Антропогенез. Человек. Его прошлое, настоящее, будущее





Скачать 228.35 Kb.
НазваниеАнтропогенез. Человек. Его прошлое, настоящее, будущее
Дата публикации30.06.2014
Размер228.35 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок

Тема урока: Антропогенез. Человек. Его прошлое, настоящее, будущее.



Цель урока: расширить и обобщить знания учащихся о человеческих расах и их биологическом единстве.

Задачи:

Образовательные: закрепить знания о стадиях эволюции человека; факторах антропогенеза и доказательствах животного происхождения человека и его систематическом положении. Доказать существование одного вида Человек разумный, представленного расами (используя при этом постановку проблемной ситуации). Дать понятия расы, расоведение, расизм. Рассмотреть механизмы, которые лежат в основе формирования человеческих рас.

Развивающие: развивать умение мыслить, применять свои знания для прогнозирования и анализа проблемных вопросов. Продолжить формирование умения работать с дополнительной литературой, энциклопедической литературой, интернетом. Закрепить навыки систематизации и обобщения материала. Развивать у учащихся общеучебные компетентности (компетентность по приобретению знаний, компетентность в выборе оптимальных путей решения проблемы), коммуникативную компетентность (умение работать в группе).
Воспитательные: показать несостоятельность расизма. Воспитывать в учащихся расовую толерантность.
Оборудование:

-карточки по систематике Человека разумного

– у каждого школьника информационный лист (Приложение 1)

- сигнальные карточки разных цветов

- компьютерная презентация «Происхождение человека»
- таблица «Основные расы»
- географическая карта мира.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:
- индивидуальная
- фронтальная
- групповая

Содержание работы учителя на уроке
- Вступительное слово.
- Совместное с учащимися формулирование выводов, дополнение (при необходимости), оценивание.
- Осуществление итогового обобщения в заключении урока.

Тип урока: комбинированный
Методы и методические приёмы: рассказ с элементами беседы с применением компьютерной презентации, постановка проблемной ситуации, самостоятельная работа, индивидуальные и опережающие задания, работа в группе.

Ход урока
I.Организационный момент (сообщение темы, целей урока).Актуализация знаний.

Здравствуйте ребята. Наш сегодняшний урок называется Антропогенез. Человек. Его прошлое, настоящее, будущее. Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на вопросы: Что такое расы? Как они формировались? Закончилась ли эволюция человека в настоящее время? Но сначала немного о вашем настроении. На столах лежат сигнальные карточки красного ,синего и зеленого цветов. Попробуйте определить свое настроение на данный момент и поднимите нужную карточку. Красный- волнение, белый – расслабленность, зеленый - я готов к работе, чтоб всем настроиться послушаем стихотворение и музыку природы. Итак, начинаем.
Учитель (под музыку Счастливый рассвет)- Слайд 1-7

Костер, похрустывая ветками,
Мне память тайную встревожил, –
Он был зажжен в пещерах предками
У горно-каменных подножий.
Как трудно было им, «единственным»,
На человеческом рассвете,
На неуютной и таинственной
Не обустроенной планете.
Быть может, там был каждый гением
(Бездарность выжила б едва ли),
С таким бессмертным удивлением
Они нам землю открывали.
На них презрительными мордами,
Как на случайное уродство,
Посматривали звери, гордые
Своим косматым первородством.
Мы стали опытными, взрослыми,
А предки шли призывниками,
Как смертники, в разведку посланные
Предшествующими веками.
Еще не поклонялись идолам,
Еще анналов не писали...
А Прометей был после выдуман –
Огонь они добыли сами.
II. Проверка знаний

Учитель

Ребята, о каких особенностях эволюционного становления человека говорится в этом стихотворении?
(Беседа с учащимися о выделении человека из животного мира, эволюции предков человека, роли биологических и социальных факторов в становлении человека современного типа).
Да, верно. XX в. ушел в прошлое, началось третье тысячелетие новой эры. Человеку на таком историческом рубеже свойственно подводить итоги прожитого, оценивать настоящее, заглядывать в будущее.

Если всю историю человечества представить в виде метровой ленты, 99 сантиметров её придется на историю первобытного общества и только 1 см на все последующие общественно-экономические формации. Путь к современному человечеству был долгим и трудным. Нет предела человеческому разуму, и мир может стать в ближайшие годы или десятилетия свидетелем новых замечательных открытий.

Как известно -человек является венцом творения природы.(слайд 8)

В цепи человек стал последним звеном,

И лучшее все воплощается в нем.

Как только вознесся он гордой главой

Умом одаренный и речью благой …
Какое же систематическое положение занимает человек среди огромного её разнообразия?
(ученик с магнитными карточками у доски)


Проверка знаний учащихся по теме: «Антропогенез» в виде контрольно – измерительных материалов для подготовки к ЕГЭ. (Приложение 2). (Затем взаимопроверка работ друг друга)
Учитель - Как мы знаем человек- выходец из царства Животные. А какие доказательства животного происхождения человека существуют?

Ученик (Сообщение и слайды презентации) (слайды 9-15)
Доказательств животного происхождения человека много. В первую очередь –это палеонтологические доказательства . Факт эволюции запечатлен в в слоях земли разной древности, хранящих ископаемые остатки живых существ. В настоящее время большинство групп ископаемых предшественников человека представлены огромным числом находок. Даже по австралопитекам (самым древним из прямоходящих) их имеются тысячи. В этом плане интересна находка из Кении, так называемая «Турканский мальчик». Антропологи относят его к виду хомо эргастер. Было найдено 80% скелета, определен объем мозга 880 см3 и даже болезни которыми страдал 15 летний мальчик.

Физиологические доказательства. Человека роднит с животными сходство процессов жизнедеятельности. Наиболее близка физиология человека и шимпанзе (общие признаки- продолжительность беременности, сходные болезни, группы крови, паразиты).

Сравнительно-анатомические – наличие рудиментов –признаков утративших свое функциональное значение (к примеру ,червеобразный отросток аппендикс, копчиковые позвонки) и атавизмов- отдельных проявлений признаков древних предков (хвостатость или многососковость). Человек имеет все признаки животных от типа хордовые до отряда приматы.

Эмбриологические доказательства Как известно, развитие человека и животных начинается с зиготы. В онтогенезе повторяется филогенез. Зародыш человека по мере развития похож на зародыш рыб, земноводных, пресмыкающихся, обезьян. У него есть хвостовая артерия, закладывается до 8 пар сосков, жаберные щели. А в возрасте 5 месяцев зародыш покрыт мягким пухом

Цитогенетические и молекулярно биологические

Сходство в строении и структуре хромосом, строении глобулярных белков. Сходство с шимпанзе на 99%,даже с бактериями –обнаруживается сходство 65%.

Таким образом, на основании признаков сходства можно сделать вывод – человек и животные родственны друг другу.
Учитель

На формирование человека оказывают влияние те же факторы эволюции, что действуют во всем органическом мире. Но имеются и свои особенности.

- Почему человека называют биосоциальным существом? (слайд 16 )

Ученик (Предположительный ответ)

Человек является неотъемлемой частью природы. Эволюция его происходила под действием биологических и социальных факторов. Биологические факторы преимущественно действовали на первых этапах антропогенеза, социальные факторы оказывают существенное влияние в настоящее время. Биологические факторы – это наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. В равной степени принимали участие и ненаправленные факторы: волны жизни, изоляция и мутации. В основе социальных факторов лежат общественный труд; речь и язык; мышление и сознание, воспитание. Таким образом, основными итогами эволюции человека происходящей под действием биологических факторов являются:

*возникновение прямохождения,

*расширение и укрепление таза,

*освобождение рук для труда;

*противопоставление большого пальца остальным;

социальных факторов-

*изготовление и использование орудий труда,

*появление второй сигнальной системы (речи);

*прогрессивное развитие головного мозга;

*возникновение абстрактного мышления.
Учитель

А теперь пролистаем страниц истории человечества… Как же возник вид, обладающий уникальным разумом? Ребята самостоятельно подготовили сообщения и слайды презентации.

Ученик

Первыми приматоподобными существами были пургаториусы. От их потомков произошли предки человека. Важнейшим из них был дриопитек. Спустившись с деревьев на землю, дриопитеки освободили руки.

«Кажется видишь: по мхам и по листьям

Путь пробивает, ловом кормятся,

Мясо от кости кремнем очистив,

Прячет в дупло, чтобы сохло в запасе».

(видео 1 Австралопитек афарский)

Автралопитеки

6 млн лет назад они населяли Африку и Азию. Австаралопитековых можно описать и как двуногих обезьян, и как людей с обезьяньей головой. Наиболее известны палеонтологические находки из пустыни Афар, в том числе скелет, получивший прозвище Люси. Рост Люси составлял всего 105 см, вес 27 кг. У Люси был маленький мозг (около 400 см³). Оценки, сделанные по зубам, говорят о том, что Люси погибла в 25-30 лет. Но главная ее особенность - прямохождение, можно сказать что у австралопитеков впервые появились руки, которыми они взяли первые орудия труда Выделяют подвиды: африканский, афарский массивный .

«Природа! Человек твоё творенье

И этой чести у тебя не отберут,

Но на ноги поставил с четверенек

И человеком предка сделал труд»

С.Щипачева

Около 2 млн лет назад один из видов эволюционировал в человека умелого. Объем его черепа увеличился до 650 куб. см, возможно он обладал зачатками речи и изготавливал примитивные каменные орудия . Считается, что австралопитеки Бойса и массивный представляют собой тупиковые ветви.

Homo erectus

В настоящее время к виду Человек прямоходящий относят питеканропа, атлантропа, гейдельбержца и синантропа. За исключением карликовой формы с острова Флорес, эректусы обладали ростом до 1,8м , прямой походкой, но примитивным строением черепа . Объём мозга у некарликовых форм достигал 800-1200 см3. Имелся небольшой изгиб позвоночника. Представители Человека прямоходящего были охотниками и собирателями, изготовляли грубые рубящие орудия. Кроме каменных орудий, архантропы делали и деревянные копья, изредка находимые в торфяных болотах Европы. Архантропы умели строить примитивные жилища , практиковали каннибализм и первыми начали готовить пищу на огне.(слайды 17-32)
Ученик(слайд 33-43)

Неандертальцы

300 тысяч лет назад появились неандертальцы. (видео 2).Объем их мозга уже достигал 1400 1500 см3. Именно у них произошла неолитическая эволюция – бурное развитие орудий труда. Неандертальцы заботились о стариках и калеках, придумали ритуал погребения, освоили тундру, леса бассейна Конго, перебирались через горы на юге Азии. Ученые до сих пор спорят о направлении эволюции неандертальцев, в которой выделяют две линии. Одна обозначается как «ранние неандертальцы», а вторая – как «классические», Есть предположение, что люди современного типа произошли от ранних, а более поздняя ветвь – тупик. Величайшая тайна истории – внезапное исчезновение неандертальца и быстрое появление человека современного типа. Как же неандертальцы сменились кроманьонцами?

Кроманьонец

Первые кроманьонцы появились 200 тыс лет назад. Череп их похож на череп современных людей, ему свойственны физические особенности, необходимые для формирования сложной и четкой речи. Стоит отметить, что за дар речи человеку пришлось заплатить дорогую цену – из всех живых существ только он один может задохнуться, подавившись пищей, так как его удлинившаяся глотка служит и началом пищевода. Как же кроманьонец одолел неандертальца? Оказалось что у него сильнее развита лобная доля, отвечающая за коллективизм. Кроманьонцы были способны к сплочению людей в большие группы и семьи. Они в отличие от неандертальцев, умели управлять эмоциями Сознательное самоограничение – вот с чего начинается хомо сапиенс.А еще это замечательные охотники , рыболовы, они изготавливали огромное многообразие орудий труда, с кроманьонцами в мир пришла техника. Зачатки религии, искусства, земледелия, одомашнивания животных, письменности, сложных форм общественной жизни тоже зародились у кроманьонцев.
II.Изучение нового материала
Учитель (слайд 44)

Он кажется невероятным, этот путь человека от африканской саванны до ракетодрома, от первых каменных скребков до новейшего компьютера. А ведь он был проделан за несколько миллионов лет. Сегодня на уроке мы пойдем еще дальше и поговорим о настоящем – о формировании человеческих рас и немного заглянем в будущее.

Живем мы с вами в очень непростое время. С одной стороны, на пороге 21 века исчезло рабство, конституция практически любой страны запрещает дискриминацию по расовым признакам. В США даже слово негр считается оскорбительным и применяется выражение американец африканского происхождения. С другой стороны у нас в России мы можем слышать анекдоты, то про один народ, то про другой. Постоянно ищут хорошие и плохие нации. Часто даже в печати поднимается вопрос: “Какая нация мешает счастью России?”. Четкая гражданская позиция строится не на пустом месте. Она основывается на знаниях. Постановка проблемы:

*Почему верно утверждение, что и чернокожий двухметровый баскетболист, и краснокожий индеец , и миниатюрная вьетнамка относятся к одному вид Homo sapiens? (слайд 45)

Открываю план урока, он записан и в информационных листах на столах у учащихся

План урока(слайд 46)

1. Является ли каждая из рас отдельным видом?
2. Когда и как могли появиться расы?
3. Отличительные характеристики рас. С чем они связаны?

4. Расизм.

5.Человек будущего.
1.Какое определение дается понятию раса в современнх учебниках и стоит ли делить людей по цвету кожи?
Так что же такое расы?

Ученик

«Расы – это исторически сложившиеся в определенных географических условиях группы людей, обладающих некоторыми общими наследственно обусловленными морфологическими и физиологическими признаками»  

Учитель

Между представителями разных рас имеются физиологические различия по таким параметрам, как интенсивность потоотделения, уровень холестерина в крови и др.

Однако расы не различаются по числу хромосом (у каждого человека их 46), уровню развития мозга, соотношению лицевого и мозгового отделов, строению конечностей ,кровь человека одной расы можно переливать человеку любой другой расы,. В смешанных браках представителей разных рас рождаются полноценные здоровые дети, а это значит … (вывод делают учащиеся).Записываем вывод 1 в информационном листе.
Вывод 1: Представителей всех рас относят к одному виду Человек разумный Homo sapiens sapiens
2.Как и когда формировались расы ? (Видео 3)(слайд 47)

Расы человека начали формироваться, как полагают, около 30—40 тыс. лет тому назад в процессе заселения человеком земного шара. Уже на заре своего существования человек заселил самые разнообразные природные зоны и ландшафты. На протяжении большей части последнего ледникового периода (около 100 тыс. лет назад) громадная площадь Земли была покрыта льдом. Гималаи и Альпийские горы с расположенными на них ледниками разделили Евразийский континент на три области, создавая тем самым условия для раздельной эволюции европеоидов на западе, монголоидов на востоке и негроидов на юге. Отобранные эволюцией морфологические различия в пределах одного вида Homo sapiens объясняются характером окружающей среды . Такие физические признаки, как высокий и низкий рост, темная и светлая кожа, прямые и курчавые волосы, складывались на протяжении тысячелетий, когда человеческий организм приспосабливался к жаре или холоду и к определенному количеству солнечного света. Изменения морфологии человека проявлялись и вследствие изоляции. Важно подчеркнуть, что расы возникли после того, как человек выделился из мира животных, поэтому невозможно установить существенные различия между расами в сознании, мышлении, физиологических и анатомических особенностях,  речи, трудовой деятельности.

(слайд 48) Вывод 2: Основные факторы расогенеза - это изменчивость, наследственность, борьба  за существование, естественный отбор и изоляция.(слайд 47)

3. Работа в группах (определение морфологических различий между расами).

Учитель

Эпиграф

Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю…

(А. де Сент-Экзюпери).
(слайд 49-50) Выделяют 3 большие расы, которые включают в себя 30 малых рас, часть из которых переходные.

Используя Информационный лист, учащиеся знакомятся со схемой классификации современного человека по расам. (сдайд 51) .Музыка (Агутин «Не похожий на тебя…»).

Групповая самостоятельная работа. Учащиеся вписывают в таблицу информационных листов морфологические характеристики рас, используя фотографии представителей разных рас, а затем характеризуют расы по внешним признакам. ( слайд 49)

Задание для группы 1. Опишите по рисункам внешние признаки европеоидной расы. Объясните, как могли сформироваться характерные для людей этой расы признаки.

Задание для группы 2. Опишите внешние признаки монголоидной расы. Существуют ли различия в строении внутренних органов людей разных рас, в умственном развитии, в генотипах?

Задание для группы 3. Опишите внешние признаки негроидной расы. Опишите климатические условия, в которых проживают люди этой расы.

Вывод3: В основе деления человечества на расы лежат морфологические признаки( слайд 48)

Чем же можно объяснить различия между расами?
Учитель

Каждая из рас возникает, как результат приспособлений к факторам среды Предпосылкой для возникновения значительных различий в морфологическом строении является то, что человек разумный - вид уникальный по широте ареала обитания. На протяжении большей части последнего ледникового периода (около 100 тыс. лет назад) громадная площадь Земли была покрыта льдом. Гималаи и Альпийские горы с расположенными на них ледниками разделили Евразийский континент на три области, создавая тем самым условия для раздельной эволюции европеоидов на западе, монголоидов на востоке и негроидов на юге. Современные области расселения трех больших рас не совпадают с теми областями, в которых они формировались, но это можно объяснить более поздними миграциями. По каким же признакам шел отбор? Скорее всего, по тем, которые были направлены на приспособление к конкретным природно-климатическим условиям. Согласно одной из гипотез, в местах расселения европейцев и монголоидов произошла адаптация к низкому уровню ультрафиолетового излучения. Под действием ультрафиолета в коже человека провитамин D превращается в сам витамин. Витамин D необходим для кальцификации костей, его нехватка приводит к рахиту. Одно из проявлений рахита – деформация таза, осложняющая роды. В условиях первобытного строя это могло способствовать сильному давлению отбора. В районах обитания людей с высокой степенью пигментации кожи отмечается высокая интенсивность ультрафиолетового излучения. Зависимость между местом обитания и пигментацией кожи не подтверждается только в двух случаях – для эскимосов и африканских пигмеев. Обе популяции состоят из темнокожих индивидов, хотя и в арктических районах, и под пологом влажного тропического леса ультрафиолета сравнительно мало. Но в случае с эскимосами можно предположить, что они получают витамин D из печени рыб и морских млекопитающих – основных продуктов питания.
Вывод 4

Каждая из рас возникла, как результат приспособлений к факторам среды.
Учитель:

Это были ароморфозы или идиоадаптации?

Ученик Идиоадаптации
4. Расизм.

А что такое расизм?

Ученик

Расизм - теория и политика, утверждающая превосходство одной расы над другой. Расизм зародился еще в рабовладельческом строе, но основные его положения были сформулированы в Х I Х веке. В них ученые пытались обосновать преимущества одних рас перед другими,. «Высшими» расами пытались представить и европеоидную расу, и монголоидную и экваториальную.

Ученик

Объясняют расовую и национальную неприязнь действием механизма поведенческой изоляции. В ходе эволюции часто усиливаются различия в поведении похожих видов, При контакте с непохожими на нас людьми срабатывает та же программа, что и у животных, реагирующих : неприятие. Расы человека по внешним признакам различаются больше, чем многие близкие виды. Различия, связанные с традициями, культурой, одеждой, прической столь заметны, что наше восприятие опознает их как межвидовые. В отношении языка можно видеть весь спектр реакций на различия. Если непохожий язык (для русских – чукотский нам просто непонятен, то более близкий литовский, уже вызывает неприятие . Совсем близкие языки (сербский, украинский и белорусский) воспринимаются просто как смешные, как пародия на русский язык. Таким образом, у расовой и национальной неприязни есть врожденные биологические корни. Среди представителей всех рас есть вдающиеся деятели. Известнейшие актеры, фотомодели, спортсмены, лауреаты Нобелевской премии, президенты. (слайд 58-61)
Учитель : Пояснение понятия евгеника. Кто такие скинхеды?
Вывод 5

Ответ на вопрос поставленный в начале урока.

Все люди едины по происхождению, а значит по интеллекту, физическим, духовным способностям. Таким образом, к одному виду принадлежат и двухметровый темнокожий баскетболист, и краснокожий индеец, и миниатюрная вьетнамка.

5.И последнее – будущее Человека разумного .

«Идет эволюция человека в настоящее время или нет?».
Учитель

Ученые уверены: эволюция продолжается. Естественный отбор идет на всех стадиях онтогенеза, выбраковывая сначала гаметы с нарушениями и аномалиями хромосом, затем зиготы по способности к имплантации. Мертворожденность, гибель плода, отторжение эмбриона остаются факторами отбора в современном обществе.10% браков бесплодны, идет отбор и в плодовитых парвх,часть сознательно отказывается иметь детей, тем самым изымаются из последующего размножения родители с пониженными родительскими инстинктами. Стабилизирующий отбор поддерживает облик человека, но и движущий отбор приводит к определенным изменениям. Уже сейчас известно, каким будет человек в далеком будущем.

Ученик (Индивидуальное задание)

Проанализировав источники литературы, мы получили следующие характеристики человека

будущего.( слайд 62-64)

1.В будущем небольшая близорукость станет нормой для человека. По мнению директора медицинского комплекса "Микрохирургия глаза" Христо Тахчиди,  близорукость - минус 1 - будет нормой для человека будущего, что объясняется большой нагрузкой на глаза.

2. В недалекой перспективе у людей практически не останется собственных зубов. Антрополог Марина Бутовская утверждает, что обилие консервантов, кислот и сахара в пище "убивает" наши зубы и они ухудшаются,

3.Увеличится рост. Данные антропологов показывают, что наш современник крупнее своих предков, за последние 100 лет рост новорожденных увеличился на 1 сантиметр, а масса тела на 300г

4. Человек будущего – облысеет. Профессор Института биофизики РАН Николай Сафонов говорит, что нас всех ждет облысение, так как, волосы не несут никаких функций, кроме эстетической.

5. В будущем нас ждет ожирение. Сотрудники института швейной промышленности утверждают, что пора вводить 68-й размер одежды. - Для человека нашего времени характерна малая подвижность, Большинство работы не требует физической нагрузки. Происходит ослабление мышц, а обедаем и ужинаем мы плотно.

6. Будем жить дольше. Исходя из литературных данных, мы построили график увеличения сроков жизни человека. В Средние века люди жили примерно 35 лет, сегодня это 58-65 лет, а в развитых странах - так и все 90. Как утверждают специалисты, при благоприятных условиях генетическая программа человека позволит жить более 100 лет.


Учитель

Закончить наш урок мне хотелось бы стихами Р.Рождественского
«Для всех угнетенных, трудом обожженных,

Разница в цвете кожи – не в счет

В людях – черных, белых, желтых –

Красная кровь течет!»

Р.Рождественский
III. Итоги урока.

Учащиеся зачитывают свои выводы к уроку.

Анализ выступлений.

Выставление оценок.
IV. Домашнее задание

§ 73

Письменно ответить на вопросы:

1.Наблюдается ли у человека мутационная изменчивость?

2.Идет ли в пределах вида Человек разумный естественный отбор?

3.Почему каждая из рас не достигла в своем обособлении уровня вида?

Приложение 1
Информационный лист

Тема урока: Человек. Его прошлое, настоящее, будущее

План урока

1. Является ли каждая из рас отдельным видом?
2. Когда и как могли появиться расы?
3. Отличительные характеристики рас. С чем они связаны?

4. Расизм.

5.Человек будущего

1. Основные понятия к уроку.

Раса  – это исторически сложившиеся в определенных географических условиях группы людей, обладающих некоторыми общими наследственно обусловленными морфологическими и физиологическими признаками.  

Расоведение - наука, изучающая расовые особенности, их происхождение, формирование и историю.

Расизм - реакционная теория о разделении человечества на высшие и низшие расы.

Метисация - смешение рас

Мулаты - представители смешанного расового типа (потомки от браков между европеоидным и монголоидным населением)
1.Вывод 1:Представителей всех рас относят к ____________________________________________

________________________________

2. Вывод 2: Основные факторы расогенеза___________________________________________________

3. Морфологическая характеристика больших рас.

Морфологические признаки

Расы

Особенности:


Австрало-негроидная

Европеоидная

Монголоидная

Носа

Губ

Разреза и цвета глаз

Волосы

Эпикантус

Кожа

Цвет волос

Цвет кожи

Широкий

Толстые

Широкооткрытые. Темный.

Курчавые темные.борода и усы растут слабо.

Развит слабо

Темная


Выступающий

Тонкие

Широкооткрытые. Цвет варьирует.

Мягке. Сильно растут борода и усы

Развит слабо

Светлая и смуглая


Уплощенный нос

Обычно тонкие

Узкие раскосые

Жесткие, прямые ,темные ,борода и усы растут слабо

Развит сильно

С желтоватым оттенком



Вывод 3: В основе деления человечества на расы лежат_______________________________________

Вывод 4: Каждая из рас возникла, как результат_________________________________________________
4. Расизм.

Вывод 5:

Ответьте на вопрос поставленный в начале урока.

Все люди едины по происхождению, а значит по интеллекту, физическим, духовным способностям. Таким образом, двухметровый темнокожий баскетболист, и краснокожий индеец, и миниатюрная вьетнамка принадлежат_____________________________________
Вывод 6: Твой вывод по теме урока_______________________________________________

____________________________________________________________________________________
5.Дополнительные задания.

А) Прочитайте приведенный ниже текст и ответьте на вопросы: однородны ли по
своим морфологическим признакам группы людей, составляющих одну большую расу? Какой
вывод можно сделать на основе приведенных в тексте данных?

«Известно, что южане - жители Южной Европы, чаще брюнеты, среднего роста. А на севере Европе обитают высокие, светловолосые и голубоглазые люди. Разнородны и монголоиды. Внешность, например, вьетнамца отличаются от внешности бурята, а китайца от киргиза. Негроиды также отличаются друг от друга. Среди них известны самые маленькие люди нашей Земли - пигмеи бассейны реки Конго (141 см в среднем у взрослых мужчин) и самые высокие люди, живущие у озера Чад (182 см). Австралоиды не менее разнообразны: иногда у них бывают курчавые волосы, цвет кожи, профилированность лица и другие признаки варьируют не менее сильно».

Б)Проанализируйте следующие данные: В клетках человека любой расы содержится по 46
хромосом; от брака людей белой расы с людьми желтой и черной расы рождаются нормальное
плодовитое потомство; кровь человека одной расы можно переливать человеку любой другой расы
(если соответствует группа крови)

В) Объясните: а) к каким критериям вида относятся перечисленные выше признаки людей;

б) какие выводы вытекают из этих факторов.
Это интересно.

С точки зрения пигмеев, крупные белые женщины безобразны: белая кожа кажется им ужасной, а размеры тела разорительными (прокормить такую жену очень дорого). У народов, населяющих пустыни Африки, красивыми считаются толстые невесты (перед свадьбой их специально откармливают): у них при нерегулярном питании и перебоях с обеспечением водой шансы родить и выкормить ребенка выше. Критерии красоты у разных народов различаются. Для русского « все китайцы на одно лицо», но и китайцы тоже с большим трудом ориентируются в разнообразии лиц европейцев.

Приложение 2

Часть А ( с выбором одного правильного ответа)

1.Развитие у отдельных людей большого числа сосков – пример:

а) ароморфоза;

б) рудимента;

в) атавизма;

г) идиоадаптации;

2.У человека в связи с прямохождением

а) когти превратились в ногти;

б) сформировался свод стопы;

в) срослись фаланги пальцев;

г) большой палец противопоставляется всем остальным;

3.В отличие от человекообразных обезьян у человека

а) имеется резус – фактор;

б) появилась рассудочная деятельность;

в) имеется четырёхкамерное сердце;

г) развито абстрактное мышление;

4.Наличие хвоста у зародыша человека на ранней стадии развития свидетельствует о

а) возникших мутациях;

б) о проявлении атавизма;

в) нарушении развития плода в организме;

г) происхождении человека от животных;

5. О происхождении человека от млекопитающих свидетельствует:

а) развитое мышление у млекопитающих;

б) сходное строение всех систем органов, развитие зародышей;

в) питание растительной и животной пищей;

г) общественный образ жизни млекопитающих

Часть В (с выбором нескольких верных ответов)

1. Результатом эволюции является:

а) дрейф генов

б) многообразие видов

в) мутационная изменчивость

г) приспособленность организмов к условиям внешней среды

д) повышение организации живых существ

е) борьба за существование

2. Установите порядок последовательности, согласно которой появлялись люди на Земле.

а) неандерталец

б) питекантроп
в) австралопитек
г ) кроманьонец

д) дриопитек

Ответы: А 1в2б3г4г5б

В 1бгд 2двбаг

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Антропогенез. Человек. Его прошлое, настоящее, будущее iconМгппу
«динамическое базовое свойство человеческого существования. Прошлое и будущее – два аспекта поведения Будущее детерминируется настоящим,...
Антропогенез. Человек. Его прошлое, настоящее, будущее iconМорозова О. В., Бахвалова В. Н. Вакцины против клещевого энцефалита:...
Морозова О. В., Бахвалова В. Н. Вакцины против клещевого энцефалита: прошлое, настоящее и будущее. Isbn 978-3-8433-1159-5, изд. Lap...
Антропогенез. Человек. Его прошлое, настоящее, будущее iconПоложение о проведении III
Городской детско-юношеской научно-практической конференции «Традиционные ремёсла и декоративно-прикладное искусство: прошлое, настоящее,...
Антропогенез. Человек. Его прошлое, настоящее, будущее iconОбъединение специалистов по охране труда прошлое, настоящее, будущее
Президент Межрегиональной Ассоциации содействия обеспечению безопасных условий труда «эталон»
Антропогенез. Человек. Его прошлое, настоящее, будущее iconУчебником и учебными пособиями. Тема: Сравниваем прошлое и настоящее
Тема: Сравниваем прошлое и настоящее. Р. Сеф «Путешествие», Ю. Коваль «Под соснами», Б. Кустодиев «Масленица»
Антропогенез. Человек. Его прошлое, настоящее, будущее iconРазгрузочно-диетическая терапия (лечебное голодание) и редуцированные...

Антропогенез. Человек. Его прошлое, настоящее, будущее iconТемы проектов по физике (3-11 кл.) (с кратким содержанием проектов можно ознакомиться на сайте
А. Д. Сахаров выдающийся ученый и правозащитник современности атс-44, атс-37: прошлое, настоящее и будущее
Антропогенез. Человек. Его прошлое, настоящее, будущее iconРеферат по философии Конец истории или начало эпохи «культурных»
А. Блаженный [3] впервые сформулировал функциональные различия модусов единого времени (вечности): прошлое – память; настоящее –...
Антропогенез. Человек. Его прошлое, настоящее, будущее iconКонкурсная работа на тему: Прошлое, настоящее и будущее специальности...
Подготовка локомотивных бригад для работы в новых условиях работы и возрастающих требований к безопасности движения
Антропогенез. Человек. Его прошлое, настоящее, будущее iconБашкирская книжная палата: прошлое, настоящее, будущее
Место работы: гу «Государственная книжная палата Республики Башкортостан» (Архив печати республики)
Антропогенез. Человек. Его прошлое, настоящее, будущее iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные...
Антропогенез. Человек. Его прошлое, настоящее, будущее iconРебята 5 класса не приняли участие в выставке. Нехорошо! Туристический слёт
И всё повторяется: уроки и перемены, будни и праздники. 1 сентября дата, которая никого не оставит равнодушным. Кто-то вспоминает...
Антропогенез. Человек. Его прошлое, настоящее, будущее icon1. Основа организации национального развития
Идеология национальной независимости основа организации национального развития Уз­бекистана, по своей сути, является системой идей,...
Антропогенез. Человек. Его прошлое, настоящее, будущее iconУрока по русскому языку на тему Подготовка к сочинению-рассуждению...
Тема: Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению о родном крае «Прошлое и настоящее родного села»
Антропогенез. Человек. Его прошлое, настоящее, будущее iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ю. В. Лебедев отмечает, что литература (наверное, единственная из всех школьных предметов) даёт огромный простор не только работе...
Антропогенез. Человек. Его прошлое, настоящее, будущее iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сравнивать понятия «объект природы (живой, неживой)», «изделие». Находить ошибки в высказываниях. Классифицировать объекты природы....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск