|
Индивидуальные средства защиты от ОМП
|
Приборы радиационного, химического наблюдения и разведки, контроля радиоактивного заражения и облучения.
|
Самостоятельная работа обучающихся
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленными преподавателем).
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Классификация ЧС мирного и военного времени. ФЗ № 68 от 21.12.94. «О защите населения и территорий от ЧС».
Назначение и задачи гражданской обороны
| 2
|
Раздел 4. Устойчивость производств в условиях чрезвычайных ситуаций
|
| 6
| 2
|
Тема 4.1. Устойчивость функционирования объектов экономики и технических систем.
| Содержание учебного материала
| 2
|
1
| Понятие устойчивости работы объектов экономики. Факторы определяющие устойчивость работы объектов. Пути и способы повышения устойчивости работы объектов.
|
2
| Зависимость транспортной безопасности от природных факторов в нормальных условиях эксплуатации. Зависимость транспортной безопасности от стихийных явлений. Защита предприятий и населения в ЧС. Психологические аспекты безопасности в ЧС. Ликвидация ЧС и их последствий. Причины неустойчивой работы предприятий.
|
3
| Общие требования безопасности. Индивидуальные средства защиты (ИСЗ). Безопасность палубных работ. Основы безопасности при производстве технического обслуживания и ремонте судового электрооборудования. Безопасность перегрузочных работ на судах речного флота. Правила безопасности при работе ручным инструментом. Организация рабочего места. Безопасность при эксплуатации энергетических установок и вспомогательных механизмов. Безопасность ремонтных работ судового оборудования. Безопасность забортных работ, эксплуатации судовых шлюпок. Организация купания. Инструктаж по охране труда для членов экипажа судна.
|
4
| Отрицательное воздействие судов на окружающую природную среду. Предотвращение загрязнения водоемов сточными водами. Отходы - источник негативных факторов техносферы. Проблема утилизации судовых твердых и жидких отходов. Перспективные способы удаления и обработки судовых отходов. Предотвращение загрязнения водоемов мусором (бытовыми и производственными отходами). Охрана водной поверхности от загрязнения нефтью и нефтепродуктами. Охрана атмосферы от загрязнения отработавшими газами судовых ДВС. Национальное законодательство и международные конвенции по охране окружающей среды.
| 2
|
Практические занятия
| 4
|
|
Зависимость транспортной безопасности от природных факторов в нормальных условиях эксплуатации.
|
Определение методов и средств защиты от вибрации в производственных условиях и в селитебных зонах.
|
Порядок использования приборов дозиметрического и химического контроля.
|
Определение методов и средств защиты от шума на производстве и в селитебных зонах.
|
Самостоятельная работа обучающихся
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленными преподавателем).
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
1. Подготовка реферата по теме «Проблемы судовых твердых и жидких отходов»
2. Подготовка реферата по теме «Устойчивость функционирования объектов экономики и технических систем в ЧС».
3. Перспективные способы удаления и обработки судовых отходов.
4. Национальное законодательство и международные конвенции по охране окружающей среды.
| 4
|
Раздел 5. Основы военной службы.
|
| 4
| 2
|
Тема 5.1. Вооруженные силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества
| 1
| Национальная безопасность РФ. Основы обороны государства. История и предназначение Вооруженных Сил. Вооружение и боевая техника Российской армии и флота. Боевые традиции и символы воинской службы.
| 1
|
2
| Порядок прохождения военной службы. Назначение на воинские должности. Устав внутренней службы. Дисциплинарный устав. Устав гарнизонной и караульной служб.
|
3
| Виды воинской деятельности и их особенности. Основные элементы воинской деятельности и их предназначение. Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск. Общие требования воинской деятельности к военнослужащему.
Виды воинской деятельности и их особенности. Основные элементы воинской деятельности и их предназначение. Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск. Общие требования воинской деятельности к военнослужащему. Необходимость повышения уровня подготовки молодежи призывного возраста к военной службе. Требования к психическим и морально-этическим качествам призывника, основные понятия о психологической совместимости членов воинского коллектива (экипажа, боевого расчета).
Единоналичие - принцип строительства Вооруженных Сил РФ. Важность соблюдения основного требования, относящегося ко всем военнослужащим, - постепенно поддерживать в воинском коллективе порядок и крепкую воинскую дисциплину, воспитывать в себе убежденность в необходимости подчиняться, умение и готовность выполнять свои обязанности, беспрекословно повиноваться командирам и начальникам при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу.
Основные виды военных образовательных учреждений профессионального образования. Правила приема граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования.
Организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил РФ.
|
| Практические занятия
| 3
|
|
Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск.
|
Требования к психическим и морально-этическим качествам призывника, основные понятия о психологической совместимости членов воинского коллектива.
|
Структура Вооруженных Сил и порядок прохождения военной службы.
|
Самостоятельная работа обучающихся
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленными преподавателем).
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Подготовка реферата по теме «Состав и вооружение Военно-Морского Флота Российской Федерации».
Боевые традиции и символы воинской службы.
| 2
|
Раздел 6. Применение медицинских знаний при ликвидации чрезвычайных ситуаций.
|
| 6
| 2
|
Тема 6.1. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим в судовых условиях в чрезвычайных ситуациях
| 1
| Оценка состояния пострадавшего и первичные реанимационные меры. Искусственное дыхание и закрытый массаж сердца.
| 1
|
2
| Помощь при ушибах, вывихах, переломах конечностей и кровотечениях из ран.
|
3
| Помощь при травмах головы, синдромах сдавливания, переломах позвоночника, внутренних кровотечениях.
|
4
| Помощь при ожогах, обморожениях, замерзании, тепловых и солнечных ударах и при отравлениях.
|
5.
| Приемы спасения утопающих и первая медицинская помощь при утоплении, при потере сознания и поражении электрическим током.
|
Практические занятия
| 4
|
|
Меры по оказанию первой помощи при различных отравлениях на судне.
|
Способы искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца.
|
Способы наложения стерильной повязки при различных травмах.
|
Способы оказания первой медицинской помощи при утоплении.
|
Способы иммобилизации при переломах.
|
|
Контрольная работа по теме «Оказание первой медицинской помощи пострадавшим в судовых условиях в чрезвычайных ситуациях»
| 1
|
Самостоятельная работа обучающихся
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленными преподавателем).
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
1. Подготовка реферата по теме «Первичные реанимационные меры для спасения пострадавших».
| 2
|
Итоговая аттестация в форме зачета
|
Всего:
| 46
|