Конспект урока – 11 класс
Тема: «Гражданская война и иностранная интервенция»
Учитель истории: Дружинина Т.В.
Цели:
Проблемное задание:
Тема урока:
Слайд № 1 Учитель:
Слайд № 3
Цели:
Слайд № 4
План темы: Учитель:
Слайд 5 Гражданская война
(определения)
Задание: записать в тетрадь любое определение.
| Показать глубину трагедии российских народов, ввергнутых в братоубийственную войну, углубить знания учащихся по различным точкам зрения на начало, периодизацию и ход гражданской войны.
Обеспечить усвоение учащимися целей, политической и экономической программы белого движения, причин его поражения.
Выяснить причины победы большевиков.
Какова же общая оценка гражданской войны? Это героическая страница в истории нашей страны или величайшая трагедия? Записать в тетради: «Из крови, пролитой в боях,
Из праха обращенных в прах,
Из мук казненных поколений,
Из душ крестившихся в крови,
Из ненавидящей любви,
Из преступлений, исступлений –
Возникнет праведная Русь»
М.Волошин
Сегодня мы поставим пред собой вопросы, на которые, возможно, не существует однозначного ответа.
Каждое поколение россиян решало для себя эти проблемы по-своему, теперь настал наш черед.
Итак, что такое Гражданская война для нашего поколения. (прочитать)
- Можно ли гражданскую войну назвать войной справедливой???
- Какие причины вызвали гражданскую войну?
- Можно ли было ее избежать?
- Почему белое движение потерпело поражение?
- Почему победу одержали большевики?
На эти и другие вопросы мы постараемся ответить на уроке.
Краткая историография вопроса.
Причины и этапы гражданской войны.
Начало гражданской войны и интервенции
«Белые» и «красные»
а) Формирование белого движения. (Лидеры белого движения и их программы).
б) «Красные» в гражданской войне
«Белый» и «красный» террор.
Причины поражения белого движения.
Причины победы «красных».
– На уроке большее внимание будет уделено белому движению. Долгие годы в советской историографии «белое движение представлялось обществу врагами, которых необходимо было победить.
Что такое гражданская война? Вспомните определение этого понятия?
( ответы учеников). Затем показать слайд с определениями:
1. Период острых классовых столкновений.
2. Способ разрешения противоречий между сторонами с помощью вооруженных сил.
3. Противостояние классов и общественных групп.
4. Это вооруженная борьба между гражданами одной страны за власть.
5. Внутригосударственный вооруженный конфликт между силами с различными интересами, не способными решить свои противоречия мирным путем.
| Учитель:
Слайд № 6
1 гиперссылка
Когда началась и закончилась Гражданская война?
(работа с документами – 2 группы) или заранее дать 2-м ученикам
-с помощью гиперссылок находят нужные материалы в компьютере
| В отличие от обычных войн гражданская война не имеет четких границ – ни временных, ни пространственных. Краткая историография вопроса.
ТАБЛИЦА «Различные точки зрения на начало гражданской войны»
Февраль 1917 –
Свержение самодержавия
| Октябрь 1917
Приход к власти большевиков
| Май 1918 – мятеж чехословацкого военного корпуса
|
Вопрос: Какие новые подходы появились в советской историографии по хронологическим рамкам войны, кто автор и какую точку зрения отстаивает? Дать краткую характеристику. Какая т.зр. вам кажется более убедительной? Гражданская война 1918-1920 годов: новые подходы
1 группа 2 группа
| Учитель:
Презентация ученика:
Вопрос классу?
(заслушиваются мнения ребят)
Причины гражданской войны
( на слайде).
Их можно не читать вслух.
Учитель:
Задание классу:
Презентация ученика:
Этапы гражданской войны» Учитель:
Презентация №3
Задание: будьте внимательны, в конце вам будет предложено задание.
Задание ученикам Учитель:
Гиперссылка – таблица
Учитель: Презентация ученицы: Работа с документами. Слайд с вопросами (можно дать задание заранее 3-м ученикам, которые затем кратко изложат свои выводы по работе)
Гиперссылка –
Таблица
Презентация
«Красные в гражданской войне»
Вопрос: Белый и красный террор.
(групповая работа)
Видеофрагмент фильма об убийстве царской семьи.
Причины побед и поражений основных участников войны.
Беседа с учащимися
Учитель:
Если на уроке будет время, то можно предложить решить кроссворд.
Домашнее задание: на слайде
| Как современные историки воспринимают и оценивают события более чем 80 летней давности? Ответ на этот вопрос мы должны получить из сообщения ученика.
«Различные взгляды на начало, причины и ход гражданской войны До недавнего времени гражданская война воспринималась обществом благодаря идеологизированным взглядам историков, как единый гражданский порыв на защиту молодой советской республики. При этом умышленно умалчивались другие факты, свидетельствующие о многосложности и противоречивости этого мрачного события.
В результате исследований гражданские войны сегодня у историков возникает ряд вопросов, в которых выражается сомнение по поводу неизбежности войны, ее истинных виновников, всего того, что официальной пропагандой признавалось за незыблемую достоверность.
Ленинская оценка гражданской войны, как самой справедливой в истории человечества, сегодня отвергается наукой, которая признает ее как братоубийственную.
Можно ли было избежать войны? Относительно неизбежности гражданской войны многие публицисты высказывают мнение, что войны можно было избежать.
Для этого:
Нужна была коалиция большевиков с эсерами и меньшевиками. Но созданию спасительной коалиции воспрепятствовали политические амбиции руководителей партии большевиков с одной стороны и меньшевиков с другой.
Вместо того, чтобы сесть за стол переговоров, руководители, как сегодня говорят, «тянули одеяло на себя».
Нужно было создать план управления страной, удовлетворявший все слои общества.
Но большевики решили вопрос о власти однозначно: она должна принадлежать только им.
Вооруженный захват власти большевиками.
Отказ большевиков от возможности создания
«однородного социалистического правительства», включающего в состав представителей всех социалистических партий (эсеров и меньшевиков)
Разгон большевиками Учредительного собрания.
Национализация земли и предприятий.
Изъятие или отнятие хлеба у крестьян продотрядами.
Т.о. история гражданской войны, отгремевшая более 80 лет назад в кровавых боях, в наши дни превращается в поле битвы – битвы идей и концепций.
Общечеловеческие ценности, такие, как милосердие, терпимость, гуманизм, нравственность, отодвигаются на второй план, уступая принципу «Кто не с нами, тот против нас».
Страшная трагедия, названная гражданской войной, окрасила граждан России в цвета: красный и белый.
Страшная пропасть пролегла между сыном и отцом, брат пошел на брата.
Гражданская война не имеет ни временных, ни пространственных границ. Но ученые-историки предлагают нам различные взгляды на периодизацию и этапы гражданской войны.
Внимательно выслушать предложенные варианты этапов Гр. войны и ответить на следующие вопросы:
Какие другие взгляды (версии) вам известны?
Какой из предложены вариантов вам кажется наиболее достоверным? Почему?
Кто из авторов не отдает победу красным? (Поляков)
После ответа ученика, ребята отвечают на поставленные вопросы.
Особенностью Гражданской войны в России было тесное переплетение с интервенцией.. «Начало гражданской войны и иностранной интервенции»
На последнем слайде презентации посмотрим кинохронику тех дней (небольшой фрагмент). Соотнести данные трех колонок.
Апр.1918 – японс.войска-Владивосток
1-в-Владивосток
Март 1918-перв.англ. – Мурманск
2-а-Мурманск
Янв.1919 –войска Антанты –Одесса.
3-г-Одесса
1917-немцы оккупир.- запад страны
4-б-запад страны Вновь ставим для себя вопрос: «Кто виновник гражданской войны?» Страшная трагедия, названная гр.войной, окрасила граждан России в два цвета: красный и белый.
Страшная пропасть пролегла между сыном и отцом, брат пошел на брата.
Кто они – лидеры белого движения?
И в белые уходили люди морально чистые, искренне верившие в национальную идею, идею спасения и восстановления государства.
Перед тем как мы начнем работать дальше, я хочу вам предложить прочитать вопросы, на которые нам предстоит ответить. Слайд с вопросами по белому движению.
Каким было отношение лидеров белого движения к демократическим завоеваниям февральской революции в области гражданских прав?
Каким видели государственное устройство?
Как планировали решить вопрос с собственностью?
Какова аграрная политика?
Сделай вывод: Какой характер носила программа белого движения? А теперь обратимся к человеческим судьбам. Сейчас мы послушаем сообщение о тех, кто верил в идею белого движения и преданно отдавал за идею свои жизни. Презентация – Белая гвардия.
(На столах у некоторых из вас есть работа Маши Щукиной, выполненная в виде буклета, материалами можно воспользоваться). (2-3 минуты на чтение)
1 группа - Колчак Документ № 2
2 группа – Деникин Документ № 1
3 группа – Корнилов Документ № 3 Работа над заполнением таблицы: Затем проверка:
- Вывод о характере программ белого движения:
Не выдвигали единой политической и экономической программы
Какие факты, приведенные у вас в документах, могут служить причинами поражения белых в гражданской войне? Задание: попробуйте определить в чем были причины успеха красных?
( в презентации используются: музыка, видеофрагменты, наглядный материал, диаграмма).
Работа с документами ( 2 группы) Задание: Сравните точки зрения на проблему террора, выраженные в источниках. Каково значение источников для изучения проблемы? Кто виноват в развязывании террора?
Что такое террор?
Презентация «Причины поражения белых» -Многие генералы не скрывали своих
монархических убеждений.
- Белые не выдвинули единой политической и экономической программы, способной сплотить всех противников большевизма
не решали аграрный вопрос и
национальный
Альянс белых с интервентами обернулся для них серьезными морально-политическими издержками: массы перестали воспринимать белое движение как олицетворение русского патриотизма
Моральное разложение армии.
Слайд – «Причины победы большевиков»
1.Большевики смогли создать дисциплинированную армию.
2. Сумели мобилизовать экономические и людские ресурсы на нужды фронта, проявить единство и сплоченность, которые поддерживались не только идейно, но и насильственными, диктаторскими методами.
3. Крестьяне - самая массовая социальная категория населения страны - после периода открытого неприятия политики большевиков и периода колебания, в большинстве своем поддержали Красную Армию.
4. Программа большевиков оказалась более понятной и привлекательной, рабочие и крестьяне верили, что Советская власть - их власть.
Какова же общая оценка гражданской войны?
Это героическая страница в истории нашей страны или величайшая трагедия?
Если определить гр. войну как вооруженную борьбу за власть, вопрос о победителе достаточно прост: побеждает тот, кто захватывает или сохраняет государственную власть.
Применительно к событиям гр. войны это означало, что победа – это триумф красных.
Но у нас нет оснований идеализировать ни большевиков, ни их противников. Обе стороны проявили рвение, подбрасывая поленья в полыхающий костер братоубийственной войны.
При этом каждая из сторон считала себя абсолютно правой.
Этот вывод можно оспорить.
Но вот второй вывод едва ли: если история чему-либо способна научить потомков, то главный урок гр. войны состоит в отказе от ЧЕГО???
Насаждения нетерпимости,
от сталкивания различных слоев общества,
от насилия и произвола как метода государственного строительства, как способа «осчастливить народ»
Этот урок должны помнить сегодняшние политики в нашей стране, создавая правовое государство и гражданское общество.
Итак, можно ли назвать гражданскую войну – войной справедливой? - Можно ли себе представить такой праздник как «день победы в гражданской войне»?
Как вы думаете, приняло бы общество 20-х гг. такое торжество?
А как отнесется к такому предложению наш современник? (Хотели бы вы ввести такой праздник сегодня?)
Нужно ли помнить о гражданских войнах??? Написать эссе на тему:
«УРОКИ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ».
или
«Как вы представляете будущее России в случае победы белых?
| |