Скачать 92.89 Kb.
|
Цель: дать представление о нравственных понятиях «альтруизм» и «эгоизм», показать их противоположность Задачи урока:
Этапы урока:
Используемый учебный материал: 1.Учебное пособие для учеников «Основы светской этики», А.Я. Данилюк, «Просвещение», 2010 2.Электронное пособие: «Основы светской этики» 3. В.В.Репкин «Учебный словарь русского языка, Томск, «Пеленг», 1994 г. 4.Адреса Internet: http://www.zgtk.ru/smf/index.php?topic=4551.0;wap2 http://www.orator.ru/rass51.html http://www.sunhome.ru/journal/116468 Оборудование: Проектор, интерактивная доска, меловые схемы на доске, иллюстрации. Ход урока: 1.Организационный момент Доброе утро, а что это значит? Значит, день был по-доброму начат, Значит, день принесёт нам удачу, И здоровье, и счастье нам всем. Пожелаем друг другу удачи. Слов при этом не будем жалеть. Проверка домашнего задания Фронтальная беседа по вопросам электронного приложения 4 урока № 12 2.Актуализация знаний учащихся Наш урок мы посвятим очень важному для каждого из нас вопросу. А наш разговор мы начнём с притчи, ваша задача - внимательно прослушав, выразить своё отношение к ней. Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров. — Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе. — Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия. — Но это же просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят! Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал: — Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды. Тогда человек тоже поднял звезду и бросил ее в море. Потом еще одну. К ночи на пляже было множество людей, каждый из которых поднимал и бросал в море звезду. И когда встало солнце, на пляже не осталось ни одной не спасенной души. - Какое впечатление оставила в вашей душе притча? - Почему человек сначала посчитал его глупым? - Почему он изменил своё мнение? - Какие черты характера проявляются в поступке мальчика? 3.Открытие «нового» знания - Этого мальчика можно назвать альтруистом. Сегодня мы познакомимся с этим понятием. Как вы думаете, что обозначает это понятие? - Я предлагаю вам в течение одной минуты поразмышлять и попробовать объяснить значение данного слова. - Благодарю вас за ответы. Теперь нам предстоит доказать, правы ли в наших суждениях. Работа с толковым словарём. - Найдите и прочитайте в словаре или в учебнике значение слова «альтруизм». Итак, альтруизм – это готовность человека бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами. Альтруист – человек, любящий других больше СЕБЯ, отдающий предпочтения интересам других. - Как вы считаете, как называют человека, который обладает противоположными качествами? Эгоист – это человек, любящий себя больше ДРУГИХ. Найдите толкование этого слова у себя в словарях. Эгоизм — это действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей или общества. «Всё для меня, всё ради меня» — вот принцип эгоиста. Он спокойно может нарушать нравственные нормы и пренебрегать общественными ценностями. Были ли в твоей жизни поступки, схожие с альтруизмом и эгоизмом? Какие типы эгоизма выделяются? Крайний эгоизм - проявляется в виде самомнения, неуважения к другим людям, пренебрежения их достоинством и правами. Окружающие люди воспринимаются только как средство для достижения собственных целей. Разумный эгоизм — способность человека, преследуя свои интересы, содействовать общему благу. Разумный эгоист понимает, что удовлетворить свои интересы он может, только заботясь об окружающих его людях и обществе, в котором он живёт. 4.Закрепление нового материала
Тренинг. Мама обещала пойти с Толей в выходной день в зоопарк. Накануне долгожданного дня она пришла домой грустная. «Знаешь, - сказала мама, - не удаётся пойти нам в парк, у меня срочная работа…». Представьте, что на месте Толи оказались вы. Как поведёте себя в такой ситуации? Варианты ответов:
После каждого варианта задать вопросы: -Что при этом почувствовала мама? - Что почувствовал сам Толя? - Какие варианты поведения характерны для эгоиста и для альтруиста? Почему? 5.Итоги урока - Ребята, сегодня на уроке мы рассмотрели с вами новые нравственные понятия. Мне бы хотелось узнать, насколько ясно и точно вы усвоили значение этих понятий. Для этого предлагаю выполнить задание на контрольном листе. (приложение 1) Рефлексия - ребята, я вам предлагаю задание «Закончите предложения». Вы должны закончить предложения: 1. Я сегодня узнал… 2. Самым сложным для меня было… 3. Докажите, что вы сегодня учились, а не просто присутствовали на уроке. Чтение стихотворения учителем (приложение 2). 6.Сообщение домашнего задания - Ребята, дома запишите добрые дела, которые вы совершите до следующего урока. Нарисуйте «Цветок добра» и напишите на нём свои добрые дела и поступки. Приложение 1 Контрольный лист Фамилия, имя____________________________________________ Дата ____________
(Если сомневаешься, над изображением героя поставь знак вопроса).
Подчерните высказывание, которое на Ваш взгляд, может являться девизом альтруистов.
Приложение 2 Готов для человечества Он многое свершить, Но торопиться нечего, Зачем ему спешить? Пока еще он подвига Себе не приглядел, А дома (что поделаешь!) Нет подходящих дел! Дед от простуды лечится, Лекарство дать велит, Но он не человечество, Он старый инвалид. С утра Наташка мечется (Гуляйте с ней с утра!). Она не человечество, А младшая сестра. Когда судьбой назначено Вселенную спасти, К чему сестренку младшую На скверике пасти?! Пока еще он подвига Себе не приглядел. А дома (что поделаешь!) Нет подходящих дел! В своем платочке клетчатом В углу ревет сестра: - Я тоже человечество! И мне гулять пора! Приложение 3 Соотнести термин с выбранным персонажем Альтруист – → Эгоист - → |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Базовый учебник – Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных... | Содержание модуля «Основы светской этики» Курс состоит из 4-х блоков, блоки 1 и 4 — общие для всех учеников, изучающих курс Основы религиозных культур и светской этики, в... | ||
Пояснительная записка Программа «Основы религиозных культур и светской... Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» рассчитана на учащихся 4 класса. В рамках апробации... | Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Основы светской этики» «Основы светской этики») для 4 класса разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторской программыА.... | ||
Рабочая программа учебного курса «Основы светской этики» Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» рассчитана на учащихся 4-5 классов. В рамках апробации... | Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики... Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы светской этики») для 4 класса разработана на основе... | ||
И. В. Кузьмин «29» августа 2013 года Рабочая программа по модулю «Основы светской этики» комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса... | Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики»... Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской программы А. Я. Данилюка «Основы светской... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» рассчитана на учащихся 4 классов. Комплексный учебный... | Инструктивно-нормативное письмо «Об обучении основам религиозных... Сного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», включающего основы православной... | ||
Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской... В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 часа в неделю в III... | Курс «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы... Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 часа в неделю вiii -ivчетвертях 4-ого класса (всего... | ||
«Этикет» Урок по теме «Этикет» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Предмет: Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») | ||
Что будут изучать ваши дети? Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры,... | «Моральный долг» Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» |