Конспект урока литературы, проведенного в 5 «А» классе, по теме «М. Ю. Лермонтов. Изображение Отечественной войны 1812 года в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино»





Скачать 208.23 Kb.
НазваниеКонспект урока литературы, проведенного в 5 «А» классе, по теме «М. Ю. Лермонтов. Изображение Отечественной войны 1812 года в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино»
Дата публикации28.09.2013
Размер208.23 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Военное дело > Конспект
Конспект урока литературы, проведенного в 5 «А» классе, по теме

«М.Ю. Лермонтов. Изображение Отечественной войны 1812 года в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»

Тип урока: урок художественного восприятия произведения

Цели:

  1. Знакомство с творчеством М.Ю. Лермонтова на примере стихотворения «Бородино».

  2. Воспитание творческого читателя, патриотических чувств обучаемых.

  3. Стимулирование обучаемых к использованию современных интерактивных и мультимедийных технических средств обучения.

Методы: творческого чтения, эвристический

Ход урока

  1. Оргмомент

  2. Актуализация знаний

К какому важному событию готовится наша страна в мае 2010 года? 2010 год ознаменован одним очень важным историческим событием. 9 мая исполняется 65 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, самой страшной войне не только в истории нашей Родины, но и всего человечества. В сердцах ваших бабушек и дедушек еще жива память об ужасах тех лет, каждая семья трепетно хранит воспоминания о мучениях, выпавших на долю ее близких. Слушая рассказы старших о войне, вы наверняка замечали, как волна гордости за нашу Родину, народ, за своих предков, проливших кровь за свободу родной земли, захлестывала ваши души. Но мы можем гордиться подвигом народа не только в Великой Отечественной войне 1941-45 годов. На долю русских за время существования нации пришлось много испытаний войной. Весь народ от мала до велика встал на защиту свободы своей страны в 1812 году, когда мировая война стала для нас Отечественной.

  • Объясните лексическое значение слова Отечественная (ведущаяся на территории родной страны)

Об Отечественной войне 1812 года говорило множество историков, писателей и поэтов. Но никто, по моему мнению, не сумел рассказать о ней так просто, доступно, с такой болью и юмором, как Михаил Юрьевич Лермонтов, замечательный, очень необычный, ни на кого не похожий русский поэт 19 века.

Запишите тему урока, годы жизни М.Ю. Лермонтова.

  1. Объяснение нового материала

Слово учителя. М.Ю. Лермонтов горячо любил родину, Москву, где прошло его детство, простой народ, ему нравились люди храбрые, отважные. Воспоминания и рассказы участников недавней войны заполняли детство Лермонтова. Отец его был в ополчении, т.е. в войске, состоящем из гражданских, а не профессиональных военных, лиц, принимал участие в военных действиях. Гувернер, т.е. домашний воспитатель Лермонтова, француз по происхождению, был офицером Наполеоновской гвардии, раненый, попал в плен. Братья бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой проявили себя в этой войне храбрыми и опытными военачальниками.

Просмотр инсценировки. Ребята нашего класса подготовили инсценировку по книге Т. Толстой «Детство Лермонтова». Посмотрите ее, обратив особое внимание на толкование ранее не встречавшихся вам слов (по ходу просмотра учащиеся записывают в тетрадях толкование незнакомых слов)

Слово учителя. Через 25 лет после Бородинской битвы Лермонтов напишет стихотворение «Бородино», которое станет одним из самых ярких патриотических произведений русской литературы, вдохновенным гимном русскому народу, отстоявшему родину от врага. Но помните, что просмотренный биографический факт говорит лишь о поводе к созданию стихотворения. Содержание стихотворения «Бородино» на самом деле намного шире, оно отражает богатый духовный опыт Лермонтова и никак не сводится к одному биографическому факту

Чтение стихотворения учителем

Первые впечатления, осмысление

  1. Закрепление

Эвристическая беседа. Почему в 1941 году, когда фашистские оккупанты почти захватили столицу нашей Родины, что означало бы проигрыш войны, защитников Москвы воодушевляли лермонтовские слова «Ребята! Не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой, Как наши братья умирали!» Почему нас сейчас волнуют чувства людей, живших почти двести лет назад? Что в этом стихотворении заключено такого, что оно живет и будет жить? На эти вопросы постараемся ответить сегодня на уроке.

  1. Как построено стихотворение? (в форме диалога – разговора старого солдата, участника Бородинской битвы, и молодого солдата)

  2. О чем спрашивает молодой солдат и что отвечает ему старый? Прочтите эпизод . (Молодой солдат спрашивает, почему, несмотря на победу, одержанную под Бородино, Москва все-таки была оставлена русскими войсками и отдана французам. Старый солдат отвечает, что Бородинская битва произошла по воле народа, в ответ на недовольство солдат нерешительностью командиров. Но, помимо народной воли, существует «Господня воля», т.е. историческая необходимость.)

  3. Представьте себе рассказчика. Нарисуйте его словесный портрет. (После битвы прошло 25 лет, это старый солдат, артиллерист, простой русский человек. Он гордится своими товарищами, волнуется, когда рассказывает, потому что любит свою родину)

  4. Почему, рассказывая о событиях, старый солдат почти всегда говорит «МЫ» и только иногда «Я»? Найдите в тексте. («Прилег вздремнуть я у лафета..», «Забил снаряд я в пушку туго..». Этим рассказчик показывает, что он артиллерист, и это делает его рассказ более достоверным. Во всех остальных случаях он не отделяет себя от всего войска . Он частица русского народа, решающего судьбы Родины и хорошо понимающего, за что он борется ).

Да, мысли и чувства старого солдата – это мысли и чувства всего народа, отстоявшего родину в Бородинской битве. Любовь к Родине и готовность защищать ее даже ценой собственной жизни объединили всех воинов, придали им богатырские силы, вдохновили на подвиг. И Лермонтов, сам горячий патриот, воспевает патриотический подвиг народа. Для него Бородинская битва – осуществление воли народа.

  1. Какой смысл вкладывается в слово «Москва»? Прочтите эпизод . (Говоря о Москве, полковник имеет ввиду всю Россию. По законам ведения войны, захватить чужую столицу означает выиграть войну, и тогда проигравшее государство покорится, утратит самостоятельность, традиции, культуру и станет рабом, обеспечивающим нужды выигравшей державы. Именно поэтому солдаты обещали умереть , но не дать врагу вступить в столицу, не дать покорить свою родину)

Действительно так. Через полтораста лет Москва снова окажется под угрозой, и потомки «богатырей», вдохновленные словами Лермонтова, отдадут свои жизни, но не подпустят врага к столице.

  1. Как вы думаете, можем ли мы считать стихотворение Лермонтова «Бородино» только иллюстрацией исторических событий? (Нет. Главное в нем не изображение хода битвы, а рассказ о чувствах, мыслях простых солдат)

Верно. В этом и состоит отличие литературы от истории. История показывает только ход событий, говорит о причинах и следствиях того или иного факта в жизни народа. Стихотворение же воздействует на душу читателя, помогает ему ощутить в себе возможность и желание быть такими же, как герои стихотворения, вместе с ними пережить любовь к Родине и готовность отстоять ее, ощутить в себе мужество, чувство товарищества и человеческое достоинство.

Создание проекта. Лучше понять мысли и чувства поэта, его размышления о роли простого народа в победе и о значении Бородинской битвы, о том, что такое настоящие люди и какой ценой добывается слава Родины, нам поможет создание проекта, чем мы сейчас и займемся.

Памятка по созданию проекта «Бородинская бой»

  1. Для начала нажмите на панели «Пуск», «Windows Movie Maker».

  2. Импортируйте из папки «Бородино» запись отрывка из стихотворения в исполнении мастера художественного слова.

  3. Наложите запись на шкалу времени.

  4. Импортируйте иллюстрации к стихотворению с рабочего стола из папки «Бородино».

  5. Расположите изображения на раскадровке в той последовательности, которая иллюстрировала бы описание битвы.

  6. Наложите изображения на шкалу времени так, чтобы они совпадали с комментарием.

  7. Сделайте подписи к изображениям, взяв для этой цели цитаты из стихотворения.

  8. Добавьте видеоэффекты и видео переходы.

  9. Сохраните проект.

Физкультминутка (упражнения для глаз)

Просмотр лучшего проекта

Обсуждение

Какие чувства вы испытали, когда смотрели фильм? (Мы увидели, как выразительно лермонтовское описание битвы: сначала виден «Дым летучий», затем вдали появляются темные, «как тучи», массы французов, вот они приблизились, уже можно разглядеть мундиры родов войск (уланы, драгуны). Постепенно все сливается, битва неимоверно тяжела, солдаты устали, невозможно различить отдельные звуки. Последние кадры помогли нам понять, что чувствует солдат-рассказчик. Прослушивание эпизода стихотворения помогло не только увидеть, но и услышать бородинское сражение.)

  1. Обобщение

Почему нас сегодня волнуют чувства людей, живших почти 200 лет назад?(Потому что автор говорит нам о вещах, которые никогда не перестанут волновать человека: о любви к родине, о чувстве товарищества, о верности долгу, об ответственности каждого за судьбу своих потомков. Пока мы будем стремиться быть похожими на героев Бородина, наш народ непобедим )

Подведение итогов, выставление оценок (3- за инсценировку, за лучшие фильмы, поурочный балл) Что нового мы узнали на уроке? (Мы узнали о замечательном русском поэте М.Ю. Лермонтове, его семье, его творчестве. Мы поняли, как сильно он любил родину, народ. Своим творчеством М.Ю. Лермонтов помогает читателям осознать, что такое настоящие люди и какой ценой добывается слава родины)

  1. Домашнее задание

Устно ответить на вопрос «Почему М.Ю. Лермонтов называет участников бородинской битвы богатырями?»

Перечень технических и программных средств, используемых в ходе урока

  1. Компьютерный кабинет (12 ученических + 1 учительский)

  2. Проектор «ACER»

  3. Экран

  4. Программа «Windows Movie Maker»

  5. БЭНП «Литература». ООО «Дрофа», 2004


Методика и технология применения технических и программных средств обучения


  1. Компьютерный кабинет

Урок проводится в компьютерном кабинете, укомплектованном 12 ученическими и 1 учительским компьютерами. При помощи компьютеров учитель диагностирует усвоение материала, предлагая обучаемым создать проект в программе «Windows Movie Maker». Учительский компьютер используется для включения мультимедийного проектора.


  1. Мультимедийный проектор «ACER». Экран

Мультимедийный проектор «ACER» и экран применяются на уроке дважды. На этапе объяснения нового материала педагог при помощи проектора демонстрирует созданный заранее фильм «Михаил Юрьевич Лермонтов», содержащий биографические материалы, видеофрагмент о Тарханах, родовом имении поэта, а также видеосъемку инсценировки учащимися по книге Т.Толстой «Детство Лермонтова». На этапе закрепления материала вторично используются проектор и экран. Они позволяют просмотреть один из созданных на уроке проектов и обобщить полученные знания.


  1. Программа «Windows Movie Maker»

В ходе урока используется программа «Windows Movie Maker». С ее помощью учащиеся создают проект по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино». Этот вид деятельности предполагает наличие у обучаемых элементарных навыков работы в данной программе. Перед уроком на ученические компьютеры учитель по локальной сети загрузил рабочую папку, содержащую иллюстрации стихотворения:

  1. Рубо Ф.А. Фрагменты панорамы «Бородинская битва»(7шт)

  2. Кондратьев А.В. Иллюстрации к стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино» (2 шт)

  3. Кузьмин Н.В. «Бородино». «Рука бойцов колоть устала»,

а также аудиозапись отрывка из стихотворения. Педагог воспользовался возможностью программы записывать комментарии к клипам. (В ходе этой работы учитель столкнулся с трудностью определенного порядка. Урок литературы типа художественное восприятие произведения предполагает обязательное прослушивание текста в исполнении мастеров художественного слова. Для конкретного стихотворения Лермонтова это должно было быть исполнение народным артистом Д. Журавлевым. Однако записи данного исполнения имеются только на лицензионных образовательных дисках, а «Windows Movie Maker» предполагает, что «файлы мультимедиа, которые были защищены с помощью технологии цифрового управления авторскими правами, невозможно импортировать в программу». По этой причине обучаемые дважды прослушивают стихотворение в исполнении учителя – на этапе объяснения материала как живое слово и на этапе закрепления в аудиозаписи.)

На компьютерных столах разложены памятки по созданию проекта. Учитель озвучивает их перед началом работы, а в случае затруднения обучаемые имеют возможность обратиться к ним за справкой.


  1. БЭНП «Литература». ООО «Дрофа», 2004

Этот образовательный диск из Библиотеки электронных наглядных пособий представляет собой редактор презентаций, при помощи которого учитель имеет возможность создавать собственный вариант урока по любой теме, включенной в программу по литературе 5-11 классов.

Его база данных имеет10 разделов:

  1. Русский фольклор

  2. Древнерусская литература

  3. Русская литература 18 века

  4. Русская литература 19 века

  5. Русская литература 20 века

  6. Литература народов России

  7. Зарубежная литература

  8. Теория литературы

  9. Историко-бытовой словарь

  10. Ссылки на литературные ресурсы в Интернете.

Разделы с 1 по 7 содержат материалы к биографии, материалы о творчестве, иллюстрации к произведениям почти всех писателей и поэтов, живших в указанный исторический период, а также образовательные игры и видеофильмы.

При подготовке к уроку «М.Ю. Лермонтов. Изображение Отечественной войны 1812 года в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино» учитель использовал материалы к биографии поэта, которые послужили основой создания фильма «Михаил Юрьевич Лермонтов», и иллюстрации Кондратьева А.В и Кузьмина Н.В. к стихотворению «Бородино», которые легли в основу создания обучаемыми проекта «Бородинский бой». Выбранные объекты из базы данных сохранялись на диске D компьютера, а затем импортировались программой «Windows Movie Maker».

Организация работы с учениками с применением ИМТСО в ходе урока.

ИМТСО применяется на разных этапах урока: при подготовке к уроку, при объяснении нового материала, при закреплении. При объяснении нового материала учащимся предлагается посмотреть видеофильм, содержащий инсценировку отрывка из книги Т.Толстой «Детство Лермонтова». Во время просмотра обучаемые записывают в тетрадях новые слова, появляющиеся по ходу фильма.

При закреплении педагог вновь опирается на ИМТСО. Он предлагает обучаемым занять места перед компьютерами. Поскольку компьютерный кабинет укомплектован двенадцатью компьютерами, а класс состоит из 22 учеников, работа проделывается в парах. На столах перед детьми разложены памятки по созданию проекта.
Памятка по созданию проекта «Бородинская бой»


  1. Для начала нажмите на панели «Пуск», «Windows Movie Maker».

  2. Импортируйте из папки «Бородино» запись отрывка из стихотворения в исполнении мастера художественного слова.

  3. Наложите запись на шкалу времени.

  4. Импортируйте иллюстрации к стихотворению с рабочего стола из папки «Бородино».

  5. Расположите изображения на раскадровке в той последовательности, которая иллюстрировала бы описание битвы.

  6. Наложите изображения на шкалу времени так, чтобы они совпадали с комментарием.

  7. Сделайте подписи к изображениям, взяв для этой цели цитаты из стихотворения .

  8. Добавьте видеоэффекты и видео переходы.

  9. Сохраните проект.


Педагог зачитывает инструкцию, а в случае затруднения обучаемые имеют возможность обратиться к ней. Во время создания проектов педагог оказывает помощь тем, кто в ней нуждается. На этот вид деятельности отводится 15 минут. Затем педагог может выбрать один из ученических проектов, с помощью флэш-карты переместить его на учительский компьютер и показать классу при помощи мультимедийного проектора. Работы каждой пары учащихся учитель проверяет и оценивает после урока.

Оценка эффективности использования ИМТСО в преподавании темы

«М.Ю. Лермонтов. Изображение Отечественной войны 1812 года в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»

Урок литературы типа художественное восприятие произведения основной целью ставит развитие нравственных чувств, образного мышления школьников, обогащение их сознания художественными образами. В соответствии с этими целями основным ведущим методом обучения на уроке «М.Ю. Лермонтов. Изображение Отечественной войны 1812 года в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино» стало творческое чтение. Этот метод предполагает среди других приемов чтение произведения мастерами художественного слова, а видами деятельности учащихся - составление сценариев, рассматривание иллюстраций. Эвристический метод, который также применяется на уроке, предполагает анализ эпизода художественного произведения, подбор цитат к иллюстрациям.

Анализируя цели своего урока, педагог пришел к выводу, что для их достижения целесообразным станет применение ИМТСО, а именно программы «Windows Movie Maker». Создание проектов в данной программе позволит учащимся реализовать все виды деятельности, а учителю использовать приемы, которые требуют методы творческого чтения и эвристический.

Для создания проектов ученикам предлагается использовать аудиозапись отрывка из стихотворения в художественном исполнении учителя, передающем ритм, звукопись, интонацию стихотворения, что должно способствовать развитию лингвистического чутья обучаемых, умению слышать явления жизни, непосредственному наблюдению за выражением в языке идеи стихотворения.

Прежде, чем импортировать иллюстрации к стихотворению, обучаемые должны составить мысленный сценарий, еще раз обратившись к тексту. Этот вид деятельности стимулирует живое, образное, эмоциональное воспроизведение отдельных эпизодов художественного произведения, в нашем случае стихотворения Лермонтова.

Накладывая изображения на раскадровку, ученики подробно рассматривают иллюстрации, а делая подписи к изображениям, по сути занимаются подбором цитат. Располагая кадры на шкале времени, ученики видят бородинское сражение так, как видел его М.Ю. Лермонтов, как видели художники, иллюстрировавшие стихотворение.

Монтаж фильма «Бородинский бой» помог создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействовал становлению объемных и ярких представлений об Отечественной войне 1812 года.

Программа «Windows Movie Maker», как ни одно из существующих технических средств обучения, соединила на данном конкретном уроке виды деятельности учащихся, присущие методам эвристическому и творческого чтения. Этот вид ИМТСО наиболее рационален и эффективен при проведении урока по теме «М.Ю. Лермонтов. Изображение Отечественной войны 1812 года в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино».

При подготовке к уроку учитель предложил трем учащимся класса инсценировать отрывок из книги Т. Толстой «Детство Лермонтова». В этом отрывке говорится об одном эпизоде из жизни юного Лермонтова, а именно о воспоминаниях одного из братьев бабушки Афанасия Алексеевича, который во время Отечественной войны 1812 года проявил себя храбрым и опытным военачальником. Готовясь к съемке эпизода, учащиеся окунулись в эпоху, в которой жил будущий поэт, что позволило им лучше понять и передать классу замысел автора.

Монтируя фильм «Михаил Юрьевич Лермонтов», педагог с целью обогащения лексикона обучаемых позволил себе включить в текст инсценировки некоторые не знакомые учащимся слова вместе с лексическим значением, которые встретятся им в стихотворении. Это подготовило класс к полноценному восприятию стихотворного текста, позволило учителю не останавливаться на словарной работе. В фильм включены также биографические факты, портреты, что является необходимым условием урока, знакомящего с новым автором. Отрывок из документального фильма о Тарханах позволяет совершить заочную экскурсию (один из приемов, знакомящий с жизнью и творчеством поэта) в поместье Е.А. Арсеньевой, где провел детство юный Мишель. Фильм, показанный на этапе объяснения нового материала, позволил сэкономить много времени для других видов деятельности и, по мнению учителя, оказал сильное воздействие на память и воображение обучаемых, облегчил процесс запоминания, позволил сделать урок более интересным и динамичным.

Таким образом, применение на уроке литературы выбранных типов ИМТСО наиболее эффективно позволило учителю достичь целей урока, а обучаемым сформировать субъективный читательский образ, обогативший их духовный мир.

Афанасий Алексеевич: Хоть несколько лет прошло с того дня, но как я ясно помню, что происходило! Когда нам объявили, что завтра сражение, все призадумались. На нашем биваке солдаты и офицеры стали переодеваться в чистые рубахи, чистить кивера.

Лермонтов: А что такое бивак и кивер?

Афанасий Алексеевич: Бивак – стоянка войска под открытым небом. Кивер – высокий круглый военный головной убор из твердой кожи. Все мы решили биться не на жизнь, а на смерть, отстаивая свою родину, и, если понадобиться, умереть. Старики ветераны оживились и подбадривали молодых. Всем надоело отступать, все жадно ожидали генерального сражения. Два дня шла перестрелка. Ночью, облокотившись на лафет пушки (станок, на котором укрепляется ствол пушки), я стоял и не мог заснуть. Грустно мне было слышать , как невдалеке от нас, за редутом, ликовали французы. Тебе известно, что такое редут?

Лермонтов: Редут – полевое укрепление.

Афанасий Алексеевич: Особенно тоскливо стало, когда мы услыхали, что Багратион ранен. После ранения Багратиона Дохтуров получил приказ принять на себя командование левым флангом (левой стороной расположения войск). Обращаясь к войскам, он воскликнул: «За нами Москва! Умрем все, но ни шагу назад!» Мы встретили французов картечью, давая по сто выстрелов в минуту. Ты знаешь, что такое картечь?

Лермонтов: Да, это артиллерийский снаряд, начиненный пулями.

Афанасий Алексеевич: Раненые и убитые падали на землю, через них перескакивали идущие в бой. На моих глазах упал мой командир. Он был контужен (получил ушиб и оглох, хотя без внешних повреждений), но нам показалось, что он убит. Батарея (артиллерийское подразделение), осталась без командира. Тогда я взял командование. Я заметил движение кирасир, выехал вперед, и мы стали ждать приближение неприятеля.

Лермонтов: Я знаю, знаю. Кирасиры - военнослужащих некоторых частей тяжелой кавалерии. К кавалерии относились также уланы – конные солдаты, вооруженные пикой, и драгуны - конные, способные и к пешему бою.

Елизавета Алексеевна Арсеньева: Как же ты сам-то, Фанюшка, остался жив в этой сече! Сеча – сражение, битва

Афанасий Алексеевич: Я тотчас пересел на другую лошадь, но со своей позиции не уходил. По счастью, к нам скоро подоспела помощь. Ударили в штыки. Неприятель был опрокинут, центральная батарея перешла в наши руки, французский генерал взят нами в плен… Да, дорого заплатили басурманы-французы за овладение этой батареей.

