Скачать 259.99 Kb.
|
Управление образования администрации Куединского района Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Трегубовский детский сад» Описание педагогического опыта по теме: «Цветные палочки Кюизенера, логические блоки Дьенеша как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста» Автор: Рагозина Лидия Васильевна, воспитатель 2 квалификационной категории МДОУ «Трегубовский детский сад» Куеда, 2008 Оглавление
II.Теоретическая часть: 2.1. Психолого-педагогические исследования сенсорного воспитания…………………………………………………………….стр.6 2.2.Задачи, формы и методы сенсорного воспитания……………… стр. 8 2.3.Логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера………………стр. 9 III.Практическая часть: 3.1 Описание опыта работы………………………………………… стр.13 Заключение …… ………………………………………………… …стр.18 Литература … ………………………………………………………..стр.19 Приложение… ……………………………………………………… стр. 20 I. Введение Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Важное значение для повышения качества воспитательно- образовательной работы в детских дошкольных учреждениях имеет формирование у них познавательной деятельности, осуществление сенсорного воспитания как основы всестороннего развития ребенка. Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет, который мы рассматриваем, воздействует на наш глаз; с помощью руки мы ощущаем его твердость или мягкость, шероховатость и т.д.; звуки, издаваемые каким-либо предметом, воспринимает наше ухо. Таким образом, ощущения и восприятия - непосредственное, чувственное познание действительности. В дошкольном возрасте развитие ощущений и восприятий происходит очень интенсивно. В процессе всей жизни детей происходит накопление сенсорного опыта, обогащение их мироощущения, повышение эмоционального тонуса, активизация положительных эмоций, связанных с восприятием явлений окружающего, возбуждение интересов, формирование потребностей. Таким образом, сенсорное воспитание должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью. Для повышения эффективности образовательной работы, сенсорного воспитания и обучения большое значение имеет использование в дидактическом процессе различных средств и форм организации обучения: учебные занятия, дидактические игры, дидактические упражнения. Образовательный процесс в нашем детском саду осуществляется по программе «Детство». Ряд образовательных задач, воспитателя младшей и средней группы, в разделах «Предметный мир», «Первые шаги в математику», являются: научить детей постепенному переходу от предметного восприятия и узнавания объекта («Что это?», «Кто это?»), к простейшему сенсорному анализу, выделению с помощью взрослого наиболее ярко выраженных качеств и свойств предмета (назначение предмета; его частей и их назначение; материал, из которого сделан предмет; цвет, форма размер и т.д.). Педагогическая диагностика детей 3-5 лет нашего детского сада показала, что 40% детей путают цвета, затрудняются в классификации предметов по цвету, 35% ошибаются в различении форм предметов, геометрических фигур. Автор раздела «Первые шаги в математику» З.М. Михайлова, программы «Детство», рекомендует для решения задач по сенсорному развитию, в частности ознакомлению детей с цветом, формой, использовать современные дидактические средства. В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Наиболее эффективными, современными пособиями являются логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера. Данные дидактические средства в образовательном процессе нашего детского сада не использовались. Причинами этого явились: недостаточная компетентность педагогов в теоретическом и практическом применении, отсутствие образовательной технологии с использованием данных дидактических средств в образовательном процессе с младшими и средними дошкольниками. Исходя, из обозначенной проблемы дальнейшей целью моей педагогической деятельности стало: - повысить качество сенсорного развития младших дошкольников (ознакомление детей с цветом, формой) через современные дидактические средства. Для решения поставленной цели определила задачи:
II. Теоретическая часть
Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И.Тихеева, А.В.Запорожец, А.П.Усова и др.) считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Педагог Н.П. Сакулина, рассматривая вопрос об ознакомлении детей с цветом, отмечала, что с отвлеченными цветами детей следует знакомить лишь после того, как у них в процессе наблюдения появится достаточный опыт цветовых представлений. Накопление такого опыта должно происходить, по ее мнению, в раннем детстве, а в 3-4 года у детей уже возникает потребность знать название и ориентироваться в 5-6 цветовых тонах. Научные исследования А.П.Усовой, Н.Н.Подъякова, В.Н.Аванесовой показали, что использование специально сконструированных дидактических пособий, проведение дидактических упражнений и игр должно органически сочетаться с сенсорным воспитанием, осуществляемым в специально организованных образовательных ситуациях в различных видах детской деятельности (изобразительной, конструктивной, познавательной, игровой и др.). Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания- запоминание, мышление, воображение- строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их учета и использования. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета. Конструирование требует исследования формы предмета( образца), его строения. Ребенок выясняет взаимоотношения частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов навозможно получить отчетливые представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух- точное дифференцирование речевых звуков. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой. Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М.Монтессори. Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и произведениями искусства- музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание- последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества. 2.2. Задачи, формы и методы сенсорного воспитания Основная задача сенсорного воспитания заключается в том, чтобы формировать у детей такие умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисо- вания, конструирования, звукового анализа слов, труда в природе и т.д. Сенсорное воспитание в процессе обучения и в повседневной жизни требует разных путей и методов. Сенсорное воспитание должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью. Основная направленность и содержание видов деятельности подчинены общим задачам умственного воспитания. Умения воспринимать предметы, анализировать их, сравнивать, обобщать не формируются сами собой в ходе той или иной деятельности; требуется специальное обучение по определенной системе. Наибольший эффект для сенсорного воспитания дает продуктивная деятельность, содержание и организация которой подчинены задачам умственного воспитания. В каждой продуктивной деятельности можно выделить определенное содержание, которым должны овладеть дети. Любая содержательная деятельность включает как более простые познавательные процессы- сенсорные, так и более сложные- мыслительные. Успешное овладение той или иной деятельностью в значительной мере зависит от совершенствования и развития этих процессов. Обследование- основной метод сенсорного воспитания детей. В процессе его дети овладевают умениями воспринимать такие свойства предметов и явлений, как величина, форма, пространственные отношения, цвет, особенности звуков человеческой речи и музыкальных звуков. Способы обследования, применяемые в сенсорном воспитании, разнообразны и зависят, во-первых, от обследуемых свойств, а во- вторых, от целей обследования. Обучение обследованию должно проводиться с учетом возрастных различий детей. Содержание сенсорного воспитания должно быть согласовано с содержанием детской деятельности. Ведущей формой сенсорного воспитания и обучения, являются занятия, основанные на прямом обучающем воздействии. Определенное место отводится занятиям, которые проводятся в форме организованных дидактических игр. Важной формой сенсорного воспитания в повседневной жизни являются дидактические игры и упражнения. По сенсорному содержанию эти игры и упражнения очень разнообразны на совершенствование восприятий и представлений о величине, форме, цвете и других свойствах предметов.
Логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера широко применяются в детских садах Польши, Франции, Бельгии, США и других стран. Последнее десятилетие этот материал завоевывает все большее признание у педагогов нашей страны. Сегодня на смену жесткой учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностно-ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к ребенку и его развитию. Насущной стала проблема индивидуально-дифференцированного обучения и коррекционной работы с детьми, что нашло отражение в программе развития и воспитания детей «Детство», которую реализует наш детский сад. Поэтому в педагогической практике современного детского сада логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера с их ориентацией на индивидуальный подход и идеи автодидактизма занимают все большее место. Изучая научно-педагогическую и методическую литературу, я узнала, что дидактическое пособие «Цветные палочки Кюизинера» названо в честь бельгийского учителя начальной школы Джорджа Кюизинера (1891-1976 г.г.), который изобрел это пособие. Существуют как объемный, так и плоскостной вариант палочек. В набор входит 10 палочек разного цвета и длины. Палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет «через руки» подвести к пониманию различных абстрактных понятий. С математической точки зрения палочки - это множество, на котором легко обнаруживаются отношения соответствия и порядка следования чисел: 1, 2, 3 … В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и размер палочек, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, естественно возникающих в мышлении ребенка. Кроме этого, дети осваивают пространственные отношения (слева, направо, левее, вдоль, выше, чем и др.), понятия «между», «каждый», «одна из..», «какой-нибудь», «быть одного и того же цвета» и т.д. Палочки, как дидактическое средство, вполне соответствуют специфике и особенностям математических представлений дошкольников, уровню развития детского мышления. С накоплением детьми опыта игровых действий с палочками возрастает роль взрослого в развитии у них числовых представлений. Дети осваивают умение соотносить цвет и число, и наоборот, число и цвет. Дополнением к набору счетных палочек Кюизинера, для детей 2-3-х лет, разработан альбом «Волшебные дорожки». Детям нравится бродить по «волшебным дорожкам» встречая сказочных героев! А самое главное почувствовать себя творцом, «дорисовать» картинки художника приемом наложения палочек Кюизинера. Играя, дети научаются различать цвет, количество «один и много», сравнивать палочки, предметы по количеству и величине, ориентироваться на плоскости, сделать открытие, что значит «одинаковые», а что значит «разные». Для детей 4-7 лет разработана игра по принципу японских сканвордов – «Кростики». Правила игры очень просты: в рамочку вставляют карточки-задания: по вертикали для столбцов и по горизонтали для строк. Цифры на карточке указывают, сколько клеточек нужно пропустить в данном столбце или строке. Еще один альбом с играми к палочкам Кюизинера – «Дом с колокольчиком», для детей 3-5 лет. Предложенные игры этого альбома содействуют интеллектуально-творческому развитию детей, развитию памяти, умению концентрировать внимание, развитию воображения, освоению пространственных отношений. Венгерский психолог и математик Золтан Дьенеш разработал универсальное пособие – логические блоки. В методической и научно-популярной литературе этот материал можно встретить под разными названиями: «логические фигуры» (М.Фидлер), «логические кубики» (Г.Копылов), «логические блоки» (А.Столяр). В современной практике работы с детьми в детском саду находят место два вида логического дидактического материала: объемный и плоскостной. За каждым из этих видов закрепилось свое название. Объемный логический материал именуется логическими блоками, плоскостной - логическими фигурами. Детей привлекают логические блоки, т.к. они обеспечивают выполнение более разнообразных предметных действий. Дидактический набор «Логические блоки» состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Конкретные варианты свойств (красный, синий, желтый, прямоугольный, круглый, треугольный, квадратный) и различия по величине и толщине фигур такие, которые дети легко распознают и называют. Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. Набор «Давайте вместе поиграем» содержит 9 комплектов логических фигур, 2 комплекта карточек с символами свойств и 1 комплект логических кубиков. Логические кубики, как и карточки- символы помогут придумать с детьми разнообразные игры, а эти игры, в свою очередь будут полезны для овладения действиями. Используя блоки Дьенеша и логические кубики можно с детьми придумать много сценариев различных игр. Например мы решили поиграть в «Садовников» и посадить красивые цветы на клумбах. Каждый садовник выбирает себе клумбу большой цветной круг и по очереди подбрасывает логические кубики. На клумбе у него будут расти: - большой красный круг, - большой красный квадрат, - большой красный прямоугольник. А затем наши цветы могут познакомиться, рассказать о себе, какие они( по цвету, форме, толщине), как они попали на клумбу, свои цветочные истории… III. Описание опыта работы Важной формой сенсорного воспитания в повседневной жизни являются дидактические игры и упражнения, которые возникают по желанию детей или проводятся с помощью воспитателя. Задачи и содержание сенсорного воспитания в самостоятельных играх и упражнениях в целом остаются такими же, как и в деятельности на занятиях. Воспитательно- образовательные функции меняются: на первый план выдвигается восприятие многообразия свойств предметов и явлений окружающего мира, закрепление имеющихся знаний, умений и навыков. Особое значение имеют игры и упражнения для расширения практических ориентировок, использования полученных знаний и умений в жизненных ситуациях. Более сложной деятельности требуют специально созданные дидактические игры с правилами. В этих играх есть четко выраженные дидактические и игровые задачи, игровые действия, правила. Действия детей, усвоение знаний и умений, взаимоотношения играющих происходят на основе правил, их обязательного выполнения (действовать по очереди, не повторять сказанного, подбирать определенные предметы и др.). Педагогический процесс обучения детей с дидактическими играми я конструирую следующим образом:
Для работы с младшими дошкольниками я выбрала образовательную технологию Е.Н. Пановой, представленную в методическом пособии «Дидактические игры и занятия в детском саду» (см.приложение№1). В данном пособии представлены дидактические игры с использованием палочек Кюизенера. Структура образовательной технологии Е.Н. Пановой использования дидактических игр с палочками в педагогическом процессе соответствует педагогической технологии подачи учебного материала программы «Детство». Сначала дети знакомятся с палочками, манипулируя ими, выстраивая по образцу взрослого дорожки, поезда, заборчики, ворота и т.п. Выполняя такие игровые упражнения как «построить красные дорожки» или «поезд с голубыми вагонами», «желтые заборчики» дети упражняются в назывании и различении цвета. Применяю известные приемы: для матрешки в красном сарафане построим красную дорожку, а для матрешки в желтом сарафане – желтую. Далее использую игровые упражнения, сочетая два признака, на цвет и величину, например: для большого медведя строим бордовую широкую дорожку, а для маленького мишутки голубую узкую. Дети с удовольствием выкладывают цветные коврики, лесенки, не подозревая, что начинают знакомиться с составом числа, порядковым счетом. Таким образом, вовлекаю детей в совместную деятельность, создавая проблемные игровые образовательные ситуации от имени игрового персонажа. Дидактические игры с палочками Кюизинера применяю в совместной и самостоятельной деятельности, которые предшествуют занятиям по математике, развитию речи, предметному миру, конструированию. Для закрепления знаний детей использую в своей работе различные наглядные средства: предметные и сюжетные картинки, игрушки, настольный театр; художественно-речевые – это загадки, потешки, сказки, занимательные вопросы. Прежде чем начать работу с детьми, устанавливаю, на какой ступеньке интеллектуальной лестницы находится каждый ребенок. Ориентируюсь на примерный уровень развития ребенка, предлагаю ему одно-два упражнения (игры). Если он не справляется с заданием, предлагаю более простое (предыдущее) по сложности упражнение, и так до тех пор, пока ребенок не решит задачу. Самостоятельное и успешное решение и будет той ступенькой, от которой следует начать движение вперед. Диагностирую каждого ребенка, получаю ясную картину уровня мыслительных умений детей. Это дает возможность организовывать занятия, игры и т.п. с учетом уровня развития каждого ребенка. Если ребенок легко и безошибочно справляются с заданием определенной ступени - ему предлагаю игры и упражнения следующей группы сложности. Дети тянутся к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы. Для работы с блоками Дьенеша я использую игровую технологию «Игровая школа мышления» О.А.Степановой, «Логика и математика для дошкольников» Е.А.Носовой, опыт работы Л.Г.Ярополовой, воспитателя ДОУ №167 г.Перми, набор дидактических игр «Давайте вместе поиграем» автора Н.О Лелявина. (см.приложение № 2) В процессе самостоятельного знакомства с блоками, разнообразных манипуляций с ними, дети устанавливают, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину. В целях более эффективного ознакомления детей со свойствами логических блоков предлагаю следующие задания:
После самостоятельного знакомства с блоками переходим к играм и упражнениям. В процессе различных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т.д.), несколько позже - по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине). При этом в одном и том же упражнении легко можно менять степень сложности задания с учетом возможностей детей. Например, несколько детей строят дорожки от избушки медведя, чтобы помочь Машеньке убежать к дедушке и бабушке. Но один ребенок строит дорожку так, чтобы в ней не было рядом блоков одинаковой формы (оперирование одним свойством), другой - чтобы не было рядом блоком, одинаковых по форме и цвету (оперирование сразу двумя свойствами), третий- чтобы рядом не было одинаковых по форме, цвету и размеру блоков (оперирование одновременно тремя свойствами). Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина) и карточки с отрицанием свойств. Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Обобщение и сравнение осуществляется в ходе решения простейших логических задач. Например: «Найди такой же», «Отдели столько же», «Найди одинаковые», «Найди пропущенный предмет» и др. Дети в совместной деятельности выделяют связи и отношения увеличения или уменьшения предметов по количеству; при разрешении элементарной проблемной ситуации отвечают на вопросы: «Что станет, если уберем…? Поменяем местами? Добавим?» Дети осваивают простые замещения, схематизацию. Так, составляя план кукольной комнаты, заменяют стол квадратом или кругом (в зависимости от реальной формы предметов), диван- прямоугольником; по стрелке определяют направление действий, движений. В нашей разновозрастной группе детского сада создан математический уголок, где выкладываются занимательные игры, схемы, лабиринты и др. что привлекает внимание детей и вызывает желание действовать. Для проведения игр и упражнений дополнительно готовлю вспомогательный материал: игрушки, сказочных персонажей, обручи, веревочки, схемы и пр. Упражнения детей с использованием дидактического материала обеспечивают усвоение ими основных практических действий, умение применять их в сходных и иных условиях. Игры и упражнения повторяются, варьируются, усложняются, обеспечивается смена дидактического материала. Игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша и палочками Кюизенера включаю в занятия. Например, на занятии по математике включила игры: «Угощение для медвежат», «Собери бусы» (с блоками Дьенеша) для решения одной из задач занятия: развитие умений классифицировать фигуры по форме и цвету. На занятии по конструированию строили различные лестницы из цветных палочек Кюизенера, при этом решались задачи: закрепить название эталонов цвета, развивать комбинаторские способности, развивать умение сравнивать и сопоставлять предметы по высоте. На математическом развлечении дети с удовольствием работали со схемами, которые принес Буратино, выкладывая из фигур: веселого человечка, лодку, автомобиль (блоки Дьенеша), котенка, уточку, курочку с цыплятами (палочки Кюизенера). На комплексном занятии дети вместе с медвежонком раскладывали фигуры в разноцветные обручи (игра с фигурами «Раздели блоки») при этом развивали умения разбивать множество по двум совместимым свойствам. Игры и упражнения с логическими блоками и палочками Кюизенера предлагаю детям на занятиях и в свободные часы, как в детском саду, так и дома. Работа по образовательной технологии Е.Н. Пановой «Дидактические игры и занятия в детском саду» с использованием цветных палочек Кюзинера и технологии Е.А.Носовой с использованием блоков Дьенеша, подтолкнула меня к разработке своих авторских сценариев различных образовательных ситуаций, занятий; игровых упражнений с палочками и блоками. Мною разработаны игры и занятия для детей младшего возраста (см. приложение №3). Заключение В ходе системной работы дети стали более любознательными, проявляют активный интерес к цветным палочкам Кюизенера и логическим фигурам, самостоятельно составляют рисунки по схемам-картинкам, с удовольствием выполняют задания в предложенных играх, заданиях. (см.приложение№ 3)
В дальнейшем я планирую следующее: - разработать план-программу внедрения дидактических игр с блокам и фигурами Дьенеша, палочкам Кюизенера в образовательный процесс на разновозрастной группе детского сада. Список используемой литературы:
дошкольников».
Приложение № 3 Дидактическая игра «К нам гости пришли» (II младшая группа) Цель: развитие умений разбивать множество по двум совместимым свойствам, производить логические операции «не». Развивать логическое мышление, внимание. Называть цвет, форму, размер, толщину. Материал: - логические блоки; - игрушки: волк, лиса, заяц, медведь, еж; - карточки- свойства. Ход игры: ( В игре принимает участие подгруппа из 5 детей) Под музыку перед детьми расставляют игрушки( волк, лиса, заяц, медведь, еж). Ребята, к нам гости пришли! (дети рассматривают сказочных героев, выбирают себе одну игрушку).Зверюшки принесли с собой красивые фигуры, но они не умеют с ними играть. Давайте ребята поможем зверюшкам. Надо разделить фигуры чтобы:
(рядом с игрушками можно положить карточки-свойства –чтобы дети легче запомнили правило). После практического решения дети называют, какие фигуры у зверей. А теперь посмотрим, какие фигуры остались (дети перечисляют). --Поменяемся зверюшками и слушаем другое задание. Выберите фигуры для: волка- не толстые; лисы- не тонкие; зайца- не треугольные; медведя- не квадратные; ежа- не маленькие; ( положить карточки- свойства) После выполнения, дети объясняют, что они выбрали, почему. В конце игры- танец со зверушками. -Молодцы ребята, научили мы зверюшек играть с фигурами. Дети прощаются с героями. Дидактическая игра « Кто быстрее?» (II мл и ср.гр.) Цель: познакомить детей со свойствами логических блоков в игровой форме. Развивать умения выявлять в предметах и называть цвет, форму, размер, толщину. Материал:
Ход игры: Логические блоки рассыпать на ковре. Для детей выставляются корзинки, дети под музыку выбирают:
2 корзинка - все красные; 3 корзинка - все синие; После выбора рассказывают Петрушке, какого цвета у них фигуры.
2.корзинка- все круглые; 3.корзинка- все прямоугольные; -Назови какие фигуры ты собрал? (дети рассказывают Петрушке)
2.корзинка- все толстые; 3.корзинка- все маленькие. «Угадай чего не стало?» (с блоками Дьенеша 2мл., ср.гр) Цель: *Развивать умение называть свойства( цвет, форму, толщину, размер) фигур, внимание. Материал: - игрушка- собачка; - логические блоки; Х ОД ИГРЫ: Пришел пес Пушок, хочет поиграть с детьми, принес фигуры, выкладывает на столе вместе с детьми рассматривает, вместе решают какая эта фигура, какая она цветом. Затем выставляются 5 фигур, Пушок просит детей закрыть глаза, убирает одну фигуру. Дети отгадывают к(акая фигура потерялась. Затем 6 и 7 фигур разного цвета, формы, толщины. Конспект занятия во II младшей группе. «Винни-Пух» Программное содержание: - Упражнять детей в различении цвета; - Развивать умение различать палочки Кюнзенера по размеру (длинная, короткая); -Поддерживать положительное эмоциональное отношение детей от встречи с любимым героем мультфильма –Винни-Пухом. Материал: -палочки Кюнзенера; - игрушка Винни-Пух; -муз. диск. Ход занятия: Дети вместе с воспитателем поют песенку про Винни-Пуха под караоке п.4 «Если я чешу в затылке- не беда, В голове моей опилки да-да-да! Но хотя там и опилки и кричалки и вопилки, А так же шумелки и пыхтелки и сопелки-да! Сочиняю я неплохо иногда; Хорошо живет на свете Вини-Пух, Оттого поет он эти песни вслух, И неважно чем он занят, если он худеть не станет, А ведь он худеть не станет, Если конечно вовремя не подкрепиться да!» Стук в дверь, пришел игрушечный Вини-Пух. Вини-Пух:-Слышу,слышу это песенка про меня; Я Вини-Пух, вы узнали меня? А откуда вы меня знаете?( из мультфильма). Ребятки, можно мне с вами сегодня поиграть?(да).Тогда слушайте, я буду задавать вам задания, а вы их выполнять. Договорились? Тогда возьмите цветные палочки, садитесь по- удобнее и слушайте задание. Первое задание: нужно составить дорожку из самых длинных палочек. Какая цветом самая длинная палочка?(оранжевая). Какая цветом дорожка?(оранжевая). Второе задание :Составьте дорожку из самых коротких палочек. Какая цветом самая короткая палочка?(белая). Какая цветом вторая дорожка?(белая). Третье задание :Составьте ковер из палочек так. Чтобы каждая полоса состояла только из палочек одного цвета. Какого цвета твой ковер? Четвертое задание: Составьте коврик так, чтобы все полосы в нем были разного цвета. Каким цветом первая полоска? Вторая?... И последнее, пятое задание: Отгадайте что у меня получилось?(дети переходят на ковер, Вини-Пух с воспитателем выкладывают на ковре яблоко и большую конфету). -Молодцы ребята , со всеми заданиями справились! Что мы сегодня делали (дорожку из дл. палочек и корот.), коврик из палочек одного цвета и разн. цвета. Дети с Вини-Пухом танцуют , прощаются. «Веселые зайчата» Программное содержание: -Упражнять детей в различении цвета; -Закреплять умение строить лестницы разными способами по образцу; -Развивать логическое мышление, мелкую моторику рук. Материал: - палочки Кюнзенера; - Игрушки большой заяц и зайчата на каждого ребенка; - ковролин, плоскостные полоски; Ход занятия: «Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку» Кто это? ( зайчик). Появляется игрушечный зайчик. - Здравствуйте дети, как у вас здесь интересно, а можно я тоже с вами буду играть? А я пришел не один, со мной мои маленькие друзья- зайчата( на стол выпрыгивают зайчата).Ребята, зайчата еще маленькие. Они очень любят играть. А вы любите играть? А как вы играете?( дети перечисляют). Заяц: -А мы зайцы очень любим прыгать!(прыгаем ловко, любим морковку). А вы любите прыгать?( покажите как вы умеете прыгать,( дети прыгают). Зайчата: Мы тоже любим прыгать, а где мы будем прыгать? Дети, у вас есть лестница?(нет). Тогда давайте ее построим. Из чего будем строить лестницу?(Дети перечисляют). Давайте построим ее из цветных палочек. Заяц: - Ребята, нужно взять белый кубик и положить его на стол, розовую палочку и положить рядом с белым кубиком, справа от него, голубую палочку рядом с розовой ,красную палочку рядом с голубой, желтую палочку рядом с красной палочкой. ( В ходе объяснения, показ на ковролине) -Вот такая у нас получилась замечательная лестница. Давайте зайчата попрыгайте по лестнице, посчитайте ступеньки( дети берут по зайчику), проговаривают с воспитателем: Первая ступенька- белая; Вторая- розовая, Третья- голубая, Четвертая- красная, Пятая- желтая. Молодцы! А как по- другому можно построить лестницу( выслушиваются варианты ответов). Зайчик: Сначала кладем желтую палочку, Затем палочку красного цвета, Потом голубую палочку Дальше розовую И самую маленькую- белую. (зайчики прыгают по лестнице, называют цвет). Заяц:- А можно построить лестницу одного цвета? (Зайчики прыгают) - Давайте построим лестницу, которая поднимается вверх и спускается вниз (дети делают по показу). Зайчата: Молодцы ребята, нам так у вас Понравилось, можно мы еще немножко поиграем? Игра: «Отгадай загадку, выбери отгадку». Цель:- Упражнять в различении цвета; - Развивать умение работать со схемой; накладывать палочки на изображение; - Развивать логическое мышление , речь. Развивающая игра:- наборы палочек Кюнзенера; - схемы (мышки, котенка, лягушки, зайчика, утенка, курочки, рыбки, собачки ); - шарики с загадками этих животных. Ход игры: Воспитатель предлагает выбрать пласт. Шарик( который легко открывается), в шариках находятся загадки. Воспитатель читает загадку, ребенок отгадывает и выбирает отгадку- схему( схемы разложены на столе).С помощью палочек Кюнзенера выкладывает рисунок по схеме. Называя цвет палочек. Ребенку, который быстро справился, можно предложить еще один шарик. 11 вар. Дети сами загадывают загадки и выкладывают отгадку без схемы. 111 вар. Дети выкладывают с помощью палочек Кюнзенера какой-либо рисунок, нужно придумать загадку. |