Скачать 170.13 Kb.
|
Дополнительная образовательная программа естественнонаучной направленности «Человек-Земля-Космос»
Надым – 2012 Пояснительная записка Данная программа составлена на основе авторской программы: Скляровой М. Н., учителя физики МОУ СОШ № 9, ст. Александровской Майского района КБР.Направленность программы - естественнонаучная.Актуальность. Школьная программа по физике в данное время не дает возможности в полной мере уделять внимание астрономическому обучению учащихся. В тоже время, сама наука астрономия остается очень важной, неотъемлемой частью становления правильного мировоззрения детей. В таких условиях является необходимостью давать учащимся начальные знания по астрономии на дополнительных занятиях, кружках, факультативах. Такими знаниями должен владеть любой человек. Например, каждый знает, что солнце утром восходит, а вечером заходит, время восхода и захода изо дня в день меняется, не удивляет нас и то, что луна бывает то тонким месяцем, то круглой. Нас не только не удивляют такие перемены, но мы можем точно сказать, когда они произойдут. Любознательный человек всегда задумывался над вопросами, как и когда образовалась наша Земля, из каких веществ состоит, каковы ее формы, размеры, масса, что было в прошлом и что происходит сейчас в ее недрах и в ее космических окрестностях. Для того, чтобы правильно сформировать умозаключения учащихся о наблюдаемых ими явлениях, дать наиболее целостное и истинное представление о мире, Вселенной, звездах, Солнце и т.д., необходимо изучать астрономию. Это одна из немногих наук, при изучении которой учащиеся могут сами делать открытия, заниматься научными исследованиями. Программа астрономического кружка нацелена на формирование осознанного отношения учащихся к объектам на звездном небе. Новизной данной программы является её практическая направленность. Основной упор делается на накоплении достаточного количества разнообразных наблюдений, на основе которых устанавливается их взаимосвязь, строится научная картина мира. Работа в рамках программы не только знакомит учащихся со звёздным небом, но и помогает им лучше понять происходящие явления, что даёт возможность, при желании, производить систематические научные наблюдения. Цель программы:
Задачи программы: Программа кружка призвана выработать у школьников:
Формы работы, используемые при реализации программы: В процессе реализации программы используются следующие формы работы с учащимися:
Хорошие результаты приносят приёмы, направленные на активизацию мышления и действия каждого ребёнка в отдельности. Обучение умению слушать и наблюдать, применять свои знания и делиться ими с товарищем, проводится на практических занятиях, в ходе самостоятельной деятельности ребёнка. Формы контроля за обучением:
Материально-техническое обеспечение реализации программы
Ожидаемые результаты Учащиеся должны знать: предмет изучения астрономии, астрономические приборы, строение Земли, строение Солнечной системы, название и расположение планет, условия их наблюдения, название основных спутников планет, строение Солнца, характеристики Солнца, физические условия Луны, основные созвездия и их положение на небе, Зодиакальные созвездия, строение галактик. Учащиеся должны уметь: пользоваться телескопом, биноклем, картой звездного неба, астролябией, находить положение звезд, планет, созвездий на звездном небе, находить координаты звезд на карте звездного неба, объяснить причину движения небесных объектов, условия наступления затмений, падающих «звезд», отличать планеты от звезд на небе. Необходимые условия для реализации программы:
Критерии оценки освоения результатов реализации программы Письменные, самостоятельные, контрольные и другие виды работ обучающихся оцениваются по системе зачет/незачет. Зачет - за достаточно полные знания программного материала, правильное понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений; последовательные, правильные, конкретные ответы на поставленные вопросы; посещение учебных занятий; активная и творческая работа на семинарах; выполнение всех форм промежуточного контроля; выступления, участие в обсуждении, подготовка сообщений и докладов, выполнение письменных работ и результаты самостоятельной работы. Незачет - за неправильные ответы на вопросы, грубые ошибки в ответе, непонимание сущности излагаемых вопросов; неуверенные и неточные ответы на дополнительные вопросы; несистемное посещение занятий; отсутствие работы на семинарах, неучастие в подготовке сообщений, докладов, отсутствие самостоятельных работ. Промежуточная аттестация проводится по окончанию I,II,III,IV четверти. Итоговая аттестация проводится по завершению полного курса образовательной программы и осуществляется в форме творческих отчетов, концертов, защиты индивидуальных проектов, работ обучающихся. Программа рассчитана на 6-8 класс. Сроки реализации программы: 1 год. Программа рассчитана на 1 год обучения, 36 учебных недель – 144 часа, 4 часа в неделю. Учебно-тематическое планирование
Содержание программы
Ознакомление с предметом астрономии, способами изучения, особенностями изучения. Знакомство со строением и принципом действия телескопа.
Ранние представления о нашей Земле. Становление мировоззрения. Способы измерить форму и размеры Земли.
Солнечная система. Планеты и их спутники. Луна. Влияние Луны на Землю. Малые тела Солнечной системы.
Что представляет из себя Солнце. Откуда у него столько тепла.
Мифы о созвездиях. Далеко ли до звезд. Звездное небо в различные времена года.
Начальные сведения о многообразии мира галактик. Строение Вселенной.
Особенности астрономических наблюдений. Основные точки и линии небесной сферы. Зодиак и эклиптика. Изучение строения и принципа действия телескопа.
Закон всемирного тяготения в жизни. Знания о Земле и небе. Различные модели Земли и небесной сферы. Птолемей и Коперник.
Солнечная система. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Спутники планет и Луна. Малые тела, орбиты и периодичность комет.
Ближайшая звезда. Пятна и факелы на солнце. Вращение солнца и обращение вокруг центра Галактики.
Мифы о созвездиях. Звездное небо в различные времена года. Виды и характеристика звезд. Черные дыры и белые карлики. Галактика Млечный путь. Строение и возраст Вселенной.
Происхождение Солнечной системы. «Есть ли жизнь на Марсе?» Открытие реактивного движения и его роль в полетах в космос. Существуют ли доказательства существования инопланетян. Литература Литература для педагога
Литература для обучающихся
|
Образовательная программа дополнительного образования детей естественнонаучной... Кружок «Алхимики» предназначена для учащихся 5-8 классов на основе учебных программ по химии, экологии, информатики | Утверждено Всероссийской олимпиады «Созвездие» научно–исследовательских, учебно – исследовательских проектов детей и молодежи по проблемам защиты... | ||
Тема «Правописание ы – и после Ц» Цели урока: образовательная: помочь... «Человек, лишенный святого сыновнего чувства к отчему краю, не способен по-настоящему любить свою Родину, свою Отчизну. Ведь само... | Положение о республиканском этапе 14 Всероссийской олимпиады научно-исследовательских... Образовательный аспект расширение кругозора учащихся с повышенной мотивацией к обучению | ||
Методические рекомендации и планы семинарских занятий раскрывают... «человек – природа (Космос)», «человек – общество», «человек государство», «человек – человек». И очень важно подчеркнуть, что жизненное... | Самые-самые первые Человечество с древности грезило бескрайними космическими просторами, мечтало о полёте в космос. Но мало кто предполагал, что в космос... | ||
Образовательная программа дополнительного образования детей «конферанс... Программа реализуется в рамках художественно-эстетической направленности и создана в соответствии с образовательной программой Центра... | Приказ «16» октября 2013 года №159 о проведении муниципального этапа... О проведении муниципального этапа Всероссийской олимпиады «Созвездие» научно-исследовательских, учебно-исследовательских проектов... | ||
Приказ «23» ноября 2012 год №155 о проведении муниципального этапа... О проведении муниципального этапа Всероссийской олимпиады «Созвездие» научно-исследовательских, учебно-исследовательских проектов... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Бог, человек и космос; человек, общество, цивилизация, культура; свобода и ответственность личности; человеческое познание и деятельность;... | ||
Конспект урока по русскому языку правописание приставок. Малая родина.... «Человек, лишенный святого сыновнего чувства к отчему краю, не способен по-настоящему любить свою Родину, свою Отчизну. Ведь само... | Методико библиографическое пособие (к 60-летию со дня рождения первого... «Время больших перемен». В пособии вы так же найдете беседу «Полет на Луну», примерную схему книжно-иллюстративной выставки «Зовущие... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Загадки планеты Земля : [школьный путеводитель: для среднего и старшего школьного возраста / С. Ю. Афонькина; ил. В. Г. Шаблова].... | Требования к минимуму содержания основной профессиональной образовательной... Бог; человек и космос; человек, общество, цивилизация, культура; свобода и ответственность личности; человеческое познание и деятельность;... | ||
Образовательная программа спортивно-технической направленности «Взлет» Образовательная программа спортивно-технической направленности «Авиамоделирование» | Урок-конференция «Космос-человечеству» Мбоу оош с. Никольское прошел урок-конференция «Космос-человечеству», посвященный 50-летию полета в космос первой женщины-космонавта... |