Образовательная программа дополнительного образования детей «Основы экскурсионного дела»





Скачать 194.6 Kb.
НазваниеОбразовательная программа дополнительного образования детей «Основы экскурсионного дела»
Дата публикации28.11.2014
Размер194.6 Kb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > Туризм > Образовательная программа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 3»

Центр экологического образования, краеведения,

детско-юношеского туризма и отдыха



Рассмотрена на педагогическом совете

Центра экологического образования,

краеведения, детско-юношеского

туризма и отдыха

протокол №4 от 14.06.2011

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ «Гимназия № 3»

__________________А.В. Жмурко


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Основы экскурсионного дела»
Автор программы:

Бруцкая Ирина Михайловна, методист

Возраст обучающихся: 6-11 классы

Срок реализации программы: 1 год


Великий Новгород

2011 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа имеет социально-педагогическую направленность, предназначена для дополнительного образования школьников, интересующихся историей родного края, экскурсионной деятельностью.

В настоящее время профессия экскурсовода является одной из востребованных и перспективных. Интерес к данной профессиональной деятельности объясняется активным развитием внутреннего туризма, посещением Новгородского региона российскими и иностранными делегациями и туристами. Поэтому интерес к экскурсионной деятельности у подростков и старших школьников закономерен. В ходе лекционных и практических занятий школьники приобретают навыки самостоятельной творческой работы по разработке новой экскурсии, отбору объектов экскурсии, составлению маршрута, подготовки методической документации, а также осваивают методические приемы показа и рассказа и особенности ведения обзорной и тематической экскурсии.

Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 декабря 2006 г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», с учетом требований Положения о порядке оформления программ дополнительного образования детей в образовательных учреждениях Великого Новгорода.

Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что ее содержание способствует формированию у учащихся новых умений и навыков, личностных качеств, исследовательской культуры, творческому самовыражению.

Актуальность программы в том, что она направлена на создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры.

Новизна программы заключается в органической взаимосвязи аудиторной и внеаудиторной работы (посещение выставок, музеев, экскурсий и др.), а формирование необходимых умений осуществляется посредством выполнения заданий, построенных на краеведческом материале.

Цель – создание условий для формирования теоретической, методической и практической компетентности обучающихся в области экскурсионной деятельности.

Для достижения данной цели формулируются следующие задачи:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с историей развития экскурсионного дела в России,

  • освоить методику проектирования экскурсии,

  • выявить место показа и рассказа в экскурсии,

  • познакомить с классификациями и формами проведения экскурсий.

  • дать представление о методике проведения экскурсии,

  • изучить особенности новгородской архитектуры,

  • познакомить с историей величайших музеев мира.

Развивающие:

  • развивать навыки исследовательской деятельности при составлении маршрута экскурсии и подборе материала по данному маршруту или экспозиции,

  • развивать творческие способности ребенка через экскурсионную деятельность,

  • формировать профессиональную культуру в процессе выполнения заданий.

Воспитательные:

  • формировать интерес к профессии экскурсовода,

  • воспитывать наблюдательность, самостоятельность, творческую инициативу учащихся,

  • Формировать активную жизненную позицию.

Отличительной особенностью данной программы является то, что она экспериментальная и включает вопросы экскурсоведения краеведения, музееведения, мировой художественной культуры, психологии. В рамках эксперимента апробируются: новая интегрированная область знаний для школьников; соответствие содержания и количества часов, отведенных для реализации программы, возрасту 6-11 класса.

Возраст детей участвующих в реализации, данной дополнительной образовательной программы 6-11классы. Сроки реализации образовательной программы - 1год обучения – 2 часа в неделю, 72 часа в год.
Формы и режим занятий: содержание программы ориентировано на добровольные разновозрастные группы детей.

Наполняемость групп не менее 15 человек, не более 30 человек.

Занятия могут быть спаренными, по 2-3 часа в день, с обязательными переменами между занятиями – 10 минут

В целом состав групп остается постоянным. Однако состав группы может изменяться по следующим причинам:

  • учащиеся могут быть отчислены при условии систематического непосещения учебных занятий;

  • смена места жительства, противопоказания по здоровью и в других случаях.

В течение учебного года воспитанники могут быть зачислены в группу по результатам собеседования.

Ведущей формой организации обучения является групповая.

Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к учащимся, так как в связи с их индивидуальными способностями, результативность в усвоении учебного материала может быть различной.
Ожидаемый результат и способы определения результативности.

По окончании обучения учащийся должен знать:

  • понятие “экскурсия”, ее признаки, требования к ней;

  • функции экскурсии;

  • классификации экскурсий;

  • место показа и рассказа в экскурсии;

  • основные этапы подготовки экскурсии, их последовательность;

  • основы музееведения, лучшие музеи мира;

  • основы архитектурных знаний;

  • особенности архитектуры В.Новгорода.

Учащийся должен уметь:

  • отобрать материал для экскурсии,

  • составить паспорт экскурсионных объектов,

  • разработать маршрут экскурсии,

  • составить контрольный текст экскурсии,

  • владеть методикой проведения экскурсии,

  • описать архитектурного объекта (храма, памятника, постройки), используя профессиональную терминологию,

  • составить мультимедийную презентацию,

  • провести реальную или виртуальную экскурсию.

Способы выявления достижения результатов:

Тестирование, зачетное занятие, педагогическое наблюдение, выполнение творческих заданий, работа с текстами, самоанализ по вопроснику, сбор материалов для проекта. Диагностика проводится 2 раза в учебном году. Стартовая в октябре в виде диагностики знаний и умений, итоговая апрель-май в форме защиты экскурсионного проекта.

Формами подведения итогов реализации данной программы являются: разработка и представление мультимедийного проекта виртуальной экскурсии. Разработка и проведение экскурсии в городе или музее. Участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, исследовательских конференциях.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Название темы

Всего

часов

Теория

Практика




Вводное занятие

1

1







Раздел I. Экскурсия, ее сущность. Классификация экскурсий

11

11






История экскурсионного дела

2

2






Экскурсоведение как наука

1

1






Сущность и признаки экскурсии

1

1






Функции экскурсии

2

2






Классификация экскурсий

1

1






Показ и рассказ в экскурсии

3

3






Время в экскурсии и его роль

1

1







Раздел II. Психология экскурсионной деятельности.

5

4

1



Психология экскурсионной работы. Психология экскурсовода

1

1






Восприятие, ощущения, эмоции в экскурсионной деятельности

2

2






Организация внимания на экскурсии

1

1






Значение практического применения психологии в экскурсионной деятельности

1




1




Раздел III. Музееведение

9

4

5



Зарождение первых музеев в России

4

2

2



Лучшие музеи мира

2

1

1



Особенности и значение школьных музеев

3

1

2




Раздел IV. Основы архитектурных знаний.

20

8

12



Основные архитектурные термины

1

1






Основные черты архитектурно-строительной деятельности в Великом Новгороде в прошлом

2

2






Новгородское зодчество

13

3

10



Новгородские архитектурные ансамбли

4

2

2




Раздел V. Методика составления экскурсии

18

6

12



Структура экскурсии

6

1

5



Этапы подготовки экскурсии

12

5

7




Раздел VI. Экскурсоводческое мастерство

8

3

5



Личность экскурсовода

2

2






Умения и навыки экскурсовода

1

1






Комплексная практика

5




5




Итого:

72

37

35

Содержание изучаемого материала

Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности и пожарной безопасности.

Правила поведения воспитанников во время занятий.
Раздел I. Экскурсия, ее сущность. Классификация экскурсий.

Тема 1. История экскурсионного дела.

Из истории экскурсионного дела в Европе и в России. Современное состояние экскурсионного дела.
Тема 2. Экскурсоведение как наука.

Понятие «экскурсия». Туристско-экскурсионная деятельность.
Тема 3. Сущность и признаки экскурсии.

Экскурсия как процесс познания. Экскурсия как вид деятельности. Экскурсия как форма общения. Различные аспекты экскурсии. Общие и специфические признаки экскурсии.
Тема 4. Функции экскурсии.

Функция научной пропаганды, функция информации, функция организации культурного досуга, функция расширения кругозора, функция формирования интересов человека, сочетание функций в экскурсии.
Тема 5. Классификация экскурсий.

Основные признаки классификаций экскурсий. По составу экскурсантов: для взрослых и детей; городских и сельских жителей; местного населения и приезжающих туристов; и групп, сформированных по профессиональному признаку или соответствующему уровню образования. По содержанию: обзорные, тематические. По тематике: исторические, искусствоведческие, литературные, архитектурно-градостроительные. По месту проведения: городские, загородные, производственные, музейные. По форме проведения: обычные, рекламные, учебные. Экскурсия как форма учебной работы: экскурсия-урок, экскурсия-прогулка, экскурсия-демонстрация, экскурсия-концерт, экскурсия-консультация. По способу передвижения: пешеходные, транспортные, комбинированные.
Тема 6. Показ и рассказ в экскурсии.

Показ и рассказ в экскурсии  основа экскурсии. Ступени показа. Правильное сочетание показа и рассказа. Трансформация устной речи в зрительные образы.
Тема 7. Время в экскурсии и его роль.

Полное время экскурсии: время показа, время рассказа, паузы, время передвижения. Умение правильно рассчитать время экскурсии.
Раздел II Психология в экскурсионной деятельности.

Тема 1. Психология экскурсионной работы. Психология экскурсовода.

Психологические закономерности организации процесса познания на экскурсии.
Тема 2. Восприятие, ощущение, эмоции в экскурсионной деятельности.

Экскурсия как процесс чувственного познания мира. Психологические закономерности организации процесса чувственного познания на экскурсии.

Тема3. Организация внимания на экскурсии.

Психологические закономерности организации внимания экскурсантов.

Тема 4. Значение практического применения психологии в экскурсионной деятельности.

Практическое занятие:

Учет особенностей экскурсантов (возраст, уровень образования, род занятий и т.п.) при проведении экскурсии (составление таблицы).

Раздел III Музееведение.

Тема 1. Зарождение первых музеев в России.

Из истории музеев России с момента их зарождения до начала XXI в. Условия зарождения российского коллекционирования исторических и художественных ценностей.

Кунсткамера. Эрмитаж. Третьяковская галерея. Их роль в становлении российских музеев второй половине XIX в.

Их влияние на развитие музеев. Оружейная палата - государева сокровищница XVI—XVII вв. Коллекционеры круга Петра I. Новгородский музей-заповедник. История создания. Музеи России сегодня. Музеи под открытым небом.

Практические занятия:

Выступления учащихся с подготовленными мультимедийными презентациями по темам: Эрмитаж, Третьяковская галерея, Кунсткамера.

Тема 2. Лучшие музеи мира.

Лувр. Британский музей. Акрополь. Египетские музеи. Музеи Ватикана.

История создания. Экспозиции. Роль этих музеев в культурно-просветительской деятельности.

Практические занятия:

Написание реферата на одну из предложенных тем: «Лувр», «Британский музей», «Акрополь», «Египетские музеи».

Тема 3. Особенности и значение школьных музеев.

Организация научно-исследовательской работы музеев. Изучение музейных материалов. Экспозиции и выставки как главный итог музейной работы. Музейная экскурсия. Подготовка и проведение экскурсии. Работа музеев с экспонатами и источниками.

Практическое занятие:

Создание мини-экспозиции.
Раздел IV. Основы архитектурных знаний.

Тема 1. Основные архитектурные термины.

Крестово-купольное перекрытие, глава, купол, фасад, барабан, фронтон, виды фронтонов, алтарь, абсида, пилястра.
Тема 2. Основные черты архитектурно-строительной деятельности в Великом Новгороде в прошлом.

Самобытность новгородской школы зодчества.
Тема 3. Новгородское зодчество.

Раннее новгородское зодчество XI-первой половины XII века. Памятники архитектуры второй половины XII-начала XIII века. Архитектура Новгорода конца XIII,XIV и XV веков (до присоединения города к Московскому государству). Новгородское зодчество XVI-XVII веков (в период образования и развития централизованного русского государства). Наиболее выдающиеся архитектурные сооружения XVIII-первой половины XIX века. Оборонительные сооружения.

Практические занятия:

Экскурсия в Софийский Собор, Кремль.

Экскурсия в Церковь Спаса на Ильине улице.

Экскурсия в Церковь Спаса Преображения на Нередице.

Экскурсия в Свято-Юрьев монастырь.

Составление паспортов экскурсионных объектов.
Тема 4. Новгородские архитектурные ансамбли.

Детинец, Ярославово Дворище, Свято-юрьев монастырь.

Практические занятия:

Экскурсия на Ярославово Дворище.

Раздел V Методика составления экскурсии.

Тема 1. Структура экскурсии.

Основные ступени подготовки новой экскурсии: предварительная работа, непосредственная разработка самой экскурсии, заключительный этап. Схема экскурсии: вступление, основная часть, заключение. Определение вида экскурсии. Название экскурсии. Цели и задачи. Маршрут экскурсии. Требования к экскурсии. Определение возрастной категории экскурсантов. Продолжительность экскурсии. Принципы составления маршрута экскурсии: хронологический, тематический, тематико-хронолоический. Экскурсионный объект. Его сущность. Классификация экскурсионных объектов: по содержанию, по функциональному значению, по степени сохранности. Отбор объектов и их оценка для раскрытия содержания экскурсии.

Практические занятия:

Анализ маршрутов экскурсий.

Разработка собственного маршрута.

Анализ паспортов экскурсионных объектов паспорта объекта.
Тема 2. Этапы подготовки экскурсии.

Характеристика этапов подготовки новой экскурсии: подготовительный этап, непосредственная разработка, заключительный этап. Подготовительный этап: цель и тема экскурсии, подбор материалов, изучение источников, подбор зрительного ряда, его изучение, составление картотеки объектов. Составление карточки (паспорта) экскурсионного объекта. Непосредственная разработка: составление маршрута экскурсии, уточнение объектов и остановок, согласование маршрута. Маршрутный лист, его оформление. Карта схема экскурсии. Работа над текстом экскурсии; виды текстов, выполнение требований, предъявляемых к ним. Соотношение общего и локального материала. Методическая разработка, ее структура и оформление. Заключительный этап: текст и методическая разработка экскурсии. Виртуальная экскурсия, Портфель экскурсовода, его комплектация. Проведение пробной экскурсии.

Практические занятия:

Отбор объектов для составления маршрута.

Составление схемы маршрута.

Определение темы, цели экскурсии, составление плана.

Составление текста.

Составление мультимедийной презентации.

Представление мультимедийного проекта виртуальной экскурсии на основе разработанной экскурсии.
Раздел VI Экскурсоводческое мастерство.

Тема 1. Личность экскурсовода.

Активная жизненная позиция. Конструктивные, организаторские, коммуникативные, аналитические способности экскурсовода. Индивидуальность экскурсовода. Авторитет экскурсовода. Имидж экскурсовода. Манеры экскурсовода. Внешний облик экскурсовода.
Тема 2. Умения и навыки экскурсовода.

Профессионализм. Эрудиция. Культура поведения экскурсовода, пути ее формирования. Навыки. Речь экскурсовода. Образность языка. Жесты экскурсовода, их значение и классификация. Мимика экскурсовода, ее роль в экскурсии.
Тема 3. Комплексная практика.

Практические занятия:

Проведение экскурсий по выбранным темам. Анализ работы обучающихся.




МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Обеспечение программы методическими видами продукции:

  1. Рекомендации по организации экскурсий, практических работ.

  2. Памятка-инструкция «Как правильно составить показ и рассказ объекта».

  3. Разработки по составлению презентации в программе MS PowerPoint с требованиями к оформлению презентаций.

  4. Видеоматериалы по архитектуре:

мультимедийная презентация «Архитектура первой половины XIX в.».

мультимедийная презентация « Великий Новгород».

видеофильм «История монастырей».

видеофильм «Православные святыни».

видеофильм «Новгородская область».
Рекомендации по организации практических работ:

Практические работы предусматривают составление таблиц учета особенностей экскурсантов при проведении экскурсии; написание рефератов на предложенные темы; создание мини-экспозиции; экскурсии к архитектурным объектам В.Новгорода; составление паспортов экскурсионных объектов; разработку и поведение экскурсий, составление схемы маршрута, составление мультимедийной презентации, представление мультимедийного проекта виртуальной экскурсии на основе разработанной экскурсии.
Дидактический материал представлен:

  • иллюстрации храмов, архитектурных ансамблей Земли Новгородской,

  • Информационные материалы о музеях мира, копии документов, газеты и журналы,

  • раздаточный материал по составлению экскурсии (план подготовки, паспорт объекта, маршрут).


Лекционный материал представлен:

тематическими беседами по темам программы.
Материально-техническое оснащение занятий:

кабинет для занятий:

столы – 12 шт.,

стулья – 24 шт.,

ноутбук – 1шт.,

фотоаппарат – 1шт.,

мультимедийный видеопроектор – 1 шт.,

интерактивная доска – 1 шт.

Инструменты и приспособления: ножницы, кнопки, магниты.

Материалы: ватман, фломастеры, клей, скотч, карандаши.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА


  1. Алексеев Ю.Г. Закат боярской республики в Новгороде.  Л., 1991

  2. Андреев В.Ф. Северный страж Руси.  Л., 1983

  3. Варенцов В.А. Новгород. Краткий очерк истории города.  Л., 1985

  4. Варенцов В.А., Коваленко Г.М. Хроника бунташного века. Очерки по истории Новгорода 17 - в.  Л., 1991

  5. Великий Новгород. История и культура IX-XVII веков: Энциклопедический словарь. – СПб.: Нестор-История, 2007

  6. Гормин В.В. Ярославово Дворище и Торг.  Л., 1976

  7. Долженко Г.П. Экскурсионное дело.  Ростов-на-Дону, 2005.

  8. Дьякова Р.А. Основы экскурсоведения.  М., 1985.

  9. Егорова Н.Н Погонина Е.В. Экскурсоведение: Учебное пособие.  Кемерово, 2005

  10. Емельянов Б.В. Экскурсоведение.  М., 2000.

  11. Ефетов М. Земля Новгородская.  М., 1983

  12. Казаков В.Г., Кондральева Л.Л. Психология. – М., 1989

  13. Караневский П.И. Экскурсионная и выставочная работа.  М., 2001.

  14. Каргер М.К. Памятники архитектуры.11-17 вв.  Л.,1975

  15. Конецкий В.Я. Загадки Новгородской округи.  Л., 1985

  16. Красноречьев Л.Е. Памятники древнего деревянного зодчества Новгородской области.  Л.,1979

  17. Савина Н.В. Горбылева З.М. Экскурсоведение.  Минск, 2004.

  18. Секретарь Л.А.По Приильменью. Л., 1991

  19. Смирнов В. История Великого Новгорода.  В.Н., 2006

  20. Юренева Т.Ю. Музеи мира. – М., 2011

  21. Янин В.Л. Берестяная почта столетий.  М., 1979

  22. Янин В.Л. Путешествие в древность.  М., 1991


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ

  1. Бруцкая И.М. Каменная летопись, учебное пособие для учащихся 6-9кл.  Новгород, 1998

  2. Варенцов В.А Наша Новгородская земля: Учебное пособие для учащихся средней школы.  Л, 1981

  3. Варнаева Н.В., Семенова И.Е. История и культура Новгородской земли с древнейших времен до конца 15 в.: Учебное пособие для учащихся.  Санкт-Петербург, 2008

  4. Запольская О.В.Улицы Великого Новгорода.  В.Новгород, 2010

  5. Ласковский В.П. Путеводитель по Новгороду. Софийская сторона.  СПб, 2007

  6. Ласковский В.П. Путеводитель по Новгороду. Торговая сторона.  СПб, 2008

  7. Никитина Ю.И. У древних стен, у Ильмень озера. Составитель В.Соколов.  М.,1980

  8. Орлов С.Н. Наша Новгородская земля: Учебное пособие для учащихся средней школы.  Л., 1981

  9. Петров А.В., Золин П.М. Наша Новгородская земля: Учебное пособие для учащихся средней школы.  Л., 1985

  10. Савинова И. Прогулки по Великому Новгороду.  В.Новгород, 2009

  11. Смирнов В. История Великого Новгорода.  М., 2006

  12. Турскова Т.А. Музеи мира. – М.: 2001

  13. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной педагогике.  М., 2001

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа дополнительного образования детей «Основы экскурсионного дела» iconПрограмма кружка "Компьютерная графика и основы дизайна" (Для детей...
Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии» С. Н. Ковалёв
Образовательная программа дополнительного образования детей «Основы экскурсионного дела» iconОбразовательная
Образовательная программа курса «Отчий дом» предназначена для обучения активистов музеев образовательных учреждений основам краеведения...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Основы экскурсионного дела» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Ручное ковроделие. Гобелен»
Номинация: «Внедрение и реализация инновационных технологий в системе дополнительного образования детей»
Образовательная программа дополнительного образования детей «Основы экскурсионного дела» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Юный исследователь»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Образовательная программа дополнительного образования детей «Основы экскурсионного дела» iconЗаседание педсовета ддию образовательная программа дополнительного...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей дом детства и юношества города галича
Образовательная программа дополнительного образования детей «Основы экскурсионного дела» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Бумажная пластика»
...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Основы экскурсионного дела» iconВиды детских объединений в системе дополнительного образования детей
Образовательная деятельность в учреждении дополнительного образования детей осуществляется в детских объединениях. Основания, по...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Основы экскурсионного дела» iconОбразовательная программа «Следопыт» Возраст детей: 11-15 лет Срок...
Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей
Образовательная программа дополнительного образования детей «Основы экскурсионного дела» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Эколог-исследователь»
...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Основы экскурсионного дела» iconДетского Творчества «Хибины» г. Кировска»
Образовательная программа дополнительного образования детей «Основы хореографии» для детей 5-6 лет направлена на создание условий...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Основы экскурсионного дела» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей "В мире...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «дом детского творчества» муниципального образования –...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Основы экскурсионного дела» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Художественная...
Щёкина Ольга Сергеевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории
Образовательная программа дополнительного образования детей «Основы экскурсионного дела» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Друзья нашего дома»
Предлагаемый комплекс программ является авторским. Данная программа отмечена дипломом 2 степени областного конкурса авторских образовательных...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Основы экскурсионного дела» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Друзья нашего дома»
Предлагаемый комплекс программ является авторским. Данная программа отмечена дипломом 2 степени областного конкурса авторских образовательных...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Основы экскурсионного дела» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Друзья нашего дома»
Предлагаемый комплекс программ является авторским. Данная программа отмечена дипломом 2 степени областного конкурса авторских образовательных...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Основы экскурсионного дела» iconДоклад о состоянии и результатах деятельности областного государственного...
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск