Основная образовательная программа магистратуры «Исследования Европейского Союза»





Скачать 392.38 Kb.
НазваниеОсновная образовательная программа магистратуры «Исследования Европейского Союза»
страница1/2
Дата публикации08.03.2016
Размер392.38 Kb.
ТипОсновная образовательная программа
100-bal.ru > Военное дело > Основная образовательная программа
  1   2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


УТВЕРЖДАЮ
Ректор

_____________________________
"_____"_________________20__ г.
Номер внутривузовской

регистрации__________________
Основная образовательная программа

Высшего профессионального образования

Направление подготовки

41.04.05 Международные отношения

Наименование магистерской программы

Исследования Европейского Союза

Квалификация (степень) выпускника

Магистр


Томск 2014

СОДЕРЖАНИЕ


  1. Общие положения

        1. 1.1. Основная образовательная программа (ООП) магистратуры

(магистерская программа)

    1. 1.2. Нормативные документы для разработки магистерской программы

    2. 1.3. Общая характеристика магистерской программы

    3. 1.4. Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения

магистерской программы


  1. Характеристика профессиональной деятельности выпускника

магистерской программы

    1. 2.1. Область профессиональной деятельности выпускника

    2. 2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника

    3. 2.4. Виды профессиональной деятельности выпускника

2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника
3. Компетенции выпускника ООП магистратуры, формируемые в результате освоения магистерской программы
4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации магистерской программы

4.1. Календарный учебный график

4.2. Учебный план подготовки магистра

4.3. Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)

4.4. Программа практик и организация научно-исследовательской работы обучающихся
5. Ресурсное обеспечение магистерской программы
6. Характеристики социально-культурной среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных (социально-личностных) компетенций студентов
7. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися магистерской программы

7.1. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

7.2. Оценка нагрузки студентов

7.3. Итоговая государственная аттестация выпускника магистерской программы

1. Общие положения
1.1. Основная образовательная программа магистратуры «Исследования Европейского Союза» по направлению подготовки 031900 Международные отношения представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную высшим учебным заведением самостоятельно с учетом требований рынка труда на основе федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), а также с учетом рекомендованной примерной основной образовательной программы.

Магистерская программа регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

1.2. Нормативные документы для разработки магистерской программы «Исследования Европейского Союза»

Нормативную правовую базу разработки данной магистерской программы составляют:

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. № 273 - ФЗ);

  • Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. №71;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки 031900 Международные отношения высшего профессионального образования (магистратура), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «29 марта» 2010 г. № 225;

  • Нормативно-методические документы Минобрнауки России;

  • Примерная основная образовательная программа (ПрООП ВПО) подготовки магистров по направлению подготовки, утвержденная МГИМО(У) МИД России;

  • Устав Томского государственного университета.


1.3. Общая характеристика магистерской программы «Исследования Европейского Союза» Томского государственного университета

1.3.1. Цель магистерской программы

ООП магистратуры имеет своей целью развитие у студентов ответственности за свои решения, способностей находить выход из проблемных ситуаций и решать нестандартные креативные задачи, а также осуществлять рефлексию собственной деятельности.

В области профессиональной деятельности ООП нацелена на подготовку высокопрофессиональных специалистов по ключевым аспектам функционирования Европейского союза и внешней политике ведущих европейских стран, которые являются приоритетом международных экономических и политических связей Российской Федерации. Исходя из этого, программа предполагает формирование у выпускников компетенций в следующих сферах:

  • осуществление прикладной аналитической работы международно-политического профиля с расчетом на потребности как государственных структур Российской Федерации, так и представителей бизнеса, осуществляющих международную деятельность;

  • подготовка и принятие управленческих решений в среде государственных, общественных, коммерческих и иных организаций для продвижения их интересов за рубежом, главным образом в институтах и странах Евросоюза;

  • планирование, осуществление и презентация результатов индивидуальной научно-исследовательской деятельности по профилю магистерской программы;

  • использование современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе.


1.3.2. Срок освоения магистерской программы

В соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 031900 Международные отношения для дневной формы обучения срок освоения ООП составляет 2 года.
1.3.3. Трудоемкость магистерской программы

Трудоемкость освоения студентом ООП составляет 120 зачетных единиц за весь период обучения в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению и включает все виды аудиторной и самостоятельной работы студента, практики, а также время, отводимое на контроль качества освоения студентом ООП.
1.3.4. Признание периодов обучения и оценок, полученных в других высших учебных заведениях

В соответствии с разделами V и VI Лиссабонской конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе, от 11.04.1997, подписанной Российской Федерацией 7.05.1999 и ратифицированной 4.05.2000, в рамках магистерской программы «Исследования Европейского Союза» признаются периоды обучения, пройденные в рамках магистерских программ в других высших учебных заведениях, и оценки, полученные в других высших учебных заведениях, если отсутствуют существенные различия между содержанием завершенных периодов обучения в других высших учебных заведениях и содержанием соответствующих частей учебного плана настоящей программы.

Признание осуществляется на основании свидетельства или выписки из экзаменационных (зачетных) ведомостей, выданных высшим учебным заведением, в котором был завершен период обучения.


1.4. Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения магистерской программы «Исследования Европейского Союза»

Лица, имеющие диплом бакалавра и желающие освоить данную магистерскую программу, зачисляются в магистратуру по результатам вступительных испытаний, программы которых разрабатываются вузом с целью установления у поступающего наличия следующих компетенций:

  • владеет одним из европейских языков (английский, немецкий, французский) на профессиональном уровне;

  • использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

  • знает и способен анализировать основные этапы и вопросы истории международных отношений в Новое и Новейшее время;

  • способен анализировать социально значимые проблемы и процессы;

  • способен использовать навыки работы с информацией из различных источников, в том числе из глобальных компьютерных сетей, для решения профессиональных и социальных задач;

  • способен к использованию специальных знаний, полученных в рамках профилизации или индивидуальной образовательной траектории.


2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника магистерской программы «Исследования Европейского Союза»
2.1. Область профессиональной деятельности выпускника

Область профессиональной деятельности магистров включает различные сферы международно-политического, экономического, научно-технического, информационного, политико-правового и культурного пространства мира, а также дипломатии и внешнеполитической деятельности Российской Федерации и международных связей российских регионов.
2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника

Объектами профессиональной деятельности магистров являются:

  • государственные ведомства, органы федеральной и региональной власти и управления - в качестве дипломатических работников, сотрудников, разрабатывающих и принимающих решения в пределах своей компетенции;

  • международные организации - в качестве дипломатических работников, сотрудников, разрабатывающих и принимающих решения в пределах своей компетенции;

  • аналитические отделы структур делового сообщества - в качестве аналитиков и разработчиков стратегий;

  • коммерческие, некоммерческие и общественные организации международного профиля, осуществляющие консалтинговую, информационно-аналитическую, исследовательскую и лоббистскую деятельность - в качестве аналитиков, специалистов по международным вопросам, руководителей проектов;

  • академические, ведомственные и негосударственные аналитические организации и структуры с международной проблематикой - в качестве аналитиков и научных сотрудников;

  • средства массовой информации (СМИ) - в качестве обозревателей и аналитиков;

  • области профессионального обучения, связанные с преподаванием дисциплин международного профиля и иностранных языков на всех уровнях обучения - в качестве преподавателей и руководителей разного уровня.


2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника

Виды профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС ВПО и особенностями данной магистерской программы:

  • организационно-административная;

  • проектная;

  • производственно-аналитическая;

  • научно-педагогическая.


2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника

Магистр по направлению подготовки 031900 Международные отношения должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры и видами профессиональной деятельности:
а) организационно-административная деятельность:

  • выполнение обязанностей среднего исполнительского и младшего руководящего состава учреждений системы Министерства иностранных дел Российской Федерации (МИД РФ), ведение организационной и административной работы в других государственных учреждениях, федеральных и региональных органах государственной власти с использованием иностранных языков;

  • сбор и анализ информации по международной проблематике, подготовка оценок и предложений для принятия внешнеполитических решений;

  • ведение деловой переписки по содержательным вопросам, участие в переговорах, самостоятельное ведение бесед с зарубежными представителями по различным аспектам двухсторонних отношений, а также международных отношений в целом, в том числе на иностранных языках в рамках своей компетенции;

  • выполнение ответственной переводческой работы (устной и письменной) в рамках своей компетенции;

  • организация международных переговоров, встреч, конференций, семинаров;

  • повышение уровня рациональной организации и планирования работы в соответствии с требованиями работодателя;

  • налаживание эффективного сотрудничества в профессиональном коллективе по месту работы;

  • выполнение обязанностей среднего исполнительского состава международных организаций любого рода;


б) проектная деятельность:

  • организация проектов и программ международного профиля - в качестве ответственного исполнителя и руководителя младшего и среднего звена;

  • выполнение обязанностей руководителя группы референтов и переводчика материалов с иностранного языка на русский и с русского на иностранный;


в) производственно-аналитическая деятельность:

  • разработка корпоративных и групповых стратегий в областях профессиональной компетентности с применением навыков международно-политического анализа в интересах работодателя;

  • ведение индивидуальной или групповой аналитической работы на базе оригинальной зарубежной информации на иностранных языках;

  • ведение научной и научно-организационной работы в исследовательских и аналитических учреждениях и организациях с использованием материалов на иностранных языках - в качестве ответственного исполнителя и руководителя младшего звена;

  • создание сети профессиональных международных контактов на иностранных языках в интересах ведомства или корпорации;


г) научно-педагогическая деятельность:

  • ведение учебной и научной работы в высших учебных заведениях международного профиля;

  • выполнение функций ответственного исполнителя или руководителя младшего звена со знанием иностранного языка в профессиональной работе отделов, секторов и групп международных образовательных связей в государственных учреждениях, корпорациях и неправительственных организациях;

  • участие в создании и управлении международными образовательными проектами в качестве ответственного исполнителя или руководителя младшего звена;

  • участие в создании и управлении международными образовательными проектами в качестве ответственного исполнителя или руководителя младшего звена.



3. Компетенции выпускника ООП магистратуры, формируемые в результате освоения магистерской программы «Исследования Европейского Союза»
Результаты освоения ООП магистратуры определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личностные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.
В результате освоения указанной магистерской программы выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

  • способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

  • умением системно мыслить, выявлять международно-политические и дипломатические смыслы и значения проблем, попадающих в фокус профессиональной деятельности (ОК-2);

  • способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-3);

  • готовностью использовать в профессиональной деятельности методы прикладного политического анализа международных процессов (ОК-4);

  • умением выделять содержательно значимые факты из потоков международно-политической информации и группировать их согласно поставленным задачам (ОК-5);

  • способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками, как средством делового общения (ОК-6);

  • умением использовать на практике навыки в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом (ОК- 7);

  • способностью проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности (ОК-8);

  • способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-9);

  • умением профессионально эксплуатировать современное оборудование в соответствии с целями ООП магистратуры (ОК-10);

  • готовностью к принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, способностью принимать нестандартные решения, разрешать проблемные ситуации (ОК-11);

  • способностью к адаптации к новым ситуациям, практическому осмыслению накопленного опыта и оценке своих возможностей (ОК-12);

  • способностью оказывать личным примером позитивное воздействие на окружающих с точки зрения соблюдения норм и рекомендаций здорового образа жизни (ОК-13);

  • знанием и пониманием гражданского смысла будущей профессиональной деятельности (ОК-14);

  • стремлением к решению практических задач, творческому осмыслению международной информации (ОК-15);

  • владением политически корректной корпоративной культурой международного общения (формального и неформального), навыками нахождения компромиссов посредством переговоров (ОК-16);

  • умением на практике защитить свои законные права, в том числе права личности, при уважении к соответствующим правам других в многоэтничном и интернациональном окружении (ОК-17);

  • способностью адаптироваться к условиям длительной работы в составе многоэтничных и интернациональных групп (ОК-18);

  • владением методами делового общения в интернациональной среде, способностью использовать особенности местной деловой культуры зарубежных стран (ОК-19);

  • стремлением к непрерывному самообучению и саморазвитию (ОК-20);

  • заботой о качестве результатов труда (ОК-21);

  • развитием креативности мышления, профессиональной инициативы, инициации позитивных перемен (ОК-22);

  • владением этикой межличностных отношений и эмоциональной саморегуляции (ОК-23);

  • готовностью принять на себя ответственность и проявить лидерские качества (ОК-24).


В результате освоения указанной магистерской программы выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
а) общепрофессиональные:

  • умением отбирать из общего объема знаний и навыков магистра-международника компетенций, востребованных профилем конкретного вида деятельности (ПК-1);

  • знанием и активным владением иностранным языком (ПК-2);

  • готовностью практически использовать знание правовых аспектов обеспечения работы международника в сфере деятельности государственных структур, бизнеса, третьего сектора (ПК-3);

  • умением применять компьютерные технологии на уровне пользователя для решения профессиональных задач (ПК-4);

  • умением применять иностранные языки для решения профессиональных вопросов (ПК-5);

  • владением профессиональной терминологией и понятийным аппаратом сферы международной деятельности на русском и иностранных языках (ПК-6);

  • владением современной оргтехникой, средствами связи, умением самостоятельно работать на компьютере (ПК-7);

  • свободной ориентацией в пространстве сети Интернет и использование его возможностей для профессиональных целей (ПК-8);



б) организационно-административная деятельность:

  • способностью анализировать процесс принятия решений по вопросам международной политики как объекта управления (ПК-9);

  • способностью организовывать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в области организации и нормирования труда (ПК-10);

  • готовностью к кооперации с коллегами и работе в коллективе, к организации работы малых коллективов исполнителей (ПК-11);

  • готовностью включиться в работу сотрудников учреждений системы МИД РФ, международных организаций, системы органов государственной власти и управления Российской Федерации (ПК-12);

  • умением исполнять поручения руководителей в рамках профессиональных обязанностей на базе полученных знаний и навыков (ПК-13);

  • навыками рационализации своей исполнительской работы под руководством опытного специалиста с учетом накапливаемого опыта (ПК-14);

  • владением политически корректной устной и письменной речью в рамках профессиональной тематики на русском и иностранных языках (ПК-15);

  • готовностью вести диалог, переписку, переговоры на иностранном языке в рамках уровня поставленных задач (ПК-16);


в) проектная деятельность:

  • способностью проводить оценку конкретной международной ситуации и определять исходные данные для выполнения задания руководителей (ПК-17);

  • наличием уверенных навыков построения реферативного письменного текста и устного представления мнений по международно-политической проблематике (ПК-18);

  • навыками работы с аудиторией, в том числе зарубежной (ПК-19);

  • навыками организации и планирования собственной профессиональной и трудовой деятельности с учетом международной практики (ПК-20);

  • способностью учитывать фактор экономической эффективности международной деятельности при реализации программ и проектов (ПК-21);

  • умением по месту работы распознать перспективное начинание или область деятельности и включиться в реализацию проекта под руководством опытного специалиста (ПК-22);

  • готовностью работать исполнителем проекта (ПК-23);


г) производственно- аналитическая деятельность:

  • способностью построения стратегии аналитического исследования, долгосрочных и среднесрочных планов международной деятельности, оценки рисков (ПК-24);

  • умением работать с материалами СМИ, составить обзоры прессы по заданным темам (ПК-25);

  • владением техниками установления профессиональных контактов и развития профессионального общения, в том числе на иностранных языках (ПК-26);

  • умением составлять дипломатические документы, проекты соглашений, контрактов, программ мероприятий (ПК-27);

  • умением организовать работу проектной группы, в том числе интернациональной по составу (ПК-28);

  • готовностью исполнять и решать задачи в интересах обеспечения работы коллектива в целом под руководством опытного специалиста (ПК-29);

  • умением находить, собирать и первично обобщать фактический материал, делая обоснованные выводы (ПК-30);


д) научно-педагогическая деятельность:

  • умением выполнять функции ассистента в организации преподавательской деятельности по профилю образования (ПК-31);

  • готовностью и навыки вести учебно-методическую, учебно-вспомогательную и учебно-аналитическую работу (ПК-32);

  • умением ориентироваться в современных тенденциях мирового политического развития, глобальных политических процессов, пониманием их перспектив и возможных последствий для России (ПК-33);

  • знанием и пониманием логики глобальных процессов и развития всемирной политической системы международных отношений в их обусловленности экономикой, историей, правом (ПК-34);

  • умением и навыками слежения за динамикой основных характеристик среды международной безопасности и понимание их влияния на национальную безопасность России (ПК-35);

  • пониманием структуры глобальных процессов научно-технологических инноваций и перспектив изменения в них места и роли России (ПК-36);

  • ориентацией в мировых экономических, экологических, демографических, миграционных процессах, пониманием механизмов взаимовлияния планетарной среды, мировой экономики и мировой политики (ПК-37);

  • знанием правовых основ международного взаимодействия, пониманием и умением анализировать их влияния на внешнюю политику России и других государств мира (ПК-38);

  • пониманием теоретических и политических основ правозащитной проблематики в международных отношениях и мировой практики защиты прав человека (ПК-39);

  • пониманием основ регулирования международных конфликтов с использованием дипломатических политико-психологических, социально-экономических и силовых методов (ПК-40);

  • знанием и пониманием основных теорий международных отношений, отечественных и зарубежных теоретических школ (ПК-41);

  • владением основами и базовыми навыками прикладного анализа международных ситуаций (ПК-42);

  • знанием и пониманием содержания программных документов по проблемам внешней политики Российской Федерации (ПК-43);

  • умением профессионально грамотно анализировать и пояснять позиции Российской Федерации по основным международным проблемам (ПК-44);

  • знанием и пониманием основных направлений внешней политики ведущих зарубежных государств, особенностей их дипломатии и их взаимоотношений с Россией (ПК-45);

  • знанием основных этапов становления и понимание главных тенденций развития Содружества Независимых Государств (ПК-46);

  • владением политической и правовой спецификой положения регионов России и зарубежных стран в отношениях между государствами и пониманием возможностей и ограничений трансграничных и иных международных связей регионов (ПК-47);

  • умением ориентироваться в сложных механизмах многосторонней и интеграционной дипломатии (ПК-48);

  • знанием основ дипломатического протокола и этикета и наличием устойчивых навыков применения их на практике (ПК-49);


В результате освоения указанной магистерской программы выпускник должен обладать следующими специальными компетенциями (СК):

  • умением анализировать основные тенденции развития институтов Европейского Союза и его политической системы (СК-1);

  • способностью применять знания принципов и технологий функционирования институтов ЕС для решения практических задач взаимодействия между Россией и ЕС (СК-2);

  • умением ориентироваться в целях, инструментах и механизмах экономической, социальной и региональной политики ЕС (СК-3);

  • умением анализировать политические и социально-экономические процессы в ЕС на наднациональном, национальном, региональном и локальном уровнях в единстве и взаимосвязи (СК-4);

  • способностью анализировать и оценивать результаты и проблемы основных направлений взаимодействия между ЕС и Россией, прогнозировать эволюцию российско-европейского взаимодействия (СК-5);

  • умением анализировать и оценивать внешнюю политику и политику в сфере безопасности ЕС, роль ЕС в современных международных отношениях (СК-6);

  • умением самостоятельно проводить поиск документов и литературы по проблематике европейской интеграции и синтезировать информацию в научно-исследовательских и информационно-аналитических работах (СК-7);

  • владением специальной терминологией на русском и иностранном языке (СК-8);

  • умением формулировать рекомендации для российских органов государственной власти в отношении взаимодействия между Россией и ЕС (СК-9).



Паспорта компетенций (Приложение 1.1).
Программа формирования компетенций (Приложение 1.2).

4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации магистерской программы «Исследования Европейского Союза»
В соответствии с п.39 Типового положения о вузе и ФГОС ВПО магистратуры по направлению подготовки 031900 «Международные отношения» содержание и организация образовательного процесса при реализации данной ООП магистратуры регламентируется учебным планом; рабочими программами учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей); материалами, обеспечивающими качество подготовки и воспитания обучающихся; программами практик; годовым календарным учебным графиком, а также методическими материалами, обеспечивающими реализацию соответствующих образовательных технологий.

4.1. Календарный учебный график (Приложение 1.3)

4.2. Учебный план подготовки магистра (Приложение 1.4)

4.3. Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин

(модулей) (Приложение 1.5)
Комплект презентаций учебных курсов (Приложение 1.6)


4.4. Программы практик и организация научно-исследовательской

работы обучающихся.
4.4.1. Программы практик
В соответствии с ФГОС ВПО магистратуры по направлению подготовки 031900 Международные отношения практика является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
При реализации данной магистерской программы предусматриваются следующие виды практик: научно-педагогическая и производственно-аналитическая (Приложение 1.7)
4.4.2. Программа научно-исследовательской работы обучающихся (Приложение 1.8)

5. Ресурсное обеспечение магистерской программы
Ресурсное обеспечение магистерской программы «Исследования Европейского Союза» по направлению 031900 Международные отношения формируется на основе требований к условиям реализации основных образовательных программ магистратуры, определенных ФГОС ВПО по данному направлению подготовки.
5.1. Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса при реализации ООП

Научная библиотека Томского госуниверситета имеет в своих хранилищах базу учебной литературы, научных исследований отечественных и зарубежных авторов, периодики на русском и иностранных языках, которая регулярно обновляется. Обеспечивается полнотекстовой доступ к специализированным электронным ресурсам, в том числе авторитетным российским и зарубежным базам профессиональной научной периодики, учебной и учебно-методической литературы, информационным справочным системам, содержащим издания по изучаемым дисциплинам магистерской программы. Возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к данным ресурсам имеется на уровне не менее чем для 25 процентов обучающихся.

Имеются специализированные библиотеки по международным исследованиям при выпускающих кафедрах исторического факультета. При содействии посольств США и ФРГ в Научной библиотеке ТГУ созданы Американский информационный центр и Немецкий читальный зал. В библиотеке ТГУ также действуют Центр европейской документации и Центр Европейского Союза в Сибири, открытые при содействии Европейского Союза. В Областной библиотеке им. Пушкина г. Томска работает Французский читальный зал.

Выпускающими кафедрами ведется активная работа с целью укрепления учебно-методического обеспечения преподавания дисциплин в области изучения Европейского Союза и стран ЕС. За период с 2002 г. по 2011 г. опубликованы 6 учебно-методических пособий по европейской интеграции, подготовлен 1 электронный учебник. За последнее десятилетие аспирантами и сотрудниками кафедр по тематике европейской интеграции были защищены 7 кандидатских диссертаций, опубликованы 3 монографии, большое количество научных статей в периодике и сборниках, включая выпускаемые Историческим факультетом периодические издания «Сибирский международный ежегодник» и «Европейские исследования в Сибири». Материалы научных исследований также активно используются в учебном процессе.

Факультетом организован ряд научно-практических конференций (включая международные) по европейской интеграции, объединивших видных экспертов из России и европейских стран. По результатам конференций публиковались сборники докладов. Проводятся летние школы по европейской интеграции для студентов и аспирантов сибирских университетов.

В целом библиотечный фонд укомплектован печатными и электронными изданиями основной учебной и научной литературы по дисциплинам общенаучного и профессионального циклов, изданными за последние пять лет, из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.
5.2. Кадровое обеспечение реализации ООП

По данной магистерской программе выпускающими являются две кафедры исторического факультета ТГУ: кафедра новой, новейшей истории и международных отношений и кафедра мировой политики.

Кафедра новой, новейшей истории и международных отношений существует с 1961 г. и еще в советские годы стала признанным центром изучения политики стран Запада. За прошедшее время на кафедре были подготовлены и защищены 4 докторских диссертации и 59 кандидатских диссертаций по политике ведущих европейских государств (Германии, Великобритании, Франции). В настоящее время ключевые направления НИР кафедры – внешняя политика США в годы "холодной войны", международные отношения на Ближнем и Среднем Востоке, роль и место Германии в европейском экономическом и политическом пространствах, британская деколонизация, международные отношения в Восточной Азии, инновационная политика зарубежных стран.

Кафедра мировой политики была открыта в 1996 г. Основные направления НИР кафедры – международные отношения в Азиатско-тихоокеанском регионе и в Центральной Азии; политические и социально-экономические аспекты функционирования Европейского Союза; конфликты в международных отношениях; ядерное нераспространение; процесс формирования внешней политики. Кафедра мировой политики координирует деятельность Сибирской сети Центров по изучению Европейского Союза, объединяющей вузы Новосибирска, Иркутска, Кемерово, Тюмени, а также курирует работу созданного при ТГУ в 2011 г. Центра Европейского Союза в Сибири, призванного играть роль ресурсного центра изучения и преподавания европейской интеграции в сибирских вузах.

Кроме того, к образовательному процессу привлечены ведущие сотрудники кафедры европейских языков исторического факультета ТГУ и кафедры конституционного и международного права юридического института ТГУ. В целом 95 процентов преподавателей, обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу и научно-исследовательскому семинару, имеют российские ученые степени и ученые звания, при этом ученые степени доктора наук или ученое звание профессора имеют 22 процента преподавателей.

К образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла привлечены 20 процентов преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих сотрудников профильного департамента международных и региональных связей Администрации Томской области, в частности, начальник департамента к.и.н., доцент А.А. Стуканов, председатель комитета международного сотрудничества к.и.н., доцент М.Н. Волков, председатель комитета по работе с регионами РФ и странами СНГ Е.Г. Иванова, консультант комитета международного сотрудничества к.и.н. Е.В. Нефедова.

Общее руководство научным содержанием и образовательной частью ООП магистратуры осуществляется штатным сотрудником кафедры мировой политики исторического факультета ТГУ Л.В. Дериглазовой, имеющей российскую ученую степень доктора исторических наук, ученое звание доцента, стаж работы в образовательных учреждениях высшего профессионального образования 17 лет. Л.В. Дериглазова является руководителем Центра Европейского Союза в Сибири при ТГУ.
5.3. Основные материально-технические условия для реализации образовательного процесса в вузе в соответствии с ООП

Для реализации магистерской программы на факультете выделена необходимая материально-техническая база: специализированная аудитория для занятий по иностранным языкам и три мультимедийных аудитории для лекционных и семинарских занятий. Кроме того, помещения выпускающих кафедр имеют компьютерно-проекционное оборудование.

В ТГУ для использования в учебном процессе имеются бизнес-инкубатор ТГУ (http://www.incubator.tsu.ru/), Телевизионный вещательный центр ТГУ (http://tv.tsu.ru/news/). Научная библиотека ТГУ оборудована 145 точками доступа студентов к электронным научно-образовательным ресурсам.

6. Характеристика среды вуза, обеспечивающая развитие

общекультурных (социально-личностных) компетенций выпускников
В Томском госуниверситете созданы необходимые условия и среда для формирования общекультурных компетенций выпускников. Большая работа проводится по эстетическому воспитанию молодежи. В ТГУ действуют Институт искусств и культуры, Центр учебно-воспитательной и культурно-досуговой творческой деятельности (Центр культуры) ТГУ, Музыкальные народные самодеятельные коллективы, хорошо известные в России и за рубежом: Хоровая капелла, Джаз-оркестр «ТГУ 62», Ансамбль скрипачей, Камерный симфонический оркестр. Также на базе университета действуют Трио Центра культуры, Театральные народные самодеятельные коллективы: Литературно-художественный театр Театр драмы и комедии «В Университетской роще», Театр «Эстус», Литературное объединение, Хореографическое объединение, Театр танца «Зеркало», Танцевально-спортивный клуб «Твист», Театр-студия «Мистерия танца», Студия танца «Жемчужина» ТГУ, Ансамбль народного танца ТГУ, Дэнс команда «Эйдос», Команда КВН «МаксимуМ».

Также в университете на Факультете физической культуры действуют Центр физической культуры и спорта ТГУ «Универспорт», Спортивные клубы ТГУ (Клуб аквалангистов «СКАТ», Альпинистский клуб, Клуб горного туризма «Берендеи», Спелеологический клуб «Спектр», Шахматный клуб, Клуб каратэ-до «Агат»). Психологическая Служба ТГУ, кроме оказания психологической помощи, реализует несколько проектов, в том числе такие как «Коммуникативный клуб», «Психологические среды», «Сессия без стресса», «Тайм-менеджмент», тренинг личностного роста, для выпускников разработан проект «Успешный профессиональный старт», «Психология тела». Среди основных направлений работы Психологической службы ТГУ Психологическое обеспечение приемной кампании университета, Дни открытых дверей, «Знакомьтесь, ТГУ!», Профориентационное тестирование, Психологическое сопровождение процесса адаптации первокурсников, Повышение квалификации преподавателей, Разработка Положения о работе куратора, Проведение исследования особенностей социально-психологической адаптации первокурсников. Психопрофилактическая работа подразумевает разработку и внедрение программы «Профилактика и коррекция табакокурения в молодежной среде». В рамках оказания психологической помощи действуют индивидуальные консультации, студенческий телефон доверия, тренинговые и образовательные программы, направленные на формирование коммуникативных, профессиональных и личностных компетенций.


Историческим факультетом на постоянной основе для студентов факультета проводятся следующие мероприятия: ежемесячно проводятся концерты Института искусств и культуры ТГУ; организуются «Политический клуб» для обсуждения студентами, с участием преподавателей, актуальных международно-политических вопросов и «Восточный клуб» – для интересующихся культурой стран Восточной Азии; факультетские научные конференции студентов и аспирантов; олимпиада по иностранным языкам. Студентами факультета издаются газеты «Феникс» и «PROMO». Студенты-международники составляют костяк молодежной волонтерской организации «Ротаракт».
ТГУ остается лидером российской высшей школы в области фундаментальных исследований. К настоящему времени университетом подготовлено около 100 тысяч высококвалифицированных специалистов, в его стенах учились или работали свыше 100 членов РАН и РАМН, свыше 150 лауреатов высших национальных научных премий, 2 лауреата Нобелевской премии. На 20 факультетах обучается 23 тысячи студентов, около 800 аспирантов и докторантов. В штате университета свыше 300 докторов и около 700 кандидатов наук, функционируют 25 диссертационных советов, из них 18 докторских, в среднем ежегодно защищается 20 докторских и 80 кандидатских диссертаций.
Научный потенциал университета характеризуется 14 грантами государственной поддержки ведущих научных школ, за последние 5 лет выполнено свыше 500 грантов РФФИ и РГНФ, выполняются крупные проекты НФПК, Президентской программы подготовки управленческих кадров, целый ряд международных проектов с ведущими университетами мира, Фондами Карнеги, Макартуров, Сороса, CRDF, Евразия и другими. За последние 5 лет 24 ученых ТГУ стали лауреатами Государственных премий в области науки и образования, 8 молодых ученых удостоены медалей и премий Российской академии наук.
Заслуги Томского университета отмечались высокими наградами: в 1967 г. – орденом Трудового Красного Знамени, в 1980 г. – орденом Октябрьской революции; в 1978 г. орденом Трудового Красного Знамени награжден СФТИ при ТГУ. Указом Президента РФ № 30 от 15.01.98 г. Томский университет внесен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ, а 8 августа 2003 года Президент РФ издал Указ № 930 «О праздновании 125-летия Томского университета. В мае 2010 г. ТГУ приобрел статус национального исследовательского университета.
7. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися магистерской программы «Исследования Европейского Союза»
В соответствии с ФГОС ВПО магистратуры по направлению подготовки и Типовым положением о вузе оценка качества освоения обучающимися основных образовательных программ включает текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую государственную аттестацию обучающихся.

7.1. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация
Нормативно-методическое обеспечение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по ООП магистратуры осуществляется в соответствии с п. 46 Типового положения о вузе:

«46. Система оценок при проведении промежуточной аттестации обучающихся, формы, порядок и периодичность ее проведения указываются в уставе высшего учебного заведения. Положение о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся утверждается в порядке, предусмотренном уставом высшего учебного заведения.

Студенты, обучающиеся в высших учебных заведениях по образовательным программам высшего профессионального образования, при промежуточной аттестации сдают в течение учебного года не более 10 экзаменов и 12 зачетов. В указанное число не входят экзамены и зачеты по физической культуре и факультативным дисциплинам.

Студенты, обучающиеся в сокращенные сроки, по ускоренным образовательным программам и в форме экстерната, при промежуточной аттестации сдают в течение учебного года не более 20 экзаменов.

Студентам, участвующим в программах двустороннего и многостороннего обмена, могут перезачитываться дисциплины, изученные ими в другом высшем учебном заведении, в том числе зарубежном, в порядке, определяемом высшим учебным заведением».
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП вуз создает и утверждает фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. Эти фонды могут включать: контрольные вопросы и типовые задания для практических занятий, лабораторных и контрольных работ, коллоквиумов, зачетов и экзаменов; тесты и компьютерные тестирующие программы; примерную тематику курсовых работ / проектов, рефератов и т.п., а также иные формы контроля, позволяющие оценить степень сформированности компетенций обучающихся.
Вузу также рекомендуется на основе требований ФГОС ВПО и рекомендаций ПрООП по соответствующему направлению подготовки разработать:

• матрицу соответствия компетенций, составных частей ООП и оценочных средств (Шаблон такой матрицы дан в Приложении 6б к макету ООП бакалавриата);

• методические рекомендации преподавателям по разработке системы оценочных средств и технологий для проведения текущего контроля успеваемости по дисциплинам (модулям) ООП (заданий для контрольных работ, вопросов для коллоквиумов, тематики докладов, эссе, рефератов и т. п.);

• методические рекомендации преподавателям по разработке системы оценочных средств и технологий для проведения промежуточной аттестации по дисциплинам (модулям) ООП (в форме зачетов, экзаменов, курсовых работ / проектов и т.п.) и практикам).
В соответствии с Уставом ТГУ, принятым в 2011 г., в разделе 3 «Образовательная деятельность» в пункте 3.13. указано, что «ВУЗ оценивает качество освоения образовательных программ путем осуществления текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся и итоговой аттестации выпускников. Положение о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся утверждается Ученым советом ВУЗа. Промежуточная аттестация осуществляется в форме экзаменов и зачетов, проводимых после выполнения обучающимися всех планируемых в семестре видов занятий.»

Пункте 3.15 предусматривает, что «студенты, обучающиеся в ВУЗе по образовательным программам высшего профессионального образования, при промежуточной аттестации сдают в течение учебного года не более 10 экзаменов и 12 зачетов. В указанное число не входят экзамены и зачеты по физической культуре и факультативным дисциплинам. Студенты, обучающиеся в сокращенные сроки, по ускоренным образовательным программам и в форме экстерната, при промежуточной аттестации сдают в течение учебного года не более 20 экзаменов.»
Уровень знаний обучающихся в ТГУ определяется следующими оценками: на экзаменах – «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», на зачетах – «зачтено», «не зачтено» (пункт 3.14 Устава ТГУ).

В ТГУ действует Положение о промежуточной аттестации студентов, утвержденное Ученым советом ТГУ 26 мая 2004 г. (протокол № 5) и выработанное на основе типового положения о промежуточной аттестации. В соответствии с положением несогласным с неудовлетворительной оценкой, полученной по результатам промежуточной аттестации, предоставляется право пересдачи. В случае двукратного получения неудовлетворительной оценки по результатам аттестации, деканом факультета по заявлению студента назначается аттестационная комиссия, в состав которой входит преподаватель, проводивший занятия. Решение аттестационной комиссии считается окончательным, и в случае получения неудовлетворительной оценки студент может быть отчислен из университета.

Для определения полученных знаний и «снятия» компетенций используются следующие формы текущего контроля и промежуточной аттестации в рамках обязательных и вариативных курсов:

1. Информационно-аналитическая записка – жанр исследования, связанный с осмыслением текущих политических событий, явлений и процессов, отражающий аргументированную позицию автора и содержащий практические выводы, позволяющие прогнозировать события и их последствия.

Целью написания информационно-аналитической записки является анализ проблемы на основе разнообразного круга источников, позволяющий сформулировать варианты решения данной проблемы, которые могут стать руководством к принятию решений и действиям обладающих властью структур.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Основная образовательная программа магистратуры «Исследования Европейского Союза» iconПраво европейского союза
Цель: Закрепить и углубить знания, полученные на лекции по вопросам компетенции Европейского Союза и права Европейского Союза
Основная образовательная программа магистратуры «Исследования Европейского Союза» iconПрограмма дисциплины «Внутренний рынок и право Европейского союза»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 031900. 68 «Международные...
Основная образовательная программа магистратуры «Исследования Европейского Союза» iconВ. В. Зундэ Экономика Европейского Союза
Экономика Европейского Союза: Учебно-методический комплекс. Ростов-на-Дону: Изд-во скагс, 2010
Основная образовательная программа магистратуры «Исследования Европейского Союза» icon«Право Европейского Союза» European Union Law
РФ, изучение учредительных договоров Европейского Союза и Европейских Сообществ, международных договоров, заключенных этими организациями...
Основная образовательная программа магистратуры «Исследования Европейского Союза» iconОсновная образовательная программа (ооп) магистратуры. Нормативные...
Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися ооп
Основная образовательная программа магистратуры «Исследования Европейского Союза» iconСпецкурс «Региональная политика Европейского союза». Содержание
I. Учебно-методические рекомендации по курсу «Региональная политика Европейского союза»
Основная образовательная программа магистратуры «Исследования Европейского Союза» iconКамила Магзиева Национальный координатор Седьмой Рамочной Программы...
Двадцать лет участия Казахстана в Рамочных программах Европейского Союза в области науки, технологий и инноваций
Основная образовательная программа магистратуры «Исследования Европейского Союза» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Основная образовательная программа (ооп) магистратуры, реализуемая вузом по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование...
Основная образовательная программа магистратуры «Исследования Европейского Союза» iconЗеленов, Р. Ю. Законодательные процедуры Европейского Союза : Эволюция...
Законодательные процедуры европейского союза. Эволюция полномочий европейского парламента
Основная образовательная программа магистратуры «Исследования Европейского Союза» iconПрограмма вступительных испытаний на магистерскую программу «Политика,...
«Политика, право и общество Европейского союза и евразийского пространства» по направлению подготовки 030200 Политология
Основная образовательная программа магистратуры «Исследования Европейского Союза» iconОсновная образовательная программа магистратуры, реализуемая фгоу...
Основная образовательная программа магистратуры, реализуемая фгоу впо «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова»...
Основная образовательная программа магистратуры «Исследования Европейского Союза» iconРабочая программа дисциплины право Европейского Союза основная образовательная...
Рабочая программа составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Основная образовательная программа магистратуры «Исследования Европейского Союза» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Основная образовательная программа (ооп) магистратуры (магистерская программа), реализуемая кафедрой социальной психологии факультета...
Основная образовательная программа магистратуры «Исследования Европейского Союза» iconСодержательный план дисциплины: Тематический план курса Наименование разделов и тем
Создание Европейских сообществ и Европейского союза и становление европейского права
Основная образовательная программа магистратуры «Исследования Европейского Союза» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Основная образовательная программа (ооп) магистратуры, реализуемая вузом по направлению подготовки 030900. 68 «Юриспруденция»
Основная образовательная программа магистратуры «Исследования Европейского Союза» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 031900. 68 «Международные...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск