Урок истории России в 9-м классе "Великая Отечественная война. Сталинградская битва: ход, основные фронты, итоги"





Скачать 89.06 Kb.
НазваниеУрок истории России в 9-м классе "Великая Отечественная война. Сталинградская битва: ход, основные фронты, итоги"
Дата публикации26.09.2013
Размер89.06 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Военное дело > Урок
Урок истории России в 9-м классе "Великая Отечественная война. Сталинградская битва: ход, основные фронты, итоги"

Образовательные: познакомить с ходом,итогами одной из основных битв Вов;

Развивающие: продолжить формирование умений и навыков работы с историческим документом, картографическим материалом; умений самооценки и оценки товарищей, умение отстаивать собственную точку зрения,

Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, гордости и уважения к соотечественникам за совершенный подвиг.

Тип урока: объяснение новой темы;

Технология: проектная;

Оборудование: настенная карта “Великая Отечественная война (июнь 1941–1943 гг.), на партах у учащихся текст приказа № 227 “Ни шагу назад!”, карточки для тестовых ответов «а», «б», «в», «г» , презентация к уроку, включенная через программу интерактивной доски.

Учащиеся получают опережающие задание по поиску информации к уроку

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Приветствие учителя, знакомство с общим ходом урока, Выбирается ученик для выставления оценок одноклассникам за работу на уроке и оппонент, который имеет право корректировать оценочный балл.
2. Опрос д/з в форме блиц - опроса




ответ

II мировая война началась 22 июня 1941г.



с объявлением по радио о нападении германских войск на Российскую Федерацию выступил В. М. Молотов



23 августа 1939 г. был подписан договор о ненападении между Германией и СССР

+

по окончании советско-финской войны в марте 1940г. СССР исключили из Лиги Наций

+

план нападения на СССР назывался “Барбаросса”

+

первыми под удары немецкой авиации попали Прибалтика, Белоруссия, Украина, Грузия, Южный Урал.



в ходе Великой Отечественной войны выделяют 5 основных этапов

+

главными союзниками Германии в войне против СССР были Англия и Франция



апогей военных действий в Великой Отечественной войне приходится на зиму – весну 1942г.



контрнаступление советских войск под Москвой было 5 – 7 декабря 1941г.

+


Учащиеся меняются ответами, совместная проверка

3. Актуализация знаний.

А) Записывается тема урока (слайд)

определение цели урока совместно с учениками *

б) Актуализация знаний по пройденной теме (сопровождается показом по карте у доски).

потеря Крыма;

наступление немецких войск на Курско-Воронежском направлении. Цель: отрезать советские войска от остальных армий;

прорыв обороны Харькова (советские войска отступают по приказу Ставки);

-г. захвачен Ростов

-наступление немецких войск на Сталинград

поражение под Харьковом резко изменили обстановку на южном фронте в пользу противника. Были созданы все условия для захвата Кавказа.

– почему Кавказ, а не Москва? (выслушать ответы) Итог: неудачи в летних сражениях отрицательным образом сказались на боеспособности советских войск, их моральном духе, поэтому 28 июля 1942 г. был издан приказ № 227, который вошел в историю под названием “Ни шагу назад!” 

В) Работа с документом (слайды)

  1. Сформулируйте главную идею и основные положения Приказа № 227? 

  2. Как объясняются в приказе причины неудач советских войск? Согласны ли вы с подобным утверждением? 

  3. О каких явлениях на фронте свидетельствует текст приказа?

  4. Какие требования к паникерам и трусам предусматривает приказ? Согласны ли вы с данными требованиями? 

  5. Каково ваше отношение к созданию заградительных отрядов, штрафных батальонов? Каковы были критерии их формирования? Их роль в военных действиях? 

  6. Учитывая военную ситуацию, положение на фронте летом 1942 г. дайте общую характеристику Приказу № 227. Если видите в нем вред или пользу – укажите? *

Итог по документу:

Приказ № 227, призванный жесткими мерами навести порядок в войсках, организованность, дисциплину в условиях, когда дальнейшее отступление означало утрату национальной и государственной независимости. Но он не давал ответы на многие вопросы, например, как могли остановить продвижение немецких войск зимой 1941г., кто ошибся в определении главного удара?

4 Новая тема  

У: А) К весне 1942 года стало очевидно, что Германия и её союзникам не удалось осуществить свои первоначальные планы ни на одном из фронтов. В последующих военных действиях должно было решиться, на чьей стороне окажется перевес. Исход всей войны зависел главным образом от событий в Европе на советско-германском фронте.

 Стороны готовились к активным боевым действиям летней кампании. Советское командование было уверено, что немцы начнут наступление на центральном направлении и попытаются захватить Москву. Поэтому сюда были стянуты значительные силы и разработан план оборонительных действий с последующим переходом в контрнаступление. Однако немецкий генеральный штаб поставил перед своими войсками совершенно иную задачу.

Главный удар был запланирован на южном направлении с целью овладения богатыми стратегическим сырьем Кавказом и Нижней Волгой и лишь затем активизировать военные действия на московском направлении. На южном направлении гитлеровцы достигли значительных успехов, заняв Донбасс, Ростов, Крым, нанесли Советской армии ощутимое поражение под Харьковом. Но полностью реализовать свои планы немецкому командованию не удалось. Основные силы Красной Армии избежали окружения и отошли на юго-восток. Наступление немецких войск сконцентрировалось на Сталинградском направлении.

 Слово «Сталинград» вошло в словарный фонд всех языков мира и с той поры напоминает о битве, которая по  размаху, напряжению и последствиям превзошла все вооруженные столкновения прошлых времен.

В ходе битвы за СталинградБыл разработан план «Уран» (общее руководство операцией осуществляли представители ставки Г.К.Жуков, и А.М. Василевский

Важные этапы Сталинградской битвы:

17 июля 1942 г. – 2 февраля 1943 г. – Сталинградская битва.

17 июля 1942 г. – 18 ноября 1942 г. – первый этап Сталинградской битвы.

19 ноября 1942 г. – 2 февраля 1943 г. – второй этап Сталинградской битвы., начало реализации плана «Уран»
Объедененные силы Юго- Западного, Сталинградского, Донского фронтов позволили отстоять советским войскам отстоять Сталинград.

Б) Групповая работа:

постановка задачи: оценить действия фронтов(юго –западного, Сталинградского, Донского)

Постановка задачи: создание проекта о деятельности отдельно взятого фронта в обороне Сталинграда

План строится по вопросам:

- название фронта,командующий;

- территориальное расположение;

- цель;

-основные события на полях сражений указанного фронта, их значение в ходе общей битвы

В) защита проектов

5. Подведение общего итога (спросить учащегося)

У: История Паулюса связана с историей нашего края. Долгое время плененный фельдмаршал Паулюс находился под охраной на одной из дач п. Ильинский Раменского района. В поселке находился спецобъект НКВД – дача 25В. Там Паулюс проходил спецобработку, после которой выступил на Нюрбергском процессе в качестве свидетеля (слайд)

 Сталинградская битва – пример массового героизма, в которой проявились лучшие качества воинов – патриотов. Сталинградская битва шла 200 дней и ночей и стала началом коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны

в память о героическом сражении была выпущена медаль 

Учреждена Указом Президиума Верховного Совета от 22 декабря 1942 г.

Народ чтит память павших бойцов при обороне Сталинграда, преклоняет колени перед теми, кто выжил. В мирное время в Волгограде, бывшем Сталинграде установлен мемориал скульптора Вутетича Евгения Викторовича на Мамаевом кургане, сохранен как исторический памятник дом Павлова *

6. Закрепление: (учащиеся поднимают карточки «а», «б», «в», «г»), сразу проводится работа над ошибками

Тестовый контроль к уроку

1. Сталинградская битва состоялась в:

а) мае –ноябре 1942г

б)июле 1942 –феврале 1943

в)ноябре 1942 –феврале 1943

г) августе 1942-декабре 1942

 2. Во время военных действий под Сталинградом 6-й немецкой армией командовал:

 а) Гудериан,

б) Ф. Паулюс,

в) Г.  Гот,

г) В. Лист.

 3. План контрнаступления советских войск под Сталинградом назывался:

 а) «Тайфун»,

б) «Барбаросса»,

в) «Уран»,

г) «Вайс».

 4.Одним из памятников Волгограда, посвященных Сталинградской битве является:

а)»Стелла Рокоссовского;

б)»Аллея Чуйкова»

в)Дом Павлова»

г)все варианты верны

5. приказ «Ни шагу назад!» носил номер:

а) 227

б)251

в)217

г)214

 6. Операция «Уран» разрабатывалась под руководством

 а) Г.К. Жукова, А.М. Василевского,

б) Г.К. Жукова, Н.Ф. Ватутина,

в) А.М. Василевского, И.В. Сталина,

г) И.В. Сталина, Г.К. Жукова.

 7. Последние немецкие части капитулировали в Сталинграде

 а) 2 февраля 1942 г.,

б) 2 февраля 1943 г,

в) 2 января 1942 г.,

г) 2 января 1943 г.

 7. Рефлексия, выставление отметок учащимися (ответственный и оппонент)

д/з п. 32, доп. На «5» историческое эссе о Г.К. Жукове, К.К.Рокоссовском, А.И. Еременко

на «4» 3 вопроса формата части В

на «3» - 5 вопросов формата части А



1.приветствие, подготовка рабочего места

2. Выполнение задания. Отрабатывается умение анализировать достоверность полученной информации;

Формирование коммуникативных действий, умений рецензировать, адекватно оценивать работу одноклассников, выставление отметок

10 верных ответов – «5»;

8-9 –«4»;

6-7 –«3»;

Отрабатывается умение работать с картографическим материалом

Умение работать с историческим источником, уметь оценивать действия руководства с точки зрения исторической ситуации, уметь «погружаться в эпоху».

Запись в тетрадь (!)

Запись в тетрадь (!)

Умение работать в группе, рецензировать исторические документы, наглядный материал, рационально использовать время, защищать проект

Умение синтезировать знания, давать оценку действиям

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок истории России в 9-м классе \"Великая Отечественная война. Сталинградская битва: ход, основные фронты, итоги\" iconУрок в 9 классе по теме «Великая Отечественная война»
Цели: 1 изучить ход событий Великой Отечественной войны, ее итоги, основные этапы, познакомить с ключевыми персоналиями
Урок истории России в 9-м классе \"Великая Отечественная война. Сталинградская битва: ход, основные фронты, итоги\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Великая Отечественная Война, Вторая Мировая война, битва за Москву, Сталинградская битва, блокада Ленинграда, фашизм
Урок истории России в 9-м классе \"Великая Отечественная война. Сталинградская битва: ход, основные фронты, итоги\" iconСталинградская битва начало коренного перелома в ходе
Рассмотреть этапы, ход, итоги Сталинградской битвы, доказать, что эта битва положила начало коренному перелому в Великой Отечественной...
Урок истории России в 9-м классе \"Великая Отечественная война. Сталинградская битва: ход, основные фронты, итоги\" iconКредит и его основные формы
Открытый урок – презентация по истории 11 класс. Тема: «Великая Отечественная Война» Учитель Анникова О. В
Урок истории России в 9-м классе \"Великая Отечественная война. Сталинградская битва: ход, основные фронты, итоги\" iconВеликая Отечественная война Советского Союза небывалая в истории...
Да, Война – страшное слово. Война…Как много говорит это слово. Война – это страдание матерей, сотни погибших, сотни сирот и семей...
Урок истории России в 9-м классе \"Великая Отечественная война. Сталинградская битва: ход, основные фронты, итоги\" iconРеферат По истории России на тему: Сталинградская битва
По этому мы сочли необходимым вспомнить события тех лет в этом реферате, а именно, вспомнить битву, ставшую переломной в Великой...
Урок истории России в 9-м классе \"Великая Отечественная война. Сталинградская битва: ход, основные фронты, итоги\" iconУрок мужества по теме «День воинской славы Сталинградская битва»
«День воинской славы Сталинградская битва». Урок мужества выполнял следующие задачи: приобщение учащихся к изучению военной истории,...
Урок истории России в 9-м классе \"Великая Отечественная война. Сталинградская битва: ход, основные фронты, итоги\" icon«Великая Отечественная война: 65 лет памяти»
«Великая Отечественная война: 65 лет памяти» : результаты областного исследования / Волгогр обл юнош б-ка; инновац метод отд.; сост....
Урок истории России в 9-м классе \"Великая Отечественная война. Сталинградская битва: ход, основные фронты, итоги\" iconТема урока: Великая Отечественная война глазами современников и потомков....
Арм (автоматизированное рабочее место) учителя – класс («один ко многим») – фронтальная работа
Урок истории России в 9-м классе \"Великая Отечественная война. Сталинградская битва: ход, основные фронты, итоги\" iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «Финансы и кредит»
Открытый урок – презентация по истории 11 класс. Тема: «Великая Отечественная Война» Учитель Анникова О. В
Урок истории России в 9-м классе \"Великая Отечественная война. Сталинградская битва: ход, основные фронты, итоги\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Урок истории России в 9-м классе \"Великая Отечественная война. Сталинградская битва: ход, основные фронты, итоги\" iconУрок истории России в 6 классе по теме "Москва центр борьбы с ордынским...
Москвы в центр объединения северо – восточных русских земель, рассмотреть ход и значение Куликовской битвы
Урок истории России в 9-м классе \"Великая Отечественная война. Сталинградская битва: ход, основные фронты, итоги\" iconКонкурс сочинений «Великая Отечественная война 1941-1945 годов в истории моей семьи…»

Урок истории России в 9-м классе \"Великая Отечественная война. Сталинградская битва: ход, основные фронты, итоги\" icon«Великая Отечественная война: основные события и лица»
Не задействован в полной мере и воспитательный патриотический потенциал этой героической страницы истории нашего государства, что...
Урок истории России в 9-м классе \"Великая Отечественная война. Сталинградская битва: ход, основные фронты, итоги\" iconПротокол №1 от 26. 12. 12 План: Урок презентация по истории 11 класс. Учитель Анникова О. В
Открытый урок – презентация по истории 11 класс. Тема: «Великая Отечественная Война» Учитель Анникова О. В
Урок истории России в 9-м классе \"Великая Отечественная война. Сталинградская битва: ход, основные фронты, итоги\" iconРеферат по истории на тему: «Великая Отечественная война в истории моей семьи»
В этом году исполняется 67 лет со дня Великой Победы нашего народа над фашистскими захватчиками


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск