Мгппу





Скачать 48.61 Kb.
НазваниеМгппу
Дата публикации05.03.2016
Размер48.61 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы

№13


МГППУ

аспирант 1

Заметки о временной перспективе

1. Определение (основные конструкты, подходы)


Понятие «временной перспективы» стало широко применяться после публикации Л. Фрэнка в 1939 году при описании «жизненного пространства» человека, включающее прошлое, настоящее и будущее. Временная перспектива – это «динамическое базовое свойство человеческого существования. Прошлое и будущее – два аспекта поведения… . Будущее детерминируется настоящим, настоящее контролируется прошлым, но прошлое создает то, что будущее накладывает его ценности на настоящее» [цитата по Бороздина, Спиридонова, 1998].

Курт Левин временную перспективу интерпретировал с точки зрения «событийной концепции психологического времени». Различная временная перспектива личности возникает потому, что время разного масштаба задано личности определенными границами психологического поля в данный момент. Человек видит не только свое настоящее, но имеет всегда и определенные ожидания, т.е. надежды, страхи, мечты о будущем. Вместе с тем временная перспектива включает в себя и психологическое прошлое человека. Именно потому она крайне важна для определения уровня притязаний, настроения, творчества, проявления инициатив личностью. Автор отмечал, что психологическое прошлое, настоящее и будущее являются частями психологического поля в настоящем, и что временная перспектива – это и есть включение будущего и прошлого, реального и идеального плана жизни в план данного момента. Все части поля, несмотря на их хронологическую разновременность, субъективно переживаются как одновременные и в равной мере определяют поведение человека.

Ограниченность или отсутствие временной перспективы ведет к пассивности, дезорганизации, неэффективности деятельности. Указывается основной путь создания устойчивой временной перспективы – это включение ее в более широкую общественную перспективу [К. Левин «Определение понятия «поле в данный момент»]. П. Фресс вводит близкое понятие «временной кругозор личности», который зависит от состояния психологического поля [Фресс, Пиаже «Экспериментальная психология»].

Нарушения временной перспективы могут проявляться по-разному: застревание на одном или нескольких событиях прошлого, излишняя концентрированность на событиях будущего. Граница между нормой и патологией в данном случае – это степень выраженности того или иного качества. В норме это проявляется более мягко – человек неудовлетворен тем, что имеет на данный момент и либо вспоминает, что у него было до этого момента, либо строит планы на будущее, как возможный вариант изменения настоящей ситуации, т.е. всегда будет присутствовать направленность на будущее, на изменение наличной ситуации. В патологии же ярко выражены спутанность времен, разорванность линии времени, отсутствие связующих звеньев между прошлым, настоящим и будущим.

Исследования свидетельствуют о связи между содержанием, глубиной временной перспективы и ретроспективы с половозраст­ными характеристиками человека, особенностями его мотивации, характерологическими свойствами, отношением к жизни в целом. Абульханова-Славская [«Стратегия жизни», 1991] различает более частные аспекты временной перспективы: психологическую, личностную и жизненную перспективы.

2. Характеристики временной перспективы


Временная перспектива представляет собой многомерную структуру, включающую определенное содержание и ряд динамических параметров.

Временная перспектива в узком смысле – это представления человека о своем будущем, планы на будущее; она имеет 3 уровня: текущая (несколько часов, день), средняя (неделя), дальняя (месяц, год) [Павлова Т.А., 1988]. Более широкое понимание представлено через понятие «временной трансспективы» – сквозное видение из настоящего в прошлое, настоящее и будущее; способность человека обозревать течение времени собственной жизни в любом его направлении, возможность взаимоотнесения прошлого, настоящего и будущего и связывания этих временных компонентов в сознании и подсознании [Ковалев Вл.И, 1988; 1995]. Л.В. Бороздина и И.А. Спиридонова выделяют следующие компоненты временной трансспективы: настоящее, временную перспективу (взгляд в будущее) и временную ретроспективу (взгляд в прошлое) [Бороздина, Спиридонова, 1998].

Е.И. Головаха отмечает, что измерение параметров временной перспективы позволяет оценить ее как благоприятный или негативный фактор развития личности и ее жизненного пути. Автор изучал следующие параметры ВП: а) продолжительность – хронологический «размах» событий будущего; б) реалистичность – способность личности разделять в представлении о будущем реальность и фантазию; в) оптимистичность – соотношение положительных и отрицательных прогнозов; степень уверенности в том, что ожидаемые события произойдут в намеченные сроки; г) согласованность – связность событий прошлого, настоящего и будущего; д) дифференцированность – степень расчлененности будущего на последовательные этапы: ближнюю и отдаленную перспективу [Головаха, Кроник, 1984].

В качестве основных характеристик временной перспективы Жозеф Нюттен назвал протяженность и содержание жизненных планов. Автором был разработан метод мотивационной индукции для изучения этих характеристик, основанный на принципе неоконченных предложений [Nuttin J., 1985].

В настоящее время, исследователями выделены и другие параметры временной перспективы, такие как: направленность, плотность, когерентность (согласованность) и эмоциональный фон. Бороздина и Спиридонова выделяют следующие параметры: протяженность, плотность, направленность и эмоциональный фон. Rappaport исследует такие параметры, как: плотность («густота»), протяженность и воспринимаемая продолжительность [Rappaport et al, 1985].

Анализ многообразных эмпирических данных обнаруживает дифференциацию ВП по признаку пола, ее резкое изменение в патологии и у делинквентов, подверженность влиянию социально-демографических и личностных переменных, а также возрастному фактору. Формирование временной перспективы, реалистичная организация ее структуры, четкое обозначение в ней жизненных целей, ее непрерывность, являются результатом социализации. Показано влияние ВП на повседневное поведение. Параметры ВП подвержены влиянию социальной ситуации жизни конкретного человека. Это хорошо видно в периоды социальных и экономических кризисов, вследствие которых у людей часто происходит сильное сокращение ВП, видна ее неопределенность, значительная временная дезориентация, восприятие настоящего в негативном свете.

В основе ориентации человека на прошлое, настоящее или будущее лежит ценностная ориентация общества. Широко употребляется деление культур по ориентации на ту или иную временную форму в качестве одного из способов их типологии [Андреева Г.М., 2000; Levine R., 1997]. В личностном плане ориентация на будущее связана с мотивацией достижения и с чувством возможного в предстоящие периоды жизни. Больные проявляют меньшую степень ориентации на настоящее, чем здоровые. Т.е. психические расстройства, алкоголизм, делинквентность тесно коррелируют с временной дезориентацией.

По Melges [Melges F.T., 1990] временная перспектива относится к тому, как человек интерпретирует и переживает прошлое, настоящее и будущее. Она относится к осознаваемому (охватываемому сознанием) пространству прошлого и будущего также, как и к взаимному вниманию, уделенному прошлому, настоящему и будущему. Чтобы адекватно различать эти времена, человек должен обладать интактным последовательным мышлением, в котором настоящее отделено от прошлого и будущего, а также непосредственной памятью.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Мгппу iconПравила приема в аспирантуру московского городского психолого-педагогического...
Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 27. 03. 98 №814, а так же Положением о послевузовском...
Мгппу iconСамсонова Елена Валентиновна руководитель Городского ресурсного центра...
Самсонова Елена Валентиновна – руководитель Городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования ипио мгппу
Мгппу iconМосковский городской
Место проведения: Межведомственный ресурсный Центр мониторинга и экспертизы безопасности образовательной среды мгппу
Мгппу icon4. Литература посвященная проблемам рас в открытом доступе интернета
Материал подготовлен научным сотрудником Городского ресурсного центра ипио мгппу граматкиной И. Р
Мгппу icon4. Литература посвященная проблемам рас в открытом доступе интернета
Материал подготовлен научным сотрудником Городского ресурсного центра ипио мгппу граматкиной И. Р
Мгппу icon4. Литература посвященная проблемам рас в открытом доступе интернета
Материал подготовлен научным сотрудником Городского ресурсного центра ипио мгппу граматкиной И. Р
Мгппу iconУчебно-тематический план программы «технологии управления и организации...
Ермолаева Анна Валериевна, руководитель сектора дистанционного консультирования «Детский телефон доверия» цэпп мгппу
Мгппу iconВ инклюзивном обучении студентов с глубокими нарушениями зрения
Здесь мы ограничимся обсуждением проблем и путей их преодоления, характерных для студентов с глубоким нарушением зрения на факультете...
Мгппу iconИпиио мгппу, лаборатория исследования трудностей обучения Март 2011...
Целью данного обзора является суммировать текущие диагностические критерии и стратегии коррекции этих двух расстройств, релевантные...
Мгппу iconИпиио мгппу, лаборатория исследования трудностей обучения Апрель...
Исследование спланировано как двойное слепое, т е дети, психологи и родители не знали, в какой именно тренинг были включены дети....
Мгппу iconМетодические рекомендации по подготовке рефератОВ, эссе, курсовых...
Мгппу зав кафедрой О. Б. Крушельницкой и доцентом кафедры В. А. Орловым. Рекомендации адресованы студентам психологических факультетов...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск