1. Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса «Общая химия» (базовый уровень) для 11 класса составлена на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки РФ (сборник: Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. - М.: Дрофа, 2010 г.). Рабочей программе соответствует учебник: Химия. 11 класс. О.С. Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 3-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2007 г.
Рабочая программа курса «Общая химия» в 11 классе (базовый уровень) рассчитана на 1 час в неделю, общее число часов – 34 часа.
Учебный материал по химии в 11 классе начинается с темы «Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева», которая завершается повторением и обобщением Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева в свете строения атомов на новом концентре.
Аналогично вторая тема «Строение вещества» завершается повторением и обобщением современной теории строения химических веществ на новом концентре. Именно в этой теме впервые в методике преподавания химии рассмотрены органические и неорганические полимеры.
В темах «Строение атома» и «Строение вещества» подчеркивается ведущая роль русских химиков в становлении мировой химической науки.
Третья тема «Химические реакции» посвящена рассмотрению общих приемов классификации и закономерностей протекания химических реакций с участием органических и неорганических веществ, а также рассмотрению материалов одной из наиболее сложных тем курса химии – «Гидролиз органических и неорганических веществ».
В следующей теме «Вещества и их свойства» рассматриваются наиболее общие свойства классов органических и неорганических веществ: кислот, оснований, амфотерных соединений. Таким образом, в ней обобщается материал предыдущих тем. Тема завершается изучением наиболее методически сложного материала, посвященного генетической связи между классами органических и неорганических веществ.
Ведущую идею курса – единство органических и неорганических веществ – также реализует предложенных в курсе практикум из двух работ.
Этот курс развивает линию обучения химии, начатую в основной школе и построен по концентрическому принципу.
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Курс общей химии 11 класса направлен на решение задачи интеграции знаний учащихся по неорганической и органической химии с целью формирования у них единой химической картины мира. Ведущая идея курса – единство неорганической и органической химии на основе общности их понятий, законов и теорий, а также на основе общих подходов к классификации органических и неорганических веществ и закономерностям протекания химических реакций между ними.
Химический эксперимент открывает возможность формировать у учащихся умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.
Логика и структурирование курса позволяют в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.
2. Требования к уровню подготовки учащихся Тема «Строение атома и периодический закон Д.И.Менделеева» - 3 часа
Учащиеся должны
знать: современные представления о строении атомов, важнейшие химические понятия – ХЭ, изотопы, электронная орбиталь, электронное облако, формы орбиталей, валентность, степень окисления, вещество, Хэ, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, изотоп; взаимосвязь номера уровня и энергии электрона; основные закономерности заполнения энергетических подуровней электронами; смысл и значение ПЗ, горизонтальные и вертикальные закономерности и их причины; физический смысл порядкового номера, номеров периода и группы
уметь: определять состав и строение атома элемента по положению в ПС, составлять электронные формулы атомов; давать характеристику ХЭ по его положению в ПС Тема «Строение вещества» - 14 часов
Учащиеся должны
знать: классификацию типов химической связи и характеристики каждого из них; основные положения ТХС А.М.Бутлерова; важнейшие понятия – изомерия, гомологический ряд, мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации, истинные и коллоидные растворы, дисперсионная среда, дисперсная фаза, коагуляция, синерезис; основные способы получения ВМС; наиболее широко распространенные полимеры, их свойства и практическое применение; определение и классификацию дисперсных систем; способы выражения концентрации растворов.
уметь: характеризовать свойства вещества, зная тип его кристаллической решетки, по формуле вещества предполагать тип связи, предсказывать тип кристаллической решетки, уметь определять геометрию молекулы по характеристикам хим. связей; составлять структурные формулы изомеров и гомологов; определять наиболее широко распространенные полимеры по их свойствам. Тема «Химические реакции» - 8 часов
Учащиеся должны
знать: какие процессы называются химическими реакциями, в чем их суть; знать понятия – теплота образования вещества, тепловой эффект реакции, катализ, катализатор, гомогенный и гетерогенный катализ, химическое равновесие, окислитель, восстановитель, окисление, восстановление, электролиты и неэлектролиты; факторы, влияющие на скорость химических реакций; классификацию химических реакций; условия, влияющие на сдвиг равновесия; отличия ОВР от реакций ионного обмена; примеры сильных и слабых электролитов, сущность механизма диссоциации, основные положения ТЭД; константу диссоциации воды, ионное произведение; типы гидролиза солей и органических соединений.
уметь: устанавливать принадлежность конкретных реакций к различным типам по различным признакам классификации» вычислять тепловой эффект, определять смещение равновесия от различных факторов; составлять уравнения ОВР методом эл. баланса; определять характер среды раствора неорганических веществ; определять pH среды различными методами; уметь составлять уравнения гидролиза солей, определять характер среды. Тема «Вещества и их свойства» - 9 часов
Учащиеся должны
знать: важнейшие классы неорганических и органических соединений; основные металлы и неметаллы, их свойства; причины коррозии, основные ее типы и способы защиты от коррозии; изменения кислотных свойств высших оксидов и гидроксидов неметаллов в периодах и группах; классификации и номенклатуру кислот и оснований; особенности свойств серной и азотной кислот, муравьиной и уксусной кислот, органических оснований; знать понятия амфотерность.
уметь: определять принадлежность веществ к различным классам неорганических и органических соединений, составлять формулы комплексных соединений; характеризовать свойства металлов и неметаллов, опираясь на их положение в ПС и строение атомов; составлять уравнения электролиза, производить по ним вычисления; писать уравнения реакций, характеризующих свойства металлов; характеризовать свойства кислот и оснований; характеризовать свойства амфотерных соединений, составлять формулы пептидов.
3. Календарно - тематический план
№ п/п
| Наименование темы
| Всего часов
| Из них
|
| Практические и лабораторные работы
| Контрольные работы
|
|
1.
| Тема 1.
Строение атома
|
3
| ЛР№1: Конструирование ПТ хим. элементов
|
|
2.
| Тема 2.
Строение вещества
|
14
| ПР№1: Получение, собирание и распознавание газов, и изучение их свойств
ЛР№2: Определение типа кристаллической решетки вещества и описание его свойств
ЛР№3: Ознакомление с коллекцией полимеров: пластмасс и волокон и изделия из них.
ЛР№4: Испытание воды на жесткость. Устранение жесткости воды.
ЛР№5: Ознакомление с минеральными водами
ЛР№6: Ознакомление с дисперсными системами
|
К.р. №1
| 3.
| Тема 3.
Химические реакции
|
8
| ЛР№7: Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса
ЛР№8: Реакции, идущие с образование осадка, газа и воды
ЛР№10: Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком
ЛР№9: Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы сырого картофеля
ЛР№11: Различные случаи гидролиза солей
|
К.р. №2
| 4.
| Тема 4.
Вещества и их свойства
|
9
| ПР№2: Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений
ЛР№12: Испытание индикаторами растворов: кислот, оснований, солей
ЛР№13: Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с металлами
ЛР№14: Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с основаниями
ЛР№16: Получение и свойства нерастворимых оснований
ЛР№15: Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с солями
ЛР№17: Гидролиз хлоридов и ацетатов щелочных металлов
ЛР№18: Ознакомление с коллекциями: металлов,
неметаллов, кислот, оснований, минералов и биологических материалов, содержащих некоторые соли
|
К.р. №3
|
|
Итого
| 34
| ПР – 2
ЛР - 18
| 3
| |