Скачать 56.01 Kb.
|
План – конспект урока по литературному чтению М.Ю. Лермонтов «Бородино»
Цель: заинтересовать и вызвать чувство любви и уважение к автору стихотворения «Бородино» и к героям – богатырям Отечественной войны 1812 года; раскрыть величие и красоту душевного порыва русских людей на примере; на примере героического подвига защитников Отечества воспитать чувство патриотизма и национальной гордости за свою великую Родину. Форма урока: интегрированный урок истории, литературы и музыки. Оформление: портрет М.Ю Лермонтова; выставка книг об Отечественной войне 1812 года, о героях войны; рефератов на тему «Герои войны 1812 года в литературе; грамзапись стихотворения и песни «Бородино»; картины о войне 1812 года, портреты Кутузова и Напалеона. Электронный учебник «Уроки литературы, 9 класс». Ход урока I. Учитель: С древности на Руси ходят легенды, сказания о храбрых богатырях – Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче. Это об их славных подвигах пели русские женщины над колыбелью детей своих, это их имена звучат на устах народа нашего и поныне. Храбрые богатыри защищали границы нашей Родины от всякой нечисти. Так было много лет назад… Ученик 1: Шли годы. Как и раньше, рожь поспевала на полях, журавли разрезали лазурное небо, хрустальные капли росы блестели на мягкой траве. И вместе с ароматом весенних набухающих почек вдыхал человек любовь к своей земле. Ученик 2: Но наплыли на небо чистые свинцовые тучи… заволокло мглою солнышко красное. Беда пришла на землю русскую. Напали на нее полчища врагов. Где вы, богатыри славные? Вставайте на защиту Отчизны родной. Ученик 1: А ведь жили-то они давно… Кто же защитит землю нашу? Ученик 2: Нет, не перевелись богатыри на Руси. Встали они на ее защиту. Ученик 1: Где же они? Почему я их не вижу?! Ученик 3: Всмотритесь, вот они: поэт, строитель, простой солдат… кстати, о поэте… Ты знаешь, кто такой Лермонтов? Ученик 1: Только не говори, что он богатырь! Ученик 3: Конечно, нет. Ведь это такой же простой человек, как и ты. Ученик 1: Как и я? Ученик 3: Конечно. Не веришь? Ведь он тоже был таким же мальчиком, как ты, я, все мы. Всюду искал добра, хотел всегда знать больше, стать благородным человеком и защитником Родины. II. Ученик 4: Однажды на день рождения бабушка спросила 12-летнего внука своего: «Что подарить тебе, Мишенька?» И он ответил: «Дайте мне, бабушка, один день поуправлять именем». Естественно, бабушка согласилась: ну как откажешь своему единственному, да притом любимому внуку. И Мишенька в этот день подарил крестьянам рощу бабушки –«Долгую рощу». Только бабушка на следующий день эту рощу отобрала назад. Но в другой раз Мишенька сумел настоять на своем. Ведь недаром, уже будучи взрослым, он о себе скажет: «Настойчив и горяч». А дело было так: крестьяне собрали 36 рублей, купили красивого серого коня и подарили его молодому барину Мише. Мальчик был очень рад подарку и упросил бабушку, чтобы она разрешила крестьянам взамен взять из «Долгой рощи» столько леса, сколько надо будет, чтобы построить каждому из них по новой избе. Бабушка разрешила, и в деревне появилась новая улица. А на крышах домов у каждого был силуэт коня, как бы в память о доброте маленького мальчика. Учитель: Вот такой он был Лермонтов в детстве: настойчивый и очень добрый защитник крепостных тарханских крестьян от бабушки Елизаветы Алексеевны Арсентьевой, женщины властной и жестокой, но сильно любившей своего внука Мишу. Ну а внук, о котором А.С. Пушкин после первой встречи с ним скажет: «Далеко пойдет мальчик; действительно далеко пошел». Ученик 5: Этот мальчик с глубокими, умными, пронзительными большими черными глазами подарил нам такие произведения, от которых даже дух захватывает. Не верите? А произведение о героях – богатырях 1812 года? Ученик 6: Верно, верно, оно было написано в 1837 году к 25- летию Бородинской битвы. Тогда еще были живы многие герои Бородинского сражения. Ученик 2: Почему ты говоришь: «Еще были живы?» Неужели они были такие старые. Учитель: Ну, конечно. Ведь поэт находил в своем поколении 1830-х годов богатырей, и он обратился к прошлому, о чем мы только что говорили, к тем славным страницам истории Росси. Это, как вы уже догадались, знаменитое стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» - о герое – народе, который в этом сражении обнаружил свою волю к победе, показал исключительное мужество, свою любовь и преданность Родине. Ведь именно отношением к Родине измеряется человеческое в человеке. Недаром даже в Конституцию – в основной закон государства – включена отдельная статья «Защита Родины– священный долг каждого гражданина». III. Работа над текстом. Учитель: Давайте мы сейчас с вами прослушаем это стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино». До этого ознакомимся с новыми словами. Словарная работа: бивак – стоянка войск в поле для отдыха, кивер – военный головной убор, редут – укрепление, картечь – дробь, сражен булатом – убит, был хватом – храбрым, уланы, драгуны – так называли в царской армии части кавалерии Чтение произведения. Беседа анализ: Как вы думаете, кого Лермонтов в стихотворении называет богатырями? Кто они, что за люди? Что о них говорит поэт? В каких строчках? Найдите эти строчки и прочитайте. Кого из этих богатырей вы можете назвать? Что вы о них знаете? Сообщение о Кутузове, Багратион, Денисове. Вывод: значит, богатыри - это защитники своей родины. Это и гениальные полководцы, как Багратион, Кутузов, это и простые солдаты, то есть весь русский народ, который отстоял Москву. Именно героизм этих людей, их преданность и любовь к Родине помогли русскому народу от врагов свою землю. Нашей литературе есть о чем нам поведать, молодому поколению, а поэтам и композиторам есть о чем слагать песни, ведь у русской прекрасной земли всегда найдутся надежные защитники, истинные патриоты. Мы всегда будем восхищаться нашими героями – богатырями, помнить их ратные подвиги и постараться равняться на них. IV. Итог- опрос. Итак, прошло время подвести итоги. Сегодня мы много, но вкратце, говорили об исторических, литературных и музыкальных произведениях. Все они посвящены одному и тому же событию – Бородинскому сражению. О том, что вы узнали и поняли на этом уроке, я хочу проверить устным опросом. 1. Что обозначает слово «Бородино»? 2. Когда произошло Бородинское сражение? 3. Над кем одержали победу русские? 4. Назовите русских полководцев этой войны. 5. В честь какого события написал Лермонтов свое стихотворение? 6. Кого называет автор богатырями? 7. В каких строчках заключена основная мысль стихотворения? 8. Как назывался населенный пункт, в котором состоялся важнейший совет? V. Обобщающий вывод: Действительно, в старые времена были герои – полководцы, герои- бойцы, настоящие богатыри, о которых и через поколение, много чему модем у них научиться: любви и преданности Родине, мужеству… Всего не перечислишь. Они, эти герои, свой священный долг выполнили сполна. А наш с вами долг - помнить о них и вырасти хорошими людьми. И быть готовыми всегда защитить все, что отстояли вот эти богатыри: сестер, братьев, матерей, отцов, дом, родину… Учитесь хорошо и мечтайте стать богатырями. VI. Домашнее задание. Найти и прочитать дополнительный материал о Бородинской битве, о ее героях и подготовить сообщения «Интересное о Бородинском сражении». |
План-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество... План-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. «Бородино»» | Конспект урока по литературе тема: «Творчество М. Ю. Лермонтова,... План-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. «Бородино»» | ||
Конспект урока по литературному чтению с использованием технологии... План-конспект урока по литературному чтению с использованием технологии развития критического мышления | Конспект урока по литературе в 5 классе М. Ю. Лермонтов. Стихотворение... Урок разработан в рамках Интернет- фестиваля с использованием новых сервисов Веб- 0: Learning Apps org ( упражнения «Собери пазлы»,... | ||
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Примерных программ начального образования фгос, авторской программы... | Тема сегодняшнего урока: «Колорит в пейзаже» План-конспект урока по литературному чтению с использованием технологии развития критического мышления | ||
Конспект урока по литературному чтению. Система: «Школа 2100» Цель урока: закрепление знаний о жанрах устного народного творчества, викторина по сказкам | Конспект урока литературы, проведенного в 5 «А» классе, по теме «М.... Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс... | ||
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе на тему: «Н. И. Сладков «Песенки подо льдом» Цель урока: познакомить с разнообразием птиц в зависимости от их способа зимовки | Конспект урока по литературному чтению Тема : Русская народная сказка «Зимовье зверей» Цель урока: формировать умение писать слова с непроизносимыми согласными в корне | ||
Конспект открытого урока по литературному чтению Цель урока Место работы: моу «Средняя общеобразовательная школа №7 города Лениногорска» Лениногорского района Республики Татарстан | Тема: Эстетика одежды План-конспект урока по литературному чтению с использованием технологии развития критического мышления | ||
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Примерных... | Конспект урока по литературному чтению Тема: Буквы К, к Методические рекомендации по организации образовательного процесса в малокомплектных общеобразовательных учреждениях | ||
Природа и человек в лирике Есенина План-конспект урока по литературному чтению с использованием технологии развития критического мышления | План-конспект урока м. Ю. Лермонтов. Детство поэта ... |