Скачать 0.54 Mb.
|
Программа по технологии ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программапо литературному чтению создана на основе авторской программы по литературному чтению Н.А. Чураковой, О.В.Малаховской УМК «Перспективная начальная школа», М.Академкнига/Учебник, составлена в соответствии с нормами и требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004г). Программа 4 класса рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). Из них отведены часы на изучение авторской литературы, на знакомство с народным творчеством и на формирование библиографической культуры (знакомства с детскими журналами, привлечение текстов хрестоматии) и на изучение произведений вологодских авторов (вн.чт) – 11 часов. Программа 4 класса продолжает знакомить младших школьников с шедеврами отечественной и зарубежной живописи. Программа продолжает углублять представления младших школьников о содержательной выразительности поэтической формы. Развивается представление учащихся о разных типах повествования: школьники продолжают знакомство с прозаическими и поэтическими текстами и впервые знакомятся с драматическим произведением. Программа 4 класса предусматривает анализ объемных произведений, сложных по композиции и художественному содержанию, передающих целую гамму разнообразных чувств, доступных детям. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы Цель - сформировать инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязях произведения фольклора и авторской литературы, а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу и поэзию. Задачи:
О внесённых изменениях в рабочую программу В содержании образования современной школы должны быть полно представлены богатства российской национальной культуры, в том числе — своего родного края. Этой цели и служит введение в практику школьного преподавания регионального компонента. Дополняя возможности базовых программ, она предусматривает следующие задачи:
Содержание программы строится по возрастному принципу. С переходом от класса к классу идет постепенное его усложнение, ориентированное на опыт детей. Программа по литературе Вологодского края для начальной школы является пропедевтическим курсом, реализуется через уроки внеклассного чтения и интегрируется с программой, подготовленной Н. Н. Светловской, О. В. Джежелей (Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. Ч. 1.— М.: Просвещение, 2002.— С. 3). Корректировка примерного планирования работы с детской книгой в начальной школе, данного в методических пособиях Н. Н. Светловской и О. В. Джежелей «Уроки внеклассного чтения в 1 классе», «Уроки внеклассного чтения во 2 классе», «Уроки внеклассного чтения в 3 классе», в методических пособиях «Обучение в 1, 2, 3, 4 классе» под редакцией Б. И. Фоминых (раздел «Внеклассное чтение»), позволила включить работу по ознакомлению с литературой родного края в рамки уроков внеклассного чтения в 1—4 классах без выделения дополнительных часов на региональный компонент. В программе по литературному чтению в раздел « Круг детского чтения» включить произведения современных авторов – вологжан: стихи Т.Л. Петуховой. Рекомендовать для чтения сборники стихов « Лохматый подарок»…… Рекомендуется использование учебно- методического комплекта « Литература Вологодского края » (авторы В.И. Армеева, И.А. Армеева). Комплект имеет гриф «допущено» департамента образования Вологодской области. Объем курса «Литература Вологодского края» в начальной школе — 50 часов, в т. ч. 1 класс — 10 ч., 2 класс — 19 ч., 3 класс — 10 ч., 4 класс — 11 ч. Основой курса «Литература Вологодского края» является чтение и анализ художественных произведений или фрагментов из них. Реализация программы предполагает различные виды занятий: —чтение — рассматривание детской книги, —литературное слушание с выборочным чтением и последующим обсуждением, —традиционный урок внеклассного чтения, —нетрадиционные формы проведения уроков внеклассного чтения (урок-утренник, урок-путешествие, урок-отчет, «В гостях у писателя» и т. д.),
Виды деятельности, используемые на занятиях внеклассного чтения: литературное слушание, выразительное чтение, комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы, драматизация (в т. ч. пантомима, пальчиковый, настольный, кукольный, теневой театр, чтение в лицах, инсценирование эпизодов), практические действия (пометы, подчеркивание, лепка персонажей произведения, аппликация), изобразительная деятельность, игровые приемы (кроссворды, викторины, дидактические литературные игры, ребусы), слушание музыкальных произведений по темам чтения или произведения, различные видытворческой деятельности (пересказ от лица героев, придумывание продолжения, участие в сочинительстве), создание книжек-игрушек, книжек-малышек, книжек-раскладушек, рекомендательных плакатов, рекомендательных списков (авторских и тематических), различные формы устной и письменной речи, написание собственных стихов, художественных рассказов, составление отзыва о книге, аннотаций, создание собственного сборника-хрестоматии по литературе родного края. 4 класс (11 часов) Тематика чтения: исторические рассказы, отрывки из стихотворений и повестей о прошлом и настоящем «малой» родины; о защитниках Отечества, замечательных людях, их ратных и трудовых подвигах; детская приключенческая книга; стихи о родной природе, Родине, жизненной мудрости; басни. Приемы самостоятельной читательской деятельности: выбор произведения для чтения в соответствии с личной целью, воспроизведение краткого содержания самостоятельно прочитанного произведения (отрывка), выполнение заданий учебного пособия, составление устной и письменной аннотации к произведениям, рисование диафильма и воспроизведение сюжета по его кадрам, заполнение читательской анкеты. Виды библиотечно-библиографической помощи: тематический и авторский каталог. Основные понятия: картотека, каталог. Круг произведений для чтения «Ожившие» страницы прошлого. В. Гиляровский. Человек и собака (отр.). Из истории нашей Родины. А. Грязев. Держали щит (отр.). Чтобы свеча не угасла (отр.). В. Дементьев. Утешение Дионисия (отр.). В. Железняк. Петр на Сухоне (отр.). Книги о родном городе, его прошлом и настоящем. Р. Ба- лакшин. Строчка из словаря (отр.). В. Железняк. Государев гнев (отр.). А. Романов. Северное диво. В. Аринин. Как строилась Во- логда. Стихи о Вологде. * «О путешествиях и приключениях» В. Астафьев. Васюткино озеро (отр.). В. Тендряков. Отрывок из повести «Чудотворная» («Тайна»). Родители и дети. Краткие сведения об авторе. А. Петухов. В синем Залесье (в сокращении). «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» В. Ко-ротаев. Русь. С. Викулов. Парад Победы (отр.). Такой она была, жизнь в тылу в годы войны с фашизмом. B. Белов. Мальчики (отр.). Родные позты. Краткие сведения о жизни и творчестве авторов. К. Батюшков, Мои пенаты {отр.)- ф. Савинов. Родное. Картинка. Тихо... Не шелохнет. А. Круглое. Старый рыболов (отр.). А. Ганин. Зубастый серп... И. Северянин. Русская. Н. Рубцов. Сапоги мои скрип да скрип (отр.). О. Фокина. В недоверчивый старый лес. В. Шаламов. Не дождусь тепла-погоды. В. Федотов. О тихий край! А. Яшин. С добрым утром! «Светлый край берез, моя Россия!» Краткие сведения о жизни и творчестве автора. А. Романов. Да, конечно, огромна Росоия! Константин Батюшков в Париже (в сокр.). А. Яшин. Твоя родина. C. Викулов. Россия (отр.). В. Федотов. Снег России. «Тебе наука: вперед умнее быть!» В. Хлебов. Лопух и Укроп. Напрасная обида. Козел-клеветник. Бобёр и Лиса. «Спешите делать добрые дела». Л. Беляев. Мне везет на хороших людей. А. Яшин. Спешите делать добрые дела. Учебно-тематический план по литературному чтению 4 класс
|