Изучение свойств Атмосферы земли





Скачать 48.94 Kb.
НазваниеИзучение свойств Атмосферы земли
Дата публикации22.08.2014
Размер48.94 Kb.
ТипРассказ
100-bal.ru > Астрономия > Рассказ


Изучение свойств Атмосферы земли



Цели урока

Образовательная: обеспечить усвоение учащимся основных физических свойств воздуха; состава воздуха; типов облаков.

Развивающая: формирование умения анализировать, делать выводы, выделять главное, уметь сравнивать.

Воспитательная: накопление учащимися фактов о свойствах, составе воздуха, необходимых для широких мировоззренческих обобщений, развитие стремления к знаниям.

Тип урока: комбинированный, с демонстрацией лабораторных опытов.

Оборудование: таблица «Составные части воздуха», лабораторные приборы, физическая карта полушарий.
Ход урока:

I. Организационный момент

(отмечаются отсутствующие, проверяется готовность у учащихся всех принадлежностей к уроку) .

II. Проверка домашнего задания

Ответы учащихся по карточкам с одновременной работой по карте. В карточках по 1 вопросу.

1. Сколько материков на Земле? Назовите их и покажите на карте.

2. Где расположена и как называется высочайшая вершина мира?

3. Что такое часть света? Какие части света размывает на Земле?

4. Где зарегистрирована самая низкая температура на Земле?

5. Какой остров на нашей планете самый крупный?

6. Что такое архипелаг?

III. Изучение нового материала

Рассказ учителя, сопровождающийся демонстрацией опытов и содержащий элементы беседы.

- Сегодня на уроке мы рассмотрим, что собой представляет атмосфера Земли.

- Запишите число и тему урока в тетради.

- Атмосфера – это воздушная оболочка Земли. Воздух имеет определенные свойства и представляет собой смесь газов.

- А какие свойства воздуха вы знаете?

1) В классе мы видим доску, столы, цветы, а за окном – дома, деревья, облака.

- Почему воздух не мешает нам все это видеть?

Вывод: воздух прозрачен.

- А можно ли увидеть воздух?

Опыт 1. Опустить в кристаллизатор с водой стакан вверх дном. Медленно наклонять.

-Что вы видите?

(Из стакана выходят пузыри воздуха, а в стакан входит H2O).

2) Мы слышим стук мела по доске, шум льющейся из крана воды.

- Можем ли мы обнаружить с помощью слуха воздух?

Опыт 2. Возьмем резиновую грушу. Сожмем ее так, чтобы из нее начал выходить воздух.

Вывод: Воздух мы не видим, но можно услышать как он выходит.

Дотрагиваясь до парты, книги, вазы, мы их чувствуем кожей пальцев, осязанием.

-Можно ли осязать воздух?

Опыт 3. Сожмем резиновую грушу и направим струю воздуха на ладонь. Вы чувствуете прикосновение воздуха к коже.

Вывод: Воздух можно осязать, когда он движется.

3) Когда мы давим на стол, или какой-нибудь другой предмет рукой, мы чувствуем, что ее что-то не пускает.

-Можно ли так почувствовать рукой воздух?

Опыт 4. Крепко зажимаем отверстие резиновой груши, и будем давить на нее рукой. Вы почувствуете, что груша не пустая, а в ней что-то есть. Это воздух.

Вывод: Воздух можно почувствовать, благодаря напряжению мышц руки.

5) Каждый предмет занимает место. На то место, где стоит шкаф, нельзя, не отодвинув его, поставить стол.

Опыт 5. Опустим на воду кусочек пенопласта. Положим на него кусочек сахара, накроем опрокинутым вверх дном стаканом.

-Почему сахар остался сухим? (воду не пустил воздух, который находился в стакане).

Вывод: воздух, как и все другие тела, занимает место.

6) Вы все играете с мячом.

-Почему при ударе об пол, он подскакивает. От чего это происходит?

Вывод: Воздух упруг.

7) При надавливании на мяч мы можем немного сжать воздух.

Вывод: Воздух сжимаем.

Рассмотрим состав воздуха.

Вопросы для учащихся:

1) Какие газы входят в состав воздуха? (Из курса природоведения начальной школы учащиеся могут знать ответ на данный вопрос частично или полностью).

В состав воздуха входят газы: кислород (21%), азот (78%), углекислый газ (0,03%). Кроме того, в воздухе могут содержаться пары и капельки воды, кристаллики льда, частички пыли, сажи, пепла, морской соли, пыльца растений и т.д. Многие примеси могут вызывать заболевания органов дыхания и быть причиной аллергических реакций.

2) Что вам известно о газе кислороде?

Кислород – газ без цвета, запаха и вкуса; поддерживает дыхание и горение. Опытным путем учитель подтверждает сказанное. В пробирку с надписью «Кислород» учитель вносит тлеющую лучину, она ярко вспыхивает.

3) Какими свойствами наделен углекислый газ?

Углекислый газ - бесцветный. Не имеет запаха и вкуса; не поддерживает дыхание и горение. Всем хорошо известно, что при дыхании мы «забираем» из воздуха кислород, а выделяем углекислый газ.

Учитель акцентирует внимание учащихся на следующем факте: как тяжело дышать в помещении, где долгое время находилось много людей, и не было доступа свежего воздуха.

Опытным путем учитель доказывает, что углекислый газ не поддерживает горение. В пробирку с этикеткой «Углекислый газ» опускает горящую лучину, она гаснет.

Толщина атмосферы Земли более 2000 км. В нижних ее слоях (до 20 км) содержится много водяных паров. Когда воздух охлаждается, из пара образуются мельчайшие капельки воды. Из таких капелек состоит туман. Облака - это тоже туман, находящийся в воздухе высоко над земной поверхностью. Люди убедились в этом, когда восходили на высокие горы и летали на самолетах. Снизу видны были облака, а когда люди попадали в облако, то их окружал густой туман. Маленькие капельки в облаках, сливаясь друг с другом, постепенно увеличиваются. Облако темнеет и становится тучей. Тяжелые капли воды не могут удержаться в воздухе и падают на землю в виде дождя. Дождь бывает в теплое время года.

4) Во что зимой превращаются пары воды?

Зимой из пара образуются снежинки.

5) А еще какой вид осадков вам известен?

Летом иногда выпадает град. Сильные потоки воздуха, идущие от земной поверхности, поднимают водяные пары высоко вверх. Встречаясь вверху с мельчайшими ледяными кристалликами, пары воды оседают на них и образуют градины. Иногда градины достигают больших размеров – с голубиное яйцо. Град причиняет большие бедствия сельскому хозяйству: уничтожает поля пшеницы, ржи и других растений, губит урожай садов.

6) Итак, облака - скопление мельчайших водяных капелек или кристалликов льда. Как различают облака по внешнему виду?

Облака бывают перистые, слоистые и кучевые.

7) С какими из них связано выпадение осадков?

Выпадение осадков связано со слоистыми и кучевыми облаками.

8) Равномерно ли выпадают осадки на нашей планете?

Нет. В тропиках, например, очень много выпадает осадков, а в пустыне напротив, наблюдается большой дефицит влаги.

9) А от чего это зависит?

Годовое количество осадков и распределение их по сезонам зависит от географического положения местности по отношению к океану или морю, от преобладающих ветров.

В городе Абердин, находящемся на острове Великобритания (учитель показывает на карте), осадков много и выпадают они более или менее равномерно весь год; там преобладают ветра с Атлантического океана.

В городе Аден на Аравийском полуострове (учитель показывает на карте) ветры весь год дуют с материка, потому и осадков очень мало.

IV. Закрепление полученных на уроке знаний.

Обсуждение вопросов 1- 4 рубрики «Проверьте свои знания» на с. 78

Домашнее задание.

1. Изучить статью «Воздушная одежда Земли» до слов «Люди с давних пор…» на с. 75

2. Выполнять устно задания 1-5 по рубрике «Какие утверждения верны?» на с. 78.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Изучение свойств Атмосферы земли iconТема: вулканы и гейзеры. Горячие источники
Земли на поверхность и что изучение явлений вулканизма – важный фактор в познании внутреннего строения нашей Земли и других планет...
Изучение свойств Атмосферы земли iconПрограмма учебной дисциплины наименование дисциплины: «Гидрометеорологические...
Изучение дисциплины базируется на предварительном усвоении студентами материала основных метеорологических дисциплин: «Физической...
Изучение свойств Атмосферы земли iconРефераты реферат
Но в процессе работы над темой «Озоновый слой Земли: значение и проблемы» мы несколько изменили наше мнение о проблеме атмосферы...
Изучение свойств Атмосферы земли iconАтмосфера планет, моделирование, мониторинг, электромагнитное излучение,...
Феры, микрофизические и оптические характеристики атмосферного аэрозоля, теория переноса излучения в атмосфере, теория распространения...
Изучение свойств Атмосферы земли iconРеферат по химии по теме: «Азот как составной элемент атмосферы Земли»
Цель: изучить свойства азота и природных его соединений, совершенствовать знания о строении атомов
Изучение свойств Атмосферы земли iconРеферат по теме: Глобальные катастрофы в истории Земли
Земли»? Мне кажется, что это тема сейчас наиболее актуальна, в век технического прогресса, когда риск во всех областях науки возрастает...
Изучение свойств Атмосферы земли icon7 учитель Н. А. Лысенко Радужный 2014
Цель урока: сформировать понятие атмосферного давления, его значение в жизни человека; уметь объяснять наличие атмосферы Земли, явления,...
Изучение свойств Атмосферы земли iconРеферат на тему: Проблема загрязнения атмосферы и ее разрешение
Химическое загрязнение атмосферы автомобильным транспортом и способы борьбы с ним
Изучение свойств Атмосферы земли iconДоклад о состоянии и использовании
Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности,...
Изучение свойств Атмосферы земли iconДоклад о состоянии и использовании
Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности,...
Изучение свойств Атмосферы земли iconТипы алгоритмов. Алгоритмы с повторениями
...
Изучение свойств Атмосферы земли iconМинистерство экономического развития российской федерации
Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности,...
Изучение свойств Атмосферы земли iconРазвития российской федерации федеральная служба
Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности,...
Изучение свойств Атмосферы земли iconМинистерство экономического развития российской федерации федеральная служба
Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности,...
Изучение свойств Атмосферы земли iconДоклад о состоянии и использовании земель в ростовской области в 2011 году
Земли промышленности, энерге­тики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспече­ния космической...
Изучение свойств Атмосферы земли iconКлючевые слова
Данный отчет является промежуточным по 1-му (2008 г) этапу проекта «Исследования Земли, атмосферы и околоземного космического пространства...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск