А. М. Банкина «Наши желания предчувствия скрытых в нас способностей, предвестники того, что мы в состоянии будем совершить»





Скачать 355.23 Kb.
НазваниеА. М. Банкина «Наши желания предчувствия скрытых в нас способностей, предвестники того, что мы в состоянии будем совершить»
страница1/4
Дата публикации24.06.2014
Размер355.23 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4
ГОУ ДЮЦ «Виктория»

Музыкально-хоровая студия «Аннино»

Музыкальные способности ученика и методы их развития на занятиях по фортепиано

Автор: педагог

дополнительного образования

А. М. Банкина


«Наши желания – предчувствия скрытых

в нас способностей,

предвестники того, что мы в состоянии

будем совершить»

Гете

Введение


Начальный этап обучения игре на фортепиано имеет свои особенности. Прежде всего, речь идет о приобщении ребенка к миру музыки, поэтому очень важно заботиться о справедливом воспитании ребенка, что справедливо считается ответственным и сложным делом. Именно первые впечатления от знакомства с искусством оказывают часто, если не решающее, то очень сильное влияние на последующее музыкальное развитие учащегося.

Наряду с учебными задачами, к примеру, знакомством с основами музыкальной грамоты, на начальном этапе обучения необходимо особое внимание уделять развитию музыкальных способностей учащегося – слуха, ритма, музыкальной памяти. Проблема развития музыкальных способностей ученика является доминирующей на начальном этапе обучения. В фортепианной методике существует много рекомендаций для решения этой проблемы. Однако в практике зачастую требуются дополнительные нетрадиционные средства для решения определенных задач, в том числе и на развитие чувства ритма, музыкальной памяти ученика.

Так, в работе над ритмом обычные способы – счет вслух, отработка ритма с помощью тактирования или отстукивания не всегда дают нужный результат. В  практике индивидуального обучения часто требуются какие-либо особенные средства.

В работе по развитию ритма к таким средствам можно отнести декламацию. Педагог, по мере необходимости, включает в работу стихотворные тексты, что позволяет усилить воздействие на учащегося при параллельном включении слуха, речи и движения. Четкость в произношении стихотворения благотворно влияет на игру, что дает возможность быстро использовать ритм добиться ровности в исполнении и способствует развитию ритмического чувства. При особом подборе текстов, вероятно можно с помощью декламации оказывать воздействие и на развитие музыкальной памяти.

Декламационный метод помогает решать ряд пианистических задач: добиться четкой артикуляции, точного метроритма, ровности звучания; текучести, непрерывности звучания и правильной группировки мотивов; усилить эмоциональное впечатление благодаря созвучности музыкальных и литературных образов; поработать над выразительностью исполнения; дать дополнительный материал к практике. То есть, декламационный метод, который заключается в игре с параллельной декламацией (чтением стихов), весьма полезен в обучении игре на фортепиано.

Актуальность проблемы поиска новых средств для развития музыкальных способностей начинающего пианиста очевидна и продиктована практикой. На начальном этапе обучения проявляется особая потребность в развитии ритма и музыкальной памяти учащегося. Порой приходится прилагать много усилий для достижения игры с ритмической определенностью, но не всегда удается достичь результата с помощью обычных средств. Проблемы с запоминанием текста также довольно остро проявляются.

Музыкальные способности учащегося


Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладении деятельностью, так и к высоким показателям труда. Способности развиваются на основе природных задатков, связанных с такими особенностями нервной системы, как сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Важно обратить внимание на тип нервной системы ребенка и уже от этого выстраивать дальнейшее обучение. Так, для ребенка с сильным типом нервной системы необходима массивная психологическая нагрузка, а для ребенка со слабым типом – щадящая. Также важно учитывать тип темперамента ребенка: сангвиник, холерик, флегматик или меланхолик. Всё это поможет педагогу наиболее правильно выстроить дальнейшее обучение.

Среди работ, посвященных музыкальным способностям, особое место занимает книга Б.М.Теплова «Психология музыкальных способностей». В ней предложена оригинальная концепция музыкальности.

Главным показателем музыкальности Теплов считал эмоциональную отзывчивость на музыку, а к основным способностям отнес те, которые связаны с восприятием и воспроизведением звуковысотного и ритмического движения, - музыкальный слух и чувство ритма. При этом в музыкальном слухе он выделил два компонента -  перцептивный, связанный с восприятием мелодического движения (ладовое чувство) и репродуктивный (способность к слуховому представлению мелодии). Неосновными  компонентами комплекса музыкальности он считает тембровый, динамический, гармонический и абсолютный слух.

К основным музыкальным задаткам относятся: слух, память, ритм и природная моторика. Слух имеет 2 типа – относительный и абсолютный. Относительный слух позволяет слышать высоту звука в соответствии с другим звуком или относительно его. Абсолютный (формальный) слух в свою очередь делится на: тембральный, ладово-гармонический, интонационный и внутренний. Более подробно о разновидностях слуха и методах его развития будет изложено ниже. Музыкальная память связана с развитием и информированностью в музыкальной среде, с общей памятью. Важен объём памяти и долговременность памяти. Музыкальная память развивается только в практике – чем больше материала, тем лучше. Музыкальный ритм связан с запоминанием ритмических фигур. Умение запоминать разные ритмические фигуры и держать на долгом расстоянии во время исполнения намного облегчит образовательный процесс. Природная моторика – это быстрая реакция, темп, координация, ловкость. Из физических признаков моторики – крепкий аппарат, особенности строения руки.

На основе всех вышеперечисленных задатков, педагогу не стоит торопиться в своих выводах, так как все способности развиваются и выявляются в практической деятельности, через урок, через музыкальный материал.

Вопрос способностей рассматривается многими учеными. В учебном пособии Е.И.Рогова «Общая психология» этот вопрос рассматривается следующим образом. Способности – лишь возможность определенного освоения знаний, умений, навыков, а станет ли она действительностью, зависит от различных условий. Так, например, выявившиеся у ребенка музыкальные способности ни в коей мере не являются гарантией того, что ребенок станет великим музыкантом.

В своей книге «Психология музыкальной деятельности» Л.Л.Бочкарев пишет о том, что некоторые исследователи отождествляют проблему пригодности к музыкальной деятельности с проблемой способностей, понимая под способностями комплекс необходимых для успешного осуществления деятельности, включая свойства личности, особенности эмоциональной сферы, характера.

Таким образом, можно сказать, что способности проявляются не в самих знаниях и умениях, навыках, а в динамике их приобретения, в том, насколько быстро и легко человек осваивает конкретную деятельность. От способностей зависит качество выполнения деятельности, ее успешность и уровень достижений, и также, то, как эта деятельность выполняется. Б.М.Теплов выделил следующие три основных признака понятия «способность»:

«Во-первых, под способностями понимается индивидуальные психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых все равны.

Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.

В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека».

Рассматривая соотношение способностей и деятельности, следует отметить, что если учащийся не справляется с требованиями, которые предъявляет к нему деятельность, то это не означает полное отсутствие у него способностей. Вполне вероятно, что данному ребенку потребуется больше времени на усвоение знаний, умений и навыков, а его педагогам понадобится приложить гораздо больше усилий для его обучения.

Кроме того, способности учащегося могут развиваться через какое-то время или проявиться в другом виде деятельности.

В.В.Богословский утверждал, что природа человеческих способностей до сих пор вызывает достаточно бурные споры среди ученых, и одна из господствующих точек зрения, ведущая свою историю еще от Платона, утверждает, что способности биологически обусловлены и их проявление целиком зависит от унаследованного фонда.

Конечным выводом вышеизложенного является положение о том, что у каждого человека можно сформировать любые способности.

Своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности, называется одаренностью.

Высокая ступень развития способностей называется талантом.

По мнению В.В.Богословского, талант – это определенное сочетание способностей, их совокупность. Отдельная изолированная способность, даже очень высокоразвитая, не может быть названа талантом.

Высший уровень развития способностей – гениальность. Однако же, нельзя сказать, что все индивидуальные качества гения развиты в одинаковой степени. Гениальность имеет свой «профиль», какая-то сторона доминирует, какие-то способности проявляются в его творчестве.

Способности человека развиваются в деятельности. Чем больше различных видов деятельности в жизни человека, тем больше развиты его индивидуальные способности.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

А. М. Банкина «Наши желания предчувствия скрытых в нас способностей, предвестники того, что мы в состоянии будем совершить» iconПрограмма «Эколог»
Мы хозяева нашей Родины, и она для нас кладовая солнца с великим сокровищем жизни. Мало того, чтобы эти сокровища охранять, их надо...
А. М. Банкина «Наши желания предчувствия скрытых в нас способностей, предвестники того, что мы в состоянии будем совершить» iconКоллаж, урок я его слепила из того, что было
Почему мужчину? Потому что девушка, весьма миловидная, фигурировала у нас во Вступительной статье к разделу Графика, значит теперь...
А. М. Банкина «Наши желания предчувствия скрытых в нас способностей, предвестники того, что мы в состоянии будем совершить» icon№1 Первобытнообщинный строй
Дорогие мои ученики! Несмотря ни на что я поздравояю нас всх с началом учебного года и верю что скоро мы с вами будем иметь возможность...
А. М. Банкина «Наши желания предчувствия скрытых в нас способностей, предвестники того, что мы в состоянии будем совершить» iconРазвитие творческих способностей детей в театральной деятельности
У меня много лисят. Я поведу вас в лес. Будем большой дом строить. Теперь девайте двери сделаем. Здесь мы будем жить. А на чем мы...
А. М. Банкина «Наши желания предчувствия скрытых в нас способностей, предвестники того, что мы в состоянии будем совершить» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ребята, сегодня у нас необычный урок. У нас на уроке много гостей – это мои коллеги – учителя химии. Мы с вами много трудились. Я...
А. М. Банкина «Наши желания предчувствия скрытых в нас способностей, предвестники того, что мы в состоянии будем совершить» iconУрок 8 «Рожденный от жены»: искупление и воплощение
Памятный стих: «И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха» (1 Ин. 3: 5)
А. М. Банкина «Наши желания предчувствия скрытых в нас способностей, предвестники того, что мы в состоянии будем совершить» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ша, и дыши радостью зари! Придет время, что ты будешь искать и не найдешь этой минуты жизни, которая так удивила нас в этом обманчивом...
А. М. Банкина «Наши желания предчувствия скрытых в нас способностей, предвестники того, что мы в состоянии будем совершить» iconУрок, направленный на развитие творческих способностей
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для этого, чтобы...
А. М. Банкина «Наши желания предчувствия скрытых в нас способностей, предвестники того, что мы в состоянии будем совершить» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
А. М. Банкина «Наши желания предчувствия скрытых в нас способностей, предвестники того, что мы в состоянии будем совершить» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мы, взрослые, как правило, много читаем. Это для нас и отдых после трудного рабочего дня, и радость встречи с чем-то новым, незнакомым,...
А. М. Банкина «Наши желания предчувствия скрытых в нас способностей, предвестники того, что мы в состоянии будем совершить» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мы, взрослые, как правило, много читаем. Это для нас и отдых после трудного рабочего дня, и радость встречи с чем-то новым, незнакомым,...
А. М. Банкина «Наши желания предчувствия скрытых в нас способностей, предвестники того, что мы в состоянии будем совершить» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Да разве сердце позабудет того, кто хочет нам добра, того, кто нас выводит в люди, кто нас выводит в мастера!»
А. М. Банкина «Наши желания предчувствия скрытых в нас способностей, предвестники того, что мы в состоянии будем совершить» iconТема: «Сказочный денек»
Ну, вот мы и на месте! Перед нами станция «скороговорная». Что же она нам приготовила? Наши ручки, наши ножки, наши спинки не устали....
А. М. Банкина «Наши желания предчувствия скрытых в нас способностей, предвестники того, что мы в состоянии будем совершить» iconВ стране веселых уроков
Ведущий: Всем, всем добрый день! Добро пожаловать в страну веселых уроков «Всезнайка». Я хочу напомнить всем ребятам о том, что отметки...
А. М. Банкина «Наши желания предчувствия скрытых в нас способностей, предвестники того, что мы в состоянии будем совершить» iconУроках математики и информатики
«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться»
А. М. Банкина «Наши желания предчувствия скрытых в нас способностей, предвестники того, что мы в состоянии будем совершить» iconПривить любовь ребенка к конструктору и лепке
На самом деле наши дети очень любознательны и, что самое главное, очень хотят походить на нас – взрослых!


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск