Диплом Настоящее и прошлое образования





Скачать 303.39 Kb.
НазваниеДиплом Настоящее и прошлое образования
страница1/3
Дата публикации14.03.2015
Размер303.39 Kb.
ТипДиплом
100-bal.ru > Философия > Диплом
  1   2   3


ГОУ Гимназия №1505

«Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»

Диплом

Настоящее и прошлое образования

автор: ученик 10 класса «А»

Куркин Фёдор

Руководитель: Рогинский Е. О.

Москва

2012 – 2013

Оглавление

Введение 3

Глава I 7

Глава II 12

Глава III 17

Глава IV 22

Глава V 26

Глава VI 30

Список литературы 32

Введение

Для того чтобы достичь своего нынешнего состояния человечество прошло длинный и тяжёлый путь начиная с первобытности. На протяжении всего своего развития человечество совершенствовало себя, наблюдало за окружающим миром, узнавало новое, делало открытия, развивались науки. Другими словами, на протяжении всего своего развития люди обучались чему-то новому. Этот процесс не остановился, возможно и никогда не остановится. В наши дни образование по прежнему играет огромную роль в жизни любого человека более того, первые несколько десятков лет своей жизни он практически полностью посвящает учёбе. Но что же такое образование? Вот несколько определений этого слова:

Образова́ние - целенаправленный процесс и достигнутый результат воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).1

Образование - процесс и результат усвоения человеком общего и специализированного социального опыта, систематизированных знаний, умений, а также общественных норм и ценностей; одно из важнейших средств социального регулирования, консолидации и воспроизводства общества и повышения уровня его адаптивных возможностей в постоянно меняющихся исторических условиях.2

Образование - процесс педагогически организованной социализации.3

Как известно, образование разделяется на несколько видов, например школьное, высшее. В основном в данной работе будет упоминаться школьное образование. К нему относятся:

Начальное образование - это первый этап общего образования у детей. Получая начальное образование, дети приобретают первые знания об окружающем мире, навыки в общении и решении прикладных задач. На этом этапе формируется и начинает развиваться личность ребёнка, что подчёркивает его важность для общества и государства.

Основное общее образование - вторая ступень общего образования в России и в большинстве других стран, целями которого является создание условий для становления и формирования личности обучающегося, развитие его склонностей и интересов.

Среднее (полное) общее образование - третья, завершающая ступень общего образования в России и некоторых других странах, целями которого являются развитие творческих способностей обучающегося и формирования навыков самостоятельного обучения.4

Так же следует отметить существование таких видов образования как:

Профессиональное образование - подготовка специалистов начальной, средней и высшей квалификации для работы в определенной сфере деятельности.5

Высшее образование - совокупность систематизированных знаний и практических навыков, позволяющих решать теоретические и практические задачи по профилю подготовки, используя и творчески развивая современные достижения науки, техники и культуры.6

Человечество сделало несколько шагов для облегчения получения образования, например, появление такой профессии как учитель - человек помогающий людям получить образование. Множество известных философов были учителями, их размышления на тему образования, обучения и особенностей этих процессов сохранились в их трудах. Основной задачей данной работы будет описание и анализ мыслей об образовании многих философов. Поскольку мыслители упомянутые далее жили в совершенно разных эпохах, их мысли отражают не только их личные представления, но и общие представления для каждой из эпох. Это позволяет проследить развитие понятий об образовании с течением времени.

Цель данной работы - проследить историческое развитие понятия образование и, проанализировав эту информацию, сделать вывод о том, как развивалось европейское образование. Для выполнения поставленной цели были решены несколько задач. Во-первых, были изучены и проанализированы мысли об образовании философов из следующих эпох:

1. Античность

2. Средние века

3. Новое время

4. Новейшее время

(Главы I-IV)

Была рассмотрена одна из самых современных и перспективных образовательных систем, IB (Глава V). Далее была составлена таблица, вбирающая в себя все описанные системы образования и с помощью неё описаны наблюдаемые на протяжении развития образования тренды (Глава VI).

Большая часть информации о мыслях того или иного мыслителя были взяты из сборника эссе под названием: "Пятьдесят Крупнейших Мыслителей Об Образовании От Конфуция До Дьюи" Д. Палмер, Л. Бреслер, Д. Купер. Также при написании были использованы различные словари, научные статьи и интернет-порталы. Подробную информацию об использованной литературе можно найти в списке литературы в конце работы.

Глава I

Античность

Во времена античности самой сильно развивающейся страной в сфере философии, а вследствие и образования была Древняя Греция. На протяжении истории в этом государстве существовало множество философов и учёных, занимавшимися проблемами образования. Одним из них был Сократ.

Следует отметить, что никаких работ авторства Сократа до нас не дошло. Поэтому основными источниками о его мыслях являются записи его учеников, а в частности Платона. Он пишет, что каждый день его учитель ходит по городу и пытается заводить диалоги с людьми. Ему не важно богатый это человек или бедный, из чего можно сделать вывод, что Сократ не считает образование привилегией того или иного социального класса. Если человек соглашается на беседу, он осознаёт, что не так хорошо понимает предмет разговора как думал. И только после того как собеседник Сократа признаёт это, начинается более традиционная часть обучения. Стоит отметить, Сократ не только доказывает людям что они ничего не знают, он понимает что и сам ничего не знает. Поэтому он не учит ученика, а учится вместе с ним. Из-за этого Сократ сам себя учителем не считает. Из этого можно сделать вывод о том, что в обучении по его методу отсутствует прямая передача информации, а происходит совместный поиск правды. Именно поэтому он считает обучение поворотом души к истине. Сократ считает себя и всех людей эгоистами, но эгоизм в его понимании несколько отличается от того значения, которое это слово приобрело сейчас. Он считает, что любой человек хочет лишь одного - заботиться о других людях. Поэтому им делается вывод о том, что для счастливой жизни человек должен действовать только в том случае, если то, что он делает справедливо. В данном случае под справедливостью он подразумевает осознание того, что хорошо или плохо для самого себя в обстоятельствах, которые могут повлечь ущерб для других.7 Помимо справедливости Сократ отмечает важность продумывания идей до конца и продумав идею до конца, разум человека не позволит ему совершить поступок, который не будет для него благоприятен. Таким образом, основа философии Сократа, а следовательно и основа его учений - это мысль о том, что для счастья человеку нужно понимать, что для него хорошо, а что плохо, это не только необходимо, этого достаточно. Если он понимает что для него по настоящему хорошо, он просто не сможет поступить никак иначе.8

Другим известным древнегреческим философом был Аристотель. В отличии от Сократа, он был выходцем из знатной семьи и имел аристократические корни. Это сильно заметно в его философии и в представлениях об образовании. Например, он считал что человек рождается с предрасположенностью к той или иной профессии. Также он верил, что образования граждан должно полностью находится под управлением государства, чтобы оно могло обучать людей по тем профессиям, которые нужны стране.

Из всех наук, на первое место Аристотель ставит естествознание. Это выражается в том, что он считает, что все знание начинается с восприятия окружения с помощью чувств. Далее, с тем, как человек воспринимает всё больше и больше информации о явлениях и предметах, окружающих его, он выстраивает в своём уме какие-то общие принципы и законы, с помощью которых эти явления и предметы можно объяснить. Такой вид мышления называется индуктивным. Но Аристотель понимает, что это не единственный метод познания, ведь далее он подробно описывает другой метод мышления – силлогистический. Он заключается в том, что, когда человек выводит достаточное количество закономерностей и принципов, он начинает делать о том, что следует из этих законов. Например, из посылок о том, что все люди смертны, а Сократ является человеком, можно сделать вывод о том, что Сократ тоже смертен.14 Но всё же методом, с помощью которого человек получает новые знания, Аристотель считает индуктивным. Сам процесс обучения он видит как накопление в уме человека фактов, которые помогают ему создать наиболее точную картину о действительности. То есть при рождении человек ничего не знает, но он имеет способность действовать согласно выводам которые он делает из полученной информации о его окружении. В ходе своих действий человек будет получать еще большее количество информации. Аристотель считает, что помощь в систематизации и организации этой информации – роль учителя.

Таким образом, можно сказать, что во времена античности, не было какого либо единого представления об образовании. Хотя заметно сильное отличие от восточной философии (конфуцианства) от древнегреческих (Аристотель и Сократ). На востоке образование, и знания полученные в ходе него рассматриваются как способ изменить своё государство и мир к лучшему, а, например, в философии Сократа, образование – способ самосовершенствования.

Глава II

Средние века

По сравнению с античность в Средние Века мысли философов образование занимало не так сильно. Но тем не менее они высказывали свои идеи на эту тему. В этой главе описаны философии трёх мыслителей касательно образования.

Первый философ – аль-Газали. Огромное влияние на мысли этого персидского философа оказали труды Аристотеля. Но в отличии от греческого философа, аль-Газали считал, что человеческий разум не способен постичь бесконечное и абсолютное9. Отчасти поэтому он плотно связывает свою философию с религией. Например, «он подчёркивал, что образование – это добродетель, и что оно должно сочетаться со стихами Священного Корана и высказываниями пророка Мухаммеда».10 Но образование не только религиозный процесс, но и логический. То есть он должен идти от простых понятий к сложным. Из этого утверждения вытекает то, что учитель должен быть человеком, который способен объяснить даже самые сложные аспекты человеческой жизни, оперируя самыми простыми понятиями. По аль-Газали, помимо логики и религии у обучения есть и третья сторона – нравственная. То есть люди должны быть воспитаны таким образом, чтобы они не враждовали между собой и в то же время были близки к Богу. Поскольку гражданин, прошедший процесс обучения должен обладать как нравственностью, так и сильной верой, его учитель должен обращаться с ним как с родным, быть его наставником, проявлять сочувствие. Более того, обучения должно проходить не только на словах, но и на практике. То есть учитель должен служить примером для своего ученика. Но аль-Газали считал, что в то же время нельзя забывать об особенностях каждого ученика. Например, простых людей стоит учить мудрости, а людей более изощрённых следует учить высоким философским мыслям. Но это ни в коем случае не значит, что одним надо уделять меньше времени, чем другим. В завершение можно сказать, что взгляд аль-Газали на образование включает в себя все стороны жизни человека. Начиная духовной и заканчивая интеллектуальной. Эта философия оказала огромное влияние на образование, «написанное им внесло логическое мышление в исламскую педагогическую мысль».11

Другим известным и уважаемым философом того времени был Абу Бакр Мухаммед ибн Абдал-Малик ибн Мухаммед ибн Туфайль аль-Каиси, или просто Ибн Туфайль. Своё представление о методах обучения он описал в книге «Живой сын неспящего». В ней описано развитие мальчика с малого возраста. Во многом философия Ибн Туфайля сходна с философией Аристотеля. Например, он также выделяет индуктивный метод как основной, с помощью которого происходит познание мира. В его книге мальчик – Хайй, разрезает оленя, которым он воспитывался и в следствии понимает, что смерть – разъединение души и тела.12 Помимо мыслей Ибн Туфайля о методах мышления из этого можно сделать вывод о высоком значении религии в обучении. Более того, философ считает понимание Бога и таких Его свойств как любовь и мудрость верхом и целью обучения наравне с познанием природного мира и нравственности. Но, помимо индуктивного метода познания, также выделяется и другой, называемый интуитивным. Ибн Туфайль считает, что лишь с помощью этого метода человек может постигнуть Бога, но у него также есть и большой недостаток по сравнению с интуитивным – он не может быть выражен словами и следовательно не может быть использован для коммуникации между людьми.

В своё время философия Ибн Туфайля считалась необычно в своей настойчивости на том, что понять мир и его устройство полностью можно лишь посредством опыта и разума. Эта мысль оказала большое влияние на дальнейшее развитие образования и была отражена в трудах таких известных и влиятельных мыслителей как Жан Жак Руссо и Джон Локк.

Оба вышеописанных философов жили в XXI – XXII веках. Но первым влиятельным философом средневековья, который много размышлял и писал об образовании является Аврелий Августин, также известный как Блаженный Августин, живший в IV – V в н. э. Этот философ известен своими радикальными взглядами на образовательную систему того времени и сильным желанием её изменить. В своей первой книге, «Исповеди», он пишет о том какие чувства он испытывал в свои школьные дни. Среди этих чувств скука, боль, страх. Но всё же он получил хорошее и дорогостоящее образование. Но желание творить и вообще как либо применять полученные знания появилась у него гораздо позже, после прочтения сочинений Цицерона. Поэтому в основе теории Августина Блаженного об образовании лежат именно мысли Цицерона. Таким образом, высшее счастье заключается в поисках мудрости, а следовательно в обучении.13 Интересно отметить, что Августин не придавал религии такую большую важность как большинство мыслителей средневековья. Следовательно её участие в образовании значительно меньше.

В своих трудах Аврелий Августин описывает что именно оставило для него такие негативные впечатления о школе. Более того он показывает контраст между обучением с применением наказаний и обучения с применением поощрения. Он пишет, что с детства не может терпеть греческий язык, которому его учили в школе, даже самые интересные произведения прочитанные на нём казались ему скучными и неинтересными. Это нежелание учить греческий связано с применением наказаний в школе, ведь латынь, которую он также учил с детства, но в домашних условиях с няней давалась ему легко и безболезненно из-за другого формата обучения (ласка нянь, игры). Таким образом философ делает вывод, что: «Для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность, чем грозная необходимость». Как и многие философы того времени, Августин говорит о возможных проблемах при обучении, но интересно то, что он выделяет возможность появления проблем как у ученика, так и у его учителя. Например, он считает, что учителю могут быть скучны и неинтересны какие-то подробности своего учения, которые он вынужден снова и снова повторять своему ученику. Или же, напротив, учитель может быть занят чем-то более увлекательным, чем обучение, например, исследованием, что заставит его проводить меньше времени с учеником. Августин даёт несколько советов на эту тему. Он призывает испытывать терпение и милосердие к ученикам, учиться вместе с учеником чтобы старые знания стали новыми. Учителям следует использовать отсутствие усердия со стороны ученика для того чтобы разбудить в ученике привычку выражения своих чувств и мыслей без страха и волнения. Тем не менее, основной совет Августина Блаженного учителям – быть терпеливыми.

Из написанного выше становится понятно, что роль учителя в жизни ученика заключается не только в предоставлении новой информации, но он также должен быть своего рода психологом. Он ни в коем случае не должен забывать об индивидуальные особенности ученика, более того, использовать их для увеличения эффективности обучения. Учитель должен быть сочувственным по отношению к состоянию ученика, он должен учить, будто напоминая о том, что ученик уже знает, но никогда не разговаривать с ним, будто тот ничего не знает. Сам Блаженный Августин сравнивает процесс обучения со светом. Он пишет, для того чтобы достигнуть интеллектуального знания, нам нужен внутренний свет, а для этого учитель служит лишь внешним источником. Ученик обучается самими предметами по мере того как Бог внутренне открывает их ему.14 Другими словами, ученик всегда имеет знания, а учитель, как и Бог, помогает ему открыть к ним доступ.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Диплом Настоящее и прошлое образования iconУчебником и учебными пособиями. Тема: Сравниваем прошлое и настоящее
Тема: Сравниваем прошлое и настоящее. Р. Сеф «Путешествие», Ю. Коваль «Под соснами», Б. Кустодиев «Масленица»
Диплом Настоящее и прошлое образования iconМгппу
«динамическое базовое свойство человеческого существования. Прошлое и будущее – два аспекта поведения Будущее детерминируется настоящим,...
Диплом Настоящее и прошлое образования iconДиплом Настоящее и прошлое образования
В наши дни образование по прежнему играет огромную роль в жизни любого человека более того, первые несколько десятков лет своей жизни...
Диплом Настоящее и прошлое образования iconУрока по русскому языку на тему Подготовка к сочинению-рассуждению...
Тема: Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению о родном крае «Прошлое и настоящее родного села»
Диплом Настоящее и прошлое образования iconМорозова О. В., Бахвалова В. Н. Вакцины против клещевого энцефалита:...
Морозова О. В., Бахвалова В. Н. Вакцины против клещевого энцефалита: прошлое, настоящее и будущее. Isbn 978-3-8433-1159-5, изд. Lap...
Диплом Настоящее и прошлое образования iconДиплом 1 место 5 класс Диплом 1 место 8 класс Диплом 1 место 11 класс...
Посещают секцию мальчики и девочки разных возрастов ( от 7 до 16 лет). В конце каждого учебного организуются общешкольные ежегодные...
Диплом Настоящее и прошлое образования iconТема исследования : Колокшанский агрегатный завод. Прошлое и настоящее....

Диплом Настоящее и прошлое образования iconТема урока : Урок практической подготовки к сочинению-рассуждению...
Тема урока: Урок практической подготовки к сочинению-рассуждению о родном крае «Прошлое и настоящее родного села»
Диплом Настоящее и прошлое образования iconАнтропогенез. Человек. Его прошлое, настоящее, будущее
Цель урока: расширить и обобщить знания учащихся о человеческих расах и их биологическом единстве
Диплом Настоящее и прошлое образования iconАрхитектура. История архитектурных стилей Графика: прошлое и настоящее
Образ Давида в творчестве скульпторов (Донателло, Верроккьо, Микеланджело) и в живописи итальянских художников
Диплом Настоящее и прошлое образования iconПоложение о проведении III
Городской детско-юношеской научно-практической конференции «Традиционные ремёсла и декоративно-прикладное искусство: прошлое, настоящее,...
Диплом Настоящее и прошлое образования iconАрхитектура. История архитектурных стилей Графика: прошлое и настоящее
Образ Давида в творчестве скульпторов (Донателло, Верроккьо, Микеланджело) и в живописи итальянских художников
Диплом Настоящее и прошлое образования iconФенология: прошлое и ее настоящее в системе биологических знаний....
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Диплом Настоящее и прошлое образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок Знаний «История московской городской Думы: прошлое и настоящее» (10 – 11 кл)
Диплом Настоящее и прошлое образования iconОбъединение специалистов по охране труда прошлое, настоящее, будущее
Президент Межрегиональной Ассоциации содействия обеспечению безопасных условий труда «эталон»
Диплом Настоящее и прошлое образования iconРазгрузочно-диетическая терапия (лечебное голодание) и редуцированные...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск