Администрация Жуковского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ходиловичская основная общеобразовательная школа
«Рассмотрено»
На заседании методического совета
Протокол №_1______
От «___30___»_08_________2013г «Утверждено» Директор МБОУ Ходиловичская ООШ
_________________Т.Н.Филатова
Приказ №_92___
от»30__»___08______2013г.
Рабочая программа
по литературному чтению
для 4 класса
Программа составлена на основе
«Сборника рабочих программ «Школа России» 1-4 классы
М.: Просвещение, 2011
Учебник: Литературное чтение. 4 кл. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ Л.Ф.Климанова и др. -5-е изд. –
М.: Просвещение, 2010.
Количество часов в неделю - 2,5 часа, за год -85ч.
Разработана учителем
начальных классов
Петуховой Е.В.
2013 -2014 учебный год
Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерной образовательной программы Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, 2010г. М.: «Просвещение». В 4 классе на изучение курса отводится 85 ч (2,5 ч в неделю, 34 учебные недели). Срок реализации программы – 1 год. Рабочая программа подкреплена учебником:
Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др. - М.: «Просвещение»,2010 Уровень рабочей программы: базовый стандарт.
Рабочая программа составлена для общеобразовательного класса.
Характеристика особенностей (т.е. отличительные черты) программы:
Количество часов регионального компонента, компонента ОУ, встроенного в базовый курс и специфика работы с ним: нет. В течении года возможны коррективы календарно- тематического планирования, связанные с объективными причинами.
Цели и задачи курса В результате обучения литературному чтению реализуются следующие цели:
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА «Летописи. Былины. Жития» ( 7ч) ( И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда; И вспомнил Олег коня своего; Ильины три поездочки; Житие Сергея Радонежского; Обобщение по разделу). «Из русской классической литературы» (12ч ( произведения П. Ершова «Конёк-горбунок », А. Пушкина, М. Лермонтова, Л. Толстого, А. Чехова ). «Поэтическая тетрадь» ( 7ч ( произведения Ф. Тютчева, А. Фета, Е. Баратынского, Н. Некрасова, И. Никитина, И. Бунина). «Сказки русских писателей» (10ч( произведения В. Одоевского «Городок в табакерке», В. Гаршина «Сказка о жабе и розе», П. Бажова «Серебряное копытце», С. Аксакова «Аленький цветочек », Обобщение по разделу). «Делу время - потехе час» (6ч) ( Е. Шварц «Сказка о потерянном времени», В. Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка»,
В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел», Обобщение по разделу). «Страна детства» (5ч) ( произведения Б. Житкова, К. Паустовского, М. Зощенко, Обобщение по разделу). «Поэтическая тетрадь» (4ч) ( В. Брюсов «Опять сон», «Детская», С. Есенин «Бабушкины сказки»,
М. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства», Обобщение по разделу). «Природа и мы» (8ч) ( Д. Мамин-Сибиряк «Приёмыш», А. Куприн «Барбос и Жулька», М. Пришвин «Выскочка»,
Е, Чарушин «Кабан», В. Астафьев «Стрижонок Скрип»). «Поэтическая тетрадь» (5ч ( Б. Пастернак «Золотая осень», С. Клычков «Весна в лесу», Д. Кедрин «Бабье лето»,
Н. Рубцов «Сентябрь», С. Есенин «Лебёдушка») «Родина» (4ч) ( Н. Никитин «Русь», С. Дрожжин «Родине», А. Жигулин «О, Родина!», Б. Слуцкий «Лошади в океане»). «Страна фантазия» (5ч) ( Е. Велтистов «Приключения электроника», К. Булычев «Путешествие Алисы»). «Зарубежная литература» (12ч ( Д. Свифт «Путешествие Гулливера», Г. Андерсен «Русалочка», М. Твен «Приключения Тома Сойра», С. Лагерлеф «Святая ночь», «В Назарете»)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№п/п
| Наименование раздела
| Всего
часов
| Вид контроля
| 1.
| Летописи, былины, жития
| 7
| Тест №1
Диагностика навыка чтения
| 2.
| Из русской классической литературы
| 12
| Диагностика навыка чтения
Чтение наизусть
| 3.
| Поэтическая тетрадь№1
| 7
| Чтение наизусть
| 4.
| Сказки русских писателей
| 10
| Тест №2
Чтение по ролям
| 5.
| Делу – время, потехе – час
| 6
| Тест №3
Чтение по ролям
| 6.
| Страна детства
| 5
| Чтение наизусть
Диагностика навыка чтения
| 7.
| Поэтическая тетрадь №2
| 4
| Чтение наизусть
| 8.
| Природа и мы
| 8
| Тест №4
| 9.
| Поэтическая тетрадь №3
| 5
| Чтение наизусть
| 10.
| Родина
| 4
| Диагностика навыка чтения
Чтение наизусть
| 11.
| Страна Фантазия
| 5
| Тематический
| 12.
| Зарубежная литература
| 12
| Пересказ
Выразительное чтение
|
| Всего
| 85ч
| Наизусть – 15 произведений
|
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ . Учащиеся должны владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90- 100 слов в минуту; понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему. Учащиеся должны уметь:
-устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;
- составлять план по прочитанному – полный, краткий, картинный;
- вводить в пересказы элементы описания, рассуждения, цитирования;
- составлять пересказ прочитанного текста( краткий, полный, выборочный, творческий, с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей), придумать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
- выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные или бытовые описания;
-самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
- осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища;
-создавать небольшой устный текст на заданную тему;
-различать жанры художественной литературы, различать сказки литературные и народные;
- приводить примеры художественных произведений разной тематика по изученному материалу;
- оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания. Учащиеся должны знать:
- наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
-названия, темы, сюжеты 2-3 произведений больших фольклорных жанров, а так же литературных произведений классических писателей;
-не менее 6-7 сказок (умение их пересказывать), знать более 10 пословиц, 2-3 крылатых выражения ( усвоить их смысл и уметь сказать, в какой жизненной ситуации можно кстати упомянуть их).
- писателей родного края, уметь самостоятельно изучить творчество земляков.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельного чтения книг;
- высказывания оценочного суждения о прочитанном;
- самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам; - работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронном носителе)
Дата
| № урока
| Тема урока
| Примечание
|
|
| Летописи, былины, сказания, жития.
|
| 02.09
| 1
| Ознакомление с учебником. Летописи.
Вн.чт. Летописи, былины, сказания.
|
| 06.09
| 2
| «И вспомнил Олег коня своего»
Вн.чт. Летописи, былины, сказания.
|
| 09.09
| 3
| Былина «Ильины три поездочки»
|
| 12.09
| 4
| Былина «Ильины три поездочки»
Вн.чт. Самые интересные книги, прочитанные летом.
|
| 13.09
| 5
| «Житие Сергия Радонежского»
Вн.чт. Самые интересные книги, прочитанные летом.
|
| 16.09
| 6
| «Житие Сергия Радонежского»
Вн.чт. Серии книг и их назначение.
|
| 20.09
| 7
| Обобщающий урок по разделу: «Летописи, былины, сказания, жития».
|
|
|
| Чудесный мир классики
|
| 23.09
| 8
| П.П.Ершов «Конёк — Горбунок».
Вн.чт. Серии книг и их назначение.
|
| 26.09
| 9
| П.П.Ершов «Конёк — Горбунок».
Вн.чт. Творчество П.П.Ершова.
|
| 27.09
| 10
| А.С.Пушкин. Стихи. «Няне», «Туча», «Унылая пора»
Вн.чт. Творчество А.С.Пушкина.
|
| 30.09
| 11
| А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Вн.чт. Творчество А.С.Пушкина.
|
| 04.10
| 12
| А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Деление текста на части.
Вн.чт. Творчество А.С.Пушкина.
|
| 07.10
| 13
| Характеристика героев в сказке А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Вн.чт. Творчество А.С.Пушкина.
|
| 10.10
| 14
| М.Ю.Лермонтов «Дары Терека»
Вн.чт. Творчество М.Ю.Лермонтова.
|
| 11.10
| 15
| М.Ю.Лермонтов «Ашик — Кериб».
|
| 14.10
| 16
| Л.Н.Толстой «Детство».
Вн.чт. Творчество Л.Н.Толстого.
|
| 18.10
| 17
| Л.Н.Толстой Как мужик убрал камень» (басня)
Вн.чт. Творчество Л.Н.Толстого.
|
| 21.10
| 18
| А.П.Чехов «Мальчики»
Вн.чт. Творчество А.П.Чехова.
|
| 24.10
| 19
| Составление плана пересказа произведения А.П.Чехова «Мальчики».
Обобщение по разделу: «Чудесный мир классики».
|
|
|
| Поэтическая тетрадь
|
| 25.10
| 20
| Ф.И.Тютчев. Стихи.«Ещё земли печален вид», «Как неожиданно и ярко».
Вн.чт. Творчество А.П.Чехова.
|
| 28.10
| 21
| А.А.Фет. Стихи. «Весенний дождь», «Бабочка».
Вн.чт. М.М.Пришвин — певец русской природы.
|
| 01.11
| 22
| Е.А.Баратынский. Стихи. «Весна. Весна», «Где сладкий шёпот»;
А.Н.Плещеев «Дети и птичка».
Вн.чт. М.М.Пришвин — певец русской природы.
|
| 11.11
| 23
| И.С.Никитин «В синем небе плывут над полями».
Вн.чт. Рассказы о дрессированных животных и людях, которые их дрессируют.
|
| 14.11
| 24
| Н.А.Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки».
Вн.чт. Рассказы о дрессированных животных и людях, которые их дрессируют.
|
| 15.11
| 25
| И.А.Бунин «Листопад»
|
| 18.11
| 26
| Обобщающий урок по разделу: «Поэтическая тетрадь».
Вн.чт. «Здравствуй, гостья — зима» (стихи русских поэтов о зиме).
|
|
|
| Литературные сказки
|
| 22.11
| 27
| В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке».
Вн.чт. «Здравствуй, гостья — зима» (стихи русских поэтов о зиме).
|
| 25.11
| 28
| В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке».
|
| 28.11
| 29
| В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе».
Вн.чт. Сказки писателей о детях.
|
| 29.11
| 30
| В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе».
Вн.чт. Сказки писателей о детях.
|
| 02.12
| 31
| П.П.Бажов «Серебряное копытце».
Вн.чт. Творчество П.П.Бажова.
|
| 06.12
| 32
| П.П.Бажов «Серебряное копытце».
Вн.чт. Творчество П.П.Бажова.
|
| 09.12
| 33
| С.Т.Аксаков «»Аленький цветочек».
|
| 12.12
| 34
| С.Т.Аксаков «»Аленький цветочек».
Вн.чт. «Необычный календарь» (В.Бианки «Лесная газета»).
|
| 13.12
| 35
| С.Т.Аксаков «»Аленький цветочек».
Вн.чт. «Необычный календарь» (В.Бианки «Лесная газета»).
|
| 16.12
| 36
| Обобщающий урок по разделу: «Литературные сказки».
Вн.чт. «Лес не школа, а всему учит» (рассказы Н.И.Сладкова).
|
|
|
| Делу время - потехе час.
|
| 20.12
| 37
| Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени».
Вн.чт. «Лес не школа, а всему учит» (рассказы Н.И.Сладкова).
|
| 23.12
| 38
| Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени».
|
| 26.12
| 39
| В.Ю.Драгунский «Главные реки».
Вн.чт. «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться» (книги о сверстниках, о школе)
|
| 27.12
| 40
| В.Ю.Драгунский «Что любит Мишка».
Вн.чт. «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться» (книги о сверстниках, о школе)
|
| 13.01
| 41
| В.В.Голявкин «Никакой я горчицы не ел».
Вн.чт. «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет».
|
| 17.01
| 42
| Обобщающий урок по разделу: «Делу время — потехе час».
Вн.чт. «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет».
|
|
|
| Страна детства
|
| 20.01
| 43
| Б.С.Житков «Как я ловил человечков».
|
| 23.01
| 44
| К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Поступки как средство характеристики героев.
Вн.чт. Творчество К.Г.Паустовского.
|
| 24.01
| 45
| К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками».
Вн.чт. Творчество К.Г.Паустовского.
|
| 27.01
| 46
| М.М.Зощенко «Ёлка».
Вн.чт.Творчество М.М.Зощенко.
|
| 31.01
| 47
| Обобщающий урок по разделу: «Страна детства».
Вн.чт.Творчество М.М.Зощенко.
|
|
|
| Поэтическая тетрадь
|
| 03.02
| 48
| В.Я.Брюсов. Стихи. «Опять сон», «Детская».
|
| 06.02
| 49
| С.А.Есенин «Бабушкины сказки».
Вн.чт. Творчество С.А. Есенина.
|
| 07.02
| 50
| М.И.Цветаева. Стихи. «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства».
Вн.чт. Творчество М.И.Цветаевой.
|
| 10.02
| 51
| Обобщающий урок по разделу: «Поэтическая тетрадь».
Вн.чт. Творчество М.И.Цветаевой.
|
|
|
| Природа и мы
|
| 14.02
| 52
| Д.Н.Мамин — Сибиряк «Приёмыш».
Вн.чт. Рассказы о домашних животных.
|
| 17.02
| 53
| Д.Н.Мамин — Сибиряк «Приёмыш».
Вн.чт. Рассказы о домашних животных.
|
| 20.02
| 54
| А.И.Куприн «Барбос и Жулька».
|
| 21.02
| 55
| М.М.Пришвин «Выскочка»
Вн.чт. Творчество М.М.Пришвина.
|
| 24.02
| 56
| Е.А.Чарушин «Кабан».
Вн.чт. Творчество Е.А.Чарушина.
|
| 28.02
| 57
| В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип».
Вн.чт. Творчество В.П.Астафьева.
|
| 03.03
| 58
| В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип».
|
| 06.03
| 59
| Обобщающий урок по разделу: «Природа и мы».
Вн.чт. Стихи о природе родного края.
|
|
|
| Поэтическая тетрадь
|
| 07.03
| 60
| Б.Л.Пастернак «Золотая осень».
Вн.чт. Стихи о природе родного края.
|
| 10.03
| 61
| С.А.Клычков «Весна в лесу».
Вн.чт. Стихи. У природы нет плохой погоды.
|
| 14.03
| 62
| Д.Б.Кедрин «Бабье лето», Н.М.Рубцов «Сентябрь».
Вн.чт. Стихи. У природы нет плохой погоды.
|
| 17.03
| 63
| С.А.Есенин «Лебёдушка».
|
| 20.03
| 64
| Обобщающий урок по разделу: «Поэтическая тетрадь».
Вн.чт. «От благодарных читателей»(Художественные произведения, героям которых установлены памятники).
|
|
|
| Родина
|
| 21.03
| 65
| И.С.Никитин «Русь».
Вн.чт. «От благодарных читателей»(Художественные произведения, героям которых установлены памятники).
|
| 31.03
| 66
| С.Д.Дрожжин «Родине», А.В.Жигулин «О,Родина!».
Вн.чт. Стихи современных поэтов о войне.
|
| 04.04
| 67
| Б.А.Слуцкий «Лошади в океане».
Вн.чт. Стихи современных поэтов о войне.
|
| 07.04
| 68
| Обобщающий урок по разделу: «Родина».
|
|
|
| Страна Фантазия
|
| 10.04
| 69
| Е.С.Велтистов «Приключения Электроника».
Вн.чт. Писатели — фантасты.
|
| 11.04
| 70
| Е.С.Велтистов «Приключения Электроника».
Вн.чт. Писатели — фантасты.
|
| 14.04
| 71
| Кир Булычёв «Путешествие Алисы».
Вн.чт. «В путь, друзья!»(Книги о путешествиях и путешественниках)
|
| 18.04
| 72
| Кир Булычёв «Путешествие Алисы».
Вн.чт. «В путь, друзья!»(Книги о путешествиях и путешественниках)
|
| 21.04
| 73
| Обобщающий урок по разделу: «Страна Фантазия».
|
|
|
| Зарубежная литература
|
| 24.04
| 74
| Джонатан Свифт «Путешествие Гулливера».
Вн.чт. Зарубежные писатели детям.
|
| 25.04
| 75
| Джонатан Свифт «Путешествие Гулливера».
Вн.чт. Зарубежные писатели детям.
|
| 28.04
| 76
| Г.Х.Андерсен «Русалочка».
Вн.чт. Зарубежные писатели детям.
|
| 02.05
| 77
| Г.Х.Андерсен «Русалочка».
Вн.чт. Зарубежные писатели детям.
|
| 05.05
| 78
| Г.Х.Андерсен «Русалочка».
Вн.чт. Зарубежные писатели детям.
|
| 08.05
| 79
| Марк Твен «Приключения Тома Сойера»
|
| 09.05
| 80
| Марк Твен «Приключения Тома Сойера»
|
| 12.05
| 81
| Сельма Лагерлёф «Святая ночь»
|
| 16.05
| 82
| Сельма Лагерлёф «В Назарете»
|
| 19.05
| 83
| Сельма Лагерлёф «В Назарете»
|
| 22.05
| 84
| Обобщающий урок по разделу: «Зарубежная литература»
|
| 23.05
| 85
| Урок — игра «Литературные тайны».
|
|
Материально — техническое обеспечение:
1. Учебник. Литературное чтение 4 кл. В 2ч. КлимановаЛ.Ф., Горецкий В.Г. и др.
2. Учебно — методическое пособие. Контрольно — измерительные материалы 4 кл. Литературное чтение. С.В.Кутявина
3. Родничок:книга для внеклассного чтения в 4-м классе. |