Учебное пособие для учеников «Основы светской этики»





Скачать 92.89 Kb.
НазваниеУчебное пособие для учеников «Основы светской этики»
Дата публикации07.10.2014
Размер92.89 Kb.
ТипУчебное пособие
100-bal.ru > Астрономия > Учебное пособие

Модуль

Основы светской этики

Урок №13

Альтруизм и эгоизм

Авторы

Дрокина Е.П., учитель Пономаревской СОШ Пономаревского района;

Евстигнеев А.А., учитель Максимовской ООШ Пономаревского района;

Газизов И.К., учитель Верхненазаргуловской ООШ Пономаревского района;

Мелихов П.Н., учитель Новобогородской ООШ Пономаревского района

Руководитель

Моисеева А.Н., к.п.н, доцент кафедры педагогики и психологии ИПК и ППРО ОГПУ


Цель: дать представление о нравственных понятиях «альтруизм» и «эгоизм», показать их противоположность
Задачи урока:

  • Создать ситуацию, вызывающую интерес к теме урока. Способствовать развитию оценочной умственной деятельности учащихся, чтобы ученик не остался равнодушным и задумался «Хорошо ли быть альтруистом? К чему это может привести? Эгоизм это порождение альтруизма или что-то иное? А кто я? Что мне ближе? Что бы я хотел в себе изменить?

  • Учащиеся получат опыт творческой, интеллектуальной, аналитической деятельности.

  • В процессе работы учащимися будут усвоены новые нравственные понятия «альтруизм», «эгоизм», «альтруист», «эгоист»», «разумный эгоизм». При работе с ситуациями учащиеся, образно занимая места героев, смогут оценить поступки с учетом усвоенных понятий, проанализировать свое поведение.

  • В ходе уроке будут формироваться умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, вести диалог, слушать собеседника, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; развивать навыки сотрудничества при работе в группе.

Этапы урока:

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания

  3. Актуализация опорных знаний

  4. Формулировка целей и задач урока

  5. Мотивация учебной деятельности

  6. Изучение нового материала

  7. Закрепление нового материала

  8. Итоги урока

  9. Рефлексия

  10. Сообщение домашнего задания


Используемый учебный материал:

1.Учебное пособие для учеников «Основы светской этики», А.Я. Данилюк, «Просвещение», 2010

2.Электронное пособие: «Основы светской этики»

3. В.В.Репкин «Учебный словарь русского языка, Томск, «Пеленг», 1994 г.

4.Адреса Internet:

http://www.zgtk.ru/smf/index.php?topic=4551.0;wap2

http://www.orator.ru/rass51.html

http://www.sunhome.ru/journal/116468

Оборудование: Проектор, интерактивная доска, меловые схемы на доске, иллюстрации.

Ход урока:

1.Организационный момент

Доброе утро, а что это значит?

Значит, день был по-доброму начат,

Значит, день принесёт нам удачу,

И здоровье, и счастье нам всем.

Пожелаем друг другу удачи.

Слов при этом не будем жалеть.

Проверка домашнего задания

Фронтальная беседа по вопросам электронного приложения 4 урока № 12

2.Актуализация знаний учащихся

Наш урок мы посвятим очень важному для каждого из нас вопросу. А наш разговор мы начнём с притчи, ваша задача - внимательно прослушав, выразить своё отношение к ней.

Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.

Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.

Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

Но это же просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды.

Тогда человек тоже поднял звезду и бросил ее в море. Потом еще одну. К ночи на пляже было множество людей, каждый из которых поднимал и бросал в море звезду. И когда встало солнце, на пляже не осталось ни одной не спасенной души.

- Какое впечатление оставила в вашей душе притча?

- Почему человек сначала посчитал его глупым?

- Почему он изменил своё мнение?

- Какие черты характера проявляются в поступке мальчика?
3.Открытие «нового» знания

- Этого мальчика можно назвать альтруистом. Сегодня мы познакомимся с этим понятием. Как вы думаете, что обозначает это понятие?

- Я предлагаю вам в течение одной минуты поразмышлять и попробовать объяснить значение данного слова.

- Благодарю вас за ответы. Теперь нам предстоит доказать, правы ли в наших суждениях.

Работа с толковым словарём.

- Найдите и прочитайте в словаре или в учебнике значение слова «альтруизм».

Итак, альтруизм – это готовность человека бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами.

Альтруист – человек, любящий других больше СЕБЯ, отдающий предпочтения интересам других.

- Как вы считаете, как называют человека, который обладает противоположными качествами?

Эгоист – это человек, любящий себя больше ДРУГИХ. Найдите толкование этого слова у себя в словарях.

Эгоизм — это действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей или общества.

«Всё для меня, всё ради меня» — вот принцип эгоиста.

Он спокойно может нарушать нравственные нормы и пренебрегать общественными ценностями.

Были ли в твоей жизни поступки, схожие с альтруизмом и эгоизмом?

Какие типы эгоизма выделяются?

Крайний эгоизм

- проявляется в виде самомнения, неуважения к другим людям, пренебрежения их достоинством и правами. Окружающие люди воспринимаются только как средство для достижения собственных целей.

Разумный эгоизм

— способность человека, преследуя свои интересы, содействовать общему благу. Разумный эгоист понимает, что удовлетворить свои интересы он может, только заботясь об окружающих его людях и обществе, в котором он живёт.
4.Закрепление нового материала

  1. Ребята, давайте попробуем привести примеры героев из сказок, пословицы и поговорки, в которых отражены данные понятия.

  2. Работа с терминами: игра « Словарное лото» (На доске начерчена таблица, в каждой ячейке написано определение изученных терминов: эгоизм, крайний эгоизм, альтруизм, разумный эгоизм……., учащиеся выбирают и соотносят определение с термином)

































Тренинг.

Мама обещала пойти с Толей в выходной день в зоопарк. Накануне долгожданного дня она пришла домой грустная. «Знаешь, - сказала мама, - не удаётся пойти нам в парк, у меня срочная работа…». Представьте, что на месте Толи оказались вы. Как поведёте себя в такой ситуации?

Варианты ответов:

    1. Ушёл в свою комнату и долго рыдал, чтобы мама услышала.

    2. Надулся и весь вечер не разговаривал с мамой.

    3. Начал кричать, что так происходит всегда, когда ему хочется куда – то пойти.

    4. стал утешать маму, сказал, что вовсе не огорчился, что можно пойти в зоопарк, когда появится наиболее удачный момент, в следующий выходной.

После каждого варианта задать вопросы:

-Что при этом почувствовала мама?

- Что почувствовал сам Толя?

- Какие варианты поведения характерны для эгоиста и для альтруиста? Почему?
5.Итоги урока

- Ребята, сегодня на уроке мы рассмотрели с вами новые нравственные понятия. Мне бы хотелось узнать, насколько ясно и точно вы усвоили значение этих понятий. Для этого предлагаю выполнить задание на контрольном листе. (приложение 1)

Рефлексия

- ребята, я вам предлагаю задание «Закончите предложения».

Вы должны закончить предложения:

1. Я сегодня узнал…

2. Самым сложным для меня было…

3. Докажите, что вы сегодня учились, а не просто присутствовали на уроке.

Чтение стихотворения учителем (приложение 2).
6.Сообщение домашнего задания

- Ребята, дома запишите добрые дела, которые вы совершите до следующего урока. Нарисуйте «Цветок добра» и напишите на нём свои добрые дела и поступки.


Приложение 1

Контрольный лист

Фамилия, имя____________________________________________ Дата ____________

  1. Соедините понятия со сказочными героями.

(Если сомневаешься, над изображением героя поставь знак вопроса).






АЛЬТРУИСТ

ЭГОИСТ



















  1. Соедините высказывания, которые на Ваш взгляд, ассоциируются с данными понятиями.

Подчерните высказывание, которое на Ваш взгляд, может являться девизом альтруистов.

Скромность

каждому к лицу.

Жизнь дана

на добрые дела.

Всё для меня, всё ради меня.




АЛЬТРУИЗМ ЭГОИЗМ


Влюблённый

в себя соперников

не видит.

Жить для других!

Друга – ищи, а нашёл – береги.



Приложение 2

Готов для человечества

Он многое свершить,

Но торопиться нечего,

Зачем ему спешить?

Пока еще он подвига

Себе не приглядел,

А дома (что поделаешь!)

Нет подходящих дел!

Дед от простуды лечится,

Лекарство дать велит,

Но он не человечество,

Он старый инвалид.

С утра Наташка мечется

(Гуляйте с ней с утра!).

Она не человечество,

А младшая сестра.

Когда судьбой назначено

Вселенную спасти,

К чему сестренку младшую

На скверике пасти?!

Пока еще он подвига

Себе не приглядел.

А дома (что поделаешь!)

Нет подходящих дел!

В своем платочке клетчатом

В углу ревет сестра:

- Я тоже человечество!

И мне гулять пора!

Приложение 3






Соотнести термин с выбранным персонажем

Альтруист – → Эгоист - →

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебное пособие для учеников «Основы светской этики» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Базовый учебник – Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных...
Учебное пособие для учеников «Основы светской этики» iconСодержание модуля «Основы светской этики»
Курс состоит из 4-х блоков, блоки 1 и 4 — общие для всех учеников, изучающих курс Основы религиозных культур и светской этики, в...
Учебное пособие для учеников «Основы светской этики» iconПояснительная записка Программа «Основы религиозных культур и светской...
Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» рассчитана на учащихся 4 класса. В рамках апробации...
Учебное пособие для учеников «Основы светской этики» iconРабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Основы светской этики»
«Основы светской этики») для 4 класса разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторской программыА....
Учебное пособие для учеников «Основы светской этики» iconРабочая программа учебного курса «Основы светской этики»
Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» рассчитана на учащихся 4-5 классов. В рамках апробации...
Учебное пособие для учеников «Основы светской этики» iconРабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики...
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы светской этики») для 4 класса разработана на основе...
Учебное пособие для учеников «Основы светской этики» iconИ. В. Кузьмин «29» августа 2013 года
Рабочая программа по модулю «Основы светской этики» комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса...
Учебное пособие для учеников «Основы светской этики» iconРабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики»...
Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской программы А. Я. Данилюка «Основы светской...
Учебное пособие для учеников «Основы светской этики» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» рассчитана на учащихся 4 классов. Комплексный учебный...
Учебное пособие для учеников «Основы светской этики» iconИнструктивно-нормативное письмо «Об обучении основам религиозных...
Сного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», включающего основы православной...
Учебное пособие для учеников «Основы светской этики» iconПрограмма «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской...
В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 часа в неделю в III...
Учебное пособие для учеников «Основы светской этики» iconКурс «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы...
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 часа в неделю вiii -ivчетвертях 4-ого класса (всего...
Учебное пособие для учеников «Основы светской этики» icon«Этикет»
Урок по теме «Этикет» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для...
Учебное пособие для учеников «Основы светской этики» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Предмет: Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики»)
Учебное пособие для учеников «Основы светской этики» iconЧто будут изучать ваши дети?
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры,...
Учебное пособие для учеников «Основы светской этики» icon«Моральный долг»
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск