Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 119.64 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации15.01.2014
Размер119.64 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Химия > Конспект


Конспект урока по химии в 11 классе «Гидролиз неорганических веществ»

с использованием информационно-коммуникационных технологий

(презентация прилагается)

УМК Учебник. О.С.Габриелян. Учебник для общеобразовательных учреждений. «Химия. 11 класс. Базовый уровень». – М.: Дрофа, 2007.

Цели урока:

  1. Образовательная

  • Cформировать представление о гидролизе неорганических веществ;

  • Формировать умение определять тип соли, тип гидролиза, реакцию среды растворов

  • Научить составлять уравнения гидролиза солей образованных сильной кислотой и сильным основанием, сильной кислотой и слабым основанием, Слабой кислотой и сильным основанием, слабой кислотой и слабым основанием

  • Показать биологическую роль гидролиза в процессах жизнедеятельности живых организмов

  1. Воспитательная

  • Воспитывать убеждённость в необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью

Задачи урока:

1.учебные:

  • Развивать у школьников умение пользоваться опорными знаниями, закрепить умения и навыки химического эксперимента, умение работать с таблицами, справочными материалами.

  • Развивать мышление, умение делать логические выводы из наблюдений по опыту. Научить составлять ионные уравнения реакций гидролиза солей по первой стадии

  • Сформировать понимание практического значения гидролиза в природе и жизни человека

  • Научить экспериментально подтверждать гидролиз соли слабого основания и сильной кислоты и соли сильного основания и слабой кислоты.

2.развивающие:

  • развивать способность к догадке, творческие способности;

  • развивать у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность,

3.воспитательные

  • содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности

  • Развивать интерес к предмету и процессу познания.

Тип урока. Изучение нового материала, лекция с элементами самостоятельной работы, эксперимент

Вид урока. Проблемно-исследовательский

Место урока в программной теме. Тема 2. Химические реакции. Урок № 22

Реактивы и оборудование: NaCl, Na2CO3, NH4Cl, NH4CN, лакмус, пробирки.

Компьютер, проектор, диск с презентациями поэтапного показа схем проведения опыта по гидролизу солей и анализа его результатов.

Пояснительная записка: Данный урок является 22 уроком 2 раздела «Химические реакции» УМК Учебник. О.С.Габриелян. Учебник для общеобразовательных учреждений. «Химия. 11 класс. Базовый уровень». – М.: Дрофа, 2007.

Урок разработан с применением технологии критического мышления.

Ход урока.

I.Организационный этап (1 минута.)

Приветствие учеников, знакомство с изучаемой темой, постановка цели.

Единственный путь,

Ведущий к знанию,-

Это деятельность.

«Шоу»

II Этап проверки домашнего задания (5 минут)

Подготовка учащихся к восприятию лекции.

Прежде чем мы с вами начнём такую серьёзную тему как гидролиз, давайте совершим экскурс в пройденный материал. И так поговорим о классах веществ.

1.Какие классы веществ вы изучили? (кислоты, основания и соли). 2.Приведите примеры кислот и оснований . (NaOH, KOH, NH4OH, Cu(OH)2, Zn(OH)2, Al(OH)3, H2SO4, HNO3, HClO4, HCl, HMnO4, HI, HBr, H2SO3, H2CO3, H2SiO3, HF, HNO2)).(Слайд № 2)

3.Какие вещества называются электролитами и неэлектролитами?

4.Исходя из приведённых выше формул выпишите отдельно сильные и слабые электролиты (сильные: NaOH, KOH, H2SO4, HNO3, HClO4, HCl, HMnO4, HI, HBr;

слабые: , NH4OH, Cu(OH)2, Zn(OH)2, Al(OH)3, H2SO3, H2CO3, H2SiO3, HF, HNO2

(Слайд №3)

5.Что показывает степень электролитической диссоциации?

6.Как индикаторы изменяют свой цвет в кислой и щелочной среде?

Какие вы знаете индикаторы? (Слайд №4)

Что представляют собой соли? (производные кислот и осноаний0

III. .Этап изучения новых знаний и способов деятельности (30 минут)
Вы знаете, что любую соль можно представить как продукт взаимодействия основания и кислоты. А основания и кислоты как вы заметили, имеют разную степень диссоциации, следовательно, может образоваться четыре типа солей. (Слайд №5,6). Мы только что выяснили, что в кислотах и основаниях индикаторы меняют свой цвет. А что будет, если мы проверим растворы солей на индикатор?

Учащимся предлагается экспериментально исследовать среду четырёх выданных растворов (NaCl, Na2CO3, AlCl3, Al2S3)/

Почему в одном случае индикатор меняет цвет, а в другом нет?

(Учащиеся предполагают среду раствора)

Давайте попробуем разобраться с этим в месте.

Вам были выданы растворы солей. Что кроме соли ещё присутствует в растворе?

-Совершенно верно, вода.

Вода вступает в реакцию с солями, она их разлагает.

Разложение-лиз, вода–гидро. Вот и пришли мы с вами к изучаемой на этом уроке теме Гидролиз

  • Гидролизом называется взаимодействие веществ с водой, при котором составные части вещества соединяются с составными частями воды. (Слайд № 7)

Гидролизу подвержены соединения различных классов. Рассмотрим один случай – гидролиз солей. В реакцию гидролиза вступают соли, образованные слабой кислотой и сильным основанием, сильной кислотой и слабым основанием, слабой кислотой и слабым основанием. Соли образованные сильной кислотой и сильным основанием гидролизу не подвергаются.

  1. Рассмотрим примеры, когда соль образованна одноосновной кислотой и однокислотным основанием.

  1. Пример: (слабая кислота и сильное основание). (Слайд № 8,9)

Лабораторный опыт. Учащиеся исследуют изменение цвета лакмуса и фенолфталеина в водном растворе соли.

NaCN + НОН НCN + NaOH

Полное ионно–молекулярное уравнение

Н+ + CN- + Na+ + HOH НCN + Na+ + OH-

Краткое ионно–молекулярное уравнение

CN- + НОН  НCN + ОН- ; ОН- > Н+=> среда щелочная

Рн > 7.

Сила побеждает!

По результатам обсуждения проведенного исследования учащиеся делают общий вывод, который записывают в рабочую тетрадь:

  • Вывод: Соль сильного основания и слабой кислоты при гидролизе даёт в растворе гидроксид ионы (ОН-). Реакция идёт по аниону

2)Пример: Соль сильного основания и слабой кислоты при гидролизе даёт в растворе гидроксид ионы (ОН-) и кислые соли. (Слайд № 10,11)

Лабораторный опыт. Учащиеся исследуют изменение цвета лакмуса и фенолфталеина в водном растворе соли

Na2CO3 ↔ 2Na+ + СO32–

Н2O ↔ Н+ + ОН

Полное ионно–молекулярное уравнение

2Na+ + СO32– + Н2O ↔ 2Na+ + HCO3 + ОН

Краткое ионно-молекулярное уравнение

СO32– + Н2O ↔ НСO3 + ОНОН- > Н+ среда щелочная, Рн > 7.

Молекулярное уравнение.

Na2CO3+ Н2O NaHCO3 + NaОН.

При этом гидролиз не доходит до конца, т.к. накопление в растворе гидроксид-ионов препятствует образованию угольной кислоты(Н2СО3).



3) Пример: (сильная кислота и слабое основание). (Слайд №12,13)

Лабораторный опыт. Учащиеся исследуют изменение цвета лакмуса и фенолфталеина в водном растворе соли

NH4Cl  NH4+ + Cl-

Полное молекулярно-ионное уравнение

NH4+ + Cl- + НОН  NH4 ОН +Н+ + Cl-

Краткое ионно-молекулярное уравнение

NH4+ + НОН  NH4 ОН +Н+; Н+ > ОН- => среда кислая, Рн < 7

По результатам обсуждения проведенного исследования учащиеся делают общий вывод, который записывают в рабочую тетрадь:

  • Вывод: При гидролизе соли образованного слабым основанием и сильной кислотой – среда кислая, в растворе ионы водорода (Н+). Реакция идёт по катиону.

4) Пример: Соли сильных кислот и слабых оснований гидролизуются ступенчато с образованием основных солей и в водном растворе накапливаются ионы водорода;

(Слайд № 14,15)

Лабораторный опыт. Учащиеся исследуют изменение цвета лакмуса и фенолфталеина в водном растворе соли

АlCl3 Аl+3 + 3Cl

Н2O ↔ Н+ + ОН

Полное ионно–молекулярное уравнение

Аl+3 + 3Cl - + НОН  3Cl -+ + Аl ОН +2

Краткое ионно-молекулярное уравнение

Аl+3 + НОН  Н+ + Аl ОН +2; Н+ > ОН- => среда кислая, Рн < 7.

Молекулярное уравнение.

АlCl3 + НОН  Аl (ОН)Cl2 +НCl

Вторая ступень:

Аl(ОН)Cl2 Аl ОН +2 + 2Cl

Полное ионно–молекулярное уравнение

АlОН +2 + 2Cl - + НОН  2Cl -+ + Аl(ОН)2+

Краткое ионно-молекулярное уравнение

АlОН +2+ НОН  Н+ + Аl(ОН)2+; Н+ > ОН- => среда кислая, Рн < 7.

Молекулярное уравнение.

Аl(ОН)Cl2 + НОН  НCl + Аl(ОН)2Cl

По результатам обсуждения проведенного исследования учащиеся делают общий вывод, который записывают в рабочую тетрадь:

До конца гидролиз не идёт, так как накапливающиеся в растворе ионы водорода препятствуют образованию слабого основания (Аl(ОН)3). Реакция идёт по катиону.

Сложнее протекает гидролиз солей, образованных слабым основанием и слабой кислотой. При этом в реакции гидролиза участвуют и катионы, и анионы соли, связывающие соответственно гидроксид – ионы и ионы водорода воды. Поэтому реакция среды в результате гидролиза определяется относительной силой образующихся слабой кислоты и слабого основания и, в частности, может быть близка к нейтральной, хотя гидролиз протекает практически полностью.

5)Пример: (слабое основание и слабая кислота) Лабораторный опыт. Учащиеся исследуют изменение цвета лакмуса и фенолфталеина в водном растворе соли.

(Слайд № 16,17)

Al2S3 + 6H2O-->2Al(OH)3 + 3H2S

По результатам обсуждения проведенного исследования учащиеся делают общий вывод, который записывают в рабочую тетрадь:Такие соли в водных растворах существовать не могут гидролизуются в растворе до свободной кислоты и свободного основания.. Гидролиз по катиону и аниону.

6)Пример: (слабое основание и слабая кислота) Лабораторный опыт. Учащиеся исследуют изменение цвета лакмуса и фенолфталеина в водном растворе соли.

СН3СОО NH4  СН3СОО- + NH4+

Полное ионно-молекулярное уравнение

СН3СОО- + NH4+ + НОН  СН3СООН + NH4 ОН

Для того чтобы определить среду в данном процессе мы должны узнать константы ионизации образующихся веществ (в справочнике).

Константы ионизации уксусной кислоты и гидроксида аммония равны соответственно: К(СН3СООН) = 1,76×10-5 и К(NH4 ОН) = 1,79×10-5 => среда при гидролизе этой соли нейтральная.

NH4CN  NH4+ + CN-

NH4+ + CN- + НОН  NH4ОН + НCN

К(НCN) = 7,2×10-10 => среда щелочная.

Гидролиз формиата аммония:

НСОО NH4  НСОО- + NH4+

НСОО- + NH4+ + НОН  НСООН + NH4 ОН

К(НСООН) = 1,8×10-4 а К(NH4 ОН) = 1,79×10-5 => среда слабо кислая.

По результатам обсуждения проведенного исследования учащиеся делают общий вывод, который записывают в рабочую тетрадь:

  • Итак, при гидролизе солей, образованных одноосновными кислотами и однокислотными основаниями, единственными продуктами гидролиза будут кислота и основание.

7). Пример: Рассмотрим гидролиз соли образованной сильной кислотой и сильным основанием (NаCl).(Слайд № 19,20)

Лабораторный опыт. Учащиеся исследуют изменение цвета лакмуса и фенолфталеина в водном растворе соли

Ученики делают вывод: Соли образованные сильной кислотой и сильным основанием гидролизу не подвергаются

IV.этап первичной проверки понимания изученного

Учитель проверяет понимание ключевых моментов урока таких, как: Что происходит с солями в водном растворе? Какого типа соли бывают? Что такое гидролиз?

V этап закрепление изученного материала (работа в группах-6 групп) (5минут)

. Задание: ( Слайд № 20)

1• Какую реакцию будут иметь водные растворы следующих солей:

1 вариант 2 вариант

а) нитрата цинка (II) а) хлорид меди (II)

б) сульфата калия б) сульфита натрия

в) сульфида натрия в) нитрата бария

  • Составьте упрощенную схему гидролиза этих солей.

  • Составьте ионное уравнение гидролиза этих солей.

  1. учащимся предлагается поменяться с соседом тетрадями, проверить задания и выставить друг другу оценки (или проверить и самим себе поставить оценку).

. Ответы на вопросы (Слайд № 22-24)

VI.этап обобщения и систематизации(работа в группах-4 группы, обмениваются результатами), (2 минуты)

  1. Кислую среду имеет водный раствор:

  1. Na3PO4

  2. KCl

  3. Na2CO3

  4. ZnSO4

  1. Щелочную среду имеет водный раствор:

  1. FeCl3

  2. K2SO4

  3. Na2CO3

  4. BaCl2

  1. Одинаковую реакцию среды имеют растворы карбоната натрия и

  1. нитрата бария

  2. силиката калия

  3. сульфата натрия

  4. хлорида алюминия

  1. Соль, образованная сильным основанием и сильной кислотой,

  1. Гидролизуется по катиону

  2. Гидролизуется по аниону

  3. Не подвергается гидролизу

  4. Полностью разлагается водой


VII этап информации о домашнем задании (1 минута)

1. § 18, № 1-11.

2. Пользуясь следующей таблицей, приведите свои примеры солей, которые будут иметь, кислую, щелочную и нейтральную реакцию, и напишите к ним ионные уравнения гидролиза. (Приложение 2)

3.Выполните задания которае опубликованы на сайте «В контакте. Ru», в заметках, материал ЕГЭ выполнить (Приложение 1)

VIII. Заключительный этап урока(1 мин.)

РЕФЛЕКСИЯ

1)Рефлексия

T.: Возьмите таблички. (Они заранее разложены на столах учащихся). Возьмите ручки и поставьте плюсы, если вы считаете, что степень ваших знаний и умений изменилась, сможете ли вы теперь без помощи учителя определять среду раствора солей?

2)Подведение итогов (1 мин.)

Беседа учителя с учащимися.

Учитель рассказывает о большом практическом значении гидролиза для человека, касаясь органических веществ: спиртов, сложных эфиров, жиров, мыла, крахмала, целлюлозы, которые учащиеся подробно изучали в 10 классе.

Подводится контроль результатов работы учащихся на уроке с аргументацией поставленных оценок: пояснением активности их работы, правильности ответов и уровня сложности задания. (Учитель выставляет отметки.)

Спасибо за урок, до свидания.
.

Разработка

Конспект урока по химии в 11 классе

«Гидролиз в неорганической химии».
УМК Учебник. О.С.Габриелян. Учебник для общеобразовательных учреждений. «Химия. 11 класс. Базовый уровень». – М.: Дрофа, 2007.

План-конспект урока по химии разработан

учителем высшей квалификационной категории

МОУ «Лямбирская СОШ №1»

Громовой Ольгой Ильиничной

(педагогический стаж -29 лет)
Дополнительная учебная литература для учащихся:

1.О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов, А.Г.Введенская. «Общая химия в тестах, задачах и упражнениях. 11 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений», М.: Дрофа, 2008.

2. О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов. Химия. Материалы для подготовки к ЕГЭ. », М.: Дрофа, 2008.

3. О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов, П.В.Решетов Задачи по химии и способы их решения 10-11 классы. М.: Дрофа, 2006.
Учебно- методическое обеспечение


    1. поурочные планы по учебнику О.С. Габриелян, Г.Г. Лысовой./ авт.-сост. В.Г. Денисова.- Волгоград: Учитель, 2005

    2. Методическое пособие/О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова.-3-е изд. Стереотип., Москва Дрофа. 2004, химия 11 класс:


- оборудование и приборы:

  1. Компьютер

  2. Интерактивная доска

  3. Мультимедийный проектор


- электронные пособия:

Электронные диски «Кирилл и Мифодий»

    1. http://festival.1september.ru

    2. http://www.xumuk.ru/

    3. Приложение «Химия», сайт www.prosv.ru (рубрика «Химия»).

    4. Мультимедиа учебный курс «1С:Образовательная коллекция. Общая химия»

    5. Учебное электронное издание «Химия(8-11 класс) Виртуальная лаборатория»

    6. СD «1С- репетитор Химия».

    7. Интернет-школа Просвещение. ru, online курс по УМК О.С.Габриеляна и др. (www.ihternet-school.ru)

    8. .«1С:Образовательная коллекция.Химия для всех ХХI. Химические опыты со взрывами и без»

Учебно-методическое обеспечение для учащихся:

1. Школьный практикум. Химия 10-11 класс/ М.М. Зуева, Н.Н. Гара, 3-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2003, Химия.

2. Тесты для повторения и подготовки.-Никитюк Т.В., Никитюк А.М., Остроумова И.Г./Саратов: Лицей, 2006,

3. http://interneturok.ru/

4. http://www.shishlena.ru/

5. http://school-collection.edu.ru/

6. http://nigma.ru

7. http://www.xumuk.ru/


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск