Учебник для общеобразовательных школ. М.: Дрофа 2009г. О. С. Габриелян, таблица растворимости, индикаторная шкала, Цель урока





Скачать 134.22 Kb.
НазваниеУчебник для общеобразовательных школ. М.: Дрофа 2009г. О. С. Габриелян, таблица растворимости, индикаторная шкала, Цель урока
Дата публикации11.10.2013
Размер134.22 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Химия > Урок
Сценарий проблемно-эвристического урока.

Автор: Демченко Лариса Валерьевна.

Образовательное учреждения: МОУ «Кисловская СОШ», Томского района, Томской области.

Предмет: Химия.

Класс: 11

Тема учебного занятия: « Гидролиз солей»

Продолжительность учебного занятия: 45 мин.

Тип учебного занятия: Урок-изучения нового материала

Вид урока: Проблемно-исследовательский.

Учено-методическое обеспечение: Учебник для общеобразовательных школ. М.: Дрофа 2009г. О.С. Габриелян, таблица растворимости, индикаторная шкала,

Цель урока: сформировать у учащихся понятие гидролиза солей.

Задачи урока:

1.Развить умение пользоваться опорными знаниями, закрепить умения и навыки химического эксперимента, умения работать с таблицами.

2. Развить мышление, умение делать логические выводы из наблюдений по опыту. Научить составлять ионные уравнения реакции гидролиза солей по первой ступени.

3. Сформировать понимание практического значения гидролиза в природе и жизни человека.

В результате проведенного урока учащиеся:

  1. Умеют определять характер среды растворов солей по их составу, составлять ионные уравнения реакций гидролиза солей по первой стадии;

  2. Умеют пользоваться опорными знаниями, составлять конспект урока;

  3. Более глубоко знают о свойствах солей, понимают практического значение гидролиза в природе и жизни человека;

  4. Развивают мышление, умеют делать логические выводы из наблюдения по опыту;

  5. Закрепляют умение и навыки химического эксперимента, умение работать с таблицами, справочным материалом, дополнительной литературой.

Оборудование: штатив с пробирками, растворы фенолфталеина, метилового оранжевого, соляной кислоты, гидроксида натрия, хлорида железа (III), карбоната калия, хлорида натрия, сульфата алюминия, хлорида алюминия, сульфида натрия, мыла, синтетическое моющее средство, крахмал.

1. На демонстрационном столе:

а) хим. стаканы: НС1, NaOH, НОН

б) индикаторы: м-о; фенолфталеин.

в) растворы солей: К23, NaCl, FeCl3

г) чистые стаканы - 6;

е) демонстрационный штатив с демонстрационными пробирками.

2. На столах учащихся (лабораторный практикум)

а) штатив с пробирками;

б) индикаторы: м-о, ф-ф;

в) растворы солей Na2S, А12(SО4)3, Fe2(CO3)3

Ход урока:

  1. Подготовительный этап. Постановка проблемы. (7 минут) Слайд №1

«Для того, чтобы найти, надо уметь искать, надо провидеть невидимое, ощутить предстоящее, не падать духом при неудачах и трудностях, настаивать и много трудиться» Д. И. Менделеев

Вопрос: В трех химических стаканах содержатся вещества:

а) раствор НС1;

б) раствор КОН;

в) вода.

Распознать эти вещества (индикатором м-о, ф-ф). №2 - НС1, №1 - КОН №3 - НОН

Поместим в пробирку раствор №1 и добавим одну-две капли раствора фенолфталеина. Что вы наблюдаете? (Раствор окрасился в ярко малиновый цвет). Для сравнения в другие пробирки так же добавим одну-две капли раствора фенолфталеина. Что мы наблюдаем? (Растворы не окрасились в малиновый цвет).

Вопрос: Присутствием каких ионов обусловлена окраска индикаторов?

+ - -

КОН = К+ОН [ОН] – щелочная среда

Вывод: Итак, вы правильно определили вещество. Будем обозначать рядом с веществами реакцию среды.

Поместим в пробирку раствор №2 и добавим одну-две капли раствора м-о. Что вы наблюдаете? (Раствор окрасился в розовый цвет). Для сравнения в другую пробирку добавим одну-две капли раствора м-о, розового цвета нет.

Вопрос: Присутствием каких ионов обусловлена окраска индикаторов?

+ - +

НС1 = Н + С1 -> [Н] – кислая среда;

Вы правильно определили вещество.

В пробирке № 3 находится вода, так как не окрасилась.

Слайд №2,3

+ -

НОН = Н+ ОН - нейтральная среда;

+ -

[Н] = [ОН] - нейтральная среда;

+ -

[Н] < [ОН] - щелочная среда;

+ -

[Н] > [ОН] - кислая среда.

Определение реакции среды имеет большое значение. Не только химикам нужно знать, но и биологам, медикам, агрохимикам. Очень важно знать содержание ионов Н+ и ОН- для того, чтобы характеризовать кислотность крови, лимфы, желудочного сока, почвы.

В сельском хозяйстве учитывают содержание Н+ в почвенном растворе при выращивании культурных растений. Большинство растений нормально развиваются на почвах с нейтральной реакцией почвенного раствора. Именно поэтому закисленные болотистые почвы приходится нейтрализовать известью, иначе культурные растения на таких почвах дают низкий урожай.

ОН- - обусловливает общие свойства оснований: горький вкус, ощущение мылкости, одинаковую реакцию на индикаторы. Все это дело ионов ОН-.

Рассмотрим, что же происходит при взаимодействии соли с водой? Составим уравнение реакции: молекулярное, полное и сокращенное ионные.

2.Основной этап. (20 минут)

Эксперимент №1 у доски (ученик)

В химическом стакане К2СОз. Прилить индикатор фенолфталеин.

ВОПРОСЫ?

1. Состав соли? (Соль К2СОз образованна угольной кислотой H2CO3 и гидроксидом калия КOH). Какой силы эти электролиты? (Угольная кислота – слабая летучая кислота, гидроксид калия – сильное растворимое основание, щелочь).

2.На какие ионы диссоциируют вещества: К2СОз = 2 К++ СО32-

3.Какая реакция среды? (щелочная).

4. Содержанием каких ионов она обусловлена? (ОН- )

Откуда они?

Из воды: НОН= Н+ + ОН-.

А опыт показывает на наличие избытка ОН-

Вывод: Значит, происходит связывание ионов Н+, а ОН- ионы будут в избытке.

Запись на доске:

Na2CO3 + HOH ↔ NaOH + NaHCO3

2Na+ + CO32 – + HOH ↔ Na+ + OH + Na+ + HCO3

CO32 – + HOH ↔ OH + HCO3 среда щелочная.

Вывод: таким образом, в растворе карбонат натрия взаимодействует с водой, т.е. такая реакция называется ГИДРОЛИЗОМ от греч. «гидро» - вода; «лизис» - разложение, т.е. разложение водой, или что же произошло: взаимодействие ионов соли с ионами воды.

Учащиеся делают вывод: что сильнее, того и больше. И записывают определение:

Слайд №4. Раствор соли, образованной сильным основанием и слабой кислотой, имеет щелочную среду, т.к. имеется избыток ионов ОН- .

Лабораторный опыт на столе ученика самостоятельно:

На столах у учащихся растворы солей:

Na2S - Определите реакцию среды. Объясните результаты испытания.

NaOH Н2S

Na2S = 2Na++ S2-

НОН = Н+ + ОН-

S2- + НОН = НS- + ОН- - среда щелочная

Вывод: Если соль образована сильным основанием и слабой кислотой, то она вступает в реакцию гидролиза, и эта реакция идет в направлении связывания ионов Н+ ионами кислотного остатка.
Эксперимент №2 у доски (ученик)

Рассмотрите, что же происходит при взаимодействии соли FeCl3 с водой? Добавьте несколько капель метилового оранжевого. Что мы наблюдаем? (Окраска раствора становится красной.) Составьте уравнение реакции: молекулярное, полное и сокращенное ионные.

Объясните результаты испытаний у доски.

FeCl3 + HOH ↔ HCl + FeOHCl2

Fe3+ + 3Cl + HOH ↔ H+ + Cl + FeOH2+ + 2Cl

Fe3+ + HOH ↔ FeOH2+ + H+ кислая среда

Учащиеся убеждаются в правильности вывода: что сильнее, того и больше. И записывают определение:

Слайд №5. Раствор соли, образованной слабым основанием и сильной кислотой, имеет кислую среду, т.к. имеется избыток ионов водорода.

Лабораторный опыт на столе ученика самостоятельно:

А12(SО4)3- Определите реакцию среды. Объясните результаты испытания.

А1(ОН)з Н 24

А12(SО4)3= 2А13+ + 3 SО42-

НОН = Н+ + ОН-

А13+ + НОН = А1ОН2+ + Н+ - среда кислая
Эксперимент №3 у доски (ученик)

Определите реакцию среды NaCl. Составьте уравнение реакции гидролиза

Используя таблицу растворимости, проанализируем состав соли. (Соль NaCl образованна кислотой HCl и гидроксидом натрия NaOH). Какой силы эти электролиты? (Соляная кислота – сильный электролит, гидроксид натрия – сильное растворимое основание, щелочь).

NaCl + HOH ↔ NaOH + HCl

Na+ + Cl + HOH ↔ Na+ + OH + H+ + Cl

HOH ↔ OH + H+
[H+] = [OH ].

Учащиеся делают вывод: силы электролитов равны и записывают определение:

Слайд №6. Раствор соли, образованной сильным основанием и сильной кислотой имеет нейтральную среду, т.к. равенство концентраций ионов водорода и гидроксид-ионов не нарушено. Можно сказать, что такие соли гидролизу не подвергаются
Какой еще может быть случай образования солей? (Соль может быть образованна слабым основанием и слабой кислотой)

Обратимся за помощь к тексту учебника на странице 141. (Учащиеся читают текст учебника и выписывают уравнение реакции гидролиза сульфида алюминия).

Очевидно, такому же необратимому гидролизу подвергается соль карбонат железа (III):

Учащиеся делают опыт:

Fe2(ОН)з Н2СО3

Fe2(CO3)3 + 3HOH → 2Fe(OH)3↓+ 3CO2

Вывод и записывают определение:

Слайд №7. Соли, образованные слабым основанием и слабой летучей кислотой, подвергаются необратимому гидролизу, т.е. полностью разлагаются с образованием осадка и выделением газа.

3.Завершающий этап. (18 минут)

А) Вывод. Запись в тетрадь.(3 минуты)

Б) Сообщение (5 минут)

В) Контроль ( 7 минут)

Б) Домашнее задание (2-3 минуты)

А)Учащиеся делают вывод по теме урока.

+ подвергаются гидролизу

- не подвергаются гидролизу

слабым основанием и слабой кислотой

+

СОЛИ

образованы

слабым основанием и сильной кислотой

+

сильным основанием и слабой кислотой

+

сильным основанием и сильной кислотой




Б) Значение гидролиза в природе и практической деятельности человека.

Я думаю, что у вас возник вопрос: «Так ли уж часто следует учитывать процессы гидролиза?». Сообщение ученика о значении гидролиза в природе и в жизни человека. (5 мин)

Учащиеся слушают сообщение, иллюстрированное опытами доказывающими, что мыла, синтетические моющие средства, крахмал в водной среде подвергаются гидролизу.

Контроль знаний. Подведение итогов. (7 минут)

Проверим результативность нашей совместной исследовательской деятельности. Диктант. Слайд № 8.

Химический диктант.

  1. В чистой воде нейтральная среда.

  2. Раствор соляной кислоты – слабый электролит.

  3. Соль Na2CO3 образована сильным основанием и слабой кислотой.

  4. Соль AlCl3 образована слабым основанием и сильной кислотой.

  5. Водный раствор соли NaCl имеет кислую среду.

  6. Водный раствор соли K2SO4 имеет нейтральную среду.

  7. Водный раствор соли Al2(SO4)3 имеет кислую среду.

  8. Соль KNO3 подвергается необратимому гидролизу с выпадением осадка.

  9. Раствор соли Na2SiO3 при действии фенолфталеина окрасится в малиновый цвет.

  10. Раствор соли K2CO3 при действии фенолфталеина остается бесцветным.

Фамилия, имя_____________________________________

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

+

-

+

+

-

+

+

-

+

-

+ДА - НЕТ
Оценочная шкала: 5 – 6 правильных ответов – оценка «3», 7 – 8 правильных ответов – оценка «4», 9 – 10 правильных ответов – оценка «5».

Слайд №9 с правильными ответами.

Прошу поднять руку тех учеников, которые справились с диктантам на «хорошо» и «отлично».
Слайд №10. Домашнее задание дифференцированное. Домашнее задание: §§ 9, 10, повторить § 8, выполнить упр. 1, 2.

Дидактическая карта.

Написать уравнения реакций гидролиза

ZnС12; КС1

Pb (NО3) 2; NaNО3

Na23; К2SiО3

Самостоятельная работа
Iвариант

ZnSО4; А1(NО3)3

CuС12; LiС1

II вариант

КС1; АgNО3

Zn(NО3)2 ; Na24.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. Химия. А.А. Каверина, Д. Ю. Добротин, А.С. Корощенко, Ю.Н. Медведев. М. Интеллект – центр. 2004.

  2. Пособие по химии для старших классов. 8-11 классы. Н.Е. Кузьменко. В.В. Ерёмин. В.А.Попков. М. Оникс 21 век. 2003.

  3. Химия-11 Учебник для общеобразовательных учебных заведений. О.С. Габриэлян, Г.Г. Лысова, М., Дрофа. 2009.



Вариант

1

2

3

4

5

Ряд

1

HNO3

Mg(OH)3

H2SiO3

Ba(OH)2

H2SO4

2

KOH

HI

HBr

K2SO4

Fe(NO3)2

3

Mn(OH)2

Ca(OH)2

NH4OH

HCl

Ni(OH)2

4

H2SO4

BaCl2

H2CO3

Ag3PO4

HNO2

5

Na2SO3

H2SO3

Mg(NO3)2

Fe(OH)2

Li2S

6

H3PO4

(NH4)2SO4

Na2S

HNO3

Ca(OH)2

7

NH4OH

NaOH

FeSO3

NiCl2

H3PO4

8

CaCl2

HCl

Al(OH)3

LiOH

NaCl

9

MgCO3

LiBr

HgSO4

Na2CO3

KOH

10

H2S

Ni2(PO4)3

LiOH

H2SO3

BaSO3




ДИДАКТИЧЕСКАЯ КАРТА «ГИДРОЛИЗ СОЛЕЙ»

ЗАДАНИЯ К ДИДАКТИЧЕСКОЙ КАРТЕ «ГИДРОЛИЗ СОЛЕЙ»:


  1. Укажите формулы сильных кислот.

  2. Укажите формулы слабых кислот.

  3. Укажите формулы сильных оснований.

  4. Укажите формулы слабых оснований.

  5. Укажите формулы солей-электролитов.

  6. В растворах каких веществ лакмус приобретет розовый цвет?

  7. В растворах каких веществ лакмус посинеет?

  8. Укажите формулы солей, образованных сильной кислотой и слабым основанием.

  9. Укажите формулы солей, образованных слабой кислотой и сильным основанием.

  10. Укажите формулы солей, образованных сильной кислотой и сильным основанием.

  11. Укажите формулы солей, образованных слабой кислотой и слабым основанием.


Самоанализ урока.

Урок направлен на развитие мыслительных способностей обучающихся и навыков научно-исследовательского поиска, способности выстраивать логические цепочки рассуждений. Обучающиеся сами предлагают способы разрешения проблемы проводят экспериментально-поисковую работу у доски и самостоятельно в группах с использованием справочной литературы и таблицы, определяя при этом цели своих поисков.

Совместная работа учителя и ученика имеет ряд преимуществ, такие как глубина понимания, экономия времени, увеличение удовольствия от самого процесса учения, развитие коммуникативных и организаторских навыков, создание обстановки коллективного поиска. Учитель выступает в течение урока не как источник информации, а как организатор коллективной деятельности.

Проведенный на заключительном этапе диктант при значительной экономии времени, позволяет обнаружить возможные пробелы в восприятии, и своевременно внести необходимые коррективы для следующего урока. Личностно-ориентированный подход на этапе информации о домашнем задании.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебник для общеобразовательных школ. М.: Дрофа 2009г. О. С. Габриелян, таблица растворимости, индикаторная шкала, Цель урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебник: Габриелян О. С. Химия 11 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /О. С. Габриелян, Г. Г. Лысова. – М....
Учебник для общеобразовательных школ. М.: Дрофа 2009г. О. С. Габриелян, таблица растворимости, индикаторная шкала, Цель урока iconТема урока: Кислоты Цели урока
Оборудование и реактивы: таблица псхэ, таблица растворимости, компьютерная презентация «Кислоты», набор кислот (серная, лимонная,...
Учебник для общеобразовательных школ. М.: Дрофа 2009г. О. С. Габриелян, таблица растворимости, индикаторная шкала, Цель урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рф (сборник: Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/ О. С. Габриелян. М.: Дрофа, 2010 г.). Рабочей...
Учебник для общеобразовательных школ. М.: Дрофа 2009г. О. С. Габриелян, таблица растворимости, индикаторная шкала, Цель урока iconЗанятие №6 Основные положения мкт. Масса и размеры молекул. Давление...
Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации....
Учебник для общеобразовательных школ. М.: Дрофа 2009г. О. С. Габриелян, таблица растворимости, индикаторная шкала, Цель урока iconКонспект урока фенол. Строение, свойства, применение. (Тема урока)...
Химия. 10 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений/О. С. Габриелян. М.: Дрофа, 2010
Учебник для общеобразовательных школ. М.: Дрофа 2009г. О. С. Габриелян, таблица растворимости, индикаторная шкала, Цель урока iconУчебник для общеобразовательных учреждений- м.: Дрофа, 2008г. Цель...
С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, И. Б. Агафонова, Н. И. Сонин Биология. Общие закономерности. 9 класс: учебник для общеобразовательных...
Учебник для общеобразовательных школ. М.: Дрофа 2009г. О. С. Габриелян, таблица растворимости, индикаторная шкала, Цель урока iconМуниципальное казенное общеобразовательное
Учебник: Габриелян О. С. Химия 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М. Дрофа, 2002
Учебник для общеобразовательных школ. М.: Дрофа 2009г. О. С. Габриелян, таблица растворимости, индикаторная шкала, Цель урока iconУчебник для общеобразовательных учреждений [Текст] / О. С. Габриелян....
Рабочая программа курса химии 8 класса, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии, Программы...
Учебник для общеобразовательных школ. М.: Дрофа 2009г. О. С. Габриелян, таблица растворимости, индикаторная шкала, Цель урока iconПлан-конспект урока «Ионные уравнения» 1 фио (полностью)
Учебник для общеобразовательных учреждений: Химия. 8 класс, О. С. Габриелян. Издательство «Дрофа», Москва 2010 Рекомендовано Министерством...
Учебник для общеобразовательных школ. М.: Дрофа 2009г. О. С. Габриелян, таблица растворимости, индикаторная шкала, Цель урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебник «Человек и общество», Л. Н. Боголюбов учебник для 11 класса общеобразовательных школ. М; Просвещение, 2009г
Учебник для общеобразовательных школ. М.: Дрофа 2009г. О. С. Габриелян, таблица растворимости, индикаторная шкала, Цель урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Умк учебник. О. С. Габриелян. Учебник для общеобразовательных учреждений. «Химия. 11 класс. Базовый уровень». – М.: Дрофа, 2007
Учебник для общеобразовательных школ. М.: Дрофа 2009г. О. С. Габриелян, таблица растворимости, индикаторная шкала, Цель урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
И. Н. Пономаревой (сборник программ по биологии для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев – М., изд. "Дрофа", 2009г стр. 57-108),...
Учебник для общеобразовательных школ. М.: Дрофа 2009г. О. С. Габриелян, таблица растворимости, индикаторная шкала, Цель урока iconУчебник для общеобразовательных учебных заведений, автор Габриелян О. С
Урок «Предмет химии. Вещества» это первый урок в Ведении, изучается в 8 классе. Учебник: Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных...
Учебник для общеобразовательных школ. М.: Дрофа 2009г. О. С. Габриелян, таблица растворимости, индикаторная шкала, Цель урока iconОбщие сведения о пищевых продуктах
Химия. 10 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений/О. С. Габриелян. М.: Дрофа, 2010
Учебник для общеобразовательных школ. М.: Дрофа 2009г. О. С. Габриелян, таблица растворимости, индикаторная шкала, Цель урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Базовый учебник В. В. Пасечник «Биология. Бактерии. Грибы. Растения» 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва....
Учебник для общеобразовательных школ. М.: Дрофа 2009г. О. С. Габриелян, таблица растворимости, индикаторная шкала, Цель урока iconУрок с использованием электронных образовательных ресурсов «серная кислота и её свойства»
В работе использована программа курса химии для 9 класса общеобразовательных учреждений, ее автор – О. С. Габриелян, учебник – О....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск