Кем быть?
(учебный проект)
Краткая аннотация проекта Проект нацелен на:
Знакомство детей с различными профессиями
Методическое обеспечение начальной профориентации
Формирование первичных трудовых навыков дошкольников
Авторы проекта: воспитатели: Гоголева Людмила Васильевна
Город, №ДОУ, адрес, группа:
Г.Саратов, МДОУ Детский сад №22
410078, г. Саратов, ул. Астраханская, 79
Телефон: 51-31-91
Тема учебного проекта:
«Ознакомление дошкольников с трудом взрослых»
Творческое название учебного проекта:
«Кем быть?»
Образовательная область:
«Познание» (развитие представлений об окружающем, конструирование); «Художественное творчество» (изобразительная деятельность); «Знакомство с художественное литературой».
«Труд»
Возрастная группа:
Дошкольные группы (2-я младшая, средняя, старшая).
Цели и задачи:
Цель: Создать условия для воспитания у дошкольников ценностного отношения к труду взрослых, его результатам, способствовать формированию системных знаний о трудовом процесс, как единице труда.
Задачи для педагога:
Формировать нравственно-трудовые качества детей
Способствовать расширению и уточнению представлений о разных видах труда
Создавать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, о названии оборудования, инструментах и материалах, необходимых для работы
Побуждать любознательность детей, интерес к деятельности взрослых
Способствовать выработке положительного отношения и уважения к труду и начальной профориентации
Задачи для детей:
Узнавать о труде людей, о разных профессиях
Уважать тех, кто трудится
Узнать, люди, каких профессий необходимы нашему городу именно сейчас
Стараться научиться выполнять простейшие трудовые операции, чтобы помогать взрослым в труде
Знать разные виды труда и как обращаться с инструментами и бытовой техникой
Относится к предметам и вещам бережно
Учиться дружить, заботиться о товарищах
Быть трудолюбивыми, самостоятельными
Основополагающий вопрос: Без какой профессии нельзя обойтись?
Вопросы учебной темы (проблемные)
Для чего все люди трудятся?
Какие бывают профессии?
Какая профессия самая важная?
Проблемы исследований:
Где работают родители (какая у них профессия и чем они занимаются на работе?)
За что мам любит свою профессию?
Почему моя бабушка продолжает работать на пенсии?
Когда профессия бывает любимой?
Какие профессии нужны нашему городу?
Какие бывают профессии?
Какая профессия самая важная?
Нужно ли детям задумываться о выборе профессии?
Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?
Формы представления результатов исследования
Презентация детей
Наша мама – медсестра
Презентация групп «Калейдоскоп профессий» (Профессия «Журналист», Профессия «Ветеринар», Профессия «Фитодизайнер», Профессия «Архитектор»)
Календари профессий: младшая группа, средняя группа, старшая группа
«Вернисаж профессий»
Буклет-памятка «Календарь профессий» Этапы проведения проекта: 2009, 2010, 2011, 2012
2-я младшая группа
Тема «Трудовое воспитание. Ознакомление дошкольников
с трудом взрослых» Задачи:
Способствовать расширению и уточнению представлений о разных видах труда
Создавать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о результатах труда; об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы
Пробуждать любознательность детей, интерес к деятельности взрослых
Способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду
Используется серия картин «Профессии», набор «Детям о профессиях»
Месяц
| Профессия
| Содержание работы
| Используемый материал
| Сентябрь
| Повар
| Экскурсия на кухню Сюжетно-ролевая игра «Столовая»
Рассматривание картины «Повара»
| Картина, методика проведения экскурсии
Дид.игра «Кому что нужно для работы», «Профессии». Т.А.Шорыгина. Занятие 11 + стихи стр.48
| Октябрь
| Младший воспитатель
| Наблюдение за деятельностью младшего воспитателя
Беседа о труде младшего воспитателя
Занятие «Мытье кукольной посуды»
|
| ноябрь
| Прачка
| Экскурсия на прачку
Беседа о труде прачки
| Дид.игра «Кому что нужно для работы», «Профессии»
| Декабрь
| Продавец
| Рассматривание картины «Продавец»
Беседа о труде продавца магазина «Булочная», «Молоко», «Кондитерская»
| Картина «Продавец»,
Дид.игра «Кому что нужно для работы», «Профессии»+
Т.А.Шорыгина. Занятие 14 стр. 14(стихи), стр.61
| Январь
| Портной
| Занятие «Шитье шапочки для куклы», рассматривание картины «Портной», «Швея»
| Картины «Портной», «Швея»
Дид.игра «Кому что нужно для работы», «Профессии», конспект № 13 Т.А.Шорыгина. «Професси. Какие они?» стр. 56
| Февраль
| Медсестра
| Экскурсия в медкабинет
Беседа о работе медсестры
Сюжетно-ролевая игра «Больница»
Рассматривание картины «Медсестра»
Занятие «Знакомство с работой медсестра»
| Картина «Медсестра»,
Оборудование для сюжетно-ролевой игры «Больница»,
Дид.игра «Кому что нужно для работы», «Профессии», конспект
| Март
| Парикмахер
| Рассматривание картины «Парикмахер», беседа о работе парикмахера, сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»,
| Картина «Парикмахер», оборудование сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская», дид.игра «Кому что нужно для работы», «Профессии»
| апрель
| Строитель
| Экскурсия к строительной площадке. Рассматривание картины «Строитель», сюжетно-ролевая игры «Строим дом»
| Картина «Строитель», оборудование для сюжетно-ролевой игры «Строитель», дид.игра «Как настоящие строители», «Кому что нужно для работы», «Профессии»
| Май
| Шофер
| Экскурсия к проезжей части, наблюдение за машинами.
Рассматривание картины «Шофер», подвижная игра «Воробушки и автомобиль», «Автомобили», дид.игра «Куда едут машины», сюжетно-ролевая игра «Шофер»
| Картина «Шофер», оборудование для сюжетно-ролевой игры «Шофер»
| Июнь
| Дворник
| Наблюдение за уборкой участка, Совместный труд с дворником по уборке своего участка.
|
| Июль
| Моряк
| Рассматривание картины «Моряк», сюжетно-ролевая игра «Пароход»
| Картина «Моряк»
| Август
| Машинист
| Занятие «Труд машиниста» Подвижная игра «Поезд»
| конспект
|
Ожидаемый результат
Имеет представления:
- о разных видах труда
- результатах труда
- орудиях труда
2. Сформировано положительное отношение и уважение к труду
3. Проявляет интерес к труду взрослых
4. В сюжетно-ролевых играх передает полученные знания о профессиях
Средняя группа
Тема «Трудовое воспитание. Ознакомление дошкольников
с трудом взрослых» Задачи:
продолжать:
Способствовать расширению и уточнению представлений о разных видах труда
Создавать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о результатах труда; об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы
Пробуждать любознательность детей, интерес к деятельности взрослых
Способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду
Используется серия картин «Профессии», набор «Детям о профессиях»
Месяц
| Профессия
| Содержание работы
| Используемый материал
| Сентябрь
| Хлебороб
| Беседа о хлебе.
Занятие «Откуда хлеб пришел?»
| Дид. игра «Откуда хлеб пришел» + рассматривание картин «Хлебные поля»
| Октябрь
| Воспитатель
| Наблюдение за деятельностью воспитателя
Беседа о труде воспитателя.
Занятие «Знакомство с работой воспитателя»
| Т.А.Шорыгина. Занятие 11, стр.32+ стихи о детском саде
| Ноябрь
| Водитель
| Экскурсии к проезжей части.
Беседа. Рассматривание картины «Водитель».Сюжетно-ролевая игра «Гараж»
| Т.А.Шорыгина. Занятие №5 стр. 23. Картина «Водитель».
Т.В. Потапова «Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет» стр. 51. День работников автомобильного транспорта
Дид.игра «Кому что нужно для работы», «Профессии»
| Декабрь
| Продавец
| Рассматривание картины «Продавец»
Беседа о труде продавца магазина «Булочная», «Молоко», «Кондитерская»
| Картина «Продавец»,
Дид.игра «Кому что нужно для работы», «Профессии»
| Январь
| Портной
| Рассматривание картины «Портной», «Швея». Сюжетно-ролевая игра «Магазин одежды». Занятие «Знакомство с трудом портного»
| Картины «Портной», «Швея»
Т.А.Шорыгина. Занятие 13, стр. 56. Т.В. Потапова «Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет» стр. 18 Дид.игра «Кому что нужно для работы», «Профессии», конспект
| Февраль
| Врач
| Экскурсия в медкабинет
Беседа о работе врача
Сюжетно-ролевая игра «Больница»
Рассматривание картины «Врач»
Занятие «Знакомство с трудом врача»
| Картина «Врач»,
Оборудование для сюжетно-ролевой игры «Больница»,
Т.В. Потапова «Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет» стр. 35. Т.А.Шорыгина. Занятие 8, стр. 36
Дид.игра «Кому что нужно для работы», «Профессии», конспект
| Март
| Спасатели
| Рассматривание картины «Спасение людей», беседа о работе спасателя
| Т.А.Шорыгина. Занятие 10, стр. 45. дид.игра «Кому что нужно для работы», «Профессии»
| апрель
| Строитель
| Экскурсия к строительной площадке. Рассматривание картины «Строитель», сюжетно-ролевая игры «Строитель»
| Картина «Строитель», оборудование для сюжетно-ролевой игры «Строитель», дид.игра «Как настоящие строители», «Кому что нужно для работы», «Профессии». Т.А.Шорыгина. Занятие 17, стр. 72. Т.В. Потапова «Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет», стр. 42
| Май
| Инструктор по физической культуре
| Занятие «Знакомство с трудом инструктора по физической культуре», экскурсия в зал. Беседа о профессии инструктора по физической кульутре
|
| Июнь
| Плотник
| Наблюдение за работой плотника, беседа «Как мы можем помочь плотнику? Рассматривание картины «Плотник»
| Картина «Плотник», Дидактическая игра «Какие инструменты?».
| Июль
| Моряк
| Рассматривание картины «Моряк», сюжетно-ролевая игра «Пароход»
| Картина «Моряк».
Т.В. Потапова «Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет», стр. 37
| Август
| Повар
| Занятие «Что из чего?», инсценировка «Котята-поварята»
| Т.А.Шорыгина. Занятие 11, стр. 48
| Ожидаемый результат
Имеет представления о разных видах труда,
о результатах труда; об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы
Проявляет интерес к деятельности взрослых
Сформировано положительное отношение и уважение к труду
Знания о профессиях передает через сюжетно-ролевые игры
Знает о взаимодействии людей разных профессий
Знает о героических профессиях.
Старшая группа
Тема «Трудовое воспитание. Ознакомление дошкольников
с трудом взрослых»
Задачи:
Способствовать расширению и уточнению представлений о разных видах труда
Создать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о результатах труда; оборудовании; инструментах и материалах, необходимых для работы
Пробуждать любознательность детей, интерес к деятельности взрослого
Способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду
Используется серия картин «Профессии», набор «Детям о профессиях», чтение «Кем быть?", дидактические игры «Профессии», «Кому что нужно для работы», «Инструменты», загадки о профессиях.
Месяц
| Профессия
| Содержание работы
| Используемый материал
| Сентябрь
| Хлебороб
| Беседа о хлебе.
Занятие «Откуда хлеб пришел?» Чтение «О чем спорили пшеница и осот?», Занятие «Сельскохозяйственный труд»
| Дид. игра «Откуда хлеб пришел» + рассматривание картин «Рожь»
| Октябрь
| Машиностроитель
| Рассматривание картины «Машиностроитель», рассматривание альбома «Марки автомобиля», беседа о ВАЗе
| Т.В. Потапова «Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет» стр. 47.
| Ноябрь
| Ветеринар
| Рассматривание картины «Ветеринар».Сюжетно-ролевая игра «Больница для животных»
| Картина «Ветеринар».
Т.В. Потапова «Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет» стр. 54. О празднике «Дне работников сельского хозяйства
Дид.игра «Кому что нужно для работы», «Профессии»
| Декабрь
| Пекарь
| Рассматривание картины «Пекарь».
Беседа о труде пекаря, сюжетно-ролевая игра «Хлебозавод»
| Картина «Пекарь», оборудование для сюжетно-ролевой игры
Дид.игра «Кому что нужно для работы», «Профессии»
| Январь
| Художник
| Рассматривание картины «Художник», сюжетно-ролевая игра «В музее». Занятие «Труд художника».
| Картины «Художник»
Т.В. Потапова «Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет» стр. 12
Дид.игра «Кому что нужно для работы», «Профессии», конспект
| Февраль
| Летчик
| Рассматривание картины «Летчик», сюжетно-ролевая игра «Летчики», подвижная игра «Самолеты». Беседа о празднике «День воздушного флота»
| Картина «Летчик»,
Т.В. Потапова «Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет» стр. 43.
Дид.игра «Кому что нужно для работы», «Профессии», конспект
| Март
| Хлебороб
| Беседа о хлебе.
Занятие «Откуда хлеб пришел?» Чтение «О чем спорили пшеница и осот?», Занятие «Сельскохозяйственный труд»
|
| апрель
| Космонавт
| Сюжетно-ролевая игра «Космонавты», «Полет на Луну», занятие «Профессия – космонавт»
| Т.В. Потапова «Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет», стр. 22,
Презентация к 50-летию космонавтики о космосе.
| Май
| Эколог
| Игра на экологической тропе с ориентировкой на местности «Веселое путешествие с друзьями». Дидактическая игра «Вырастить аистенка», занятие «Как труд людей разрушает нашу планету и как ее спасает»
|
| Июнь
| Плотник
| Наблюдение за работой плотника, беседа «Как мы можем помочь плотнику? Рассматривание картины «Плотник»
| Картина «Плотник», Дидактическая игра «Какие инструменты?».
| Июль
| Почтальон
| Занятие «Почта», сюжетно-ролевая игра «Почта»
| Картина «Почтальон».
| Август
| Строитель
| Игра-соревнование со строительными игровыми материалами «Строительный поединок».беседа о празднике «День строителя"
| Т.В. Потапова «Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет», стр. 42.
|
Ожидаемый результат
Имеет представления о трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о результатах труда; оборудовании; инструментах и материалах, необходимых для работы
С уважением относится к результатам труда взрослых, оказывает посильную помощь
В играх реализует представления и черты характера людей той или иной профессии
Знает о профессиональных праздниках
Знает о взаимодействии людей разных профессий
Знает о героических профессиях.
|