Российской федерации





Скачать 105.05 Kb.
НазваниеРоссийской федерации
Дата публикации07.03.2016
Размер105.05 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Астрономия > Документы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Московский государственный университет геодезии и картографии (МИИГАиК)


Утверждаю:

Ректор МИИГАиК

_________________ А.А. Майоров

«____»__________2014 г.


Номер внутривузовской регистрации __________________


Рабочая программа дисциплины
Астрономия


Уровень высшего образования

Специалитет

Специальность

21.05.01 Прикладная геодезия

Квалификация

Инженер-геодезист

Форма обучения

Очная
Москва, 2014

1.Цели и задачи дисциплины
Дать общее представление об окружающем мире: Земле, Солнечной системе, Нашей Галактике, Вселенной; формирование профессиональных компетенций, определяющих готовность и способность бакалавра по профилю космическая геодезия и навигация к использованию полученных знаний для решения задач геодезии и навигации.

В процессе изучения данной дисциплины студент формирует профессиональные компетенции, которые ему будут необходимы при решении следующих задач:

а) топографо-геодезическое обеспечение картографирования территории Российской Федерации различными методами геодезии (ПК-31 ФГОС ВПО);

б) выполнение математической обработки результатов геодезических измерений (ПК-7 ФГОС ВПО);

в) изучение динамики изменения поверхности Земли (ПК-25 ФГОС ВПО);

г) изучение гравитационного поля ЗЕМЛИ (ПК -26 ФГОС ВПО).

2.Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Астрономия занимает первое место среди всех существующих в мире областей науки, техники, искусства и т.д. – нет ни одной области, которая прямым или косвенным образом не была бы связана с астрономией. Астрономия – это то, что нас окружает и нас наполняет. В геодезии астрономия – это фундамент. Данная учебная дисциплина должна изучаться параллельно почти со всеми учебными дисциплинами, входящими в структуру ООП ВПО и чаще всего предшествовать им.


3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения

дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

1)иметь представление об окружающем нас мире и о происходящих в нем явлениях;

2)уметь ориентироваться в окружающем нас мире;

3)владеть понятиями о методах изучения окружающего нас мира и о применении этих знаний при изучении геодезии.

4.Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины «Астрономия» 4 зачетных единицы, 144 часов: аудиторные – 64 часа, самостоятельная работа – 80 часов.
4.1.Структура преподавания дисциплины

Не- Виды учебной Формы текущего

№ Раздел Се- де- работы, включая контроля успева-

п/п дисциплины ме- ля- самостоятельную емости (по неде-

стр се- работу студентов лям семестра)

ме- и трудоемкость Форма промежу-

стра ( в часах) точной аттестации

лек- прак- самос-

ции тичес- тояте-

кие льная

заня- работа

тия

_____________________________________________________________________

1 Введение 3 1 2 - 2 собеседование: 1

реферат: 6

2 Астрометрия 3 2-6 10 12 26 собеседование: 6

реферат: 6

3 Небесная механика 3 7-11 8 8 20 собеседование: 11

реферат: 11

4 Астрофизика 3 12-14 6 6 20 собеседование: 14

реферат: 14

5 Космогония и космология 3 15-16 6 6 12 собеседование: 16

реферат: 16

6 Аттестация 3 зачет с оценкой:

3-й семестр
4.2. Содержание дисциплины и требования к уровню его освоения
Условные обозначения:
1. Качество усвоения знаний (А):
А1 – знания, предусматривающие деятельность по воспроизведению;

А2 – знания, предполагающие применение в ситуациях, аналогичных обучающим;

А3 – знания, использующиеся в задачах, требующих установления новых связей между понятиями;

А4 – знания, предполагающие способность достраивать систему связей новыми.
2. Уровень усвоения умений (Б):
Б1 – ученический – умение пользоваться системой понятий при алгоритмической деятельности с внешне заданным алгоритмическим описанием (подсказкой);

Б2 – (типовой – алгоритмический –уровень) – умение пользоваться системой понятий в ситуации, аналогичной обучающей;

Б3 – (продуктивный эвристического типа) – умение применять систему знаний в ситуациях, требующих перестройки связей между уже сформированными понятиями;

Б4 – (продуктивный творческого типа) – умение достраивать сформированные системы понятий новыми, самостоятельно сформированными.
3. Степень научности (В):
В1 – (феноменологическая) –описательное изложение фактов и явлений; каталогизация объектов, констатация их свойств и качеств (известен определенный ряд однородных факторов), это использование преимущественно естественного языка и житейских понятий;

В2 – (аналитико-синтетическая) – объяснение природы и свойств объектов и закономерностей явлений, часто качественное или полуколичественное (известны сущность первого порядка и свойства объектов и явлений, механизмов, управляющих функционированием анализируемых фактов и процессов);

В3 – (прогностическая) – объяснение явлений данной области с созданием их количественной теории, моделирование основных процессов, аналитическим представлением законов и свойств (известны закономерности функционирования объектов конкретного вида);

В4 – (аксиоматическая) – объяснение явлений с использованием высокой степени общности описания (большой объем материала и широкое использование научного языка, глубина проникновения в сущность явлений – Известны общие законы функционирования объектов любой природы).
Раздел 1. Введение

Требуемая степень усвоения содержания раздела: А1Б2В1

Предмет и задачи дисциплины «Астрономия». Роль и значение астрономии в развитии естественных наук. Органическая связь астрономии со всеми естественными науками. Астрономия – фундамент геодезии.
Раздел 2. Астрометрия

Требуемая степень усвоения содержания раздела: А2Б2В1В2

Излучение космических тел. Определение положений космических тел. Системы отсчета. Сферические и прямоугольные системы координат. Преобразования координат. Рефракция. Аберрация. Параллакс. Прецессия. Нутация. Каталоги звезд и внегалактических радиоисточников. Шкалы времени. Системы времени. Наблюдательный процесс в астрономии.

Раздел 3. Небесная механика

Требуемая степень усвоения содержания раздела: А2Б2В1В2

Системы мира Птолемея и Коперника. Наблюдения Тихо Браге. Законы Кеплера. Закон Всемирного тяготения. Движение тел солнечной системы: планет, астероидов, комет, метеоров и других тел. Изучение движений космических тел различными методами небесной механики и астрометрии. Катастрофы, связанные с возможными столкновениями Земли с небесными телами. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов, запущенных с поверхности Земли.

Место космической геодезии в небесной механике.
Раздел 4. Астрофизика

Требуемая степень усвоения содержания раздела: А2Б2В1В2

Изучение спектров излучения космических тел, мощность излучения, цвет. Физическое и химическое строение небесных тел. Различные космические объекты и их скопления. Образование звезд и их эволюция. Солнечная система.
Раздел 5. Космогония и космология

Требуемая степень усвоения содержания раздела: А2Б2В1В2

Происхождение и эволюция космических тел. Происхождение и эволюция солнечной системы. Происхождение и эволюция Вселенной. Вклад общей теории относительности в формировании современных гипотез образования и развития мира. Современное состояние проблемы: наблюдения, результаты. Дальнейшее развитие решения проблемы.


4.3 Соотношение разделов учебной дисциплины и формируемых в них

компетенций

Компетенции Общее

Темы, Коли- ___________________________________________ коли-

Разделы чество Общекультурные Профессиональные чество дисциплины часов компе-

тенций

1 2 6 8 10 11 12 13 23 1 2 7 25 26 28

____________________________________________________________________

Раздел 1 4 + + + + + + + + + 9

Раздел 2 32 + + + + + + + + + + + + + + + 15

Раздел 3 26 + + + + + + + + + + + + + + + 15

Раздел 4 27 + + + + + + + + + 9

Раздел 5 19 + + + + + + + + 8

Итого 108

5.Образовательные технологии
При реализации программы дисциплины «Астрономия» в часы, отведенные для аудиторных занятий (54 часа), занятия проводятся в виде лекций и практических занятий. Самостоятельная работа студентов подразумевает занятия под руководством преподавателей в виде консультаций и индивидуальной работы студентов в камеральном классе.
6.Оценочные средства для текущего контроля успеваемости,

промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-

методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
6.1.Практические задания для промежуточной аттестации по итогам

освоения дисциплины.
6.2.Примерные контрольные вопросы для промежуточной аттестации по

итогам освоения дисциплины.
Задачи астрономии. Разделы астрономии и их краткая характеристика. Связь астрономии с другими науками. Роль астрономии в геодезических дисциплинах.
Излучение небесных объектов. Всеволновая астрономия. Виды взаимодействий в природе.
Строение Вселенной. Строение галактик. Строение Солнечной системы.

Звезды. Созвездия. Видимые движения звезд. Видимое движение Солнца на фоне звезд.

Понятие о сферических системах координат. Географические координаты. Экваториальные координаты. Горизонтные координаты. Эклиптические координаты. Круги и точки на небесной сфере. Видимое суточное вращение небесной сферы. Астрономические шкалы времени и их определение. Неравномерность вращения Земли. Атомное время. Местное, поясное, декретное, зимнее, летнее время. Календари.

Изменение направлений на наблюдаемые объекты: рефракция, параллакс, аберрация. Движение Земли в пространстве: прецессия, нутация.

Астрометрические наблюдения: оптические и радиотелескопы – устройство и

принцип работы.
Система мира Птолемея. Система мира Коперника. Движение тел Солнечной системы. Законы Кеплера. Закон Всемирного тяготения.

Движение Луны. Периоды обращений. Фазы Луны. Солнечные и лунные затмения.

Движение космических аппаратов и искусственных спутников Земли. Исследования и открытия, полученные с помощью КА и ИСЗ.
Спектры небесных тел. Блеск звезд. Звездная величина. Спектральная классификация звезд. Диаграмма спектр-светимость.

Межзвездная среда. Газово-пылевые комплексы. Образование звезд и звездных скоплений. Эволюция звезд и ее конечная стадия: белые карлики, нейтронные звезды, черные дыры. Эволюция звезд в тесных двойных системах.

Физическое и химическое строение Солнца. Физическое и химическое строение тел солнечной системы. Излучение Солнца. Связь солнечных и земных явлений.
Происхождение и эволюция небесных тел. Происхождение и эволюция Вселенной. Галактики. Наша Галактика. Происхождение Солнечной системы.

Теория «Большого взрыва». Реликтовое излучение. Радиогалактики. Квазары.

6.3.Общие критерии оценки ответов студентов.
_____________________________________________________________________

Для отличной оценки Для хорошей Для удовлетвори- Для

оценки тельной оценки неудовлетвори-

тельной оценки

Наличие глубоких, Те же Те же требования,но Наличиеошибок

исчерпывающих знаний требования,но в ответе имели место при изложении

предмета в объеме в ответе ошибки, что вызвало ответа на основ-

освоенной программы; студента по необходимость ные вопросы

знание основной некоторым помощи в виде программы,

(обязательной) перечислен- поправок и свидетельству-

литературы; правильные ным показате- наводящих вопросов ющих о непра-

и уверенные действия, лям имеются преподавателя. вильном

свидетельствующие о недостатки понимании

наличии твердых знаний принципиаль- предмета; при

и навыков в ного решении

использовании характера, что практических

технических средств; вызвало задач показано

полное, четкое, грамотное замечания или незнание

и логически стройное поправки способов их

изложение материала; преподавателя. решения,

свободное применение материал

теоретических знаний при изложен

анализе практических беспорядочно

вопросов. и неуверенно.

_____________________________________________________________________

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

1.Курс общей астрономии. П.И.Бакулин, Э.В.Кононович, В.И.Мороз.

2.Введение в астрономию. Г.М.Бланк. Учебное пособие.

3.Сферическая астрономия. Г.М.Бланк. Учебное пособие.


б) дополнительная литература:

1.Звезды: их рождение, жизнь и смерть. И.С.Шкловский. М.Наука, 1984.

2.Первые три минуты. С. Вайнберг. М:Энергоиздат, 1981.

3.Краткая история времени. С. Хокинг. Амфора. С.Петербург. 2000.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1.Учебные модули в электронной библиотеке виртуального университета МИИИГАиК – http://miigaik.openet.ru.

2.Федеральный портал «Российское образование» - http://www/edu.ru/

3.Интегральный каталог ресурсов Федерального портала «Российское образование» - http://soip-catalog.informika.ru/

4.Федеральный фонд учебных курсов – http://www.ido.edu.ru/ffec/econ-index.html
8.Материально-техническое обеспечение дисциплины
Учебные лаборатории кафедры астрономии и космической геодезии, учебный вычислительный центр геодезического факультета МИИГАиК, оргтехника, доступ к сети Интернет (во время самостоятельной подготовки).


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению «Геодезия и дистанционное зондирование» и профилю подготовки «Космическая геодезия и навигация».
Автор: Бланк Георгий Михайлович, канд. физ. – мат. наук, доцент,

Московский государственный университет геодезии и картографии

(МИИГАиК)

Рецензент:


Программа одобрена на заседании Методической комиссии геодезического факультета от________________ года, протокол № ___________________

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской федерации iconРоссийской федерации приказ
Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации...
Российской федерации iconБез гражданства в российской федерации
Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав...
Российской федерации iconДоклад Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации...
«О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. №825 «Об оценке эффективности деятельности органов...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом...
Российской федерации iconМинистерство экономического развития российской федерации
Указом Президента Российской Федерации от 01. 02. 2005 n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской...
Российской федерации iconКомплексная программа 5-11 классы Под общей редакцией А. Т. Смирнова
Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности, Стратегии национальной...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации автомобили скорой медицинской помощи
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...
Российской федерации iconКомментарий к уголовно-процессуальному кодексу российской федерации
Смирнов А. В., доктор юридических наук, профессор, советник Конституционного Суда Российской Федерации, действительный государственный...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconУтверждаю Президент Российской Федерации В. Путин стратегия развития...
Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 18...
Российской федерации iconМинистерство связи и массовых коммуникаций российской федерации
Российской Федерации от 1 февраля 2005 г n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации гост р 53423- 2009
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом...
Российской федерации iconОб утверждении порядка
Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск