Образовательная программа естественнонаучной направленности «Человек-Земля-Космос»





Скачать 170.13 Kb.
НазваниеОбразовательная программа естественнонаучной направленности «Человек-Земля-Космос»
Дата публикации21.03.2015
Размер170.13 Kb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > Астрономия > Образовательная программа

СОГЛАСОВАНО

ОБСУЖДЕНО И ПРИНЯТО

на заседании НМС

УТВЕРЖДЕНО

«30» августа 2012 г.

Протокол №1

oт «30» августа 2012 г

Приказ №153

oт «05» сентября 2012 г.

Зам. директора по ВР

____________Г. В. Валова

Зам. директора по НМР

___________Е. Е. Никольская

Директор школы

___________З.А. Стоян



Дополнительная

образовательная программа

естественнонаучной

направленности

«Человек-Земля-Космос»



Педагог:

Капкунова Галина Валерьевна

Возраст обучающихся:

12-14 лет

Срок реализации:

1 год – 144 часа


Надым – 2012

Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе авторской программы: Скляровой М. Н., учителя физики МОУ СОШ № 9, ст. Александровской Майского района КБР.

Направленность программы - естественнонаучная.


Актуальность. Школьная программа по физике в данное время не дает возможности в полной мере уделять внимание астрономическому обучению учащихся. В тоже время, сама наука астрономия остается очень важной, неотъемлемой частью становления правильного мировоззрения детей. В таких условиях является необходимостью давать учащимся начальные знания по астрономии на дополнительных занятиях, кружках, факультативах. Такими знаниями должен владеть любой человек. Например, каждый знает, что солнце утром восходит, а вечером заходит, время восхода и захода изо дня в день меняется, не удивляет нас и то, что луна бывает то тонким месяцем, то круглой. Нас не только не удивляют такие перемены, но мы можем точно сказать, когда они произойдут. Любознательный человек всегда задумывался над вопросами, как и когда образовалась наша Земля, из каких веществ состоит, каковы ее формы, размеры, масса, что было в прошлом и что происходит сейчас в ее недрах и в ее космических окрестностях.

Для того, чтобы правильно сформировать умозаключения учащихся о наблюдаемых ими явлениях, дать наиболее целостное и истинное представление о мире, Вселенной, звездах, Солнце и т.д., необходимо изучать астрономию. Это одна из немногих наук, при изучении которой учащиеся могут сами делать открытия, заниматься научными исследованиями. Программа астрономического кружка нацелена на формирование осознанного отношения учащихся к объектам на звездном небе.

Новизной данной программы является её практическая направленность. Основной упор делается на накоплении достаточного количества разнообразных наблюдений, на основе которых устанавливается их взаимосвязь, строится научная картина мира. Работа в рамках программы не только знакомит учащихся со звёздным небом, но и помогает им лучше понять происходящие явления, что даёт возможность, при желании, производить систематические научные наблюдения.

Цель программы:

  • Формирование у учащихся первичных представлений о строении Вселенной, о тех небесных телах, которые её заполняют, о движении звёзд, планет и их спутников, о физических условиях на поверхностях и в атмосферах планет, о наземных и внеатмосферных, космических методах наблюдений небесных тел.

Задачи программы:

Программа кружка призвана выработать у школьников:

  • Стремления к приобретению новых знаний.

  • Творческого отношения к делу.

  • Умения самостоятельно работать с дополнительной литературой, телескопом, лабораторным оборудованием.

  • Умения наблюдать и делать выводы.

  • Умения анализировать материалы наблюдений.

  • Прививать навыки исследовательской работы, ведения астрономических наблюдений.

  • Накопление достаточного количества разнообразных наблюдений, на основании которых устанавливается их взаимосвязь, строится научная картина мира.

  • Уменияпользоваться астрономическими приборами для ведения наблюдений.

  • Развивать положительную мотивацию к занятиям астрономией.

  • Развивать логическое мышление учащихся, формировать умение самостоятельной работы.

Формы работы, используемые при реализации программы:

В процессе реализации программы используются следующие формы работы с учащимися:

  • лекция;

  • беседа;

  • семинар;

  • практические наблюдения;

  • решение практических задач;

  • подготовка и представление докладов.

  • тематические экскурсии.

  • коллективная работа.

Хорошие результаты приносят приёмы, направленные на активизацию мышления и действия каждого ребёнка в отдельности. Обучение умению слушать и наблюдать, применять свои знания и делиться ими с товарищем, проводится на практических занятиях, в ходе самостоятельной деятельности ребёнка.

Формы контроля за обучением:

  • Диагностические занятия в конце учебного года, в ходе которых определяется уровень астрономических знаний детей.

  • Представление детьми своих результатов работы в виде сообщений, докладов, рефератов или научных работ.

  • В процессе проведения занятий проводится индивидуальная оценка уровня полученных навыков, развитие мировоззрения, повышение эрудированности, путём наблюдения за ребёнком, его успехами.

  • При проведении занятий практикуется коллективное обсуждение трудностей, совместный поиск правильных решений.


Материально-техническое обеспечение реализации программы


  • Учебный кабинет для проведения лекций, семинаров, практических занятий

  • Актовый зал для проведения семинаров, конференций

  • Библиотека

  • Ноутбуки с установленным программным обеспечением: Microsoft Office, Microsoft Windows

  • Наличие выхода в Internet.
  • Набор "Звездный мир" (80 экспериментов)


  • Модель небесной сферы

  • Модель Солнце-Земля-Луна

  • Модель Солнечной системы

  • Набор плакатов «Астрономия»

  • Приборы для демонстрации линейного расширения

  • Телескоп

  • Бинокль

  • Труба Ньютона

  • Приборы для изучения траектории

  • Конструктор по гидростатике

  • Компас

  • Программно-методический комплект по основам физики


Ожидаемые результаты
Учащиеся должны знать: предмет изучения астрономии, астрономические приборы, строение Земли, строение Солнечной системы, название и расположение планет, условия их наблюдения, название основных спутников планет, строение Солнца, характеристики Солнца, физические условия Луны, основные созвездия и их положение на небе, Зодиакальные созвездия, строение галактик.

Учащиеся должны уметь: пользоваться телескопом, биноклем, картой звездного неба, астролябией, находить положение звезд, планет, созвездий на звездном небе, находить координаты звезд на карте звездного неба, объяснить причину движения небесных объектов, условия наступления затмений, падающих «звезд», отличать планеты от звезд на небе.

Необходимые условия для реализации программы:

  1. Теоретическая часть программы реализуется на занятиях в кабинете, при использовании литературы, фотографий и иллюстраций, карты звездного неба, школьного астрономического календаря, телескопа (для изучения), модели Солнечной системы, компьютера, компьютерных программ, видеоаппаратуры и видеозаписей.

  2. Практическая часть программы реализуется при дневных и ночных наблюдениях Солнца, Луны, планет, звезд, использовании телескопа, изготовлении простейших астрономических приборов, записей наблюдений и вычислении необходимых данных.


Критерии оценки освоения результатов реализации программы
Письменные, самостоятельные, контрольные и другие виды работ обучающихся оцениваются по системе зачет/незачет.

Зачет - за достаточно полные знания программного материала, правильное понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений; последовательные, правильные, конкретные ответы на поставленные вопросы; посещение учебных занятий; активная и творческая работа на семинарах; выполнение всех форм промежуточного контроля; выступления, участие в обсуждении, подготовка сообщений и докладов, выполнение письменных работ и результаты самостоятельной работы.

Незачет - за неправильные ответы на вопросы, грубые ошибки в ответе, непонимание сущности излагаемых вопросов; неуверенные и неточные ответы на дополнительные вопросы; несистемное посещение занятий; отсутствие работы на семинарах, неучастие в подготовке сообщений, докладов, отсутствие самостоятельных работ.

Промежуточная аттестация проводится по окончанию I,II,III,IV четверти. Итоговая аттестация проводится по завершению полного курса образовательной программы и осуществляется в форме творческих отчетов, концертов, защиты индивидуальных проектов, работ обучающихся.

Программа рассчитана на 6-8 класс.

Сроки реализации программы: 1 год.

Программа рассчитана на 1 год обучения, 36 учебных недель – 144 часа, 4 часа в неделю.


Учебно-тематическое планирование


Дата



Тема

Количество часов

Теория

Практика

Сентябрь

1.

Что и зачем изучает астрономия? Техника безопасности на занятиях.

2

 

2.

Особенности астрономических наблюдений. Небесная сфера в точках и линиях.

2

 

3.

Устройство и принцип действия телескопа. Роль телескопа в астрономических наблюдениях.

2

 

4.

Астрономические инструменты и их использование.

2

 

5.

Изготовление астролябии.

 

2

6.

Земля в представлении древних. Птолемей и Коперник.

2

 

7.

Джордано Бруно, Галилео Галилей.

2

 

8.

Они решили измерить Землю. Где верх и низ у Земли.

2

 

9.

Наблюдение осеннего неба. Осенние созвездия.

 

2

Октябрь

1.

Солнечная система – состав и особенности.

2

 

2.

Наблюдение в телескоп ближайших планет.

 

2

3.

Земля - особенная планета. Почему на Земле есть жизнь?

2

 

4.

Луна простая и загадочная.

2

 

5.

Наблюдение луны в телескоп.

 

2

6.

Метеориты, метеоры, кометы. Есть ли падающие звезды?

2

 

7.

Окольцованные планеты.

2

 

8.

Астероиды: осколки или недостроенная планета?

2

 

9.

Наблюдение зимнего неба. Мифы о зимних созвездиях.

2

2

Ноябрь

1.

Солнце – звезда или божество. Что мы знаем о нем?

2

 

2.

Пусть всегда будет Солнце.

2

 

3.

Наблюдение зимнего неба.

 

2

4.

Мифы о созвездиях. Что на самом деле представляют собой созвездия.

2

 

5.

Звездное небо в различные времена года. Почему оно меняется?

2

 

6.

Далеко ли до звезд.

2

 

7.

Наблюдение зимнего неба, луны, планет.

 

2

Декабрь

1.

Что такое Млечный путь?

3

 

2.

Много ли во Вселенной галактик.

2

 

3.

Наблюдение весеннего неба. Весенние созвездия.

3

2

4.

Подготовка сообщений по различным темам.

 

2

5.

Подготовка празднования дня космонавтики.

 

2

6.

Наблюдение весеннего неба. Планет.

 

2

Январь

1.

Особенности астрономических наблюдений. Техника безопасности на занятиях.

2







2.

Основные точки и линии небесной сферы. Зодиак и эклиптика.

2







3.

Устройство и принцип действия телескопа. Виды телескопов.

2







4.

Древние и современные астрономические инструменты.

2




Февраль

1.

Открытие Ньютоном закона Всемирного тяготения.

2







2.

Птолемей и Коперник. Чья модель правильна?

2







3.

Законы Кеплера.

3







4.

Наблюдение осеннего неба. Осенние созвездия.

 

2




5.

Солнечная система – состав и особенности.

2







6.

Планеты Земной группы. Наблюдение Венеры и Меркурия.

2

2




7.

Планеты Гиганты. Наблюдение Юпитера и его спутников. Сравнение групп планет.

3

2

Март

1.

Земля и Луна. Наблюдение Луны в телескоп

2

2




2.

Сколько раз человек может увидеть одну и ту же комету?

2







3.

Астероиды: есть ли опасность столкновения?

2







4.

Наблюдение зимнего неба. Мифы о зимних созвездиях.

2

2




5.

Солнце – ближайшая звезда.

3







6.

Пятна и факелы на Солнце. Движение Солнца.

3







7.

Особенности наблюдения Солнца.




2




8.

Наблюдение зимнего неба.




2

Апрель

1.

Мифы о созвездиях. Звездное небо на других планетах и в других мирах.

3







2.

Измерение расстояний до звезд.

4







3.

Наблюдение зимнего неба, луны, планет.




2




4.

Виды галактик. Млечный путь.

2







5.

Черные дыры и белые карлики. Возраст Вселенной.

2







6.

Наблюдение весеннего неба. Весенние созвездия.

3

2

Май

1.

Подготовка пресс-конференции «Одиноки ли мы во Вселенной?»




2




2.

Подготовка празднования дня космонавтики.




2




3.

Наблюдение весеннего неба. Планет.




2




4.

Летние созвездия.

2







5.

Задание на лето







Итого

144


Содержание программы


    1. Земная наука о небесных телах.

Ознакомление с предметом астрономии, способами изучения, особенностями изучения. Знакомство со строением и принципом действия телескопа.

    1. Астрономия начинается с Земли.

Ранние представления о нашей Земле. Становление мировоззрения. Способы измерить форму и размеры Земли.

    1. Наши ближайшие соседи.

Солнечная система. Планеты и их спутники. Луна. Влияние Луны на Землю. Малые тела Солнечной системы.

    1. Солнце.

Что представляет из себя Солнце. Откуда у него столько тепла.

    1. Звездное небо над головой.

Мифы о созвездиях. Далеко ли до звезд. Звездное небо в различные времена года.

    1. Это странное слово – галактика.

Начальные сведения о многообразии мира галактик. Строение Вселенной.

    1. Астрономия – звездная наука.

Особенности астрономических наблюдений. Основные точки и линии небесной сферы. Зодиак и эклиптика. Изучение строения и принципа действия телескопа.

    1. Наша Земля.

Закон всемирного тяготения в жизни. Знания о Земле и небе. Различные модели Земли и небесной сферы. Птолемей и Коперник.

    1. Мир солнечной системы.

Солнечная система. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Спутники планет и Луна. Малые тела, орбиты и периодичность комет.

    1. Солнце.

Ближайшая звезда. Пятна и факелы на солнце. Вращение солнца и обращение вокруг центра Галактики.

    1. Звезды и галактики близкие и далекие.

Мифы о созвездиях. Звездное небо в различные времена года. Виды и характеристика звезд. Черные дыры и белые карлики. Галактика Млечный путь. Строение и возраст Вселенной.

    1. Освоение Вселенной.

Происхождение Солнечной системы. «Есть ли жизнь на Марсе?» Открытие реактивного движения и его роль в полетах в космос. Существуют ли доказательства существования инопланетян.

Литература
Литература для педагога


  1. Андрианов Н.К., Марленский А.Д. Астрономические наблюдения в школе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2008.

  2. Бердышев С. Законы космоса. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002

  3. Дорожкин Н.Я. Космос. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2004

  4. Козлова Н. Д. Я иду на урок астрономии. – М., 2001.

  5. Методика преподавания астрономии в школе. /Под редакцией Л. Мордовцева. М., 1973.

  6. Перельман Я.И. «Занимательная астрономия», - Д.: ВАП, 1994.

  7. Саган Карл. Космос. – СПб: ЗАО ТИД Амфора, 2004.

  8. Цесевич В.П. Что и как наблюдать на небе. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 2009.

  9. Шимбалов А.. Атлас созвездий. – М., 2005.

  10. http://festival.1september.ru/articles/411546/

  11. http://festival.1september.ru/authors/100-771-207

  12. http://rudocs.exdat.com/docs/index-419265.html

  13. http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/programma-kruzhka-gitarnaya-pesnya


Литература для обучающихся


  1. Керрод Робин. Космическое пространство: иллюстрированный атлас для детей. – М.: ОНИКС 21 век, 2001.

  2. Космос. – Смоленск: Русич, 2001. (Школьная энциклопедия).

  3. Цветков В.И. Космос. Полная энциклопедия / Ил. Н. Красновой. – М.: Эксмо, 2005.

  4. Школьный астрономический календарь на 2011/2012 учебный год. Вып. 59 : учеб.пособие для учащихся 7 -11 кл. / авт.-сост. М.Ю. Шевченко, О.С. Угольников. – М.: Дрофа, 2010.

  5. Школьный астрономический календарь на 2012/2013 учебный год. Вып. 60 : учеб.пособие для учащихся 7 -11 кл. / авт.-сост. М.Ю. Шевченко, О.С. Угольников. – М.: Дрофа, 2011.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа естественнонаучной направленности «Человек-Земля-Космос» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей естественнонаучной...
Кружок «Алхимики» пред­назначена для учащихся 5-8 классов на основе учебных программ по химии, экологии, информатики
Образовательная программа естественнонаучной направленности «Человек-Земля-Космос» iconУтверждено
Всероссийской олимпиады «Созвездие» научно–исследовательских, учебно – исследовательских проектов детей и молодежи по проблемам защиты...
Образовательная программа естественнонаучной направленности «Человек-Земля-Космос» iconТема «Правописание ы – и после Ц» Цели урока: образовательная: помочь...
«Человек, лишен­ный святого сыновнего чувства к отчему краю, не способен по-настоящему любить свою Родину, свою Отчизну. Ведь само...
Образовательная программа естественнонаучной направленности «Человек-Земля-Космос» iconПоложение о республиканском этапе 14 Всероссийской олимпиады научно-исследовательских...
Образовательный аспект расширение кругозора учащихся с повышенной мотивацией к обучению
Образовательная программа естественнонаучной направленности «Человек-Земля-Космос» iconМетодические рекомендации и планы семинарских занятий раскрывают...
«человек – природа (Космос)», «человек – общество», «человек государство», «человек – человек». И очень важно подчеркнуть, что жизненное...
Образовательная программа естественнонаучной направленности «Человек-Земля-Космос» iconСамые-самые первые
Человечество с древности грезило бескрайними космическими просторами, мечтало о полёте в космос. Но мало кто предполагал, что в космос...
Образовательная программа естественнонаучной направленности «Человек-Земля-Космос» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «конферанс...
Программа реализуется в рамках художественно-эстетической направленности и создана в соответствии с образовательной программой Центра...
Образовательная программа естественнонаучной направленности «Человек-Земля-Космос» iconПриказ «16» октября 2013 года №159 о проведении муниципального этапа...
О проведении муниципального этапа Всероссийской олимпиады «Созвездие» научно-исследовательских, учебно-исследовательских проектов...
Образовательная программа естественнонаучной направленности «Человек-Земля-Космос» iconПриказ «23» ноября 2012 год №155 о проведении муниципального этапа...
О проведении муниципального этапа Всероссийской олимпиады «Созвездие» научно-исследовательских, учебно-исследовательских проектов...
Образовательная программа естественнонаучной направленности «Человек-Земля-Космос» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Бог, человек и космос; человек, общество, цивилизация, культура; свобода и ответственность личности; человеческое познание и деятельность;...
Образовательная программа естественнонаучной направленности «Человек-Земля-Космос» iconКонспект урока по русскому языку правописание приставок. Малая родина....
«Человек, лишен­ный святого сыновнего чувства к отчему краю, не способен по-настоящему любить свою Родину, свою Отчизну. Ведь само...
Образовательная программа естественнонаучной направленности «Человек-Земля-Космос» iconМетодико библиографическое пособие (к 60-летию со дня рождения первого...
«Время больших перемен». В пособии вы так же найдете беседу «Полет на Луну», примерную схему книжно-иллюстративной выставки «Зовущие...
Образовательная программа естественнонаучной направленности «Человек-Земля-Космос» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Загадки планеты Земля : [школьный путеводитель: для среднего и старшего школьного возраста / С. Ю. Афонькина; ил. В. Г. Шаблова]....
Образовательная программа естественнонаучной направленности «Человек-Земля-Космос» iconТребования к минимуму содержания основной профессиональной образовательной...
Бог; человек и космос; человек, общество, цивилизация, культура; свобода и ответственность личности; человеческое познание и деятельность;...
Образовательная программа естественнонаучной направленности «Человек-Земля-Космос» iconОбразовательная программа спортивно-технической направленности «Взлет»
Образовательная программа спортивно-технической направленности «Авиамоделирование»
Образовательная программа естественнонаучной направленности «Человек-Земля-Космос» iconУрок-конференция «Космос-человечеству»
Мбоу оош с. Никольское прошел урок-конференция «Космос-человечеству», посвященный 50-летию полета в космос первой женщины-космонавта...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск