Образовательная





Скачать 441.35 Kb.
НазваниеОбразовательная
страница1/4
Дата публикации29.11.2014
Размер441.35 Kb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > История > Образовательная программа
  1   2   3   4
МБОУ Стародубская средняя общеобразовательная школа №2

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
программа «Отчий дом»

составлена

Заслуженным учителем РФ,

руководителем школьного музея Боевой славы,

учителем русского языка и литературы

МБОУ Стародубской средней общеобразовательной школы № 2

Пожарской Ларисой Викторовной

Стародуб- 2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Образовательная программа курса « Отчий дом» предназначена для обучения активистов музеев образовательных учреждений основам краеведения и музейного дела, основам туризма в рамках дополнительного образования детей.

Современный период в российской истории и образовании — время смены ценностных ориентиров, когда нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. Такие изменения в масштабе государства привели к утрате в среде молодого поколения моральных ориентиров. Кризис духовности, нравственности является одной из самых опасных болезней общества, так как духовность и нравственность есть социальный иммунитет любого народа.

В связи с происходящими в социокультурной и духовной сфере современного общества глобальными преобразованиями проблема духовно – нравственного воспитания подрастающего поколения приобретает особую актуальность. Обеспечение духовной безопасности страны тесно связано с защитой культурного, духовно – нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, с религиозной грамотностью народа, что может дать только полноценно организованная система воспитания.

Школьный музей – одно из действенных средств расширения общеобразовательного кругозора и специальных знаний учащихся, формирования общественной активности обучающихся, их исследовательских умений и навыков, их творческих способностей. Деятельность школьного музея является одним из важных условий осуществления патриотического и духовно-нравственного воспитания в учебном заведении. Музей позволяет, вовлекая учащихся в активную деятельность, знакомить с подвигами ратными и мирными земляков, с традициями отчего края, своего народа, его талантами, нравственными качествами лучших представителей России.

Социальная значимость музея как многогранной формы учебно-воспитательной работы определила необходимость составления данной программы.

Целью программы является целостное духовно – нравственное и социальное развитие личности ребенка путем приобщения к православным, патриотическим, культурно-историческим традициям России в процессе вовлечения учащихся в деятельность по изучению, сохранению и популяризации культурного наследия родного края средствами музейной деятельности.

Задачи:

- прививать учащимся навыки исследовательской и собирательской деятельности через материалы краеведения;

-формировать духовно – нравственные качества личности на основе традиционных российских духовно – нравственных ценностей;

- прививать школьникам здоровый образ жизни;

- воспитывать любовь к школе, городу, краю, Отечеству;

- создавать условия для личностного принятия каждым воспитанником общечеловеческих норм и образцов как ценностей;

- воспитывать историческую память, формировать интерес и любовь к своему Дому, своим прародителям;

- способствовать усвоению накопленных нашими предками знаний, народного опыта и мудрости;

- развивать потребность к творчеству средствами краеведческой деятельности;

- ознакомить обучающихся с основами музейной деятельности;

- формировать опыт организации различных форм музейной деятельности;

- познакомить и принять участие в возрождении народных традиций, обычаев, ремесел;

- сформировать национальное самосознание, лучшие черты национального характера;

Образовательная программа «Отчий дом» отличается от ранее созданной программы («Активисты школьного музея» Министерства Просвещения СССР для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Издательство третье дополнительное. М., Просвещение 1982 г. и Программы дополнительного образования творческого объединения активистов музея образовательного учреждения «Познай свой край» Головачевой Н.А.) деидеологизацией, витагенностью, интерактивностью, целостностью в подходе к развитию индивидуальности личности в процессе освоения содержания программы, большей практической направленностью, включением местного краеведческого материала, основ туристской подготовки в ее содержание, элементами интеграции. Изучение учебного материала строится по принципу спирали с повторением изученного материала и с переходом от простого к более сложному.

Программа предполагает комплексное, взаимосвязанное изучение музейного и краеведческого материала: вопросы истории края изучаются музейными средствами, знания и умения по основам музееведения формируются на основе краеведческого материала.

Музееведческая составляющая программы предусматривает ознакомление учащихся с основными направлениями музейной работы: поисково-собирательской, экспозиционной, экскурсионно-массовой, исследовательской, а также изучение вопросов по организации музея, учету и хранению музейных предметов. Краеведческая составляющая предполагает изучение материала по трем основным направлениям: «Моя Родина-Стародуб», «История становления школы», «Стародубчане - граждане России».

Программа рассчитана на проведение занятий с обучающимися 11-14 лет.

В программе указано содержание тем, и в связи с этим возможно варьирование уровня сложности подачи материала обучающимся разного возраста.

Программа и тематический план предполагают проведение занятий в объеме 144 часов – 1год обучения и по 216часов -2 и 3 год обучения.

Программа прошла апробацию на базе МБОУ СОШ №2 города Стародуба во время обучения и подготовки активистов школьного музея Боевой славы. Показателем результативности программы является: участие музееведов школы в работе Международных слетов в городе Стародубе, в Москве, в республике Беларусь (грамоты учащихся за активную работу в проведении заседаний круглого стола, награждение памятными медалями), призовые места активистов музея на всероссийских и областных конкурсах (грамота за 1 место в областном конкурсе экскурсоводов в 2011 году, областные грамоты за призовые места в конкурсах на профильной смене музееведов в лагере «Ровесник» с 2008-2011 год).

Программа предполагает теоретические занятия в форме лекций, бесед, заседаний круглого стола, экскурсий, практических занятий в музее, библиотеке, архивах.

Предусмотрены различные формы самостоятельной работы: подготовка докладов, рефератов, исследовательских работ, разработка экскурсий, классных часов, пешеходных экскурсий, других внеклассных мероприятий.

В основу первого года обучения вошло изучение своей «малой Родины» - города и района, в котором живем, его культурных особенностей, основ начальной туристской подготовки, музееведческого дела.
В конце 1 года обучения учащиеся должны знать:

- понятие « культурное и духовное наследие»;

- основные направления деятельности музея по сохранению и пропаганде культурного и духовного наследия;

- основные исторические подходы в развитии краеведения;

-понятия « музей образовательного учреждения», «концепция музея образовательного учреждения», « музейный предмет»;

- признаки, специфику, функции музея общеобразовательного учреждения;

- классификацию музейных предметов;

- основные направления работы актива школьного музея;

- методы и приемы выявления и сбора памятников истории и культуры, способы сбора дополнительной информации об исторических событиях, музейных предметах;

- структуру фондов музея школы;

- учетную документацию музея школы;

- как осуществляются атрибуция и шифровка музейных предметов;

- понятие экскурсии, ее виды, приемы подготовки, экскурсионные методы и приемы;

- понятие экспозиции, тематико-эскпозиционного плана;

- основные сведения о туризме;

- правила оказания доврачебной помощи;

-перечень личного и группового снаряжения, необходимого для экспедиции;

- меры безопасности при преодолении препятствий, правила поведения в населенном пункте;

- понятие «Карта», способы ориентирования на местности;

Должны уметь:

-отбирать информацию на определенную тему из краеведческих источников;

- оформлять поступления в фонды музея;

- осуществлять атрибуцию и шифровку музейных предметов;

- отбирать объекты и источники поступления памятников в фонды музея в соответствии с планом его работы.

- оформлять и монтировать музейные предметы в экспозиции, объединять музейные предметы композиционно в экспозиции;

- понятие экскурсии, ее виды, приемы подготовки, экскурсионные методы и приемы; - работать с историческими источниками, извлекать из них нужную информацию;

- выполнять простейшие исследовательские задания по написанию рефератов, докладов и других видов работ;

По окончанию учебного года проводится учебно - исследовательская конференция на тему « Прошлое и настоящее нашей школы».

Со второго года обучения предполагается продолжить дальнейшее углубление и расширение знаний по краеведению, более углубленно – основ туристской подготовки.

В конце второго учебного года учащиеся должны знать:

- роль и место музея в образовательном учреждении;

- методы изучения событий и явлений;

- способы выявления и сбора предметов музейного значения;

- перечень и назначение полевой документации;

-меры безопасности в процессе походов, экспедиций, других полевых изысканий;

- основные приемы экспонирования музейных предметов;

- правила составления этикеток к экспонатам, тестов к музейным экспозициям;

- формы массовой работы музея;

- способы активизации работы с аудиторией;

- особенности подготовки и проведения внемузейных экскурсий;

-методы краеведческого поиска;

- приемы работы с литературными источниками;

- требования к структуре, содержанию исследовательских учащихся;

-условия хранения фондов в экспозиции и запасниках;

- основные события по истории края;

- историю возникновения города и происхождения его названия;

- об основных событиях на территории района и города в годы войны;

-памятники архитектуры гражданской застройки;

- церкви города и района;

- основные требования к снаряжению, особенности ухода за снаряжением в походе;

- основы топографии и ориентирования;

- характеристика естественных препятствий, особенности их преодоления;

- основы гигиены и первой доврачебной помощи;

В конце учебного года учащиеся должны уметь:

- оформлять полевую документацию;

-объединять музейные предметы композиционно в экспозиции;

- составлять этикетки к музейным предметам;

- отбирать объекты по темам экскурсий;

- составлять паспорта экскурсионных объектов;

- составлять текст и маршрут экскурсии;

- работать с историческими источниками, извлекать из них нужную информацию;

- составлять вопросы, записывать воспоминания;

- отбирать материал для внеклассных мероприятий, продумывать сценарии;

-оформлять тематические выставки и альбомы;

- отбирать объекты по темам экскурсий, составлять текст и ее маршрут;

-записывать воспоминания родственников;

- описывать семейные архивы и реликвии.

- подобрать снаряжение для похода;

- ориентироваться на незнакомой местности при помощи карты и компаса, по местным признакам;

-выбирать место для бивака;

-фиксировать наблюдения, проводить простейшие исследования, составлять отчеты о работе;

По окончанию учебного года оформляется творческая работа «Памятные и исторические места города Стародуба и его окрестностей», куда входит материал об изученных объектах города. Готовится пешеходная экскурсия на тему « Город древний, город молодой». Выпуск стенгазет.

Третий год обучения предполагает более глубокое изучение истории и литературы края, расширение географии экскурсий и экспедиций, закрепление полученных знаний по краеведению и туризму.

В конце 3 года обучения учащиеся должны знать:

- основные направления работы актива музея школы, план работы на текущий год;

- методы и приемы выявления и сбора материалов о памятниках истории и культуры, способы сбора дополнительной информации об исторических событиях, музейных предметах;

- последовательность создания, виды экспозиции, текстов в музейной экспозиции;

- правила составления этикеток к экспонатам, текстов в музейной экспозиции;

- формы массовой работы музея;

- особенности подготовки и проведения музейных и внемузейных экскурсий;

-методы краеведческого поиска;

- требования к структуре, содержанию, оформлению исследовательских работ учащихся;

- структуру фондов музея школы;

- учетную документацию музея школы;

-народные, музыкальные, театральные и другие традиции и обычаи района;

-имена известных деятелей культуры и науки района;

- общие сведения о происхождении названий улиц города и других краеведческих объектов;

- особенности личного и группового снаряжения;

-техника безопасности при переноске снаряжения;

- причины возникновения аварийных ситуаций в походе и способы выхода из них;

- правила обеспечения безопасности в походе, на экскурсии, правила оказания первой доврачебной помощи;

В конце учебного года учащиеся должны уметь:

-организовывать занятия для учащихся первых лет обучения;

- отбирать объекты и источники поступления памятников в фонды музея в соответствии с планом его работы;

- объединять музейные предметы композиционно в экспозиции;

- оформлять и монтировать музейные предметы в экспозиции;

-отбирать объекты по темам экскурсий;

- составлять паспорта экскурсионных объектов;

-составлять библиографический список;

-осуществлять атрибуцию и шифровку музейных предметов;

-оформлять тематические выставки;

-выбирать место для бивака, ночевки, дневки;

- организовывать переправы;

- планировать маршрут похода по карте;

- проводить простейшие исследования, составлять отчеты о походе;

-составлять и обобщать информацию;

- работать с научной и художественной литературой;

По окончании учебного года оформляется творческая работа «Секрет названий улиц города», куда входят отчеты о поисковых экспедициях с краеведческим и фотоматериалом, проводится конференция. В рамках системы духовно-нравственного воспитания учащихся осуществляются проекты «Наше наследие», «Духовные святыни нашего края».

Ожидаемый результат при реализации программы.

При реализации программы полученные знания помогают воспитанникам лучше адаптироваться в условиях социальной среды города, расширить кругозор и углубить знания и представления об окружающем мире, истории родного края. По окончании программы учащиеся должны иметь следующие результаты:

- развитие духовной культуры личности через знакомство с культурой своего народа;

- приобретение учащимися знаний об истории, культуре родного края;

-овладение школьниками навыками изучения и описания исторических объектов;

- использование краеведческого и исторического материала в образовательном процессе;

-пропаганда краеведческих знаний;

-овладение техникой и тактикой туризма, приобретение навыков ориентирования на местности, оказание первой доврачебной помощи;

-рост мастерства учащихся от элементарных навыков ведения экскурсий до участия в областных конкурсах.

Программа составлена на основании методической и краеведческой литературы и отредактирована в соответствии с Государственными стандартами второго поколения.

.
ПРОГРАММА «ОТЧИЙ ДОМ» 1 год обучения.

Учебно-тематический план 1-го года обучения.


Тема занятий

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

1.Вводное занятие

2 часа

2 часа




2 .Культурное наследие и необходимость его сохранения

4 часа

2 часа

2часа

3. История развития краеведения.

6 часов

3 часа

3 часа

4 .Музей образовательного учреждения и его предназначение

4.1 Музееведение в системе наук.

4.2Организация музея образовательного учреждения.

7 часов

3 часа


4 часа

3 часа

2 часа


2 часа

4 часа

1час


2 часа

5. Поисково-собирательская деятельность музея.

5.1Организация поиско-собирательской работы.

5.2 Страницы поискового движения на Брянщине.


10 часов
6 часов
4 часа

5 часов
3 часа
2часа

5 часов
3 часа
2 часа

6. Школьный музей.

6.1Краеведение – основа деятельности школьного музея.

6.2 Учет( и хранение) фондов школьного музея.

6.3 Экспозиция школьного музея.

6.4 Экскурсионно-массовая работа музея.

6.5 Исследовательская работа музея.

52 часа

4 часа
10 часов
8 часов

10 часов
20 часов

26 часов

4 часа
4 часа
З часа

5 часов
10 часов

26 часов

6 часов
5 часов
5 часов

10 часов

7 Историко-краеведческая характеристика города и района

15 часов

10 часов

5 часов

8.Начальная туристская подготовка.
ВСЕГО

28 часов

144 часа

18 часов

10 часов
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная iconОбразовательная программа мкоу «средняя общеобразовательная школа №28»
Образовательная программа школы создана с учетом примерных рекомендаций по формированию образовательной программы общеобразовательного...
Образовательная iconГ. Г. Епанешникова Образовательная
Образовательная среда как условие эффективности образовательного процесса
Образовательная iconУрока: Образовательная
Образовательная: закрепление умения выполнения преобразования выражений, содержащих логарифмы
Образовательная iconПояснительная записка Данная образовательная программа имеет
Данная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность с элементами культурологической направленности....
Образовательная iconОбразовательная
Цель: образовательная сформировать умение определять морфологические признаки существительного и делать морфологический разбор
Образовательная iconОбразовательная программа чем для нас является образовательная программа...
«преподаватель студент». Кроме того, в образовательной программе отражается текущее состояние образова­тельного процесса в техникуме;...
Образовательная iconУрока: Образовательная
Образовательная: познакомить учащихся с обрядовой куклой и ритуалами, которые с ней связаны, научить изготавливать обрядовых и игровых...
Образовательная iconПрезентация, доска, мел. Цели урока: Образовательная
...
Образовательная iconОбразовательная программа мдоу д/с №44 «Красная Шапочка»
Образовательная: познакомить детей с новой буквой и звуком; формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительного,...
Образовательная iconОбразовательная программа модифицирована, составлена с учетом возрастных...
Образовательная программа рассчитана на 136 учебных часов. Количество часов в неделю – 4 часа
Образовательная iconОбразовательная программа по шахматам Образовательная программа по шашкам
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы
Образовательная iconОбразовательная программа по реализации фгос волгоград
Основная образовательная программа учитывает специфику образовательного учреждения
Образовательная iconОбразовательная программа. Цели и задачи образовательной программы
Основная образовательная программа это документ, определяющий образовательную деятельность школы
Образовательная iconОбразовательная программа /очно-заочная форма обучения/ на 2013 2014...
Образовательная программа школы является нормативно-управленческим документом муниципального общеобразовательного учреждения «Толмачевская...
Образовательная iconУчебная образовательная программа «Углубленное изучение географии...
Образовательная направленность, в рамках которой реализуется программа — научно-педагогическая
Образовательная iconУчебная образовательная программа «Углубленное изучение географии...
Образовательная направленность, в рамках которой реализуется программа — научно-педагогическая


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск