Образовательная программа дополнительного образования детей «конферанс и основы ведения массовых мероприятий»





Скачать 428.15 Kb.
НазваниеОбразовательная программа дополнительного образования детей «конферанс и основы ведения массовых мероприятий»
страница1/4
Дата публикации21.01.2015
Размер428.15 Kb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > Культура > Образовательная программа
  1   2   3   4
С. А. Силантьева1

Образовательная программа

дополнительного образования детей

«КОНФЕРАНС И ОСНОВЫ ВЕДЕНИЯ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ»
Возраст обучающихся – 11-15 лет

Срок реализации программы – 3 года

Количество часов в год:

первый год – 108;

второй год – 144;

третий год – 216

К содержанию

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа реализуется в рамках художественно-эстетической направленности и создана в соответствии с образовательной программой Центра художественного образования МГДД(Ю)Т «Наша земля – наше наследие».

Она может быть рекомендована для реализации педагогами, прежде всего, в системе дополнительного образования детей, но также и в студиях художественного слова, самодеятельных театральных коллективах, театрах школьной эстрады.

Актуальность и педагогическая целесообразность.

Характерной чертой последнего времени, на которое с тревогой обращают внимание не только филологи или педагоги, но и люди самых различных профессий, стало падение уровня речевой культуры, особенно заметное в средствах массовой информации (телевидение, радио), но всё чаще проявляющее себя и в таких видах искусства как эстрада, даже театр.

Причин у этого негативного явления много. Конечно, сказывается «наступление» массовой культуры, ориентированной на стереотипное, бездумное «потребление», при котором «живое слово» теряет свою уникальность, неповторимость и превращается в один из инструментов «продажи культурного товара».

Но не менее важную роль играет снижение контроля за речевой культурой детей и подростков в образовательных учреждениях, чему в значительной мере способствуют акцент на тестовые технологии образования, уменьшение количества устных экзаменов и недостаточное количество времени на непосредственное речевое общение преподавателя с учащимися и самих учащихся между собой в ходе уроков.

В результате, окончив школу, многие юноши и девушки сталкиваются с немалыми трудностями при попытках получить профессии, связанные с необходимостью постоянного речевого общения. Это касается не только тех профессий, в которых подобное общение является необходимым условием (политики, психологи, журналисты, актёры и т.д.), но и, например, такой современной массовой профессии, популярной среди молодёжи и востребованной экономикой, как менеджер.

Несмотря на все достижения техники, значение публичной речи сейчас не падает, а, наоборот, возрастает. Можно сказать, что любой современный образованный человек заинтересован в том, чтобы точно, грамотно, ясно, а при необходимости, и образно, доносить свои мысли до других людей, уметь не просто читать с выражением напечатанный на бумаге текст, но и произносить его, сохраняя живой контакт с собеседниками, слушателями, публикой.

Поэтому чрезвычайно важно с детства прививать ребёнку интерес к звучащему слову, научить его стремиться к гармонии между мыслью и словом, так развить его речевые способности, чтобы он не боялся свободно говорить в любой аудитории, умел устанавливать полноценный речевой контакт и со своими сверстниками, и с более старшими людьми, в том числе и с учителями в школе.

К сожалению, возможности общего среднего образования в этом отношении сильно ограничены, предмет «риторика» преподаётся достаточно редко и факультативно. В определённой мере эту проблему помогает решить система дополнительного образования, в рамках которой возможна реализация программ, специально направленных на формирование и развитие речевой культуры.

На это ориентирована и настоящая программа, но её новизна и отличие заключаются в том, что обучение искусству звучащего слова и развитие с его помощью общей речевой культуры осуществляется на основе приобщения детей и подростков к жанру конферанса и овладения ими основами самостоятельного написания сценарных планов, литературных «подводок» к концертным номерам различных жанров, текстов ведущих к открытию и закрытию массовых мероприятий различных форматов; а также – к исполнительскому искусству конферансье2.

Этот жанр, хотя и возник сравнительно недавно, на рубеже XIX-XX вв., но имеет, по сути, глубокую традицию, восходящую ещё к устному творчеству поэтов-импровизаторов, известному в Древней Греции и Риме. Выразительное звучащее слово составляло основу фольклорного искусства самых разных народов, в том числе и славянских.

Многие русские поэты, по свидетельствам современников, также славились талантливым исполнением своих произведений: А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, А. Н. Островский, С. А. Есенин, В. В. Маяковский и др.

Основоположником искусства звучащего художественного слова в России считался выдающийся актёр М. С. Щепкин. Многие великие русские актёры (П. Садовский, И. Горбунов, М. Н. Ермолова, В. И. Качалов, И. М. Москвин, И. В. Ильинский и др.) часто выступали на эстраде, демонстрируя эталонные образцы не только художественного чтения, но и живого общения с аудиторией. Кроме выступлений с исполнением тех или иных произведений, они также вели тематические вечера, концерты, массовые мероприятия различного формата, что считалось неотъемлемой частью владения искусством звучащего слова.

Искусство конферанса в значительной мере возникло и развивалось в нашей стране в тесной связи с театральным искусством. Появление этого жанра в России обычно относят к началу XX века и связывают с именем Н. Ф. Балиева. Известна высокая оценка его непринуждённой, импровизационной манеры ведения концертов, данная самим К.С. Станиславским.

ХХ век дал в нашей стране немало примеров блестящих конферансье: А. Райкин (он начинал свой творческий путь в этом амплуа), Б. Брунов, Л. Миров, Е. Дарский, П. Рудаков и В. Нечаев, Ю. Тимошенко и Е. Березин, Э. Радов, О. Милявский и др. Жанр конферанса развивался на протяжении десятилетий, в нём появлялось много нового, но основа оставалась неизменной – высочайшая речевая культура и умение «видеть и слышать» любую аудиторию.

Приобщение к жанру конферанса, овладение даже его азами требует развития самых разных личностных качеств. Как точно подметил выдающийся конферансье А.Г. Алексеев, чтобы стать конферансье «нужно, прежде всего, быть хорошим профессиональным актёром, также и режиссёром, немножко писателем, желательно владеть иностранным языком и ещё много чего нужно…».

Мастерство конферансье придаёт любому концерту или другому публичному мероприятию динамичность, злободневность, юмор, позволяет установить живое общение «сцены и зала». Это невозможно без умения конферансье хорошо говорить, но также требует от него остроумия и тонкого чувства юмора, общительности и находчивости,

владения хорошим вкусом, позволяющим отличать искусство от подделок под него. Кроме того, конферансье должен уметь выполнять и некоторые организационные функции: определять очёредность выступлений, а, при необходимости, их продолжительность, вносить необходимые коррективы в программу выступлений.

Таким образом, овладение искусством конферанса требует комплексного подхода, который также является отличительной чертой настоящей образовательной программы: развитие речевой культуры обучающихся соединяется с совершенствованием предпрофессиональных навыков по технике речи, искусству звучащего слова, литературному творчеству.

Наконец, отличительной чертой программы можно считать использование эвристической методики различных форм и методов ведения массовых мероприятий.

Исходя из отмеченных особенностей конферанса и особенностей программы, в неё включено два взаимосвязанных, но различных направления: 1) искусство чтеца, ведущего; 2) литературное творчество – написание текстов и сценарных планов массовых мероприятий.

Сами занятия включают три обязательных раздела: 1) техника речи; 2) конферанс и основы ведения массовых мероприятий; 3) искусство звучащего слова.

Цель программы – формирование у обучающихся высокой речевой культуры (логически осмысленной, ясной и грамотной речи) как средства личностной самореализации в области конферанса (исполнение художественных произведений и ведение концертов и массовых мероприятий различного формата).

Задачи программы

Обучающие:

  • овладение техникой речи: речевым дыханием, чёткой артикуляцией и дикцией, грамотным произношением;

  • обучение логическому разбору и постановке действенной задачи при исполнении художественного произведения;

  • обучение овладению содержательной, действенной и стилевой природой авторского слова;

  • освоение особенностей ведения массового мероприятия в соответствии с его форматом.

Развивающие:

  • развитие ассоциативного, образного и логического мышления;

  • формирование культуры восприятия актёрского исполнения;

  • приобретение умения управлять собственным вниманием, активизировать фантазию и воображение;

  • развитие способности фиксировать и осмысленно комментировать особенности окружающего мира, поведения людей;

  • развитие культуры речевого общения;

  • ознакомление с возможностями различной исполнительской трактовки произведения;

  • приобретение умения грамотно анализировать сценарий предполагаемого массового мероприятия, выявлять его основную задачу и выстраивать сценарий под её решение.

Воспитательные:

  • овладение правилами публичного поведения (на сцене, при посещении культурно-массовых мероприятий в качестве зрителя);

  • формирование самоорганизованности и трудолюбия;

  • воспитание любви к родному языку, его красоте, чистоте, поэтичности, выразительности;

  • закрепление чувства коллективизма и взаимопомощи.

Возраст обучающихся – 11-15 лет.

Срок реализации программы – 3 года.

Режим занятий. Занятия проходят 2 раза в неделю.

На третьем году обучения занятия проводятся по индивидуальной программе по всем разделам, одновременно обучающиеся третьего года присутствуют на занятиях по конферансу в группах второго года обучения, помогая младшим студийцам.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

После первого года обучения.

По технике речи дети будут уметь:

  • в игровой форме провести по 3-5 упражнений по дыхательной и артикуляционной гимнастике, мимический массаж;

  • делать 2-3 упражнения на развитие силы голоса с элементами гимнастики;

  • выполнять цикл из 5 основных упражнений «Минутка» для подготовки речевого аппарата юного чтеца перед выступлением;

  • выполнить тематическое задание «Беседуем скороговорками и пословицами»;

  • уметь различить и, по возможности, исправить недостатки собственной речи: вялость, нечёткое произношение начала и конца слов, «проглатывание слогов» и отдельных звуков в середине слова.

По конферансу и основам ведения массовых мероприятий дети смогут:

  • применять полученные знания по современному литературному произношению на основе специально подобранных текстов для закрепления правил орфоэпии;

  • принять участие в создании простейших текстов на заданную тему для ведения массовых мероприятий различных форматов (концерт, молодёжный вечер, викторина и т.д.);

  • начать ведение массовых мероприятий в заданном формате;

  • провести 1-2 конкурса в рамках работы с залом.



По искусству звучащего слова обучающиеся:

  • примут участие в коллективной композиции «История басни» и исполнят басню в стихах и прозе, предварительно разобрав идейно-тематическое содержание, авторское и личное отношение к поставленной проблематике в соответствии со своей возрастной категорией;

  • примут участие в литературных тематических композициях.

После второго года обучения.

По технике речи дети смогут:

  • провести полный комплекс речевой гимнастики для своей возрастной категории с элементами дыхательного, артикуляционного и голосового тренинга;

  • сумеют выполнить элементарный, общедоступный комплекс на раскрепощение мышц гортани и устранение зажима (до достижения эффекта зевка);

  • совершенствовать различные дикционные упражнения в игровой форме;

  • закрепить работу над скороговорками в медленном, среднем и быстром темпе с определённой сверхзадачей для развития интонационной выразительности;

  • дикционно чётко и ясно произносить текст, используя все модуляции голоса;

  • самостоятельно подобрать упражнения для устранения элементарных отклонений от норм произношения (авторская игра «Маленький логопед» под наблюдением педагога).

По конферансу и основам ведения массовых мероприятий обучающиеся будут:

    • уметь самостоятельно написать несложный сценарный план ведения тематического вечера из 5-6 номеров, включив собственное выступление в качестве чтеца;

    • уметь выполнить ведение тематического вечера по собственному сценарию в игровой форме на занятии с последующим разбором и обсуждением задания участниками студии под руководством педагога;

    • уметь выполнять упражнения для освоения элемента «Сценическое общение» и применять данную методику в действии, при совместном ведении мероприятий;

    • владеть элементарными знаниями в области «История конферанса»;

    • вести личную «Тетрадь конферансье» с заготовками для проведения различных тематических вечеров;

    • уметь импровизировать при объявлении номеров, отличая импровизацию, выполненную со вкусом и с учётом стилевых особенностей мероприятия, от некачественной импровизации.

По искусству звучащего слова:

  • будут уметь работать над исполнением стихотворного и прозаического произведения (логический разбор, главная мысль, проникновение в авторский замысел, сознательное отношение к выразительным особенностям стиля автора) как под руководством педагога, так и выполняя домашнее самостоятельное задание.

После третьего года обучения и в результате освоения всей программы.

По технике речи обучающиеся будут:

  • уметь самостоятельно проводить все вышеуказанные виды гимнастик;

  • продолжать систематический тренинг на пройденных упражнениях;

  • укреплять дыхание, работать над развитием гибкости, звучности голоса;

  • выполнять упражнения на использование темпа при одновременном повышении по строчкам напевным и речевым способом;

  • контролировать и слышать себя, подчинять свой голос определённым заданиям: повысить или понизить его на определённый интервал, удержать голос на некоторое время на заданной высоте, проверить его звучание в резонаторных полостях, слушать, как он распространяется в помещении, и уметь приспосабливать его к особенностям помещения на основе полученных знаний по данной теме, не форсировать звук, следить за свободой мышц, подтянутостью брюшного пресса, чёткостью и естественностью артикуляции, правильным использованием дыхания.

По конферансу и основам ведения массовых мероприятий обучающиеся смогут:

  • вести массовые мероприятия различного формата, как индивидуально, так и с партнёром;

  • составить и записать сценарный план для ведения мероприятия с учётом пожеланий режиссёра и возможных перемен в ходе действия концерта;

  • пользоваться сценической папкой конферансье;

  • владеть приёмами ведения «с листа» и импровизационного ведения;

  • применить полученные знания на практике при ведении массовых мероприятий различного уровня.



По искусству звучащего слова обучающиеся:

  • будут исполнять произведения различных жанров, в соответствии с рекомендациями для своей возрастной категории;

  • смогут подготовить к концу года не менее 5 произведений различной тематической направленности;

  • смогут выбирать произведения из своего репертуара и применять их к определённой тематике и жанру массовых мероприятий.

Проверка достижения результатов обучения проводится 2 раза в год в форме творческих зачётов по разделам.

Обучающимся, освоившим программу в полном объёме (после 3-х лет), выдаются свидетельства в соответствии с Положением об аттестации обучающихся в МГДД(Ю)Т.

Формами проверки также являются: участие обучающихся в ведении концертов, конкурсов, фестивалей; выполнение самостоятельных работ по написанию сценарных планов и проведению мероприятий вне студии, т.е. в классах, учебных заведениях, в других коллективах (педагог консультирует обучающихся по мере необходимости).

При подведении итогов обучения по программе после трёх лет используются следующие оценочные показатели:

Владение голосом:

  • правильное использование дыхания;

  • чёткость и естественность артикуляции;

  • интонационная выразительность;

  • звучность.

Исполнительское мастерство:

  • сценическое поведение: свобода мышц, сценическое обаяние, естественность, артистизм, знание основ этикета, владение микрофоном;

  • владение элементами техники словесного действия: внимание, воображение; память, оценка события; подтекст; внутренний монолог;

  • умение исполнять произведения различных жанров (басня, сказка, юмористический рассказ, лирическая поэзия, эстрадный монолог, публицистика и т.д.).

Мастерство конферансье:

  • умение установить контакт с залом, создать благоприятную атмосферу мероприятия;

  • культура речи;

  • умение импровизировать при объявлении номеров, с учётом особенностей темы и формата мероприятия;

  • умение логически простроить связь номеров;

  • умение составить и написать сценарный план для ведения мероприятия с учётом возможных перемен в ходе действия;

  • владение приёмами ведения «с листа»;

  • умение выбирать произведения различных жанров из своего репертуара для исполнения в программе массового мероприятия, соответственно тематике и формату.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый год обучения



п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теорет.

Практич.

Всего




Вводное занятие

1

-

1

1

Техника речи

6

28

34

1.1

Разделы техники речи

1

-

1

1.2

Дыхание и голос

1

5

6

1.3

Орфоэпия и дикция

1

7

8

1.4

Культура речи

1

5

6

1.5

Развитие силы голоса

1

10

11

1.6

Итоговое занятие. Зачёт

1

1

2

2

Конферанс и основы ведения массовых мероприятий

10

30

40

2.1

Конферанс как жанр

1

1

2

2.2

Структура массового мероприятия

2

2

4

2.3

Основы мастерства конферансье

1

4

5

2.4

Виды конферанса

1

4

5

2.5

Блокнот и дневник конферансье

2

8

10

2.6

История конферанса

2

-

2

2.7

Практическое ведение массовых мероприятий

-

10

10

2.8

Итоговое занятие. Зачёт

1

1

2

3

Искусство звучащего слова

9

24

33

3.1

Проблемы звучащей речи

1

1

2

3.2

Логика речи

2

2

4

3.3

Репертуарная тетрадь чтеца

1

2

3

3.4

Основы мастерства актёра и чтеца

2

12

14

3.5

Разбор литературного произведения. Особенности исполнения произведений различных жанров

2

3

5

3.6

Антология басни

1

2

3

3.7

Итоговое занятие. Зачёт

-

2

2




Итого

26

82

108


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Первый год обучения

Вводное занятие.

Знакомство с группой. Ознакомление с программой. Техника безопасности: правила поведения на занятиях, правила дорожного движения.
Раздел 1. Техника речи.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа дополнительного образования детей «конферанс и основы ведения массовых мероприятий» iconПрограмма кружка "Компьютерная графика и основы дизайна" (Для детей...
Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии» С. Н. Ковалёв
Образовательная программа дополнительного образования детей «конферанс и основы ведения массовых мероприятий» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Основы экскурсионного дела»
Программа имеет социально-педагогическую направленность, предназначена для дополнительного образования школьников, интересующихся...
Образовательная программа дополнительного образования детей «конферанс и основы ведения массовых мероприятий» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Ручное ковроделие. Гобелен»
Номинация: «Внедрение и реализация инновационных технологий в системе дополнительного образования детей»
Образовательная программа дополнительного образования детей «конферанс и основы ведения массовых мероприятий» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Юный исследователь»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Образовательная программа дополнительного образования детей «конферанс и основы ведения массовых мероприятий» iconЗаседание педсовета ддию образовательная программа дополнительного...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей дом детства и юношества города галича
Образовательная программа дополнительного образования детей «конферанс и основы ведения массовых мероприятий» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Бумажная пластика»
...
Образовательная программа дополнительного образования детей «конферанс и основы ведения массовых мероприятий» iconВиды детских объединений в системе дополнительного образования детей
Образовательная деятельность в учреждении дополнительного образования детей осуществляется в детских объединениях. Основания, по...
Образовательная программа дополнительного образования детей «конферанс и основы ведения массовых мероприятий» iconОбразовательная программа «Следопыт» Возраст детей: 11-15 лет Срок...
Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей
Образовательная программа дополнительного образования детей «конферанс и основы ведения массовых мероприятий» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Эколог-исследователь»
...
Образовательная программа дополнительного образования детей «конферанс и основы ведения массовых мероприятий» iconДетского Творчества «Хибины» г. Кировска»
Образовательная программа дополнительного образования детей «Основы хореографии» для детей 5-6 лет направлена на создание условий...
Образовательная программа дополнительного образования детей «конферанс и основы ведения массовых мероприятий» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей "В мире...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «дом детского творчества» муниципального образования –...
Образовательная программа дополнительного образования детей «конферанс и основы ведения массовых мероприятий» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Художественная...
Щёкина Ольга Сергеевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории
Образовательная программа дополнительного образования детей «конферанс и основы ведения массовых мероприятий» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Друзья нашего дома»
Предлагаемый комплекс программ является авторским. Данная программа отмечена дипломом 2 степени областного конкурса авторских образовательных...
Образовательная программа дополнительного образования детей «конферанс и основы ведения массовых мероприятий» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Друзья нашего дома»
Предлагаемый комплекс программ является авторским. Данная программа отмечена дипломом 2 степени областного конкурса авторских образовательных...
Образовательная программа дополнительного образования детей «конферанс и основы ведения массовых мероприятий» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Друзья нашего дома»
Предлагаемый комплекс программ является авторским. Данная программа отмечена дипломом 2 степени областного конкурса авторских образовательных...
Образовательная программа дополнительного образования детей «конферанс и основы ведения массовых мероприятий» iconОрганизация спортивно-массовых мероприятий в образовательных учреждениях
Фгос: предметных, метапредметных, личностных. Методика проведения спортивных мероприятий учитывает возрастные и психофизиологические...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск