Скачать 436.7 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Большехаланская средняя общеобразовательная школа Корочанского райнона Белгородской области» Использование этнокультурного материала на уроках технологии как средство развития познавательной активности учащихся Автор опыта Лысенко Сергей Иванович, учитель технологии «Большехаланская СОШ» 2011 Содержание
Сведения об авторе Лысенко Сергей Иванович – учитель технологии и изобразительного искусства МОУ «Большехаланская средняя общеобразовательная школа Корочанского района Белгородской области»
Опыт представлен обобщенными материалами:
«Использование этнокультурного компонента на уроках технологии» Условия возникновения и становления опыта Развитие познавательной активности учащихся является одной из ключевых проблем современного образования. Работая учителем технологии, я столкнулся с тем фактом, что большинство учащихся имеют поверхностные знания о народных ремеслах и промыслах родного края, современном сельскохозяйственном и промышленном производстве, строительном комплексе Белгородской области. Наше село издавна славится своими богатыми трудовыми традициями. В начале XX века кустарно – промышленная слобода Большая Халань являлась центром овчинно-шубного промысла Курской губернии. В слободе Халани были развиты также сапожный, кузнечный, бондарный, столярный промыслы, производство кирпича. Однако не все учащиеся проявляют должный интерес к ознакомлению с массовыми рабочими профессиями, получению первоначальной профессиональной подготовки. Актуальность опыта. В настоящее время вопросы повышения интереса учащихся к массовым рабочим профессиям, получения первоначальной Решением данной проблемы является использование этнокультурного компонента на уроках технологии. Целью опыта является активизация познавательной деятельности, развитие творческой активности, духовно- нравственное, патриотическое воспитание учащихся. Задачи:
Противоречия и затруднения, встречающиеся в массовой практике: - между имеющимися у учащихся теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками, - между необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и большим объемом теоретических сведений на уроках технологии, - между высоким уровнем содержания курса и дефицитом учебного времени успешно решаются в данном опыте. Ведущая педагогическая идея опыта - создание на уроках технологии условий для сознательного активного участия в творческой деятельности, приносящей радость открытия, радость достижения поставленной цели. Длительность работы над опытом – 5 лет. Работа над опытом осуществлялась в три этапа: На первом этапе я занимался самообразованием, выбрал тему работы по самообразованию. Тема работы над опытом «Использование этнокультурного компонента на уроках технологии как средство развития познавательной активности учащихся». Считаю, что данная тема является важной и нужной. 1. Разработка модулей этнокультурного содержания к программам предметов учебного плана. 2. Разработка методических рекомендаций, внедрение этнографических модулей в учебно-воспитательном процессе. 3. Обобщение и распространение опыта работы по теме. Работа над опытом является логическим продолжением деятельности педагогического коллектива по реализации авторской программы «Мое село – мои традиции», реализация которой осуществлялась в школе с 2006 года. В результате этой работы был собран материал о ремеслах и промыслах села Большая Халань: документы, фотографии, орудия труда, изделия народных мастеров, выполнена научно-исследовательская работа на тему «Овчинно-щубный промысел села Большая Халань». В 2009-2010 учебном году на подготовительном этапе работы был сделан анализ программного материала образовательной области «Технология», выделены разделы и темы, при изучении которых является целесообразным использование этнокультурного материала. По каждому из разделов учебной программы разработаны этнокультурные модули, определено их содержание, оптимальные формы и методы использования в учебной деятельности. В текущем учебном году осуществляется внедрения этнокультурных модулей в учебном процессе. Диапазон опыта - система уроков и внеклассных мероприятий в 5 – 11 классах МОУ «Большехаланская средняя общеобразовательная школа Корочанского района Белгородской области». Теоретическая база опыта Данный опыт опирается на программу экспериментальной работы «Развития национального самосознания учащихся через этнокультурный компонент в учебно-воспитательной работе», разработанной Белгородским государственным музеем народной культуры, под руководством ведущего научного сотрудника А.А. Басаргиной. Методической основой опыта являются исследования этнографов Т.И. Агапкиной, И.В. Власовой, исследования особенностей культуры Белгородчины И.И. Веретенникова, И.Ф. Исаева. Основные методы:
Формы организации учебной работы по теме исследования:
Условия:
Результат:
Технология опыта На уроках технологии учащиеся знакомятся с разнообразными сведениями краеведческого характера по изучаемым темам, вовлекаются в научно- исследовательскую деятельность, поисковую работу по сбору экспонатов для школьного музея. При изучении раздела «Технология обработки древесины» учащиеся 5- 7 классов знакомятся с народными ремеслами и промыслами Корочанского района: бондарным (село Большая Халань), санным, тележным (село Заячье), осваивают практические умения и навыки изготовления изделий из древесины для крестьянского подворья (топорища, грабли, черенки, столярные угольники, скалки, кухонные разделочные доски). При изучении раздела «Технология обработки металла» учащиеся 5-7 классов знакомятся с рабочими и сборочными чертежами ЗАО «Энергомаш Так, в 5 классе этнокультурный материал используется при изучении разделов «Основы чертежной грамотности» и «Материало-ведение».
В 7 классе этнокультурный материал использован при изучении разделов «Материаловедение», «Декоративная обработка древесины», «Декоративная обработка металла». Технология, 7 класс
В 8 классе на уроке технологии по теме «Изготовление изделий декоративного назначения» используются образцы токарных изделий народных мастеров села Большая Халань, на занятии по теме «История развития чертежа. Правила оформления чертежей. Стандартный чертежный шрифт» используются генеральный план Корочанского уезда XVIII века, карты слободы Халань Новооскольского уезда XIX в. При изучении темы «Архитектурно-строительные чертежи» демонстрируется к проект реконструкции Покровской церкви слободы Халань 1902 года. В 10 классе на занятиях по профессиональной подготовке по профессии «Плотник» при изучении темы «Древесина как строительный материал» используется материал о деревянных постройках (ветряных мельницах, мостах, амбарах) слободы Большая Халань начала ХХ века, на уроке по теме «Характеристика основных пород древесины и их промышленное применение» используются образцы древесных пород, Корочанского лесничества, изделия плотничного и столярного ремесел села Большая Халань, образцы столярных изделий Шебекинского лесхоза. В 11 классе на уроке по теме «Чертежи деревянных конструкций» демонстрируются образцы чертежей ТУ № 6, Технического лицея № 5 . Белгорода. При изучении темы «Деревянные фрезерованные детали для строительства» используются образцы досок для настилки полов и плинтусов ООО «Деревообрабатывающий завод ЖБК – 1» г. Белгорода. На уроке по теме «Паркет, паркетные доски и щиты» изучаются образцы штучного паркета производства ООО «Белоречье» с. Алексеевка Корочанского района. Учащиеся 10 – 11 классов на занятиях по профессиональной подготовке по профессии «Плотник» знакомятся с многовековыми традициями плотничного ремесла, инструментами и приспособлениями для выполнения плотничных работ, приемами ручной обработки древесины осваивают навыки выполнения плотничных соединений, знакомятся с конструкцией и технологией возведения старинных деревянных построек родного села: церквей, ветряных мельниц, амбаров, купеческих особняков, крестьянских хат, колодцев, мостов. В школьной учебной мастерской оформлены стенды: «Древесные породы Большехаланского сельского округа», «Пиломатериалы», «Изделия столярного промысла села Большая Халань», «Изделия деревообрабатывающих предприятий Белгородской области». Учащиеся 11класса принимали участие в ремонте Успенского храма. Работа по теме эксперимента является логическим продолжением деятельности педагогического коллектива по реализации авторской программы «Мое село – мои традиции», реализация которой осуществлялась в школе с 2006 года. В результате этой работы был собран материал о ремеслах и промыслах села Большая Халань: документы, фотографии, орудия труда, изделия народных мастеров, выполнена научно-исследовательская работа на тему «Овчинно-щубный промысел села Большая Халань». В 1623 году белгородские дружины разбили татар на реке Халани. Слобода Халань основана в первой половине XVII века переселенцами из Украины. Название слободы произошло по названия реки Халань, на которой она находится. Первое письменное упоминание о Халани относится к 1643 году. До отмены крепостного права слобода Халань принадлежала князьям Трубецким – потомкам первого Белгородского губернатора Ю.Ю. Трубецкого. В середине XIX века слобода Халань принадлежала новооскольскому помещику статскому советнику князю Ю.И. Трубец-кому. В начале XXвека Большая Халань была богатой кустарно – промышленной слободой Курской губернии. В слободе проживало более 8 000 жителей. В слободе находилось два кирпичных завода, 24 ветряные мельницы, сельский банк, земская школа, библиотека, почтовый пункт, богадельня, две церкви – Свято-Успенский храм (1819 г) и Покровская церковь (1872 г.). В слободе Халани были развиты различные ремесла и промыслы: овчинно – шубный, сапожный, кузнечный, бондарный, столярный, производство кирпича. Слобода Халань являлась центром овчинно - шубного промысла Курской губернии. Этим промыслом в Халани было занято до 500 дворов. Халанские кустари выделывал овчины. Шили черные тулупы, полушубки, пальто. Готовые изделия продавались на