Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 259.99 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации13.01.2014
Размер259.99 Kb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Математика > Литература


Управление образования администрации Куединского района

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Трегубовский детский сад»


Описание педагогического опыта по теме:
«Цветные палочки Кюизенера, логические блоки Дьенеша как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста»

Автор:

Рагозина Лидия Васильевна,

воспитатель 2 квалификационной

категории МДОУ

«Трегубовский детский сад»


Куеда, 2008

Оглавление



  1. Введение ………………………………………………………………стр.3


II.Теоретическая часть:
2.1. Психолого-педагогические исследования сенсорного

воспитания…………………………………………………………….стр.6

2.2.Задачи, формы и методы сенсорного воспитания……………… стр. 8
2.3.Логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера………………стр. 9

III.Практическая часть:
3.1 Описание опыта работы………………………………………… стр.13
Заключение …… ………………………………………………… …стр.18

Литература … ………………………………………………………..стр.19

Приложение… ……………………………………………………… стр. 20

I. Введение

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Важное значение для повышения качества воспитательно- образовательной работы в детских дошкольных учреждениях имеет формирование у них познавательной деятельности, осуществление сенсорного воспитания как основы всестороннего развития ребенка.

Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет, который мы рассматриваем, воздействует на наш глаз; с помощью руки мы ощущаем его твердость или мягкость, шероховатость и т.д.; звуки, издаваемые каким-либо предметом, воспринимает наше ухо. Таким образом, ощущения и восприятия - непосредственное, чувственное познание действительности. В дошкольном возрасте развитие ощущений и восприятий происходит очень интенсивно. В процессе всей жизни детей происходит накопление сенсорного опыта, обогащение их мироощущения, повышение эмоционального тонуса, активизация положительных эмоций, связанных с восприятием явлений окружающего, возбуждение интересов, формирование потребностей.

Таким образом, сенсорное воспитание должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью.

Для повышения эффективности образовательной работы, сенсорного воспитания и обучения большое значение имеет использование в дидактическом процессе различных средств и форм организации обучения: учебные занятия, дидактические игры, дидактические упражнения.

Образовательный процесс в нашем детском саду осуществляется по программе «Детство». Ряд образовательных задач, воспитателя младшей и средней группы, в разделах «Предметный мир», «Первые шаги в математику», являются: научить детей постепенному переходу от предметного восприятия и узнавания объекта («Что это?», «Кто это?»), к простейшему сенсорному анализу, выделению с помощью взрослого наиболее ярко выраженных качеств и свойств предмета (назначение предмета; его частей и их назначение; материал, из которого сделан предмет; цвет, форма размер и т.д.). Педагогическая диагностика детей 3-5 лет нашего детского сада показала, что 40% детей путают цвета, затрудняются в классификации предметов по цвету, 35% ошибаются в различении форм предметов, геометрических фигур.

Автор раздела «Первые шаги в математику» З.М. Михайлова, программы «Детство», рекомендует для решения задач по сенсорному развитию, в частности ознакомлению детей с цветом, формой, использовать современные дидактические средства. В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Наиболее эффективными, современными пособиями являются логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера.

Данные дидактические средства в образовательном процессе нашего детского сада не использовались. Причинами этого явились: недостаточная компетентность педагогов в теоретическом и практическом применении, отсутствие образовательной технологии с использованием данных дидактических средств в образовательном процессе с младшими и средними дошкольниками.

Исходя, из обозначенной проблемы дальнейшей целью моей педагогической деятельности стало:

- повысить качество сенсорного развития младших дошкольников (ознакомление детей с цветом, формой) через современные дидактические средства.

Для решения поставленной цели определила задачи:

  1. Изучить теоретический и практический материал о современных дидактических средствах «Цветные палочки Кюизенера», логические блоки Дьенеша.

  2. Подобрать и адаптировать образовательную технологию работы с использованием цветных палочек Кюизенера и логических блоков Дьенеша.


II. Теоретическая часть

    1. Психолого-педагогические исследования сенсорного воспитания

Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И.Тихеева, А.В.Запорожец, А.П.Усова и др.) считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Педагог Н.П. Сакулина, рассматривая вопрос об ознакомлении детей с цветом, отмечала, что с отвлеченными цветами детей следует знакомить лишь после того, как у них в процессе наблюдения появится достаточный опыт цветовых представлений. Накопление такого опыта должно происходить, по ее мнению, в раннем детстве, а в 3-4 года у детей уже возникает потребность знать название и ориентироваться в 5-6 цветовых тонах. Научные исследования А.П.Усовой, Н.Н.Подъякова, В.Н.Аванесовой показали, что использование специально сконструированных дидактических пособий, проведение дидактических упражнений и игр должно органически сочетаться с сенсорным воспитанием, осуществляемым в специально организованных образовательных ситуациях в различных видах детской деятельности (изобразительной, конструктивной, познавательной, игровой и др.).

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания- запоминание, мышление, воображение- строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их учета и использования. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета. Конструирование требует исследования формы предмета( образца), его строения. Ребенок выясняет взаимоотношения частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов навозможно получить отчетливые представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух- точное дифференцирование речевых звуков. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития.

Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой. Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М.Монтессори.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и произведениями искусства- музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание- последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.
2.2. Задачи, формы и методы сенсорного воспитания

Основная задача сенсорного воспитания заключается в том, чтобы формировать у детей такие умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисо- вания, конструирования, звукового анализа слов, труда в природе и т.д.

Сенсорное воспитание в процессе обучения и в повседневной жизни требует разных путей и методов.

Сенсорное воспитание должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью. Основная направленность и содержание видов деятельности подчинены общим задачам умственного воспитания.

Умения воспринимать предметы, анализировать их, сравнивать, обобщать не формируются сами собой в ходе той или иной деятельности; требуется специальное обучение по определенной системе. Наибольший эффект для сенсорного воспитания дает продуктивная деятельность, содержание и организация которой подчинены задачам умственного воспитания. В каждой продуктивной деятельности можно выделить определенное содержание, которым должны овладеть дети. Любая содержательная деятельность включает как более простые познавательные процессы- сенсорные, так и более сложные- мыслительные. Успешное овладение той или иной деятельностью в значительной мере зависит от совершенствования и развития этих процессов.

Обследование- основной метод сенсорного воспитания детей. В процессе его дети овладевают умениями воспринимать такие свойства предметов и явлений, как величина, форма, пространственные отношения, цвет, особенности звуков человеческой речи и музыкальных звуков.
Способы обследования, применяемые в сенсорном воспитании, разнообразны и зависят, во-первых, от обследуемых свойств, а во- вторых, от целей обследования. Обучение обследованию должно проводиться с учетом возрастных различий детей. Содержание сенсорного воспитания должно быть согласовано с содержанием детской деятельности.

Ведущей формой сенсорного воспитания и обучения, являются занятия, основанные на прямом обучающем воздействии. Определенное место отводится занятиям, которые проводятся в форме организованных дидактических игр.

Важной формой сенсорного воспитания в повседневной жизни являются дидактические игры и упражнения. По сенсорному содержанию эти игры и упражнения очень разнообразны на совершенствование восприятий и представлений о величине, форме, цвете и других свойствах предметов.


    1. Логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера

Логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера широко применяются в детских садах Польши, Франции, Бельгии, США и других стран. Последнее десятилетие этот материал завоевывает все большее признание у педагогов нашей страны.

Сегодня на смену жесткой учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностно-ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к ребенку и его развитию. Насущной стала проблема индивидуально-дифференцированного обучения и коррекционной работы с детьми, что нашло отражение в программе развития и воспитания детей «Детство», которую реализует наш детский сад. Поэтому в педагогической практике современного детского сада логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера с их ориентацией на индивидуальный подход и идеи автодидактизма занимают все большее место.
Изучая научно-педагогическую и методическую литературу, я узнала, что дидактическое пособие «Цветные палочки Кюизинера» названо в честь бельгийского учителя начальной школы Джорджа Кюизинера (1891-1976 г.г.), который изобрел это пособие. Существуют как объемный, так и плоскостной вариант палочек. В набор входит 10 палочек разного цвета и длины. Палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет «через руки» подвести к пониманию различных абстрактных понятий. С математической точки зрения палочки - это множество, на котором легко обнаруживаются отношения соответствия и порядка следования чисел: 1, 2, 3 … В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и размер палочек, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, естественно возникающих в мышлении ребенка. Кроме этого, дети осваивают пространственные отношения (слева, направо, левее, вдоль, выше, чем и др.), понятия «между», «каждый», «одна из..», «какой-нибудь», «быть одного и того же цвета» и т.д. Палочки, как дидактическое средство, вполне соответствуют специфике и особенностям математических представлений дошкольников, уровню развития детского мышления. С накоплением детьми опыта игровых действий с палочками возрастает роль взрослого в развитии у них числовых представлений. Дети осваивают умение соотносить цвет и число, и наоборот, число и цвет.

Дополнением к набору счетных палочек Кюизинера, для детей 2-3-х лет, разработан альбом «Волшебные дорожки». Детям нравится бродить по «волшебным дорожкам» встречая сказочных героев! А самое главное почувствовать себя творцом, «дорисовать» картинки художника приемом наложения палочек Кюизинера. Играя, дети научаются различать цвет, количество «один и много», сравнивать палочки, предметы по количеству и величине, ориентироваться на плоскости, сделать открытие, что значит «одинаковые», а что значит «разные».

Для детей 4-7 лет разработана игра по принципу японских сканвордов – «Кростики». Правила игры очень просты: в рамочку вставляют карточки-задания: по вертикали для столбцов и по горизонтали для строк. Цифры на карточке указывают, сколько клеточек нужно пропустить в данном столбце или строке.

Еще один альбом с играми к палочкам Кюизинера – «Дом с колокольчиком», для детей 3-5 лет. Предложенные игры этого альбома содействуют интеллектуально-творческому развитию детей, развитию памяти, умению концентрировать внимание, развитию воображения, освоению пространственных отношений.

Венгерский психолог и математик Золтан Дьенеш разработал универсальное пособие – логические блоки. В методической и научно-популярной литературе этот материал можно встретить под разными названиями: «логические фигуры» (М.Фидлер), «логические кубики» (Г.Копылов), «логические блоки» (А.Столяр). В современной практике работы с детьми в детском саду находят место два вида логического дидактического материала: объемный и плоскостной. За каждым из этих видов закрепилось свое название. Объемный логический материал именуется логическими блоками, плоскостной - логическими фигурами. Детей привлекают логические блоки, т.к. они обеспечивают выполнение более разнообразных предметных действий.

Дидактический набор «Логические блоки» состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Конкретные варианты свойств (красный, синий, желтый, прямоугольный, круглый, треугольный, квадратный) и различия по величине и толщине фигур такие, которые дети легко распознают и называют.

Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами.

Набор «Давайте вместе поиграем» содержит 9 комплектов логических фигур, 2 комплекта карточек с символами свойств и 1 комплект логических кубиков. Логические кубики, как и карточки- символы помогут придумать с детьми разнообразные игры, а эти игры, в свою очередь будут полезны для овладения действиями. Используя блоки Дьенеша и логические кубики можно с детьми придумать много сценариев различных игр.

Например мы решили поиграть в «Садовников» и посадить красивые цветы на клумбах. Каждый садовник выбирает себе клумбу большой цветной круг и по очереди подбрасывает логические кубики. На клумбе у него будут расти:

- большой красный круг,

- большой красный квадрат,

- большой красный прямоугольник.

А затем наши цветы могут познакомиться, рассказать о себе, какие они( по цвету, форме, толщине), как они попали на клумбу, свои цветочные истории…

III. Описание опыта работы

Важной формой сенсорного воспитания в повседневной жизни являются дидактические игры и упражнения, которые возникают по желанию детей или проводятся с помощью воспитателя. Задачи и содержание сенсорного воспитания в самостоятельных играх и упражнениях в целом остаются такими же, как и в деятельности на занятиях. Воспитательно- образовательные функции меняются: на первый план выдвигается восприятие многообразия свойств предметов и явлений окружающего мира, закрепление имеющихся знаний, умений и навыков. Особое значение имеют игры и упражнения для расширения практических ориентировок, использования полученных знаний и умений в жизненных ситуациях. Более сложной деятельности требуют специально созданные дидактические игры с правилами. В этих играх есть четко выраженные дидактические и игровые задачи, игровые действия, правила. Действия детей, усвоение знаний и умений, взаимоотношения играющих происходят на основе правил, их обязательного выполнения (действовать по очереди, не повторять сказанного, подбирать определенные предметы и др.). Педагогический процесс обучения детей с дидактическими играми я конструирую следующим образом:

  • во-первых, вне занятий. Размещаю наборы в предметно-развивающей среде, в математическом центре;

  • во-вторых, организую совместную и самостоятельную игровую деятельность, например: конструирование из палочек по заданию или моделирование по схемам, рисункам;

  • в-третьих, на занятиях (комплексных, интегрированных), обеспечивающих наглядность, доступность, системность, смену видов деятельности.


Для работы с младшими дошкольниками я выбрала образовательную технологию Е.Н. Пановой, представленную в методическом пособии «Дидактические игры и занятия в детском саду» (см.приложение№1). В данном пособии представлены дидактические игры с использованием палочек Кюизенера. Структура образовательной технологии Е.Н. Пановой использования дидактических игр с палочками в педагогическом процессе соответствует педагогической технологии подачи учебного материала программы «Детство».

Сначала дети знакомятся с палочками, манипулируя ими, выстраивая по образцу взрослого дорожки, поезда, заборчики, ворота и т.п. Выполняя такие игровые упражнения как «построить красные дорожки» или «поезд с голубыми вагонами», «желтые заборчики» дети упражняются в назывании и различении цвета. Применяю известные приемы: для матрешки в красном сарафане построим красную дорожку, а для матрешки в желтом сарафане – желтую. Далее использую игровые упражнения, сочетая два признака, на цвет и величину, например: для большого медведя строим бордовую широкую дорожку, а для маленького мишутки голубую узкую. Дети с удовольствием выкладывают цветные коврики, лесенки, не подозревая, что начинают знакомиться с составом числа, порядковым счетом. Таким образом, вовлекаю детей в совместную деятельность, создавая проблемные игровые образовательные ситуации от имени игрового персонажа. Дидактические игры с палочками Кюизинера применяю в совместной и самостоятельной деятельности, которые предшествуют занятиям по математике, развитию речи, предметному миру, конструированию. Для закрепления знаний детей использую в своей работе различные наглядные средства: предметные и сюжетные картинки, игрушки, настольный театр; художественно-речевые – это загадки, потешки, сказки, занимательные вопросы.

Прежде чем начать работу с детьми, устанавливаю, на какой ступеньке интеллектуальной лестницы находится каждый ребенок. Ориентируюсь на примерный уровень развития ребенка, предлагаю ему одно-два упражнения (игры). Если он не справляется с заданием, предлагаю более простое (предыдущее) по сложности упражнение, и так до тех пор, пока ребенок не решит задачу. Самостоятельное и успешное решение и будет той ступенькой, от которой следует начать движение вперед. Диагностирую каждого ребенка, получаю ясную картину уровня мыслительных умений детей.

Это дает возможность организовывать занятия, игры и т.п. с учетом уровня развития каждого ребенка. Если ребенок легко и безошибочно справляются с заданием определенной ступени - ему предлагаю игры и упражнения следующей группы сложности. Дети тянутся к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы.

Для работы с блоками Дьенеша я использую игровую технологию «Игровая школа мышления» О.А.Степановой, «Логика и математика для дошкольников» Е.А.Носовой, опыт работы Л.Г.Ярополовой, воспитателя ДОУ №167 г.Перми, набор дидактических игр «Давайте вместе поиграем» автора Н.О Лелявина. (см.приложение № 2)

В процессе самостоятельного знакомства с блоками, разнообразных манипуляций с ними, дети устанавливают, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину.

В целях более эффективного ознакомления детей со свойствами логических блоков предлагаю следующие задания:

  • найди такие же фигуры, как эта, по цвету (по форме, по размеру, по толщине);

  • найди не такие фигуры, как эта по форме ( по размеру, по толщине, по цвету).

  • найди синие фигуры (треугольные, красные, квадратные, большие, желтые, тонкие, толстые, маленькие, круглые, прямоугольные);

  • назови, какая эта фигура по цвету (по форме, по размеру, по толщине).

После самостоятельного знакомства с блоками переходим к играм и упражнениям. В процессе различных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т.д.), несколько позже - по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине). При этом в одном и том же упражнении легко можно менять степень сложности задания с учетом возможностей детей. Например, несколько детей строят дорожки от избушки медведя, чтобы помочь Машеньке убежать к дедушке и бабушке. Но один ребенок строит дорожку так, чтобы в ней не было рядом блоков одинаковой формы (оперирование одним свойством), другой - чтобы не было рядом блоком, одинаковых по форме и цвету (оперирование сразу двумя свойствами), третий- чтобы рядом не было одинаковых по форме, цвету и размеру блоков (оперирование одновременно тремя свойствами). Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина) и карточки с отрицанием свойств. Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них.

Обобщение и сравнение осуществляется в ходе решения простейших логических задач. Например: «Найди такой же», «Отдели столько же», «Найди одинаковые», «Найди пропущенный предмет» и др. Дети в совместной деятельности выделяют связи и отношения увеличения или уменьшения предметов по количеству; при разрешении элементарной проблемной ситуации отвечают на вопросы: «Что станет, если уберем…? Поменяем местами? Добавим?»

Дети осваивают простые замещения, схематизацию. Так, составляя план кукольной комнаты, заменяют стол квадратом или кругом (в зависимости от реальной формы предметов), диван- прямоугольником; по стрелке определяют направление действий, движений.

В нашей разновозрастной группе детского сада создан математический уголок, где выкладываются занимательные игры, схемы, лабиринты и др. что привлекает внимание детей и вызывает желание действовать.

Для проведения игр и упражнений дополнительно готовлю вспомогательный материал: игрушки, сказочных персонажей, обручи, веревочки, схемы и пр. Упражнения детей с использованием дидактического материала обеспечивают усвоение ими основных практических действий, умение применять их в сходных и иных условиях. Игры и упражнения повторяются, варьируются, усложняются, обеспечивается смена дидактического материала.

Игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша и палочками Кюизенера включаю в занятия. Например, на занятии по математике включила игры: «Угощение для медвежат», «Собери бусы» (с блоками Дьенеша) для решения одной из задач занятия: развитие умений классифицировать фигуры по форме и цвету. На занятии по конструированию строили различные лестницы из цветных палочек Кюизенера, при этом решались задачи: закрепить название эталонов цвета, развивать комбинаторские способности, развивать умение сравнивать и сопоставлять предметы по высоте. На математическом развлечении дети с удовольствием работали со схемами, которые принес Буратино, выкладывая из фигур: веселого человечка, лодку, автомобиль (блоки Дьенеша), котенка, уточку, курочку с цыплятами (палочки Кюизенера). На комплексном занятии дети вместе с медвежонком раскладывали фигуры в разноцветные обручи (игра с фигурами «Раздели блоки») при этом развивали умения разбивать множество по двум совместимым свойствам.

Игры и упражнения с логическими блоками и палочками Кюизенера предлагаю детям на занятиях и в свободные часы, как в детском саду, так и дома.

Работа по образовательной технологии Е.Н. Пановой «Дидактические игры и занятия в детском саду» с использованием цветных палочек Кюзинера и технологии Е.А.Носовой с использованием блоков Дьенеша, подтолкнула меня к разработке своих авторских сценариев различных образовательных ситуаций, занятий; игровых упражнений с палочками и блоками. Мною разработаны игры и занятия для детей младшего возраста (см. приложение №3).

Заключение

В ходе системной работы дети стали более любознательными, проявляют активный интерес к цветным палочкам Кюизенера и логическим фигурам, самостоятельно составляют рисунки по схемам-картинкам, с удовольствием выполняют задания в предложенных играх, заданиях. (см.приложение№ 3)

  • 80% детей 3-5 лет ориентируются в назывании и различении цвета;

  • 90% детей 3-5 лет правильно называют фигуры;

В дальнейшем я планирую следующее:

- разработать план-программу внедрения дидактических игр с блокам и фигурами Дьенеша, палочкам Кюизенера в образовательный процесс на разновозрастной группе детского сада.

Список используемой литературы:

  1. Бабаева Т.И. и др. Комплексная программа «Детство»

  2. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников.

  3. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию

  4. Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ.

  5. О.А.Степанова «Игровая школа мышления»

  6. Н.О.Лелявина, Б.Б.Финкельштейн «Давайте вместе поиграем»

  7. Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая «Логика и математика для

дошкольников».

  1. Н.Н. Поддьякова «Сенсорное воспитание в детском саду».

  2. Т.М.Бондаренко «Комплексные занятия в средней группе детского сада».

  3. З.А.Михайлова «Математика от трех до семи»

  4. Л.Д.Комарова «Как работать с палочками Кюизенера».

  5. Л.И. Ярополова. «Перспективное планирование с блоками Дьенеша».



Приложение № 3

Дидактическая игра «К нам гости пришли»

(II младшая группа)

Цель: развитие умений разбивать множество по двум совместимым свойствам, производить логические операции «не». Развивать логическое мышление, внимание. Называть цвет, форму, размер, толщину.

Материал:

- логические блоки;

- игрушки: волк, лиса, заяц, медведь, еж;

- карточки- свойства.

Ход игры:

( В игре принимает участие подгруппа из 5 детей)

Под музыку перед детьми расставляют игрушки( волк, лиса, заяц, медведь, еж).

Ребята, к нам гости пришли! (дети рассматривают сказочных героев, выбирают себе одну игрушку).Зверюшки принесли с собой красивые фигуры, но они не умеют с ними играть. Давайте ребята поможем зверюшкам. Надо разделить фигуры чтобы:

  • У волка оказались все круглые, синие;

  • у лисы -квадратные, красные;

  • зайца- прямоугольные, желтые;

  • медведя- синие, прямоугольные;

  • ежа- синие, круглые.

(рядом с игрушками можно положить карточки-свойства –чтобы дети легче запомнили правило).

После практического решения дети называют, какие фигуры у зверей.

А теперь посмотрим, какие фигуры остались (дети перечисляют). --Поменяемся зверюшками и слушаем другое задание. Выберите фигуры для:

волка- не толстые;

лисы- не тонкие;

зайца- не треугольные;

медведя- не квадратные;

ежа- не маленькие;

( положить карточки- свойства)

После выполнения, дети объясняют, что они выбрали, почему. В конце игры- танец со зверушками.

-Молодцы ребята, научили мы зверюшек играть с фигурами. Дети прощаются с героями.
Дидактическая игра « Кто быстрее?»

(II мл и ср.гр.)

Цель: познакомить детей со свойствами логических блоков в игровой форме. Развивать умения выявлять в предметах и называть цвет, форму, размер, толщину.

Материал:

  • логические блоки

  • 3 корзинки

  • Петрушка

Ход игры:
Логические блоки рассыпать на ковре. Для детей выставляются корзинки, дети под музыку выбирают:

  1. 1 корзинка - все желтые фигуры;

2 корзинка - все красные;

3 корзинка - все синие;

После выбора рассказывают Петрушке, какого цвета у них фигуры.


  1. 1.корзинка-все квадратные;

2.корзинка- все круглые;

3.корзинка- все прямоугольные;
-Назови какие фигуры ты собрал? (дети рассказывают Петрушке)


  1. 1.корзинка- все тонкие;

2.корзинка- все толстые;

3.корзинка- все маленькие.

«Угадай чего не стало?»

(с блоками Дьенеша 2мл., ср.гр)

Цель:

*Развивать умение называть свойства( цвет, форму, толщину, размер) фигур, внимание.
Материал:

- игрушка- собачка;

- логические блоки;
Х ОД ИГРЫ:
Пришел пес Пушок, хочет поиграть с детьми, принес фигуры, выкладывает на столе вместе с детьми рассматривает, вместе решают какая эта фигура, какая она цветом.

Затем выставляются 5 фигур, Пушок просит детей закрыть глаза, убирает одну фигуру. Дети отгадывают к(акая фигура потерялась. Затем 6 и 7 фигур разного цвета, формы, толщины.

Конспект занятия во II младшей группе.

«Винни-Пух»

Программное содержание:

- Упражнять детей в различении цвета;

- Развивать умение различать палочки Кюнзенера по размеру (длинная, короткая);

-Поддерживать положительное эмоциональное отношение детей от встречи с любимым героем мультфильма –Винни-Пухом.

Материал:

-палочки Кюнзенера;

- игрушка Винни-Пух;

-муз. диск.

Ход занятия:

Дети вместе с воспитателем поют песенку про Винни-Пуха под караоке п.4

«Если я чешу в затылке- не беда,

В голове моей опилки да-да-да!

Но хотя там и опилки и кричалки и вопилки,

А так же шумелки и пыхтелки и сопелки-да!

Сочиняю я неплохо иногда;

Хорошо живет на свете Вини-Пух,

Оттого поет он эти песни вслух,

И неважно чем он занят, если он худеть не станет,

А ведь он худеть не станет,

Если конечно вовремя не подкрепиться да!»

Стук в дверь, пришел игрушечный Вини-Пух.

Вини-Пух:-Слышу,слышу это песенка про меня;

Я Вини-Пух, вы узнали меня? А откуда вы меня знаете?( из мультфильма).

Ребятки, можно мне с вами сегодня поиграть?(да).Тогда слушайте, я буду задавать вам задания, а вы их выполнять. Договорились? Тогда возьмите цветные палочки, садитесь по- удобнее и слушайте задание.

Первое задание: нужно составить дорожку из самых длинных палочек. Какая цветом самая длинная палочка?(оранжевая). Какая цветом дорожка?(оранжевая).

Второе задание :Составьте дорожку из самых коротких палочек. Какая цветом самая короткая палочка?(белая). Какая цветом вторая дорожка?(белая).

Третье задание :Составьте ковер из палочек так. Чтобы каждая полоса состояла только из палочек одного цвета. Какого цвета твой ковер?

Четвертое задание: Составьте коврик так, чтобы все полосы в нем были разного цвета. Каким цветом первая полоска? Вторая?...

И последнее, пятое задание: Отгадайте что у меня получилось?(дети переходят на ковер, Вини-Пух с воспитателем выкладывают на ковре яблоко и большую конфету).

-Молодцы ребята , со всеми заданиями справились! Что мы сегодня делали (дорожку из дл. палочек и корот.), коврик из палочек одного цвета и разн. цвета.

Дети с Вини-Пухом танцуют , прощаются.

«Веселые зайчата»

Программное содержание:

-Упражнять детей в различении цвета;

-Закреплять умение строить лестницы разными способами по образцу;

-Развивать логическое мышление, мелкую моторику рук.

Материал: - палочки Кюнзенера;

- Игрушки большой заяц и зайчата на каждого ребенка;

- ковролин, плоскостные полоски;

Ход занятия:

«Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку» Кто это?

( зайчик). Появляется игрушечный зайчик.

- Здравствуйте дети, как у вас здесь интересно, а можно я тоже с вами буду играть? А я пришел не один, со мной мои маленькие друзья- зайчата( на стол выпрыгивают зайчата).Ребята, зайчата еще маленькие. Они очень любят играть. А вы любите играть? А как вы играете?( дети перечисляют).

Заяц: -А мы зайцы очень любим прыгать!(прыгаем ловко, любим морковку). А вы любите прыгать?( покажите как вы умеете прыгать,( дети прыгают).

Зайчата: Мы тоже любим прыгать, а где мы будем прыгать? Дети, у вас есть лестница?(нет). Тогда давайте ее построим. Из чего будем строить лестницу?(Дети перечисляют). Давайте построим ее из цветных палочек.

Заяц: - Ребята, нужно взять белый кубик и положить его на стол, розовую палочку и положить рядом с белым кубиком, справа от него, голубую палочку рядом с розовой ,красную палочку рядом с голубой, желтую палочку рядом с красной палочкой.

( В ходе объяснения, показ на ковролине)


-Вот такая у нас получилась замечательная лестница. Давайте зайчата попрыгайте по лестнице, посчитайте ступеньки( дети берут по зайчику), проговаривают с воспитателем: Первая ступенька- белая;

Вторая- розовая,

Третья- голубая,

Четвертая- красная,

Пятая- желтая.

Молодцы! А как по- другому можно построить лестницу( выслушиваются варианты ответов).

Зайчик: Сначала кладем желтую палочку,

Затем палочку красного цвета,

Потом голубую палочку

Дальше розовую

И самую маленькую- белую.
(зайчики прыгают по лестнице, называют цвет).

Заяц:- А можно построить лестницу одного цвета?

(Зайчики прыгают)

- Давайте построим лестницу, которая поднимается вверх и спускается вниз (дети делают по показу).
Зайчата: Молодцы ребята, нам так у вас

Понравилось, можно мы еще немножко

поиграем?

Игра:

«Отгадай загадку, выбери отгадку».

Цель:- Упражнять в различении цвета;

- Развивать умение работать со схемой;

накладывать палочки на изображение;

- Развивать логическое мышление , речь.

Развивающая игра:- наборы палочек Кюнзенера;

- схемы (мышки, котенка, лягушки, зайчика, утенка, курочки, рыбки, собачки );

- шарики с загадками этих животных.
Ход игры:

Воспитатель предлагает выбрать пласт. Шарик( который легко открывается), в шариках находятся загадки. Воспитатель читает загадку, ребенок отгадывает и выбирает отгадку- схему( схемы разложены на столе).С помощью палочек Кюнзенера выкладывает рисунок по схеме. Называя цвет палочек. Ребенку, который быстро справился, можно предложить еще один шарик.

11 вар. Дети сами загадывают загадки и выкладывают отгадку без схемы.

111 вар. Дети выкладывают с помощью палочек Кюнзенера какой-либо рисунок, нужно придумать загадку.










Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск