Скачать 134.22 Kb.
|
Сценарий проблемно-эвристического урока. Автор: Демченко Лариса Валерьевна. Образовательное учреждения: МОУ «Кисловская СОШ», Томского района, Томской области. Предмет: Химия. Класс: 11 Тема учебного занятия: « Гидролиз солей» Продолжительность учебного занятия: 45 мин. Тип учебного занятия: Урок-изучения нового материала Вид урока: Проблемно-исследовательский. Учено-методическое обеспечение: Учебник для общеобразовательных школ. М.: Дрофа 2009г. О.С. Габриелян, таблица растворимости, индикаторная шкала, Цель урока: сформировать у учащихся понятие гидролиза солей. Задачи урока: 1.Развить умение пользоваться опорными знаниями, закрепить умения и навыки химического эксперимента, умения работать с таблицами. 2. Развить мышление, умение делать логические выводы из наблюдений по опыту. Научить составлять ионные уравнения реакции гидролиза солей по первой ступени. 3. Сформировать понимание практического значения гидролиза в природе и жизни человека. В результате проведенного урока учащиеся:
Оборудование: штатив с пробирками, растворы фенолфталеина, метилового оранжевого, соляной кислоты, гидроксида натрия, хлорида железа (III), карбоната калия, хлорида натрия, сульфата алюминия, хлорида алюминия, сульфида натрия, мыла, синтетическое моющее средство, крахмал. 1. На демонстрационном столе: а) хим. стаканы: НС1, NaOH, НОН б) индикаторы: м-о; фенолфталеин. в) растворы солей: К2CО3, NaCl, FeCl3 г) чистые стаканы - 6; е) демонстрационный штатив с демонстрационными пробирками. 2. На столах учащихся (лабораторный практикум) а) штатив с пробирками; б) индикаторы: м-о, ф-ф; в) растворы солей Na2S, А12(SО4)3, Fe2(CO3)3 Ход урока:
«Для того, чтобы найти, надо уметь искать, надо провидеть невидимое, ощутить предстоящее, не падать духом при неудачах и трудностях, настаивать и много трудиться» Д. И. Менделеев Вопрос: В трех химических стаканах содержатся вещества: а) раствор НС1; б) раствор КОН; в) вода. Распознать эти вещества (индикатором м-о, ф-ф). №2 - НС1, №1 - КОН №3 - НОН Поместим в пробирку раствор №1 и добавим одну-две капли раствора фенолфталеина. Что вы наблюдаете? (Раствор окрасился в ярко малиновый цвет). Для сравнения в другие пробирки так же добавим одну-две капли раствора фенолфталеина. Что мы наблюдаем? (Растворы не окрасились в малиновый цвет). Вопрос: Присутствием каких ионов обусловлена окраска индикаторов? + - - КОН = К+ОН [ОН] – щелочная среда Вывод: Итак, вы правильно определили вещество. Будем обозначать рядом с веществами реакцию среды. Поместим в пробирку раствор №2 и добавим одну-две капли раствора м-о. Что вы наблюдаете? (Раствор окрасился в розовый цвет). Для сравнения в другую пробирку добавим одну-две капли раствора м-о, розового цвета нет. Вопрос: Присутствием каких ионов обусловлена окраска индикаторов? + - + НС1 = Н + С1 -> [Н] – кислая среда; Вы правильно определили вещество. В пробирке № 3 находится вода, так как не окрасилась. Слайд №2,3 + - НОН = Н+ ОН - нейтральная среда; + - [Н] = [ОН] - нейтральная среда; + - [Н] < [ОН] - щелочная среда; + - [Н] > [ОН] - кислая среда. Определение реакции среды имеет большое значение. Не только химикам нужно знать, но и биологам, медикам, агрохимикам. Очень важно знать содержание ионов Н+ и ОН- для того, чтобы характеризовать кислотность крови, лимфы, желудочного сока, почвы. В сельском хозяйстве учитывают содержание Н+ в почвенном растворе при выращивании культурных растений. Большинство растений нормально развиваются на почвах с нейтральной реакцией почвенного раствора. Именно поэтому закисленные болотистые почвы приходится нейтрализовать известью, иначе культурные растения на таких почвах дают низкий урожай. ОН- - обусловливает общие свойства оснований: горький вкус, ощущение мылкости, одинаковую реакцию на индикаторы. Все это дело ионов ОН-. Рассмотрим, что же происходит при взаимодействии соли с водой? Составим уравнение реакции: молекулярное, полное и сокращенное ионные. 2.Основной этап. (20 минут) Эксперимент №1 у доски (ученик) В химическом стакане К2СОз. Прилить индикатор фенолфталеин. ВОПРОСЫ? 1. Состав соли? (Соль К2СОз образованна угольной кислотой H2CO3 и гидроксидом калия КOH). Какой силы эти электролиты? (Угольная кислота – слабая летучая кислота, гидроксид калия – сильное растворимое основание, щелочь). 2.На какие ионы диссоциируют вещества: К2СОз = 2 К++ СО32- 3.Какая реакция среды? (щелочная). 4. Содержанием каких ионов она обусловлена? (ОН- ) Откуда они? Из воды: НОН= Н+ + ОН-. А опыт показывает на наличие избытка ОН- Вывод: Значит, происходит связывание ионов Н+, а ОН- ионы будут в избытке. Запись на доске: Na2CO3 + HOH ↔ NaOH + NaHCO3 2Na+ + CO32 – + HOH ↔ Na+ + OH – + Na+ + HCO3 – CO32 – + HOH ↔ OH – + HCO3 – среда щелочная. Вывод: таким образом, в растворе карбонат натрия взаимодействует с водой, т.е. такая реакция называется ГИДРОЛИЗОМ от греч. «гидро» - вода; «лизис» - разложение, т.е. разложение водой, или что же произошло: взаимодействие ионов соли с ионами воды. Учащиеся делают вывод: что сильнее, того и больше. И записывают определение: Слайд №4. Раствор соли, образованной сильным основанием и слабой кислотой, имеет щелочную среду, т.к. имеется избыток ионов ОН- . Лабораторный опыт на столе ученика самостоятельно: На столах у учащихся растворы солей: Na2S - Определите реакцию среды. Объясните результаты испытания. NaOH Н2S Na2S = 2Na++ S2- НОН = Н+ + ОН- S2- + НОН = НS- + ОН- - среда щелочная Вывод: Если соль образована сильным основанием и слабой кислотой, то она вступает в реакцию гидролиза, и эта реакция идет в направлении связывания ионов Н+ ионами кислотного остатка. Эксперимент №2 у доски (ученик) Рассмотрите, что же происходит при взаимодействии соли FeCl3 с водой? Добавьте несколько капель метилового оранжевого. Что мы наблюдаем? (Окраска раствора становится красной.) Составьте уравнение реакции: молекулярное, полное и сокращенное ионные. Объясните результаты испытаний у доски. FeCl3 + HOH ↔ HCl + FeOHCl2 Fe3+ + 3Cl – + HOH ↔ H+ + Cl – + FeOH2+ + 2Cl – Fe3+ + HOH ↔ FeOH2+ + H+ кислая среда Учащиеся убеждаются в правильности вывода: что сильнее, того и больше. И записывают определение: Слайд №5. Раствор соли, образованной слабым основанием и сильной кислотой, имеет кислую среду, т.к. имеется избыток ионов водорода. Лабораторный опыт на столе ученика самостоятельно: А12(SО4)3- Определите реакцию среды. Объясните результаты испытания. А1(ОН)з Н 2SО4 А12(SО4)3= 2А13+ + 3 SО42- НОН = Н+ + ОН- А13+ + НОН = А1ОН2+ + Н+ - среда кислая Эксперимент №3 у доски (ученик) Определите реакцию среды NaCl. Составьте уравнение реакции гидролиза Используя таблицу растворимости, проанализируем состав соли. (Соль NaCl образованна кислотой HCl и гидроксидом натрия NaOH). Какой силы эти электролиты? (Соляная кислота – сильный электролит, гидроксид натрия – сильное растворимое основание, щелочь). NaCl + HOH ↔ NaOH + HCl Na+ + Cl – + HOH ↔ Na+ + OH – + H+ + Cl – HOH ↔ OH – + H+ [H+] = [OH –]. Учащиеся делают вывод: силы электролитов равны и записывают определение: Слайд №6. Раствор соли, образованной сильным основанием и сильной кислотой имеет нейтральную среду, т.к. равенство концентраций ионов водорода и гидроксид-ионов не нарушено. Можно сказать, что такие соли гидролизу не подвергаются Какой еще может быть случай образования солей? (Соль может быть образованна слабым основанием и слабой кислотой) Обратимся за помощь к тексту учебника на странице 141. (Учащиеся читают текст учебника и выписывают уравнение реакции гидролиза сульфида алюминия). Очевидно, такому же необратимому гидролизу подвергается соль карбонат железа (III): Учащиеся делают опыт: Fe2(ОН)з Н2СО3 Fe2(CO3)3 + 3HOH → 2Fe(OH)3↓+ 3CO2↑ Вывод и записывают определение: Слайд №7. Соли, образованные слабым основанием и слабой летучей кислотой, подвергаются необратимому гидролизу, т.е. полностью разлагаются с образованием осадка и выделением газа. 3.Завершающий этап. (18 минут) А) Вывод. Запись в тетрадь.(3 минуты) Б) Сообщение (5 минут) В) Контроль ( 7 минут) Б) Домашнее задание (2-3 минуты) А)Учащиеся делают вывод по теме урока. + подвергаются гидролизу - не подвергаются гидролизу слабым основанием и слабой кислотой + СОЛИ образованы слабым основанием и сильной кислотой + сильным основанием и слабой кислотой + сильным основанием и сильной кислотой – Б) Значение гидролиза в природе и практической деятельности человека. Я думаю, что у вас возник вопрос: «Так ли уж часто следует учитывать процессы гидролиза?». Сообщение ученика о значении гидролиза в природе и в жизни человека. (5 мин) Учащиеся слушают сообщение, иллюстрированное опытами доказывающими, что мыла, синтетические моющие средства, крахмал в водной среде подвергаются гидролизу. Контроль знаний. Подведение итогов. (7 минут) Проверим результативность нашей совместной исследовательской деятельности. Диктант. Слайд № 8. Химический диктант.
Фамилия, имя_____________________________________
+ДА - НЕТ Оценочная шкала: 5 – 6 правильных ответов – оценка «3», 7 – 8 правильных ответов – оценка «4», 9 – 10 правильных ответов – оценка «5». Слайд №9 с правильными ответами. Прошу поднять руку тех учеников, которые справились с диктантам на «хорошо» и «отлично». Слайд №10. Домашнее задание дифференцированное. Домашнее задание: §§ 9, 10, повторить § 8, выполнить упр. 1, 2. Дидактическая карта. Написать уравнения реакций гидролиза ZnС12; КС1 Pb (NО3) 2; NaNО3 Na2SО3; К2SiО3 Самостоятельная работа Iвариант ZnSО4; А1(NО3)3 CuС12; LiС1 II вариант КС1; АgNО3 Zn(NО3)2 ; Na2SО4. ЛИТЕРАТУРА
ДИДАКТИЧЕСКАЯ КАРТА «ГИДРОЛИЗ СОЛЕЙ» ЗАДАНИЯ К ДИДАКТИЧЕСКОЙ КАРТЕ «ГИДРОЛИЗ СОЛЕЙ»:
Самоанализ урока. Урок направлен на развитие мыслительных способностей обучающихся и навыков научно-исследовательского поиска, способности выстраивать логические цепочки рассуждений. Обучающиеся сами предлагают способы разрешения проблемы проводят экспериментально-поисковую работу у доски и самостоятельно в группах с использованием справочной литературы и таблицы, определяя при этом цели своих поисков. Совместная работа учителя и ученика имеет ряд преимуществ, такие как глубина понимания, экономия времени, увеличение удовольствия от самого процесса учения, развитие коммуникативных и организаторских навыков, создание обстановки коллективного поиска. Учитель выступает в течение урока не как источник информации, а как организатор коллективной деятельности. Проведенный на заключительном этапе диктант при значительной экономии времени, позволяет обнаружить возможные пробелы в восприятии, и своевременно внести необходимые коррективы для следующего урока. Личностно-ориентированный подход на этапе информации о домашнем задании. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебник: Габриелян О. С. Химия 11 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /О. С. Габриелян, Г. Г. Лысова. – М.... | Тема урока: Кислоты Цели урока Оборудование и реактивы: таблица псхэ, таблица растворимости, компьютерная презентация «Кислоты», набор кислот (серная, лимонная,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рф (сборник: Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/ О. С. Габриелян. М.: Дрофа, 2010 г.). Рабочей... | Занятие №6 Основные положения мкт. Масса и размеры молекул. Давление... Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.... | ||
Конспект урока фенол. Строение, свойства, применение. (Тема урока)... Химия. 10 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений/О. С. Габриелян. М.: Дрофа, 2010 | Учебник для общеобразовательных учреждений- м.: Дрофа, 2008г. Цель... С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, И. Б. Агафонова, Н. И. Сонин Биология. Общие закономерности. 9 класс: учебник для общеобразовательных... | ||
Муниципальное казенное общеобразовательное Учебник: Габриелян О. С. Химия 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М. Дрофа, 2002 | Учебник для общеобразовательных учреждений [Текст] / О. С. Габриелян.... Рабочая программа курса химии 8 класса, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии, Программы... | ||
План-конспект урока «Ионные уравнения» 1 фио (полностью) Учебник для общеобразовательных учреждений: Химия. 8 класс, О. С. Габриелян. Издательство «Дрофа», Москва 2010 Рекомендовано Министерством... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебник «Человек и общество», Л. Н. Боголюбов учебник для 11 класса общеобразовательных школ. М; Просвещение, 2009г | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Умк учебник. О. С. Габриелян. Учебник для общеобразовательных учреждений. «Химия. 11 класс. Базовый уровень». – М.: Дрофа, 2007 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... И. Н. Пономаревой (сборник программ по биологии для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев – М., изд. "Дрофа", 2009г стр. 57-108),... | ||
Учебник для общеобразовательных учебных заведений, автор Габриелян О. С Урок «Предмет химии. Вещества» это первый урок в Ведении, изучается в 8 классе. Учебник: Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных... | Общие сведения о пищевых продуктах Химия. 10 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений/О. С. Габриелян. М.: Дрофа, 2010 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Базовый учебник В. В. Пасечник «Биология. Бактерии. Грибы. Растения» 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва.... | Урок с использованием электронных образовательных ресурсов «серная кислота и её свойства» В работе использована программа курса химии для 9 класса общеобразовательных учреждений, ее автор – О. С. Габриелян, учебник – О.... |