Скачать 0.92 Mb.
|
Пояснительная записка Рабочая программа по литературному чтению составлена для обучающихся 3 класса МБОУ « Сырцевская ООШ» в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования, на основе: программы по литературному чтению для 3 класса (Ефросинина Л.А., М.: Вентана-Граф, 2012.) Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий. Цели и задачи курса Основная цель литературного чтения — осознание богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогащение читательского опыта. Развитие читателя предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации. Задачи курса «Литературное чтение»:
Содержание курса «Литературное чтение» обеспечивает дифференцированное обучение и учёт индивидуальных возможностей каждого ребенка. Данная программа по литературному чтению в 3 классе ориентирована на использование УМК: Ефросинина Л.А.: Литературное чтение: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2012г. Ефросинина Л.А.: Литературное чтение: 3 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2012г. УМК допущен Министерством образования РФ и соответствуют федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования второго поколения. В программу изменения не внесены. Общая характеристика учебного предмета «Литературное чтение» Программа по литературному чтению для 3 класса состоит из пяти разделов:
Использование жанрового и авторского принципов позволяет сравнить произведения одного жанра, но разных авторов; произведения разных жанров одного автора. В программе 3 класса заложены принципы эмоционально-эстетического восприятия произведения и духовно-нравственного воспитания. Они реализуются в том, что произведение (книга) воздействует на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развивает у пето эмоциональную отзывчивость на литературное произведение (переживания, эмоции и чувства), формирует представления о нравственности. Кроме указанных принципов, учтены и общепедагогические принципы построения процесса обучения: системности, преемственности, перспективности. Основные содержательные линии программы В разделы программы входят основные содержательные линии: круг чтения, примерная тематика, жанровое разнообразие произведений, ориентировка в литературоведческих понятиях, развитие навыка чтения, восприятие литературного произведения, творческая деятельность, межпредметные связи. Развитие навыков чтения. Развитие навыков чтения идёт от громко-речевой формы чтения вслух до чтения молча. Овладение чтением предполагает на третьем году обучения увеличение скорости чтения и введение чтения молча. Наращивание темпов чтения молча и использование приемов выразительного чтения. Учитывая разный темп обучаемости детей, организовывать индивидуальную работу. Развитие восприятия произведения. Литература не выполняет только иллюстративную роль и не используется только как наглядный пример. Она самоценна, и эту присущую литературе ценность ребёнок-читатель постепенно осознаёт, развивая свой духовный мир. Рассматривается форма произведения: определяется жанр, жанровые признаки, выделяются слова, необходимые для описания событий, героев. В 3 классе начинается литературное чтение в полном объеме: умение читать вслух и молча, воспринимать содержание произведения, слушать и слышать текст произведения. Отвечать на вопросы и задавать вопросы, работать с текстом произведения. Знакомство с литературоведческими понятиями. В 3 классе учащиеся будут знакомится с жанрами и темами произведений. Накапливаются представления школьников об авторах произведений разных жанров. В 3 классе вводится на пропедевтическом уровне литературоведческие понятия, выделяются особенности произведений разных жанров , в соответствии с этим расширяется круг детского чтения, усложняются произведения. Знакомство с литературоведческими понятиями и представлениями носит практико-ориетированнную направленность. Развитие речевых умений. Формулирование высказываний о своем отношении к произведению, героям и их поступкам. Развитие творческой деятельности. В 3 классе вводятся такие виды работы с произведением, которые побуждают ребенка вносить элементы творчества, выражать свое отношение к герою, по-своему интерпретировать текст. Творческие работы носят обучающий характер. Формы организации творческих работ могут быть разные: индивидуальные, парные, групповые. Описание места учебного предмета в учебном плане. Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа. На реализацию данной программы в федеральном базисном учебном плане предусмотрено в 3 классе 136 часов (4 часа в неделю). Ценностные ориентиры содержания учебного предмета « Литературное чтение»-3класс Специфика литературного чтения в 3 классе заключается в том, что предметом изучения является художественная литература, которая благодаря своей нравственной сущности, оказывает огромное влияние на становление личности учащегося: духовно-нравственное развитие, формирование основ гражданской идентичности, понимание и усвоение моральных норм и нравственных ценностей. Результаты освоения курса. Программа «Литературное чтение» -3 класс обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО: Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
Планируемые результаты обучения 3 класс Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
Раздел «Литературоведческая пропедевтика» Ученик научится:
Ученик может научиться:
Раздел «Творческая деятельность» Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
Раздел «Чтение: работа с информацией» Ученик научится:
Ученик может научиться:
Содержание программы Устное народное творчество. 16ч. Произведения фольклора. Загадки. Произведения фольклора. Пословицы. Русские народные сказки. Самое дорогое. Русские народные сказки. Про ленивую и радивую. Слушание и работа с детской книгой. Сказки о животных. Сказки с загадками. Русская народная сказка. Дочь –семилетка. Волшебные сказки. Русская народная сказка. Царевич нехитер- Немудер. Слушание и работа с детской книгой. Сказки народов России. Малые жанры фольклора. Скороговорки. Обобщение по разделу. «Былины» Дополнительное чтение «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Первый бой Ильи Муромца», «Алёша Попович» Рубрика «Книжная полка „Былины"» Предметное содержание: слушание былины «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча». Сравнение её с былиной «Добрыня и Змея». Рассматривание книг с былинами. Работа с элементами книги: титульный лист, содержание .Тема «Урок-обобщение по разделу» Басни. 5ч Тема «Басни Эзопа и И.А. Крылова» Эзоп. «Лисица и Виноград» И. Крылов. «Лиса и виноград», «Ворона и Лисица» . «Ворон и Лисица» Предметное содержание: басни с «бродячими» сюжетами. Сравнение басен. Структура басен. Понятие «аллегория». Особенности жанра. Тема «Басни И.А. Крылова» Дополнительное чтение И. Крылов. «Волк и Ягнёнок», «Крестьянин и Работник» Предметное содержание: понятия: аллегория, мораль, вступление. Выразительное чтение басен. Сравнивать басни (структура, мораль). Слушание и работа с детской книгой Тема «Басни» Произведения А.С. Пушкина 10 ч Тема «Произведения А.С. Пушкина» «У лукоморья дуб зелёный...» Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» Дополнительное чтение А.С. Пушкин «Бой Руслана с головой» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила») Предметное содержание: слушание отрывка из поэмы (читает учитель). Беседа о прослушанном отрывке. Эпитеты, устойчивые эпитеты. Понятие об олицетворении. Подготовка выразительного чтения. «Сказки А.С. Пушкина» А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане...» (в сокращении) Предметное содержание: сравнение «Сказки о царе Салтане...» А.С. Пушкина с русской народной сказкой «Царевич Не-хитёр-Немудёр» (сюжет, герои, чудеса и превращения). Наблюдение за изменением состояния моря, движения кораблика и настроения автора. Слушание и работа с детской книгой Тема «Сказки А.С. Пушкина» К. Паустовский. «Сказки А.С. Пушкина» Дополнительное чтение А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Стихи русских поэтов 5ч Произведения Л. Н. Толстого 11ч Слушание и работа с детскими книгами Тема «Сказки Л.Н. Толстого» Дополнительное чтение Л.Н. Толстой. «Работник Емельян и пустой барабан» Предметное содержание: особенности сказок Л.Н. Толстого (сюжет, герои). Определение вида сказок (волшебная, бытовая). «Научно-популярные и художественные рассказы» Л.Н. Толстой. «Лебеди», «Зайцы» Дополнительное чтение Л.Н. Толстой. «Лев и собачка» Предметное содержание: выделение информации из научно-популярного рассказа. Выразительное чтение художественного рассказа Л.Н. Толстого «Лебеди»: поиск описаний, определение отношения автора к героям. Определение главной мысли рассказа «Лев и собачка». Сравнение рассказов «Зайцы» и «Лев и собачка»: особенности повествования, эмоциональное состояние, позиция автора в каждом рассказе. «Художественные рассказы Л.Н. Толстого» Л.Н. Толстой. «Прыжок» Предметное содержание: художественный рассказ «Прыжок», его сюжет. Беседа: герои и их поступки. Составление плана и пересказ. «Былины Л.Н. Толстого» Л.Н. Толстой. «Как боролся русский богатырь» Предметное содержание: сравнение сюжета былины Л.Н. Толстого с отрывком из летописи «Никита Кожемяка». Произведения Н.А. Некрасова 7 ч «Стихотворения о детях» Н. Некрасов «Крестьянские дети» (отрывок), «Мужичок с ноготок» (отрывок) К. Чуковский. «Мужичок с ноготок» Предметное содержание: чтение и сравнение двух отрывков. Выделение эпитетов. Сравнение интонационных рисунков, выявление позиции автора-рассказчика, автора-героя. Чтение статьи К. Чуковского «Мужичок с ноготок».Слушание и работа с детской книгой Тема «Стихи о детях» Дополнительное чтение Н. Некрасов. «Крестьянские дети» (в сокращении) Предметное содержание: упражнение в выразительном чтении отрывка из стихотворения «Крестьянские дети». Выразительное чтение наизусть одного отрывка. «Стихи о природе» Н. Некрасов. «Славная осень...» Дополнительное чтение К. Чуковский. «Зелёный Шум» Н. Некрасов. «Зелёный Шум». Произведения А. П. Чехова. 6ч. Тема «Повести и рассказы» А. Чехов. «Степь» (отрывок) Дополнительное чтение А. Чехов. «Белолобый» Предметное содержание: описание луны, грозы, ветра, дождя. Выделение олицетворений. Творческий пересказ («Белолобый»). Сравнение произведений А. Чехова. «Произведения о детях» А. Чехов. «Ванька» Предметное содержание: объяснение заглавия. Изучающее чтение, выделение описаний героя, его жизни, пейзажа. Слушание и работа с детскими книгами Тема «Книги о животных» Дополнительное чтение Л. Андреев. «Кусака» Предметное содержание: слушание рассказа Л. Андреева «Кусака». Сравнение рассказов о животных. Работа с книгами о животных: рассматривание, чтение предисловий и послесловий. «Очерки и воспоминания об А.П. Чехове» Н. Шер. «О рассказах А.П. Чехова» Предметное содержание: знакомство с очерками, выделение их особенностей жанра. Поиск информации об А. Чехове в очерке. Поиск информации о писателе в справочниках. Сказки зарубежных писателей» 4 ч Тема «Сказки Ш. Перро» Ш. Перро. «Подарки феи» Предметное содержание: работа с текстом сказки — герои положительные и отрицательные, особенности их речи, развитие событий, повторы. |
Рабочая программа по литературному чтению 3-а класс Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса а составлена на основании следующих нормативно-правовых документов | Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Примерных программ начального образования фгос, авторской программы... | ||
Рабочая программа по предмет «Литературному чтение» для обучающихся... Развернутое тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса разработано по умк «Школа России» | Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса на 2013 2014... В основу рабочей программы по литературному чтению для 3 класса моу «сош п. Белоярский» положена авторская разработанная Л. А. Ефросининой... | ||
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Примерных... | Рабочая программа по литературе разработана для обучения в 9 классе мбоу «Сырцевская оош» Требований федерального государственного образовательного стандарта по литературе (базовый уровень),2004г | ||
Пояснительная записка рабочая программа по литературному чтению для... Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта... | Рабочая программа по литературному чтению, 3 класс учителя начальных классов Данная рабочая программа по литературному чтению составлена на основании следующих документов | ||
Рабочая учебная программа по литературному чтению для 3 класса на 2013/2014 учебный год Директор мбоу зам директора по увр на заседании мо | Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Тетрадь по литературному чтению. 2-й класс. Изд. 2-е, испр Рабочая программа по литературному чтению составлена на основании примерной основной образовательной программы фгос и авторской Е.... | ||
Рабочая программа по литературному чтению для 3а класса на 2013/2014 учебный год России, планируемых результатов начального общего образования, Примерных программ начального общего образования по литературному... | Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса на 2012 20132... В основу рабочей программы по литературному чтению для 2 класса моу «сош п. Белоярский» положена авторская разработанная Л. А. Ефросининой... | ||
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса мкуо «сош... Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса мкуо «сош с. Холоднородниковское» разработана в соответствии с | Рабочая программа по литературному чтению для 2 «А» класса на 2013/2014 учебный год Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций | ||
Рабочая программа по литературному чтению на базовом уровне для 3 класса | Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса Программа составлена на основе Учебник: Литературное чтение. 4 кл. Учебник для общеобразоват учреждений. В 2 ч./ Л. Ф. Климанова и др. 5-е изд |