Скачать 144.89 Kb.
|
Игра как средство развития и воспитания личности. Колотов В.В., учитель математики МВСОУ Центр образования г. Ставрополя. Воспитание - это создание условий для целенаправленного управления процессом развития личности. В последние несколько лет наблюдаются активный поиск приемов и средств повышения эффективности обучения в школе. Большинство ученых, учителей, психологов стремятся приблизить процесс обучения к личности учащихся. Как отмечают психологи учеба, как и любая другая деятельность, поддерживается потребностями и детерминируется мотивами, знание которых необходимы для повышения эффективности учебного процесса. В свое время еще В.А. Сухомлинский справедливо замечал: "Удивительно и непонятно: школьник изучает и узнает многое о звездных и морских глубинах, о далеких галактиках и элементарных частицах, о государственном устройстве древнего Египта и Вавилонии, но не изучает и ничего не знает о том, что происходит в его голове, когда он воспринимает окружающий мир, какова природа его чувств, переживаний, как воспитать человеческую культуру в самом себе. Ученик узнает о быте древних спартанцев, но не знает, как вести себя в общественных местах, как соотносить свои поступки, желания с интересами других людей». Мир ученика - это целая планета, сотканная из множества ситуаций. Часто учитель воздействует на ученика словами, минутной реакцией, оставляя глубокий след. Воспитание - это тонкий процесс, и в каждой конкретной ситуации он является уникальным. Невозможно разобраться во всем многообразии, используя лишь одну-единственную, даже самую правильную тактику. Все зависит от конкретных обстоятельств, возрастных особенностей учащихся, сложившихся отношений. Важно в каждом конкретном случае "прислушаться" к происходящему и использовать свои знания, умения, способности, убеждения, интуицию. К нам в Центр образования поступают дети в возрасте от 14 лет -старший школьный возраст - это завершающий период детства. Переходя из детского мира во взрослый, подросток не может принадлежать полностью ни к тому, ни к другому. Возникают проблемы. Мы сталкиваемся так же с различным уровнем воспитанности, разной степенью общественной активности. Многие из них приходят с желанием «отдохнуть от школы», от постоянного дискомфорта, который испытывали, находясь рядом с хорошо успевающими одноклассниками. Этот стереотип «детей - неудачников» можно изменить. Учителя математики в начале процесса обучения во вновь набранных классах сталкиваются также со слабым развитием вычислительных навыков, незнанием правил выполнения основных математических действий, их неотработанностью, недостаточным развитием общеучебных умений и навыков и просто нежеланием учиться. Как добиться положительной динамики, повысить уровень обученности, как повысить мотивацию в обучении? Это невозможно без развития осознанного отношения к изучаемому процессу, без осознания личных возможностей. Выявление уровня мотивации для учащихся новых классов, возможно провести в виде анкетирования в начале учебного года. Целенаправленно проводить учебный процесс позволит тестирование учащихся на доминирующее полушарие, что позволит ориентировочно определить один из параметров стиля деятельности учащегося. Для того, чтобы воспитать личность научить мыслить самостоятельно, самому сопоставлять факты и искать информацию, нужно научить их думать. Учитель должен использовать шутки, стихи, сказки, которые убеждают учащихся в том, что без этого товара им не обойтись. Например. [Аукцион. Разыгрывается "5". Между кем были Греко-персидские войны? Как звали английскую королеву Елизавету? Сколько лет длилась 30-летняя война? - 30. А столетняя? - 100. Не верно, 115 лет. Но что бы это знать, надо быть внимательным на уроке]. Чтобы зажечь каждого ученика на уроке, следует много работать над активизацией его познавательной деятельности на каждом уроке (интегрированные, нетрадиционные уроки, игры). В целях развития личности, нужно учить наряду с усвоением знаковой информации лучше усваивать образную информацию. Например. Тема "Конус". [У учителя шишка и конус в руках. Какая связь между ними? Оказывается самая непосредственная. Конус в переводе с греческого означает шишка. Так начинается изучение темы. В конце урока строки из трагедии А.С. Пушкина "Скупой рыцарь": Читал я где-то, Что рыцарь однажды воинам своим Велел снести по горсти в кучу, - И гордый холм возвысился, И царь мог с высоты с весельем озирать И дол, покрытый белыми шатрами, И море, где бежали корабли. Вопрос. Какое геометрическое название имеет "гордый холм"? Какой высоты мог быть такой холм?] Важным в формировании личности является пробуждение мыслительного процесса ученика. Творческая деятельность зависит от наличия трёх компонентов мышления:
Ученик, имеющий названные качества мышления, может преодолеть трудности в овладении учебным материалом и выйти победителем в незнакомых ситуациях. Следовательно, задача учителя сводится к формированию указанных составляющих мышления. Инструментом должны быть занимательные задачи: на соображение и догадку, нестандартные задачи, без которых, по мнению Лобачевского, преподавание не бывает успешным. Основу занимательности на уроках должны составлять задачи, непосредственно связанные с программным материалом. Например. Я пространственное тело, И не сложен я с натуры. Если ж вставить "л" умело, Стану домом я культуры. (КУБ, КЛУБ) (Предлагается после знакомства с прямоугольным параллелепипедом). Включение в учебно-познавательную деятельность познавательных, деловых, психолого-педагогических игр, предметных путешествий, «аукционов знаний», дискуссий, дидактического театра позволяет педагогу создать условия для индивидуального развития и оформления личности. Игра позволяет пережить ученику чувство успеха от своей учебной работы, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению. В системе школьного курса математики дидактическая игра - эффективное средство развития интереса к предмету. Дидактическая игра -современный метод обучения и воспитания, обладающая образовательной, развивающей и воспитывающей функциями; современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, справедливо усматривает в них возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса, а также определенному накоплению учебных знаний, умений и навыков. Игра - творчество, игра - труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Дидактическая игра - не самоцель на уроке, а средство обучения. Игру не нужно путать с забавой, не следует рассматривать ее как деятельность, доставляющую удовольствие. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы. Дидактическая игра обладает существенным признаком - наличие четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Дидактическая игра включает в себя следующие структурные компоненты:
Итак, дидактическая игра позволяет не только поддерживать у учащихся интерес к изучаемому материалу, но и рассматривается как незаменимый рычаг умственного развития ребенка на уроках математики. Основными способами составления дидактических игр является способ составления их по аналогии. Суть его заключается в следующем: преобразуем дидактическую игру с некоторыми изменениями. Нередко, сформулированная учителем проблема позволяет учащимся высказывать самостоятельно математические идеи, соответствующие их уровню развития. Вот пример необычной постановки вопроса. Учитель. Усталый пришел северный чужеземец в страну Великого Хапи. Солнце уже садилось, когда он подошел к великолепному дворцу фараона, что-то сказал слугам. Те мгновенно распахнули перед ним двери и провели его в приемную залу. И вот он стоит в запыленном походном плаще, а перед ним на золоченом троне сидит фараон. Рядом стоят высокомерные жрецы, хранители вечных тайн природы. - Кто ты? - спросил верховный жрец. - Зовут меня Фалес. Родом я из Милета. Жрец надменно продолжал: - Так это ты похвалялся, что сможешь измерить высоту пирамиды, не взбираясь на нее? Жрецы согнулись от хохота.
Лица жрецов потемнели. Какая наглость! Этот чужестранец утверждает, что может вычислить то, чего не могут они - жрецы Великого Египта. - Хорошо, - сказал фараон, - около дворца стоит пирамида, мы знаем ее высоту. Завтра проверим твое искусство. (Учитель предлагает ученикам предложить способ измерения высоты пирамиды). Ответ: ключевая фраза: «Солнце уже садилось...». Значит, предметы отбрасывают тени. Фалес использовал подобие треугольников. Он мог измерить длину шеста и длину тени от этого шеста и мог измерить длину тени от пирамиды. Составив пропорцию, можно легко найти высоту пирамиды. Когда ученики обсудят идею решения, учитель может дать им конкретные данные, например: высота шеста - 4 локтя, длина тени шеста - 6 локтей, длина тени пирамиды - 200 локтей. Тогда высота пирамиды приближенно равна 133,3 локтя. Все приемы составления игр можно разбить на три группы: а)приемы,связанные с подачей задания: математический герой. необычная запись, чертеж, схема и т.д задумай. логический каркас. задание с продолжением соответствие б) приемы, связанные со структурой задания: обращение противоречие запрет. найдите ошибку. в) приемы, связанные с организацией и процессом решения задания: «игра с числами» тестовые вопросы зашифрованные В игре всегда содержится элемент неожиданности и необычности, решается какая-либо задача, проблема. Так как дидактическая игра может носить и репродуктивный, и творческий характер, то выделяют два вида таких игр: игровая ситуация, когда ученика увлекает форма задания: в игровых ситуациях внимание учеников привлекает необычная форма задания или неожиданная организация выполнения задания. Очень часто здесь присутствует соревновательный элемент. Возможности для создания игровых ситуаций чрезвычайно велики. математическая игра, когда ученика увлекает содержание задания: это такая игра, исход которой может быть предопределен предварительным теоретическим анализом. Математическая игра чаще всего состоит в поочередном выполнении играющими определенных действий - ходов с целью решения поставленной задачи. В своей работе я стараюсь использовать сочетания этих двух видов, а именно: круговые задания, математическая эстафета цепочка, математический турнир, урок контроля знаний. Как пример можно привести математическое лото (приложение № 1а,б). Таким образом, органическое включение дидактических игр в структуру урока позволяет мне стереть явную границу занимательным и учебным материалом, достичь положительных результатов в обучении. Использование игровых ситуаций целесообразно тогда, когда:
Дидактическая игра позволяет осуществить индивидуальный подход, обеспечить участие в одной и той же игре учащихся с разным уровнем знаний. Дидактическая игра является одним из мощных рычагов воспитания трудолюбия, желания и умения учиться, создает условия, обеспечивающие ребенку переживание успеха в своей учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению. Участие в этом процессе позволяет ученику приобретать и развивать целый комплекс умений, которые необходимы каждому члену общества. В игре ученик все время действует: читает, вычленяет главное, фиксирует его в виде опорной схемы, высказывается, задает вопросы, отвечает на вопросы. Эти активные действия, обеспечивающие умственное развитие подростков, гармонически сочетаются с практическими, активными действиями, выходящими за пределы урока. Один вид активности переходит в другой, не вступая в противоречия. Именно на этом переходе к активной практической деятельности возникает реальная возможность помочь каждому ученику найти свое призвание, индивидуальное выражение личных интересов. Выстраиваются определенные взаимоотношения учитель - ученик. Суть заключается в сопровождении учащегося в процессе всего обучения. Сопровождать (русский словарь) - значит, идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожающего. То есть, сопровождение подростка - это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда - чуть впереди, если надо объяснить возможные пути. Педагог внимательно приглядывается и прислушивается к своему юному спутнику, его желаниям, потребностям, фиксирует достижения и возникающие трудности, помогает советами и собственным примером ориентироваться в окружающем его мире, понимать и принимать себя. Но при этом не пытается контролировать, навязывать свои пути и ориентиры. Обращаясь к учителям, В.А.Сухомлинский писал: «...если ты видишь ученика только из-за своего стола в классе, если он идет к тебе только по вызову, если весь его разговор только ответы на твои вопросы, никакие знания психологии тебе не помогут. Надо встречаться с ребенком как с другом, единомышленником, пережить вместе с ним радость победы, горечь утраты». Приложение № 1 (б) Образцы заданий к игре «Математическое лото» по теме: «Решение неравенств методом интервалов». Большая карточка № 1 с ответами: (-∞;l)U(3; + ∞) ( - ∞; - 8] U [ 0; 7] (-3;8)U(20; + ∞) ( - 9; ⅓ ) Упражнения к данной карте № 1:
Большая карточка № 2 с ответами: (-2; 5) (-∞;- 10]U[0;3] (-9;- 1)U( 11;+ ∞) (-∞;-2¼U(8; + ∞] Упражнения к данной карте № 2:
Большая карточка № 3 с ответами: (-∞;2)U(5; + ∞) (- ∞ ; - 11] U [ 0 ;15 ] (-5; 6) U (17;+ ∞) (- ∞ ;-7] U [-2 ; 2 ] Упражнения к данной карте № 3:
Образцы заданий к игре «Математическое лото» по теме: «Решение неравенств второй степени с одной переменной». Большая карточка № 1 с ответами: (-∞ ; - 2,5 ] U [ 1 ; + ∞ ) (-∞ ; 0 ] U [ ½ ; + ∞) (-∞ ; - √5) U ( √5 ; + ∞) ( - 4; 4) Упражнения к данной карте № 1:
Большая карточка № 2 с ответами: (- ∞; 1,5 ) U ( 2; + ∞) (-∞; - √3) U ( √3; + ∞) (-∞;0]U[⅓; + ∞) [-2; 2] Упражнения к данной карте № 2:
Большая карточка № 3 с ответами: (-∞;-3)U(5; + ∞) ( - ∞; - √7) U ( √7; + ∞) (-∞;0)U(1/5; + ∞) [-3; 3] Упражнения к данной карте № 3:
Приложение № 1 (а) Математическое лото для 9 класса по теме: «Решение неравенств второй степени с одной переменной». Математическое лото можно использовать при закреплении темы и повторении материала. При этом создается активное участие школьников в выполнении предложенных заданий. Правила игры: в классе 12 человек; учитель разбивает класс на 3 команды по 4 человека. Заранее подготавливаются три большие карты, разделенные на прямоугольники с записанными в них ответами, и соответственное количество маленьких карточек с примерами. Большие карты раздаются командам. Ведущий (учитель) вынимает карточку с вопросом. Учащиеся решают пример устно или письменно. Та команда, которая обнаружила на большой карте ответ и считает его правильным, забирает карточку у ведущего и накрывает ею соответствующую клеточку. Выигрывает та команда, которая раньше всех верно накрыла все клетки своих карт. Одни и те же числа или выражения в ответах повторяться не должны. Когда игра закончена, играющие переворачивают маленькие карточки и тогда, если все ответы верны, должна получиться картинка, которую предварительно рисуют на каждом комплекте перевернутых маленьких карточек. |
«Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей третьего года жизни» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение-центр развития ребенка детский сад №96 | Краеведческая работа в школе как важнейшее средство духовно-нравственного воспитания личности Воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России – важнейшая цель современного... | ||
Педагогический совет на тему: "Игра как приоритетное средство развития... Волохов А. В., Система самоуправления в детских общественных объединениях. Нижний Новгород,2009 | Методическими объединениями в школе были проведены Методическая тема школы «Индивидуальное сопровождение учащихся в учебном процессе как условие успешности социализации личности»,... | ||
Игра как средство обучения и воспитания интереса дошкольников к окружающей природе Доклад I. Теоретические аспекты ознакомления детей дошкольного возраста с природой | Игра, как средство нравственного формирования личности дошкольника Игровая деятельность способствует развитию памяти и интеллекта (осуществляется переход от наглядно-действенного к элементам словесно-логического... | ||
Конспект открытого урока по физической культуре в 6 «б» классе. Учитель:... Тема: Гимнастические упражнения как средство развития физических качеств (Комплексная программа физического воспитания учащихся,... | Учебник «English viii» Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство... | ||
Рабочая программа по немецкому языку Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Дидактическая игра, как средство формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках математики | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство... | Игра как способ развития социального интеллекта учащихся на уроке иностранного языка Проблема развития социального интеллекта продолжает демонстрировать актуальность, а также прочно утверждает свои позиции как неотъемлемый... | ||
Консультация на тему: "Игра как приоритетное средство развития дошкольников" Волохов А. В., Система самоуправления в детских общественных объединениях. Нижний Новгород,2009 | Программа по английскому языку для 8 класса (экстерн) Учебник «English viii» Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство... | ||
Лябина Т. И. учитель математики высшей категории моу «Мошокская средняя... Логического мышления требуют и сочинения по литературе, в которых необходимо последовательно раскрывать тему, правильно делать выводы... | 6. Учебник английского языка для 10-11класса, авт. Кузовлев В. П.... Иностранный язык стал осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство приобщения к иной... |