Скачать 71.27 Kb.
|
Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Придаточные предложения места. Придаточные предложения времени. Предварительная подготовка к уроку В качестве предварительной подготовки к уроку ученикам предлагается повторить теоретический материал о видах придаточных предложений, придаточных предложениях места и времени и выполнить несколько упражнений на повторение. Цели: 1) повторить теоретический материал, посвященный изучению темы «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными»; 2) развивать способность грамотно и быстро различать между собой типы придаточных обстоятельственных предложений; 3) воспитывать любовь и интерес к родному языку. Оборудование: учебник, таблица. Тип урока: применение и совершенствование знаний. Ход урока I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания Упражнение 1 (на повторение теоретического материла ) Заполните пустые ячейки таблицы на следующей странице (ответы заключены в скобки [ ]). III. Работа над новым материалом Учитель объявляет тему урока. Придаточные предложения места Учитель изображает на доске следующие схемы: [...там], (где...). [...туда], (где...). [определяемое существительное], (куда...). [глагол], (куда...). [...там, (где...), ...]. Учитель: Определите тип представленных перед вами в схематическом виде предложений. (Сложноподчиненное обстоятельственное предложение с придаточным места.) Составьте предложения по соответствующим схемам, запишите их.
Упражнение 1 Составьте из простых предложений сложноподчиненные обстоятельственные с придаточными места, запишите получившиеся предложения. Составьте для каждого предложения схему, подчеркните средства введения придаточного предложения в сложное. 1. Город К(о)ломна располагается в (М/м)осков-ской области, в месте впадения Москвы(-)реки в Оку. 2. Люди стремглав поб(е)жали к месту падения а(пп/п)арата. 3. Мне назначили встречу возле пересечения (М/м)осковской и (С/с)аратовской улиц. 4. Автомобиль потерпел аварию (в)близи с резким поворотом дороги, 5. В лесу мы остановились на поляне рядом с ра(з)битым молнией деревом. 6. Мы не запомнили места встречи с остальными участниками мар(а)фона. Придаточные предложения времени Учитель записывает на доске следующие предложения:
Учитель: Попробуйте составить схемы к каждому из приведенных предложений, а также определить порядок следования главного и придаточного предложений. (1. (когда...), [ ]; придаточное— главное;
Учитель: Представленные схемы предложений относятся к сложноподчиненным предложениям с придаточными времени. Такие предложения выражают значение времени определенного явления или действия. Порядок следования главного и придаточного предложений свободный: придаточное может стоять в начале или конце предложения, а также его может окружать конструкция главного предложения. (Например: Лишь только тогда, когда выпал снег, я смог выбраться из дому.) Основными средствами присоединения придаточного предложения к главному являются союзные слова когда (в придаточном предложении), тогда, только тогда и т. д. На предложение, осложненное конструкцией придаточного времени, распространяется стандартное правило постановки запятой, разделяющей между собой главное и придаточное предложения. Упражнение 2 Диктант. Запишите текст под диктовку, уделяя особое внимание постановке знаков препинания и орфограммам слитного или раздельного написания не. Найдите в тексте сложноподчиненные предложения, определите вид придаточных. Докажите точность определения типа. Выделите главные члены предложений и средства присоединения придаточных предложений к главным. Степь. Во все стороны далеко(-)далеко раскинулась земля ровная — непокрытая ни строениями(,) ни лесами— ничем(,) кроме низкой поросли диких трав и сеяных хлебов. Ветер в степи как песня(,) его можно слушать часами. Днем(,) когда знойный воздух тяжел и неспокоен (,) только и слышен ветер. И лишь вечером(,) когда воздушный океан(,) омывающий землю(,) постепенно успокаивается в прозрачной тишине(,) становятся слышны и другие звуки. Много жизни в этих пустынных равнинах(,) называемых степью. И среди голосов живой природы звучит в бескрайних просторах новая (,) не так давно ворвавшаяся в степной хор песня машин. Нет такого уголка в наших степях(,) куда бы ни проникали машины... Прочно и неотъемлемо они вошли в степной пейзаж. Куда бы ни забрели вы по полям(,) всюду журавлиному курлыканью и пению жаворонков вторит металлическая(,) мягко рокочущая песня машин (В. Овечкин). (Ветер в степи как песня, его можно слушать часами. — придаточное сравнения. Ветер как песня, можно слушать; как. Днем, когда знойный воздух тяжел и неспокоен, только и слышен ветер. — придаточное времени. Слышен ветер, воздух тяжел и неспокоен; когда. И лишь вечером, когда воздушный океан, омывающий землю, постепенно успокаивается в прозрачной тишине, становятся слышны и другие звуки. — придаточное времени. Океан успокаивается, звуки становятся слышны; лишь, когда. Нет такого уголка в наших степях, куда бы ни проникали машины... — придаточное места. Нет уголка, проникли машины; такого, куда бы ни. Куда бы ни забрели вы по полям, всюду журавлиному курлыканью и пению жаворонков вторит металлическая, мягко рокочущая песня машин. — придаточное места. Забрели вы, песня вторит; куда бы ни, всюду.) IV. Подведение итогов В качестве подведения итогов ученикам предлагается обсудить решение заданий диктанта. V. Домашнее задание Упражнение Напишите текст на любую тему из нескольких связанных между собой предложений, составленных по следующим схемам:
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Наглядность: карточки изучаемой лексики, карточки-звуки, таблица образования сравнительной и превосходной степеней прилагательных,... | «Понятие о частях речи» Оборудование: Учебник, тетради, ручки, карточки с заданием, сводная таблица частей речи, карточки со словами «числительное», «наречие»,... | ||
В. дв. 21 Психологические основы управления экипажем судна «Эксплуатация судовых энергетических установок» и в соответствии с требованиями Правил iii/1,V/2, аvi/1 мк пдмнв 78 с поправками... | Создание таблиц Выполнить команду меню Таблица Добавить Таблица и задать необходимое число строк и столбцов | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... России, атлас, контурная карта, учебник, таблица шкалы землетрясений по Рихтеру | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В командном меню выбрать: Таблица \ Вставить \ Таблица \ Число строк 10, число столбцов 10 | ||
Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз Оборудование: таблица Пифагора, таблица к игре «Почтальоны», карточки с примерами и ответами, рисунок «Озеро» для изучения темы урока,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Оборудование: таблица Д. И. Менделеева, учебник «Химия» 8 класс, автор Габриелян, раздаточный материал | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Оборудование: учебник, модели единичных окружностей, таблица Решение простейших тригонометрических уравнений | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Вниманию учеников предлагается информационная таблица “Welche Sprachen hat Schliemann gelernt?”(информационная таблица) | ||
Учебник для общеобразовательных школ. М.: Дрофа 2009г. О. С. Габриелян,... Образовательное учреждения: моу «Кисловская сош», Томского района, Томской области | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Оборудование: интеракивная презентация Олимпийские игры, таблица единиц времени, рисунки о спорте, таблица результатов физической... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Оборудование: таблица классов, мультимедийная презентация, карточки с заданиями для индивидуальной работы, бейджи для учащихся с... | ||
Урок по химии на тему "Серная кислота" Оборудование: компьютер, проектор,презентация «Серная кислота», цор-модули,таблица «Растворимость кислот, оснований и солей в воде»,... | Родовые окончания имён прилагательных Оборудование: Учебник «русский язык» под редакцией Галунчиковой Н. Г.; иллюстрация с табличками (прил. 2); алгоритм определения рода... |