Скачать 134.03 Kb.
|
Камила Магзиева Национальный координатор Седьмой Рамочной Программы Европейского Союза в области науки, технологий и инноваций «Двадцать лет участия Казахстана в Рамочных программах Европейского Союза в области науки, технологий и инноваций: уроки прошлого и будущие перспективы» В мае 1995 года Казахстан подписал соглашение о научно-техническом сотрудничестве с INTAS, Международной Ассоциацией по Поддержке Сотрудничества с Учеными из Новых Независимых Государств бывшего Советского Союза, и тем самым вступил в Четвертую Рамочную Программу Европейского Союза по Развитию Науки и Технологий. Надо сказать, что INTAS была специально создана для привлечения ученых из стран бывшего Советского Союза в научные программы ЕС. Это была школа для наших ученых, которая помогла понять разницу между бывшей советской системой поддержки науки и европейским подходом к развитию науки и технологий. Для наших ученых тогда все было внове: и сама грантовая система, и особенности сотрудничества на международном уровне, и разница в менталитетах, и разница в финансировании. INTAS поддерживала всю огромную сеть национальных координаторов и национальных информационных центров в новых независимых государствах. У INTAS были свои особенности в поддержке этого сотрудничества. С каждой из новых независимых стран подписывалось специальное соглашение, в соответствии с которым создавались особые условия сотрудничества, например, 80% из всей суммы гранта выделялись участникам из СНГ. Приоритеты научных исследований утверждались совместно представителями ЕС и стран-бенефициаров. Постепенно, по мере приобретения опыта, объявлялись конкурсы, совместно финансируемые INTAS и Казахстаном. Понимая исключительную важность поддержки научно-технологического развития Казахстана, которую INTAS осуществляла в трудный переходный период, специальным постановлением правительство Казахстана освободило все гранты INTAS от любых видов местных налогов. Главным партнером INTAS в Казахстане было Министерство науки и новых технологий (позднее Академия наук – Министерство науки, Министерство науки и высшего образования), которое в лице Владимира Сергеевича Школьника всесторонне поддерживало деятельность INTAS в Казахстане. Именно благодаря его личной огромной работе, INTAS смогла принести пользу казахстанскому научному сообществу в полной мере. Представительский офис INTAS в СНГ впервые был открыт в Казахстане в 1994 году. Это был эксперимент INTAS. Положительный опыт работы с Казахстаном позволил INTAS постепенно открыть такие офисы во всех странах, входящих в Содружество Независимых Государств. Казахстан принял участие в самых первых конкурсах ИНТАС 1992 года. За весь период деятельности INTAS с 1992 по 2006 годы гранты ЕС на исследования и разработку технологий получили 227 групп ученых из Казахстана на общую сумму около 15 миллионов Евро, включая проекты, софинансированные Европейской Комиссией через специальные конкурсы INCO-Copernicus и INCO-2 в Пятой и Шестой Рамочных программах. В январе 2007 года началась Седьмая Рамочная Программа Европейского Союза (FP7) по Развитию Науки и Технологий. С началом работы FP7 INTAS прекратила свою работу. Вся деятельность по вовлечению Казахстанского научного сообщества в научные программы ЕС была возложена на Национальный координационный центр Седьмой Рамочной Программы ЕС в Казахстане (FP7-NCP-Kz), базовой организацией которой является Независимый экспертно-консультативный совет по поддержке научной деятельности в Казахстане (InExCB-KZ). Совет был создан в 2002 году по инициативе Национальной Академии Наук специально с целью независимой координации Рамочных программ ЕС в Казахстане. Первым директором InExCB-KZ был Академик НАН РК С.З. Зиманов. Учредители InExCB-Kz были национальными контактными лицами по различным приоритетам Рамочных Программ ЕС и независимыми экспертами Европейской Комиссии. Многих из них уже нет среди нас, тем не менее, они навсегда останутся в летописи становления научно-технического сотрудничества между ЕС и Казахстаном. Считаю своим долгом перечислить их поименно и еще раз с благодарностью вспомнить их огромный вклад в это дело.
Для меня было большим счастьем работать с самыми выдающимися учеными своего времени, учиться у них неустанно работать во благо своего народа. Основная цель создания InExCB-KZ: соответствие Руководящим принципам Европейского Союза по учреждению системы Национальных Координационных центров Рамочных программ 1 июля 1999 года вступило в силу Соглашение о Партнерстве и Сотрудничестве между Республикой Казахстан и странами-членами Европейского Союза. Статья 50 данного Соглашения предусматривает вопросы научного сотрудничества и участие Казахстана в научно-технической деятельности ЕС. Однако Соглашения о научно-техническом сотрудничестве между ЕС и РК нет до сих пор, т.к. его подготовка требовала выполнения некоторых условий. Сегодня Казахстан выполнил необходимые условия для рассмотрения страны в качестве партнера в Соглашении о научном сотрудничестве, т.е. провел исследование научно-технологического и инновационного развития Казахстана, картирование научных и инновационных учреждений Казахстана, определил общие приоритеты сотрудничества в области науки, технологий и инноваций (НТИ), повысил участие Казахстана в конкурсах FP7. Однако, к тому моменту, когда вся эта работа была выполнена, т.е. к 2012 году, политика ЕС в отношении двусторонних соглашений о научно-техническом сотрудничестве изменилась. Теперь политика ЕС в этой области опирается на межрегиональное сотрудничество, что отражается в новой Стратегии партнерства между ЕС и Центральной Азией. Особенности сотрудничества Казахстана и ЕС в НТИ могут быть конкретно определены в новом Соглашении о партнерстве и сотрудничестве. Первая Рамочная Программа Европейского Союза по Развитию Науки и Технологий была объявлена в 1984 году. Как правило, все Программы утверждаются единым решением Европейского Парламента, Совета Европы и Европейской Комиссии. Но бюджет каждой Программы, так же как и тематические приоритеты согласовываются отдельно с каждой страной-участницей и каждой крупной организацией, которая вступает в программу со своим бюджетом. Рамочная программа ограничена рамками участников, бюджета и тематики, включая и временные границы, в течение которых программа действительна. Обычно она длится четыре года. Седьмая Рамочная Программа отличается от своих предшественниц. Длительность программы 7 лет: 2007-2013. Бюджет составляет 54,582 миллиарда Евро. Программа включает 10 основных приоритетов:
+ Евратом: Термоядерная энергия, ядерное деление, и радиационная защита. В Седьмой Рамочной Программе финансируется 21 проект с участием казахстанских учреждений науки и технологий на общую сумму около 3 млн. евро. Это только те средства, которые получают казахстанские ученые без учета грантов их международных партнеров, которая превышает 27 млн. Евро. Общий процент успешных проектов казахстанских ученых в конкурсах Седьмой Рамочной Программы составляет 22,7% (средний показатель успешности третьих стран в конкурсах FP7 – 23,9%). Одним из наиболее важных показателей успешности Казахстана в Рамочных Программах ЕС, что является важным условием вхождения в Соглашение о научно-техническом сотрудничестве, является создание в стране и активная деятельность Национального координационного центра Программы. Национальные Координационные Центры – являются “послами” FP7 в государствах-членах, ассоциированных странах и третьих странах-партнерах. Они – основные распространители информации Рамочных программ EC; эксперты, влияющие на улучшение Рамочной Программы; тесно сотрудничают с Программным Комитетом государств-членов и ассоциированных стран; составляют обширную сеть, включающую все темы FP7 (775 человек в 72 странах, в т.ч. Казахстан). Сеть NCP является лучшей возможностью объединения научных сообществ различных стран. В Казахстане с 1994 года активно работает Национальный координационный центр по поддержке сотрудничества Казахстана в научных программах ЕС. До конца 2006 года эта деятельность, в основном, существовала за счет поддержки INTAS. С начала 2007 года – это национальный координационный центр, базовой организацией которого является InExCB-Kz. 22 июля 2010 года Министерство Образования и Науки РК подписало приказ № 394 о создании Национального координационного совета по сотрудничеству с Рамочными программами Европейского Союза по Научно-Технологическому Развитию и Инновациям, в соответствии с которым утверждены 12 национальных координаторов по различным тематическим приоритетам FP7. К сожалению, в настоящее время эта сеть не работает из-за отсутствия финансирования со стороны МОН РК. Практика показала, что назначение официальных институтов сверху является не действенным методом. Тематические координаторы должны быть выбраны в результате конкурсного отбора, как это делается во всем мире. Как правило, все тематические координаторы вовлечены Европейской Комиссией в те или иные сетевые проекты и получают небольшие гранты на свою деятельность. Но этих средств просто не достаточно для проведения структурированной масштабной работы по вовлечению казахстанского научного сообщества в Рамочные Программы ЕС. Особенно принимая во внимание, что Глава Государства поставил задачу получения, как минимум, 50 проектов, финансируемых Восьмой Рамочной Программой «Горизонт-2020», которая вступит в силу 1 января 2014 года. В настоящее время деятельность FP7-NCP-Kz в Казахстане утверждена до 31 декабря 2013 года в соответствии с требованиями Европейской Комиссии. Финансируется через ряд сетевых проектов FP7, таких как INCONET-EECA, INCONET-CA/SC. Чтобы вовлечь в эту деятельность широкие круги казахстанской научной общественности, необходима поддержка казахстанского правительства и тесное сотрудничество с местными организациями. Основной деятельностью FP7-NCP-Kz является создание благоприятных условий для научно-технического и инновационного сотрудничества Республики Казахстан и Европейского Союза, оказание содействия по привлечению грантов и инвестиций в реальный сектор экономики. Деятельность этого координирующего органа включает картирование научных сил Казахстана, проведение работы по созданию международных научных консорциумов с европейским научным сообществом, а также организацию конференций, симпозиумов, партнерских совещаний, рабочих встреч и круглых столов с представителями европейской науки и инновации, обмен опытом и увеличение участия Казахстана в Европейском научном, технологическом и инновационном пространстве. FP7-NCP-Kz содействует полноценной и масштабной работе казахстанских ученых и новаторов, генерирует новые знания и стимулирует инновации для достижения устойчивого экономического роста в долгосрочной перспективе. FP7-NCP-Kz способствует созданию исследовательских сетей с участием высших учебных заведений, научно-исследовательских центров и бизнеса, а также обмену лучшими практиками в области развития инновационных кластеров и налаживания партнерских отношений между государственным и частным сектором для того, чтобы содействовать глобальному распространению знаний и быстрому выводу технологий на рынок. Коротко история взаимодействия Казахстана с научными программами ЕС выглядит так: 1994 – первые проекты INCO-Copernicus в FP4; 1995 – Соглашение о Научном Сотрудничестве INTAS-Казахстан; 1995 – Информационный офис INTAS 1996 – Контактный офис программы INCO 1998 – создание Контактного центра FP5 2002 – создание Национального Информационного Центра FP6 2007 – создание Национального Координационного Центра FP7 Необходимо отметить, что в силу сходства деятельности FP7, т.е. основной ориентир на развитие технологий и инноваций, с задачами Министерства индустрии и новых технологий, основное партнерство и сотрудничество у FP7 установилось именно с этим Министерством. Г-н А.О. Исекешев, Министр, лично возглавил конференцию политических стейкхолдеров, которую Еврокомиссия проводила в Казахстане через проект ИнкоНет-Восточная Европа и Центральная Азия, в мае 2011 года в Астане. Именно эта конференция положила начало созданию Белой Книги Рекомендаций Европейского Союза по сотрудничеству со странами Восточной Европы и Центральной Азии. В настоящее время Книга опубликована и доступна на сайте: http://www.inco-eeca.net/_media/White_Paper_on_EU-EECA_Cooperation_in_STI_final_April2012.pdf По личному приглашению г-на Исекешева в Казахстане полгода работала группа экспертов высшей категории, которая провела комплексную оценку инновационной системы Казахстана и сравнительный анализ развития нанотехнологий в странах Восточной Европы и Центральной Азии. Экспертная оценка была проведена в рамках проекта IncoNet-EECA, финансируемого Седьмой Рамочной Программой Европейского Союза (FP7). Результаты экспертизы, выполненной на основе всестороннего анализа научной, технологической и инновационной систем страны, предоставлены Министерству индустрии и новых технологий РК для использования в политике улучшения системы научно-технологического и инновационного развития страны, которое имеет эксклюзивное право на публикацию экспертной оценки. Методология экспертизы избрала не критический подход к предмету анализа, а процесс дружественного взаимного обучения. При проведении оценки особое внимание уделялось национальным проблемам в сфере человеческих ресурсов в научно-технологической области, общественных наук, R&D и инновации в бизнесе, а так же экономическое и рыночное развитие страны. Основными целями оценки были:
Проект FP7 IncoNet-CASC, т.е. сотрудничество со странами Центральной Азии и Южного Кавказа также помог МИНТу РК, Государственному Агентству по Статистике и Национальному агентству по технологическому развитию получить знания в области применения специальных индикаторов статистики, определяющих инновационное развитие страны. Национальный координатор FP7 помогла казахстанским ученым войти в проект FP7 EU-PEARLS «Производство и использование резиновых и каучуконосных источников для Европейского Союза» и выступила консультантом по созданию сотрудничества с Казахстаном. Основой проекта является исследование возможностей казахстанского одуванчика Тараксакум Коксагыз для промышленного получения натурального каучука. Благодаря поддержке МИНТ РК, в настоящее время разрабатывается государственная целевая технологическая программа, основанная на технологиях, разработанных проектом FP7, для создания в Казахстане новой индустрии – производства натурального каучука из казахстанского эндемика и выведение его на мировые рынки. Впервые в истории взаимоотношений ЕС-РК на нынешнем Астанинском Экономическом Форуме силами партнеров по проекту IncoNet-CASC, МИНТ и НАТР проводится выставка-ярмарка европейских технологий, которая поможет казахстанским национальным компаниям выбрать лучшие технологии для внедрения в Казахстане. Сегодня это самый большой итог 20-летнего сотрудничества между Казахстаном и ЕС в области науки, технологий и инноваций. Усиление этой деятельности необходимо и в дальнейшем. Но только усилий казахстанских ученых здесь недостаточно. Необходима реальная поддержка правительства, чтобы научно-технологическое и инновационное сотрудничество между ЕС и Казахстаном качественно укреплялось и приносило плоды во все сферы деятельности. И начинать это надо с расширения Соглашения о Партнерстве и Сотрудничестве специальной статьей, предусматривающей:
Помимо всей этой деятельности, Казахстан должен предусмотреть специальные шаги, облегчающие международную деятельность в сфере НТИ, включая освобождение от всех видов местных налогов грантов ЕС на исследования, технологии и инновации, принимая во внимание, что бюджеты таких грантов формируются из средств европейских налогоплательщиков. Необходима единая государственная политика поддержки и координации рамочных программ ЕС в Казахстане во главе с Министерством индустрии и новых технологий, как главного бенефициара этих программ в Казахстане. Камила Магзиева Национальный Координатор FP7 в Казахстане Қазақстан Республикасы 050035 Алматы қаласы Жандосов көшесi, 51, офис CIMMYT Тел./факс: 303 65 39 Эл. Почта: info@inexcbkz.com Республика Казахстан 050035 Алматы, Ул. Жандосова, 51, офис CIMMYT Тел./факс: 303 65 39 Эл. Почта: info@inexcbkz.com Jandosov str., 51, office CIMMYT 050035 Almaty Republic of Kazakhstan Tel./fax: +7 727 303 65 39 E-mail: info@inexcbkz.com Kamila Magzieva стр. |
Право европейского союза Цель: Закрепить и углубить знания, полученные на лекции по вопросам компетенции Европейского Союза и права Европейского Союза | Рабочая программа учебной дисциплины национальный вопрос и проблема... Нового времени, о попытках осуществления европейского единства, о становлении и развитии процесса европейской интеграции после Второй... | ||
В. В. Зундэ Экономика Европейского Союза Экономика Европейского Союза: Учебно-методический комплекс. Ростов-на-Дону: Изд-во скагс, 2010 | «Право Европейского Союза» European Union Law РФ, изучение учредительных договоров Европейского Союза и Европейских Сообществ, международных договоров, заключенных этими организациями... | ||
Я рамочная программа европейского сообщества ленинский проспект,... Международный Симпозиум ес—Россия: сотрудничество в области биотехнологии, сельского, лесного, рыбного хозяйства и пищи в 7-й Рамочной... | Спецкурс «Региональная политика Европейского союза». Содержание I. Учебно-методические рекомендации по курсу «Региональная политика Европейского союза» | ||
Зеленов, Р. Ю. Законодательные процедуры Европейского Союза : Эволюция... Законодательные процедуры европейского союза. Эволюция полномочий европейского парламента | Программа вступительных испытаний на магистерскую программу «Политика,... «Политика, право и общество Европейского союза и евразийского пространства» по направлению подготовки 030200 Политология | ||
Вопросы к гэк Определение понятий технологический инноваций. Значение технологических инноваций. Перспективы и прогнозирование развития промышленных... | Содержательный план дисциплины: Тематический план курса Наименование разделов и тем Создание Европейских сообществ и Европейского союза и становление европейского права | ||
Координатор фестиваля Метелкин Дмитрий Александрович, заместитель министра образования, науки и инновационной политики Новосибирской области, кандидат... | Дмитрий Медведев подписал распоряжение об утверждении государственной... Новосибирской области от 20. 04. 1995 n 17-оз "О научной деятельности и научно-технической политике Новосибирской области", в целях... | ||
Тема Образование Европейских сообществ и становление Европейского Союза. 3 Формирование Европейских сообществ и европейского права – это единовременный и тесно взаимосвязанный процесс. Создание Европейских... | Наднациональный и межправительственный методы интеграции в пространстве... Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы по географии | ||
Основная образовательная программа магистратуры «Исследования Европейского Союза» Компетенции выпускника ооп магистратуры, формируемые в результате освоения магистерской программы | Конституционный проект Европейского Союза и проблема национального суверенитета Тема: Конституционный проект Европейского Союза и проблема национального суверенитета |