«Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей третьего года жизни»





Скачать 428.54 Kb.
Название«Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей третьего года жизни»
страница1/4
Дата публикации07.03.2015
Размер428.54 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Военное дело > Документы
  1   2   3   4
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение-центр развития ребенка детский сад № 96

Фрунзенского района Санкт-Петербурга.

Методическая работа

Андреевой Светланы Петровны

Тема: «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей третьего года жизни»

Введение

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы, и т. п. Это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию и т. п., т. е. сформировать у него перцептивные действия. Но обследовать предмет, увидеть, ощупать его недостаточно. Необходимо определить отношение выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Для этого ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнить то, что он в настоящий момент воспринимает. Общепринятыми мерками, так называемыми «эталонами», которые сложились исторически, сравнивают, сопоставляют результаты восприятия. Это системы геометрических форм, шкала величин, меры веса, звуковысотный ряд, спектр цветов, система фонем родного языка и т. д. Все эти эталоны должны быть усвоены ребенком. Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем младше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет огромную роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Именно ранний дошкольный возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Из всего выше сказанного мы можем сделать вывод, что сенсорное воспитание является целенаправленным совершенствованием, развитием у детей сенсорных процессов (ощущения, восприятия и представления); сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине). Что касается сенсорного развития, с одной стороны, оно составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих других видов деятельности. Одним из средств сенсорного воспитания дошкольников является дидактическая игра. Вопросами теории и разработкой дидактических игр занимались такие педагоги как З.И.Тихеева, А.П. Усова, Д.В., Менджерицкая, А.К.Бондаренко, А.И.Сорокина и др. Л.А. Венгером была разработана система дидактических игр по ознакомлению дошкольников с внешними свойствами предметов.

В связи со всем вышеизложенным была выбрана тема данной работы «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей третьего года жизни»

Цель работы: Раскрытие возможностей дидактических игр в формировании сенсорной культуры детей третьего года жизни.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования. 2. Познакомиться с содержанием сенсорного воспитания детей 3-го года жизни. 3.Провести диагностику сенсорного развития детей и определить уровень сенсорного развития детей группы. 4.Организовать опытно-экспериментальную работу по использованию дидактических игр для сенсорного развития детей

Словарь основных понятий

Восприятие — целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Перцептивные действия — структурные единицы процесса восприятия у человека. Перцептивные действия обеспечивают сознательное выделение того или иного аспекта чувственно заданной ситуации, а также преобразование сенсорной информации, приводящее к построению образа, адекватного предметному миру и задачам деятельности. Сенсорное воспитание - целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия. Сенсорные действия — действия рассматривания, ощупывания, выслушивания формируются лишь в процессе содержательной деятельности. Наиболее полного восприятия предмета и его свойств требуют т. н. продуктивная деятельность, в которой необходимо создать продукт по заданному образцу. Сенсорная культура - результат усвоения им сенсорного опыта, созданного человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей) М. Монтессори. Сенсорное развитие ребенка – это развитие у ребенка процессов ощущения, восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира, это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Сенсорные эталоны – это обобщенные сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития. Ощущения - простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на соответствующие рецепторы.

Сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста: цель, задачи, средства.

Целью сенсорного воспитания является формирование у детей сенсорных способностей. Сенсорные способности складываются в процессе развития восприятия, которое определяется усвоением и использованием в деятельности систем перцептивных действий и систем сенсорных эталонов. Процесс освоения сенсорных эталонов начинается с рождения и продолжается в дошкольном возрасте. В процессе общественно исторического развития человечество систематизировало все многообразие свойств предметов. Были выделены основные формы предметов, основные цвета и т.д. Овладение ими и их словесными обозначениями облегчают ребенку ориентировку в окружающем мире. Эти основные формы, цвета выступают как эталоны, образы, которые помогают детям разобраться во всем многообразии свойств предметов. Эталоны входят как составная часть в содержание сенсорного воспитания. Овладение ею определяют общий успех в сенсорном воспитании детей. Поэтому одна из важных задач сенсорного воспитания детей – формирование у них представлений об этих эталонах.

Периоды освоения сенсорных эталонов: 1) От рождения до 3-х лет - «Предэталонный». Ребенок обобщает особенности предмета. (например: все мягкое и пушистое ребенок называет киса). 2) От 3-х до 5-ти лет - ребенок пользуется предметными эталонами как образцами. Например: шар как мячик; овал, как огурчик. 3) 5 лет и старше - озвучивает свойства предметов в конкретных ситуациях. Например: где моя деревянная палочка?

На этой основе можно определить следующие задачи сенсорного воспитания:

1.Накопление сенсорного опыта (ранний возраст).
2. Формирование у детей систем обследовательских перцептивных действий.
3. Формирование у детей систем сенсорных эталонов — обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов.
4. Формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.

Можно выделить основные задачи в сенсорном воспитании детей от рождения до 6 лет. На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины. На втором - третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине. Начиная с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета, свойствами и качествами предметов ,понятиями вкуса и запаха .Самое сложное для освоения детьми - это ориентировка во времени и пространстве .

Сенсорное воспитание должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью. Усвоить сенсорный эталон - это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов - это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.

Средствами сенсорного развития и воспитания являются:

1.Специально организованная образовательная деятельность 2.Создание развивающей среды. 3.Природа . 4.Дидактические игры и упражнения

Методика сенсорного воспитания дошкольника

Сенсорное воспитание в совместной с детьми деятельности (с использованием игр и игровых упражнений) является основой организации чувственного опыта детей. Именно здесь создаются все условия для планомерного руководства формированием ощущений, восприятий и представлений детей. Умение рассматривать, воспринимать и сравнивать предметы, явления формируются лишь тогда, когда дети ясно понимают, зачем нужно рассматривать тот или иной предмет, слушать те или иные звуки, сравнивать их между собой. Поэтому, обучая детей восприятию различных предметов и явлений, необходимо четко объяснять детям смысл их действий. Этот смысл становится особо понятен детям, если они затем используют свои представления в практической деятельности; в этом случае восприятие детей делается более осознанным и целенаправленным: ведь если плохо рассмотришь предмет, то затем трудно изобразить его или сконструировать.

В процессе воспроизведения предмета в той или иной деятельности проверяются и уточняются уже сформированные представления детей. В связи с этим основная задача сенсорного воспитания заключается в том, чтобы формировать у детей такие умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слов, труда в природе и т.д. Таким образом, сенсорное воспитание должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью. Умения воспринимать предметы, анализировать их, сравнивать и обобщать их не формируются сами собой: требуется специальное обучение по определенной системе (например, построить не один красивый дом, а ряд простых, но в определенной системе усложняющихся домов).

Итак, наибольший эффект для сенсорного воспитания дает продуктивная деятельность, содержание и организация которой подчинены задачам умственного воспитания. В каждой продуктивной деятельности можно выделить определенное содержание, которым должны овладеть дети. Расширяются и углубляются знания и представления детей о предметах, формируются новые умения и навыки. Следует отметить, что совершенствование и развитие сенсорных процессов непосредственно в ходе деятельности, как правило, затруднено. Детям трудно одновременно решать несколько задач - выполнять собственно практические действия конструирования, рисования, лепки и т.д. и вместе с тем воспринимать и анализировать предмет, на основе которого создается, например, постройка или рисунок. Успешное выполнение практических действий зависит от предварительного восприятия и анализа того, что нужно делать. Поэтому совершенствования сенсорных процессов на занятиях должно быть в основном осуществлено до начала практических действий. Специально организованное восприятие предметов с целью использования его результатов в той или иной содержательной деятельности мы называем обследованием. Обследование - основной метод сенсорного воспитания детей. В процессе его дети овладевают умениями воспринимать такие свойства предметов и явлений, как величина, форма, пространственные отношения, цвет, особенности звуков человеческой речи и музыкальных звуков. Все эти свойства составляют содержание сенсорного воспитания. Обследование предмета должно выступать как необходимое звено, предшествующее исполнительской деятельности. Важно, чтобы дети научились выделять существенные признаки, значимые для той или иной деятельности.

Схема обследования предполагает определенный порядок (сформулировано Н.П.Сакулиной): -восприятие целостного облика предмета;
-выделение его главных частей и определение их свойств (форма, величина и т. д.);
-определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже, слева и т. д.);
-выделение мелких деталей (частей) и определение их величины, соотношения , расположения и т. д.;
- повторное целостное восприятие предмета.

Такой способ обследования может быть применен для анализа любой формы самых различных предметов, поэтому он может быть назван обобщенным.

Обучение обследованию должно проводиться с учетом возрастных различий детей. Так, детям младшего возраста следует предлагать для обследования предметы простые по форме и строению, чтобы процесс выделения частей и установления их взаимоотношений был более легким. Педагогическую организацию этих процессов можно считать правильной в тех случаях, когда воспитатель дает (объясняет, показывает) способы действия: как надо рассматривать, вслушиваться, сравнивать, припоминать - и направляет деятельность детей на самостоятельное использование этих способов применительно к разному содержанию. Когда детям предоставляется возможность самостоятельно действовать, активность воспитателя не должна снижаться: не подавляя инициативы детей, нужно тактично управлять ею. Предоставление детям большей самостоятельности требует упрощения содержания занятий, особенно на первых порах.

В современной системе сенсорного воспитания наряду с учебными занятиями определенное место отводится занятиям иного характера, которые проводятся в форме организованных дидактических игр.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей третьего года жизни» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Цветные палочки Кюизенера, логические блоки Дьенеша как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста»
«Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей третьего года жизни» iconСлайд игра как средство развития речи и творчества детей дошкольного возраста
Образовательная: познакомить детей с новой буквой и звуком; формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительного,...
«Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей третьего года жизни» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Предисловие. Дидактическая игра как средство, стимулирующее процесс обучения химии
«Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей третьего года жизни» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Дидактическая игра, как средство формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках математики
«Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей третьего года жизни» iconПедагогический совет на тему: "Игра как приоритетное средство развития...
Волохов А. В., Система самоуправления в детских общественных объединениях. Нижний Новгород,2009
«Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей третьего года жизни» iconТема урока : дидактическая игра «Своя игра»
...
«Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей третьего года жизни» iconДидактические игры как одно из средств сенсорного воспитания детей раннего возраста
...
«Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей третьего года жизни» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Дидактическая игра – не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей...
«Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей третьего года жизни» iconПояснительная записка Шахматы
Шахматы – это не только популярная игра, но и действенное, эффективное средство интеллектуального развития детей. Поэтому так важно...
«Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей третьего года жизни» iconУчебник «English viii»
Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство...
«Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей третьего года жизни» iconРабочая программа по немецкому языку
Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство...
«Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей третьего года жизни» iconИтоги работы третьего этапа городской экспериментальной площадки...
Итоги работы третьего этапа городской экспериментальной площадки «Метод проектов как средство развития познавательной активности...
«Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей третьего года жизни» iconИгра как средство развития и воспитания личности. Колотов В. В.,...
Воспитание это создание условий для целенаправленного управления процессом развития личности
«Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей третьего года жизни» iconИгра как средство обучения и воспитания интереса дошкольников к окружающей природе Доклад
I. Теоретические аспекты ознакомления детей дошкольного возраста с природой
«Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей третьего года жизни» iconИгра, как средство оздоровления детей с зпр
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида «Аленький цветочек»
«Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей третьего года жизни» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск