Скачать 140.13 Kb.
|
Форма проведения: беседа с элементами игры. Дидактическая цель: создать условия для усвоения блока новой информации по теме занятия через наблюдения, связь с жизнью, развитие внутренних мотиваций поведения школьников. Задачи: Образовательные: Создать условия для размышления детей о человеческих ценностях. Формировать представления учащихся о государственных символах России, о Конституции РФ, основных правах и обязанностях граждан. Развивающие: Способствовать развитию речи, памяти, логического мышления. Развивать коммуникативные навыки в ходе групповой работы, помочь детям осознать их значимость в достижении общей цели. Создать условия для развития самостоятельности и практической активности учащихся. Воспитательные: Воспитывать у детей чувство патриотизма, гражданственности, бережного отношения к историческому наследию России. Создать условия для воспитания культуры речевого общения, потребности нести людям добро. Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная. . Ход занятия 1. Вступительное слово. Прочитайте, пожалуйста, тему нашего занятия. Что интересного заметили? Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на занятии? Обобщение: Каждый гражданин должен знать основные символы своего государства, законы, свои права и обязанности). Ребята, у нас сегодня необычное занятие. Он очень важен для каждого из нас, поэтому мне бы хотелось, чтобы вы были очень внимательны, и чтобы каждый открыл для себя что-то новое, интересное. Сегодня нашу с вами встречу освещает солнышко. И это не случайно. Ребята, какое значение имеет солнце для всех жителей нашей планеты? (Солнце дает жизнь всему живому). И сегодня это доброе и ласковое солнышко поможет нам понять, что же самое важное для человека, что он должен ценить и беречь. 2. Беседа о ценностях человека. Ребята, а как вы считаете, что для вас является самым дорогим? (Прикрепляю на доску таблички со словами: жизнь, здоровье, свобода, труд, жилище, имущество) А без чего еще человек не может быть по-настоящему счастлив? Что же еще для него является очень важным? (Родина.) Если не ответят, рассказываю историю: Послушайте одну историю. Жил-был Человек. Были у него семья, работа, друзья, но вдруг у него начались неприятности: поссорился с товарищами, на работе – выговор. В общем, обиделся Человек на всех, а больше всего – на свою страну: даже говорить стал не «моя страна», не «мой народ», а «эта страна», «этот народ». По его понятиям, его страна была бедная, народ ленивый. «Пусть они живут, как хотят, мне с ними не по пути», - решил Человек. Собрал вещи и поехал жить за границу. А там газоны подстрижены, улицы с мылом моют. Работа нашлась, и деньги появились. Но только почему-то нерадостно у него на душе, будто что-то важное потерял, без чего все остальное уже не так привлекательно. Не хочется отдыхать на дорогих курортах. Завелась тоска и гложет изнутри. Почему же Человек заскучал? (Вывешиваю табличку со словом «Родина»). Обобщение. Ребята, а что же такое Родина? Сейчас мы с вами поиграем в мяч. Кто получит мячик, тот и отвечает на данный вопрос. Родина – это… А теперь послушаем стихотворение Зои Александровой «Родина». Если скажут слово «Родина», Сразу в памяти встает Старый сад, в саду – смородина, Толстый тополь у ворот. У реки березка-скромница И ромашковый бугор, А другим, наверно, вспомнится Свой родной московский двор, В лужах первые кораблики, Над скакалкой топот ног И большой соседней фабрики Громкий, радостный гудок, …Или степь от маков красная, Золотая целина… Родина бывает разная, Но у всех она одна. Наша с вами Родина – это Россия. Кто может показать нашу Родину на карте? (Показ России) Россия – огромное государство, гражданами которого мы являемся. Как только маленький человек появляется на свет, он получает свой первый документ – свидетельство о рождении, в котором записано, что он является гражданином Российской Федерации. А что значит: быть гражданином своей страны? Я думаю, что для этого не достаточно иметь запись в свидетельстве о рождении. Быть гражданином – это значит – любить свою Родину, чувствовать ответственность за ее судьбу, ее будущее. Ну и, конечно, гражданин страны должен знать ее историю, ее государственные символы. Сегодня мы и поговорим об отличительных знаках нашего государства. Назовите основные символы государства. (Герб, флаг, гимн). 3. Сообщения учащихся. Работа в группах. 1. О гербе России (1 группа) 1 ученик. Наука, изучающая гербы, называется геральдикой. Что такое герб? Вот как об этом пишет Владимир Иванович Даль. 2 ученик. «Герб – род щита с изображением на нем знаков, присвоенных государству, городу, дворянскому роду». 3 ученик. Это очень древний герб. Он появился пятьсот лет назад – в 1497 году. Впервые его ввел царь Иван Третий Васильевич – великий князь всея Руси, как его называли. Сначала это был герб Московского государства, потом – Русского государства, Российской империи, а теперь это герб Российской Федерации. 4 ученик. У нас очень красивый герб. На нем изображен двуглавый золотой орел на фоне российского флага. Орел – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. 5 ученик. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена корона, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость ее от других государств. 6 ученик. На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это Святой Георгий Победоносец – на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которым он поражает дракона. Ужасный черный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь топчет дракона копытами. Ученик 7. Георгий Победоносец почитался как герой и святой покровитель воинов, защитников Отечества, образ его часто изображали на иконах. В древние времена дедушки и бабушки рассказывали своим внукам историю о Егории, царевне и змее, очень похожую на сказку. Ученик 8. В некотором царстве-государстве случилось великое несчастье: напал на него лютый змей – дракон. Поселился он в темной пещере на берегу моря. Огнем жег он землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства-государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым, и вскоре не осталось ни у кого ни овец, ни коров, ни коз – все съел змей. Тогда велел змей приводить к нему каждый день человека на съедение. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели ее на морской берег и оставили там. В это время проезжал Егорий Храбрый на добром коне. Не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и победил его. И с тех давних пор стали люди звать Егория Святым Победоносцем. Вот какая замечательная история у нашего герба! Ученик 9. В статьях 3, 5, 6, 7 Конституции указывается, что герб изображается на печатях, паспортах, документах, денежных знаках, государственных наградах, боевых знаменах воинских частей. Государственный герб помещается на пограничных знаках (основных пограничных столбах) и в пунктах пропуска через границу. - Рассмотрите, пожалуйста, герб российской Федерации (Показываю). - Как называется наука о гербах? (Геральдика (Вывешиваю табличку)). - Когда появился первый российский герб? (Около 500 лет назад, в 1497 году). - Что держит орел в своих лапах на гербе России? (В правой лапе – скипетр, в левой - держава). - Что такое скипетр? А держава? - А что за всадник изображен на груди орла? (Это Святой Георгий Победоносец). 4. Работа в группах. - Поработаем в группах. Я раздам вам изображения герба Российской Федерации. Ваша задача: найти недостающие детали. Вспомните правила работы в группе (Раздаю гербы с недостающими деталями). - Итак, мы с вами познакомились с одним из символов Российской Федерации – гербом. 5. Физминутка. Жура – Жура – журавель, Облетал ты сто земель, Облетал, обходил, Крылья, ноги натрудил. Мы спросили журавля: «Где же лучшая земля?» Он ответил, пролетая: «Лучше нет родного края!» 6. Сообщения учащихся о флаге. - Следующий отличительный знак нашего государства – флаг (Показываю). 1 ученик. В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Государственном флаге Российской Федерации» от 25.12.2000 г. Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета. Отношение ширины флага к его длине – 2:3». Флаг является символом объединения. Наука о флагах называется вексиллология. Флаг состоит из следующих частей: белый означает мир, чистоту, благородство; синий – честность, верность, безупречность; красный – силу и смелость, неустрашимость. 2 ученик. Государственный флаг постоянно находится на зданиях, где находятся органы всех ветвей и уровней государственной власти, в кабинетах высших должностных лиц государственной власти, на зданиях дипломатических представительств за границей. В дни праздников, торжественных мероприятий и памятных событий Государственный флаг вывешивается на зданиях предприятий и организаций, независимо от форм собственности, а также на жилых домах. Государственный флаг Российской Федерации может быть поднят в знак траура, в этом случае в верхней части древка крепится черная лента, а сам флаг может быть приспущен. Лица, виновные в осквернении Государственного флага, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ. 3 ученик. В древности флаги или стяги использовались, чтобы объединять (стягивать) войско в бою, а поверженный вражеский стяг означал победу. В Оружейной палате Московского Кремля хранится стяг «Всемилостивейшего Спаса», с которым русское войско в 1552 году предприняло поход на Казань, а после захвата Казани Иван Грозный повелел на месте, где во время осады находился этот стяг, возвести церковь. В Оружейной палате хранятся и Великий стяг Ивана Грозного, и гербовое знамя царя Алексей Михайловича. 4 ученик. Именно при царе Алексее Михайловиче (Тишайшем) в ХVII веке впервые на Руси появился бело-сине-красный флаг как отличительный знак главного военного корабля «Орел»; в 1705 году Петр I издал указ, по которому бело-сине-красный флаг стал флагом торговых судов России, эту дату считают датой рождения будущего государственного трехцветного государственного флага. 5 ученик. В августе 1991 года российский триколор снова был введен как государственный флаг, 22 августа – это День Государственного флага Российской Федерации. Обобщающая беседа: - Как называется наука о флагах? (Вексиллология (Вывешиваю табличку)). - Как назывался корабль, над которым впервые был поднят бело-сине-красный флаг? (Военный корабль «Орел»). - Когда отмечается День государственного флага Российской Федерации? (22 августа). 7. Работа в парах. - У вас на партах есть карточки с флагами государств. Найдите флаг Российской Федерации. - А не скажете ли вы, каким государствам принадлежат другие флаги? (Если не ответят на вопрос – обратиться к энциклопедии «Флаги») Итак, мы познакомились со вторым символом нашего государства – флагом. 8. Сообщения учащихся о гимне. - Третьим символом нашего государства является гимн. На доску помещены слова гимна Российской Федерации. А расскажут о нем наши ребята. (Сообщения учащихся третьей группы). 1 ученик. В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Государственном гимне Российской Федерации» от 22 марта 2001 года Государственным гимном России является музыкально-поэтическое произведение на музыку А.В. Александрова и стихи С.В. Михалкова. 2 ученик. Государственный гимн Российской Федерации исполняется при вступлении в должность Президента, руководителей местного самоуправления, при открытии и закрытии торжественных собраний, при проведении торжественных мероприятий, воинских ритуалов и спортивных соревнований. 3 ученик. При официальном исполнении Государственного гимна Российской Федерации присутствующие выслушивают его стоя, мужчины – без головных уборов. 4 ученик. Мы коротко хотим рассказать о создателях Государственного гимна Российской Федерации. Александр Васильевич Александров родился 13 апреля 1883 года в селе Плахино Захаровского уезда Рязанской губернии, умер 8 августа 1946 года в Берлине. Начальное музыкальное образование получил в регентских классах Придворной певческой капеллы, затем обучался в Петербургской консерватории по классу композиции, затем в Московской консерватории по классу композиции и пения. С 1918 года преподавал в Московской консерватории. В 1928 году возглавил краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской Армии (ныне носящий его имя), завоевавший огромную популярность в нашей стране и за рубежом. А.В. Александров был удостоен звания народного артиста СССР, награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, являлся лауреатом Государственных премий. 5 ученик. Сергей Владимирович Михалков родился в 1913 году и здравствует поныне. Поэт и писатель, Герой социалистического Труда, пятикратный лауреат Государственных премий, много лет возглавлял Союз писателей РСФСР. С.В. Михалков является автором текста Государственного гимна Российской Федерации. 6 ученик. Слово «гимн» греческого происхождения, оно означает хвалебную торжественную песнь. Обобщение. - Что обозначает слово «гимн»? - Назовите авторов слов и музыки гимна РФ. - А сейчас мы с вами прослушаем один куплет и припев Государственного гимна Российской Федерации. (Включаю гимн. Дети слушают стоя). Обобщение. Итак, мы с вами познакомились с тремя основными символами нашего государства. К ним относятся герб, флаг, гимн. Когда ребята рассказывали нам о гимне, они говорили о том, что гимн звучит во время торжественных мероприятий, праздников. Как вы считаете, был ли у нас с вами сегодня повод для прослушивания Государственного Гимна РФ? Какой? (Сегодня праздник – День Конституции). 9. Беседа о Конституции. - Что же такое Конституция? (Это основной закон Российской Федерации. (Показываю Конституцию). Это главный закон, который определяет жизнь нашего государства, права и обязанности граждан). Гарантом Конституции является глава нашего государства – президент. - Кто является президентом нашей страны? ( Д. А. Медведев (Показываю портрет)). - Что вы о нем знаете? - Совсем недавно мы с вами писали письма нашему президенту Д.А. Медведеву. Я думаю, что сегодня, в День Конституции, мы можем некоторые зачитать… (Дети читают письма президенту). - А теперь вернемся к Конституции. Конституция – это главный закон, который определяет жизнь нашего государства, права и обязанности граждан. - Какими же правами обладает человек? Ответить на этот вопрос нам поможет Солнышко. Главные ценности человека нашли отражение в его правах. - Давайте попробуем сформулировать некоторые права человека. (Показываю табличку на доске «жизнь»). Самое главное, самое важное – право человека на жизнь. Но так думали не всегда. Было в древности такое государство – Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали его судьбу: если крепкий, здоровый – пусть живет, а если родился слабым, больным – бросали его со скалы. Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? (Ответы учащихся.) - Физически слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым – помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В. Суворов (Демонстрирую портрет) родился слабым и больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник. В военных походах он переносил все тяготы наравне с солдатами. Под руководством Суворова русская армия не проиграла ни одного сражения. - Итак, каждый гражданин нашей страны имеет право на жизнь. А какие еще права человека вы можете назвать? (Используя таблички с главными ценностями человека, дети называют права). - Как вы считаете, мы назвали все права? (Нет. Когда вам исполнится 18 лет, вы будете пользоваться всеми правами, записанными в Конституции). 10. Применение Конституции к сказкам. - А сейчас мы попробуем применить Конституцию к сказкам. Инсценировка по «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина. (У окна на лавке с зеркальцем в руках сидит царица и любуется своим отражением). Царица. Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее? Зеркальце. Ты прекрасна, спору нет, но царевна всех милее, всех румяней и белее. Царица. Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло. Признавайся: всех я краше. Обойди все царство наше, хоть весь мир: мне равной нет. Так ли? (Звучит музыка). Зеркальце. А царевна все ж милее, все ж румяней и белее. (Музыка стихает, царица зовет служанку). Царица. Эй, Чернавка! (Входит девушка.) Веди царевну в глушь лесную и, связав ее, живую под сосной оставь её там на съедение волкам! Ведущий. Вот Чернавка в лес пошла и в такую даль свела, что царевна догадалась и взмолилась… Царевна. Жизнь моя! В чем, скажи, виновна я? Не губи меня, девица! А как буду я царица, я пожалую тебя. Ведущий. Та, в душе ее любя, не убила, не связала, отпустила и сказала… Чернавка. Не кручинься, бог с тобой, ну а я пошла домой. - Какое право царевны в данной сказке нарушено? Как вы считаете? 1. Кто из сказочных героев воспользовался правом на свободное передвижение? (Лягушка – путешественница, Старик Хоттабыч, Элли из Изумрудного города). 2. Кто воспользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай? (Дед из сказки «Репка»). 3. У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых, разумное ограничение рабочего времени? («Золушка» Ш. Перро). - А теперь посмотрите внимательно на иллюстрации сказочных персонажей, которые лежат у вас на партах. Какие права в сказках они нарушали? (Дети работают в группах. Сказочные персонажи: лиса, волк, Снежная королева, Карабас - Барабас, Баба Яга). - Вы неплохо разбираетесь в правах, но не бывает прав без обязанностей. Какие обязанности граждан нашей страны вам известны? (Ответы детей). - Какова ваша главная обязанность? (Хорошо учиться). Обобщение. 11. Принятие законов жизни класса. - Конституция – основной закон нашей страны, в нем записаны основные права и обязанности граждан России. Но мне бы хотелось, чтобы у нас в классе были свои законы, которые необходимо выполнять каждому ученику нашего класса, чтобы стать достойным гражданином своей Родины. - Актив класса ознакомит вас с проектом данных законов. 1. Закон правды. Запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь справедлив. 2. Закон добра. Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе. 3. Закон заботы. Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к одноклассникам. Помни об их интересах, потребностях, нуждах. 4. Закон милосердия. Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах. Не забывай о них! 5. Закон уважения. Хочешь, чтобы тебя уважали – уважай других! 6. Закон чести. Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве. - Что вы можете сказать о проекте законов? (Высказывания детей). - Это проект законов, но их можно утвердить. Для этого мы воспользуемся, как взрослые, правом на голосование. А голосовать мы будем необычным способом. У вас на партах лежат листы с обведенными вашими ладонями. Напишите на них свое имя. Кому хочется, чтобы наш класс был дружным, чтобы нам было хорошо и комфортно учиться, получать новые знания, может проголосовать за принятие законов жизни класса. 12. Рефлексия. (Дети прикрепляют ладони на доску). 13. Итог занятия. - Какие открытия вам удалось сделать сегодня на занятии? (Высказывания детей). Обобщение. 14. Обзор литературы по теме классного часа. - Закончим наше занятие стихотворением Е. Синицына «Берегите Россию». Берегите Россию – Нет России другой. Берегите ее тишину и покой, Это небо и солнце, Этот хлеб на столе И родное оконце В позабытом селе… Берегите Россию – Без нее нам не жить, Берегите ее, Чтобы вечно ей быть Нашей правдой и силой, Всею нашей судьбой Берегите Россию – Нет России другой! |
Беседа о мире профессий с элементами игры для учащихся 1-4 классов Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Фомина Жанна Алексеевна 2012г Тема урок Форма урока: беседа с элементами дискуссии и использованием игровых приёмов обучения | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Форма: беседа с элементами диспута, обсуждение Конституции рф, комментарий отдельных положений Конституции РФ | План проведения недели науки и творчества в гбоу сош №185 с 24 февраля по 28 февраля 2014 года Эвристическая беседа с элементами кейсов «245 лет со дня рождения И. А. Крылова», 4В класс | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Форма проведения классного часа дискуссия с элементами психологических упражнений | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Форма проведения: экспериментальная лаборатория с элементами познавательно-исследовательской деятельности | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методика обучения детей дошкольного возраста играем с элементами с элементами спортивных игр (привести на примере одной игры) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Форма проведения: беседа с объяснением нового материала, презентация, показ наглядно, практическая работа учащихся | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Форма урока: эвристическая беседа, практикум «Стадии воспроизводства», групповая форма работы | П лан проведения тематической недели Игры народов мира", выставка газет "Великие политические игры", выставка газет "Игры героев художественной литературы" | ||
Учимся быть толерантными Цель: познакомить учащихся с понятием «толерантность», развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей. Уметь... | Урок по теме: «Опера- сказка» Методы урока: объяснительно-иллюстрированный с элементами репродуктивного, словесный метод обучения (объяснение, беседа), наглядный... | ||
Тема урока. Механическая работа Беседа (с элементами учебной конференции); выделение главного; выдвижение гипотез; проведение группового эксперимента (постановка... | Конспект проведения сюжетно-ролевой игры по теме «Мы военные моряки» Определение последовательности проведения занятия и использования материального обеспечения | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методы урока: объяснительно-иллюстрированный с элементами репродуктивного, словесный метод обучения (объяснение, беседа), наглядный... | Спортивные игры – форма рационально – организованной двигательной деятельности Спортивные игры способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма – нервной, сердечно-сосудистой,... |