Скачать 105.05 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Московский государственный университет геодезии и картографии (МИИГАиК)
Рабочая программа дисциплины Астрономия Уровень высшего образования Специалитет Специальность 21.05.01 Прикладная геодезия Квалификация Инженер-геодезист Форма обучения Очная Москва, 2014 1.Цели и задачи дисциплины Дать общее представление об окружающем мире: Земле, Солнечной системе, Нашей Галактике, Вселенной; формирование профессиональных компетенций, определяющих готовность и способность бакалавра по профилю космическая геодезия и навигация к использованию полученных знаний для решения задач геодезии и навигации. В процессе изучения данной дисциплины студент формирует профессиональные компетенции, которые ему будут необходимы при решении следующих задач: а) топографо-геодезическое обеспечение картографирования территории Российской Федерации различными методами геодезии (ПК-31 ФГОС ВПО); б) выполнение математической обработки результатов геодезических измерений (ПК-7 ФГОС ВПО); в) изучение динамики изменения поверхности Земли (ПК-25 ФГОС ВПО); г) изучение гравитационного поля ЗЕМЛИ (ПК -26 ФГОС ВПО). 2.Место дисциплины в структуре ООП ВПО Астрономия занимает первое место среди всех существующих в мире областей науки, техники, искусства и т.д. – нет ни одной области, которая прямым или косвенным образом не была бы связана с астрономией. Астрономия – это то, что нас окружает и нас наполняет. В геодезии астрономия – это фундамент. Данная учебная дисциплина должна изучаться параллельно почти со всеми учебными дисциплинами, входящими в структуру ООП ВПО и чаще всего предшествовать им. 3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины обучающийся должен: 1)иметь представление об окружающем нас мире и о происходящих в нем явлениях; 2)уметь ориентироваться в окружающем нас мире; 3)владеть понятиями о методах изучения окружающего нас мира и о применении этих знаний при изучении геодезии. 4.Структура и содержание дисциплины Общая трудоемкость дисциплины «Астрономия» 4 зачетных единицы, 144 часов: аудиторные – 64 часа, самостоятельная работа – 80 часов. 4.1.Структура преподавания дисциплины Не- Виды учебной Формы текущего № Раздел Се- де- работы, включая контроля успева- п/п дисциплины ме- ля- самостоятельную емости (по неде- стр се- работу студентов лям семестра) ме- и трудоемкость Форма промежу- стра ( в часах) точной аттестации лек- прак- самос- ции тичес- тояте- кие льная заня- работа тия _____________________________________________________________________ 1 Введение 3 1 2 - 2 собеседование: 1 реферат: 6 2 Астрометрия 3 2-6 10 12 26 собеседование: 6 реферат: 6 3 Небесная механика 3 7-11 8 8 20 собеседование: 11 реферат: 11 4 Астрофизика 3 12-14 6 6 20 собеседование: 14 реферат: 14 5 Космогония и космология 3 15-16 6 6 12 собеседование: 16 реферат: 16 6 Аттестация 3 зачет с оценкой: 3-й семестр 4.2. Содержание дисциплины и требования к уровню его освоения Условные обозначения: 1. Качество усвоения знаний (А): А1 – знания, предусматривающие деятельность по воспроизведению; А2 – знания, предполагающие применение в ситуациях, аналогичных обучающим; А3 – знания, использующиеся в задачах, требующих установления новых связей между понятиями; А4 – знания, предполагающие способность достраивать систему связей новыми. 2. Уровень усвоения умений (Б): Б1 – ученический – умение пользоваться системой понятий при алгоритмической деятельности с внешне заданным алгоритмическим описанием (подсказкой); Б2 – (типовой – алгоритмический –уровень) – умение пользоваться системой понятий в ситуации, аналогичной обучающей; Б3 – (продуктивный эвристического типа) – умение применять систему знаний в ситуациях, требующих перестройки связей между уже сформированными понятиями; Б4 – (продуктивный творческого типа) – умение достраивать сформированные системы понятий новыми, самостоятельно сформированными. 3. Степень научности (В): В1 – (феноменологическая) –описательное изложение фактов и явлений; каталогизация объектов, констатация их свойств и качеств (известен определенный ряд однородных факторов), это использование преимущественно естественного языка и житейских понятий; В2 – (аналитико-синтетическая) – объяснение природы и свойств объектов и закономерностей явлений, часто качественное или полуколичественное (известны сущность первого порядка и свойства объектов и явлений, механизмов, управляющих функционированием анализируемых фактов и процессов); В3 – (прогностическая) – объяснение явлений данной области с созданием их количественной теории, моделирование основных процессов, аналитическим представлением законов и свойств (известны закономерности функционирования объектов конкретного вида); В4 – (аксиоматическая) – объяснение явлений с использованием высокой степени общности описания (большой объем материала и широкое использование научного языка, глубина проникновения в сущность явлений – Известны общие законы функционирования объектов любой природы). Раздел 1. Введение Требуемая степень усвоения содержания раздела: А1Б2В1 Предмет и задачи дисциплины «Астрономия». Роль и значение астрономии в развитии естественных наук. Органическая связь астрономии со всеми естественными науками. Астрономия – фундамент геодезии. Раздел 2. Астрометрия Требуемая степень усвоения содержания раздела: А2Б2В1В2 Излучение космических тел. Определение положений космических тел. Системы отсчета. Сферические и прямоугольные системы координат. Преобразования координат. Рефракция. Аберрация. Параллакс. Прецессия. Нутация. Каталоги звезд и внегалактических радиоисточников. Шкалы времени. Системы времени. Наблюдательный процесс в астрономии. Раздел 3. Небесная механика Требуемая степень усвоения содержания раздела: А2Б2В1В2 Системы мира Птолемея и Коперника. Наблюдения Тихо Браге. Законы Кеплера. Закон Всемирного тяготения. Движение тел солнечной системы: планет, астероидов, комет, метеоров и других тел. Изучение движений космических тел различными методами небесной механики и астрометрии. Катастрофы, связанные с возможными столкновениями Земли с небесными телами. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов, запущенных с поверхности Земли. Место космической геодезии в небесной механике. Раздел 4. Астрофизика Требуемая степень усвоения содержания раздела: А2Б2В1В2 Изучение спектров излучения космических тел, мощность излучения, цвет. Физическое и химическое строение небесных тел. Различные космические объекты и их скопления. Образование звезд и их эволюция. Солнечная система. Раздел 5. Космогония и космология Требуемая степень усвоения содержания раздела: А2Б2В1В2 Происхождение и эволюция космических тел. Происхождение и эволюция солнечной системы. Происхождение и эволюция Вселенной. Вклад общей теории относительности в формировании современных гипотез образования и развития мира. Современное состояние проблемы: наблюдения, результаты. Дальнейшее развитие решения проблемы. 4.3 Соотношение разделов учебной дисциплины и формируемых в них компетенций Компетенции Общее Темы, Коли- ___________________________________________ коли- Разделы чество Общекультурные Профессиональные чество дисциплины часов компе- тенций 1 2 6 8 10 11 12 13 23 1 2 7 25 26 28 ____________________________________________________________________ Раздел 1 4 + + + + + + + + + 9 Раздел 2 32 + + + + + + + + + + + + + + + 15 Раздел 3 26 + + + + + + + + + + + + + + + 15 Раздел 4 27 + + + + + + + + + 9 Раздел 5 19 + + + + + + + + 8 Итого 108 5.Образовательные технологии При реализации программы дисциплины «Астрономия» в часы, отведенные для аудиторных занятий (54 часа), занятия проводятся в виде лекций и практических занятий. Самостоятельная работа студентов подразумевает занятия под руководством преподавателей в виде консультаций и индивидуальной работы студентов в камеральном классе. 6.Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно- методическое обеспечение самостоятельной работы студентов 6.1.Практические задания для промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. 6.2.Примерные контрольные вопросы для промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Задачи астрономии. Разделы астрономии и их краткая характеристика. Связь астрономии с другими науками. Роль астрономии в геодезических дисциплинах. Излучение небесных объектов. Всеволновая астрономия. Виды взаимодействий в природе. Строение Вселенной. Строение галактик. Строение Солнечной системы. Звезды. Созвездия. Видимые движения звезд. Видимое движение Солнца на фоне звезд. Понятие о сферических системах координат. Географические координаты. Экваториальные координаты. Горизонтные координаты. Эклиптические координаты. Круги и точки на небесной сфере. Видимое суточное вращение небесной сферы. Астрономические шкалы времени и их определение. Неравномерность вращения Земли. Атомное время. Местное, поясное, декретное, зимнее, летнее время. Календари. Изменение направлений на наблюдаемые объекты: рефракция, параллакс, аберрация. Движение Земли в пространстве: прецессия, нутация. Астрометрические наблюдения: оптические и радиотелескопы – устройство и принцип работы. Система мира Птолемея. Система мира Коперника. Движение тел Солнечной системы. Законы Кеплера. Закон Всемирного тяготения. Движение Луны. Периоды обращений. Фазы Луны. Солнечные и лунные затмения. Движение космических аппаратов и искусственных спутников Земли. Исследования и открытия, полученные с помощью КА и ИСЗ. Спектры небесных тел. Блеск звезд. Звездная величина. Спектральная классификация звезд. Диаграмма спектр-светимость. Межзвездная среда. Газово-пылевые комплексы. Образование звезд и звездных скоплений. Эволюция звезд и ее конечная стадия: белые карлики, нейтронные звезды, черные дыры. Эволюция звезд в тесных двойных системах. Физическое и химическое строение Солнца. Физическое и химическое строение тел солнечной системы. Излучение Солнца. Связь солнечных и земных явлений. Происхождение и эволюция небесных тел. Происхождение и эволюция Вселенной. Галактики. Наша Галактика. Происхождение Солнечной системы. Теория «Большого взрыва». Реликтовое излучение. Радиогалактики. Квазары. 6.3.Общие критерии оценки ответов студентов. _____________________________________________________________________ Для отличной оценки Для хорошей Для удовлетвори- Для оценки тельной оценки неудовлетвори- тельной оценки Наличие глубоких, Те же Те же требования,но Наличиеошибок исчерпывающих знаний требования,но в ответе имели место при изложении предмета в объеме в ответе ошибки, что вызвало ответа на основ- освоенной программы; студента по необходимость ные вопросы знание основной некоторым помощи в виде программы, (обязательной) перечислен- поправок и свидетельству- литературы; правильные ным показате- наводящих вопросов ющих о непра- и уверенные действия, лям имеются преподавателя. вильном свидетельствующие о недостатки понимании наличии твердых знаний принципиаль- предмета; при и навыков в ного решении использовании характера, что практических технических средств; вызвало задач показано полное, четкое, грамотное замечания или незнание и логически стройное поправки способов их изложение материала; преподавателя. решения, свободное применение материал теоретических знаний при изложен анализе практических беспорядочно вопросов. и неуверенно. _____________________________________________________________________ 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины а) основная литература: 1.Курс общей астрономии. П.И.Бакулин, Э.В.Кононович, В.И.Мороз. 2.Введение в астрономию. Г.М.Бланк. Учебное пособие. 3.Сферическая астрономия. Г.М.Бланк. Учебное пособие. б) дополнительная литература: 1.Звезды: их рождение, жизнь и смерть. И.С.Шкловский. М.Наука, 1984. 2.Первые три минуты. С. Вайнберг. М:Энергоиздат, 1981. 3.Краткая история времени. С. Хокинг. Амфора. С.Петербург. 2000. в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы: 1.Учебные модули в электронной библиотеке виртуального университета МИИИГАиК – http://miigaik.openet.ru. 2.Федеральный портал «Российское образование» - http://www/edu.ru/ 3.Интегральный каталог ресурсов Федерального портала «Российское образование» - http://soip-catalog.informika.ru/ 4.Федеральный фонд учебных курсов – http://www.ido.edu.ru/ffec/econ-index.html 8.Материально-техническое обеспечение дисциплины Учебные лаборатории кафедры астрономии и космической геодезии, учебный вычислительный центр геодезического факультета МИИГАиК, оргтехника, доступ к сети Интернет (во время самостоятельной подготовки). Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению «Геодезия и дистанционное зондирование» и профилю подготовки «Космическая геодезия и навигация». Автор: Бланк Георгий Михайлович, канд. физ. – мат. наук, доцент, Московский государственный университет геодезии и картографии (МИИГАиК) Рецензент: Программа одобрена на заседании Методической комиссии геодезического факультета от________________ года, протокол № ___________________ |
Российской федерации приказ Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации... | Без гражданства в российской федерации Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав... | ||
Доклад Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации... «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. №825 «Об оценке эффективности деятельности органов... | Национальный стандарт российской федерации Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом... | ||
Национальный стандарт российской федерации Цели и принципы стандартизации в российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом... | Министерство экономического развития российской федерации Указом Президента Российской Федерации от 01. 02. 2005 n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской... | ||
Комплексная программа 5-11 классы Под общей редакцией А. Т. Смирнова Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности, Стратегии национальной... | Национальный стандарт российской федерации автомобили скорой медицинской помощи Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом... | ||
Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу российской федерации Смирнов А. В., доктор юридических наук, профессор, советник Конституционного Суда Российской Федерации, действительный государственный... | Министерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного... | ||
Министерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного... | Министерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного... | ||
Утверждаю Президент Российской Федерации В. Путин стратегия развития... Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 18... | Министерство связи и массовых коммуникаций российской федерации Российской Федерации от 1 февраля 2005 г n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской... | ||
Национальный стандарт российской федерации гост р 53423- 2009 Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом... | Об утверждении порядка Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов... |