(По книге Т. Толстой «Детство Лермонтова»)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММЫ Windows Movie Maker НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ ТИПА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Время не стоит на месте. Все меняется: люди, технологии, дети. То, что было интересно школьнику 10 лет назад, у современных учеников вызывает добродушное недоумение. Однако неизменными остаются человеческие ценности: доброта, порядочность, гуманность, взаимовыручка и другие качества, которые должны быть присущи выпускнику современной школы. Выполняя социальный заказ, сегодняшний учитель литературы (ибо именно он в большей мере формирует человеческую личность) должен выбрать те формы и методы обучения, которые заинтересуют требовательного и избалованного цифровыми технологиями ученика. Однако урок литературы остается уроком литературы, и целей и задач, поставленных перед педагогом, никто не отменял. Как же совместить на одном уроке классику и современность, традиции и инновации, чтобы донести до учащегося «разумное, доброе, вечное»? Этому, с нашей точки зрения, может способствовать использование на уроках литературы типа художественного восприятия произведения программы Windows Movie Maker.

Урок художественного восприятия произведения основной целью ставит развитие нравственных чувств, образного мышления школьников, обогащение их сознания художественными образами. В соответствии с этими целями основным ведущим методом обучения должно стать творческое чтение. Этот метод предполагает среди других приемов чтение произведения мастерами художественного слова, а видами деятельности учащихся - составление сценариев, рассматривание иллюстраций. Эвристический метод, который также применяется на уроке художественного восприятия произведения, предполагает анализ эпизода художественного текста, подбор цитат к иллюстрациям.

Для достижения целей урока данного типа целесообразным станет применение программы Windows Movie Maker (в переводе с английского «создатель фильма»). Она позволяет записывать аудио и видео на компьютер с любого видеоисточника, импортировать существующие аудио-, видеоданные или неподвижные изображения, чтобы использовать их для создания фильма. После выполнения изменений аудио- и видеосодержимого в программе Windows Movie Maker, к которым относятся названия, видеопереходы или эффекты, можно готовый фильм показать на экранах цифровой видеокамеры, компьютера, телевизора. Создание проектов позволит учащимся реализовать все виды деятельности, а учителю использовать приемы, которые требуют методы творческого чтения и эвристический.

Работать с программой можно на любом этапе урока по усмотрению учителя. Вот пример ее применения на этапе изучения новых знаний и способов деятельности. При подготовке к уроку «М.Ю. Лермонтов. Изображение Отечественной войны 1812 года в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино» в 5 классе учитель предложил трем учащимся инсценировать отрывок из книги Т. Толстой «Детство Лермонтова». В этом отрывке говорится об одном эпизоде из жизни юного Лермонтова, а именно, о воспоминаниях одного из братьев бабушки Афанасия Алексеевича, который во время Отечественной войны 1812 года проявил себя храбрым и опытным военачальником. Готовясь к инсценировке и съемке эпизода на видеокамеру, учащиеся окунулись в эпоху, в которой жил будущий поэт, почувствовали обстановку, способствовавшую замыслу создания стихотворения «Бородино.

Эта инсценировка легла в основу фильма «Михаил Юрьевич Лермонтов», который был показан на этапе изучения новых знаний и способов деятельности. Монтируя фильм в программе Windows Movie Maker, педагог с целью обогащения лексикона обучаемых включил в текст инсценировки некоторые не знакомые учащимся слова, которые встретятся им в стихотворении, c пояснением их лексического значения. Это подготовило класс к полноценному восприятию стихотворного текста, позволило учителю не останавливаться на словарной работе. В фильм были включены также биографические факты, портреты писателя, его близких, что является необходимым условием урока, знакомящего с новым автором. Видеосюжет о Тарханах, также вмонтированный в фильм, позволил совершить заочную экскурсию (один из приемов, знакомящий с жизнью и творчеством поэта) в поместье Е.А. Арсеньевой, где провел детство юный Мишель. Фильм, показанный на этапе объяснения нового материала, позволил сэкономить много времени для других видов деятельности и, по мнению учителя, оказал сильное воздействие на память и воображение обучаемых, облегчил процесс запоминания, позволил сделать урок более интересным и динамичным.

Программу Windows Movie Maker можно использовать также на этапе обобщения и систематизации изученного. Такой урок рекомендуется проводить в кабинете информатики, оснащенном ученическими компьютерами и мультимедийным проектором, который позволит просмотреть результаты работы обучаемых. При подготовке к уроку с применением программы Windows Movie Maker учитель должен подобрать иллюстрации к изучаемому произведению, аудиозаписи чтения отрывков мастерами художественного слова, портреты писателя и все то, что может потребоваться ученикам в ходе создания фильма.

Перед началом работы рекомендуется ознакомить учащихся с правилами использования программы. Памятка по созданию проекта поможет обучаемым эффективно и быстро сделать фильм по любой теме.

  1. Для начала нажмите на панели «Пуск», «Windows Movie Maker».

  2. Импортируйте с диска Д компьютера запись отрывка из произведения в исполнении мастера художественного слова.

  3. Наложите запись на шкалу времени.

  4. Импортируйте иллюстрации к произведению

  5. Расположите изображения на раскадровке в той последовательности, которая иллюстрировала бы данный эпизод

  6. Наложите изображения на шкалу времени так, чтобы они совпадали с комментарием.

  7. Сделайте подписи к изображениям, взяв для этой цели цитаты из произведения.

  8. Добавьте видеоэффекты и видеопереходы.

  9. Сохраните проект.

Педагог может зачитать инструкцию, но лучше разложить ее на каждом рабочем месте, чтобы в случае затруднения обучаемые имели возможность обратиться к ней. Во время создания проектов педагог, конечно, должен помочь отдельным учащимся справиться с заданием. На этот вид деятельности рекомендуется отвести не более 15 минут учебного времени. Затем педагог, по усмотрению, может выбрать один из ученических проектов и показать классу при помощи мультимедийного проектора. Работы учащихся учителю удобнее проверить и оценить после урока.

Почему мы говорим о целесообразности использования программы Windows Movie Maker на уроках литературы типа художественного восприятия произведения? С нашей точки зрения, у нее много преимуществ. Во-первых, для создания проектов ученикам предлагается использовать аудиозапись отрывка из произведения в исполнении мастера художественного слова, передающего ритм, звукопись, интонацию художественного текста, что способствует развитию лингвистического чутья обучаемых, умения слышать явления жизни, а также непосредственному наблюдению за выражением в языке идеи произведения. Во-вторых, прежде, чем импортировать иллюстрации к произведению, обучаемые должны составить мысленный сценарий, еще раз обратившись к тексту. Этот вид деятельности стимулирует живое, образное, эмоциональное воспроизведение отдельных эпизодов художественного произведения, В-третьих, накладывая изображения на раскадровку, ученики подробно рассматривают иллюстрации, а делая подписи к изображениям, по сути занимаются подбором цитат. Располагая кадры на шкале времени, ученики видят изображенное так, как видели его авторы, как видели художники, иллюстрировавшие произведение. В-четвертых, монтаж фильма поможет создать иллюзию соприсутствия, сопереживания литературным героям, содействовать становлению объемных и ярких представлений о той исторической эпохе, о которой ведется речь в изучаемом произведении.

Таким образом, программа Windows Movie Maker позволяет учителю соединить на уроке литературы типа художественного восприятия произведения те виды деятельности учащихся, которые присущи методам эвристическому и творческого чтения, и наиболее эффективно достичь целей урока, а обучаемым - сформировать субъективный читательский образ, способствующий обогащению их духовного мира.

Использование программы Windows Movie Maker, по нашему мнению, возможно не только на уроках литературы. Она может помочь обучаемым окунуться в разные эпохи на уроках истории, посетить континенты и страны на уроках географии, совершить прогулки с дикими животными на уроках биологии. Работая в программе, обучаемые также совершенствуют навыки самоконтроля, необходимые человеку, потому что сегодня успеха добивается тот, кто способен оценивать свои возможности и место в социуме и осознавать, контролировать жизненные ситуации. Задача школы таким образом состоит в том, чтобы подготовить выпускника к успешному труду в условиях современного изменяющегося мира.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока литературы, проведенного в 5 «А» классе, по теме «М. Ю. Лермонтов. Изображение Отечественной войны 1812 года в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино» iconКонспект урока по литературному чтению М. Ю. Лермонтов «Бородино»
«Бородино» и к героям – богатырям Отечественной войны 1812 года; раскрыть величие и красоту душевного порыва русских людей на примере;...
Конспект урока литературы, проведенного в 5 «А» классе, по теме «М. Ю. Лермонтов. Изображение Отечественной войны 1812 года в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино» iconКонспект урока по теме: «Изображение Отечественной войны 1812 года...
«Изображение Отечественной войны 1812 года в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Взгляд Толстого на историю»
Конспект урока литературы, проведенного в 5 «А» классе, по теме «М. Ю. Лермонтов. Изображение Отечественной войны 1812 года в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино» iconПлан-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество...
План-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. «Бородино»»
Конспект урока литературы, проведенного в 5 «А» классе, по теме «М. Ю. Лермонтов. Изображение Отечественной войны 1812 года в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино» iconКонспект открытого бинарного урока (русский язык и литература) 9...
Цель урока – проследить общность судеб семей русских классиков во время Отечественной войны 1812 года, рассмотреть освещение темы...
Конспект урока литературы, проведенного в 5 «А» классе, по теме «М. Ю. Лермонтов. Изображение Отечественной войны 1812 года в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино» iconКонспект учебного занятия по теме «Рукопашный бой»
Цель урока – проследить общность судеб семей русских классиков во время Отечественной войны 1812 года, рассмотреть освещение темы...
Конспект урока литературы, проведенного в 5 «А» классе, по теме «М. Ю. Лермонтов. Изображение Отечественной войны 1812 года в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино» iconКонспект урока по литературе тема: «Творчество М. Ю. Лермонтова,...
План-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. «Бородино»»
Конспект урока литературы, проведенного в 5 «А» классе, по теме «М. Ю. Лермонтов. Изображение Отечественной войны 1812 года в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино» iconКонспект урока по истории России в 10 классе «Отечественная война 1812 года»
Цель: способствовать формированию знаний о предпосылках, ходе и последствиях Отечественной войны 1812 г., ее народном характере,...
Конспект урока литературы, проведенного в 5 «А» классе, по теме «М. Ю. Лермонтов. Изображение Отечественной войны 1812 года в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Изображение Отечественной войны 1812 года в произведениях русской литературы»
Конспект урока литературы, проведенного в 5 «А» классе, по теме «М. Ю. Лермонтов. Изображение Отечественной войны 1812 года в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино» iconПлан-конспект урока отечественная война 1812 года
Рассказать о ходе Отечественной войны 1812 года, героической обороне российского населения, выяснить, в чем заключался ее народный...
Конспект урока литературы, проведенного в 5 «А» классе, по теме «М. Ю. Лермонтов. Изображение Отечественной войны 1812 года в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино» iconНачальная общеобразовательная школа №992 «излучина» Конспект развивающего...
Цель урока – проследить общность судеб семей русских классиков во время Отечественной войны 1812 года, рассмотреть освещение темы...
Конспект урока литературы, проведенного в 5 «А» классе, по теме «М. Ю. Лермонтов. Изображение Отечественной войны 1812 года в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино» icon"Герои Отечественной войны 1812 года в жизни, истории и литературе"
Через 6 лет, в 2012 году наша страна будет отмечать 200-летие Отечественной войны 1812 года. Сегодня будем говорить о героях этой...
Конспект урока литературы, проведенного в 5 «А» классе, по теме «М. Ю. Лермонтов. Изображение Отечественной войны 1812 года в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино» iconРабочая программа
Цель урока – проследить общность судеб семей русских классиков во время Отечественной войны 1812 года, рассмотреть освещение темы...
Конспект урока литературы, проведенного в 5 «А» классе, по теме «М. Ю. Лермонтов. Изображение Отечественной войны 1812 года в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
План-конспект урока литературы в 5 классе по стихотворению М. Ю. Лермонтова «Бородино»
Конспект урока литературы, проведенного в 5 «А» классе, по теме «М. Ю. Лермонтов. Изображение Отечественной войны 1812 года в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 14 История русской...
Цель урока – проследить общность судеб семей русских классиков во время Отечественной войны 1812 года, рассмотреть освещение темы...
Конспект урока литературы, проведенного в 5 «А» классе, по теме «М. Ю. Лермонтов. Изображение Отечественной войны 1812 года в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино» iconОбластные краеведческие чтения «Год славы России 1812-й», посвященные...
Важнейшим направлением в работе Белгородского государственного историко-краеведческого музея и его филиалов (бгикм) было проведение...
Конспект урока литературы, проведенного в 5 «А» классе, по теме «М. Ю. Лермонтов. Изображение Отечественной войны 1812 года в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино» iconМетодико-библиографическое пособие, посвященное 200-летию Победы в Отечественной войне 1812 года
Отечественной войне 1812 года / Нац б-ка им. А. М. Амур-Санана рк, Информ библиогр отдел; сост. А. К. Манджиева; ред. О. Е. Аргунова....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск