Скачать 96.29 Kb.
|
Конспект образовательного мероприятия в рамках ОО «Коммуникация» в старшей группе для слабовидящих, детей с косоглазием и амблиопией (Мероприятие проведено на городском методическом объединении учителей-логопедов и дефектологов ДОУ г. Лесного 10.04.2012 г.) Разработан учителем-логопедом МБДОУ № 24 Епифановой М.С. Тема: Золотые руки – руки не из золота Цель: формирование смысловой стороны речи. Программное содержание Образовательные задачи:
Коррекционно-развивающие задачи:
Воспитательные задачи: 1. Воспитывать интерес к родному языку, желание узнать значение незнакомых слов и выражений.
Предварительная работа
Индивидуальная работа Даша, Саша. Серёжа К., Сема – автоматизировать звук «р» (Даша – в словах, Саша, Серёжа К., Сёма – в словах и предложениях). Серёжа С. – напоминать, что нужно поднять руку, если хочешь ответить. Рита, Данил Б. - стимулировать активность на занятии, желание высказываться, отвечать на вопросы. Оснащение Для педагога – ширма, кукла Федя, пиктограммы «Правила общения», золотые украшения, выставка работ детей «Золотые руки», игрушка молоточек, кукольная рубашечка на плечиках, пиктограмма «Родственные слова», картинка «Гулливер и лилипут», предметные картинки к родственным словам, вышивка, выставка работ детей и родителей «Рукоделие», шариковая ручка, чашка, ручная тёрка. Ход занятия
Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: - Доброе утро! — Доброе утро! Солнце и птицы! — Доброе утро! — Улыбчивым лицам! И каждый становится, добрым, доверчивым Пусть доброе утро длится до вечера! И.Романов - Ребята, чтобы наше общение было приятно всем, я прошу вас выполнять простые правила. Давайте их вспомним! (1. Поднимать руку, когда хочешь ответить. 2. Не перебивать товарища. 3. Внимательно слушать других).
Приглашаю детей сесть на стулья - Сегодня к нам в гости обещал придти Федя (слышится стук). А вот и он. Федя: - Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, Маргарита Сергеевна! - Здравствуй, Федя! (дети приветствуют Федю) - Как твои дела? Что нового узнал? Федя: - Дела идут, а вчера я выучил новую загадку, хотите загадаю?
Федя: Правильно, а как вы так быстро догадались, что загадка о руках? (ответы детей). 3. Толкование значения фразеологического оборота «золотые руки» - Действительно, как много умеют наши руки! - А вы знаете, что умелые, работящие руки еще называют золотыми. Федя: - Золотыми?! Сейчас я покажу вам, какие у меня золотые руки (исчезает, появляется, показывает руки, на них намотаны золотые цепочки). Федя: - Посмотрите, сколько золота, настоящие золотые руки! - Ребята, как вы думаете, можно ли Федины руки назвать золотыми? Федя: Ну, если не у меня, то у кого же золотые руки? - Федя, ребята вместе с Людмилой Александровной подготовили настоящую выставку рисунков на тему «Золотые руки». Сейчас они расскажут тебе о них. Индивидуальные рассказы детей о своих рисунках Золотые руки – руки не из золота. Золотые руки не боятся холода. В ссадинах, в мозолях руки эти. Самые нужные руки на свете. В. Коркин - Федя, ты понял, что умелые, работящие руки, ценятся так же высоко, как золото. Федя: Кажется, начинаю понимать! - Еще ребята знают песню, в которой тоже говорится о золотых руках. Послушай, Федя! Дети поют песню, сопровождая её движениями 4. Подбор родственных слов Федя: - Спасибо, ребята, я всё понял (исчезает, снимает с рук «золото», появляется с молотком в руках, молоток держит не за рукоятку, а за головку). Сейчас поработаю, всё вам тут починю и про мои руки скажут – «золотые». Тук-тук. Ой, что-то молоток из рук выскальзывает!? - Федя, просто ты его неправильно держишь. Молоток надо держать не за головку, а за рукоятку. Федя: - Правда? А где у молотка рукоятка? - Серёжа, покажи Феде, как правильно нужно держать молоток. Федя: - Спасибо, Серёжа! Вот придумают же такое непонятное слово! - Очень даже понятное! Послушай его еще раз - «рукоятка». Ребята, какое другое слово спряталось в слове «рукоятка»? ( рука). - Догадались, как можно назвать слова «рука» и «рукоятка»? (слова-друзья, слова-родственники) Слова, как родные, похожи чуть-чуть, И если поставить их в ряд, Немного послушать и вдуматься в суть, Они об одном говорят. Т.А.Ткаченко На магнитной доске мелом нарисована кисть руки - Слова-родственники похожи как пальцы руки. В каждом родственном слове есть общая часть. Данил, прочитай, как звучит общая часть в словах из семьи слова «рука» (рук- или руч-). Прикрепляю над 1-ым пальцем картинку «рукоятка» - В слове «рукоятка» есть частица «рук» (показываю рукой на надпись), а обозначает это слово часть предмета, которую держат в руке. - У слова рука есть и другие родственники. Федя: - А какие? Мне очень нужно знать, чтобы опять что-нибудь не перепутать! - Федя, ребята помогут тебе их отыскать. На наборном полотне появляется картинка с изображением Гулливера и лилипута. - Эта иллюстрация из книги Джонатана Свифта. Кто на ней нарисован? - Верно, ведь книга называется «Путешествие Гулливера». - Какой Гулливер? (большая, огромная) - Про большую ногу Гулливера можно сказать «ножища», а как назовём его руку? (ручища). - Вслушайтесь в это слово, какая часть в нем слышится? (руч-) Что это слово обозначает? (оно обозначает большую, огромную руку) - Подумайте, а какое слово точнее всего называет маленькую руку лилипута? (ручка). - Мы нашли еще двух родственников слова «рука». Назовите их. Прикрепляю следующую картинку к руке. Федя (смотрит на свою руку): Понятно, значит у меня не рука, не ручища, а ручка. - Ты все правильно понял, Федя. Федя: Какие вы, ребята, сегодня нарядные. Я вот тоже хотел принарядиться, надеть вот эту рубашку. Я ее примерил, посмотрелся в зеркало, и мне показалось, что чего-то не хватает. Подскажите мне, в чём дело? (у рубашки не хватает рукава). - Федя, можно я посмотрю? Федя: Конечно! - Вот он, твой рукав. Когда ты надевал рубашку, один рукав закатался. Федя: Спасибо вам! - Это тебе, Федя, спасибо, ты помог нам найти еще одного родственника слова «рука». Прикрепляю картинку. - Ребята, подумайте, почему эта часть одежды, называется «рукав»? (эта часть одежды называется рукав, потому что она закрывает руку) - Вспомните и назовите одежду, у которой есть рукава. Федя: Так вот почему у одежды, которую надевают на ноги, нет рукавов. - Федя, ты сделал правильный вывод! - Среди названий одежды прячется еще один родственник слова «рука». - Послушайте стихотворение и подскажите мне последнее словечко: Пусть мороз зимою злится, Мы наденем… (рукавицы). - Как вы думаете, почему «рукавицу» так назвали? - Я читала, что в одной европейской стране - Словения есть слово «ногавица». Попробуйте догадаться, что оно обозначает? Федя: Попрошу бабушку связать мне для ручек рукавицы, а для ножек - ногавицы. Физминутка - В Словении дети очень любят играть в игру «Шёл король по лесу…» Предлагаю и вам поиграть. Шёл король по лесу, по лесу, Нашел себе принцессу, принцессу. Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, И ножками подрыгаем, подрыгаем, И ручками похлопаем, похлопаем, И ножками потопаем, потопаем. Федя: Весёлая игра! - Федя, твоя бабушка умеет вязать? Федя: да! - Значит, она любит заниматься рукоделием. - Я люблю вышивать крестиком. Посмотрите, какое рукоделие у меня получилось. Демонстрирую вышивку - Ребята со своими родителями, бабушками тоже не скучают. Их рукоделием ты, Федя, можешь полюбоваться на нашей выставке. Федя: Я уже обратил внимание на эту красоту! - Слово «рукоделие» образовалось сложением двух слов. Подумайте каких? - Правильно, ведь «рукоделие» - это вещь, которую сделали своими руками. Прикрепляю картинку Федя: - Теперь я понял, что обозначает слово «рукоятка», и даже узнал много других его родственников. Спасибо, ребята, вы меня здорово выручили! - Пожалуйста, Федя. Ты сам не заметил, как только что сказал ещё одно слово из нашей семьи. Федя: - Правда, а какое? Вы, ребята, его услышали? если дети затрудняются, прошу Федю повторить. Прикрепляю картинку - Сема, прочитай, какая часть слова выделена зелёным цветом. - Ребята, какими другими словами можно заменить слово «выручили»? (помогли, научили, подсказали). - Выручите меня! Подскажите словечко, одно из родственников слова «рука»:
Федя: Правильно, ручки. Я теперь знаю: слово «ручки» обозначает маленькие руки, такие же, как у меня. 5. Уточнение значения многозначного слова «ручка». - Федя, ты прав, но не до конца. Дело в том, что слово «ручка» - многозначное. Федя: Маргарита Сергеевна, ребята, это как? (у слова много значений). - Действительно, ручки есть у многих предметов. Ручки одних, например чашки, помогают брать предмет, держать его и перемещать с места на место. Ручки других, например ручной тёрки, можно вращать и тем самым приводить механизм в движение. - Оглянись вокруг, Феденька, и ты увидишь много ручек. Федя оглядывается вокруг, смотрит на свои ручки: Вот они, мои родные ручки, а больше никаких я не вижу. - Не расстраивайся. Ребята, помогите Феде увидеть ручки у привычных нам предметов. Пройдитесь по группе, найдите любую «ручку» и возьмитесь за неё рукой. Дети ищут «ручки» - Расскажите Феде, какие ручки вы нашли. ответы детей: «У сахарницы есть ручка», «я нашел дверную ручку», «Федя, это ручка коляски». - Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне! Федя: Как много «ручек». Я должен всё это записать. - Конечно, держи блокнот и ручку. Федя: - Ребята, и я нашёл ручку! 6. Итог и оценивание работы детей Федя: - Спасибо вам, ребята, за науку! Благодаря вам я узнал, что ручки бывают разные, что у слов есть родственники, и что не обязательно носить золотые украшения для того, чтобы твои руки назвали золотыми! А сейчас мне пора, меня уже бабушка с пирогами заждалась! - Федя, тогда беги со всех ног, пока пирожки не остыли. Федя: Со всех ног? Но у меня их только две… - Так говорят, когда нужно торопиться. Федя, если тебе интересно, что означают выражения «со всех ног», «одна нога здесь, другая там», как можно «спать без задних ног», приходи к нам на следующей неделе, попробуем вместе разобраться. Федя: Очень интересно, я обязательно приду снова. До встречи! (уходит). - Ребята, я горжусь вами. - Даша и Саша, вы молодцы, следили за правильным произношением сложного звука «р». - Данил и Сережа, какие замечательные рассказы по своим рисункам вы составили! - Илона, ты точно подбирала слова и раскрывала их значение. - Варя, ты первая догадалась, что означает слово «ногавица». - Данил, ты был сегодня очень выдержанным, выполнял все наши правила. - С вами приятно было общаться! Использованная литература 1. Ткаченко Т. А. В первый класс - без дефектов речи: Методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999. 2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). - СПб.: СОЮЗ, 1999. 3. http://dob.1september.ru/article.php?ID=200800716 (Мини-хрестоматия для детей дошкольного возраста «Скажу тебе я — «далеко», а ты ответишь — «близко»!) 4. http://www.eduhmao.ru/info/1/3833/24628/ (Обучение старших дошкольников с нарушением речи употреблению синонимов. А.А.Малышко, детский сад № 28, г. Благодарный Ставропольского края) 5. http://www.internat-gkan.edu.cap.ru/?t=hry&eduid=5014&hry=./24524/82793/82797 (Формирование словообразовательных операций у дошкольников в системе работы над родственными словами. Ипатьева И.В., учитель-логопед МДОУ «Детский сад № 9 комбинированного вида» г.Канаш) 6. Толковые словари: http://ru.wiktionary.org/wiki/%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%B0 http://xn----8sbauh0beb7ai9bh.xn--p1ai/%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%B0 |
Алипова Анастасия Александровна, учитель английского языка Червоткина... Конспект внеклассного мероприятия, проводимого в рамках районного семинара на базе моу молоковская сош «Становление личности в рамках... | Подробный конспект образовательного мероприятия Организационная информация ... | ||
Конспект внеклассного мероприятия «Знаешь ли ты русский язык?» Обоснование, конспект и анализ воспитательного дела, мероприятия и т п. (не досугового характера), проведенного по «заказу» классного... | Конспект внеклассного мероприятия по английскому языку во 2 классе «English is fun!» Обоснование, конспект и анализ воспитательного дела, мероприятия и т п. (не досугового характера), проведенного по «заказу» классного... | ||
Конспект воспитательного мероприятия «Осенняя история» Обоснование, конспект и анализ воспитательного дела, мероприятия и т п. (не досугового характера), проведенного по «заказу» классного... | Конспект воспитательного мероприятия * Обоснование, конспект и анализ воспитательного дела, мероприятия и т п. (не досугового характера), проведенного по «заказу» классного... | ||
Методические материалы по информатике Конспект внеклассного воспитательного... Обоснование, конспект и анализ воспитательного дела, мероприятия и т п. (не досугового характера), проведенного по «заказу» классного... | Конспект внеклассного мероприятия в рамках недели английского языка (с использованием икт) Педагогическое образование. Профиль «Иностранный язык, второй иностранный язык (по выбору)» | ||
Литература для написания сценария и подготовки мероприятия Обоснование, конспект и анализ воспитательного дела, мероприятия и т п. (не досугового характера), проведенного по «заказу» классного... | Конспект воспитательного мероприятия. Тема мероприятия Научить грамотно решать орфографические задачи, связанные с употреблением о-ё после шипящих в словах разных частей речи | ||
Литература для написания сценария и подготовки мероприятия Обоснование, конспект и анализ воспитательного дела, мероприятия и т п. (не досугового характера), проведенного по «заказу» классного... | Конспект воспитательного мероприятия по теме «культура общения. Слова... Название внеклассного мероприятия, время и место его проведения, количество учащихся | ||
Конспект образовательного мероприятия Тема и номер урока в теме: «Атмосфера. Атмосфера: строение, значение, изучение», урок №1 | Технологическая карта презентационного мероприятия по обмену опытом... Задача: продолжить знакомство с творчеством Г. Х. Андерсена и со сказкой как жанром литературного произведения | ||
Конспект внеклассного мероприятия Тлиф Наталья Александровна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории Муниципального бюджетного образовательного... | Конспект внеклассного мероприятия по математике в 7-9 классах в рамках предметной недели Оформление и оборудование: картинки и плакаты о спорте, здоровье, шары, игровое поле для игры „Крестики нолики”, музыка, задания... |