7 учитель Н. А. Лысенко Радужный 2014

Дата публикации15.07.2014
ТипУрок
100-bal.ru > Физика > Урок
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

класс 7

учитель Н.А. Лысенко

Радужный

2014

Тема: Атмосфера и атмосферное давление

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: комбинированный

Цель урока: сформировать понятие атмосферного давления, его значение в жизни человека; уметь объяснять наличие атмосферы Земли, явления, связанные с атмосферой.

Задачи:

• обучающая: формировать интеллектуальные компетенции, давать теоретические обоснования явлений, происходящих с участием атмосферного давления. Вовлекать каждого ученика в активный познавательный процесс, формировать навыки исследовательской деятельности;

• развивающая: устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом явлении: подвижность частиц газа, сила тяжести – атмосферное давление. Развивать умения и способности учащихся работать самостоятельно, расширять кругозор, развивать интерес к экспериментальной физике;

• воспитательная: показать значение физического эксперимента в физике, влияние атмосферного давления на здоровье человека. Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам одноклассников; личной ответственности за выполнение коллективной работы.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, присоска, шприц, стакан с водой и открытка, стакан, открытка, бутылка с водой, колба, пробка с подключенной трубкой, насос, пол литровые банки (3 шт), газета, огарок свечи, две пробирки, входящие друг в друга, пластиковые бутылки, спиртовка, шило или спица, кусок оконного стекла, стеклянная трубка с поршнем, фанерная дощечка, волейбольная камера, кнопки, или зажимы, спички, бутылка с широким горлышком, вареное яйцо.

Структура урока:

1. Организация класса.

2. Актуализация знаний учащихся;

3. Изучение нового материала.

4. Применение новых знаний.

5. Домашнее задание.

План урока.

1. Актуализация знаний учащихся:

а) повторение ранее изученного в форме «Аукцион пятерок»,

б) мотивация необходимости новых знаний в форме эвристической беседы

2. Формулирование познавательных задач урока, формирование новых знаний и способов деятельности учащихся (сопровождается показом презентации, практической деятельностью);

3. Применение новых знаний.

В ходе выполнения проекта учащиеся закрепляют изученный материал, но и применяют знания, умения в новой ситуации.

Форма проверки – самоконтроль, взаимооценка.

4. Домашнее задание.
ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Гуляя в тенистой роще, греческий философ беседовал со своим учеником. "Скажи мне, - спросил юноша, - почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудрен опытом и учился у великих эллинов. Как же так, что для тебя осталось столь много неясных вопросов?". В раздумье философ очертил посохом перед собой два круга: маленький и большой. "Твои знания - это маленький круг, а мои - большой. Но все, что осталось вне этих кругов, - неизвестность. Маленький круг мало соприкасается с неизвестностью. Чем шире круг твоих знаний, тем больше его граница с неизвестностью. И впредь, чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов".

Греческий мудрец дал исчерпывающий ответ.

Сегодня на уроке мы увеличим круг наших знаний, изучая подробно атмосферное давление. Но, чтобы приступить к изучению нового, давайте повторим изученное ранее.

I часть  урока - это аукцион по продаже пятерок.

Учитель читает вопросы, желающие отвечают.

Вопрос

Предполагаемый ответ

Что представляет собой атмосфера Земли?

Газовая оболочка, окружающая Землю, называется атмосферой (от греческих слов "атмос"- пар и "сфера" - шар). (слайд 2)

Какие газы входят в состав воздуха?

В состав воздуха входят азот (78%), кислород (21%) и некоторые другие газы.

Как объясняют давление газа на основе учения о движении молекул?

Давление газа на стенки сосудов вызывается ударами молекул газа.

Почему молекулы газов, образующих атмосферу Земли не улетают в космическое пространство?

У них недостаточно большая скорость, чтобы выйти за предел притяжения Земли, необходимо развить очень большую скорость - 11,2 км/с. (слайд 3)

Измениться ли плотность атмосферы с увеличением высоты?

Атмосфера нашей планеты простирается на тысячу и более километров в высоту. Резкой границы она не имеет. Верхние слои очень разрежены.

Вследствие чего создается атмосферное давление?

Из-за притяжения к Земле, верхние слои воздуха давят на средние, те - на нижние. Наибольшее давление, обусловленное весом воздуха, испытывает поверхность Земли, а также все тела, находящиеся на неё.

Подведение итогов аукциона.
II часть  урока (актуализация знаний). Давление, оказываемое атмосферой Земли на все находящиеся в ней предметы, называется атмосферным давлением.

1-й этап. Погружение в проект

Нашу Землю окружает газовая оболочка, называемая атмосферой. А так как воздух имеет вес, то он должен оказывать давление.

Впервые это давление было измерено итальянским ученым, математиком и физиком Эванджелисто Торричелли (слайд № 4). Он взял стеклянную трубку длиной 1 метр, запаянную с одного конца, наполнил ее полностью ртутью и перевернул, опустив открытый конец в чашку с ртутью. К удивлению окружающих, из трубки вылилась лишь не большая часть ртути. В трубке остался столбик ртути высотой 76 см (760 мм). Торричелли утверждал, что столбик удерживается атмосферным давлением. Именно ему впервые пришла эта мысль (слайд № 5).

Чтобы наглядно продемонстрировать это давление, в 1654 году был проведен знаменитый опыт с магдебургскими полушариями. В нем, из плотно прижатых друг к другу металлических полусфер был откачан воздух. Атмосферное давление настолько сильно сжимало их снаружи, что снова разделить полушария не смогли даже 16 лошадей (восемь пар) лошадей, тянущих полушария в разные стороны. Проведен этот эксперимент немецким физиком, бургомистром Магдебурга Отто фон Герике (слайд № 6).

III часть  урока

Эксперименты, которые мы с вами рассмотрели, очень трудно проделать: ртуть для нас ядовита, лошади мы даже одной не найдем, поэтому я предлагаю каждой группе выполнить проект, убедиться самим и доказать одноклассникам, факт существования атмосферного давления.

Задача проекта: выполнить эксперимент, наглядно демонстрирующий наличие атмосферного давления.

Условия: эксперименты должны быть наглядными, простыми и доступными (слайд № 7).
В процессе работы над проектом вы должны:

• выбрать эксперимент;

• подобрать необходимое оборудование;

• проделать опыт (эксперимент);

• изготовить пояснительный рисунок;

• показать эксперимент;

• объяснить его.

2-й этап. Организация деятельности

Учащиеся разбиваются на группы, распределяют роли в группе, выбирают из литературы, какой эксперимент они будут показывать. (перечень экспериментов – приложение 1)

3-й этап. Осуществление деятельности

Учащиеся работают активно, самостоятельно, сообща и каждый в соответствии со своим амплуа. Выбирают нужные приборы, изготавливают самодельные конструкции. Пробуют провести эксперимент. По необходимости консультируются с учителем.

4-й этап. Презентация

Ученики демонстрируют свои эксперименты, объясняют их. Рефлексируют свою деятельность и оценивают результат своей работы, а так же работу других групп. Дают взаимооценку деятельности и ее результативности. Результаты само- и взаимооценки заносят в оценочный лист и обсуждаются. (см. приложение – 2)

IV этап урока.

Подведение итогов работы.

• Домашнее задание с адаптацией § 40, 41, ответить на вопросы;

• № 548, 550 (сборник задач по физике 7-9, автор В.И. Лукашик;)

• задание для желающих: подготовить 1 занимательный опыт на использование атмосферного давления. Занимательные опыты можно найти в книгах «Занимательная физика» Перельмана и других (подобрать примеры учета, использование атмосферного давления в природе, быту, технике);

• подготовить сообщения по теме: «Атмосферное давление в живой природе», «Атмосферное давление и человек».

Литература

1. “Физика-7” под.ред С.В. Громов, Н.А. Родина Москва “Просвещение” 2010.

2. Л.А. Прояненкова «Поурочное планирование по физике», ЭКЗАМЕН, Москва, 2006.

3. Библиотека электронных наглядных пособий “Физика 7-11” Министерство образования РФ “Кирилл и Мефодий” 2003.

4. Учебное электронное издание “Физика 7-11” практикум “Физикон” 2004.

5. Л.А. Горев “Занимательные опыты по физике” Москва “Просвещение” 1977.

6. А.Е. Гуревич “Физика 7 класс” Дрофа Москва 2001.

7. “Физическая смекалка. Занимательные задачи и опыты по физике для детей”. Москва “Омега” 1994.

Приложение 1.

Задания для групп

(группы формирует учитель, учитывая уровень подготовки учащихся), напомнить правила техники безопасности:

Задание 1. Ливер – это приспособление для взятия проб различных жидкостей. Ливер опускают в жидкость, затем закрывают пальцем верхнее отверстие и вынимают из жидкости. Когда верхнее отверстие открывают, из ливера начинает вытекать жидкость. В ходе работы руководствуйтесь планом проекта.

Задание 2.

В стакан налить на половину водой, закрыть открыткой и перевернуть. Вода не выливается. Почему?

Задание 3. Налейте в блюдце воды и опустите монетку. Достаньте монетку, не замочив рук.

Задание 4. Вам предстоит «поместить» вареное яйцо в бутылку, подумать, придумать и продемонстрировать это классу.

Задание 5. Наберите жидкость в шприц, в пипетку. Как еще можно подтвердить факт существования атмосферного давления?

Задание 6.

Придумайте и продемонстрируйте действие автоматической поилки для птиц.

Приложение 2