| Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Внутренний рынок и право Европейского союза»
для направления 031900.68 «Международные отношения» подготовки магистров
|
1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 031900.68 «Международные отношения» подготовки магистров, обучающихся по магистерской программе «Международные отношения: европейские и азиатские исследования» по специализации «Европейские исследования», изучающих дисциплину ««Внутренний рынок и право Европейского союза».
Программа разработана в соответствии с:
Стандарт НИУ ВШЭ;
Образовательной программой подготовки магистров по специальности 031900.68 «Международные отношения»
Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки магистра специальности 031900.68 «Международные отношения» магистерской программы «Международные отношения: европейские и азиатские исследования» специализация «Европейские исследования», утвержденным в 2011 г.
2Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Внутренний рынок и право Европейского союза» являются:
углубление знаний слушателей о ключевых направлениях социально-экономического развития Европы, о концептуальной и фактической сторонах интеграционного процесса, о его значимости как феномена современной системы МО;
обеспечение слушателей необходимыми знаниями о наиболее важных отраслях права ЕС, работе его судебной системы и системы защиты прав человека;
изучение политико-правовой основы регулирования рынков товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, направлений и приоритетов внутренней и внешней политики ЕС;
знакомство с современными теориями и подходами, позволяющими рассматривать проблематику европейской интеграции в контексте глобальных трендов развития;
освоение слушателями методов системного и институционально-правового анализа в ходе изучения механизма функционирования и системы принятия решений ЕС;
формирование у слушателей навыков междисциплинарного анализа в процессе изучения областей компетенции и отраслевых политик ЕС;
развитие у слушателей навыков экспертной оценки состояния и перспектив взаимоотношений РФ-ЕС;
развитие коммуникационных навыков, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности в международных организациях, государственных ведомствах, федеральных и региональных органах государственной власти и управления, российских и зарубежных предпринимательских структурах, некоммерческих общественных организациях, поддерживающих международные связи, редакциях СМИ, учреждениях высшего образования с международной проблематикой, академических и научно-исследовательских организациях международного профиля;
освоение способов и методов защиты экономических интересов России в отношениях с ЕС.
3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать важнейшие теории и концепции региональной интеграции; политические и экономические предпосылки европейской интеграции; этапы и проблемы развития единого внутреннего рынка; институциональную систему, компетенции ЕС, инструменты реализации его внутренней и внешней политики;
Уметь применить полученные знания на практике, в работе в научно-исследовательских институтах, национальных министерствах и ведомствах, международных организациях;
Иметь навыки (приобрести опыт) применения методики проведения системного и институционально-правового анализа в ходе изучения механизма функционирования и системы принятия решений ЕС; междисциплинарного анализа в процессе изучения сфер компетенции и отраслевых политик ЕС; обладать навыками экспертной оценки состояния и перспектив развития ЕС.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
| Код по ФГОС/ НИУ
| Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
| Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
| Способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и культурный уровень, строить траекторию профессионального развития и карьеры
| СК-М4
| Использует понятийный тезаурус европейского интеграционного процесса, дает определение единого внутреннего рынка (ЕВР), комплексно оценивает его достижения, выгоды и издержки, демонстрирует знание важнейших идей и теорий региональной интеграции, этапов развития и принципов регулирования ЕВР, владеет информацией о компетенциях институтов ЕС
| Сочетание лекций и семинаров в диалоговом режиме, основанных на изучении обязательной литературы;
подготовка презентаций; обсуждение их результатов в группе
| Способен анализировать, верифицировать, оценивать полноту информации в ходе профессиональной деятельности, при необходимости восполнять и синтезировать недостающую информацию и работать в условиях неопределенности
| СК-М6
| Использует, критически оценивает и интерпретирует информацию и публикации, полученные из официальных интернет-источников ЕС, поисковых систем и баз данных в процессе самостоятельной подготовки.
| Групповые дискуссии, разбор конкретных ситуаций,
семинары по материалам самостоятельно собранной и рекомендованной литературы
| Способен принимать управленческие решения, оценивать их возможные последствия и нести за них ответственность
| СК-М5
| Представляет связь настоящего и будущего, строит прогнозы и принимает решения на основе комплексной оценки самостоятельно собранных фактов и полученных на лекциях знаний.
| Разбор прецедентных решений Суда ЕС
| Способен порождать принципиально новые идеи и продукты, быть креативным и инициативным
| СЛК–М8
| Выступает публично на профессиональные темы. Ясно и аргументировано формулирует свою мысль.
| Групповые обсуждения
| Способен использовать нормативные документы в пределах своих профессиональных обязанностей
| BИК-М6.2
| Использует, критически оценивает и интерпретирует информацию и публикации, полученные из официальных интернет-источников ЕС. Ясно и аргументировано формулирует свою мысль.
| Лекции, разбор конкретных нормативно-правовых актов
|
|