Небесные науки как факт и как проект





Скачать 47.07 Kb.
НазваниеНебесные науки как факт и как проект
Дата публикации02.08.2013
Размер47.07 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Астрономия > Документы

НЕБЕСНЫЕ НАУКИ КАК ФАКТ И КАК ПРОЕКТ


Если все нынешнее знание принять за объективное, будем иметь астрономию; если же все нынешнее знание, в коем заключается и знание прошлого, принять за субъективное, то будем иметь историю, и тогда знание становится вопросом. Соединить все науки в астрономии значит обратить их в небесные механику, физику, химию1; а рассматривая растительную и животную жизнь как проявление кажущегося движения солнца или действительного движения земли, мы будем иметь небесную ботанику и небесную зоологию; небесная же история говорит о существе живом, почувствовавшем свое сиротство и обратившемся к небу с молитвою о родителях; выражая свою мольбу всеми внешними средствами и силами, осиротевшее существо возвращает жизнь родителям и приобретает бессмертие себе.

Соединяя все науки в астрономии (все, а не одни естественные), в астрономии коперниканской, мы не только не можем, но и не должны придавать ей безусловной достоверности, потому что такое признание было бы равносильно застою, остановке знания. Знание должно доказываться не только опытами в малом виде, производимыми особым сословием ученых в физических кабинетах и лабораториях, по-городски, — знание должно доказываться и по-сельски, опытами в естественном размере, т. е. регуляциею метеорическою и теллурическою, а также обращением земли из стихийно самодвижущейся в земноход, движимый всем человеческим родом, как кормчим (самодержцем с корабельною прислугою земного корабля, причем всеобщая воинская повинность будет тогда набором экипажа для землевода или земной планеты).

Обращение из движущихся в движимые, — чрез воскрешенные поколения, владеющие своими организмами, регулирующие их отправлениями, чрез поколения не рожденные, а трудом воспроизведенные, — такое обращение (из движущихся существ в движимые) должно быть распространено на все планеты, солнца и т. д. до совокупности всех миров вселенной. Пока же астрономия (или все науки, в ней соединенные) остается произведением существа лишь смотрящего на миры вселенной, т. е. пока астрономия остается только гипотезою, она будет историею миропредставлений от первого восточного человека, обратившего свои взоры к небу, до полного обхода земного шара в форме борьбы западных людей с восточными, — борьбы небопоклонников (Восток) с землепоклонниками (Запад), — астрономия будет историею миропредставлений или религий, историею знаний, философии, словом — историею мысли и дела человеческого, историею всех поколений, совокупность коих и есть история. Но эта совокупность поколений не есть осязательная действительность, а лишь представление одного живущего, или же еще неумершего поколения; и эти поколения в свою очередь останутся лишь представлениями, пока не сделаются разумом и чувством, правящим совокупностью всех миров.

Полнота науки состоит в том, чтобы история или совокупность всех поколений получила одновременное существование или сосуществование, вместо смены, в пределах совокупности всех миров, составляющих вселенную. И тогда история будет уже не наукою лишь или знанием, а делом, искусством или полнотою всех искусств, но не птоломеевских, а полнотою искусства коперниканского. Мироздание есть термин, очевидно, птоломеевского представления мира, в коем небо не есть совокупность миров или звезд, а один свод, у которого помостом служит земля. Точное изображение птоломеевского мироздания в архитектуре мы знаем лишь в проекте, потому, конечно, неосуществленном, что он составлен русским архитектором2 *, Представьте храм со сводом, опор которого вы не видите, освещенный солнечным светом и полный людей, хотя окон его и дверей вы не замечаете. Внутри он — птоломеевский, а снаружи, имея вид жертвенника, представляет переход к коперниканскому искусству, к искусству внехрамовому**.

Коперниканская архитектура или храм имеет наибольшее сходство с самою первою постройкою человека, с храмом его тела, который создался востанием человека, вертикальным его положением и обращением лица к небу; создание продолжалось сельским хороводом и городскими ходами, в храмах и вне храмов совершаемыми; и городской храм есть изображение хода в неподвижном состоянии***. В коперниканской архитектуре планеты и солнечные миры с их землями, когда все они будут управляемы воскрешенными поколениями, не будут ли иметь поразительного сходства с сельскими хороводами, хотя эти хороводы, подражания кажущемуся движению солнца, движению — «по-солонь», и суть мнимые солнцеводы4. В коперниканской же архитектуре хороводы будут истинными землеводами и планетоводами. Городские и даже сельские жители привыкли под архитектурою разуметь нечто неподвижное, тогда как прототипом, первообразом храму служил ход существа, к небу стремящегося (что и выразила готика). Для осуществления общего дела необходимо соединить все искусства в храме-школе (всеобщеобязательного образования), не как подобии лишь мироздания, а как проекте мира, в котором поглощение заменено воскрешением, осуществляемым чрез все науки, объединенные в науке мироздания — астрономии, и притом чрез всех людей, ставших, благодаря школе, познающими.


* Запад действует подавляющим образом на слабохарактерную или бесхарактерную русскую интеллигенцию, которая в зародыше губит и губила все самостоятельное на Руси и даже зарождаться не допускает ничему оригинальному, суеверно уверившись в западном совершенстве и русской несостоятельности. Сколько талантов погибло от пьянства, благодаря ренегатствующему западничеству и притворному славянофильству!

** Если, по проекту русского архитектора, храм внутри представляет совершеннейшее подобие птоломеевской вселенной, то с наружной стороны, имея вид жертвенника (трехъярусного), он представляет переход к коперниканскому внехрамовому искусству. Трехъярусный жертвенник представляет также Голгофу, т. е. он представляется как бы сложенным из надгробных плит с адамовыми головами, следовательно потомков Адама, выступившими из земли и ожидающими орошения оживляющею кровию; это жертвенник для превращения праха земного в ту плоть и кровь, из коих он произошел. (Говорится о плане храма Христа-Спасителя, составленном Витбергом.)

*** Сравнение тела с храмом, сделанное Христом, кажется искусственным, а между тем ничего нет естественнее этого: первый человек иначе не мог и представить себе вертикального положения с последствиями*). В словах Евангелия: «в три дня создам его»3 (храм) заключается указание на регуляцию внутреннюю, на воссоздание своего тела и тела своих родителей, т. е. заключается указание на воскрешение. Обыденное или трехдневное строение храма, и трехдневное или обыденное воскрешение есть определение жизни каждого человека, пришедшего в меру возраста Христова или приходящего в эту меру, в жизнь, сообразную жизни Христа. Такая жизнь есть переход от страдания, причиняемого смертью отцов, не к покою и бездействию (суббота), а к труду воссоздания тел отцов, и через то — к воссозданию и своего тела в храме бессмертия.

*) Уподобление храма телу человека, восстающего из земли, находим у одного из величайших представителей итальянского Возрождения, полигистора и теоретика искусства Леон Батисты Альберти в его труде "De Architectura". (Примеч. В. А. Кожевникова.)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Небесные науки как факт и как проект iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Как они взаимодействуют между собою и зрителем? Как научится он в театре анализировать пьесу? Как узнает принципы диалога с автором,...
Небесные науки как факт и как проект iconПрограмма кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки»
Многообразие философии. Философия как наука, идеология, откровение, любовь к мудрости, трансцендирование, искусство спора и т д....
Небесные науки как факт и как проект iconКак известно, религия появилась раньше науки. И по мере появления...
Формирование системного подхода как самостоятельного метода научного познания происходило
Небесные науки как факт и как проект iconЛекция 31 Основные направления развития региональной экономики как...
Информация о выполнении плана первоочередных действий по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в...
Небесные науки как факт и как проект iconПроект «Отметка» Цели
Сохранить файл формы командой Сохранить Form1 Как… и файл проекта командой Сохранить Проект как
Небесные науки как факт и как проект iconРеферат По дисциплине
Охватывает часовой промежуток в 25 веков. При чем логика как наука за этот весомый промежуток времени успела значительно измениться....
Небесные науки как факт и как проект iconРеферат на тему: «Энергосбережение»
На фоне экономического (и энергетического) кризиса в нашей стране этот факт, как мне кажется, стоит принять во внимание
Небесные науки как факт и как проект iconРабочая программа по литературе составлена в соответствии с требованиями...
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными...
Небесные науки как факт и как проект iconТема Содержание работы
Определение психологии как науки. Этапы становления психологии как науки. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии. Взаимосвязь...
Небесные науки как факт и как проект iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Рецепция как факт диалога культур. Постановка теоретической проблемы
Небесные науки как факт и как проект iconСдм. 01 История литературоведения как науки
«система семейного досуга как средство гуманизации детско- родительских отношений»
Небесные науки как факт и как проект iconКомпьютерная безопасность
«умной машины», но факт остается фактом: для наших детей компьютер столь же естественная часть среды обитания, как и автомобиль,...
Небесные науки как факт и как проект icon4. система тп как отрасли и как науки
Настоящий курс магистерской подготовки посвящен истории развития правового регулирования труда в России
Небесные науки как факт и как проект iconСоциальный факт как социологическая категория. Э. Дюркгейм о природе социального факта
Информация о выполнении плана первоочередных действий по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в...
Небесные науки как факт и как проект iconТемы вашего учебного проекта
Данный проект расскажет вам, в чем особенности и недостатки этой системы, на каких принципах основана организация информации, и как...
Небесные науки как факт и как проект iconРабочая программа учебной дисциплины социология для специальности 200200 «Оптотехника»
Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О. Конта. Классические социологические...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск