Скачать 73.39 Kb.
|
Конспект воспитательного мероприятия. Тема мероприятия: Деловое общение: СПОР Форма проведения мероприятия: беседа (час общения из цикла: «Толерантность»). Участники: 7 класс Предварительная подготовка: на предыдущем часе общения была проведена беседа на тему «Наши отношения в классе» (была затронута проблема существования споров и ссор в классе). Педагогическое обоснование. На предыдущем часе общения, в ходе беседы, было выявлено, что между одноклассниками иногда вспыхивают споры, но они быстро решаются: «Покричим друг на друга, обижаемся, а потом все забывается». Для того, чтобы класс стал более дружным необходимо, чтобы такие конфликты не заканчивались криком, а приводили к мирному исходу событий, к коллективному поиску истины. 7-классники уже достаточно взрослые, чтобы понимать это и стремиться к этому. К тому же этот возраст характеризуется агрессивностью и конфликтностью. Цель воспитательного мероприятия: - познакомить ребят с целями споров, принципами ведения споров; - обсудить проблему агрессии во время спора; - выявить сторонников и противников спора среди учащихся. Оборудование: доска, тексты с принципами. Оформление: на доске написана тема часа общения, в кабинете стулья поставлены по кругу. Литература:
Ход беседы: Ведущий: Ребята, ответьте пожалуйста на вопрос: «Часто ли вы вступаете в спор?» Возможный ответ: Да/Нет Ведущий: И чем, как правило, заканчиваются эти споры? Вы приходите к единому мнению с противником, каждый остается при своем мнении или как-то еще? Ответ. Ведущий: Действительно, сейчас, в наше бурное, конфликтное время без умения постоять за себя, выйти победителем из конфликтной ситуации, спора человеку просто невозможно выстоять, выжить в этом мире. В последние годы стало очевидно, что каждый, кто стремится не только выжить, но и преуспеть в этом мире, должен уметь правильно вести спор. Попробуйте дать определение спору. Ответ. Ведущий: Спор – это характеристика процесса обсуждения проблемы, способ ее коллективного исследования, при котором каждая из сторон, аргументируя (отстаивая) и опровергая (оппонируя) мнение собеседника (противника), претендует на монопольное установление истины. В процессе ведения спора в явном или скрытом виде проявляется некоторое противоречие, которое позволяет сформулировать проблему. В ходе коллективного осуждения либо происходит разрешение проблемы, либо каждая из противоборствующих сторон остается при своем мнении. Цели ведения спора, в зависимости от того, направлены они на решение обсуждаемой проблемы или, наоборот, на то, чтобы создать дополнительные проблемы и барьеры, могут быть разделены на две группы: конструктивные и деструктивные. Сейчас мы разделимся на две группы. Каждая из групп попробует сформулировать по две конструктивной и деструктивной цели. Ответы групп. Ведущий может сформулировать не названные цели: конструктивные цели ведения спора:
Деструктивные цели, которые могут быть целями отдельных групп и участников спора:
Ведущий: чаще всего споры возникают спонтанно. Но при ведении спора, по мнению В.И. Андреева (известный психолог теории конфликтов), нужно всегда руководствоваться следующими принципами:
Давайте попробуем разобраться, что же понимается под каждым из этих принципов. Разбейтесь по два-три человека, я раздам вам тексты с пояснениями, касающимися того или иного принципа, а вы в течении трех минут подготовитесь, а потом по очереди расскажите суть своего принципа всем ребятам. Ответы групп. Ведущий: Известный американский психолог Дейл Карнеги в третий части своей книги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», которая называется «12 правил, соблюдение которых позволяет склонить людей к вашей точке зрения», предлагает очень интересные суждения, выводы и правила по поводу спорных ситуаций, поэтому я обратил на них внимание. Вот что он пишет. «... В мире существует только один способ одержать верх в споре – это уклониться от него. В девяти случаях из десяти спор кончается тем, что каждый из его участников еще больше, чем прежде, убеждается в своей правоте. В споре нельзя одержать верх. Нельзя потому, что, если Вы проиграли в споре, значит, вы проиграли, если же одержали верх, то тоже проиграли. Почему? Предположим, что вы одержали победу над собеседником, разбили его доводы в пух и прах. Ну и что? Вы будите чувствовать себя прекрасно. А он? Вы задели его самолюбие. Он будет огорчен Вашей победой. А ведь: «Человек, которого убедили против его воли, не отречется от своего мнения и поневоле». Давайте обсудим это высказывание. Согласны вы с ним или нет? Ответ. Ведущий: Подводя итог нашей беседы, хотелось бы узнать ваше мнение: важно ли знать, как правильно вести спор, какими принципами при этом руководствоваться? И действительно, когда вы усвоите технику ведения спора, научитесь управлять собой, тогда вы избавите себя от многих негативных ситуаций и плохого настроения. Ребята высказывают свое мнение. Ведущий: Спасибо за внимание. ПРИЛОЖЕНИЕ. Принцип предварительной подготовки к ведению спора. В соответствии с этим принципом предварительная подготовка к ведению спора позволяет вам не только мобилизоваться, но и многое обдумать и даже смоделировать наиболее вероятный ход дискуссии-спора, сделать некоторые «заготовки», собрать и осмыслить некоторую исходную информацию. Принцип терпимого отношения к инакомыслящим. Суть принципа заключается в том, что противоположная сторона, так же, как и вы, имеет право на свое мнение. Она так же, как и вы, стремится к истине, но процесс ее поиска должен быть корректен с обеих сторон. Принцип последовательного анализа альтернатив. Суть этого принципа заключается в том, что практически любая проблема или задача имеют, как правило, несколько возможных подходов, способов решения. Однако не все подходы, способы решения проблем являются в равной степени оптимальными. Уже два разных способа в зависимости от условий, целей, средств могут служить истине в разной степени. Более того, развертывая, аргументируя тот или иной подход, мы часто в самом процессе поиска истины допускаем существенные просчеты и ошибки. То же самое свойственно и нашим оппонентам. Принцип корректного ведения спора. Это один из основных принципов ведения споров, переговоров, который заключается в том, что чем корректнее будут Ваши суждения и действия, тем у вас больше шансов на достойную победу над противником, оппонентом. Принцип «отстранения» в процессе ведения спора. Давно замечено, что спор выигрывает не только тот, кто эрудированней и аргументированней говорит, но прежде всего тот, кто, как бы стороны наблюдая за ходом дискуссии-спора, видит все происходящее в целом и способен по ходу корректировать свои недостатки и промахи, подняться над личными интересами и преодолеть психологические барьеры. Отстранение означает неожиданно новое направление суждений и действий, которое используется каким-нибудь из участников спора, как человеком оригинальным и творческим. Принцип преодоления психологических барьеров в процессе ведения спора. Суть этого принципа заключается в том, что существует целый ряд ложных внутренних установок, состояний, без преодоления которых эффективность вашей аргументации снижается. Это может быть, например, установка на то, что противоположная сторона лучше подготовлена, чем вы, и поэтому сильнее вас. Или, например, страх выглядеть хуже, чем ваш оппонент, уже сам по себе сдерживает и скрывает ваши суждения и действия. Принцип поэтапного продвижения к истине. Суть этого метода заключается в том, что эффективность ведения спора и продвижения к истине прямо зависит от того, насколько четко вычленяются и обозначаются фазы, этапы ведения спора, альтернативные подходы к решению проблемы и каждая из альтернатив отчетливо выдвигает свои аргументы «за» и «против» того или иного подхода к решению проблемы. Принцип уважения личности оппонента. Суть этого принципа заключается в том, что настоящая свобода мнений, суждений предполагает высокую культуру ведения дискуссий и споров. А для этого, как минимум, необходимо уважительное отношение к инакомыслию, то есть оппоненту. Мыслям, суждениям должны противопоставляться более убедительные, более доказательные суждения и мысли и ни в коем случае не оскорбительные выпады. Принцип аргументированной конструктивной критики. Суть этого принципа заключается в том, что критикуя противоположную вашей точку зрения, нельзя ограничиваться только этим, необходимо высказать свои конструктивные предложения, новые подходы или способы решения проблемы. Другими словами, критика должна включать в себя не голое отрицание, но и конструктивные предложения, альтернативы. |
Конспект воспитательного мероприятия «Осенняя история» Обоснование, конспект и анализ воспитательного дела, мероприятия и т п. (не досугового характера), проведенного по «заказу» классного... | Конспект воспитательного мероприятия * Обоснование, конспект и анализ воспитательного дела, мероприятия и т п. (не досугового характера), проведенного по «заказу» классного... | ||
Методические материалы по информатике Конспект внеклассного воспитательного... Обоснование, конспект и анализ воспитательного дела, мероприятия и т п. (не досугового характера), проведенного по «заказу» классного... | Конспект внеклассного воспитательного мероприятия Тема мероприятия ... | ||
Конспект внеклассного мероприятия «Знаешь ли ты русский язык?» Обоснование, конспект и анализ воспитательного дела, мероприятия и т п. (не досугового характера), проведенного по «заказу» классного... | Конспект внеклассного мероприятия по английскому языку во 2 классе «English is fun!» Обоснование, конспект и анализ воспитательного дела, мероприятия и т п. (не досугового характера), проведенного по «заказу» классного... | ||
Литература для написания сценария и подготовки мероприятия Обоснование, конспект и анализ воспитательного дела, мероприятия и т п. (не досугового характера), проведенного по «заказу» классного... | Литература для написания сценария и подготовки мероприятия Обоснование, конспект и анализ воспитательного дела, мероприятия и т п. (не досугового характера), проведенного по «заказу» классного... | ||
Конспект воспитательного мероприятия по теме «культура общения. Слова... Название внеклассного мероприятия, время и место его проведения, количество учащихся | Методические рекомендации по разработке воспитательного мероприятия... ... | ||
Конспект воспитательного мероприятия * В помощь подготовке старшеклассников к самообразовательной работе после окончания школы | Тема мероприятия «Здравствуй, физика!» Цель мероприятия Охватывает биологию, историю, искусство, архитектуру | ||
Вид практики) студента (ки) Обоснование, конспект и анализ воспитательного дела, мероприятия и т п. (не досугового характера), проведенного по «заказу» классного... | «Губкинский горный колледж» М. В. Черненкова Обоснование, конспект и анализ воспитательного дела, мероприятия и т п. (не досугового характера), проведенного по «заказу» классного... | ||
Подробный конспект образовательного мероприятия Организационная информация ... | Методические рекомендации о планировании воспитательной работы Обоснование, конспект и анализ воспитательного дела, мероприятия и т п. (не досугового характера), проведенного по «заказу» классного... |