№№ уроков
| Темы уроков
| Содержание, методические приёмы
|
1
| Введение понятия «предложение».
| Составление рассказов по сюжетным картинкам. Обозначение каждого предложения полоской.
|
2
| Составление рассказа по сюжетной картинке. Отработка понятия «предложение».
| Чтение отрывка из стихотворения К.Чуковского «Айболит». Составление рассказа с опорой на картинки и обозначение каждого предложения полоской. Сравнение животных на стр. 6 и 8.
|
3
| Развитие восприятия художеств енного произведения. Стихи о Родине. С.Дрожжин « Привет»
Е. Серова « Мой дом».
| Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения.
|
4
| Рассказ по сюжетной картинке.
| Составление рассказа по сюжетной картинке. Установление пространственных отношений между объектами (за, перед, между и т.д.).
|
5
| Интонационное выделение первого звука в словах.
| Выделение первого звука в каждом слове. Выделение первого звука в словах левого столбца, сравнение с первым звуком в словах правого столбца.
|
6
| Развитие восприятия художественного произведения
Стихи о Родине. Д. Павлычко
«Где всего прекрасней на земле?» Рассказы о Родине. Романовский С. « Москва».
| Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения.
|
7
| Звуковой анализ слова «мак».
| Звуковой анализ слова «мак». Подбор слов со звуком [м], расположенным в начале, в середине и в конце слова (по схемам).
Игра «Назови слово» со звуком [м], [м']. Классификация предметов (фрукты, овощи).
|
8
| Звуковой анализ слов «сыр», «нос».
| Звуковой анализ слов. Нахождение звука «ы» в словах. Классификация предметов (рыбы, насекомые).
|
9
| Рассказ по сюжетным картинкам.
| Чтение отрывка из стихотворения С.Маршака «Усатый-полосатый». Придумывание рассказа по серии картинок.
|
10
| Развитие восприятия художественного произведения
Народная песня «Берёзонька»
Фольклор. Малые жанры фольклора.
| Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения.
|
\11.
| Введение понятия «гласный звук». Обозначение гласных звуков на схеме фишками красного цвета
|
|
12.
| Введение понятий «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук».
| Звуковой анализ слова «Нина».
Введение понятия «согласный звук».
Обозначение согласных звуков в модели слова. Составление слова из указанных в других словах звуков (трудное задание).
|
13.
| Знакомство с буквой «А, а».
| Звуковой анализ слов «Анюта», «луна». Выбор слов со звуком [а] в начале, середине и в конце слова. Разгадывание кроссворда.
|
14
| Развитие восприятия художественного произведения
Рассказы о природе. Соколов- Микитов « Русский лес»
| Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения.
|
15
| Буква «я» в начале слова (обозначение звуков [й’] и [а]).
| Звуковой анализ слова «рой», выделение звука [й]. Звуковой анализ слова «яхта». Буква "я" в начале слова (обозначение звуков [й'] и [а]. Звуковой анализ слова «якорь» (для сильных детей).
Составление слова из заданных звуков (трудное задание). Чтение стихотворения В.Кремнёва и разгадывание загадки.
|
16
| Знакомство с буквой «О, о».
| Звуковой анализ слова «полка». Составление (по схеме) различных имен с изученными буквами. Без проведения звукового анализа определение звуковых схем слов «стол» и «столик». Называние слов со звуком [о] в начале, середине и в конце слова (по рисункам).
|
17.
| Знакомство с буквой «Ё, ё».
| Звуковой анализ слов «клён», «пёс», «утёнок». Разгадывание кроссворда.
|
18
| Развитие восприятия художественного произведения
Сказки и стихи о природе .
Белов В. « Родничок», Муса Гали « Земные краски»
| Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения.
|
19
| Знакомство с буквой «У, у».
| Звуковой анализ слов «труба», «стул». Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
|
20
| Знакомство с буквой «Ю, ю».
| Звуковой анализ слов «ключ», «утюг». Разгадывание кроссворда
|
21
| Буква «ю» в начале слова (обозначение звуков [й’] и [у]).
| Звуковой анализ слов «юла», «юнга». Для сильных учеников: разгадывание кроссворда; соотнесение звуковых моделей со словами (названиями картинок).
|
22
| Развитие восприятия художественного произведения
Сказки о природе. Михайлов М. «Лесные хоромы»
| Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения.
|
23
| Знакомство с буквой «Е, е».
| Звуковой анализ слов «лев», «белка». Упражнение в словоизменении («белка» - «балка» - «булка»).
|
24
| Буква «е» в начале слова (обозначение звуков [й’] и [э]).
| Звуковой анализ слов «ели», «ежата». Построение звуковых цепочек: последний звук предыдущего слова должен быть первым звуком последующего слова.
|
25
| Знакомство с буквой «ы».
| Чтение стихотворения С. Маршака хорошо читающими учениками. Звуковой анализ слов «рыба», «дым», «усы». Преобразования слов. Разгадывание кроссворда (для сильных учеников).
|
26
| Развитие восприятия художественного произведения
Стихи и рассказы о детях.
Барто А. « В школу». Железников В. « История с азбукой»
| Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения.
|
27.
| Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после твёрдых и мягких согласных звуков.
| Звуковой анализ слова «лук», «нос», «мел», составление моделей этих слов с помощью желтых фишек и букв разрезной азбуки. Преобразование одного слова в другое путём замены буквы. Чтение слов с заменой буквы гласного звука. Чтение стихотворения И.Токмаковой хорошо читающими детьми. Классификация предметов по заданному признаку.
|
28.
| Чтение слов, образующихся при изменении буквы, обозначающей гласный звук.
| Чтение слов, получающихся при изменении гласной буквы. Сопоставление первых звуков в словах: «мышка-мишка», «миска – маска», «белка-булка», «булка - булки», «булки - белки».
|
29.
| Знакомство с буквой «М, м».
| Звуковой анализ слов «Маша», «Миша». Показ способа чтения прямого слога с помощью «окошечек». Отработка способа чтения прямого слога. Чтение слогов, слов. Чтение стихотворений Г. Виеру и В.Орлова хорошо читающими детьми. Составление словосочетаний с местоимениями «моя», «моё», «мой», «мои».
|
30
| Развитие восприятия художественного произведения
Весёлые рассказы о детях. Пантелеев Л. « Буква « ты» .
Стихи о дружбе. Аким Я. «Верный чиж»
| Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения.
|
31
| Знакомство с буквой «Р, р».
| Звуковой анализ слов «рысь», «речка». Чтение слогов, слов, предложений (дифференцированная работа). Чтение хорошо читающими детьми рассказа С. Баруздина «Как Алёше учиться надоело».
|
32
| Знакомство с буквой «Л, л».
| Звуковой анализ слов «луна», «лиса». Чтение слогов с буквой «л» с использованием пособия «окошечки». Чтение слогов, слов и предложений. Чтение слов по таблице слов, полученных в результате замены одной буквы.
|
33
| Знакомство с буквой «Й, й».
| Звуковой анализ слов «чайка», «гайка». Определение лексических значений слов-омонимов «рой», «мой». Чтение слов, предложений. Придумывание предложений к иллюстрации. Чтение слов по таблице слов, полученных в результате замены одной буквы.
Чтение хорошо читающими детьми рассказа В. Голявкина «Четыре цвета».
|
34.
| Развитие восприятия художественного произведения
Сказки о животных. Сутеев В.
« Дядя Миша»
| Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения.
|
35.
| Знакомство с буквой «Г, г».
| Звуковой анализ слов «рога», «флаги». Чтение слогов с использованием пособия «окошечки». Чтение слогов, слов, считалок. Классификация объектов (растения, насекомые). Чтение хорошо читающими детьми рассказа Г. Остера «Одни неприятности».
|
36.
| Знакомство с буквой «К, к».
| Звуковой анализ слов «карта», «брюки». Деление слов на слоги. Чтение слогов с использованием пособия «окошечки». Чтение слогов, слов. Разгадывание «зашифрованных» слов: «юла», «лимон», «клоун». Поиск слов, в которых на одну букву больше (меньше), чем в слове «крот». Чтение хорошо читающими детьми рассказа Г.Остера «Так не честно».
|
37.-38
| Сопоставление звуков [г] и [к] по звонкости-глухости, отражение этой характеристики звуков в модели слова.
| Знакомство с характеристикой согласных звуков по звонкости-глухости, отражение этой характеристики в модели слова (знак «звоночек» расположен над звонким звуком). Чтение слов и предложений. Сравнение слов по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости первых звуков в именах детей: Кира, Коля, Гена, Галя. Придумывание окончания истории. Чтение хорошо читающими детьми рассказа Г.Остера «Секретный язык».
|
39
| Развитие восприятия художественного произведения
Русская народная сказка «Привередница»
| Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения.
|
40
| Знакомство с буквой «С, с».
| Звуковой анализ слов «гуси», «сумка». Чтение слогов, слов и предложений. Расшифровка «зашифрованных» слов («навес», «сосна», «бант»). Чтение стихотворения А.Барто «Я знаю, что надо придумать» и рассказа В.Сутеева «Цыпленок и утёнок».
|
41-42
| Сопоставление звуков [з] и [с] по звонкости-глухости, отражение этой характеристики звуков в модели слова.
| Сопоставление звуков [з] и [с] по глухости-звонкости. Чтение слов, маленьких рассказов, «зашифрованного» слова (слон). Чтение хорошо читающими детьми рассказа В.Голявкина «Как я помогал маме мыть пол».
|
43
| Знакомство с буквой «Д, д».
| Звуковой анализ слов «душ», «дятел». Чтение слогов, слов, предложений, стихотворения (дифференцированная работа). Расшифровка «зашифрованного» слова: «среда» - «адрес». Чтение хорошо читающими детьми рассказа Я. Пинясова «Хитрый огурчик».
|
44
| Развитие восприятия художественного произведения
Авторские сказки о животных
Бианки В. « Лесной Колобок –Колючий Бок», Перро Ш. «Красная Шапочка».
| Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения.
|
45-46
| Сопоставление звуков [д] и [т] по звонкости-глухости.
| Чтение слов, полученных при замене звонкого согласного [д] его глухой парой. Чтение слов и классификация их на две группы: со звонким звуком [д] и с глухим звуком [т]. Чтение слов по таблице при замене одной буквы. Чтение хорошо читающими детьми рассказа Е.Чарушина «Томка».
|
47
| Знакомство с буквой «Б, б».
| Звуковой анализ слов «бант», «бинт». Сравнение звуков по твердости-мягкости. Чтение слогов, слов и предложений. Сравнение слов по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости указанных звуков. Расшифровка зашифрованных слов: «набор» - «барон», «кабан» - «банка». Чтение хорошо читающими детьми рассказа В. Голявкина «Всё будет прекрасно».
|
48-49
| Знакомство с буквой «П, п».
Сопоставление звуков (б) и (п)
по звонкости- глухости.
| Звуковой анализ слов «печка», «пушка». Чтение слогов, слов, рассказа. Чтение слов по таблице. Составление слова по выделенным звукам («павлин»). Сравнение слов. Обсуждение смыслоразличительной функции ударения «пóлки – полкú». Чтение хорошо читающими детьми рассказа В.Осеевой «Просто старушка».
|
50
| Развитие восприятия
художественного произведения
Урок творчества « Сказочные теремки»
| Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения.
|
51-52
| Знакомство с буквой «В, в» Знакомство с буквой « Ф, ф»
| Звуковой анализ слов «фонарь», «филин». Чтение слогов и слов. Чтение слов «сев», «довод» справа налево. Смыслоразличительная функция ударения: звóнок – звонóк. Чтение хорошо читающими детьми рассказа Я.Тайца «Волк». Разгадывание ребусов.
|
53
| Знакомство с буквой «Ж, ж».
| Звуковой анализ слов «лыжи», «пирожок». Выяснение особенностей звука [ж] (звук [ж] всегда твёрдый согласный, у него нет мягкой пары). Чтение слов, предложений, отгадывание загадок. Чтение по таблице слов, полученных в результате замены одной буквы. Чтение хорошо читающими детьми рассказа Г. Юдина «Поэты».
|
54
| Знакомство с буквой «Ш, ш».
| Звуковой анализ слов «груша», «катушка». Выяснение особенностей звука [ш] (звук [ш] всегда твёрдый согласный, у него нет мягкой пары). Чтение слогов, слов, рассказа. Чтение слов, полученных в результате замены одной буквы. Чтение хорошо читающими детьми рассказа Г. Юдина «Что вы знаете о йогах?».
|
55
| Развитие восприятия художественного произведения
Стихи о животных. Блок А.
« Зайчик»
| Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения.
|
56-57
| Знакомство с буквой «Щ, щ». Знакомство с буквой « Ч, ч».
| Звуковой анализ слов «ящик», «клещи». Выяснение особенностей звука [щ’] (звук [щ’] всегда мягкий согласный, у него нет твёрдой пары). Чтение слогов, слов, предложений. Отработка правила написания гласных после [ч'] и [щ']. Составление слов по схемам.
|
58
| Знакомство с буквой «Х, х».
| Звуковой анализ слов "хобот", "хвост". Называние слов с мягкой парой согласного звука [х]. Составление словосочетаний. Нахождение слова в слове. Расшифровка зашифрованного слова: «выход». Разгадывание кроссворда. Чтение хорошо читающими детьми сказки Л.Толстого «Белка и волк».
|
59.
| Знакомство с буквой «Ц, ц».
| Звуковой анализ слов «синица», «цапля». Выяснение особенностей звука [ц] (звук [ц] всегда твёрдый согласный, у него нет мягкой пары). Чтение слов в единственном и множественном числе. Разгадывание кроссворда и отгадывание загадок. Составление словосочетаний. Для хорошо читающих детей – чтение рассказа Г.Юдина «Цыплёнок Цып».
|
60
| Развитие восприятия художественного произведения
Рассказы о животных. Скребицкий Г. « Мать»
| Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения.
|
61
| Знакомство с разделительной функцией мягкого знака.
| Знакомство с разделительной функцией мягкого знака. Различение функций мягкого знака. Образование форм множественного числа с использованием мягкого знака. Чтение по таблице слов, полученных в результате замены одной буквы. Чтение рассказа И.Бутмина «Трус» хорошо читающими детьми.
|
62-63
| Знакомство с особенностями «ъ».
| Знакомство с особенностями твёрдого знака. Сравнение слов. Чтение учителем стихотворений с фиксацией внимания на ь и ъ знаках. Чтение хорошо читающими детьми рассказа Г.Юдина «Как Мыша за сыром ездил».
|
64
| Развитие восприятия художественного произведения
Рассказы для детей. Пришвин М. « Лисичкин хлеб»
|
|