Учебник, таблица





Скачать 71.27 Kb.
НазваниеУчебник, таблица
Дата публикации08.09.2014
Размер71.27 Kb.
ТипУчебник
100-bal.ru > Астрономия > Учебник
Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными.

Придаточные предложения места.

Придаточные предложения времени.
Предварительная подготовка к уроку
В качестве предварительной подготовки к уроку ученикам предлагается повторить теоретический ма­териал о видах придаточных предложений, придаточ­ных предложениях места и времени и выполнить не­сколько упражнений на повторение.
Цели:

1) повторить теоретический материал, посвящен­ный изучению темы «Сложноподчиненные предложе­ния с придаточными обстоятельственными»;

2) развивать способность грамотно и быстро различать между собой типы придаточных обстоятельственных предложений;

3) воспитывать любовь и интерес к родному языку.
Оборудование: учебник, таблица.

Тип урока: применение и совершенствование знаний.
Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Упражнение 1 (на повторение теоретического ма­терила )

Заполните пустые ячейки таблицы на следующей странице (ответы заключены в скобки [ ]).
III. Работа над новым материалом

Учитель объявляет тему урока.
Придаточные предложения места
Учитель изображает на доске следующие схемы:

[...там], (где...).

[...туда], (где...).

[определяемое существительное], (куда...).

[глагол], (куда...).

[...там, (где...), ...].
Учитель: Определите тип представленных перед вами в схематическом виде предложений. (Сложнопод­чиненное обстоятельственное предложение с придаточ­ным места.) Составьте предложения по соответствую­щим схемам, запишите их.

Виды придаточных обстоятельственных

Союзы и союзные слова

Примеры

Образа действия и степени

как, сколько, насколько, что, чтобы, будто, как будто, словно

[Ученик смог выполнить задание именно так, как об этом его попросил учитель.]

Места

[где. куда, откуда]

Я пошел туда, куда указывала красная стрелка.

Времени

[когда, когда.. .то, пока, едва, как только, с тех пор как (с тех пор, как), до тех пор пока (до тех пор, пока)]

Когда мы собрались выходить из леса, было уже темно.

Условия

[если (если... то), когда, раз]

[Если долго смотреть на солнце, можно испортить зрение.]

[Причины]

Потому что, оттого что. благодаря тому что, так как, ибо, вследствие того, что

Вследствие того, что дорогу ровным слоем покрывал пушистый снег, проехать было невозможно.

[Цели]

чтобы, для того чтобы

Для того, чтобы выловить из пруда рыбу, требуется приложить определенные усилия.

[Сравнения]

Как, чем, чем - тем, словно, будто, точно

[Тихо, словно легкий ветер пробежал по поляне, прошла она по коридору]

Уступки

[хотя, несмотря на то что, пускай, как ни]

[Несмотря на то, что луна практически не

появлялась из-за туч, за окном было светло.]

Следствия

[так что]

Снег валил густыми липкими хлопьями, так что на улице ничего не было видно.


Упражнение 1

Составьте из простых предложений сложноподчи­ненные обстоятельственные с придаточными места, запишите получившиеся предложения. Составьте для каждого предложения схему, подчеркните средства введения придаточного предложения в сложное.

1. Город К(о)ломна располагается в (М/м)осков-ской области, в месте впадения Москвы(-)реки в Оку. 2. Люди стремглав поб(е)жали к месту падения а(пп/п)арата. 3. Мне назначили встречу возле пересечения (М/м)осковской и (С/с)аратовской улиц. 4. Автомо­биль потерпел аварию (в)близи с резким поворотом дороги, 5. В лесу мы остановились на поляне рядом с ра(з)битым молнией деревом. 6. Мы не запомнили ме­ста встречи с остальными участниками мар(а)фона.
Придаточные предложения времени

Учитель записывает на доске следующие предло­жения:

  1. Когда во дворе расцвела светлой пеной сирень, я отправился в путь.

  2. Я почувствовал себя окончательно выздоровевшим, когда смог говорить без затруднений.

  3. Тепло придет к нам только тогда, когда солнце надолго задержится на высоком небосводе.

Учитель: Попробуйте составить схемы к каждому из приведенных предложений, а также определить порядок следования главного и придаточного предло­жений.

(1. (когда...), [ ]; придаточное— главное;

  1. [ ], (когда...); главное — придаточное:

  2. [только тогда], (когда...) главное — придаточное).

Учитель: Представленные схемы предложений отно­сятся к сложноподчиненным предложениям с придаточ­ными времени. Такие предложения выражают значение времени определенного явления или действия. Порядок следования главного и придаточного предложений сво­бодный: придаточное может стоять в начале или конце предложения, а также его может окружать конструкция главного предложения. (Например: Лишь только тогда, когда выпал снег, я смог выбраться из дому.)

Основными средствами присоединения придаточ­ного предложения к главному являются союзные сло­ва когда (в придаточном предложении), тогда, только тогда и т. д.

На предложение, осложненное конструкцией при­даточного времени, распространяется стандартное пра­вило постановки запятой, разделяющей между собой главное и придаточное предложения.
Упражнение 2
Диктант. Запишите текст под диктовку, уделяя особое внимание постановке знаков препинания и ор­фограммам слитного или раздельного написания не. Найдите в тексте сложноподчиненные предложения, определите вид придаточных. Докажите точность оп­ределения типа. Выделите главные члены предложе­ний и средства присоединения придаточных предло­жений к главным.

Степь. Во все стороны далеко(-)далеко раскинулась земля ровная — непокрытая ни строениями(,) ни ле­сами— ничем(,) кроме низкой поросли диких трав и сеяных хлебов.

Ветер в степи как песня(,) его можно слушать часа­ми. Днем(,) когда знойный воздух тяжел и неспокоен (,) только и слышен ветер. И лишь вечером(,) когда воз­душный океан(,) омывающий землю(,) постепенно ус­покаивается в прозрачной тишине(,) становятся слыш­ны и другие звуки.

Много жизни в этих пустынных равнинах(,) назы­ваемых степью. И среди голосов живой природы зву­чит в бескрайних просторах новая (,) не так давно вор­вавшаяся в степной хор песня машин. Нет такого уголка в наших степях(,) куда бы ни проникали машины... Прочно и неотъемлемо они вошли в степной пейзаж. Куда бы ни забрели вы по полям(,) всюду журавлино­му курлыканью и пению жаворонков вторит металли­ческая(,) мягко рокочущая песня машин (В. Овечкин).

(Ветер в степи как песня, его можно слушать ча­сами. — придаточное сравнения. Ветер как песня, мож­но слушать; как.

Днем, когда знойный воздух тяжел и неспокоен, только и слышен ветер. — придаточное времени. Слы­шен ветер, воздух тяжел и неспокоен; когда.

И лишь вечером, когда воздушный океан, омываю­щий землю, постепенно успокаивается в прозрачной тишине, становятся слышны и другие звуки. — при­даточное времени. Океан успокаивается, звуки ста­новятся слышны; лишь, когда.

Нет такого уголка в наших степях, куда бы ни проникали машины... — придаточное места. Нет угол­ка, проникли машины; такого, куда бы ни.

Куда бы ни забрели вы по полям, всюду журавли­ному курлыканью и пению жаворонков вторит ме­таллическая, мягко рокочущая песня машин. — при­даточное места. Забрели вы, песня вторит; куда бы ни, всюду.)
IV. Подведение итогов

В качестве подведения итогов ученикам предлага­ется обсудить решение заданий диктанта.
V. Домашнее задание

Упражнение

Напишите текст на любую тему из нескольких свя­занных между собой предложений, составленных по следующим схемам:

  1. [ ], (в то время, как...).

  2. [..., (до тех пор как), ...].

  3. (если...), [то ...].

  4. [такой...], (куда бы ни...).

  5. [то], (что...).

  6. [только..., (когда), ...].

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебник, таблица iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Наглядность: карточки изучаемой лексики, карточки-звуки, таблица образования сравнительной и превосходной степеней прилагательных,...
Учебник, таблица icon«Понятие о частях речи»
Оборудование: Учебник, тетради, ручки, карточки с заданием, сводная таблица частей речи, карточки со словами «числительное», «наречие»,...
Учебник, таблица iconВ. дв. 21 Психологические основы управления экипажем судна
«Эксплуатация судовых энергетических установок» и в соответствии с требованиями Правил iii/1,V/2, аvi/1 мк пдмнв 78 с поправками...
Учебник, таблица iconСоздание таблиц
Выполнить команду меню Таблица  Добавить  Таблица и задать необходимое число строк и столбцов
Учебник, таблица iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
России, атлас, контурная карта, учебник, таблица шкалы землетрясений по Рихтеру
Учебник, таблица iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В командном меню выбрать: Таблица \ Вставить \ Таблица \ Число строк 10, число столбцов 10
Учебник, таблица iconРешение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз
Оборудование: таблица Пифагора, таблица к игре «Почтальоны», карточки с примерами и ответами, рисунок «Озеро» для изучения темы урока,...
Учебник, таблица iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: таблица Д. И. Менделеева, учебник «Химия» 8 класс, автор Габриелян, раздаточный материал
Учебник, таблица iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: учебник, модели единичных окружностей, таблица Решение простейших тригонометрических уравнений
Учебник, таблица iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Вниманию учеников предлагается информационная таблица “Welche Sprachen hat Schliemann gelernt?”(информационная таблица)
Учебник, таблица iconУчебник для общеобразовательных школ. М.: Дрофа 2009г. О. С. Габриелян,...
Образовательное учреждения: моу «Кисловская сош», Томского района, Томской области
Учебник, таблица iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: интеракивная презентация Олимпийские игры, таблица единиц времени, рисунки о спорте, таблица результатов физической...
Учебник, таблица iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Учебник, таблица iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: таблица классов, мультимедийная презентация, карточки с заданиями для индивидуальной работы, бейджи для учащихся с...
Учебник, таблица iconУрок по химии на тему "Серная кислота"
Оборудование: компьютер, проектор,презентация «Серная кислота», цор-модули,таблица «Растворимость кислот, оснований и солей в воде»,...
Учебник, таблица iconРодовые окончания имён прилагательных
Оборудование: Учебник «русский язык» под редакцией Галунчиковой Н. Г.; иллюстрация с табличками (прил. 2); алгоритм определения рода...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск