Урок - презентация по химии в 8 классе на тему: Предмет химии. Вещества. Выполнила: Бочкова Ирина Анатольевна
учитель химии МОУ «ССОШ №2»
ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕМЫ ВВЕДЕНИЕ:
1 урок. Предмет химии. Вещества.
2 урок. Превращение веществ. Роль химии в жизни человека.
Краткие сведения по истории химии. Основоположники
отечественной химии.
3 урок. Знаки химических элементов. Периодическая таблица
химических элементов Д.И.Менделеева.
4 урок. Химические формулы. Относительные атомная и
молекулярные массы.
Урок «Предмет химии. Вещества» - это первый урок в Ведении, изучается в 8 классе. Учебник: Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений, автор Габриелян О.С.
Презентация может быть использована на уроке учителем для объяснения нового материала (с проверкой домашнего задания).
При достаточной подготовке учащихся по работе с презентациями есть возможность использовать данную презентацию при самостоятельной работе. Управление презентацией:
Управление презентацией осуществляется по щелчку мышки, а на некоторых слайдах автоматически.
По щелчку:
| 4, 5, 9,10
| Автоматически:
| 2, 3, 6, 7, 8
|
Переход между слайдами осуществляется по щелчку мышки. Литература:
Леенсон И.А., 100 вопросов и ответов по химии. Материалы для школьных рефератов, факультативных занятий и семинаров. – М.:АСТ –Астрель, 2002.
Большая Серия Знаний. Химия. Коллектив авторов. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги».«Русское энциклопедическое товарищество», 2006.
Курмашева К.К., Химия в таблицах и схемах.- М.: «Лист Нью», 2003.
Ковалевская Н.Б., Химия.8 класс. В таблицах и схемах.,М.: «Издат – Школа XXI век», 2003.
Катаева Л.Г., Толкачёва Т.К., Химия: Карточки – задания по неорганической химии. 8 класс. Книга для учителя. – М., Просвещение. 1998.
Описание урока
ТЕМА: ПРЕДМЕТ ХИМИИ. ВЕЩЕСТВА. Цели и задачи урока Образовательные: Сформировать у учащихся знания:
о физических телах и веществах;
о физических свойствах веществ;
о химическом элементе;
о формах существования химических элементов. Развивающие: Продолжить работу над формированием у учащихся:
навыков частично – поисковой деятельности;
умение находить взаимосвязь свойств и применения;
умения работать в должном темпе;
умение пользоваться справочными материалами. План урока:
Вступительное слово учителя.
Рассказ с элементами беседы о предмете химии.
Упражнения на подбор тел и веществ.
Беседа с элементами лабораторной работы о свойствах веществ.
Взаимосвязь свойств вещества и его применения.
Закрепление полученных знаний.
Задание на дом.
Начальная подготовка учащихся:
Учащиеся знакомы к этому уроку с понятиями тело и вещество из курсов природоведения и физики. Форма урока:
Урок формирования новых знаний. Оборудование урока:
Компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Презентация.
Коллекция «Шкала твёрдости».
Предметы из алюминия: посуда, проволока.
В стаканах поваренная соль, сахарный песок, сера, вода.
Программное обеспечение:
Windows XP (2000), Office 2003, Power Point. Программа для просмотра видео.
Ход урока
| 1. Вступительное слово учителя
| Учитель
(объясняет причину того, что знакомство с предметом химией начинается только в 8 классе; рассказывает о том, что необходимо иметь ученику для успешного освоения этой науки)
| Предмет химия вводится в обучение довольно поздно – в 8 классе, когда вы уже получили первоначальные знания по природоведению, биологии, географии, физике. Предмет химии требует взрослого, серьёзного отношения. Он поможет вам глубже понять другие естественные дисциплины, так как без знаний о веществах представления об окружающем мире будут поверхностными.
|
| Ученики (слушают объяснения учителя)
|
| 2. Изучение нового материала. Предмет химии.
| Учитель (рассказ с элементами беседы о предмете химии)
| Химия – это наука о веществах и законах, которым подчиняются их превращения. Те, кто создал эту науку, - вначале алхимики, затем врачи и аптекари, и, наконец, собственно химики – не щадили сил и здоровья, а порой и жизни в стремлении открыть двери в неизведанное, получить новые вещества и материалы, необходимые людям. Химический микромир вмещает не меньше загадок, чем необъятный макромир. Кажется, что вещества живут своей особенной жизнью, таинственной и непостижимой. Какова роль человека в этом мире. Как достичь гармонии с окружающей природой – ответ на эти вопросы может дать химия.
Что влечёт человека заниматься химией? Наверное, таинственная сила, заключённая в веществе. Она может быть и целебной, и страшной по своему разрушающему действию. Может подарить тепло и свет, но может погрузить во мрак и холод. А разве не интересны попытки соединить вместе несколько веществ? Что родится из смеси – новый материал, устойчивый к огню, кислотам и щелочам, непробиваемый снарядами спав, невиданная пищевая приправа?..
| слайд 3
| Ученики (записывают тему урока)
| Предмет химии.
|
| Учитель (просит учащихся вспомнить определение понятий тело и вещество из ранее изученных курсов природоведения и физики)
| Вопросы:
Что такое тело?
Чем характеризуется тело?
Что такое вещество?
Приведите примеры тел и веществ?
Может ли несколько тел состоять из одного вещества?
Может ли одно тело состоять из разных веществ?
|
| Ученики (дают устные ответы; записывают в тетрадях определения, используют слайд 3)
| Предполагаемые ответы:
Тела – это все предметы, которые нас окружают.
Тело имеет размеры.
Вещество – это то, из чего состоят вещества.
Тела: стул, стол, ручка, тетрадь. Вещества: металл, древесина, пластмасса.
Из вещества пластмассы могут быть изготовлены линейка, ручка, пенал.
На изготовление автомобиля используются металл, пластмасса, кожа, краска, лак.
|
| 3. Упражнения на подбор тел и веществ.
| Учитель (проверяет усвоение материала, управляет презентацией по щелчку мышки)
| Линейка: металл, пластмасса, древесина.
Монеты: серебро, медь, золото.
Керамика: чашка, блюдце.
Шёлк, капрон, хлопок: платье.
Блюдо: фарфор.
Гвозди, шурупы, болты: железо.
Стол: древесина, пластмасса.
Графит, древесина: карандаш.
Стаканы: стекло.
| слайды 4,5
| 4. Беседа с элементами лабораторной работы о свойствах веществ.
| Учитель (рассказ учителя)
| Различные вещества отличаются друг от друга своими свойствами. Эти свойства веществ называются физическими. В схеме на слайде указаны основные физические свойства веществ. Некоторые свойства ( плотность, температуры плавления и кипения, твёрдость) – являются справочными величинами. С планом описания физических свойств веществ можно познакомиться на стр. 5 в учебнике.
В Книге рекордов Гиннеса заметное место отводится физическим свойствам веществ. Рассмотрим, например, металлы. Наиболее ковкий металл – золото: из 1г можно вытянуть проволоку длиной 2,4км; такая золотая проволока в 10 раз тоньше человеческого волоса. Самый тугоплавкий металл – вольфрам, он плавится при 3380ºС. При более высокой температуре (4215ºС) плавится лишь твёрдый раствор карбидов гафния и тантала. Самый тяжёлый металл – иридий, его плотность 22, 65г/см3; чуть-чуть отстал от иридия осмий (его плотность 22,61г/см3). Шар из этих металлов радиусом всего 10см вы не сможете даже оторвать от пола! Самый лёгкий металл – литий (его плотность в 45 раз меньше, чем у иридия). Самый твёрдый – хром, а самый мягкий – цезий; наибольшая теплопроводность – у серебра, наименьшая – у ртути (почти в 50 раз меньше); наибольшая электропроводность – тоже у серебра, а наименьшая – у германия (меньше в 59 тысяч раз).
| слайд 6
| Ученики (работают со схемой слайда и текстом учебника)
| К физическим свойствам вещества относятся: агрегатное состояние, цвет, запах, блеск, твёрдость, пластичность, хрупкость, эластичность, растворимость в воде, плотность, температуры кипения и плавления, тепло – и электропроводность.
|
| Учитель (рассказ учителя с использованием слайдов)
| Познакомимся подробнее с твёрдостью веществ. Немецкий минеролог Ф. Моос предложил свою шкалу твёрдости. В качестве эталонных для шкалы материалов Моос взял 10 минералов: самый мягкий – тальк, его твёрдость была принята за 1, затем гипс – 2, кальцит – 3, флюорит – 4, апатит – 5, ортоклаз – 6, кварц – 7, топаз – 8, корунд – 9, самый твёрдый - алмаз – 10 единиц.
| слайды 7,8
| Учитель (предлагает учащимся выполнить частично лабораторную работу с использованием слайда; управляет презентацией по щелчку мышки)
| Перед вами в стаканах находятся поваренная соль и сахарный песок. Справочные величины для этих веществ уже вписаны в таблицу. Необходимо заполнить пустые графы и ответить на вопросы.
Вопросы:
В чём сходство в физических свойствах у поваренной соли и сахарного песка?
Чем отличаются по физическим свойствам эти вещества?
| слайд 9
| Ученики (выполняют лабораторную работу, делают записи в тетрадях, отвечают на вопросы)
| Предполагаемые ответы:
Сходство: это твёрдые вещества, белого цвета, без запаха, хрупкие, растворимые в воде.
Отличия: у поваренной соли больше плотность и температура плавления.
|
| Учитель (предлагает ответить на проблемные вопросы)
| Вопросы:
Почему у сахарного песка не отмечена температура кипения?
Каким ещё физическим свойством отличаются поваренная соль и сахарный песок (его вы используете в быту)?
Почему это свойство не отмечено в списке физических свойств химических веществ?
|
| Ученики (думают, рассуждают, отвечают на вопросы учителя)
| Предполагаемые ответы:
Сахар – это органическое вещество, при высоких температурах не закипает, а начинает разлагаться.
Эти вещества отличаются по вкусу: поваренная соль – солёная, сахарный песок – сладкий.
Правила техники безопасности в кабинете химии запрещают пробовать вещества на вкус.
|
| 5. Взаимосвязь свойств вещества и его применения.
| Учитель (рассказ учителя, беседа, управляет презентацией по щелчку мышки)
| Зная свойства веществ, человек может использовать их с большой пользой для себя. Например, рассмотрим всем известное вещество алюминий. Алюминий обладает целым набором полезных для человека свойств. Запишите физические свойства алюминия.
Вопросы:
На основании каких свойств человек использует алюминий и его сплавы?
Какие ещё свойства алюминия вам известны?
Какое применение находит алюминий и его сплавы благодаря этим свойствам?
| слайд 9,10
| Ученики (записывают свойства алюминия в таблицу слайда 9, отвечают на вопросы, используя слайд 10)
| Предполагаемые ответы:
Алюминий мягкий, пластичный, легкоплавкий, лёгкий металл с сильным металлическим блеском.
Алюминий хорошо проводит ток и тепло, не подвергается коррозии, неядовит.
Малая плотность, прочность в сплавах, коррозионная устойчивость – машиностроение, самолётостроение; электропроводность – изготовление проводов; теплопроводность, неядовитость – изготовление посуды, упаковочных материалов; металлический блеск – изготовление зеркал.
|
| 6. Закрепление полученных знаний.
| Учитель (проверяет усвоение основных терминов, выставляет оценки за работу на уроке)
| Вопросы:
Что изучает химия?
Что такое тело?
Чем характеризуется тело?
Что такое вещество?
Чем характеризуется вещество?
Перечислите физические свойства вещества.
Выставление оценок за урок.
|
| Ученики (отвечают на вопросы)
| Предполагаемые ответы:
Химия – это наука о веществах и их превращениях.
Тело – это предмет.
У тела есть размеры.
Вещества – это то из чего состоят тела.
Вещество характеризуется физическими свойствами.
Агрегатное состояние, цвет, запах, температуры плавления и кипения, плотность, пластичность или хрупкость, блеск, теплопроводность и электропроводность.
|
| Учитель (предлагает выполнить самостоятельную работу по вариантам)
| Выпишите отдельно из приведённого списка названия тел и веществ:
I вариант: ложка, алюминий, льдина, вода. Медь, кирпич, проволока, водород.
II вариант: снежинка, кристалл, сода, железо, кружка, сахароза, уголь, проволока.
Напишите названия :
I вариант: некоторых веществ, из которых могут быть изготовлены стакан и линейка.
II вариант: некоторых тел, которые могут быть изготовлены из следующих веществ: алюминия и стекла.
|
| Ученики (выполняют работу)
| Предполагаемые ответы:
I вариант:
1. Тела: ложка, льдина, кирпич, проволока.
Вещества: алюминий, вода, медь, водород.
2. Стакан: стекло, хрусталь, металл, пластмасса.
Линейка: дерево, пластмасса, металл.
II вариант:
1. Тела: снежинка, кристалл, кружка, уголь, проволока.
Вещества: сода, железо, сахароза.
2. Алюминий: проволока, детская посуда, кастрюля.
Стекло: листовое стекло, ваза, люстра, блюдо.
|
| Задание на дом.
| |