Конспект урока по литературному чтению М. Ю. Лермонтов «Бородино»





Скачать 56.01 Kb.
НазваниеКонспект урока по литературному чтению М. Ю. Лермонтов «Бородино»
Дата публикации03.03.2015
Размер56.01 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Литература > Конспект
План – конспект урока

по литературному чтению

М.Ю. Лермонтов «Бородино»

 

                       

 

 

 

 


Да, были люди в наше время,

                       Могучее, лихое племя   

  

   Цель: заинтересовать и вызвать чувство любви и уважение к автору стихотворения «Бородино» и к героям – богатырям Отечественной войны 1812 года; раскрыть величие и красоту душевного порыва русских людей на примере; на примере героического подвига защитников Отечества воспитать чувство патриотизма и национальной гордости за свою великую Родину.

Форма урока: интегрированный урок истории, литературы и музыки.

 Оформление:   портрет М.Ю Лермонтова; выставка книг об Отечественной войне 1812 года, о героях войны; рефератов на тему «Герои войны 1812 года в литературе; грамзапись стихотворения и песни «Бородино»; картины о войне 1812 года, портреты Кутузова и Напалеона.  Электронный учебник «Уроки литературы, 9 класс».    

 

Ход урока

    I. Учитель:  С древности  на Руси ходят легенды, сказания о храбрых богатырях – Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче. Это об их славных подвигах пели русские женщины над колыбелью детей своих, это их имена звучат на устах народа нашего и поныне. Храбрые богатыри защищали границы нашей Родины от всякой нечисти. Так было много лет назад…

        Ученик 1:  Шли годы. Как и раньше, рожь поспевала на полях, журавли разрезали лазурное небо, хрустальные капли росы блестели на мягкой траве. И вместе с ароматом весенних набухающих почек вдыхал человек любовь к своей земле.

       Ученик 2:  Но наплыли на небо чистые свинцовые тучи… заволокло мглою солнышко красное. Беда пришла на землю русскую. Напали на нее полчища врагов. Где вы, богатыри славные? Вставайте на защиту Отчизны родной.

      Ученик 1:  А  ведь жили-то они давно… Кто же защитит землю нашу?

      Ученик 2:  Нет, не перевелись богатыри на Руси. Встали они на ее защиту.

      Ученик 1:  Где же они? Почему я их не вижу?!

      Ученик 3:  Всмотритесь, вот они: поэт, строитель, простой солдат… кстати, о поэте… Ты знаешь, кто такой Лермонтов?

        Ученик 1:  Только не говори, что он богатырь!

        Ученик 3:  Конечно, нет. Ведь это такой же простой человек, как и ты.

        Ученик 1:   Как и я?

        Ученик 3:  Конечно. Не веришь? Ведь он тоже был таким же мальчиком, как ты, я, все мы. Всюду искал добра, хотел всегда знать больше, стать благородным человеком и защитником Родины.

 

II.  Ученик 4: Однажды на день рождения бабушка спросила 12-летнего внука своего: «Что подарить тебе, Мишенька?» И он ответил: «Дайте мне, бабушка, один день поуправлять именем». Естественно, бабушка согласилась: ну как откажешь своему единственному, да притом любимому внуку. И Мишенька в этот день  подарил крестьянам рощу бабушки –«Долгую рощу». Только бабушка на следующий день эту рощу отобрала назад.

      Но в другой раз Мишенька сумел настоять на своем.   Ведь недаром, уже будучи взрослым, он о себе скажет: «Настойчив и горяч». А дело было так: крестьяне собрали 36 рублей, купили красивого серого коня и подарили его молодому барину Мише. Мальчик был очень рад подарку и упросил  бабушку, чтобы она разрешила крестьянам взамен взять из «Долгой рощи» столько леса, сколько надо будет, чтобы построить каждому из них по новой избе. Бабушка разрешила, и в деревне появилась новая улица. А на крышах домов у каждого был силуэт коня, как бы в память о доброте маленького мальчика.

       Учитель: Вот такой он был Лермонтов в детстве: настойчивый и очень добрый защитник крепостных тарханских  крестьян от бабушки Елизаветы Алексеевны Арсентьевой, женщины властной и жестокой, но сильно любившей своего внука Мишу. Ну а внук, о котором А.С. Пушкин после первой встречи с ним скажет: «Далеко пойдет мальчик; действительно далеко пошел».

     Ученик 5: Этот мальчик с глубокими, умными, пронзительными большими черными глазами подарил нам такие произведения, от которых даже дух захватывает. Не верите? А произведение о героях – богатырях 1812 года?

    Ученик 6: Верно, верно, оно было написано в 1837 году к 25- летию Бородинской битвы. Тогда еще были живы многие герои Бородинского сражения.

Ученик 2: Почему ты говоришь: «Еще были живы?» Неужели они были такие старые.

     Учитель: Ну, конечно. Ведь поэт находил в своем поколении 1830-х годов богатырей, и он обратился к прошлому, о чем мы только что говорили, к тем славным страницам истории Росси. Это, как вы уже догадались, знаменитое стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» - о герое – народе, который в этом сражении обнаружил свою волю к победе, показал исключительное мужество, свою любовь и преданность Родине. Ведь именно отношением к Родине измеряется человеческое в человеке. Недаром даже в Конституцию – в основной закон государства – включена отдельная статья «Защита Родины– священный долг каждого гражданина».

   

III. Работа над текстом.

       Учитель: Давайте мы сейчас с вами прослушаем это стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино». До этого ознакомимся с новыми словами.

  Словарная работа: бивак – стоянка войск в поле для отдыха, кивер – военный головной убор, редут – укрепление, картечь – дробь, сражен булатом – убит, был хватом – храбрым, уланы, драгуны – так называли в царской армии части кавалерии

 Чтение произведения.

 

Беседа анализ:

        Как вы думаете, кого Лермонтов в стихотворении называет богатырями? Кто они, что за люди?

        Что о них говорит поэт? В каких строчках? Найдите эти строчки и прочитайте.

        Кого из этих богатырей вы можете назвать? Что вы о них знаете?

 

Сообщение о Кутузове, Багратион, Денисове.

 

   Вывод: значит, богатыри  - это защитники своей родины. Это и гениальные полководцы, как  Багратион, Кутузов, это и простые солдаты, то есть весь русский народ, который отстоял Москву. Именно героизм этих людей, их преданность и любовь к Родине помогли русскому народу от врагов свою землю.

     Нашей литературе есть о чем нам поведать, молодому поколению, а поэтам и композиторам есть о чем слагать песни, ведь у русской прекрасной земли всегда найдутся надежные защитники, истинные патриоты.

    

    Мы всегда будем восхищаться нашими героями – богатырями, помнить их ратные подвиги и постараться равняться на них.

    IV. Итог- опрос. Итак, прошло время подвести итоги. Сегодня мы много, но вкратце, говорили об исторических, литературных и музыкальных произведениях. Все они посвящены одному и тому же событию – Бородинскому сражению. О том, что вы узнали и поняли на этом уроке, я хочу проверить устным опросом.

1.     Что обозначает слово «Бородино»?

2.     Когда произошло Бородинское сражение?

3.     Над кем одержали победу русские?

4.     Назовите русских полководцев этой войны.

5.     В честь какого события написал Лермонтов свое стихотворение?

6.     Кого называет автор богатырями?

7.     В каких строчках заключена основная мысль стихотворения?

8.     Как назывался населенный пункт, в котором состоялся важнейший совет?

 

V. Обобщающий вывод: Действительно, в старые времена были герои – полководцы, герои- бойцы, настоящие богатыри, о которых и через поколение, много чему модем у них научиться: любви и преданности Родине, мужеству… Всего не перечислишь. Они, эти герои, свой священный долг выполнили сполна. А наш с вами  долг - помнить о них и вырасти хорошими людьми. И быть готовыми всегда защитить все, что отстояли вот эти богатыри: сестер, братьев, матерей, отцов, дом, родину… Учитесь хорошо и мечтайте стать богатырями.

 

VI. Домашнее задание.

  Найти и прочитать дополнительный материал о Бородинской битве, о ее героях и подготовить сообщения «Интересное о Бородинском сражении».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по литературному чтению М. Ю. Лермонтов «Бородино» iconПлан-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество...
План-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. «Бородино»»
Конспект урока по литературному чтению М. Ю. Лермонтов «Бородино» iconКонспект урока по литературе тема: «Творчество М. Ю. Лермонтова,...
План-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. «Бородино»»
Конспект урока по литературному чтению М. Ю. Лермонтов «Бородино» iconКонспект урока по литературному чтению с использованием технологии...
План-конспект урока по литературному чтению с использованием технологии развития критического мышления
Конспект урока по литературному чтению М. Ю. Лермонтов «Бородино» iconКонспект урока по литературе в 5 классе М. Ю. Лермонтов. Стихотворение...
Урок разработан в рамках Интернет- фестиваля с использованием новых сервисов Веб- 0: Learning Apps org ( упражнения «Собери пазлы»,...
Конспект урока по литературному чтению М. Ю. Лермонтов «Бородино» iconРабочая программа по литературному чтению 1 класс
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Примерных программ начального образования фгос, авторской программы...
Конспект урока по литературному чтению М. Ю. Лермонтов «Бородино» iconТема сегодняшнего урока: «Колорит в пейзаже»
План-конспект урока по литературному чтению с использованием технологии развития критического мышления
Конспект урока по литературному чтению М. Ю. Лермонтов «Бородино» iconКонспект урока по литературному чтению. Система: «Школа 2100»
Цель урока: закрепление знаний о жанрах устного народного творчества, викторина по сказкам
Конспект урока по литературному чтению М. Ю. Лермонтов «Бородино» iconКонспект урока литературы, проведенного в 5 «А» классе, по теме «М....
Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс...
Конспект урока по литературному чтению М. Ю. Лермонтов «Бородино» iconКонспект урока по литературному чтению во 2 классе на тему: «Н. И. Сладков «Песенки подо льдом»
Цель урока: познакомить с разнообразием птиц в зависимости от их способа зимовки
Конспект урока по литературному чтению М. Ю. Лермонтов «Бородино» iconКонспект урока по литературному чтению Тема : Русская народная сказка «Зимовье зверей»
Цель урока: формировать умение писать слова с непроизносимыми согласными в корне
Конспект урока по литературному чтению М. Ю. Лермонтов «Бородино» iconКонспект открытого урока по литературному чтению Цель урока
Место работы: моу «Средняя общеобразовательная школа №7 города Лениногорска» Лениногорского района Республики Татарстан
Конспект урока по литературному чтению М. Ю. Лермонтов «Бородино» iconТема: Эстетика одежды
План-конспект урока по литературному чтению с использованием технологии развития критического мышления
Конспект урока по литературному чтению М. Ю. Лермонтов «Бородино» iconРабочая программа по литературному чтению составлена на основе Примерных...

Конспект урока по литературному чтению М. Ю. Лермонтов «Бородино» iconКонспект урока по литературному чтению Тема: Буквы К, к
Методические рекомендации по организации образовательного процесса в малокомплектных общеобразовательных учреждениях
Конспект урока по литературному чтению М. Ю. Лермонтов «Бородино» iconПрирода и человек в лирике Есенина
План-конспект урока по литературному чтению с использованием технологии развития критического мышления
Конспект урока по литературному чтению М. Ю. Лермонтов «Бородино» iconПлан-конспект урока м. Ю. Лермонтов. Детство поэта
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск