«Моральный долг»





Скачать 152.95 Kb.
Название«Моральный долг»
Дата публикации01.08.2014
Размер152.95 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Сосковец Тамара Александровна, учитель русского языка и литературы

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Староювалинская средняя общеобразовательная школа»

Методическая разработка урока с использованием компьютера

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики»

Класс – четвертый

Тема урока: «Моральный долг».

Форма урока: комбинированный

Задачи урока:

образовательные - овладение учащимися основными понятиями: «Моральный долг. Моральная обязанность»;

развивающие – развитие познавательных способностей;

воспитательные – формирование коммуникативных умений,умений саморегуляции и саморегулирования своей учебно- познавательной деятельности, умений работать в коллективе, взаимодействовать со сверстниками

Учебно-методическое обеспечение – А.Я. Данилюк «Основы светской этики»;

Необходимое оборудование и материалы для занятия – компьютеры, проектор, интерактивная доска

Время реализации занятия – 45 минут

Авторский медиапродукт: 1. среда POWER POINT

2. вид медиапродукта - наглядная презентация учебного материала.12 слайдов

3. Технологический сценарий
Структура медиапродукта и краткое описание содержания интерактивных учебных кадров – экранов

Структура и содержание

Управление слайдом

Время

(мин)

№ слайдов

Вводно-мотивационный этап.

Тема урока

Начать показ слайдов

Переход на слайд №2

2 мин


1

Человек свободен в своем выборе.

Фрагмент песни М. Минкова-Ю.Энтина «Дорога добра»

Включить грамзапись (звук появляется по щелчку)

2

Операционно-познавательный этап: Повторение.

Тест Работа на компьютерах в парах


Использование программы MyTest Модуль тестирования (MyTestStudent),

5 мин

2

Работа в Электронном приложении к учебному пособию «Основы светской этики» Разделы «Контроль», «Тренажер»

Переход на Электронное пособие

5 мин

Операционно-познавательный этап: Новый материал

«Моральный долг» Слово учителя.

Переход на слайд №3

2 мин

3

Этап осмысления: Закрепление

1. Интерактивный момент

Переход на Электронное пособие

2 мин




2. Ассоциативная работа над основными понятиями темы: «Основные моральные обязанности»

1) Песня «Огромное небо» (исполняет учитель)


Переход на слайд №4 Включать гиперссылки и грамзапись (по щелчку)

16 мин

4-10

2) «Это интересно»

Гиперссылка Переход на Электронное пособие

3) Работа по иллюстрациям

4) Фрагмент мультфильма «Мешок яблок»

Гиперссылка

Включить видеоклип

5) Э. Асадов «Стихи о рыжей дворняге»

Гиперссылка


6) Фрагмент видеоклипа «Ветераны»

Гиперссылка

Включить видеоклип

7)Привести примеры уважения прав других людей и заботы о детях и стариках




Обобщение: таблица

Переход на слайд №11

11

Физкультминутка




1 мин




Работа с учебником




1 мин

11

Контрольный этап

Работа в группах на компьютерах. Кроссворд

Использование программы PikOCross2 OLite

6 мин




Завершающий этап

Фрагмент видеоклипа «Русь»

Переход на слайд №12

Включать видеоклип и грамзапись (по щелчку)

2 мин

12

Итог урока Песня М. Минкова-Ю.Энтина «Дорога добра»

2 мин

Домашнее задание.




1 мин

Рефлексия








Система навигации



Описание медиаприложений

Электронное приложение к учебному пособию «Основы светской этики», видеоклип «Ветераны», видеоклип «Мешок яблок», видеоклип «Русь», фонограмма М. Минкова-Ю.Энтина «Дорога добра», программа PikOCross2 OLite, Программа MyTest Модуль тестирования (MyTestStudent), Редактор тестов (MyTestEditor) (можно приобрести в ТОИПКРО у Мещерякова А.Ф.)
Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

недостаточное количество информационного материала в существующих учебно-методических пособиях (в учебниках нет определенных иллюстраций, текстов и т.д.)

интенсификация учебно-воспитательного процесса (увеличение количества предлагаемой информации, уменьшение времени подачи материала)

повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов.

развитие наглядно-образного мышления

развитие понятийного мышления за счет возможности и необходимости самостоятельно обобщать материал, выделять смысловые группы


План занятия (деятельность учителя и учащихся для достижения педагогических целей)

Структурные элементы

Время

(мин)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вводно-мотивационный этап.

2 мин


Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихся.

Положительный настрой на урок.

Операционно-познавательный этап:


10 мин

Направлен на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе.

Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу, систематизирует информацию до изучения нового материала

Операционно-познавательный этап: Новый материал

2

мин мин

Определение темы и целей работы на уроке.

Осмысление новой информации детьми.

Этап осмысления

20 мин

Формируется вызов на получение новой информации

Самостоятельное определение уровня собственных знаний.

Ассоциативная работа над основными понятиями темы:

Установление причинно-следственных связей между блоками информации.

Выполнение практических заданий на основе изученной информации.

Физкультминутка

Направлена на сохранение здоровья детей.

Динамическая пауза

Работа с учебником

Фиксируется недопонятая информация.

Ученик читает текст, осмысливает информацию.

Контрольный этап

6 мин

Организация групповой работы по открытию новых знаний.

«Мозговой штурм». Групповая работа.

Завершающий этап

5мин

Побуждение к дальнейшему рас­ширению информационного поля

Соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса.

Домашнее задание.

Разъяснение задания на дом

Запись в дневниках.

Рефлексия








Карта занятия с точки зрения воздействия на определенные качества учащихся



Комментарий хода урока

Время

(мин)


№ слайдов

Развитие личностных качеств и психических процессов

Репродуктивные формы деятельности

Продуктивные формы деятельности

Вводно-мотивационный этап.

1.Организация деятельности учащихся.

Фрагмент песни М. Минкова-Ю.Энтина «Дорога добра»


1 мин

№1,2




Эмоционально-чувственные

Операционно-познавательный этап: Повторение.

Слово учителя

О моральном выборе человека

1мин

№2

Внимание, память


Активное слушание,

Тест «Моральный выбор человека»

Работа на компьютерах в парах


5 мин

Мышление, внимание, память



Рефлексивные: способность выделять причинно-следственные факторы

Внутренняя самоорганизация

Работа в Электронном приложении к учебному пособию «Основы светской этики» Разделы «Контроль», «Тренажер»

5 мин

Операционно-познавательный этап: Новый материал

Слово учителя «Моральныйдолг»

2 мин

№3

Мышление

ассоциативность аналитические способности

Любознательность

Этап осмысления: Закрепление

1. Интерактивный момент «Основные моральные обязанности» (Электронное пособие)

2 мин







Поведенческие: активность, целеустремленность

2. Ассоциативная работа над основными понятиями темы: «Основные моральные обязанности»

1) Песня «Огромное небо» (исполняет учитель) «Человек года»

2) (Электронное пособие) Раздел «Это интересно»

3) Работа по иллюстрациям (Электронное пособие) «Быть благодарным – моральный долг»

4) Фрагмент мультфильма «Мешок яблок»

5) Э. Асадов «СТИХИ О РЫЖЕЙ ДВОРНЯГЕ»

6) Фрагмент видеоклипа «Ветераны»

7)Привести примеры уважения прав других людей и заботы о детях и стариках

16 мин

№4 -10

Мыслительные качества: организованность,

самостоятельность, аналитические способности;

Речевые: точность, аргументированность, уместность речи, выразительность речи

Рефлексивные: способность обнаруживать причинно-следственные связи

Поведенческие: активность, целеустремленность

Коммуникативные: толерантность, умение ориентироваться в аудитории, культура эмоций



Обобщение: таблица

11

Физкультминутка

1 мин










Работа с учебником «Мудрые мысли»

1мин




Внимание, аргументированность

Любознательность


Контрольный этап

Работа в группах. Решить Кроссворд «Моральный долг»

6 мин




Организованность


Аналитические способности, любознательность, коммуникативная культура,

толерантность

Завершающий этап

Вывод: Фрагмент видеоклипа «Русь»


2мин

№ 12

Ассоциативность

Культура эмоций, эмоционально-образное мышление

Итог урока Песня М. Минкова-Ю.Энтина «Дорога добра»

2мин

Домашнее задание.


1мин

Память





Рефлексия

Внимание





Урок 11. Моральный долг

Основные термины и понятия: Моральный долг. Моральная обязанность.

Рекомендации к уроку:

Использование мультимедийных наглядных пособий;

Применение групповых и парных форм работы при выполнении творческих заданий;

Воздействие на чувственно - эмоциональную сферу ребенка через прослушивание песен, чтение стихов и художественных текстов;

Создание особого психологического климата на уроках в рамках данного курса строить отношения между учеником и учителем на основе доброжелательности, добровольности, возможности каждому участнику занятия высказывать индивидуальное мнение).

Использование элементов здоровьесберегающих технологий (физкультминутка);

Ожидаемые результаты:

Формирование и развитие следующих компетенций:

Общекультурных;

Ценностно – смысловых;

Учебно – познавательных.
Ход урока:
I. Вводно-мотивационный этап Организация деятельности учащихся. (Слайд № 1)
(Слайд №2)Фрагмент песни М. Минкова-Ю.Энтина «Дорога добра»

Спроси у жизни строгой

Какой идти дорогой,

Куда по свету белому

Отправиться с утра.
Иди за солнцем следом,

Хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра.

Иди за солнцем следом,

Хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра.

II Операционно-познавательный этап: Повторение.

Слово учителя: «Нелегко выбрать правильный путь в жизни. Каждый человек свободен в своем выборе. Вспомним основные понятия:

Свобода. Моральный выбор. Ситуация морального выбора. Моральный конфликт. Ответственное поведение. Свободный выбор личности. Отношения ответственности».
1. Работа в парах на компьютерах. Тест Моральный выбор человека

(создан в программе MyTest Модуль тестирования (MyTestStudent), Редактор тестов (MyTestEditor Выполняется детьми на компьютерах. При отсутствии компьютеров возможен текстовый вариант)

Гиперссылка Тест Моральный выбор человека.doc
2) Индивидуальная работа в Электронном приложении к учебному пособию «Основы светской этики» Гиперссылка Контроль и тренажер. Электронное пособие.doc
III. Операционно-познавательный этап: Новый материал (Слайд №3)Тема урока «Моральный долг» (Запись в тетрадь темы урока)

1. Обсуждение темы урока с учащимися

Вопросы: как вы понимаете тему урока? Какое значение имеет слово «долг»?

1)Самостоятельная работа учащихся. Задание: составьте предложение со словом долг.

Обсуждение результатов самостоятельной работы. Вопросы: Какие предложения вы составили? В каком значении в них употребляется слово долг? Обратитесь к толковому словарю, выпишите оттуда значение слова долг. Совпадет ли ваше понимание значения этого слова с тем, что написано в словаре? (В словаре С.И.Ожегова значение слова долг определяется как «Обязанность»)

Как вы думаете, как связана тема предыдущего урока с темой урока сегодняшнего?

Вы узнаете

Что такое моральный долг.

Какие моральные обязанности есть у человека.

В чем особенность морального долга.

Основные понятия

Моральный долг. Моральная обязанность.
2. Слово учителя. Гиперссылка Материал для учителя.doc

«Понятие долга является одним их ключевых в этике. Долг тесно связан со свободой и ответственностью. Долг – это осознание человеком необходимости исполнения моральных норм, которые соответствуют моральному идеалу, существующему в обществе»
III Этап осмысления: Закрепление

1. Интерактивный момент «Основные моральные обязанности» (Электронное пособие)

2. Ассоциативная работа над основными понятиями темы: «Основные моральные обязанности» (Слайд№4 + гиперссылки слайды № 5-10)

Определить, и прокомментировать, о какой моральной обязанности идет речь. По возможности для заполнения таблицы использовать инструментарий интерактивной доски «Перемещение объектов»

(Гиперссылка Слайд №5)1) Песня «Огромное небо» (исполняет учитель) (Профессиональный и патриотический долг)Гиперссылка Песня Огромное небо.doc

- Еще один пример. Наш земляк, выпускник школы 1999г пожарный Кайзер Николай спас людей из огня. Он стал номинантом конкурса «Человек года», награжден медалью

(Гиперссылка Слайд №6)2) (Электронное пособие) Раздел «Это интересно» (Бескорыстная помощь другим людям) «Волонтёрская, или добровольческая, деятельность»

(Гиперссылка Слайд №7)3) Работа по иллюстрациям (Электронное пособие) «Быть благодарным – моральный долг» (Благодарность)

(Гиперссылка Слайд №8)4) Фрагмент мультфильма «Мешок яблок».(родительский долг)

(Гиперссылка Слайд №9)5) Э. Асадов «Стихи о рыжей дворняге» (Соблюдение установленных в обществе моральных норм)Гиперссылка Стих.Асадова О рыжей дворняге.doc

Гиперссылка Слайд №10)6. Фрагмент видеоклипа «Ветераны»
7) Привести пример уважения прав других людей и заботы о больных и стариках

8) Обобщение по таблице (Слайд№11)

Основные моральные обязанности


1.Профессиональный долг

2. Бескорыстная помощь другим людям

3. Благодарность

4.Родительский долг

5. Соблюдение установленных в обществе моральных норм

6. Патриотический долг

7.Уважение прав других людей

8.Забота о больных и стариках



3. Физкультминутка «Защитники Отечества»

Представьте себе, что вы богатыри – защитники Отечества на заставе. Вы шагаете вдоль границы… Вы зорко смотрите вокруг…А теперь – тренировка: достаньте из колчана за спиной стрелу, натяните лук, выпустите стрелу по мишени… Вздохните с радостью: стрела попала в цель
4.Работа с учебником «Мудрые мысли»

Как вы могли бы объяснить цитаты?

«Нарушая свой долг, тем самым нарушают и свои права» (Ж.Ж. Руссо)

«Сознавать долг и не исполнять его – это трусость» (Конфуций)
5. Контрольный этап Решить Кроссворд (создан в программе PikOCross2 OLite, выполняется на компьютерах или в текстовом варианте) Гиперссылка Кроссворд Моральный долг.doc

IV. Завершающий этап

1. Итог урока

(Слайд №12) Вывод: «Меняются времена и люди, но каждый человек обязан выполнять моральный долг, чтобы жизнь на земле процветала. Так было испокон веков, и так должно быть».

Фрагмент видеоклипа «Русь»

Каждый человек делает свой свободный выбор: каким ему быть. Какой дорогой идти.

Песня М. Минкова-Ю.Энтина «Дорога добра»
2. Задание на дом: Чтение статьи из пособия для учащихся. Подбери две-три пословицы, в которых говорилось бы о долге человека. Объясни, как ты понимаешь значение этих пословиц.
3. Рефлексия. Смайлики

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Моральный долг» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мораль. Основные принципы и нормы морали. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный...
«Моральный долг» iconТема: Совесть. Долг
Способствовать формированию умения анализировать жизненные ситуации, выстраивая алгоритм рассуждения на основе понятий обществоведческого...
«Моральный долг» iconПравило, принятое в обществе Основные вопросы урока: Что такое моральный долг?
Железнова Лариса Борисовна, ст преподаватель кафедры педагогики и психологии ипк и ппро огпу
«Моральный долг» iconВыставка книг, иллюстрации Основные вопросы урока: Что такое моральный долг?
Железнова Лариса Борисовна, ст преподаватель кафедры педагогики и психологии ипк и ппро огпу
«Моральный долг» iconПрезентация «Моральный долг»
Дать начальные представления о моральных нормах поведения и правилах нравственного поведения, соответствующих моральному идеалу,...
«Моральный долг» iconУрока: к концу урока учащиеся смогут
Узнают: термины и понятия темы – нравственные ценности и категории, добро и зло, стыд и совесть, долг и ответственность, милосердие,...
«Моральный долг» iconРабочая карта урока
Эпиграф к уроку: «Социальный долг человека-быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой. Это долг личного счастья и ауры доброжелательности...
«Моральный долг» iconГосударственный долг РФ
Внешний долг России
«Моральный долг» iconМодуль «основы светской этики» Урок «свобода и моральный выбор»
Цель урока: проанализировав понятие «свобода» и связанное с ним понятие «моральный выбор», прийти к выводу о том, что только от человека,...
«Моральный долг» iconКонспект урока обществознания в 8 классе по теме «Моральный выбор...
Способствовать формированию умения анализировать жизненные ситуации, выстраивая алгоритм рассуждения на основе понятий обществоведческого...
«Моральный долг» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «государственный и муниципальный долг» Ростов-на-Дону
«Государственный и муниципальный долг» подготовлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего...
«Моральный долг» iconПрограмма учебной дисциплины «Государственный и муниципальный долг»
Программа дисциплины «Государственный и муниципальный долг» составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
«Моральный долг» iconУрок в школе в рамках реализации долгосрочного проекта «Урок в Москве»
Изучаемые элементы содержания: бюджет, бюджет рф, бюджет Москвы, программные расходы, непрограммные расходы, доходы и расходы бюджета,...
«Моральный долг» iconПрограмма учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика
Мировоззренческий, биографический, моральный и философский контекст творчества Канта
«Моральный долг» iconПланирование учебного материала по обществознанию в 8 классе учебник
Моральный выбор – это ответственность. Моральные знания и практическое поведение людей
«Моральный долг» iconАлександр Никонов Свобода от равенства и братства. Моральный кодекс строителя капитализма
Учебник предназначен для студентов, магистрантов, аспирантов, изучающих политические и психологические науки


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск