Скачать 428.15 Kb.
|
С. А. Силантьева1 Образовательная программа дополнительного образования детей «КОНФЕРАНС И ОСНОВЫ ВЕДЕНИЯ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ» Возраст обучающихся – 11-15 лет Срок реализации программы – 3 года Количество часов в год: первый год – 108; второй год – 144; третий год – 216 К содержанию ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа реализуется в рамках художественно-эстетической направленности и создана в соответствии с образовательной программой Центра художественного образования МГДД(Ю)Т «Наша земля – наше наследие». Она может быть рекомендована для реализации педагогами, прежде всего, в системе дополнительного образования детей, но также и в студиях художественного слова, самодеятельных театральных коллективах, театрах школьной эстрады. Актуальность и педагогическая целесообразность. Характерной чертой последнего времени, на которое с тревогой обращают внимание не только филологи или педагоги, но и люди самых различных профессий, стало падение уровня речевой культуры, особенно заметное в средствах массовой информации (телевидение, радио), но всё чаще проявляющее себя и в таких видах искусства как эстрада, даже театр. Причин у этого негативного явления много. Конечно, сказывается «наступление» массовой культуры, ориентированной на стереотипное, бездумное «потребление», при котором «живое слово» теряет свою уникальность, неповторимость и превращается в один из инструментов «продажи культурного товара». Но не менее важную роль играет снижение контроля за речевой культурой детей и подростков в образовательных учреждениях, чему в значительной мере способствуют акцент на тестовые технологии образования, уменьшение количества устных экзаменов и недостаточное количество времени на непосредственное речевое общение преподавателя с учащимися и самих учащихся между собой в ходе уроков. В результате, окончив школу, многие юноши и девушки сталкиваются с немалыми трудностями при попытках получить профессии, связанные с необходимостью постоянного речевого общения. Это касается не только тех профессий, в которых подобное общение является необходимым условием (политики, психологи, журналисты, актёры и т.д.), но и, например, такой современной массовой профессии, популярной среди молодёжи и востребованной экономикой, как менеджер. Несмотря на все достижения техники, значение публичной речи сейчас не падает, а, наоборот, возрастает. Можно сказать, что любой современный образованный человек заинтересован в том, чтобы точно, грамотно, ясно, а при необходимости, и образно, доносить свои мысли до других людей, уметь не просто читать с выражением напечатанный на бумаге текст, но и произносить его, сохраняя живой контакт с собеседниками, слушателями, публикой. Поэтому чрезвычайно важно с детства прививать ребёнку интерес к звучащему слову, научить его стремиться к гармонии между мыслью и словом, так развить его речевые способности, чтобы он не боялся свободно говорить в любой аудитории, умел устанавливать полноценный речевой контакт и со своими сверстниками, и с более старшими людьми, в том числе и с учителями в школе. К сожалению, возможности общего среднего образования в этом отношении сильно ограничены, предмет «риторика» преподаётся достаточно редко и факультативно. В определённой мере эту проблему помогает решить система дополнительного образования, в рамках которой возможна реализация программ, специально направленных на формирование и развитие речевой культуры. На это ориентирована и настоящая программа, но её новизна и отличие заключаются в том, что обучение искусству звучащего слова и развитие с его помощью общей речевой культуры осуществляется на основе приобщения детей и подростков к жанру конферанса и овладения ими основами самостоятельного написания сценарных планов, литературных «подводок» к концертным номерам различных жанров, текстов ведущих к открытию и закрытию массовых мероприятий различных форматов; а также – к исполнительскому искусству конферансье2. Этот жанр, хотя и возник сравнительно недавно, на рубеже XIX-XX вв., но имеет, по сути, глубокую традицию, восходящую ещё к устному творчеству поэтов-импровизаторов, известному в Древней Греции и Риме. Выразительное звучащее слово составляло основу фольклорного искусства самых разных народов, в том числе и славянских. Многие русские поэты, по свидетельствам современников, также славились талантливым исполнением своих произведений: А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, А. Н. Островский, С. А. Есенин, В. В. Маяковский и др. Основоположником искусства звучащего художественного слова в России считался выдающийся актёр М. С. Щепкин. Многие великие русские актёры (П. Садовский, И. Горбунов, М. Н. Ермолова, В. И. Качалов, И. М. Москвин, И. В. Ильинский и др.) часто выступали на эстраде, демонстрируя эталонные образцы не только художественного чтения, но и живого общения с аудиторией. Кроме выступлений с исполнением тех или иных произведений, они также вели тематические вечера, концерты, массовые мероприятия различного формата, что считалось неотъемлемой частью владения искусством звучащего слова. Искусство конферанса в значительной мере возникло и развивалось в нашей стране в тесной связи с театральным искусством. Появление этого жанра в России обычно относят к началу XX века и связывают с именем Н. Ф. Балиева. Известна высокая оценка его непринуждённой, импровизационной манеры ведения концертов, данная самим К.С. Станиславским. ХХ век дал в нашей стране немало примеров блестящих конферансье: А. Райкин (он начинал свой творческий путь в этом амплуа), Б. Брунов, Л. Миров, Е. Дарский, П. Рудаков и В. Нечаев, Ю. Тимошенко и Е. Березин, Э. Радов, О. Милявский и др. Жанр конферанса развивался на протяжении десятилетий, в нём появлялось много нового, но основа оставалась неизменной – высочайшая речевая культура и умение «видеть и слышать» любую аудиторию. Приобщение к жанру конферанса, овладение даже его азами требует развития самых разных личностных качеств. Как точно подметил выдающийся конферансье А.Г. Алексеев, чтобы стать конферансье «нужно, прежде всего, быть хорошим профессиональным актёром, также и режиссёром, немножко писателем, желательно владеть иностранным языком и ещё много чего нужно…». Мастерство конферансье придаёт любому концерту или другому публичному мероприятию динамичность, злободневность, юмор, позволяет установить живое общение «сцены и зала». Это невозможно без умения конферансье хорошо говорить, но также требует от него остроумия и тонкого чувства юмора, общительности и находчивости, владения хорошим вкусом, позволяющим отличать искусство от подделок под него. Кроме того, конферансье должен уметь выполнять и некоторые организационные функции: определять очёредность выступлений, а, при необходимости, их продолжительность, вносить необходимые коррективы в программу выступлений. Таким образом, овладение искусством конферанса требует комплексного подхода, который также является отличительной чертой настоящей образовательной программы: развитие речевой культуры обучающихся соединяется с совершенствованием предпрофессиональных навыков по технике речи, искусству звучащего слова, литературному творчеству. Наконец, отличительной чертой программы можно считать использование эвристической методики различных форм и методов ведения массовых мероприятий. Исходя из отмеченных особенностей конферанса и особенностей программы, в неё включено два взаимосвязанных, но различных направления: 1) искусство чтеца, ведущего; 2) литературное творчество – написание текстов и сценарных планов массовых мероприятий. Сами занятия включают три обязательных раздела: 1) техника речи; 2) конферанс и основы ведения массовых мероприятий; 3) искусство звучащего слова. Цель программы – формирование у обучающихся высокой речевой культуры (логически осмысленной, ясной и грамотной речи) как средства личностной самореализации в области конферанса (исполнение художественных произведений и ведение концертов и массовых мероприятий различного формата). Задачи программы Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
Возраст обучающихся – 11-15 лет. Срок реализации программы – 3 года. Режим занятий. Занятия проходят 2 раза в неделю. На третьем году обучения занятия проводятся по индивидуальной программе по всем разделам, одновременно обучающиеся третьего года присутствуют на занятиях по конферансу в группах второго года обучения, помогая младшим студийцам. Ожидаемые результаты и способы их проверки После первого года обучения. По технике речи дети будут уметь:
По конферансу и основам ведения массовых мероприятий дети смогут:
По искусству звучащего слова обучающиеся:
После второго года обучения. По технике речи дети смогут:
По конферансу и основам ведения массовых мероприятий обучающиеся будут:
По искусству звучащего слова:
После третьего года обучения и в результате освоения всей программы. По технике речи обучающиеся будут:
По конферансу и основам ведения массовых мероприятий обучающиеся смогут:
По искусству звучащего слова обучающиеся:
Проверка достижения результатов обучения проводится 2 раза в год в форме творческих зачётов по разделам. Обучающимся, освоившим программу в полном объёме (после 3-х лет), выдаются свидетельства в соответствии с Положением об аттестации обучающихся в МГДД(Ю)Т. Формами проверки также являются: участие обучающихся в ведении концертов, конкурсов, фестивалей; выполнение самостоятельных работ по написанию сценарных планов и проведению мероприятий вне студии, т.е. в классах, учебных заведениях, в других коллективах (педагог консультирует обучающихся по мере необходимости). При подведении итогов обучения по программе после трёх лет используются следующие оценочные показатели: Владение голосом:
Исполнительское мастерство:
Мастерство конферансье:
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Первый год обучения
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Первый год обучения Вводное занятие. Знакомство с группой. Ознакомление с программой. Техника безопасности: правила поведения на занятиях, правила дорожного движения. Раздел 1. Техника речи. |
Программа кружка "Компьютерная графика и основы дизайна" (Для детей... Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии» С. Н. Ковалёв | Образовательная программа дополнительного образования детей «Основы экскурсионного дела» Программа имеет социально-педагогическую направленность, предназначена для дополнительного образования школьников, интересующихся... | ||
Образовательная программа дополнительного образования детей «Ручное ковроделие. Гобелен» Номинация: «Внедрение и реализация инновационных технологий в системе дополнительного образования детей» | Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный исследователь» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей | ||
Заседание педсовета ддию образовательная программа дополнительного... Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей дом детства и юношества города галича | Образовательная программа дополнительного образования детей «Бумажная пластика» ... | ||
Виды детских объединений в системе дополнительного образования детей Образовательная деятельность в учреждении дополнительного образования детей осуществляется в детских объединениях. Основания, по... | Образовательная программа «Следопыт» Возраст детей: 11-15 лет Срок... Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей | ||
Образовательная программа дополнительного образования детей «Эколог-исследователь» ... | Детского Творчества «Хибины» г. Кировска» Образовательная программа дополнительного образования детей «Основы хореографии» для детей 5-6 лет направлена на создание условий... | ||
Образовательная программа дополнительного образования детей "В мире... Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «дом детского творчества» муниципального образования –... | Образовательная программа дополнительного образования детей «Художественная... Щёкина Ольга Сергеевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории | ||
Образовательная программа дополнительного образования детей «Друзья нашего дома» Предлагаемый комплекс программ является авторским. Данная программа отмечена дипломом 2 степени областного конкурса авторских образовательных... | Образовательная программа дополнительного образования детей «Друзья нашего дома» Предлагаемый комплекс программ является авторским. Данная программа отмечена дипломом 2 степени областного конкурса авторских образовательных... | ||
Образовательная программа дополнительного образования детей «Друзья нашего дома» Предлагаемый комплекс программ является авторским. Данная программа отмечена дипломом 2 степени областного конкурса авторских образовательных... | Организация спортивно-массовых мероприятий в образовательных учреждениях Фгос: предметных, метапредметных, личностных. Методика проведения спортивных мероприятий учитывает возрастные и психофизиологические... |