Скачать 0.7 Mb.
|
Федеральное агентство по образованиюастраханский государственный университет памятка автору Методические рекомендации для тех, кто хочет качественно и быстро издать книгу Составители: И.В. Иванова С.Н. Лычагина Издательский дом «Астраханский университет» 2005 ББК 76.116 П15 Рекомендовано к печати редакционно-издательским советом Астраханского государственного университета Рецензент: В.Н. Гвоздей, канд. филол. наук, доц. (АГУ) Памятка автору : методические рекомендации для тех, кто хочет качественно и быстро издать книгу / Сост. : И. В. Иванова, С. Н. Лычагина. – 3-е изд., исправленное и доп. – Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2005. Третий выпуск Памятки автору является продолжением предыдущих и значительно дополняет их в соответствии с новыми тенденциями в сфере книгоиздания. Отражен современный взгляд на вузовское книгоиздание, совмещающий собственный редакторский опыт работы, традиционные требования государственных отраслевых стандартов и новейшие разработки в сфере издательской деятельности вузов. Предназначается студентам, аспирантам, преподавателям и всем, кто хотел бы издать свой труд в Издательском доме «Астраханский университет». © Издательский дом «Астраханский университет», 2005 © Иванова И. В., Лычагина С. Н., сост., 2005 © Лаврик И. И., дизайн обложки, 2005 Уважаемые авторы! Перед Вами третий выпуск «Памятки автору», с момента выхода второго прошел год. За этот период в жизни нашего университета поменялось многое, и в жизни Издательского дома «Астраханский университет» тоже. Мы продолжаем изучать опыт работы вузовских издательств России, обобщать собственные наработки, стараемся учесть Ваши пожелания. В нашей работе существуют незыблемые правила и традиции, которых мы придерживаемся много лет, поэтому на страницах Памятки изложены наиболее значимые моменты в работе над изданием, призванные помочь читателю (нашему потенциальному автору) найти верный путь в сложном процессе книгоиздания. Анализируя качество работ, которые вы приносите в последнее время в Издательский дом, мы пришли к выводу, что наша Памятка во многом помогла вам и в процессе создания рукописи, и на этапе подготовки сдачи ее в редакционный отдел. Большинство ваших работ удовлетворяют всем издательским требованиям, в подходах которых наметились некоторые изменения, рассказать о которых – цель нашего издания. Мы глубоко признательны нашим авторам, проявившим творческую инициативу и поделившимися с сотрудниками Издательского дома своими замечаниями и пожеланиями, которые мы постарались учесть в нашей работе. Мы благодарим отдел Интернет-технологий и А. А. Киселева и Е. А. Эрмана в частности за предоставленную возможность размещения Памятки в Интернете, что значительно облегчило авторам доступ к информации издательского характера. Хотим также поблагодарить наших постоянных авторов и научных редакторов, на протяжении многих лет принимающих активное участие в издательской деятельности нашего вуза. Наша настоящая работа содержит как сведения, вам уже известные, так и нововведения. В частности, посовещавшись, мы добавили два новых раздела: первый посвящен проблемам, связанным с грифованием работ в разных учреждениях России, второй – особенностям нового ГОСТа 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание: Общие требования и правила составления», введенным Международным советом по стандартизации, метрологии и сертификации. С 2005/2006 учебного года литература, выходящая в свет в нашем Издательском доме, оформляется в соответствии с указанным ГОСТом. А следовательно, меняются и требования к вашим рукописям. Вы трудитесь над рукописью в целях усовершенствования текста, мы продолжаем работать для Вас, чтобы ваши книги привлекали читателя не только ценным научным или учебно-методическим характером, но и привлекательным оформлением. На встречу нам и вашим пожеланиям идет и администрация: непрерывно обновляется полиграфическая база, сотрудники Издательского дома периодически повышают свою квалификацию в крупных полиграфических учреждениях России и проч. Наши разработки нацелены на решение проблем, возникающих именно перед автором. Создать определенную концепцию, выстроить оптимальную логику изложения материала в соответствии с идеей – задача автора, как обеспечить четкую и наглядную форму представления авторского замысла – задача редактора. Наша же общая цель – по возможности качественно и в приемлемые сроки издать произведение. Поэтому хотим обратиться к Вам с просьбой: перед сдачей рукописи в Издательский дом прислушайтесь к следующим советам:
Основная задача деятельности вузовского издательства – своевременное обеспечение учебного процесса необходимой учебно-методической и научной литературой. Наша книга призвана осветить различные аспекты редакционно-издательской деятельности вуза в целях ознакомления и помощи преподавателям-потенциальным авторам. В частности:
Наши рекомендации будут полезны для исследователей разных научных направлений (как гуманитарного, так и естественнонаучного), аспирантов, докторантов, методистов и всех, кто так или иначе заинтересован процессом создания книги. Направляя рукопись в Издательский дом, авторы передают ему право публикации на русском, а в исключительных случаях – на других языках. При этом за авторами сохраняются все остальные права как собственников этой рукописи. С каждым из авторов заключается типовой издательский договор. Как правило, написание произведения в целях успешной реализации учебного процесса, публикация научных разработок считаются служебным произведением, то есть произведением, выполненным в порядке служебного задания, а, следовательно, гонорар автору не выплачивается. Исключением являются заказные коммерческие работы, за создание которых автор получает вознаграждение (сумма которого оговаривается в издательском договоре отдельным пунктом). ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ИЗДАНИЙ, ИХ КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОБЪЕМЫ Программно-методическая литература Учебная программа – учебно-программное издание, определяющее содержание, объем, порядок изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины. Регламентирует как деятельность педагога, так и учебную работу студентов. В учебной программе раскрываются цели и задачи дисциплины, ее связь с другими предметами, содержание тем, указывается время, отводимое на изучение основных частей курса, определяются области и характер знаний, умений и навыков, которыми студент должен овладеть в результате изучения дисциплины, перечисляются виды учебных занятий в зависимости от формы обучения, обозначается круг литературных источников, необходимых для наиболее полного овладения дисциплиной. Объем – 0,5 уч.-изд. л. и более. Обучающие издания Учебник – учебно-теоретическое издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины (или ее части, раздела), соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Учебник является основной учебной книгой по дисциплине. В нем должны быть отражены базовые знания, определенные дидактическими единицами Государственного образовательного стандарта, которые устанавливают основные направления и аспекты рассмотрения предмета, а также последовательность расположения материала. Содержание учебника должно включать характеристику методов получения и использования знаний в конкретной области, методологические основания базовых законов и закономерностей функционирования и развития отраженной в нем области знания или сферы деятельности, ключевые проблемы и важнейшие тенденции развития этой науки. Объем – не менее 4 уч.-изд. л. Учебное пособие – учебно-теоретическое издание, частично заменяющее или дополняющее учебник и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Обычно выпускается в дополнение к учебнику, может охватывать не всю дисциплину, а лишь один или несколько разделов учебной программы. В содержание учебного пособия включается новый более актуальный материал, чем в учебник, так как пособие создается более оперативно, тем не менее материал должен подаваться в русле фундаментальных знаний, изложенных в учебнике. В отличие от учебника, пособие может включать спорные вопросы, демонстрирующие разные точки зрения на решение той или иной проблемы. Объем – не менее 3 уч.-изд. л. Курс лекций – тексты лекций одного или нескольких авторов по отдельным темам или курсу в целом, его можно рассматривать как дополнение к учебнику. В курсе лекций ярко проявляются авторские начала текста. В таких материалах текст персонифицирован и отражает особенности языка и стиля преподавателя данного учебного курса. Однако оригинальность авторского текста не должна затруднять восприятие основного содержания учебного материала, причем лекции должны соответствовать учебной программе. Автор раскрывает конкретные проблемы, ставит спорные вопросы, аргументирует собственную позицию, что имеет серьезный обучающий эффект. Объем – не менее 6 уч.-изд. л. Программно-методическая литература Практикум – учебное издание, нацеленное формирование и закрепление умений, практических навыков, обучение способам и методам использования теоретических знаний в конкретных условиях. Практикум направлен на овладение формами и методами познания, которые используются в соответствующей отрасли науки. В них содержатся задания и упражнения практического характера, способствующие усвоению теоретического курса. Лабораторный практикум может содержать теоретическую часть (например, описание физики изучаемых явлений). Объем – не менее 6 уч.-изд. л. Хрестоматия – сборник текстов, иллюстрирующих содержание учебника, в ее состав могут входить документы, литературные произведения и фрагменты из них. Важное место в хрестоматии занимают методические указания, в которых разъясняются особенности включенного текста, раскрывается его связь с учебным материалом. Каждый текст, включенный в хрестоматию, должен сопровождаться библиографическим описанием издания, из которого он взят. Объем – не менее 6 уч.-изд. л. Сборник задач (упражнений) – учебно-практическое издание, содержащее задачи (упражнения) и ответы к ним в объеме определенного курса (или его раздела). Может содержать также решения задач (упражнений), методические рекомендации по ним или подсказки. Объем – не менее 6 уч.-изд. л. Сборник иностранных текстов – учебно-практическое издание, содержащее тексты для изучения иностранного языка и методические рекомендации в объеме определенного курса. Объем – не менее 6 уч.-изд. л. Учебно-методическая литература Учебно-методическое пособие – учебно-методическое издание, которое содержит как теоретические сведения по учебной дисциплине (или ее разделу), так и материалы по методике ее самостоятельного изучения и практического освоения. Объем – не менее 3 уч.-изд. л. Методические рекомендации – учебно-методическое издание, содержащее материалы по методике самостоятельного изучения либо практического освоения студентами учебной дисциплины и подготовке к проверке знаний. В методические рекомендации могут быть включены требования к содержанию, оформлению и защите курсовых и дипломных работ. Указания содержат общую характеристику дисциплины (цели, задачи ее изучения, комплекс предметов, на которые она опирается), а также форм и методов и видов самостоятельной работы студентов (изучение литературных источников, конспектов лекций, подготовка к практическим занятиям, семинарам, составление докладов выступлений и др.). Объем – не более 1 уч.-изд. л. Научная литература Тезисы докладов (сообщений) научных конференций, съездов, симпозиумов – подвид непериодического научного издания, содержащего материалы предварительного характера: аннотации, рефераты докладов и (или) сообщений. Такой сборник выпускают обычно перед научной конференцией, съездом и т.д. для того, чтобы участники могли заранее познакомиться с содержанием выступлений и выбрать из них наиболее интересные для себя, что немаловажно, учитывая параллельную работу секций. Сборник не теряет своего значения как источник информации о научной конференции, съезде, особенно если не опубликованы их материалы. Объем 1 тезиса – не более 1 стр. Материалы конференции (съезда, симпозиума) – непериодический сборник, содержащий полные тексты докладов, сообщений, выступлений участников, результаты дискуссий, рекомендации, решения, принятые на конференции, постановления, резолюции. Объем – не более 10 уч.-изд. л. Сборник научных трудов – научное издание, содержащее статьи с результатами исследований по научным и научно-техническим направлениям деятельности университета. Объем – не менее 5 уч.-изд. л. Монография – научное или научно-популярное книжное издание, которое полно и всесторонне исследует тему или проблему и подводит итог их разработки в науке многими учеными и специалистами. У монографии может быть один или несколько авторов (коллективная монография). Объем – не менее 5 уч.-изд. л. Автореферат диссертации – информационное бесплатное издание небольшого объема, в котором автор диссертации излагает основные положения своего исследовательского труда, представленного к защите на соискание ученой степени кандидата или доктора наук. Объем, оформление и структура автореферата определяются в России инструкциями ВАК. Ограниченный тираж рассылается по списку специалистам и научным учреждениям незадолго до защиты. В Издательском доме авторефераты не вычитываются, только тиражируются. Объем – автореферата кандидатской диссертации не менее 1–1,5 уч.-изд. л.; докторской – 2–2,5 уч.-изд. л. Научный журнал – периодическое издание, содержащее статьи и материалы о научных исследованиях как теоретического, так и прикладного характера. Социально-функциональное назначение научного журнала – содействовать научным исследованиям, подводить итоги научным изысканиям и достижениям. Общий объем номера – 10 уч.-изд. л., объем статей определяется редколлегией каждого журнала отдельно. |
Программа успешных продаж, эффективных деловых переговоров и организации... Для тех, кто хочет вчетверо увеличить свои доходы за половину времени и повторить это снова! | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Идеально подходит для тех, кто хочет провести свой отдых спокойно. Расположение отеля позволяет быстро добраться до туристического... | ||
Методические рекомендации удк 37. 013 Ббк 74. 05 Методические рекомендации предназначены для педагогов общеобразовательных школ, воспитателей дошкольных учреждений, педагогов дополнительного... | Для тех, кто хочет егэ сдавать М.: Просвещение, 2009. Допущено Департаментом общего и среднего образования Министерства образования РФ | ||
Для некоторых школьная жизнь это просто нудные уроки. Но это только... | Кризисы любви системная психотерапия берта хеллингера Эта книга написана для психотерапевтов, психологов и педагогов, а также для тех, кто ищет свой шанс и хочет справиться с кризисами... | ||
Урок математики в проблемно эвристическом стиле ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мастерская по теме: «Случайная изменчивость» (Из серии занятий «Для тех, кто хочет знать больше») | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Для тех, кто хочет вчетверо увеличить свои доходы за половину времени и повторить это снова! | Методические рекомендации по выполнению письменных работ [Текст]... Для тех, кто пишет реферат, контрольную, курсовую или дипломную работу, диссертацию | ||
Аллан Чумак Тем, кто верит в чудо И тогда пришло решение: я напишу книгу. Книгу, в которой буду весь я — мой дар, мои мысли, моя жизнь. Мой Учитель, который вел меня... | Осипова Галина Александровна Современное образование – какое оно? Многих интересует и волнует этот вопрос – и тех, кто учит, и тех, кто учится | ||
Массажи и процедуры для тела Индийская процедура, способствующая гармонии души и тела. Пилинг лечебными травами; массаж тела с применением теплого кунжутного... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Пунта Кане, который был спроектирован специально для тех, кто хочет проводить отдых со своей семьей, сбежать со своей парой или насладиться... | ||
Темы Вашего учебного проекта Каждый участник становится экспертом в определенной области и может вести консультации по определенным вопросам, способ организации... | В начале 50-х годов XIX у Бодлера возникает новый план книги стихотворений,... «Круги ада» и включить в книгу новые разделы, куда входили и написанные поэтом богоборческие стихотворения («Авель и Каин», «Молебствование... |