Тематика курсовых работ Образовательные технологии





Скачать 264.37 Kb.
НазваниеТематика курсовых работ Образовательные технологии
страница1/3
Дата публикации21.11.2017
Размер264.37 Kb.
ТипТематика курсовых работ
100-bal.ru > Военное дело > Тематика курсовых работ
  1   2   3




Содержание
Цели и задачи освоения дисциплины

Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Требования к результатам освоения содержания дисциплины

Содержание и структура дисциплины

Содержание разделов дисциплины

Содержание курса

Структура дисциплины

Тематика лекций

Тематика и планы семинаров

Тематика курсовых работ

Образовательные технологии

Оценочные средства для текущего контроля и промежуточной аттестации

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература

Дополнительная литература

Интернет-ресурсы

Материально-техническое обеспечение дисциплины



  1. Цели и задачи освоения дисциплины:

Ознакомить студентов с методологическими и философскими основаниями исследования языка, основными направлениями, подходами, принципами, этапами, формами, методами и приемами научных исследований в области лингвистики, научить студентов применять эти методы, формы и приемы в своей научной работе, в частности при подготовке магистерской диссертации. Особое внимание в курсе, в соответствии с основным направлением научных исследований кафедры, уделяется принципам и методам семантических исследований.

2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры.

Профессиональный цикл. Вариативная часть. Общепрофессиональные дисциплины.

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися за время обучения в бакалавриате по направлению «Лингвистика», в особенности при изучении курса «Основы лингвистических исследований», и выполнении курсовых и бакалаврских работ.

Знания и умения, приобретенные в ходе изучения данного курса, применяются обучающимися при проведении собственных исследований, в том числе при подготовке магистерской диссертации.

  1. Требования к результатам освоения дисциплины

В процессе изучения данного курса формируются следующие компетенции:


ПК-21

умеет работать с основными информационно-поисковыми и экспертными системами, системами представления знаний, синтаксического и морфологического анализа, автоматического синтеза, распознавания и понимания речи, обработки лексикографической информации и автоматизированного перевода, автоматизированными системами идентификации и верификации личности

ПК-22

владеет методами когнитивного и формального моделирования естественного языка и методами создания метаязыков

ПК-23

владеет современными методиками сбора, хранения и представления баз данных и знаний в интеллектуальных системах различного назначения с учетом достижений корпусной лингвистики

ПК-31

владеет современной научной парадигмой, имеет системное представление о динамике развития избранной области научной и профессиональной деятельности

ПК-32

умеет использовать понятийный аппарат философии, теоретической и прикладной лингвистики, переводоведения, лингводидактики и теории межкультурной коммуникации для решения профессиональных задач

ПК-33

владеет знанием методологических принципов и методических приемов научной деятельности

ПК-34

умеет структурировать и интегрировать знания из различных областей профессиональной деятельности и обладает способностью их творческого использования и развития в ходе решения профессиональных задач

ПК-35

умеет видеть междисциплинарные связи изучаемых дисциплин и понимает их значение для будущей профессиональной деятельности

ПК-36

владеет современной информационной и библиографической культурой

ПК-37

умеет изучать речевую деятельность носителей языка, описывать новые явления и процессы в современном состоянии языка, в общественной, политической и культурной жизни иноязычного социума

ПК-38

способностью определять явления и процессы, необходимые для иллюстрации и подтверждения теоретических выводов проводимого исследования

ПК-39

умеет применять современные технологии сбора, обработки и интерпретации полученных экспериментальных данных

ПК-40

способностью адаптироваться к новым условиям деятельности, творчески использовать полученные знания, навыки и компетенции за пределами узко профессиональной сферы

ПК-41

владеет приемами составления и оформления научной документации (диссертаций, отчетов, обзоров, рефератов, аннотаций, докладов, статей), библиографии и ссылок

ПК-42

способностью формировать представление о научной картине мира

ПК-43

способностью самостоятельно приобретать и использовать в исследовательской и практической деятельности новые знания и умения, расширять и углублять собственную научную компетентность

ПК-44

способностью к самостоятельному освоению инновационных областей и новых методов исследования

ПК-45

способностью использовать в познавательной и исследовательской деятельности знание теоретических основ и практических методик решения профессиональных задач

ПК-46

способностью самостоятельно разрабатывать актуальную проблему, имеющую теоретическую и практическую значимость

ПК-47

подготовлен к обучению в аспирантуре по избранному и смежным профилям обучения

ПК-58

имеет представление об особенностях науки как вида духовной деятельности человека, месте лингвистики в кругу других наук, взаимных связях лингвистики и философии, логики, психологии

ПК-59

обладает навыками участия в работе научных коллективов, проводящих исследования по широкой лингвистической проблематике

ПК-60

обладает способностью к самостоятельному приобретению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере гуманитарных наук для собственных научных исследований



В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать: основные положения, изложенные в содержании программы.

Уметь: применять изученные методы и подходы в своей научно-исследовательской деятельности.

Владеть: базовыми терминами и понятиями, относящимися к области лингвистических исследований и научных исследований в целом.

Приобрести опыт проведения собственных лингвистических исследований с применением изученных методов.

4.2 СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Вид работ

Трудоемкость в часах




2 семестр

Всего

Общая трудоемкость

72

72

Аудиторная работа

45

45

Лекции

18

18

Из них в интерактивной форме

12

12

Практические занятия

18

18

Из них в интерактивной форме

12

12

Курсовой проект

9

9

Самостоятельная работа


27

27

Вид контроля

зачет






  1. Содержание и структура разделов дисциплины.
    1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА




№ п/п

Раздел (тема) дисциплины и его содержание

Форма текущего контроля (О – опрос, П – самост. письм. раб.,

Р — реферат,

КР – контр. раб.

К — коллоквиум, беседа, дискуссия)

1

Наука как особый вид духовной деятельности человека. Наука как деятельность и наука как результат — совокупность научных знаний. Наука как специфическая форма познания и отражения действительности. Наука и религия, наука и искусство. Научная и бытовая, «наивная» картины мира. Особенности научного знания: объективность, общезначимость, верифицируемость, (относительная) точность, обобщенность. Наука как способ достижения новых знаний. Проблема достоверности научного знания. Объективное и субъективное в лингвистическом исследовании. Личностное и коллективное в научном творчестве.

О, К

2

Лингвистика и философия. Философско-методологические основания лингвистических исследований. Философское мировоззрение, методология и методы научного исследования языка. Понятие метода в науке. Метод и методология. Основные принципы и методы лингвистического исследования и лежащие в их основе философские концепции. Наука и критика.

Основные логические методы исследования: индукция, дедукция, гипотетико-дедуктивный метод — в лингвистике.

О, К

3

Задачи и цели лингвистического исследования. Предварительный этап научного исследования. Освоение имеющихся научных результатов. Научная база исследования. Поиск литературы по теме. Научное чтение: формы, цели, результаты.


О, К

4

Наука и критика. Научная дискуссия и полемика. Способы и приемы научного доказательства и аргументации.

О, К

5

Объект и предмет научного исследования. Тема и проблема (проблемы) исследования. Выбор темы исследования. Постановка целей и задач исследования.




6

Основные этапы научного исследования. Сбор (открытие) новых фактов, описание, объяснение. Классификация (таксономия) как тип научного описания. Проблема объяснения. Типы объяснений. Телеологические и каузальные объяснения. Функциональные объяснения.




7

Язык описания и объяснения. Естественный язык и метаязык. Особенности метаязыка лингвистики. Разграничение языка и метаязыка в научном тексте. Естественный язык как язык своего описания. Формальные и искусственные метаязыки.

О, К

8

Работа с языковым материалом. Способы сбора языкового материала. Данные словарей и их использование. Виды словарей. Наблюдение и эксперимент. Внешнее и внутреннее наблюдение (интроспекция). Особенности эксперимента в языкознании. Работа с информантами. Проблема языковой правильности, степени правильности.

О, К, П

9

Информационно-поисковые и экспертные системы, системы представления знаний, синтаксического и морфологического анализа, автоматического синтеза, распознавания и понимания речи, обработки лексикографической информации и автоматизированного перевода. Базы данных и знаний в интеллектуальных системах различного назначения. Корпусная лингвистика. Языковые корпуса и базы данных.

О, П,Р

10

Понятия научной теории и научной модели. Типы моделей в науке. Модели, подобные объекту, и модель – «черный ящик». Теория лингвистического моделирования. Лингвистические теории и модели. Методы когнитивного и формального моделирования естественного языка. Лингвистические концепции и положения. Относительная условность и произвольность лингвистического описания. Соотношение объективного и субъективного в научных описаниях и объяснениях. Понятие научного конструкта. Критерии выбора теории. Критерии внешней оправданности — согласованность с данными наблюдения и эксперимента, возможность предсказания новых фактов. Критерии внутреннего совершенства — непротиворечивость, полнота, простота и красота описания.

О, П

11

Научно-исследовательская работа как зафиксированный результат научного поиска. Жанры и виды научных текстов. Стандартная структура и традиционные компоненты научного текста. Введение, основная часть, заключение. Справочный аппарат работы. Список литературы. Цитирование и ссылки. Способы отсылки к автору при цитировании и выражение оценки истинности вводимой мысли.

П

12

Новое и старое в науке. Научная парадигма. Смены научных парадигм в истории языкознания. Логико-философская (универсалистская) парадигма в языкознании. Психологический подход в языкознании. Сравнительно-историческое языкознание. Сравнительно-исторический метод. Метод типологического анализа языка. Сопоставительный метод описания языков. Контрастивный метод описания языка. Метод глоттохронологии и лексико-статистический метод описания словарного состава языка.

О

13

Структурно-системная парадигма изучения языка. Направления и виды структурализма в языкознании.

Методы и приемы системно-функционального описания языка в структурном языкознании. Коммутационные процедуры, дистрибутивный анализ и анализ по существенным дифференциальным признакам.

О, П, Р

14

Дистрибутивный анализ как способ формального исследования и описания языка. Дескриптивная лингвистика и ее философские основания (предпосылки). Понятие дистрибуции. Виды дистрибуции: эквивалентная, пересекающаяся (контрастная), дополнительная (несовместимая). Дистрибутивные методы в фонологии. Фонемы, их аллофоны и варианты. Дистрибутивные методы в морфологии. Алломорфы и варианты морфем. Метод субституции (подстановок). Исследование сочетаемости как метод семантического исследования.

О, П, Р

15

Методы синтаксического анализа. Анализ по непосредственно-составляющим (НС). Трансформационный анализ. Трансформационный анализ и теория порождающих грамматик. Зарождение трансформационного анализа в работах Ч. Хоккетта, З. Хэрриса, Н. Хомского. Трансформационный анализ и глубинная структура. Порождающая семантика и падежная грамматика (Дж. Лакофф, Ч. Филлмор, Дж. Мак-Коли и др.). Трансформационные механизмы естественного языка (номинализация, адъективация, прономинализация и т.д.).

К, П

16

Методы исследования семантики. Семантическое описание и объяснение. Метод толкований. Виды толкований. Метод перефразировок. Смысл как инвариант всех преобразований. Валентный анализ значения.

Компонентный анализ. Философские предпосылки компонентного анализа.

Принципы описания языка в Московской семантической школе. Принцип интегральности описания. Семантические компоненты и «кварки». Принципы семантического анализа в работах А. Вежбицкой.

К, П

17

Логика и лингвистика. Применение логических методов исследования в языкознании. Логический анализ естественного языка. Язык формальной логики и его применение в лингвистических описаниях.

П, О

18

Антропологический поворот в языкознании ХХ века. Язык и общество, теория речевых актов, лингвистическая прагматика. Контент-анализ.

О

19

Язык и мышление, когнитивная лингвистика. Принципы исследования языка в когнитивной лингвистике. Язык и человек. Применение теории размытых концептов, фамильных сходств и теории прототипов в семантических исследованиях. Когнитивная лингвистика и психолингвистика. Методы и приемы исследования в психолингвистике.

О, Р, П

20

Лингвистика и теория коммуникации, теория информации и лингвистика, математика и лингвистика. Применение математических методов в лингвистическом описании языка: статистический, вероятностный и др.

О

21

Реферирование, принципы написания реферата и аннотации. Стилистические особенности языка науки.

П

22

Композиция научного текста. Основные принципы и способы построения начала текста. Интродукция новой темы. Интродуктивные предложения. Типы и способы интродукции. Бытийные предложения. Сокращенная интродукция. Номинация. Номинативные предложения. Определения. Характеризация. Характеризующие предложения. Способы перехода к новой теме. Принципы построения связного текста. Подведение итогов и выводы. Закономерности и принципы построения завершающей части текста.

П

23

Логико-семантическая структура научного текста. Основные логико-синтаксические операции, используемые при создании научного (а также научно-популярного, официально-делового, публицистического) текста.

П
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тематика курсовых работ Образовательные технологии iconТематика курсовых работ представлена ниже: Тема Налоговая система РФ и пути ее совершенствования
Для студентов специальности 080105 «Финансы и кредит» предусмотрено написание курсовой работы. Тематика курсовых работ представлена...
Тематика курсовых работ Образовательные технологии iconТематика курсовых работ по: Примерный перечень курсовых работ по...
Примерный перечень курсовых работ по основам менеджмента (для направления «Менеджмент» по теории менеджмента) 6
Тематика курсовых работ Образовательные технологии iconТематика курсовых работ и рефератов по спецкурсу «Политическая психология»
Примерная тематика курсовых работ и рефератов по спецкурсу «Политическая психология»
Тематика курсовых работ Образовательные технологии iconПрограмма, тематика курсовых работ и варианты контрольных работ по...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Тематика курсовых работ Образовательные технологии iconВопросы для экзамена по криминалистике тематика курсовых работ
Учебная программа дисциплины
Тематика курсовых работ Образовательные технологии iconТематика курсовых работ
Инфляция и антиинфляционная политика государства: мировой опыт и российская практика
Тематика курсовых работ Образовательные технологии iconРефератов, контрольных, курсовых, выпускных квалификационных работ...
Тематика рефератов, контрольных, курсовых, выпускных квалификационных работ по дисциплине
Тематика курсовых работ Образовательные технологии iconРефератов, контрольных, курсовых, выпускных квалификационных работ...
Тематика рефератов, контрольных, курсовых, выпускных квалификационных работ по дисциплине
Тематика курсовых работ Образовательные технологии iconРефератов, контрольных, курсовых, выпускных квалификационных работ...
Тематика рефератов, контрольных, курсовых, выпускных квалификационных работ по дисциплине
Тематика курсовых работ Образовательные технологии iconТематика курсовых работ по дисциплине «Уголовное право»
Соотношение уголовного законодательства со смежными отраслями права в современном обществе
Тематика курсовых работ Образовательные технологии iconПримерная тематика курсовых работ
Правовое положение и организационное построение главных управлений мвд россии по федеральным округам
Тематика курсовых работ Образовательные технологии iconМетодические указания к выполнению курсовых работ по дисциплине «Разведение...
Методические указания предназначены для повышения эффективности самостоятельной исследовательской работы студентов при выполнении...
Тематика курсовых работ Образовательные технологии iconТематика рефератов, курсовых и выпускных работ
Декларация Шумана. Парижский договор 1951 г и создание Европейского объединения угля и стали
Тематика курсовых работ Образовательные технологии iconТематика курсовых работ по дисциплине «Стратегический менеджмент»
Инновационное развитие предприятий малого бизнеса на основе информационных технологий – зачет
Тематика курсовых работ Образовательные технологии iconТематика курсовых работ Вопросы к зачету
Место дисциплины в структуре ооп впо (основной образовательной программы высшего профессионального образования)
Тематика курсовых работ Образовательные технологии iconТематика курсовых работ 22 Вопросы к зачету 22 Приложение 2 30
Формирование умений анализировать законодательные и нормативно-технические акты, регулирующие систему безопасности


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск