Наши первые тьюторские пробы





Скачать 77.67 Kb.
НазваниеНаши первые тьюторские пробы
Дата публикации27.11.2014
Размер77.67 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Астрономия > Документы
ФЕСТИВАЛЬ ДЕТСКИХ ПРОЕКТОВ:

НАШИ ПЕРВЫЕ ТЬЮТОРСКИЕ ПРОБЫ

Зверева Т.Н., заместитель директора МБОУ

«Начальная общеобразовательная школа № 1» города Чебоксары,

координатор тьюторской стажировочной площадки

Степанова В.Н., педагог-психолог МБОУ

«Начальная общеобразовательная школа № 1» города Чебоксары,

координатор тьюторской стажировочной площадки


Эта история случилась в недавнем прошлом. В марте 2010 года в нашей начальной общеобразовательной школе № 1 был объявлен Фестиваль детских проектов. «Объявлен» – сказано значительно, но не совсем точно. На самом деле на большой доске объявлений в первый день после каникул (в нашей школе весенние каникулы объявляются на две недели раньше, чем в других школах) появилось обращение к учащимся: «Ребята, знаете ли вы, что такое проект!? Помогите, пожалуйста. Может быть, где-то можно найти информацию об этом. Если кто-то знает, откликнитесь, напишите на листах бумаги, что прикреплены ниже». Объявление заинтересовало детей. Целый день они толпились около стенда. Читали, что-то громко обсуждали между собой, но не сделали в первый день ни одной записи. Однако вывешенное объявление не оставило ребят равнодушными. И на второй день появились первые отклики.
Началась переписка, которая закончилась тем, что на линейке ребятам было предложено принять участие в Фестивале проектов. Желающие разработать и реализовать собственные проекты записывались целую неделю. Затем всех записавшихся пригласили в конференц-зал школы, где мы, координаторы нашей тьюторской стажировочной площадки, попробовали вместе с детьми разобраться в том, что такое проект, какие бывают проекты, из каких этапов они состоят, для чего разрабатываются проекты, и, как их можно организовать. Это был курс «экспресс-обучения». Договорились с детьми о том, что 30 марта в 14.00 все проектные группы, а заявлено было 17 проектных групп, которые были сформированы самими ребятами на основе общих интересов, соберутся в конференц-зале на второй этап – разработку «Проектов инициатив». А тем, кому нужно было посоветоваться по поводу своих проектных идей до 30 марта, могли это сделать, обратившись к нам, организаторам Фестиваля, своим учителям и родителям.

А недели за две до этого, в первые дни каникул, мы для наших учителей провели еще один обучающий семинар-практикум, где не только вспомнили техники и приемы развития познавательных интересов учащихся, которые изучали под руководством нашего научного консультанта Дудчик Светланы Викторовны, доцента кафедры открытых образовательных технологий Московского института открытого образования, но и еще раз обсудили возможные этапы тьюторского сопровождения. Договорились о том, какой будем придерживаться стратегии во время подготовки к Фестивалю, в процессе представления проектных идей, а также в процессе знакомства с результатами проекта. Мы понимали, что учителям, привыкшим управлять детьми, трудно будет себя удерживать от активных действий, прямых советов, наставлений, рекомендаций, поэтому договорились заранее, что исключаем из процесса общения с детьми всякие формы активного вмешательства, оставляем за собой только стратегии «мягкого» тьюторского сопровождения. Насколько оно получилось тьюторским, мы обсуждали уже позже вместе со своими коллегами по муниципальному сетевому проекту «Тьюторские технологии в образовании», которые не единожды приходили к нам на наши тьюторские пробы. А тьюторскими пробами в нашем сообществе мы называем попытки педагогов на практике «опробывать» в работе с обучающимися разные технологии сопровождения.

И вот наступило 30 марта. Работа над планами проектов заняла около 1 часа. Затем проектанты представляли свои проекты по следующему алгоритму: тема проекта (что проектируется?) – цель (для чего?) – как будете это делать? – сколько вас? – что должно получиться? – какая польза от вашего проекта вам, людям? - когда будет презентация вашего проекта?

Далее состоялась защита проектов. Время защиты длилось от 3 до 5 минут. Каждая группа рассказала о своих будущих проектах. В первый день выступило 6 человек. А 2 апреля еще 11. Только 3 проекта было отправлено на доработку, остальные участники проектов приступили к 3-ему этапу, самому сложному, к реализации проектных идей.

А идеи были. Много идей и разные: кто-то захотел изучить чайные церемонии разных народов, кому-то были интересны только японские традиции чайных церемоний, кто-то решил начать выпускать для первоклассников журнал «Лапки-царапки», третьеклассники решили провести мастер-класс «Брейк-данс», девочки второго класса решили провести мастер-класс по изготовлению салфеток, мальчики третьих классов решили взять на себя проведение шашечного турнира, кого-то серьезно заинтересовал буддизм, кого-то - иудейская пасха, кого-то – путешествие в звездную страну, кого-то – город будущего и т.д. Первоклассник Иванов Егор, несмотря на серьезные возражения мамы (она настоятельно рекомендовала сыну посвятить свой проект музыкальной теме, так как мальчик, по ее мнению, – не совсем спортивный, но посещающий музыкальную школу), решил подготовить реферат о футболе.

Наконец, наступил день, когда первые группы проектантов представили результаты реализации своих проектов. Даты презентаций проекта предлагали сами дети. На презентацию были приглашены ученики, педагоги, родители и педагоги тьюторских стажировочных площадок муниципального сетевого проекта «Тьюторские технологии в образовании» из других школ.

Результаты превзошли наши ожидания. На презентации были представлены и коллективные, и групповые, и индивидуальные проекты. Дети просто поражали взрослых самостоятельностью, глубиной своих замыслов, своими проектными продуктами и размышлениями по итогам проделанной работы.

Из высказываний гостей Фестиваля.

- Замечательные проекты. Больше всего поразил проект «Чайные церемонии Японии». Ощущения того, что нахожусь в обычной классной комнате не было. Я точно присутствовала в японском доме со всеми особенностями его оформления и необычным одеянием хозяев этого дома. Очень многое узнала о чайных церемониях Японии. Даже не догадывалась о том, для чего и почему совершаются некоторые из них..

- Идея чайных церемоний, видимо, серьезно зацепила детей. Просто какой-то парад национальных чайных традиций: русское чаепитие, татарское чаепитие, узбекское чаепитие, английские традиции чаепития… Да еще с таким размахом. А сколько ребята узнали интересного, а, главное, – научились самостоятельно организовывать деятельность.

- Поразил Ваня Егоров и его работа о футболе. А как серьезно и обстоятельно, с цифрами в руках, он объяснял директору школы, почему нельзя на их спортивной площадке разбить футбольное поле. И маме сумел доказать, что может быть самостоятельным и упорным в достижении цели. Все так серьезно, что на время забыла, что передо мной первоклассник.

- От чистого сердца завидую современным детям. Захотели сделать журнал - и сделали. Конечно же, и возможности у детей сейчас другие: компьютер, интернет. У нас, к сожалению, этого всего не было. Молодцы, девчонк! Не поняла только, почему журнал назван «Лапки-царапки». Но подкупает самостоятельность детей, их умение договариваться со взрослыми.

- А мне понравилось, как 4-ые классы организовывали друг для друга праздники. Сколько выдумки, творчества, и все сами.

На презентациях царила обстановка радости и творческой свободы. Дети были самостоятельны как в выборе тем, так и в выборе форм презентаций результатов своих проектов. И им это очень нравилось.
Из бесед участников муниципального сетевого проекта с детьми, авторами и организаторами проектов.

- Мне понравилось, как мы организовали праздник для 4 Б класса. И праздник понравился. А больше всего то, как мы это готовили, А, главное,- нам никто не мешал. Мы все делали сами.

- Я думаю, что мы научились работать все вместе, в группе.

- А я очень боялся выступать перед всеми. А сейчас уже не боюсь. В следующий раз, думаю, получится лучше.

- А я научился работать с новым компьютерным программами, ведь, энциклопедию без компьютера не сделаешь.

- Сначала мы никак не могли решить, кто, что из нас будет делать, ссорились, спорили, а потом договорились. Мне понравилось, как мы договорились. Я, например, оформляла чайный стол.

- Мне хочется сделать еще один проект. Я думал в начале, что у меня ничего не получится, боялся этого. А теперь знаю, что могу.

- Да, я получил именно тот результат, которого хотел. Мне помогала мама и моя учительница. Нет, они мне ничего не навязывали. Если мне надо было, я к ним обращался.

- Нет, я не знал, что Татьяна Николаевна - тьютор. Она мне просто помогала разными вопросами.

Нам, взрослым, тоже понравилось. Поразил энтузиазм детей, их жажда деятельности, самостоятельной деятельности. Как-то в один из дней, находясь на городском совещании, вспоминаю, что в школе сегодня запланирован шашечный турнир. Это один из проектов третьеклассников. Понимаю, что к началу уже точно не успеваю. Бегу, звоню, волнуюсь. Прихожу и вижу: в зале расставлены столы, на столах – шашки, за столами – участники турнира. Все тихо, спокойно, между столами чинно и важно перемещаются третьеклассники-организаторы турнира. Взрослых рядом нет. Расспрашиваю учителей о том, кто помог. Те, удивленно пожимают плечами: «Они все сами». «Боже мой, как же мало мы доверяем детям» - подумала я. А думать и размышлять было над чем.

Из бесед участников муниципального сетевого проекта с педагогами - тьюторами стажировочной площадки и организаторами Фестиваля проектов.

- Думаю, что проект многому научил не столько детей, сколько нас. Мы учились быть тьюторами. Удалась ли нам эта роль или нет, пока трудно судить. Сначала, я думала, что это легко, не вмешиваться, дать возможность детям проявлять самостоятельность, но мои беседы с ребятами заняли у меня значительно больше времени, чем я предполагала. Надо было помочь ребятам выстроить ресурсную карту реализации проектной идеи. Разобраться в том, что они хотят сделать, и почему именно это, а не что-то другое, что им необходимо будет сделать для того, чтобы довести проект до задуманного результата, что им для этого надо прочитать, с кем встретиться, кому позвонить, куда для этого отправиться.

- Что мне мешало? Иногда хотелось что-то сделать самой, я знала, что я сделаю это лучше, но я помнила о рекомендациях Татьяны Николаевны и Валентины Николаевны и терпеливо ждала. Не сразу, но со временем мне удалось стать внимательней к деталям, не спешить, давать время ребятам для вызревания разных идей, для принятия лучших решений, при этом ничего не навязывая им.

- Мне ясно одно: дети нас удивили: и своей информированностью, и своей самостоятельностью, и своими мыслями. Я не знаю, получится ли из меня тьютор, но я знаю одно: мне нравится с ними общаться по-другому, больше доверяя им, помогая им становиться самостоятельными.

- А мне понравился сам процесс работы с прогнозированием будущего результата проекта, с нахождением необходимых ресурсов.
Фестиваль позволил увидеть многое в другом свете. С одной стороны он был задуман как площадка, где дети могут обозначить свой образовательный интерес, проявить инициативу и попробовать себя в новой деятельности. А с другой стороны - как возможность педагогам попробовать себя в новой роли, роли тьюторов, ведь это была наша первая проба, проба технологии тьюторского сопровождения проектной деятельности учащихся начальной школы. Но это была не только наша тьюторская проба, но и проба родителей, которые неожиданно для нас вдруг проявили такую активность, что пришлось организовывать для них специальную мастерскую «Как стать хорошим тьютором своему ребенку».

Мы думали, что Фестиваль будет длиться два месяца, как запланировали, а он оказался у нас перманентно текущим. Дети по сей день все идут и идут с новыми проектными идеями. Ну что ж, решили мы, пусть будет так. И как только накапливается необходимый объем подготовленных проектов, объявляется их презентация.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Наши первые тьюторские пробы icon§ Первые шаги, первые трудности, первые достижения
Д. И. Грищенко; первые судебные дела; формирование адвокатского корпуса; исполняющая обязанности председателя оргбюро Е. И. Николаенко;...
Наши первые тьюторские пробы iconНаши первые шаги в изучении курса орксэ
Елена Юрьевна Щукина, учитель начальных классов моу сош №13 с углубленным изучением отдельных предметов
Наши первые тьюторские пробы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
От кистеперых рыб произошли древние земноводные — ихтиостеги. Появились первые отряды крылатых насекомых — тараканы и стрекозы. 10....
Наши первые тьюторские пробы iconСценарий праздника "8 марта"
Не случайно самый первый праздник посвящён, самой прекрасной и удивительной половине человечества, вам наши любимые мамы и бабушки,...
Наши первые тьюторские пробы iconТема: «Сказочный денек»
Ну, вот мы и на месте! Перед нами станция «скороговорная». Что же она нам приготовила? Наши ручки, наши ножки, наши спинки не устали....
Наши первые тьюторские пробы iconА. М. Банкина «Наши желания предчувствия скрытых в нас способностей,...
Именно первые впечатления от знакомства с искусством оказывают часто, если не решающее, то очень сильное влияние на последующее музыкальное...
Наши первые тьюторские пробы iconМ. Норбеков, Ю. Хван Энергетическое здоровье
Первые наши две публикации — «Уроки Норбекова» и «Тренировка тела и духа» — вызвали огромную волну читательского интереса, которая...
Наши первые тьюторские пробы iconРеферат по предмету: «Основы информатики и программирования»
Несколько тысячелетий спустя появились первые ручные вычислительные инструменты. А в наши дни сложнейшие вычислительные задачи, как...
Наши первые тьюторские пробы iconНоминации конкурса
Учащиеся школы ведут поисковую работу по теме «Наши выпускники – воины – интернационалисты». Были установлены имена тех, кто ещё...
Наши первые тьюторские пробы icon«Богу – душу, жизнь – отчизне, долг – себе, честь – никому!» Самым...
Виновниками торжества были наши кавалергарды, первые представители кадетского образования в нашем городе после кадетов лицея №18,...
Наши первые тьюторские пробы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Как же повезло всей нашей семье, что именно Ольга Владимировна дает дочке первые уроки письма и счета, первые настоящие уроки мудрости,...
Наши первые тьюторские пробы iconМихаил федотов олимпийский чемпион в первые три года жизни
Леонид Жаботинский обманул перед последней попыткой Юрия Власова. Мы знаем, как распределялись удары в голову и в корпус абсолютного...
Наши первые тьюторские пробы iconДиплом Настоящее и прошлое образования
В наши дни образование по прежнему играет огромную роль в жизни любого человека более того, первые несколько десятков лет своей жизни...
Наши первые тьюторские пробы iconДиплом Настоящее и прошлое образования
В наши дни образование по прежнему играет огромную роль в жизни любого человека более того, первые несколько десятков лет своей жизни...
Наши первые тьюторские пробы iconКонкурс «Первые шаги»
Цель контроля: Проанализировать результаты подготовки и проведения лицейского конкурса творческих работ «Первые шаги»
Наши первые тьюторские пробы icon20 декабря на базе мбоу мишкинская сош прошёл с еминар заместителей директоров по увр
«Практические аспекты введения фгос ноо: первые шаги и первые результаты» (Петрова З. А.– директор)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск