Скачать 59.84 Kb.
|
Подгрупповое логопедическое занятие в старшей группе с общим недоразвитием речи «Рукавичка» Учитель-логопед первой категории Шулаева Е.А. МДОУ детский сад № 55 компенсирующего вида, город Нижний Тагил, Свердловская область. Коррекционно-образовательные цели: - закрепить представления о домашних животных; - уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Домашние животные»; - совершенствовать грамматический строй речи (употребление существительных с суффиксами (-онок-, -енок-), простых предлогов); - совершенствовать умение пересказывать сказку «Рукавичка» с помощью педагога. Коррекционно-развивающие цели: - развивать диалогическую речь; - развивать слуховое внимание, мышление, творческое воображение; - развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением, тактильные ощущения. Коррекционно-воспитательные цели: - формировать интерес к живой природе; - воспитывать доброжелательность, инициативность, навык сотрудничества. Оборудование: предметные картинки с изображением домашних животных и их детёнышей, любимая еда животных, фланелеграф, фигурки животных, песочница, белые альбомные листы по количеству детей, восковые мелки, настольный театр «Рукавичка» с героями сказки. Предварительная работа: просмотр картинок с изображениями домашних животных и их детёнышей. Разучивание подвижной игры «Телёнок». Чтение русской народной сказки «Рукавичка». Ход занятия Логопед. Здравствуйте ребятки. Сегодня к нам в гости пришла сказка и мы с вами будем её рассказывать, показывать и да же рисовать. Обронил как-то мужик в лесу рукавичку. (Логопед выставляет на столик декорацию с изображением рукавички). Бежит мимо мышка-норушка. Увидела рукавичку, остановилась и спрашивает: - Кто-кто в рукавичке живет, кто-кто в меховой живет? Никто не отзывается. Тогда залезла мышка в рукавичку и увидела на столе волшебный мешочек. (Логопед ставит изображение мышки в окошечко). Давайте посмотрим, что в нём? Дети: Давайте. Логопед: Это игра. Она называется «Потерялись дети». Ребята, кто это? (логопед показывает козу). Дети: Коза. Логопед: А кто у неё детёныш? Дети: Козлёнок. Логопед: Выходи Матвей и ставь животных (Ребёнок выставляет животных на фланелеграф). Кого ты поставил? Ребёнок: Козу. У неё детёныш козлёнок. Затем логопед показывает других животных (корову, собаку, свинью, овцу, кролика), дети также находят детёнышей и составляют предложения. Логопед: Понравилась игра? Смотрите, кто-то бежит к рукавичке. Прискакала к рукавичке лягушка-квакушка и спрашивает: - Кто-кто в рукавичке живет, кто-кто в меховой живет? - Я, мышка-норушка. А ты кто? - А я лягушка-квакушка. Давай вместе жить? А мышка отвечает: «Поиграй со мной в игру «Угости животных», пущу. Ребята, а вы хотите поиграть с мышкой и лягушкой? Вспомните, чем человек кормит домашних животных. Посмотрите на доску, здесь находятся, помогайте: - Собака, кошка, коза, кролик. Логопед: Вам нужно накормить животное. Расскажите, кого и чем угостили (дети прикрепляют на фланелеграфе соответствующую еду к животному). Дети: Я накормлю кролика морковкой. А я угощу собаку косточкой и мясом. Кошка любит пить молоко и есть рыбу. Коза обожает капусту. Логопед. Какие вы молодцы. Накормили животных. (Логопед ставит изображение лягушки в окошечко). Кто же дальше пришёл к рукавичке? Прибежал заяц: - Кто-кто в рукавичке живет, кто-кто в меховой живет? - Я мышка-норушка, я лягушка-квакушка. А ты кто? - Я, зайка-попрыгайка. Давайте вместе жить (Логопед ставит изображение зайца в окошечко). - Заходи, да поиграй с нами. Зашёл зайка и видит песок стоит и захотел поиграть в него вместе со своими новыми друзьями. Давайте с ними играть. Дети садятся к песочнице. Логопед: Ребята давайте сделаем отпечатки кистей рук. Что вы чувствуете? Дети: Я чувствую тепло (прохладу) песка. Маленькие песчинки. И т.д. Затем предлагается «поскользить» по поверхности песка (как змейка, машинка); «пройтись» ладошками, каждым пальчиком оставляя следы; оставить отпечатки кулачков, рёбер ладоней. Логопед: Ребята, зайка спрятал в песке фигурки животных. Давайте найдём их. Дети находят фигурки и озвучивают свои действия: Я нашёл корову, а я нашла козу. У меня попалась кошка, а у меня кролик. А вот и медведь. У меня свинья. Логопед: Посмотрите на животных и скажите, кто здесь лишний? Дети: Медведь лишний. Потому что дикое животное, а все остальные домашние, живут с человеком. Логопед. Правильно. Но вот посмотрите, прибежала лисица: - Кто-кто в рукавичке живет, кто-кто в меховой живет? - Я мышка-норушка, я лягушка-квакушка, я зайка-попрыгайка. А ты кто? - Я, лисичка-сестричка. Давайте вместе жить. Я вас научу играть в одну очень интересную игру. Называется «Телёнок» жить (Логопед ставит изображение лисы в окошечко). Логопед приглашает детей на коврик и предлагает построиться в кружок.
Логопед: Садитесь на стульчике. Стали звери вчетвером жить. Прибежал волк: - Кто-кто в рукавичке живет, кто-кто в меховой живет? - Я мышка-норушка, я лягушка-квакушка, я зайка-попрыгайка, я лисичка-сестричка. А ты кто? - Я, волк-зубами щёлк. Давайте вместе жить (Логопед ставит изображение волка в окошечко). Я рисовать люблю. Хотите вместе нарисуем любимое домашнее животное? - Хотим. Только дети нам в этом помогут. - Поможем? Дети: Да. Логопед: Садитесь за столы, открывайте альбомы, берите в руки мелки и давайте нарисуем любимое домашнее животное. Дети рисуют, при этом логопед спрашивает у ребёнка: «Кого ты рисуешь? Почему? Как зовут? Каким цветом будешь раскрашивать. Тебе нравится твой рисунок? А рисунки других детей? Почему?» После того как дети нарисовали домашних животных, логопед показывает и вывешивает рисунки на доску. - Ребята, какой рисунок вам понравился больше всех? Почему? Ребята, а кто-то ещё пришёл к варежке. Хотите посмотреть кто это? Дети: Хотим. Идёт медведь. - Кто-кто в рукавичке живет, кто-кто в меховой живет? - Я мышка-норушка, я лягушка-квакушка, я зайка-попрыгайка, я лисичка-сестричка, я волк-зубами щёлк. А ты кто? - Я, медведь-громко реветь. Давайте вместе жить. Но тут послышался лай собаки, а из-за леса показался мужик. Звери испугались и разбежались кто куда. Собака подобрала рукавичку и отнесла её своему хозяину. Логопед предлагает детям перечислить всех животных, живших в рукавичке и рассказать, что понравилось больше всего. |