местных и южных ярмарках в Курске, Харькове, Мариуполе, Ростове -на -Дону. Для развития овчинно - шубного промысла Новооскольскиим земством в слободе Халани 1 июля 1805 была открыта красильная мастерская. Деятельность мастерской в 1907 году изучалась Министерством земледелия царского правительства. В годы Первой мировой войны халанские кустари шили «казенки» для солдат русской армии. В августе 1918 года в слободе Большая Халань была организована трудовая шубная артель. С августа 1918 по февраль 1919 года Большехаланская шубная артель поставила 23850 шуб для Красной Армии. Результативность 2007 г. Почетная грамота Управления образования науки и Белгородской области» Лысенко С.И. за достигнутые успехи в организации и совершенствовании работы по обучению и воспитанию учащихся и многолетний добросовестный труд. 2007 г. Лысенко Александр. 1 место в районном конкурсе исследовательских работ «Моя малая Родина». 2007 г. Диплом I степени коллектив учащихся, занявший 1 место в региональном этапе всероссийского конкурса «Моя малая Родина». 2008 г. Лысенко Александр. Свидетельство участнику IX Всероссийского конкурса исторических исследовательских работ «Человек в истории. Россия XX век. 2008 г. Лысенко Светлана. Сертификат участника Ш областного конкурса – фестиваля «Славянские чтения- 2008» 2008 г. Лысенко С.И. за подготовку призера областного конкурса детского художественного творчества «Дорогая моя Белгородчина», посвященного 55 –летию образования Белгородской области. 2009 г. Почетная грамота Заместителя Министра В.Фридлянова. Лысенко С.И. за значительные успехи в обучении и воспитании учащихся, организацию и совершенствование учебного и воспитательного процессов. 2009 г. Грамота администрации Большехаланского сельского поселения Лысенко С.И. в номинации «Призвание – учитель». 2010 г. Диплом Лопин Вадим. 3 место в финале областного конкурса школьных проектов «Дом, который построю сам». 2010 г. Благодарственное письмо Лысенко С.И. за хорошую подготовку учащегося в областной ученической конференции «Культура и быт Белгородчины в период Великой Отечественной войны». Считаю, что данный опыт могут использовать учителя технологии, работающие в 5 – 11 классах. Используя данный опыт, устойчивые результаты можно получить при следующих условиях:
Успеваемость учащихся по технологии за последние 3 года составила -100%
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1.Справка о регистрации церковного совета Успенской церкви с. Большая Халань Корочанского района Курской области от 23.08.1944года. ГАБО, Р.- 1179, оп. 1, д. 63, л. 8. 2. Список членов церковного совета Успенской церкви с. Большая Халань Корочанского района Курской области. ГАБО, Р-.1179,оп 1, д. 63, л 1. 3. Список имущества приходской общины Успенского храма с.Большая Халань Курской области. ГАБО, Р-.1179,оп 1, д. 63, л 7. 4. Фотография Успенского храма. Фотография интерьера Успенского храма. Корочанский край. Краеведческий журнал № 1(3)/Корочанское районное краеведческое общество // 2 –й гвардейский Тацинский танковый корпус в период подготовки к битве на Курской дуге. - Курск, 2010.- 132 с. ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Муниципальное образовательное учреждение «Большехаланская средняя общеобразовательная школа Корочанского района Белгородской области» ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ Выступление на практической конференции 30марта 2011 года Учитель технологии Лысенко Сергей Иванович 2011 В период модернизации экономики страны, реформирования образования актуальным является признание того, что возрождение России не возможно без знания своей истории, уважения к предкам, трудом и талантом которых создавалась многогранная культура России. В нашей школе с 2009 года ведется экспериментальная работа по теме «Развитие национального самосознания учащихся через этнокультурный компонент в учебно-воспитательном процессе». Важное место в системе работы по развитию национального самосознания учащихся отводится урокам технологии. В текущем учебном году осуществляется внедрения этнокультурных модулей в учебном процессе. Так, в 5 классе этнокультурный материал используется при изучении разделов «Основы чертежной грамотности» и «Материало-ведение».
В 7 классе этнокультурный материал использован при изучении разделов «Материаловедение», «Декоративная обработка древесины», «Декоративная обработка металла». Технология, 7 класс
В 8 классе на уроке технологии по теме «Изготовление изделий декоративного назначения» используются образцы токарных изделий народных мастеров села Большая Халань, на занятии по теме «История развития чертежа. Правила оформления чертежей. Стандартный чертежный шрифт» используются генеральный план Корочанского уезда XVIII века, карты слободы Халань Новооскольского уезда XIX в. При изучении темы «Архитектурно-строительные чертежи» демонстрируется к проект реконструкции Покровской церкви слободы Халань 1902 года. На занятиях в учебной мастерской учащиеся 5 – 8 классов получают навыки декоративной обработки древесины, изготавливают игрушки, сувениры в традициях народных художественных промыслов родного края. В 10 классе на занятиях по профессиональной подготовке по профессии «Плотник» при изучении темы «Древесина как строительный материал» используется материал о деревянных постройках (ветряных мельницах, мостах, амбарах) слободы Большая Халань начала ХХ века, на уроке по теме «Характеристика основных пород древесины и их промышленное применение» используются образцы древесных пород, Корочанского лесничества, изделия плотничного и столярного ремесел села Большая Халань, образцы столярных изделий Шебекинского лесхоза. В 11 классе на уроке по теме «Чертежи деревянных конструкций» демонстрируются образцы чертежей ТУ № 6, Технического лицея № 5 . Белгорода. При изучении темы «Деревянные фрезерованные детали для строительства» используются образцы досок для настилки полов и плинтусов ООО «Деревообрабатывающий завод ЖБК – 1» г. Белгорода. На уроке по теме «Паркет, паркетные доски и щиты» изучаются образцы штучного паркета производства ООО «Белоречье» с. Алексеевка Корочанского района. Учащиеся 10 – 11 классов на занятиях по профессиональной подготовке по профессии «Плотник» знакомятся с многовековыми традициями плотничного ремесла, инструментами и приспособлениями для выполнения плотничных работ, приемами ручной обработки древесины осваивают навыки выполнения плотничных соединений, знакомятся с конструкцией и технологией возведения старинных деревянных построек родного села: церквей, ветряных мельниц, амбаров, купеческих особняков, крестьянских хат, колодцев, мостов. В школьной учебной мастерской оформлены стенды: «Древесные породы Большехаланского сельского округа», «Пиломатериалы», «Изделия столярного промысла села Большая Халань», «Изделия деревообрабатывающих предприятий Белгородской области». Учащиеся 11класса принимали участие в ремонте Успенского храма. Работа по теме эксперимента является логическим продолжением деятельности педагогического коллектива по реализации авторской программы «Мое село – мои традиции», реализация которой осуществлялась в школе с 2006 года. В результате этой работы был собран материал о ремеслах и промыслах села Большая Халань: документы, фотографии, орудия труда, изделия народных мастеров, выполнена научно-исследовательская работа на тему «Овчинно-щубный промысел села Большая Халань». В 1623 году белгородские дружины разбили татар на реке Халани. Слобода Халань основана в первой половине XVII века переселенцами из Украины. Название слободы произошло по названия реки Халань, на которой она находится. Первое письменное упоминание о Халани относится к 1643 году. До отмены крепостного права слобода Халань принадлежала князьям Трубецким – потомкам первого Белгородского губернатора Ю.Ю. Трубецкого. В середине XIX века слобода Халань принадлежала новооскольскому помещику статскому советнику князю Ю.И. Трубец-кому. В начале XXвека Большая Халань была богатой кустарно – промышленной слободой Курской губернии. В слободе проживало более 8 000 жителей. В слободе находилось два кирпичных завода, 24 ветря-ные мельницы, сельский банк, земская школа, библиотека, почтовый пункт, богадельня, две церкви – Свято-Успенский храм (1819 г) и Покровская церковь (1872 г.). В слободе Халани были развиты различные ремесла и промыслы: овчинно – шубный, сапожный, кузнечный, бондарный, столярный, производство кирпича. Слобода Халань являлась центром овчинно - шубного промысла Курской губернии. Этим промыслом в Халани было занято до 500 дворов. Халанские кустари выделывал овчины. Шили черные тулупы, полушубки, пальто. Готовые изделия продавались на местных и южных ярмарках в Курске, Харькове, Мариуполе, Ростове -на -Дону. Для развития овчинно - шубного промысла Новооскольскиим земством в слободе Халани 1 июля 1805 была открыта красильная мастерская. Деятельность мастерской в 1907 году изучалась Министерством земледелия царского правительства. В годы Первой мировой войны халанские кустари шили «казенки» для солдат русской армии. В августе 1918 года в слободе Большая Халань была организована трудовая шубная артель. С августа 1918 по февраль 1919 года Большехаланская шубная артель поставила 23850 шуб для Красной Армии. На занятиях применяются различные формы и методы обучения с использованием этнокультурного материала: музейные уроки, учебные экскурсии, практикумы, беседы с использованием музейных предметов, учебные демонстрации, выполнение поисковых заданий, учебных исследовательских работ, презентаций, видеофильмов. Учащиеся школы принимают участие в муниципальных, региональных конкурсах, конференциях краеведческой направленности. В мае 2010 года школа стала призером регионального конкурса «Дом, который построю сам». Мы осуществляем сотрудничество с Корочанским районным историко-краеведческим музеем, Белгородским государственным музеем народной культуры. Системное использование этнокультурного материала на уроках технологии способствует формированию у учащихся гражданской зрелости, воспитанию патриотизма, бережного отношения к культурно - историческому наследию России. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 МОУ « Большехаланская средняя общеобразовательная школа Корочанского района Белгородской области» План - конспект урока технологии в 10 классе Использование древесины в современном строительстве Учитель технологии Лысенко Сергей Иванович 2009 |
Латинские пословицы и крылатые выражения для студентов филологических... «Из последующего»; исходя из опыта, на основании опыта. В логике – умозаключение, делаемое на основании опыта | Конкурс «Презентация опыта» в рамках четвертого Всероссийского слета... Мероприятия по обобщению и распространению опыта педагогов школы в I полугодие 2013-2014 учебного года | ||
Опыта Автор опыта: Безумова Ольга Борисовна, учитель начальных классов мбоу «сош №3 г. Нарьян-Мара» | Тема опыта Автор опыта: Страуме Елена Юрьевна, учитель физики моу сош с уиоп №3 г. Алексеевки | ||
Опыта Автор опыта: Артеева Ирина Владимировна, воспитатель мб доу «Детский сад №62г. Нарьян-Мара» | Тема опыта Автор опыта: Прилуцкая Людмила Александровна, учитель информатики и икт мбоу «сош №1 г. Нарьян-Мара» | ||
Опыта Автор опыта: Тайбарей Людмила Валентиновна, воспитатель мб доу "Детский сад комбинированного вида №3 г. Нарьян-Мара" | Опыта Автор опыта: Давыдова Татьяна Юрьевна, учитель родного языка мбоу «средняя общеобразовательная школа п. Индига» | ||
Тема опыта Автор опыта: Дудкина Людмила Григорьевна, учитель географии моу сош с уиоп №3 г. Алексеевки Белгородской области | Опыта Автор опыта: Дуркина Светлана Евгеньевна, учитель географии Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная... | ||
Инновационного педагогического опыта (ипо) Информационная карта инновационного опыта участника приоритетного национального проекта «образование» | Тема педагогического опыта История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении | ||
Модульная анкета обобщения передового опыта Блок №1 Общие сведения Объект передового опыта: Образовательный процесс по физике в 7-11 классах общеобразовательной школы | Опыта: «Воспитание и развитие коммуникативно ориентированной личности... Обобщение и распространение опыта работы учителя немецкого языка Гамаюновой Л. В | ||
Информация об опыте Условия возникновения, становления опыта Тема опыта: Повышение мотивации обучающихся II и III ступеней обучения посредством использования интерактивных компьютерных моделей... | 1. Вводная часть. Актуальность опыта, условия возникновения проблемы, становления опыта Сегодня мы открыто говорим о катастрофическом падении интереса к русскому языку как учебному предмету и сетуем на безграмотность |