Скачать 73.47 Kb.
|
«Кто хочет на загадки получить отгадки» (внеклассное мероприятие) Учитель: Барачевская Л.И. Дата проведения: 11 декабря 2010 г. Задачи: 1. Развивать смекалку, сообразительность, ум, расширять кругозор, обогащать речь. 2. Способствовать активизации познавательной деятельности. 3. Знакомить учащихся с жанрами устного народного творчества. ХОД МЕРОПРИЯТИЯ Сегодня мы поговорим о загадках. Для чего они нужны и кто их придумал? Они возникли еще в древности, когда не было письменности. Древние люди относились к загадкам очень серьезно. Когда юноша подрастал, то его признавали зрелым мужчиной, воином только после того, как он разгадывал несколько загаданных ему загадок. Давайте и мы отгадаем несколько загадок. Этот конь не ест овса, Вместо ног – два колеса. Сядь верхом и мчись на нем, Только лучше правь рулем. (велосипед) Живет в нем вся вселенная, А вещь обыкновенная. (телевизор) Полюбуйся, посмотри - Полюс северный внутри! Там сверкает снег и лед, Там сама зима живет. Навсегда нам эту зиму Привезли из магазина. (холодильник) К нам во двор забрался крот, Роет землю у ворот. Тонна в рот земли войдет, Если крот раскроет рот. (экскаватор) В сказках и легендах рассказывали о чудовищах, предлагавших героям самые хитроумные загадки: разгадаешь – останешься жить, а нет – пеняй на себя! Древнегреческий миф рассказывает, что крылатый лев с головой женщины – сфинкс – задал царю Эдипу трудную загадку: «Утром на четырех, в полдень на двух, а вечером на трех ногах. Кто это такой?» Эдип разгадал: «Маленький ребенок ползает, на двух ногах – взрослый человек, а на трех ногах – старец с палочкой!» Побежденный сфинкс в отчаянии бросился со скалы и разбился. Древние люди хотели этим сказать, что человек может разгадать любую тайну природы. Давайте вспомним сказки, в которых главному герою приходится отгадывать загадки, чтобы спасти жизнь. (Учащиеся называют сказки) Загадка – это жанр народного поэтического творчества, иносказательное описание предмета, явления, проверяющее сообразительность. Человеку нужно постоянно упражнять свой мозг, чтобы он развивался. С глубокой древности люди приучали к этому маленьких детей, загадывая им загадки. А сейчас практически ни один детский праздник не обходится без загадок. Они стали видом досугового развлечения. Удивительно поэтичны русские загадки. В них богатая выдумка, остроумие, поэзия, образный строй живой разговорной речи. Метко определил загадку сам народ: «Без лица в личине». Предмет, который загадан, «лицо», скрывается под «личиной»- иносказанием или намеком. Поэтому каждая загадка для отгадывающего – это своеобразное испытание на сообразительность. Легко отгадывает загадки тот, кто хорошо представляет себе предметы и явления, о которых идёт речь, а также разгадывает в словах скрытый смысл. И если смотреть на окружающий мир внимательными, зоркими глазами, замечая всю красоту и богатство его, то всякий мудрёный вопрос, любое иносказание в загадках будут разгаданы. Из глубины времён загадки донесли до нас мудрость русского народа. В них он просто и красочно выразил себя, свой труд, своё отношение к окружающему миру, к явлениям природы, к животным, к птицам. Большое количество загадок построено по принципу перечисления признаков предмета, например: «Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает». Что это? (книга) Вспомните или придумайте загадки, перечисляющие признаки какого-либо предмета или явления. (Учащиеся предлагают свои варианты загадок). Например: Чиста, да не вода, Клейка, да не смола, Бела, да не снег, Сладка, да не мед, От рогатого берут И детям дают. (молоко) Я пушистый, мягкий, круглый, Есть и хвост, но я не кот. (клубок) Другие загадки указывают на происхождение предмета: «От воды родится – воды боится». (соль) Если ты его отточишь, Нарисуешь все, что хочешь. (карандаш) Явился в желтой шубке: Прощайте две скорлупки. (цыпленок) Белая звездочка с неба упала, Мне на ладошку легла и пропала. (снежинка) Еще загадки говорят, для чего предназначен тот или иной предмет: Землю рыть я помогаю, Вместо тысячи лопат Я один работать рад. (экскаватор) Стоит толстячок, подбоченивши бочок, Шипит и кипит, всем пить чай велит. (самовар) Конь стальной овса не просит, А пашет и косит. (трактор) Жужжит, но не летает, От пыли дом спасает. (пылесос) Во многих загадках используются образные выражения, сравнения с другим предметом, чаще с живым существом. Например: « На ночь два оконца сами закрываются, а с восходом солнца сами открываются». (Глаза) Или: Сидит на ложке, свесив ножки. (лапша) Деревянная дорога, Вверх идет она отлого. Что ни шаг – то овраг.(лестница) Два братца пошли на реку купаться.(ведра) Жар-птица летает, золотые перья роняет. (Огонь) Кто ходит ночь и ходит день, Не зная, что такое лень? (Часы) Всю жизнь ходят в обгонку, А обогнать друг друга не могут.(ноги) В наши дни широкое распространение получили шуточные загадки, основанные помимо смекалки и на путанице похожих по звучанию слов: «Шел дождь, ехал автобус. Все в автобусе спали. Только водитель не спал.» Вопросы: Как звали водителя? Какой был номер автобуса? Какое колесо не крутилось? ( Водителя звали Толя (Толька), номер автобуса был мокрый, не крутилось запасное колесо). Загадки-шутки основаны на игре слов, заставляют мысль работать в неверном направлении и поражают неожиданностью ответа. Например: «Бежало сорок волков, сколько у них ушей, хвостов?» (Ни одного, у шей хвостов не бывает) С помощью загадок можно составить кроссворд, да не простой, а тематический. Например, о животных, о растениях, о транспорте и т.д. Я предлагаю вам разгадать «Цветочный кроссворд» По горизонтали: 3. Он стоит на тонкой ножке, Словно аист, в поле чистом, И накрылся, как шапчонкой, Белым зонтиком пушистым. (Одуванчик) 7. У реки, на лугу Босиком на снегу Первые цветочки- Желтые глазочки. (Мать- и- мачеха) По вертикали: 1. Стоят в лугах сестрички, Золотой глазок, Белые реснички. (Ромашки) 2. Крошечные чашечки развесил, Словно бусы, он на стебельке, И, должно быть, думает о лесе, Солнечной лужайке и реке. (Ландыш) 4. Твой глазок на ножке твердой Затерялся в колосках. Все же ты, красавец гордый, Гость ненужный на полях. (Василек) 5. На лугу со всех сторон Легкий-легкий, Тонкий-тонкий Будто слышится мне звон. ( Колокольчик) 6. Белая, пушистая, Густая и душистая Завесила село - Как будто подморозило. Как будто сад и озеро Метелью занесло. (Черемуха) 8. Этот цветок называют звездой. Так бы его вы назвали и сами, В нем лепестки разбежались лучами От сердцевинки, совсем золотой. (Астра) У каждого жанра в фольклоре был свой прославленный собиратель. Известным собирателем загадок был Дмитрий Николаевич Садовников (родился в 1847 г.). Благодаря ему до нашего времени дошли загадки, сочиненные народом много лет назад. Его привлекало в загадках то, как в них отразились быт и мировоззрение крестьян. Собирали загадки известные русские фольклористы В.И.Даль, И.А.Худяков, М.А.Рыбникова. Загадки русского народа Маленький да гнутенький Весь дом стережет. (Замок) Стоит столбом, горит огнем; Ни жару, ни пару, ни угольев.(Свеча) Стучит, бренчит, вертится; Ходит весь век, а не человек. (Часы) В брюхе – баня, в носу – решето, на голове пупок, всего одна рука, и та – на голове.(Чайник) Ни шит, ни кроен, а весь в рубцах; Без счету одежек. И все без застежек.(Кочан капусты) Существуют готовые рифмованные загадки, в которых вам нужно отгадать только последнее слово, причем в рифму. Рифмы нередко служат подсказкой к загадке. Отгадайте загадки Ирины Ефимовой и Елены Григорьевой. Отвечайте хором. Едет он на двух колесах, Не буксует на откосах. И бензина в баке нет. Это мой … (велосипед) Когда порою одиноко, Вдруг в тишину ворвется звон, И голос друга издалека Тебе подарит … (телефон) На одной ноге кружится, Беззаботна, весела, В пестрой юбке танцовщица, Музыкальная … (юла). Идет спокойно, не спеша - Пусть видят все, как хороша! Удобна и прочна рубаха, В которой ходит … (черепаха). На столе передо мной Закружился шар земной. Арктика, экватор, полюс… Уместил всю землю … (глобус). Правильно, загадки развивают наш ум, смекалку, сообразительность. Жизнь не стоит на месте, развивается наука и техника, появляются новые виды товаров, дающие почву для рождения новых загадок. Загадка относится к малым жанрам фольклора, она отличается краткостью, лаконичностью высказывания. Со временем в них появлялись новые реалии: «Без головы, без языка, а говорит на всех языках» (Радио) «Белый шкаф купили мы, в нем немножечко зимы» Холодильник, «Висит груша – нельзя скушать» Лампочка. Иногда загадки построены в виде прямого вопроса: Что видно только ночью? Звезды Что за тварь людей питает, а церкви освящает? Пчела Часто встречаются загадки, построенные на диалоге: - Это черная? - Нет, красная. - А почему белая? - Потому, что зеленая. Красная смородина Некоторые загадки строятся на отрицании: Кругла, а не месяц, Желта, а не масло, С хвостиком, а не мышь. Репа В некоторых загадках описание признаков предмета, который надо отгадать, дано от первого лица: Меня бьют, колотят, ворочают, режут Я все терплю и всем добром плачу. Земля А сейчас вы будете загадывать друг другу загадки, которые вы приготовили к нашему занятию. Подведем итог. Что же такое загадка? Для чего они нужны? И в заключении нашего занятия я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Призы- загадки». Игра очень простая. Вы выбираете карточку с загадкой и отгадав ее, получаете свой приз, который лежит в этой коробке. Отгадка является призом вам за работу на занятии. 1. Я родственник мячу, куда хочу, туда лечу. Воздушный шар 2. Не полезна, но вкусна, детям нравится она. Конфета 3. Сам дней не знает, а другим указывает. Календарь 4. Маленький Ивашка, деревянная рубашка. Карандаш Наше занятие подошло к концу. Всем спасибо за работу. |
Внеклассное мероприятие по математике. 5-8-е классы Игра "Кто хочет стать отличником?" Внеклассное мероприятие по математике. 5–8-е классы | Города Копенгаген Перечислите отгадки (запишите через запятую отгадки в том порядке, в котором записаны загадки ) Василиса Премудрая, Баюн, лягушка,... | ||
Бланк ответов (3-5 класс) Всероссийского дистанционного конкурса... Перечислите отгадки (запишите через запятую отгадки в том порядке, в котором записаны загадки ) | Внеклассное мероприятие для учащихся средних и старших классов. Конкретные... «Изучение биографии писателя в аспекте литературного краеведения». 9 февраля 2012 года в рамках школьной Недели к 190-летию со дня... | ||
Внеклассное мероприятие Внеклассное мероприятие «Праздничная программа к Дню Матери» Воспитывать уважительное и бережное отношение к маме, формировать понятие о роли мамы в жизни каждого человека | Внеклассное мероприятие «Профессия Учитель» 5 Дьячкова А. А. 4 Внеклассное... Согласно приказу директора школы №18 от 24 сентября 2012года проводилась декада, посвященная ко Дню Учителя и 90-летию мо рс (Я) | ||
Внеклассное мероприятие по теме "Фестиваль телевизионных программ"... Копылова Марина Анатольевна, учитель начальных классов моу "Щебзаводская средняя общеобразовательная школа" | Внеклассное мероприятие «Я в мире толерантности» для 7-8 классов... Дополнительные сведения Внеклассное мероприятие «Я в мире толерантности» для 7-8 классов | ||
Посвящение в юные музыканты (внеклассное мероприятие) «Посвящение в юные музыканты» (внеклассное мероприятие) Ерофеева Галина Павловна, преподаватель мбоу дод «дши г. Нарьян-Мара» | Внеклассное мероприятие Оформление: стены помещения, где проходит открытое мероприятие, украшены новогодними плакатами, гирляндами и т д | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Я загадаю вам загадки. Отгадки попрошу не называть, а показывать. Так мы проверим, как вы готовы к уроку | Внеклассное мероприятие с элементами проектной работы «Берёза символ России!» ( Читает учитель) Наш урок называется «Берёза – символ России» Мы откроем смысл каждой строчки этой народной загадки, прикоснёмся сердцем к нашей русской... | ||
Методические рекомендации для тех, кто хочет качественно и быстро издать книгу Памятка автору : методические рекомендации для тех, кто хочет качественно и быстро издать книгу / Сост. И. В. Иванова, С. Н. Лычагина.... | Протокол №3 от 19февраля 2009г. Положение об открытых уроках (воспитательных... Открытый урок (мероприятие) проводится с методической целью в которой отражается то, что учитель (воспитатель) хочет показать посещающим... | ||
Внеклассное мероприятие по информатике в 10 классе «Слабое звено» Название документа: Внеклассное мероприятие по информатике в 10 классе «Слабое звено» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Да разве сердце позабудет того, кто хочет нам добра, того, кто нас выводит в люди, кто нас выводит в мастера!» |